Научная статья на тему 'Международные стратегические альянсы'

Международные стратегические альянсы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4561
643
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АЛЬЯНС / СТРАТЕГИЯ / ПОГЛОЩЕНИЕ / СЛИЯНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асланов Дмитрий Иванович, Ларионова Анастасия Александровна

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты создания альянсов, определены понятие, значение, необходимость и особенности создания таких видов предприятий, а также оценка практики ведения стратегических альянсов в России. Данная тема является актуальной, так как для российского рынка экономики стратегические альянсы являются, безусловно, новым форматом кооперации предприятий для достижения своих целей. С каждым годом число компаний, которые используют данный вид кооперации, становится все больше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стратегические альянсы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 334.7

Асланов Дмитрий Иванович

доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры экономики и финансов, филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края

Ларионова Анастасия Александровна студент, кафедра экономики и финансов, филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ

Аннотация

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты создания альянсов, определены понятие, значение, необходимость и особенности создания таких видов предприятий, а также оценка практики ведения стратегических альянсов в России. Данная тема является актуальной, так как для российского рынка экономики стратегические альянсы являются, безусловно, новым форматом кооперации предприятий для достижения своих целей. С каждым годом число компаний, которые используют данный вид кооперации, становится все больше.

Ключевые слова

альянс, стратегия, поглощение, слияние, диверсификация, интеграция.

Abstract

This article deals with the theoretical basis for the creation of alliances, the concept, importance and the need to create alliances, and particularly the creation of these types of businesses, as well as evaluation of the practice of creating strategic alliances in Russia. This topic is relevant for the Russian market economy strategic alliances are, of course, the new format of cooperation between enterprises to achieve their goals. Every year the number of companies that use this type of cooperation is growing.

Keywords

alliance, strategy, acquisitions, mergers, diversification, integration.

В начале третьего тысячелетия, в условиях международной экономической глобализации и последовательного изменения структуры экономики компании, интерес которых направлен на максимизацию прибыли и расширение производств, все чаще вступают в международные стратегические альянсы.

Под стратегическим альянсом понимают деловые отношения между организациями на внутреннем или международном рынках, путем объединения сильных сторон своих компаний, разделения рисков и интегрирования функции для достижения взаимной выгоды (в большинстве случаев - максимизации прибыли). Каждый партнер альянса является самостоятельным юридическим лицом, и, в отличие от слияния и поглощения, его капитал остается обособлен.

Преимуществом альянса является получение выгоды для каждого его партнера без длительной продолжительности.^, с. 14]

Создание международного стратегического альянса является одним из четырех способов укрепления позиций на международном рынке, приобретения технического ноу-хау и увеличения каналов сбыта.

Причины, побуждающие создать стратегический альянс, бывают различными, а иногда включают в себя сразу несколько факторов. В общем виде эти причины перечислены ниже:

1. Привлечение дополнительного капитала.

2. Предоставление возможности небольшой компании использовать место и опыт работы на рынке более крупной компании.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Объединение усилий и ресурсов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

4. Привлечение человеческих ресурсов с опытом для реализации конкретных проектов.

Наиболее важным фактором «судьбы» стратегического альянса является его изначальная разумность,

то есть наиболее правильный выбор стратегического руководства (описание, выбор, реализация), предпринимательский подход (эффективность путей развития) и анализ возможностей данного альянса. [7, с.26]

Основными подходами к созданию стратегического альянса являются интеграция и диверсификация. Это обозначает, что в результате диверсификации, «поглощающая» компания начинает новый вид деятельности, а в результате интеграции - усиливает свои позиции на рынке.

В международной практике были выделены некоторые виды тактик, направленные на создание стратегических альянсов. К ним относятся:

• Внезапное поглощение (blitzkreig tender offer) - ускоренная покупка акций контрольного пакета, возможно с привлечение залога. При этом, активы компании, которая была поглощена будут проданы в счет залога, финансировавшего поглощению.

• «Медвежьи объятия» (bear hug) - наиболее выгодное предложение, которые было сделано директором поглощаемой компании, и с которой согласны акционеры.

• Навязанная сделка (cram-down deal) - компания покупается за счет заемных средств, в случае, если у руководителей нет другой альтернативы. Существует несколько видов такой сделки:

• «Стратегия леди Макбет» (Lady Macbeth Strategy) - стратегия поглощения, при которой поглощающая компания сначала выступает в роли защитника («белого рыцаря»), а затем объединяется с поглотителем. В мировой практике известны случаи, когда поглощающая компания выступала в роли «серого рыцаря», посредством снижения цены, предлагаемой «белым рыцарем». Для поглощаемой компании этот вариант выглядел более предпочтительным, чем враждебный поглотитель.[1, с. 25]

• Стремительный рост в создании стратегических альянсов можно заметить по волне возникших совместных предприятий в сфере компьютерной и автомобильной промышленности, когда казалось бы непримиримые конкуренты заключили соглашения. Создание таких альянсов не только предоставляет возможности менее крупным предприятиям получить финансовую поддержку развития, но и свидетельствуют о лихорадочной деятельности. У малых компаний, которые занимают узкие ниши по продаже продукции, появляется возможность обеспечить более высокий доход по сравнению с их крупными собратьями, которые зачастую не столь оперативно реагируют на появление новых рынков и продуктов. .[4, с.35]

Современная история стратегических альянсов восходит к 80м годам прошлого столетия. С этого периода стала наблюдаться тенденция количественного роста стратегических партнерских межфирменных взаимодействий предприятий различных отраслей и стран. В ряде отраслей промышленности, например, в нефтяном бизнесе основной формой сотрудничества все чаще становятся именно альянсы.

Хотя следует оговориться, что детально проследить увеличение числа стратегических альянсов весьма сложно. В отличие от слияний и поглощений, предполагающих во многих странах их правовое закрепление и регистрацию, альянсы имеют разнообразные формы, многие из которых не обязательно фиксируются статистикой и носят нередко конфиденциальный характер. Поэтому речь идет скорее о тенденциях, основанных на выборочных исследованиях. До 80 - х годов XX в. трудно было увидеть достаточно четкую картину развития альянсов. По некоторым данным, в 1970 г. в мире насчитывалось около 120 альянсов, в 1975 г. - около 85, в 1979 г. - около 65. Начиная с 1980 года, наблюдается устойчивая тенденция роста числа международных альянсов, которые образовывались преимущественно американскими, японскими и европейскими компаниями. [6, с.41]

Конец ХХ века ознаменовался резким ростом числа совместных предприятий и международных стратегических альянсов. По оценкам некоторых аналитиков к началу XXI века число таких альянсов достигло 3500, для сравнения: в 50-х гг XX века - 345 таких объединений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Одним из ярких примеров развития международных стратегических альянсов можно считать мировые авиационные альянсы. Такие альянсы существуют на рынке более десяти лет, и это позволяет говорить об устойчивости такого рода партнерства, а также о его дальнейшем развитии.

Отечественная практика ведения бизнеса определяет ряд характерных операций при создании стратегических альянсов. Это способствует история российской экономики, т.к. большинство крупных альянсов состоит из компаний, которые ранее были акционированы или приватизированы. Данный вид деятельности обладает некоторыми специфическими особенностями.

Стратегические альянсы являются, безусловно, новым форматом кооперации предприятий для достижения своих целей в экономической системе Российской Федерации. Для экономики России создание таких альянсов имеет такой же потенциал, как и для различных отраслей развитых стран. Но, к сожалению, в количественном эквиваленте, данная форма интеграции значительно отстает от своих западных конкурентов. К примеру, на декабрь 2014 года на российском рынке специалисты определяют около 100 таких образований, тогда как в европейских странах заключено более 850 межкорпоративных образований. В первую очередь это объясняется экономическим развитием России. В европейских странах накоплен значительный опыт в сфере образования и деятельности международных экономических альянсов, существует практика регулирования данной деятельности и международных опыт взаимодействия. Что же касается российского рынка, то значительные изменения в экономической политики России на постсоветском пространстве позволили лишь создать предпосылки для интеграции предприятий в альянсы.

Но, отставание российских альянсов было обусловлено также поведенческими факторами.[5, с.41]

Одним из наиболее важных факторов создания альянсов является выстраивание отношений между партнерами данного альянса на основе доверия, так как международные стратегические альянсы являются наиболее сложным видом союза. Руководителям и топ-менеджерам, представляющим компанию-союзника, приходится сохранять баланс между интересами компаний, которые не всегда бывают идентичными. Для этого требуются сложные умения, такие как: видеть ситуацию глазами партнера, уметь находить слабые и сильные стороны решений, понимать мотивацию.

Российский бизнес функционирует на основе объективных процессов интеграции и налаживания партнерских отношений, в том числе и в поиске совместных проектов. Но, российское экономическое общество, в силу сложившихся ситуаций (приватизация, накопление капитала, административная борьба за собственность) не готово к выстраиванию доверительных отношений с внутренними и иностранными партнерами, а, соответственно, и к созданию основы для функционирования альянсов.

Стоит, также затронуть и то условие, что крупные российские компании на сегодняшний момент переосмысливают роль и место стратегических альянсов в экономике. Приходит понимание того, что создание стратегических альянсов может принести и положительный эффект, к созданию дополнительных преимуществ и возможностей использования капитала. Еще одной причиной является и то, что в российской экономике происходят структурные изменения в построении производства. Сохраняя целостность производственного цикла, можно реализовать технологические новшества производственного процесса.[2, с.87]

Еще одним положительным эффектом можно считать уход от слияний и поглощений. Некоторые российские компании перевели курс деятельности с поглощения на альянс, что привело к значительным экономическим результатам. В последние пять лет руководители многих крупных компаний в России стали не только проявлять интерес к созданию стратегических альянсов на международном уровне, но и активно участвуют в создании таких альянсов.

Еще одной особенностью развития стратегических альянсов в России является взаимодействие бизнеса и государства. Анализ существования международных стратегических альянсов указывает на то, что государство не стоит на стороне развития этой формы взаимодействия предприятий и старается контролировать его. Существует даже особая форма альянса между государством и частным бизнесов -государственно-частное партнерство. Оба партнера - государство и бизнес - имеет положительный эффект от такого взаимодействия. Государство привлекает частный капитал к финансированию и управлению государственной собственностью. Бизнес получает прибыль на объектах государственной собственности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№2/2016

ISSN 2410-700Х

При всех существующих проблемах, связанных с формированием и развитием стратегических альянсов, партнеры получают несравненно большие выгоды от сотрудничества. Не случайно процесс создания стратегических альянсов с российскими и зарубежными партнерами в настоящее время значительно активизировался. На основе анализа современных особенностей развития стратегических альянсов, можно сделать вывод о том, что данная форма партнерства является одной из наиболее перспективных направлений интеграции российских предприятий. Крупные компании и стратегические альянсы могут стать основой современной корпоративной экономики.

Конечно, создавая международные стратегические альянсы, компании, вступающие в них, принимают на себя риск, но прибыль, которую они могут получить от такого вида деятельности в большинстве случаев перекрывает риск.[8. с.29]

Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что создание международных стратегических альянсов является сравнительно новыми и неизученным способом ведения бизнеса и дает возможность уже устоявшимся крупным компаниям открыть новый рынок, расширить производственные возможности. К тому же, стоит обратить внимание на тот факт, что создание таких объединений «улучшает» экономическую сущность рынка, что позволяет компаниям уходить от «ненужной конкуренции» и повышать свою эффективность на рынке.

Список использованной литературы:

1. Агапова, Е.Ю. Особенности формирования международных стратегических альянсов крупнейшими нефтегазовыми корпорациями России// Проблемы и перспективы управления экономикой. - 2010. - №10. -С. 23-27.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарики, 2010.

3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: Инфра-М, 2012.

4. Особенков, О. Щегорцов, М. Альянс государства и капитала, 2011.

5. Портер, М. Международная конкуренция // Международные отношения. - 2013. № 10. - С. 38-42.

6. Рауф, Ш. Международные стратегические альянсы, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .rusnauka.com/

7. Lynch R.P., Business Alliance Guide: The Hidden Competitive Weapon, R / John Wiley & Sons, 2013.

8. Urbas S., Vendemini S., European Strategie Alliances Blackwell, 2012.

© Асланов Д.И., Ларионова А.А., 2016

УДК 334

Беликова Екатерина Владимировна

канд. экон. наук, доцент ЧОУ ВО ВИБ,

г.Волгоград, РФ E-mail: polabel@mail.ru Золина Юлия Александровна студентка Зкурса направление «Экономика», ЧОУ ВО ВИБ, г.Волгоград, РФ E-mail: juliazolina@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к термину «предпринимательская деятельность», проведен анализ определения, который дан в Гражданском Кодексе РФ, и выделены некоторые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.