Научная статья на тему 'Создание специального русско-китайского словаря для студентов-иностранцев по курсу «Концепции современного естествознания»'

Создание специального русско-китайского словаря для студентов-иностранцев по курсу «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / РУССКО-КИТАЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / CONCEPTION OF MODERN NATURAL SCIENCE / RUSSIAN-CHINESE EDUCATIONAL DICTIONARY / DIDACTIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна

В статье характеризуется курс «Концепции современного естествознания», входящий в программы подготовки студентов гуманитарных специальностей, обосновывается необходимость создания специального русско-китайского словаря по данному курсу и кратко раскрываются его особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордонская Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese Dictionary Compilation for Foreign Students in the Course «Conception of Modern Natural Science»1

The article deals with the analysis of the course «Conception of Modern Natural Science», that is a part of students humanitarian specialization program. The author proves the necessity to compile a new Russian-Chinese dictionary for the given course and characterizes its peculiarities.

Текст научной работы на тему «Создание специального русско-китайского словаря для студентов-иностранцев по курсу «Концепции современного естествознания»»

УДК 500(07)

ББК Ч 486:132

Л. А. Бордонская

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО РУССКО-КИТАйСКОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

В статье характеризуется курс «Концепции современного естествознания», входящий в программы подготовки студентов гуманитарных специальностей, обосновывается необходимость создания специального русско-китайского словаря по данному курсу и кратко раскрываются его особенности.

Ключевые слова: концепция современного естествознания, русско-китайский учебный словарь, дидактические средства.

L. A. Bordonskaya

RUSSIAN-CHINESE DICTIONARY COMPILATION FOR FOREIGN STUDENTS IN THE COURSE «CONCEPTION OF MODERN NATURAL SCIENCE»

The article deals with the analysis of the course «Conception of Modern Natural Science», that is a part of students' humanitarian specialization program. The author proves the necessity to compile a new Russian-Chinese dictionary for the given course and characterizes its peculiarities.

Key words: conception of modern natural science, Russian-Chinese educational dictionary, didactic materials.

«Концепции современного естествознания» — фундаментальный курс системы высшего образования. Он призван раскрыть единство естественно-научного знания, охватив весь окружающий мир от элементарных частиц и атомов до Галактики и Вселенной в целом, мир живой и неживой природы; познакомить с концепциями, принципами и подходами современного естествознания; показать взаимосвязь и взаимообусловленность естественных и гуманитарных наук, представить естествознание как составную часть общей культуры; раскрыть единство человека и природы, выяснить роль и место естественных наук в сохранении цивилизации, решении глобальных проблем человечества.

Курс «Концепции современного естествознания», раскрывающий системную сложность

и целостность мира и его познания, является многоаспектным по содержанию и обеспечивает реализацию следующих задач:

— раскрытие специфики естественных и гуманитарных наук;

— показ значимости для современного человека целостного представления о естествознании как одной из основных областей культуры;

— раскрытие не противоречивости, а взаимной необходимости и дополнительности рационального и образного отражения действительности;

— формирование представлений о естественно-научной картине мира;

— ознакомление с основными концепциями современного естествознания;

— систематизация и обобщение конкретных знаний по отдельным естественным наукам, изученным на предыдущем этапе обучения, на основе понимания целостности и многообразия природы;

— формирование представлений о смене типов научной рациональности, о принципах эволюционизма и синергетики как диалектических принципах.

Данный курс знакомит студентов не только с концепциями современного естествознания, научной картиной мира, но и ходом исторического развития естествознания в целом и отдельных естественных наук; вкладом исследователей-естествоиспытателей в развитие и становление современных научных представлений, решение важнейших проблем современности; широтой научных интересов и вниманием большинства ученых к проблемам культуры, экологии, сохранения цивилизации (Аристотель, Ч. Дарвин, И. Ньютон, А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Г. Гамов, А. Фридман, Д. Менделеев, К. Циолковский, А. Чижевский и др.).

Государственным образовательным стандартом (ГОС) определен обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»:

«Естественно-научная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденция развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро, макро и мегамиры; пространство, время; принцип относительности; принцип симметрии; законы сохранения; взаимодей-

ствие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизикогеохимическая, географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре».

Анализ ГОС позволяет определенным образом сгруппировать содержательные элементы курса, выделив ряд разделов.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

окружающий человека мир и его познание

Познание и отражение мира.

Наука в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Единство научного и художественного познания.

Наука и искусство.

наука. система научных знаний. Этапы, уровни и методы научного познания

Наука как система.

Система научных знаний. Научная картина мира.

Закономерности развития науки, Научные революции.

Смена типов научной рациональности. Современная постнеклассическая наука. Тенденции развития науки.

Научное познание, Этапы, уровни и методы научного познания.

Классификация наук.

Естественные науки: история и современное состояние

История развития естествознания.

Классификация естественных наук. Значение естественных наук. Характеристика фундаментальных наук (физика, биология, химия, математика).

Объекты изучения естественных наук. Масштабные и структурные уровни организации материи (микро, макро, мегамиры).

Фундаментальные науки и современная научная картина мира (особенности наук, перспективы развития, проблемы и пути их решения).

основы современного естествознания. научная картина мира

Современная естественно-научная картина мира:

— понятия (материя, пространство, время, движение, взаимодействие);

— принципы симметрии, дополнительности, соответствия, причинности, неопределенности, относительности, близкодействия, дальнодействия;

— теории (теория относительности, квантовая механика, синтетическая теория эволюции и др.);

— идеи и подходы (корпускулярная и континуальная концепции описания природы, динамические и статистические закономерности, эволюционно-синергетический подход, глобальный эволюционизм).

Порядок и хаос. Самоорганизация. Основные понятия синергетики. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Космологические модели Вселенной. Строение и эволюция Вселенной. Большой взрыв. Солнечная система.

Химические системы. Эволюционная химия.

Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Экологические функции литосферы.

Особенности биологического уровня организации материи. Происхождение и сущность жизни. Эволюция органического мира.

естественные науки в системе культуры

Естественные науки и научно-техническая революция ХХ века.

Значение достижений естественных наук для развития современной цивилизации.

Естественнонаучная картина мира. Единая картина мира.

Единство человека и природы

Человек как объект изучения естественных наук.

Человек — Природа — Цивилизация. Ноосфера.

Антропный принцип.

Экологические кризисы и пути их преодоления.

Решение проблем включения в гуманитарное образование элементов естественно-научных знаний является достаточно сложным, так как это обусловлено новизной информации, вводимой в содержание образования, спецификой студентовгуманитариев (образное мышление, интуитивное, синтетическое восприятие мира; профессиональные и личностные интересы, др.), их предварительной естественно-научной подготовкой. Сложности многократно увеличиваются, когда речь идет об обучении иностранных студентов, поскольку они дополнительно к перечисленным выше испытывают трудности с пониманием и использованием русского языка. Трудности обусловлены достаточно слабым владением русским языком в первые годы пребывания в России (курс изучается как раз в данный период времени), употреблением мало знакомой естественно-научной терминологии, низким уровнем естественно-научной подготовки (они обучались в старшей школе на родине по гуманитарному профилю).

Для успешной работы студентов по освоению курса «Концепции современного естествознания» необходимо совершенствование как дидактического обеспечения образовательного процесса, так и его организации.

Прежде всего имеется в виду разработка специального учебно-методического комплекса по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентовиностранцев. Одним из основных элементов комплекса, дополняющим учебники и учебные пособия на русском языке, должен стать русско-китайский словарь, которым студенты будут пользоваться как во время аудиторных занятий, так и на этапе внеаудиторной самостоятельной работы. Словарь можно рассматривать в качестве важнейшего дидактического средства, обеспечивающего усвоение учебного материала студентами-иностранцами. В настоящее время русско-китайских словарей такого назначения не существует.

Создание русско-китайского словаря по курсу «Концепции современного естествознания — дело весьма сложное и трудоемкое, требующее сотрудничества специалистов в различных областях знания; обсуждения и решения разнообразных проблем, связанных как с определением подходов к созданию словаря, так и конкретными проблемами, имеющими отношение к определению терминологического поля, содержанию материала, его представлению. Остановимся на ряде моментов.

В процессе создания словаря специалисты в области терминологии выделяют четыре основных этапа: 1 этап — проектирование словаря, 2 этап — отбор лексического материала, 3 этап (основной) — непосредственный анализ и описание специальной лексики, 4 этап — подготовка словаря к изданию.

Определяющим для всего процесса создания словаря можно считать первый этап, результатом которого является проект словаря и технология его создания. В нашем случае именно этот этап приобретает особую важность и значимость, так как проект (модель) русско-китайского словаря по курсу «Концепции современного естествознания» будет определять содержательные и организационнометодические (технологические) направления деятельности коллектива.

При проектировании словаря по курсу «Концепции современного естествознания» необходимо определиться с назначением, читательским адресом, типом словаря; терминологическим полем, составом, характером отражаемой информации; композиционными особенностями, относящимися к общей структуре словаря, формату и особенностям словарных статей; принципу презентации специальной лексики (алфавитный, тематический) и т.п.

Каким же видится нам русско-китайский словарь по курсу «Концепции современного естествознания»? Словарь будет использоваться студентами при обучении на русском языке основам естественно-научных знаний. Следовательно, это — словарь учебного назначения. Словари такого типа могут различаться терминологической базой, числом представленных лексических единиц, объемом информации, содержащейся в словарных статьях, группировкой материала и т.п.

Особого внимания при создании словаря заслуживает выявление и обсуждение терминологической области знаний, которая словесно отражает систему основных понятий, терминологического поля; формирование терминологической базы, т.е. отбора терминов, раскрывающих основное содержание учебного курса, а также определение вариантов представления информации в словаре.

Приведенное в начале статьи содержание курса «Концепции современного естествознания», группировка содержания вокруг ведущих проблем с выделением основных разделов курса иллюстрирует наличие в информационном поле курса огромного количества дидактических единиц, которые в свою очередь содержат значительное число терминов из области физики, биологии, химии и других естествен-

ных наук, методологии и науковедения. Так, например, изучение вопросов синергетики дополнительно требует введения понятий (терминов): порядок, хаос, открытая диссипативная система, самоорганизация, флуктуация, автоволновой процесс, обратная связь, нелинейность, бифуркация, фрактал, аттрактор и т.п. Примеров, иллюстрирующих сложность, разнообразие и большой объем информации по основам естествознания, можно дать множество, мы привели лишь один для того, чтобы подтвердить сказанное о специфике и особенностях курса и, соответственно, словаря.

Наличие большого по объему материала, его разнообразие, сложность, необходимость структурирования информационного поля учебного курса дают основания говорить о различных вариантах представления содержания курса «Концепции современного естествознания» в словаре:

— 1 вариант — термин на русском языке и китайский аналог термина;

— 2 вариант — термин, трактовка понятия (на русском языке) и китайский аналог термина;

— 3 вариант —термин, трактовка понятия (на русском языке) и китайский аналог термина с краткими пояснениями на китайском языке.

В зависимости от варианта представления информации будут различия в типе словаря — толковый или энциклопедический. Повидимому, для первоначального освоения курса наиболее подходящими будут словари 1 и 2 вариантов без включения в тексты словарных статей пояснений на китайском языке.

Возможна различная структура словаря, который включает значительный объем информации из различных областей научного знания. Композиционно словарь может представлять

собой алфавитный вариант. Но возможен и тематический вариант, когда в алфавитном порядке по конкретной теме (темам соответствуют основные разделы курса — «Окружающий человека мир и его познание», «Естественные науки: история и современность», «Естественные науки в системе культуры» и т.п.) представлены основные лексические единицы. Возможно и объединение в одном словаре двух типов представления справочной информации по основам естествознания, причем в одном случае могут быть сопоставлены термины, а в другом — раскрыто содержание понятий.

Композиция словарных статей определяется типом словаря, его особенностями. Для нашего случая лучшим, по-видимому, будут краткие тексты, возможны и отдельные предложения.

Особое значение при создании словаря имеет отбор лексического материала и составление словника. На этапе создания словника (на русском языке), который бы в полной мере отразил содержание, специфику и особенности учебного материала по основам естествознания и не был бы перегружен малозначимыми терминами, чтобы не затруднять усвоение курса студентами-иностранцами, необходимо выполнить большой объем исследований на теоретическом уровне, а также экспериментально проверить возможность и целесообразность использования в учебном процессе выделенной терминологической базы.

В настоящее время работа по созданию русско-китайского словаря по курсу «Концепции современного естествознания» начата. Ее результативность обеспечивается сотрудничеством российских и китайских специалистов.

УДК 482 ББК Ш141.2

М. В. Веккессер

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОНВЕРГЕНЦИИ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИСИНДЕТОНА)

Исследование полисиндетона в услови-яхстилистической конвергенции показывает, что взаимодействие может определяться не толькофункциональным единством, но и структурными особенностями стилистических фигур.

Данный фактор можно рассматривать в качестве типичного, так как стилистические фигуры, построенные по одному и тому же принципу для выражения общих функциональных характеристик.

Ключевые cлoва: конвергенция, стилистическая фигура, полисиндетон.

M. V. Vekkesser

structural and functional foundation of stylistic convergence in contemporary Russian (on the example of polysyndeton)

Polysyndeton research in terms of stylistic convergence shows that interaction can be

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.