Научная статья на тему 'Создание технопарка как стратегия развития малых городов'

Создание технопарка как стратегия развития малых городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычихина Н.С.

В статье отмечается, что создание на базе отечественных градообразующих предприятий современных инновационных структур технопарков может стать одной из мер, позволяющей реструктуризировать данные предприятия, сделать их успешными субъектами рыночных отношений, обеспечить устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства в рамках города и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание технопарка как стратегия развития малых городов»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.1

СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКА КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Н. С. РЫЧИХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономико-математического моделирования Б-таИ: псЫЫпа @таИ. ги Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье отмечается, что создание на базе отечественных градообразующих предприятий современных инновационных структур - технопарков может стать одной из мер, позволяющей реструктуризировать данные предприятия, сделать их успешными субъектами рыночных отношений, обеспечить устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства в рамках города и региона.

Ключевые слова: малый город, стратегия, технопарк.

Социально-экономическое развитие России невозможно без успешного функционирования малых городов, которые в условиях рыночной экономики нуждаются в инновационных стратегиях развития. В основе формирования большинства малых городов РФ лежат крупные градообразующие предприятия.

Под градообразующим предприятием понимается производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан населенного пункта. Оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы города. При плановой экономике такие предприятия:

- обеспечивали рабочими местами большую часть трудоспособного населения;

- являлись основным источником формирования доходной части бюджета города;

- улучшали социально-демографическую ситуацию;

- создавали собственную инфраструктуру.

При переходной экономике большинство градообразующих предприятий малых городов столкнулись с потерей конкурентоспособности. основными причинами этого являются:

- отсталость используемых технологий от мирового уровня;

- высокая степень изношенности основных фондов;

- низкое качество выпускаемой продукции и

др.

На данном этапе развития экономики мощности крупных градообразующих промышленных предприятий и заводов остаются недозагруженными. находящиеся на их территории свободные производственные и административные здания с подведенными коммуникациями, котельные, просторные земельные участки с гаражными постройками не используются, сдаются в аренду или попросту консервируются.

основными проблемами российских малых городов при кризисном состоянии (банкротстве) градообразующих промышленных предприятий являются [9]: 1) рост безработицы;

2)

3)

1)

крайне неблагоприятная демографическая ситуация (миграция трудоспособного населения в более крупные города); криминогенная обстановка и др.

В Ивановской области насчитывается 14 малых городов, 12 из которых являются моногородами. В 2006-2008 гг. в малых городах региона произошло сокращение количества крупных и средних предприятий обрабатывающих производств на 51 % (табл. 1).

Такая ситуация была обусловлена: макроэкономическими факторами:

- наступивший мировой кризис, который тяжело отразился на всей экономике страны;

- низкая инвестиционная привлекательность предприятий в малых городах;

микроэкономическими факторами:

- отсутствие местной сырьевой базы;

- низкое качество выпускаемой продукции;

- нехватка собственных оборотных средств;

- низкий платежеспособный спрос;

- высокая конкуренция на рынке.

При закрытии крупных промышленных предприятий на территории города остаются свободные производственные и административные площади, земельные участки, высвобождается промышленно-производственный персонал, которые в совокупности составляют неиспользованный производственный потенциал.

2)

В подобных условиях для сохранения города требуется своевременная разработка стратегических мероприятий по реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности, включающих финансовую поддержку на общегосударственном уровне и со стороны региональных органов власти, инвесторов.

Инновационный путь развития России предполагает использование современных стратегий развития малых городов, к которым относятся:

- создание региональных технопарков, производственных комплексов, кластерных структур,

- перепрофилирование малых городов в туристические центры,

- поддержка развития малого предпринимательства и др. [3, 4, 5].

Технопарк является важным элементом современной экономики и широко используется как инструмент поддержки инновационного бизнеса в зарубежной практике. К примеру, Инновационный совет Квинслэнда предлагает следующую формулировку: «Технологический парк - это юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона» [10].

Из определения технопарка четко прослеживаются цели его создания:

- продвижение инновационного бизнеса;

- улучшение экономической базы региона.

Таблица 1

Действующие крупные и средние организации обрабатывающих производств в 2005-2008 гг. [1

Город 2005 2006 2007 2008

Количество предприятий Абсолютный прирост (уменьшение) Количество предприятий Абсолютный прирост (уменьшение) Количество предприятий Абсолютный прирост (уменьшение)

Вичуга 54 43 -11 50 +7 35 -15

Тейково 26 27 +1 32 +5 28 -4

Фурманов 40 48 +8 68 +20 22 -36

Гаврилов Посад 12 46 +34 23 -23 - -23

Заволжск 12 16 +4 21 +5 10 -11

Комсомольск 20 25 +5 19 -6 8 -11

Кохма 22 21 -1 23 +2 16 -7

Наволоки 9 16 +5 10 -6 14 +4

Плес* - - - - - - -

Приволжск 12 17 +5 15 -2 13 -2

Пучеж 20 29 +9 21 -8 2 -19

Родники 11 30 +19 36 +6 10 -26

Южа 18 37 +19 30 -7 15 -15

Юрьевец 10 9 -1 8 -1 4 -4

Всего 266 364 +98 355 -8 177 -179

*В городе Плесе отсутствуют промышленные предприятия (он является туристическим центром).

Под продвижением инновационного бизнеса понимается ускорение инновационного цикла (время от рождения идеи до воплощения ее в продукте) и коммерциализация инновационного продукта на рынке потребителей. О росте экономической базы региона свидетельствуют:

- создание новых предприятий;

- увеличение объема отгруженной продукции;

- рост уровня заработной платы;

- повышение налоговых поступлений и др.

В условиях формирования рыночных отношений градообразующие предприятия могут послужить площадкой для создания региональных технопарков и сформировать потенциал для сохранения малых городов.

В российской экономике технопарки - достаточно новое явление. Первые технопарки создавались в 1990-х гг. при высших учебных заведениях для продвижения инновационного продукта и технологий в экономику. По мере появления диспропорций в экономическом развитии отдельных регионов местные органы власти стали все чаще рассматривать возможность формирования на своей территории таких структур для активизации инновационных процессов в определенной сфере. Таким образом, у отечественных технопарков появилась новая функция - решение региональных проблем.

Основными предпосылками для создания технопарка в регионе являются:

- промышленная направленность области, края;

- наличие градообразующего крупного предприятия;

- появление потенциальных инвесторов;

- поддержка федеральных и региональных органов власти.

Региональные технопарки могут быть построены «с нуля», а могут организовываться на имущественном комплексе промышленных предприятий. В связи со сложностями финансирования создания новых инновационных структур особый интерес вызывают технопарки, созданные на базе градообразующих промышленных предприятий. Схема создания регионального технопарка на базе градообразующего предприятия представлена на рис. 1.

Промышленное предприятие способно внести в технопарк имеющуюся инфраструктуру и заполнить его фирмами, созданными в переходный период в рамках реструктуризации крупных предприятий [7].

В Ивановской области для сохранения малых городов и повышения инвестиционной привлекательности области было решено использовать уже существующую текстильную направленность региона и создавать технопарк на базе градообразующего Родниковского текстильного комбината.

Основные экономические показатели г. Родники за 2007-2009 гг. представлены в табл. 2. Закрытие крупных и средних предприятий, снижение количества отгруженных товаров собственного обрабатывающего производства, увольнение персонала, рост безработицы (с 2007 по 2009 гг. - в 4,5 раза) - факторы, свидетельствующие о его сложном социально-экономическом положении. Как оно изменилось, можно судить по данным, отраженным в табл. 3.

На Родниковском текстильном комбинате при плановой экономике работало более 30 % населения райцентра. Предприятие обеспечивало около 25 % поступлений в бюджет г. Родники. Толчком к созданию технопарка стал финансовый кризис предприятия в 2009 г. Когда спрос на продукцию предприятия резко упал, а производство сократилось, собственникам предприятия пришлось сдавать «гуляющие» площади в аренду. Но спроса на разрушенные помещения не было. Тогда владельцы предприятия поставили задачу - сделать площадку максимально выгодной для резидентов, сохранив профиль производства. На первом этапе в 2010 г. Родниковский технопарк создавался исключительно за счет частных инвестиций. В 2011 г. в рамках государственной поддержки технопарков были выделены бюджетные инвестиции на его развитие -64,7 млн руб. В 2012 г. - еще 295,23 млн руб., в том числе 147 млн за счет федерального и 36,75 млн за счет областного бюджетов [2].

Выделенные средства федерального и регионального бюджетов использованы для реконструкции зданий. Собственные средства технопарка идут на оснащение оборудованием лабораторных корпусов. За два года индустриальный парк «Родники» стал современной территорией в 370 га с комплексом производственных, складских, офисных и вспомогательных помещений со всеми коммуникациями, собственной электростанцией и всей инфраструктурой, необходимой для создания нового производства в максимально короткие сроки [9]. Основной целью создания данного парка является содействие в регионе новому бизнесу в развитии производств с современными технологиями. На

Федеральные органы государственной власти

Региональные и местные органы власти

Рис. 1. Создание регионального технопарка на базе градообразующего предприятия

Законодательная и финансовая поддержка

И

н в

Е С

т

о р

ы

Финансир! вание

Наукоемкие средние и малые предприятия

Научно-исследовательские лаборатории

Банковские филиалы

Производственно-хозяйственные и административные помещения

Реструктурируемые предприятия

НИИ,

высшие и

средние

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебные

Кадры заведения

Подведенные коммуникации (вода, свет, электричество), собственная

котельная

ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Земельные участки

Таблица 2

Социально-экономические показатели г. Родники за 2007-2009 гг. (до создания технопарка)

Показатель 01.01.2007 01.01.2008 01.01. 2009

отгружено товаров собственного обрабатывающего производства, млн руб. 670,1 858,7 476,4

Среднесписочная численность работников по организациям, тыс. чел. 7,3 6,7 5

Безработные граждане, чел. 235 568 1 056

Таблица 3

Социально-экономические показатели г. Родники за 2010-2012 гг. ( после создания технопарка)

Показатель 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012

отгружено товаров собственного производства, млн руб. 724 990 1 118382 1 220 647

Среднемесячная заработная плата, руб. 6 623,3 7 492 8 283

Уровень безработицы, % 6,3 3,7 2,8

Число занятых в экономике, чел. 14 650 - 15 050

Количество юридических лиц, ед. 549 826 811

Удельный вес прибыльных организаций, % - 64 71

территории технопарка наукоемкие предприятия-резиденты могут получить:

- возможность аренды производственных, административных, складских помещений, лабораторий по доступным ценам;

- оборудование в аренду по доступным ценам;

- льготные тарифы на электричество, воду (собственная ТЭЦ позволяет обеспечить потребности резидентов парка в тепло- и электроэнергии по ценам на 20 % ниже рыночных);

- свободные мощности по газу;

- возможность использования развитой инфраструктуры парка (услуги логистического комплекса, автомобильного и железнодорожного транспорта, организация производства «под ключ», консультационные услуги, кадровое агентство);

- содействие во внешнеэкономической деятельности;

- возможность освещения деятельности входящих в технопарк предприятий в средствах массовой информации;

- невысокую стоимость труда квалифицированного персонала;

- льготы по налогу на имущество от администрации Ивановской области и др.

Благодаря таким возможностям предприятия способны добиться ускорения инновационного цикла, оперативной коммерческой реализуемости инновационного продукта (технологий), ценовых конкурентных преимуществ и быстрого завоевания определенной рыночной ниши.

Первыми резидентами парка стали: ткацкая фабрика, выпускающая высокотехнологические ткани; швейная фабрика, выпускающая постельное белье из высокотехнологичных волокон и др. В рамках текстильного кластера технопарк находится в тесном сотрудничестве с институтами, расположенными на территории Ивановской области:

- Ивановским государственным химико-технологическим университетом, который разрабатывает препараты для придания новых свойств тканям;

- Ивановской текстильной академией, осуществляющей разработку новых тканей и волокон;

- Институтом химии и растворов, занимающимся вопросами огнезащиты и пропитки тканей.

Успешное функционирование предприятий-резидентов является залогом роста доходов самого технопарка и повышения его инвестиционной привлекательности.

Создание технопарка должно быть экономически выгодно на федеральном, региональном, местном уровнях и на уровне отдельного предприятия.

Федеральные органы власти рассматривают создание технопарка в регионах как один из инструментов реализации инновационного пути развития государства, направленного на повышение темпов роста в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. При их эффективном функционировании можно достичь:

- преобладающей доли российских высокотехнологичных продуктов на внутреннем рынке;

- роста экспорта отечественных высокотехнологичных товаров;

- повышения статуса России на мировом уровне.

Основной целью создания технопарка в регионе становится активизация инновационных процессов в определенном секторе региональной экономики. Технопарк позволяет:

- увеличить количество наукоемких фирм в регионе;

- сформировать благоприятные условия для устойчивого развития научно-технологического и производственного предпринимательства;

- повысить объем отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами региона.

Региональный эффект от создания технопарка заключается в увеличении доли налогов в доходной части бюджета области, дополнительном количестве созданных рабочих мест, росте среднемесячной заработной платы в области, повышении инвестиционной привлекательности региона и др.

Сохранение малых городов является одной из задач политики региональных органов власти. Порой от возможности создания технопарка в городе будет зависеть его будущее. При формировании технопарка органы местного управления ставят перед собой следующие задачи:

- реструктуризация, модернизация и реконструкция градообразующего предприятия;

- рост объема отгруженных товаров собственного производства;

- выполнение работ и услуг собственными силами города;

- развитие смежных секторов в экономике и сфере услуг;

- создание новых рабочих мест;

- повышение занятости населения города.

Создание подобной структуры обеспечивает долгосрочную стратегию развития малого города, повышает его имидж в регионе. При успешном функционировании технопарка появляются следующие возможности:

- повышение среднемесячной заработной платы в городе;

- сокращение выплат пособий по безработице;

- увеличение налоговой базы в доходной части бюджета города;

- повышение образовательного и культурного уровней города и др.

Цели, факторы и эффект от создания регионального технопарка в малом городе Родники представлены на рис. 2.

Бюджетная эффективность от создания технопарка заключается в росте налоговых поступлений, повышении инвестиционной привлекательности региона. По данным департамента экономического развития и торговли администрации Ивановской области, прирост налоговых поступлений от ре-

Факторы создания:

- текстильная направленность области;

- наличие крупного градообразующего предприятия в г. Родники;

- высококвалифицированный персонал (местные жители);

- хорошие подъездные пути и др.

Цели:

- активизация инновационных процессов в Ивановской области в текстильной отрасли;

- создание долгосрочной стратегии развития малого города (сохранение малого города Родники)

Преимущества для резидентов технопарка:

- возможность аренды производственных, административных, складских помещений, лабораторий по доступным ценам;

- оборудование в аренду по доступным ценам;

- льготные тарифы на электричество, воду (собственная ТЭЦ позволяет обеспечить потребности резидентов парка в тепло- и электроэнергии по ценам на 20% ниже рыночных);

- свободные мощности по газу;

- возможность использования развитой инфраструктуры парка (услуги логистического комплекса, услуги автомобильного и железнодорожного транспорта, организация производства «под ключ», консультационные услуги, кадровое агентство);

- содействие во внешнеэкономической деятельности;

- освещение деятельности входящих в технопарк предприятий в средствах массовой информации;

- невысокая стоимость труда квалифицированного персонала;

- льготы по налогу на имущество от администрации Ивановской области и др.

Эффект от создания Родниковского технопарка:

- рост количества предприятий в городе;

- дополнительное количество созданных рабочих мест;

- увеличение налоговой базы в доходной части бюджета;

- рост среднемесячной заработной платы;

- повышение образовательного и культурного уровня города;

- рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами города и региона;

- развитие смежных секторов в экономике и сфере услуг;

- повышение инвестиционной привлекательности города и др.

Рис. 2. Цели, факторы и эффект от создания регионального технопарка в малом городе Родники

зидентов, начало производственной деятельности которых приходится на период до 2011 г., в 2,94 раза больше, чем в 2010 г., а прирост налоговых поступлений от резидентов, начало производственной деятельности которых приходится на 2011 г., в 3,6 раза больше, чем в 2010 г [2]. Социальный эффект от функционирования технопарка выражается в создании дополнительных рабочих мест, росте среднемесячной заработной платы в регионе, повышении образовательного и культурного уровня населения. На предприятиях, расположенных на территории индустриального парка «Родники», создано свыше 1 200 новых рабочих мест. Дальнейшее его расширение позволит прибавить к этому количеству еще более 5 тыс. новых рабочих мест [2].

Создание технопарка в г. Родники благоприятно повлияло на основные экономические показатели города (см. табл. 3). В 2011 г. по сравнению с 2009 г.:

- увеличился объем отгруженных товаров собственного производства текстильной и швейной промышленности на 68 %;

- снизился уровень безработицы более чем в два раза;

- выросло количество предприятий на 47 %;

- увеличился удельный вес прибыльных предприятий.

Создание технопарка как стратегия функционирования города - важный этап в его эволюционном развитии, которому должен предшествовать анализ:

- факторов, влияющих на функционирование городского хозяйства и местной промышленности;

- исторической направленности поселения;

- возможностей привлечения инвестиций.

Кроме этого, необходимо опираться на функциональное значение города, внешний потенциал его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития, природные, трудовые, интеллектуальные и экономические ресурсы.

Список литературы

1. Города Ивановской области: стат. сборник. Ивановский комитет государственной статистики. Иваново. 2011.

2. О развитии индустриальных парков в Ивановской области: доклад члена правительства Ивановской области, начальника департамента экономического развития и торговли Ивановской области Давлетовой С. В. URL: http:// derit. ivanovoobl. ru.

3. Рычихина Н. С. Интеграция предприятий как мера стабилизации экономики малых городов/ Современные наукоемкие технологии. Иваново: Изд. ИГХТУ. 2010.

4. Рычихина Н. С. Направления реструктуризации производственной и хозяйственной деятельности малых городов (на примере г. Фурманова) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7.

5. Рычихина Н. С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6.

6. Рычихина Н. С. Роль крупных и средних предприятий в развитии малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 6.

7. Рычихина Н. С. Реструктуризация предприятий как мера стабилизации экономики муниципальных образований. Современные наукоемкие технологии. Иваново: Изд. ИГХТУ. 2009.

8. Технопарки в сфере высоких технологий России. 2011-2014 гг.: отраслевой обзор. М.: INFOLine. 2011.

9. URL: http://www. technopark-rodniki. ru/.

10. URL: http://www. ivanovonews. ru/lenta. jsp?id=25023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.