Научная статья на тему 'Междисциплинарность курса «Концепции современного естествознания»'

Междисциплинарность курса «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / THE NATURAL-SCIENTIFIC KNOWLEDGE / VISUALIZATION / THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осаченко Юлия Станиславовна, Тарабанов Николай Александрович

Обосновывается междисциплинарный характер курса «Концепции современного естествознания», выявляются и определяются основные принципы, на которых должно базироваться преподавание данного курса, а также его цели, в соответствии с которыми выделяются основные темы. Реализация принципа междисциплинарности проясняется на примере тестов, тем контрольных работ и семинарских занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARITY OF THE COURSE «CONCEPTIONS OF THE MODERN NATURAL SCIENCE»

In the article interdisciplinary character of the course «Conceptions of the modern natural science» is proved, main principles, on which teaching of the given course should be based, and also its purposes according to which the basic themes are allocated come to light and defined. Realization of the principle interdisciplinarity clears up on examples of tests, themes of examinations and seminars.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарность курса «Концепции современного естествознания»»

2008 Философия. Социология. Политология №3(4)

УДК 1:001; 001.8

Ю.С. Осаченко, Н.А. Тарабанов

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Обосновывается междисциплинарный характер курса «Концепции современного естествознания», выявляются и определяются основные принципы, на которых должно базироваться преподавание данного курса, а также его цели, в соответствии с которыми выделяются основные темы. Реализация принципа междисциплинарности проясняется на примере тестов, тем контрольных работ и семинарских занятий. Ключевые слова: естественно-научное знание, визуализация, концепция.

Междисциплинарность - определяющая черта науки и образования нашего времени. Дисциплинарная дифференциация в науке с необходимостью дополняется интеграцией различных локальных теорий, практик, дискурсов, способов понимания и объяснения явлений. Изучение одного предмета различными науками, или использование одной наукой знаний и методов, выработанных в недрах иных наук, или взаимодействие через техникопроизводственное внедрение инноваций - всё это преодолевает противопоставления и расколы дисциплинарно и предметно организованного познания. Раскол языков, методов познания, стилей мышления и деятельности, характерный для дисциплинарного деления, преодолевается на границах локальных парадигм, в зонах «между», в тех пограничных сферах пересечения -содержательного, методологического или технологического, которые можно называть коммуникативными пространствами. Именно здесь осуществляется междисциплинарное взаимодействие как коммуникация.

Образование в современном мире также является особой коммуникативной средой, где сопрягаются различные предметные сферы, методологические техники и технологические практики. Развитие особой чуткости к различиям, умение дифференцировать и интегрировать знания в быстротекучем информационном потоке, выработка у преподавателей и обучающихся особой бифокальности, или даже полифокальности, умозрения, овладение широким языковым спектром, позволяющим схватывать и выражать различия в их единстве, синтезировать разнородное, являются важнейшими задачами преподавания любого предмета в средней и особенно в высшей школе.

Курс «Концепции современного естествознания» является междисциплинарным и по содержанию, и по форме. Охватывая широкий круг вопросов, он призван продемонстрировать студентам панораму тех концепций, которые используются в современном естествознании в качестве базовых, фундаментальных теорий, особо останавливаясь на наиболее актуальных. Курс демонстрирует взаимодействие наук, их методологическую и предметнопрактическую интеграцию, позволяет на материале из актуальной естественно-научной теории и практики реализовать образовательно-дидактическую стратегию формирования междисциплинарного понимания и мышления.

В рамках курса излагаются принципы и парадигматические основы классического механистического и термодинамического, неклассического (квантово-полевого) и постнеклассического (эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного) естествознания. Важное место занимает постановка проблем мировоззренческого уровня, понимание принципов формирования целостной естественно-научной картины мира.

Целью данного курса является формирование у студентов-гуманитариев:

1) целостного представления о специфике естественно-научного познания, его основных темах, проблемах и методах;

2) систематических знаний о наиболее значимых этапах истории науки и началах философии природы;

3) ясного понимания роли естествознания в системе наук, его связи, родства и взаимодействия с социально-гуманитарным, техническим и математическим знанием; его значимости в социокультурном контексте - как в исторической ретроспективе, так и в проблемном поле современности;

4) навыков проблематизации оснований научного знания, рефлексивности и критического мышления;

5) способности различения и использования характерных для науки стилей мышления, рациональности и способа деятельности в отличие от псевдо- и квазинаучных;

6) ответственной гражданской позиции по отношению к экологическим и технологическим вызовам современности, что означает формирование взвешенной позиции, основанной на научном понимании современных реалий. Это предполагает как освобождение от основанных на невежестве фобий (технофобия, боязнь радиоактивности и т.д.), так и осознание возможной экономической и политической ангажированности различных идеологий и риторик - технократической, экологической и т.д.

Принципы преподавания можно определить следующим образом:

1. Метатеоретичность: преодоление редукционизма, элементаризма, крайностей абстрактно-философского и частнонаучного изложения материала.

2. Эпистемологический актуализм: интерпретация и ре-интерпретация исторически более ранних теорий на основе современных, актуальных теорий.

3. Парадигматический трансцендентализм: обращение к основаниям парадигм и попытка обнаружить те смысловые инварианты, которые являются общими «скрепами» различных локальных парадигм.

4. Историзм и динамизм: рассмотрение тематики естественно-научного познания в контексте изменения, становления и развития.

5. Междисциплинарность рассматривается в контексте дифференциации и интеграции наук, предметной и методологической преемственности и кооперации, обращения к таким проблемам, как создание искусственного интеллекта, управление риском, экологический менеджмент и др. Представлены ипостаси междисциплинарности: предметная (один предмет рассматривается с различных точек зрения, например жизнь с точки зрения физики или сознание в рамках кибернетического и биологического подходов); методологическая (демонстрация методов, применяемых в различных областях естествознания и науки в целом, например принцип дополнительности Бора как универсальный общенаучный метод интерпретации явлений); образова-

тельная (обращение в ходе изложения материала к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже доступны, например демонстрация связи изучаемых концепций с профессиональными интересами и повседневным существованием).

6. Трансдисциплинарность: инвариантность ведущих идей и концептуальных оснований постнеклассического естествознания по отношению к общенаучным стратегиям познавательной деятельности и интегральным социокультурным проблемам современности. Исследование сложных, открытых систем и в социогуманитарном, и в техническом, и в естественнонаучном контексте позволяет выявлять общие черты их эволюции и коэволюции (нелинейность, самоорганизацию, эмерджентность и др.).

7. Терминологическая доступность и наглядность: одним из важнейших принципов является доступное изложение материала, без вульгаризации содержания, но и без углубления в узкоспециализированные области с их сложным языком (как правило, математическим). Как заметил А. Эйнштейн, ни один ученый не мыслит формулами, в науке имеется лишь несколько принципиальных идей, и они могут быть выражены ясно.

В соответствии с целью и принципами курса выделяются следующие основные темы:

1. Культура, наука, естествознание: общая характеристика.

2. История естествознания. Образ природы от античности до ХХ в.

3. Физика: становление, концептуальные основания, научные революции, методология, физическая картина мира.

4. Науки о сложных системах: термодинамика, кибернетика, синергетика.

5. Релятивистская космология: астрономия и астрофизика. Эволюция Вселенной.

6. Химия в системе естествознания.

7. Науки о Земле - общая характеристика.

8. Современные концепции биологии и экологии.

9. Антропологические концепции.

10. Человек во Вселенной: междисциплинарный синтез.

Принцип междисциплинарности в рамках курса «Концепции современного естествознания» может быть реализован на примере тестов, тем контрольных работ и семинарских занятий. В одном из тестовых заданий предлагается вопрос: «Определите, к какой области научного знания относится та или иная дисциплина из списка. Распределите названия только научных дисциплин в соответствии с буквенным обозначением (А, Б, В, Г) А) Естествознание, Б) Социально-гуманитарные науки, В) Математические дисциплины, Г) Технические науки». Варианты ответов: 1) механика, алхимия, история, математика, этнография; 2) горное дело, кибернетика, флористика, лингвистика, клиническая психология; 3) макроэкономика, физика, астрология, геология, педагогика; 4) юриспруденция, археология, химия, биология, астролябия.

Примерные темы контрольных работ и экзаменационных вопросов: Роль науки и техники в культурной истории человечества. Мировоззренческий смысл понятий «фюсис» и «техне» в античной натурфилософии. Параллелизм восточных космологических учений и неклассических физических представлений о

материи и энергии. Мировоззренческий, методологический и общекультурный смысл антропного принципа. Современный экологический кризис и пути его преодоления. Этическая тематика в контексте проблем экологии и учения о ноосфере. Биосоциальные корни современной цивилизации.

Обратимся к одному из семинарских занятий для студентов гуманитарных факультетов по теме «Процессы самоорганизации в сложных системах живой и неживой природы». Семинар выстраивается на обсуждении следующих вопросов: В чем специфика сложных систем? Как их исследовать? Каковы структуры самоорганизации в сложных системах? Одинаковы ли эти структуры в природе и обществе? Что такое модельные системы? и др. Обсуждение поставленных вопросов проходит на основе рекомендованной к прочтению литературы, включающей, прежде всего, работы основателей и видных представителей синергетического, информационно-кибернетического и системного подходов к изучению окружающего мира - Г. Хакена, Г. Николиса, И. При-гожина, И. Стенгерс и др. С целью задания общей линии обсуждения в начале семинара делается доклад по одной из предложенных тем, например: «Сложность в природе», «Язык как самоорганизующаяся система» и др. Принцип междисциплинарности в данном случае реализуется на предметнометодологическом уровне. В силу тематической специфики семинара, обусловленной обращением в рамках курса к таким наукам о сложных системах, как термодинамика, синергетика и кибернетика, обсуждение особенностей процессов самоорганизации в сложных системах живой и неживой природы с необходимостью выстраивается на стыке разных дисциплин и методологий.

Успешной концептуализации естественно-научного знания и формированию целостной картины мира у студентов может способствовать реализация принципа наглядности основных принципов, законов и моделей природных систем посредством их визуализации. Сегодня имеется достаточно большое разнообразие научно-популярных фильмов производства ВВС, доступно и интересно раскрывающих такие темы курса, как «Космологические модели происхождения, устройства и развития Вселенной», «Концептуальные геологические системы и эволюция Земли», «Концепции организации, становления и функционирования живых систем» и др. Некоторые разделы курса, например «Физика: эволюция и революции», оказываются трудны для понимания. Поэтому целесообразно для наиболее сложных тем курса строить специальные модели, которые бы позволили наиболее результативно осуществлять концептуализацию и систематизацию естественно-научного знания. Примером может выступить анимационная модель, поясняющая принцип относительности одновременности (рис. 1).

Модель демонстрирует по движению света от световой вспышки, что в зависимости от выбранной системы отсчета одновременные события с точки зрения одного наблюдателя (пассажиров поезда) могут быть неодновременными с точки зрения другого (людей на платформе). Вспышка происходит точно в центре вагона, два луча идут до приемников, которые, в свою очередь, открывают двери. Выбор системы отсчета осуществляется с помощью выпадающего списка, демонстрация запускается с помощью кнопки «Старт».

Рис. 1. Анимационная модель, демонстрирующая принцип относительности одновременности. Пример взят из электронного учебного курса «Моделирование сложных физи -ческих процессов» (Томск, 2007), автор - В.С. Заседатель

Таким образом, междисциплинарность как определяющая черта научнообразовательного пространства современного университета наиболее репрезентативно отражается в рамках курса «Концепции современного естествознания». Однако при всём обилии учебных пособий на данный момент отсутствует полноценный учебно-методический комплекс по данному курсу. Тем более что развитие дистанционного образования привело в настоящее время к нехватке электронных образовательных ресурсов, преимуществом которых является возможность их наполнения разнообразным мультимедиаконтентом, что в значительной степени повышает наглядность, привлекательность и доступность учебного материала, делая более эффективным его усвоение студентами. Поэтому, помимо печатного, требуется разработка электронного учебно-методического комплекса по курсу «Концепции современного естествознания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.