Научная статья на тему 'Проблемы участия российских предприятий в международных стратегических альянсах на современном этапе'

Проблемы участия российских предприятий в международных стратегических альянсах на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / КООПЕРАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INTEGRATION / GLOBALIZATION / STRATEGIC ALLIANCE / COOPERATION / WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсумова Элиса Идрисовна, Галимов Руслан Ринатович

В данной статье стратегический альянс рассматривается как эффективная форма объединения компаний, максимально соответствующая критериям стратегических целей. Определены основные типы, виды и мотивы создания стратегических альянсов, описаны их преимущества и недостатки. Также раскрыты проблемы участия российских компаний в международных стратегических альянсах на современном этапе и приведены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF RUSSIAN ENTERPRISES IN INTERNATIONAL STRATEGIC ALLIANCES AT THE PRESENT STAGE

In this article strategic alliance is considered as the effective form of companies cooperation, in accordance with certain strategic targets. The main types and motifs, all advantages and disadvantages of strategic alliances are described. Also the problems of participation of Russian companies in international strategic alliances at the present stage are defined and ways of solving them are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы участия российских предприятий в международных стратегических альянсах на современном этапе»

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСАХ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Байсумова Элиса Идрисовна

студент факультета экономики и управления, кафедры «Мировая и национальная экономика» Московского Государственного Машиностроительного Университета (МАМИ), РФ, г. Москва

E-mail: elisa. baisumova@mail. ru Галимов Руслан Ринатович старший преподаватель кафедры «Мировая и национальная экономика» Московского Государственного Машиностроительного Университета

(МАМИ), РФ, г. Москва

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF RUSSIAN ENTERPRISES IN INTERNATIONALSTRATEGIC ALLIANCES AT THE PRESENT STAGE

Baisumova Elisa

student at the Faculty of Economics and Management, Department of «Global and National Economy" of Moscow State Engineering University (MAMI), Russia,

Moscow Galimov Ruslan

senior lecturer in "Global and National Economy" of Moscow State Engineering

University (MAMI), Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В данной статье стратегический альянс рассматривается как эффективная форма объединения компаний, максимально соответствующая критериям стратегических целей. Определены основные типы, виды и мотивы создания стратегических альянсов, описаны их преимущества и недостатки. Также раскрыты проблемы участия российских компаний в международных стратегических альянсах на современном этапе и приведены направления их решения.

ABSTRACT

In this article strategic alliance is considered as the effective form of companies cooperation, in accordance with certain strategic targets. The main types and motifs, alladvantages and disadvantagesof strategic alliances are described. Also the problems of participation of Russian companies in international strategic alliances at the present stage are definedand ways of solving them are given.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com

Ключевые слова: интеграция; глобализация; стратегический альянс; кооперация; мировая экономика.

Keywords: integration; globalization; strategic alliance; cooperation; the world economy.

Одним из ключевых факторов развития экономики на современном этапе является стремительно набирающий силу процесс интеграции, происходящий как на мировом, так и на национальном уровнях, и участвующий как в микро-, так и в макропроцессах.

В условиях глобализации, которая сегодня происходит во всех сферах реализации человеческой деятельности и с каждым днем проявляется все сильнее, возрастает градус конкурентной борьбы, создающий множество препятствий, но так же и возможностей для международных корпораций. При подобных обстоятельствах у данных компаний возникает необходимость разработки новых стратегий повышения уровня собственной конкурентоспособности. В связи с этим идет активный поиск и исследование новых форм сотрудничества в рамках интеграции.

Немаловажным моментом в данном процессе является определение баланса интересов и преимуществ участников интеграционных объединений, исходя из чего формируются такие формы сотрудничества, которые отличались бы наибольшей гибкостью в вопросе управления и координирования их деятельности, а также наиболее полно отвечающие требованиям и особенностям современного мира. Максимально подходящей и перспективной по этим параметрам является такая форма кооперации, как формирование стратегических альянсов.

Стратегические альянсы представляют собой сотрудничество нескольких промышленных предприятий, которое направлено на достижение долговременных результатов, стабильное и устойчивое развитие деятельности корпораций-участниц, а также осуществление совместных торговых программ. Отличительной особенностью стратегических альянсов является сохранение

независимости и полной юридической и экономической самостоятельности каждой вступившей в альянс корпорации. По своей структуре стратегические альянсы включают в себя несколько организационных форм (рисунок 1).

Рисунок 1. Организационные формы стратегических альянсов

Данная особенность улучшает качество функционирования стратегических альянсов и увеличивает конкурентоспособность промышленных предприятий за счет того, что создаются возможности выхода на новые рынки сбыта продукции и эффективного использования сильных сторон участников, а также возможности разделения рисков, совершенствования старых технологий и освоение новых.

В рамках мировой экономики стратегическим альянсам уделяют большое внимание и зачастую рассматривают их в роли одного из основополагающих факторов ее развития. Стоит отметить, что за последние годы динамика их развития возросла в несколько раз.

Понятие стратегические альянсы впервые появилось в 80-х годах и с тех пор они начали активно функционировать в таких секторах, как фармацевтика, производство химической продукции, электроники и электрооборудования, компьютерной техники, телекоммуникационного оборудования и телекоммуникаций, а также в сфере финансовых и деловых услуг. По данным

ОЭСР на сегодняшний день создано свыше 70 тыс. альянсов, при этом более 61 % из числа сформированных альянсов являются международными [1].

Говоря о российской экономике, стоит учитывать, что состояние таких отраслей, как авиационная промышленность, автомобилестроение, фармацевтика в определенной степени отстает от мирового уровня и качества. В связи с этим, стратегические альянсы приобретают статус важного инструмента развития и модернизации отстающих отраслей экономики. Но, тем не менее, российские компании недостаточно активно практикуют создание стратегических альянсов с зарубежными партнерами.

Этот неблагоприятный факт связан снескольким рядом причин:

• отклонение от стратегических целей;

• несоответствующие реальности ожидания;

• операционные и географические несостыковки;

• отсутствие достаточной мотивации;

• неспособность адаптироваться к новому стилю менеджмента;

• недостаток доверия;

• неспособность проанализировать существующиекультурные различия между организациями и людьми;

• отсутствие опыта ведения международного бизнеса и взаимодействия с зарубежными партнерами;

• недостаточно точное представление о преимуществах стратегических альянсов.

Действительно, преимуществ у подобной формы кооперации много [2]:

• экономия на масштабах производства;

• совместное использование производственных мощностей;

• объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

• снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы;

• снижение рисков деятельности;

• получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

• передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

• совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникаций, компьютеров, самолетов и т. п.).

Однако не стоит забывать, что функционирование стратегических альянсов так же связано и с некоторым количеством проблем, поэтому их создание всегда сопровождается определенными рисками, которые необходимо учитывать.

Зачастую стратегические альянсы имеют короткий срок существования и распадаются. К числу причин, почему так происходит, можно отнести трудности и нюансы, связанные с их созданием, в том числе [4]:

• расхождение целей и интересов предприятий, входящих в альянс;

• дополнительные издержки на начальной стадии формирования альянса;

• влияние человеческого фактора;

• взаимодействие стратегических альянсов с органами власти.

Таким образом, для достижения успеха необходимо в первую очередь тщательно планировать процесс реализации любых сделок, эффективнее координировать действия, а также огромное внимание уделить мотивации персонала всех компаний-участниц альянса для создания максимально эффективной базы работников.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятные тенденции и отсутствие опыта сотрудничества, некоторым отраслям российской экономики создание стратегических альянсов может помочь минимизировать объем затраченных усилий и ресурсов, а также обеспечить доступ к передовым знаниям зарубежных

партнеров и, как следствие, достичь мирового уровня. К примеру, в секторе фармацевтики это поспособствовало бы снижению стоимости продукции и созданию возможности выхода на новые рынки; в сфере коммуникаций — разработке новых глобальных продуктов и стандартов систем связи; в секторе автомобилестроения — объединению финансовых и технологических ресурсов для разработки новых моделей безопасных автомашин и двигателей, а также достижению экономии на масштабах производства и выхода на новые рынки; в отрасли авиаперевозок - снижению издержек при разработке общих систем резервирования и продажи билетов, обслуживания клиентов и т. д. [3].

В современных условиях наиболее выгодным и эффективным способом сотрудничества между корпорациями является именно объединение их общих усилий в рамках стратегического альянса. Исходя из этого, российским предприятиям необходимо развиваться в данном направлении, искать способы выхода на зарубежные рынки и перестраивать политику ведения переговоров и сделок таким образом, чтобы отслеживать успешность их выполнения на всех уровнях реализации. Помимо этого им следует предпринимать любые действия лишь в соответствии с изначально поставленными задачами и целями в расчете достичь долгосрочного сотрудничества, так как формирование международных стратегических альянсов является взаимовыгодной формой межорганизационных отношений.

Список литературы:

1. Горид А.Л., Катенев В.И., Руденко М.Н. Современные формы взаимодействия и интеграции предпринимательства. Пермь: Изд-во ПГНИТУ, 2011. — 238 с.

2. Калюгина С.Н. Стратегические социальные альянсы промышленных предприятий и их влияние на развитие социальной ответственности российского бизнеса // Российское предпринимательство. — 2011. — № 2. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. creativeconomy.ru/articles/11341/ (дата обращения: 27.02.1015).

3. Клочко О.А. Экономичекая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Евразийский международный научно-аналитический журнал — 2012. — №2 4 (44). [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4300 (дата обращения: 27.02.1015).

4. Руденко М.Н. Мотивы создания стратегических альянсов // Вестник Пермского университета. — 2011. — № 4(11). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivy-sozdaniya-strategicheskih-alyansov (дата обращения: 27.02.1015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.