Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ / ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ / ИННОВАЦИОННЫЙ АЛЬЯНС / ГЕОГРАФИЯ БИЗНЕСА / КАЧЕСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ / ГИБКОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васяев А.П., Соклакова И.В., Сурат В.И.

В статье рассматриваются возможности использования стратегических альянсов в условиях глобализации и их применение в российской практике. В настоящее время наблюдается тенденция к разнообразию организационных форм интеграции. Заключение альянсов - это один из наиболее быстрых, дешевых и эффективных путей для реализации глобальной стратегии. В работе анализируются преимущества и недостатки стратегических альянсов, современные формы интеграции и выбор оптимальной модели интеграции для российских предприятий. Обосновано, что стратегические альянсы в текущих российских условиях наиболее широко распространены в высокотехнологичных отраслях, а также в нефтегазовой и автомобильной отраслях, а также установлены целевые ориентиры при создании альянсов для хозяйствующих субъектов, ведущих более традиционные формы бизнеса. Рассматривается возможность использования стратегических альянсов в условиях санкций и ограничений. Изучается опыт зарубежных компаний Marks Spencer и Microsoft по созданию инновационного альянса. Делается вывод о том, что альянс обеспечивает доступ к дополнительным знаниям и ресурсам, к компетенциям партнеров, повышая гибкость стратегии и конкурентные преимущества за счет доступа к финансовым, человеческим, рыночным и технологическим ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF STRATEGIC ALLIANCES AS AN EFFECTIVE FORM OF MODERN INTEGRATION

The article discusses the possibilities of using strategic alliances in the context of globalization and their application in Russian practice. Currently, there is a tendency to a variety of organizational forms of integration. Alliances are one of the fastest, cheapest and most effective ways to implement a global strategy. The paper analyzes the advantages and disadvantages of strategic alliances, modern forms of integration and the choice of the optimal integration model for Russian enterprises. It is stated that in current conditions strategic alliances in Russia are widespread in high-tech industries, and also in oil and gas and automotive industries. The authors also clarify the goals of firms of more traditional business in creation of alliances. The possibility of using strategic alliances under sanctions and restrictions is considered. The study examines the experience of such foreign companies as Marks Spencer and Microsoft in creating an innovative alliance. It is concluded that alliance provides access to additional knowledge and resources, to the competencies of its partners, allows for greater flexibility and competitive advantage through access to resources such as people, markets, technology and capital.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 334.726

Васяев А.П.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», НОЧУ ВО «Московский экономический институт», allexap@yandex.ru

Соклакова И.В.,

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Менеджмент», НОЧУ ВО «Московский экономический институт», irinasok2011@yandex.ru

Сурат В.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», НОЧУ ВО «Московский экономический институт», surat@list.ru

СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье рассматриваются возможности использования стратегических альянсов в условиях глобализации и их применение в российской практике. В настоящее время наблюдается тенденция к разнообразию организационных форм интеграции. Заключение альянсов - это один из наиболее быстрых, дешевых и эффективных путей для реализации глобальной стратегии. В работе анализируются преимущества и недостатки стратегических альянсов, современные формы интеграции и выбор оптимальной модели интеграции для российских предприятий. Обосновано, что стратегические альянсы в текущих российских условиях наиболее широко распространены в высокотехнологичных отраслях, а также в нефтегазовой и автомобильной отраслях, а также установлены целевые ориентиры при создании альянсов для хозяйствующих субъектов, ведущих более традиционные формы бизнеса. Рассматривается возможность использования стратегических альянсов в условиях санкций и ограничений. Изучается опыт зарубежных компаний Marks Spencer и Microsoft по созданию инновационного альянса. Делается вывод о том, что альянс обеспечивает доступ к дополнительным знаниям и ресурсам, к компетенциям партнеров, повышая гибкость стратегии и конкурентные преимущества за счет доступа к финансовым, человеческим, рыночным и технологическим ресурсам.

Ключевые слова: стратегический альянс, глобализация, интеграция, конкурентные преимущества, слияние и поглощение, современные формы интеграции, выбор оптимальной модели, инновационный альянс, география бизнеса, качество, оптимизация операций, гибкость, технологические решения

Vasyev A.,

PhD in Economics, Аssociate Professor of the Department «Management», Moscow Institute of Economics

Soklakova I.,

PhD in Economics, Аssociate Professor, head. Department of «Management», Moscow Institute of Economics

Surat V.,

PhD in Economics, Аssociate Professor of the Department «Economics», Moscow Institute of Economics

CREATION OF STRATEGIC ALLIANCES AS AN EFFECTIVE FORM OF MODERN INTEGRATION

The article discusses the possibilities of using strategic alliances in the context of globalization and their application in Russian practice. Currently, there is a tendency to a variety of organizational forms of integration. Alliances are one of the fastest, cheapest and most effective ways to implement a global strategy. The paper analyzes the advantages and disadvantages of strategic alliances, modern forms of integration and the choice of the optimal integration model for Russian enterprises. It is stated that in current conditions strategic alliances in Russia are widespread in high-tech industries, and also in oil and gas and automotive industries. The authors also clarify the goals of firms of more traditional business in creation of alliances.

The possibility of using strategic alliances under sanctions and restrictions is considered. The study examines the experience of such foreign companies as Marks Spencer and Microsoft in creating an innovative alliance. It is concluded that alliance provides access to additional knowledge and resources, to the competencies of its partners, allows for greater flexibility and competitive advantage through access to resources such as people, markets, technology and capital.

Keywords: strategic alliance, globalization, integration, competitive advantages, mergers and acquisitions, modern forms of integration, choice of optimal model, innovative alliance, business geography, quality, optimization of operations, flexibility, technological solutions

Представляется очевидным, что современное развитие мировой экономики характеризуется постоянными циклическими колебаниями, изменениями, которые вызваны глобализацией. В этих условиях способность национальных и транснациональных фирм к выживанию становится определяющей. Появляется большое количество фирм, которые выходят на мировые рынки, в результате чего увеличивается количество участников торговли в рамках единого экономического пространства, а конкурентная борьба становится все более серьезным явлением. Чтобы выжить на таких рынках, фирмы должны находить принципиально новые, нестандартные пути сотрудничества.

В конце ХХ века наблюдалось резкое увеличение числа стратегических альянсов в мировой экономике. Эта тенденция продолжается и в настоящее время. «Стратегические альянсы представляют собой долгосрочные взаимовыгодные и доверительные межфирменные отношения, предоставляющие партнерам возможности для достижения общих стратегических целей, повышения конкурентоспособности, без потери своей автономности в принятии важнейших стратегических решений» [4, 9]. Появление альянсов было вызвано кадровыми, технологическими, финансовыми, политическими и конкурентными изменениями, которые существенно увеличиваются за счет процесса глобализации.

Закономерным представляется вывод, что желая того или нет, фирмы вынуждены справляться с различного рода вызовами и проблемами, которые преподносит как внутренняя, так и внешняя среда организации. Вот почему, многие фирмы используют стратегические альянсы как одно из средств повышения и сохранения своей конкурентоспособности.

Вступая в альянс, компании, как правило, всегда руководствуются четкими целями, обуславливающими подобные действия. Однако это не означает, что подобный вид сотрудничества протекает в полном балансе и согласованности партнеров, взаимодействие которых закономерно имеет свои пределы. Несмотря на то, что они выстраивают долгосрочные отношения сотрудничества между собой, компании все равно продолжают конкурировать друг с другом в других сферах. Так, IBM и Toshiba на протяжении длительного времени сотрудничают в области ис-

следования и производства плоских телевизионных экранов. Однако конкуренция в сфере производства и продаж ноутбуков и других мобильных устройств продолжается. [5]

В настоящее время выделяются такие формы организации стратегических альянсов, как прямое сотрудничество (не предусматривающее долевое участие сторон) и отдельный бизнес при участии партнеров альянса [5]. Для российских компаний организация альянсов как механизма обеспечения долгосрочной конкуренции является сегодня одним из наиболее острых вопросов в условиях наблюдающейся нехватки технологических, финансовых, человеческих ресурсов, низкой эффективности производства. В подобных условиях, назрела актуальная необходимость выработки и апробации принципиально новых подходов к стратегическому управлению во многих отечественных компаниях.

С учетом, что потенциальное взаимодействие может воплощаться в достаточно «жестких» формах интеграции (в данном случае речь идет о слиянии и поглощении), перед потенциальными партнерами, с методической и практической точки зрения в первую очередь встает вопрос о необходимости выбора оптимальной модели стратегического альянса. Модель организации совместного предприятия в данном случае, как свидетельствует практика, позволяет эффективно достигать локальные цели и задачи. При этом наиболее результативной формой в текущих экономических условиях эксперты признают такую форму альянса как совместный проект двух независимых организаций. [9]

В настоящее время наблюдается тенденция к разнообразию организационных форм интеграции. Опыт показывает, что стратегические альянсы, которые сейчас все больше превращаются в орудие конкурентной борьбы, играют в современной экономике именно такую роль. Ведь заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых, дешевых и эффективных путей для реализации глобальной стратегии. В то же время в данном случае не разрушается организационная структура компании.

По мнению авторов настоящего исследования создание стратегических альянсов позволяет современным хозяйствующим субъектам достичь следующих преимуществ:

- облегчается доступ к каналам маркетинга и продаж партнера, а также его положению на рынке;

- осуществляется доступ к разработанным технологическим преимуществам, в том числе инновационного характера, а также продукции и интеллектуальной собственности партнера;

- обеспечивается доступ к финансовым ресурсам и возможностям партнера;

- с опорой на каналы партнера создаются возможности для повышения конкурентоспособности бренда, торговой марки, репутации компании на отраслевом рынке (национальном, международном);

- снижаются риски при осуществлении инновационных научно-технических разработок и технологий, их стоимость для разработчика и производителя;

- осуществляется доступ к менеджерскому мастерству, методическим наработкам в организационной, инновационной, кадровой и другого рода сферах и т.д.;

- стимулируются процессы производства в целом, в том числе инновационного, разработки новых продуктов, услуг и т.д. с последующим оперативным выходом на рынок;

- расширяется география бизнеса;

- сокращается себестоимость производства продукции и услуг.

Надо отметить, что последние три составляющих особенно характерны для компаний, работающих в сфере традиционного бизнеса.

Таким образом, формирование стратегического альянса позволяет организациям получить устойчивую площадку для своего стратегического развития и расширения, с экономией временных, человеческих, финансовых ресурсов и более высокой продуктивностью в отсутствие необходимости создания компетенций с нуля, концентрируясь на непосредственных и перспективных задачах. Однако в данном случае, безусловно, важнейшую роль приобретает вес и репутация партнера. Крайне значимо, чтобы он представлял бренд крупного и уже достаточно известного, характеризующегося положительной репутацией игрока на рынке.

Практика свидетельствует, что преимущества стратегических альянсов для партнеров возрастают при экономической нестабильности. В подтверждение данного тезиса приведем пример из отечественной практики. Так, в частности, российское издательство «Фабрика Журналов» сумело воспользоваться преимуществом создания стратегического альянса в полной мере и извлекло выгоду как для себя, так и для стратегического партнера. Издательство использовало инновационный подход к созданию корпоративной прессы и партнерству с клиентом. В результате партнерства на свет появился первый в мире журнал, который не только обошелся заказчику проекта

почти даром, но и создал дополнительную потребительскую ценность для конечного пользователя.[4]

Компании, которым характерен быстрый рост, в условиях стратегических альянсов могут результативно опираться на накопленный ими методический и организационный, а также кадровый потенциал, создавая расширенные предприятия, включающие при этом несколько альянсов. Таким образом, осуществляется доступ к компетенциям и корпоративным возможностям, культуре и наработке партнеров, их методическим основам деятельности.

Однако приведенные тезисы отнюдь не свидетельствуют, что стратегический альянс является абсолютной панацеей для современных хозяйствующих субъектов, особенно организаций с низкой конкурентоспособностью на рынке и другого рода проблемами. Статистические данные свидетельствуют, что реального успеха на рынке в рамках стабильного взаимного функционирования удается добиться не более, чем 45-59% из числа действующих сегодня альянсов [9].

Наиболее распространенные причины неудач интеграционных объединений при этом связаны с игнорированием первоначальных целей стратегического партнерства и их нереалистичностью; возникающими значительными операционными рисками; географическим фактором; неспособностью партнеров (как на уровне топ-менеджмента, так и других уровней управления и организационной структуры компании) к принятию новой корпоративной культуры, методов управления и т.д.

Вместе с тем в современной экономической практике присутствует и большое количество успешных примеров создания стратегических альянсов. В особенности это касается альянсов в высокотехнологичных отраслях, а также в нефтегазовой и автомобильной отраслях, где они характеризуются сегодня наибольшей распространенностью. Например, нефтегазовой компанией может быть заключен альянс с научно-исследовательскими организациями, институтами, лабораториями для повышения инновационного потенциала и разработки более современного экологически чистого вида топлива.[8] Компания по продаже одежды может прибегнуть к партнерским отношениям на основе стратегического альянса с целью повышения качества и его поддержания на постоянном уровне, выпуска новых коллекций для расширения аудитории (например, линейки «больших размеров», «для молодежи» и т.д.). Компания по изготовлению вэб-сайтов может организовать стратегический альянс с аналитической, рекламной компанией для объединения маркетинговых усилий и расширения спектра предлагаемых услуг.

Так, примерами крайне удачных стратегических альянсов, реализуемых в сегодняшних условиях,

можно назвать взаимовыгодное партнерство российской компании «Лукойл» и американской фирмы «Ко-ноко Филипс», а также вхождение «АвтоВАЗа» в глобальный альянс «Ниссан - Рено».

Если вести речь об инновационных сферах, то можно привести пример создания альянса между госкорпорацией «Росатом» и немецким холдингом «Сименс», которые подписали меморандум о создании совместного предприятия по разработке существующих и новых проектов российского ядерного реактора типа ВВЭР.[4] Однако в то же время данный пример является очень показательным с позиции непредвиденных рисков, которые могут поставить под угрозу эффективное функционирование альянса. Казалось бы, инновационный потенциал и перспективы альянса были очень высоки, но в Германии был принят законодательный акт о прекращении работы атомных электростанций до 2021 г., что поставило точку в потенциально плодотворном сотрудничестве.

Повышенный интерес отечественного бизнеса к транснациональным партнерствам, несмотря на существующие санкции и ограничения США и стран ЕС в отношении России, сегодня прогнозируется экспертами с большой долей уверенности на годы вперед [2]. Ведь стратегические альянсы могут объективно облегчить возникающие на пути к глобализации риски и барьеры - в том числе рыночного, организационного, административного характера.[2]

В этой связи следует остановиться на все более часто используемых в современной практике глобальных стратегических альянсах как форме взаимодействия партнеров. Он представляет особую актуальность в случае необходимости выхода на новый рынок или перехода к связанному бизнесу, в особенности в условиях санкций, когда например, как в данный момент в России, действует запрет на импорт с целью защита отечественной промышленности и рынка. В большинстве случаев такого рода альянсы создаются между двумя или несколькими партнерами, базирующимися в разных странах. Партнеры участвуют в собственности вновь создаваемого предприятия и увеличивают конкурентные преимущества на своих комбинированных территориях и рынках. [6] Характерным примером в данном случае является глобальный альянс компаний Nokia и Microsoft, например, в рамках которого партнерами в качестве стратегических целей запланировано объединение собственных активов и стимулирование развития инновационных мобильных продуктов в максимальном масштабе. Накопленные данными гигантами опыт и сильные стороны, несмотря на прежнюю конкуренцию, теперь позволяют обеспечитьвзаимное выживание в новой стремительно изменяющейся глобальной технологической экосистеме и на рынке мобильных технологий.[9]

Еще одним примером удачного глобального альянса является партнерство компаний Du Pont и Sony по разработке технологий в области оптической памяти. Глобальный альянс Motorola - Toshiba успешно производит сегодня передовые микропроцессоры, а General Motors и Hitachi - электронные компоненты для автомобилей. Альянс Apple и IBM позволил соединить передовые возможности компьютерного гиганта в области аналитики и корпоративных вычислений с удобным и широко распространенным интерфейсом современных Iphone и Ipad. В рамках стратегического альянса компаний Google и Luxottica на свет появились инновационные «умные очки» Google.[3]

Такой инновационный глобальный альянс, как партнерство компаний Marks Spencer и Microsoft позволил двум партнерам извлечь максимум выгоды из развития возможностей искусственного интеллекта и его применении с целью повышения качества обслуживания розничных клиентов и оптимизации осуществляемых бизнес-операций.[1]

По результатам успешного функционирования данного альянса компания Microsoft начала представлять новые технологические решения для розничных продавцов во всем мире. По данным экспертов Reuters, корпорация недавно провела переговоры с компанией Walmart о возможном сотрудничестве в аналогичной области и экспериментальную проверку потенциальных возможностей - в частности, осуществлялись эксперименты с использованием видеокамер, которые закрепляли на тележках покупателей для отслеживания наиболее часто покупаемых товаров с дальнейшей передачей данной информации для ее обработки в качестве бизнес-аналитики и извлечения из нее конкурентных преимуществ.[7]

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что стратегические альянсы в условиях глобализации, региональной интеграции, повышения экономических рисков, санк-ционной политики, нестабильной экономической среды выступают одним из эффективных инструментов, позволяющих распределить и снизить потенциальные риски, а также использовать с целью повышения устойчивости и конкурентоспособности преимущества партнера. Стратегический альянс является более гибкой формой взаимодействия, чем то же совместное предприятие или слияние, поскольку партнер не теряет свою корпоративную культуру и организационную структуру, традиции управления и бизнес-практики, отсутствует необходимость объединения абсолютно всех ресурсов предприятий - они могут быть взаимо-дополнены лишь в определенных сферах. В результате каждый участник стратегического альянса сохраняет свою автономность и относительную самостоятельность, приобретая дополнительные преимущества.

Однако при этом не следует забывать о непредвиденных рисках внутреннего и особенно внешнего порядка, исследование и анализ которых должно быть

неотъемлемым и одним из первоначальных шагов в рамках реализации идеи о создании стратегического альянса между теми или иными партнерами.

Список литературы

1. Борщева А.В., Санталова М.С., Соклакова И.В., Сурат И.Л. Инновационный менеджмент в российском бизнесе. - М.: Дашков и К°, 2019. - 198 с.

2. Васяев А.П. Причины мирового финансового кризиса и особенности принимаемых антикризисных мер в России// Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: мат-лы IV международ. науч.-практ. конф. М: МЭИ, 2018. С. 190-194.

3. Геташвили И.Т., Латышева А.И., Иванова Е.В., Разумов А.И. Гармонизация технологий и гуманизма// Концепт: электрон. научно-метод. журнал. 2012. № 10. С. 064-073.

4.Дмитриева Д.М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России. -М.: Синергия, 2013. - 113 с.

5. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. - М.: Вильямс, 2016. - 368 с.

6. Коротков Э.М., Антонов С.А., Беляев А.А. и др. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Юрайт, 2018. - 300 с.

7. Попова Н. Зачем Marks & Spencer сотрудничает с Microsoft? [Электронный источник]. URL: https://fashionunited. ru/novostee/reetyeil/zachem-marks-spencer-sotrudnichaet-s-microsoft/2018062722298 (дата обращения: 14.11.2019).

8. Соклакова И.В., Сурат И.Л., Борщова А.В., Горлов В.В., Горлова И.С., Рогуленко Т.М. Управление возобновляемыми источниками энергии в Российской Федерации// Международный журнал машиностроения и технологии. -2018. - Т. 9. - № 12. - С. 36-44.

9. Хэмел Г. Стратегические альянсы. - М.: Альпина паблишер, 2017. - 212 с.

References

1. Borshcheva A.V., Santalova M. S., Soklakova I. V., SuratI. L. Innovative management in Russian business. - M.: Dashkov and Co., 2019. - 198 p.

2. BasaevA.P. Causes of the global financial crisis and the peculiarities of the adopted anti-crisis measures in Russia// Trends and prospects of the socio-technical environment: Proceedings of the IV international scientific and practical conference. - Moscow: MEI, 2018. - Pp. 190-194.

3. Getashvili I.T., Latysheva A.I., Ivanova E.V., Razumov A.I. Harmonization of technologies and humanism// Concept: scientific and methodical electronic journal. - 2012. - N. 10. - Pp. 064-073.

4. Dmitrieva D.M. Antitrust policy in the field of strategic alliances: the experience of the US, EU and Russia. - Moscow: Synergy, 2013. - 113 p.

5. Jenster P., Hussey D. Analysis of the strengths and weaknesses of the company. Identify strategic opportunities. -Moscow: Williams, 2016. - 368 p.

6. Korotkov E. M., Antonov S.A., Belyaev A.A. and others. Corporate social responsibility. Moscow: Yurait, 2018. - 300 p.

7. Popova N. Why Marks & Spencer cooperates with Microsoft? [Electronic source]. URL: https://fashionunited.ru/ novostee/reetyeil/zachem-marks-spencer-sotrudnichaet-s-microsoft/2018062722298 (accessed 14.11.2019).

8. Soklakova I.V., Surat I.L., Borshova A.V., Gorlov V.V., Gorlova I.S., Rogulenko T.M. The management of renewables in the russian federation// International Journal of Mechanical Engineering and Technology. - 2018. - Vol. 9. - N 12. - Pp. 36-44.

9. Hamel G. Strategic alliances. - Moscow: Alpina publisher, 2017. - 212 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.