Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СООБЩЕСТВА СЕРБСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОСОВО И МЕТОХИИ'

СОЗДАНИЕ СООБЩЕСТВА СЕРБСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОСОВО И МЕТОХИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООБЩЕСТВО СЕРБСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / СЕРБИЯ / КОСОВО И МЕТОХИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артёмов Сергей Иванович, Чугунов Даниил Константинович

Авторы исследуют проблему создания Сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии. Рассматривают основные угрозы социального, регионального и геополитического характера, а также перспективы образования данного территориального объединения в контексте проблемы косовского урегулирования. Указано на отсутствие видимых возможностей формирования подобного образования на современном этапе в силу противодействия Приштины и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A COMMUNITY OF SERBIAN MUNICIPALITIES IN KOSOVO AND METOHIJA

The authors investigate the problem of creating a Community of Serbian Municipalities in Kosovo and Metohija. They consider the main threats of social, regional and geopolitical nature, as well as the prospects of forming this territorial association in the context of the Kosovo settlement. It is pointed out that there is no visible possibility of forming such an entity at the present stage due to the opposition of Pristina and the West.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СООБЩЕСТВА СЕРБСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОСОВО И МЕТОХИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_7-8_71 УДК 327.(497.11)+339.923:061+(73)+(470+571)

Создание сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии

Сергей АРТЁМОВ Даниил ЧУГУНОВ

После длительных переговоров 19 апреля 2013 г. при посредничестве Европейского союза было подписано Первое соглашение о принципах нормализации отношений Белграда и Приштины (Брюссельское соглашение), содержавшее в себе 15 пунктов. Европейский союз выдвинул требование «нормализации отношений» с Приштиной в качестве предварительного условия для начала переговоров о присоединении Сербии к ЕС, которые начались в 2015 г. Несмотря на то что под «нормализацией» подразумевалось сербское согласие на новые уступки в косовском вопросе, но под влиянием позиции Брюсселя Белград начал прямой диалог с приштинскими властями по вопросам внутрирегионального сотрудничества, свободы передвижения и верховенства закона.

Данное соглашение касается статуса и функций сербских общин на севере Косово и Метохии, но не статуса Косово* в целом. Так, одним из основных положений данного документа являлось создание Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ) в Косово и Метохии, которое должно включать в себя территории автономного края, где большинство населения составляют

АРТЁМОВ Сергей Иванович - председатель Балканского клуба МГИМО(У) МИД России, эксперт новостного издания «Газета.ру». E-mail: artemovser@list.ru

ЧУГУНОВ Даниил Константинович - соискатель кафедры европейского права МГИМО(У) МИД России, научный руководитель Балканского клуба МГИМО(У) МИД России, ведущий специалист отдела правового сопровождения проектов и взаимодействия с регуляторами Юридического управления ООО «Газпром экспорт». E-mail: daniilchugunov@icloud.com

Ключевые слова: Сообщество сербских муниципалитетов, Сербия, Косово и Метохия. * В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №»1244 является территорией Сербии.

сербы [ 1], к которым можно отнести Зубин-Поток, Лепосавич, Звечан, Северную Косовска-Митровицу, Клокот-Врбовац, Грачаницу, Штрпце, Ново-Брдо, Ранилуг и Партеш.

Однако с момента заключения соглашения «нормализации» в отношениях двух конфликтующих сторон, равно как и учреждения автономии на территории непризнанной «республики», не последовало. В контексте общей напряжённости на Балканах и косовской проблемы в частности имплемен-тация норм такого соглашения могла бы стать серьёзным шагом к стабилизации ситуации. Тем не менее, несмотря на риторику ЕС о необходимости соблюдения уже имеющейся договорной базы [2], а также выполнение Белградом своих обязательств в рамках соглашений [3], власти в Приштине продолжают настаивать на пересмотре Брюссельского соглашения, на тезисе о невозможности формирования «моноэтнических сообществ» в Косово и Метохии [4].

Канцелярия по делам Косово и Метохии правительства Сербии фиксирует игнорирование косовоалбанской стороной этого важнейшего для продвижения диалога двух сторон вопроса. «Прогресс» Приштины заключается лишь в поисках поводов, чтобы не приступать к формированию сербской автономии в крае. Если в докладе о продвижении диалога Белграда и Приштины 2015 г. основной преградой считалось, по сути дела, наличие расхождений по вопросу будущего статуса ССМ [5], то уже в 2020 г. сербский правительственный орган прямо говорит об открытом нежелании местных властей в Косово и Метохии соблюдать требования как Белграда, так и ЕС [6].

Помимо существующей проблемы реализации исключительно положений Брюссельского соглашения об образовании Сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии, на практике искусственно создаваемой руководством так называемой Республики Косово, не менее важными являются угрозы и перспективы для функционирования такого рода политии на балканском пространстве социального, регионального и геополитического характера.

1 Бриселски споразум. Тачка 1 // Влада Републике Србще // URL: https://www.srbija.gov. rs/cinjenice/283757

2 EU-facilitated Dialogue: Federica Mogherini held a meeting with Presidents Vucic and Thaji // EEAS // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-Homepage/42002/node/42002_en

3 Buric: Beograd je ispunio sve, Pristina se jos ceka // N1 // URL: https://rs.n1info.com/vesti/ a50896-djuric-beograd-je-ispunio-sve-ceka-se-pristma/

4 Kurti protiv ZSO: Nece biti formirana monoetnicka zajednica na Kosovu i Metohiji // RTV // URL: https://www.rtv.rs/sr_lat/politika/kurti-protiv-zso-nece-biti-formirana-monoetnicka-zajedni-ca-na-kosovu-i-metohiji_1244552.html

5 Извештаj о напретку у дщалогу Београда и Приштине / / Канцеларща за Косово и Метохи|у. Април 2015. године // URL: http://www.kim.gov.rs/doc/Finalni%20Izvestaj%20KKiM%20april%20 2015%20srp.pdf

6 Извештаj о напретку у дцалогу Београда и Приштине // Канцеларща за Косово и Метохщу и Канцеларща на координационе послове у преговарачком процесу са привременим институцщама самоуправе у Приштини. Лун 2020. године // URL: http://www.kim.gov.rs/doc/ pregovaracki-proces/Sestomesecni%20izvestaj%20o%20dijalogu%20jun%202020.pdf

Сербы Косово и Метохии

Сербы, проживающие в Косово и

Метохии, сталкиваются с ущемлением политических и религиозных прав, испытывают проблемы в сфере частной собственности. Нарушение их прав на протяжении многих лет остаётся одним из важнейших вопросов для Белграда [ 7].

Это выражается в оттоке сербов с территории автономного края: за последние четыре десятилетия он приобрёл действительно катастрофический характер.

Так, перепись населения СФРЮ 1981 г. показала, что на территории Социалистического автономного края (САК) Косово проживало 13,2% сербов и 77,4% албанцев [8].

В 1991 г. из-за событий предыдущего десятилетия и нарастания этнического конфликта на территории Косово и Метохии албанцы массово бойкотировали работу по сбору информации для проводимой в Югославии переписи, в результате чего оценки были следующими: сербы составили 9,9%, албанцы - 81,6% [9].

Следующую перепись населения в 2011 г. проводили власти Республики Косово, что привело к уже бойкотированию её со стороны сербов, проживающих к югу от р. Ибар и в северных муниципалитетах края.

Тогда в Косово и Метохии было зарегистрировано 92,9% албанцев и 1,5% сербов [9].

Результаты проведённой в 2021 г. переписи в самопровозглашённом государстве на май 2022 г.

ещё не опубликованы, хотя ожидать от них изменений обозначившегося тренда не приходится.

Как видно из приведённых данных, степень «албанизации» края лишь растёт. Тенденция по притеснению сербов с целью их изгнания с исконной территории Косово и Метохии продолжается уже и в относительно мирное время, чему активно способствует Приштина.

Только с января 2021 г. по февраль 2022 г. в Косово произошло 156 разного рода инцидентов на национальной почве [10] по вине косовоалбан-ской стороны.

Находящиеся в регионе «Силы для Косово» (Kosovo Force - KFOR -международная миссия под руководством НАТО, отвечающая за обеспечение стабильности) почти не противодействуют гонениям на сербов, что, по сути, даёт местным властям зелёный свет на продолжение подобной линии.

Отток сербского населения с территории края компенсируется ростом численности албанцев, среди которых присутствуют радикальные (например, остатки ячеек бывшей Армии освобождения Косово) и криминальные группировки, представляющие ещё большую угрозу для

7 Если что-то понадобится, Россия всегда рядом. Министр обороны Сербии Александр Ву-лин - о военном сотрудничестве с Москвой, ситуации в Косово и антироссийской истерии // Известия // URL: https://iz.ru/730060/dmitrli-laru-aleksei-zabrodin/esli-chto-ponadobitsia-rossiia-vsegda-riadom

8 Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Knjiga 1. Podaci po naseljima i opstinama // URL: https://pod2.stat.gov.rs/ObjavljenePublikacije/G1981/Pdf/G19814001.pdf

9 Popis stanovnistva na Kosovu - 2021. godine // KoSSEV // URL: https://kossev.info/popis-stanovnistva-na-kosovu-2021-godine/

10 Etnicki motivisani incidenti na Kosovu i Metohiji, 2021. // Канцеларща за Косово и Метохщу // URL: https://www.kim.gov.rs/lat/incidenti-kim.php

славян региона (сербов и черногорцев) из-за их стремления к реваншизму за события 1990-х и 2000-х годов [11]. Антисербские настроения выливаются в осквернение православных святынь и нападках на местных жителей неалбанского происхождения. Всё это представляет явную угрозу проекту создания любого рода сербской автономии даже в подразумевавшемся Брюссельским соглашением создании ССМ в Косово и Метохии.

Говоря о положении сербов внутри признанной коллективным Западом Республики Косово, следует отметить и ущемление их политических прав на территории края.

После внеочередных парламентских выборов в Косово (февраль 2021 г.) партия «Сербский лист», контролируемая Белградом, заняла все 10 мест, в местном законодательном органе [12]. Победившее по итогам голосования движение «Самоопределение» под руководством косовского политика А. Курти даже включило в состав нового правительства двух сербов из «Сербского листа», хотя данный шаг во многом диктовался стремлением показать,

что косовоалбанские власти ориентированы на больший мультикуль-турализм для стабильности собственного режима [13].

Тем не менее на фоне действий политического руководства Косово по отношению к сербам данные решения являются как минимум декоративными. Так, в январе 2022 г. Приштина запретила сербам Косово и Метохии голосовать на референдуме об изменениях в Конституции Сербии.

Весной этого же года местные власти вновь лишили косовских сербов возможности реализовать их право на участие в политической жизни их исторической родины в Сербии на апрельских выборах президента и депутатов Скупщины, несмотря на заверения А. Курти западным партнёрам не препятствовать этому [14]. Это отражает нацеленность косовского премьера, являющегося приверженцем идей «Великой Албании», на дальнейшее неисполнение Брюссельского соглашения и противодействие любым попыткам сербов приобрести какой-либо политический вес в крае, не говоря уже об его автономии.

Текущее состояние диалога Белграда и Приштины

На сегодняшний день двусторонний диалог между Белградом и Приштиной о создании ССМ зашёл

в тупик. Сербия неизменным условием конструктивных переговоров о нормализации отношений с Косово

11 Пономарева Е. Г. Албанский фактор дестабилизации Западных Балкан: Сценарный подход // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2.

12 Srpska lista osvojila svih deset srpskih mandata u Skupstini Kosova // N1 // URL: https:// rs.n1info.com/vesti/srpska-lista-ubedljivo-vodi-u-svim-srpskim-sredinama-na-kosovu/

13 Кандель П. Е. Албанский вопрос сегодня // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 3.

14 Премьер Косова: Приштина не будет препятствовать голосованию сербов на выборах 3 апреля // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14121533?

видит выполнение косовоалбанской стороной положений Брюссельского соглашения о создании ССМ без признания независимости отделившегося региона.

В свою очередь, приштинские политики продолжают саботировать выполнение ключевого для всех заинтересованных сторон положения о предоставлении автономии сербам и считают Брюссель, а не Белград стороной переговоров [15].

Проблема диалога по поводу данного образования имеет в Приштине явный внутриполитический окрас. В результате выборов октября 2019 г. к власти в Косово пришёл противник создания ССМ А. Курти, укрепивший свои позиции после досрочного голосования уже в феврале 2021 г. Успех политика в условиях трансформационных процессов в республике во многом зиждился на тупике в переговорах с Белградом [16]. Нахождение в приштинских верхах личностей, выступающих против создания любого рода «моноэтнических образований» и за пересмотр положений Брюссельского соглашения, говорит не только о настроях политических элит частично признанного государства, но и о поведенческой линии избравшего их электората, что указывает на отсутствие намерения со стороны Косово соблюдать соглашение 2013 г.

Примером этого стала встреча в Брюсселе А. Вучича и А. Курти при участии М. Лайчака и Ж. Борреля (15 июня 2021 г.). Косовоалбанский политик пошёл на переговоры во многом под давлением Вашингтона, который до этого намекнул на необходимость этого шага для дальнейшего предоставления западной помощи [13]. Приштина основным своим требованием выдвинула признание независимости со стороны Белграда, отказываясь обсуждать создание ССМ и наделение его функциями, обозначенными Брюссельским соглашением [17], что привело к завершению переговоров на стадии согласования повестки.

На этом фоне единственным действенным документом с 2013 г. стало подписанное в сентябре 2020 г. Вашингтонское соглашение о нормализации отношений Белграда и Приштины [18].

В частности, Сербия и Косово обязались осуществить согласованные ранее масштабные инфраструктурные проекты:

- создание скоростной автомагистрали между сербской столицей и главным городом Косово и Метохии;

- открытие железнодорожного сообщения с возможностью построить также путь и до портов на Адриатическом море.

Косово должно было присоединиться к инициированной ещё в 2019 г. Сербией, Албанией и Се-

15 Толвайшис Л. Л. Проблема создания Сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии в контексте этнополитической напряженности на Балканах // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. Сб. науч. трудов. Иркутск, 2021.

16 Энтина Е. Г. Международный фактор во внутриполитических трансформациях в «албанском мире» Косово // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 1.

17 Vucic nakon pregovora s Kurtijem: Apsolutno se ni o cemu nismo dogovorili // Aljazeera// URL: https://balkans.alja^eera.net/news/balkan/2021/6/15/danas-u-briselu-pregovori-srbije-i-kosova

18 Tekst sporazuma nazvanih "Ekonomska normalizacija" // Vreme // URL: https://www.vreme. com/projekat/tekst-sporazuma-nazvanih-ekonomska-normalizacija/

верной Македонией региональной инициативе мини-Шенгена.

Белград и Приштина будут совместно при содействии Вашингтона использовать пограничное озеро Газиводе, а также некоторые погран-пункты.

В Белграде следовало открыть представительство U.S. International Development Finance Corporation, чьей целью является финансирование местных и региональных проектов [19].

Однако в контексте противодействия внерегиональных акторов больший интерес вызывают декларативные обязательства, взятые сторонами в области энергетики и телекоммуникаций.

В документе чётко прописана необходимость в «диверсификации источников снабжения энергоносителями».

Учитывая то, что большая часть потребностей Сербии в энергоресурсах покрывается импортом российских углеводородов, логично предположить, против кого было направлено именно это положение соглашений.

Несмотря на преимущественно экономический характер договорённостей, в них также присутствуют и политические пункты, затрагивающее в том числе и защиту церковных объектов.

Однако нет ни одного положения, прямо или косвенно отсылающего к созданию ССМ. На практике это может означать смену приоритета Белграда с политических инструментов на установление экономического доминирова-

ния в регионе. Однако изменения в истеблишменте США с приходом администрации Дж. Байдена и возвращения себе премьерского поста А. Курти поставили под сомнение подобные перспективы [20], учитывая, что Косово так и не присоединилось к инициативе «Открытые Балканы», соглашение об учреждении которой было подписано летом 2021 г.

Поиск Белградом иных путей подхода к проблеме Косово и Мето-хии, равно как и жёсткая позиция Приштины относительно районов края с населением без албанского численного доминирования говорят об отсутствии перспектив в ближайшем будущем для реализации пунктов соглашения 2013 г. в части создания ССМ.

В политическом плане данный вопрос невыгоден обеим сторонам.

Если А. Вучичу любые уступки Приштине по статусу сербского населения Косово и Метохии грозят крайне серьёзными репутационны-ми издержками, то для А. Курти, явно не симпатизирующего идее каких-либо переговоров без признания суверенитета Республики Косово, необходимость искать точки соприкосновения с Белградом диктуется в первую очередь давлением со стороны Брюсселя и Вашингтона.

Такой расклад сил вполне логично приводит к заморозке вопроса о создании Сообщества сербских муниципалитетов т. е. тупику в переговорах.

19 Нормализация по-американски. Сербия и Косово подписали соглашение об экономическом сотрудничестве // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4482472

20 Пивоваренко А. А. К вопросу о внешней политике Сербии на юго-западном направлении // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 1.

Влияние внерегиональных акторов

Участие внерегиональных игроков (Москвы, Брюсселя и Вашингтона) в вопросе косовского урегулирования всегда было одним из ключевых факторов его решения. На данный момент ЕС является основным посредником и гарантом соблюдения достигнутых договорённостей. Однако в последние годы вовлечённость Москвы, традиционно выступавшей в роли защитника Сербии, как и Вашингтона, стремящегося противодействовать усилению Москвы, возросла [21].

В Совете Безопасности ООН Сербия пользуется поддержкой меньшинства по проблеме Косово, поэтому вето России имеет решающее значение. Роль России в решении косовской проблемы видно из политических заявлений ряда сербских министров иностранных дел.

Так, экс-министр Сербии В. Еремича говорил: «Мы благодарны России за её непоколебимую поддержку по вопросу, имеющему фундаментальное значение для нашего народа, связанному с попыткой этнических албанцев отделить южную провинцию Косово и Метохию» [22].

В том же духе высказывался и бывший министр иностранных дел И. Мркич:

- «позиция России является кардинально важной для нас из-за Косово»;

- «Россия, защищая свою позицию, защищает и нашу территориальную целостность» [23].

И. Дачич в свою очередь тоже не раз благодарил Россию за многие годы непрерывного мониторинга и участия в проблемах урегулирования проблемы Косово, а также за поддержку, которую Москва оказывает Сербии: «Россия - наш самый влиятельный союзник в деле сохранения нашей территориальной целостности и суверенитета в Косово» [24].

Китай в Совете Безопасности ООН тоже всегда поддерживал Сербию. Пекин сыграл немаловажную роль при принятии резолюции Совета Безопасности ООН № 1244. В силу внутренних причин и необходимости борьбы против сепаратизма и терроризма на своей территории, а также исторического опыта утраты территории, Китай внёс неоценимый вклад в сербские усилия для решения вопросов по Косово [25].

Все стороны заинтересованы в ликвидации замороженных конфликтов, к каким можно отнести и проблему Косово и Метохии, что не отменяет диаметральные различия в мотивах и подходах к поиску решений. Особенно остро это проявляется в вопросе создания ССМ.

Европейский союз рассматривает регион в первую очередь с точки зрения евро-атлантической без-

21 Бисерко С. Гегемонистские националистические матрицы прошлого и будущее Балкан // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 2.

22 Еремич В. Россия и Сербия: восемь веков истории // Международная жизнь // URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=7592

23 Mrkic I. Rusija nam vazna zbog Kosova // URL: http://www.b92.net/info/vesti/index. php?yyyy=2012&mm=10&dd=11&nav_category=11&nav_id=650789

24 Russia resists 'pressure' to impose sanctions on Russia // URL: https://www.euractiv.com/ section/politics/short_news/serbia-resists-pressure-to-impose-sanctions-ont-russia/

25 Mitrovic D. Uklanjanje predrasuda в Dragojlovic N., Sretenovic S. i Bukanovic D., уредници, Spoljna politika Srbije // Strategije i dokumenta, Evropski pokret u Srbiji, Beograd, 2010. Str.: 42.

опасности и потенциальной сферы собственного расширения [26]. Белград и Приштина последние десятилетия стремятся к членству в ЕС, что делает Брюссель ключевым актором в вопросе косовского урегулирования и наделяет его рядом рычагов давления на обе стороны с целью скорейшего решения проблемы. С одной стороны, Евросоюз делает попытки по принуждению косовоал-банской стороны сесть за стол переговоров и начать выполнять Брюссельское соглашение 2013 г., а с другой - европейская сторона, по сути дела, навязывает Сербии необходимость признания Косово как одно из условий евроинтеграции.

Очевидно, что у Брюсселя сейчас нет готовой формулы по налаживанию диалога по созданию ССМ в условиях тупика переговоров, а также прихода к власти в Приштине сил, препятствующих имплементации данного положения предыдущих договорённостей. Отсутствие действий со стороны одного из главных акторов влияния на образование ССМ прямо угрожает дальнейшим перспективам инициативы.

Ещё большие опасения вызывает активность США в регионе. Необходимость противодействия российской и китайской «угрозам», трансформационные процессы в регионе побудили Вашингтон пересмотреть и увеличить своё присутствие в регионе Западных Балкан в целом и Косо-

во и Метохии в частности. Несмотря на некоторое сближение Сербии и Соединённых Штатов за прошедшие два десятилетия в военно-стратегическом и политическом планах, говорить о смене проалбанского вектора Вашингтона по косовскому вопросу не приходится [27]. Особо это проявилось после прихода к власти администрации Дж. Байдена, о чём свидетельствует и назначение в октябре 2021 г. послом в Сербию К. Хилла, одной из целей которого может стать давление на Белград по вопросу признания независимости Косово [28]. Учитывая то, что линия Вашингтона по поддержке косовоалбанских сепаратистов остаётся неизменной, и то, что Белый дом не ставит для При-штины задачи по созданию ССМ, говорить, что США усилят давление на Косово по выполнению положений Брюссельского соглашения, не приходится.

Единственным глобальным игроком, отстаивающим в регионе интересы сербского народа и способствующим продвижению переговоров в рамках достигнутых договорённостей, ставящих основным условием для продолжения диалога Белграда и При-штины образование ССМ на территории автономного края, является Российская Федерация. Москва постоянно настаивает на том, что ключевым параметром косовского урегулирования является создание сербской автономии в соответствии с соглашением

26 Щербак И. Н. Западные Балканы в стратегии Евросоюза // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 3.

27 Энтина Е. Г., Пивоваренко А. А., Сучков М. А. США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы: рабочая тетрадь № 53/2019 // Российский совет по международным делам (РСМД) // URL: https://russiancouncil.ru/papers/USA-Balkans-WP-53Ru.pdf?ysclid=l1lt99biqy

28 Smajlovic L. Kljucni zadatak Hila bice da Srbija prizna Kosovo // URL: http://tanjug.rs/ full-view.aspx?izb=690498

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г., и выступает за территориальную целостность Сербии в международных организациях. Однако усилия только России не могут привести к прогрессу при создании ССМ, так как ключевую роль здесь играет Брюссель, который, однако, не нацелен на поддержку сербов без признания Белградом независимости Косово.

Ситуация может приобрести новое измерение в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине и связанным с ней обострением глобального противостояния.

Уже очевиден подъём патриотических настроений в Сербии, нарастание озабоченности ЕС и НАТО вокруг ситуации в Косово, а также увеличение давления Евросоюза на

Сербию, что может концептуально изменить подходы сторон к косовской проблематике. В таком случае, учитывая то, что за прошедшие почти девять лет существования Брюссельского соглашения вопрос о создании ССМ, по сути своей, не сдвинулся с мёртвой точки, перспективы образования данной автономии в условиях новой геополитической реальности, равно как и вступления Сербии в ЕС, становятся всё менее очевидными. Отсюда именно усилия России по активизации сербского внешнеполитического вектора на фоне возможного снижения зависимости Белграда от императивов скорейшей евроинтеграции будут играть ключевую роль в защите сербов Косово и Метохии.

Рассмотрение вопроса создания Сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии указывает на наличие большого числа разного рода угроз самой возможности существования данного территориального образования.

Отток сербского населения с территории края, ущемление его политических прав на участие в жизни своей исторической родины со стороны При-штины, нарастание этнической напряжённости даже на бытовом уровне, а также усиливающийся региональный тренд албанизации несут в себе явную угрозу перспективам образования любого рода сербской автономии в политических реалиях современного Косово.

Саботирование Приштиной выполнения достигнутых договорённостей при молчаливом согласии на это ЕС, попытки трансформации подходов Белграда к решению косовского вопроса и поиск новых путей урегулирования, а также нахождение у власти в Приштине сил, противодействующих созданию моноэтнических образований на территории края, свидетельствуют об отсутствии реальных региональных предпосылок для создания ССМ в ближайшем будущем.

Активизация соперничества внерегиональных акторов на пространстве Балканского региона, поддержка Вашингтоном Приштины и практически отсутствие давления Брюсселя на косовоалбанскую сторону по вопросу образования ССМ, несмотря на усилия Москвы, вместе с изменяющимися условиями международных отношений говорят об отсутствии реальных перспектив для создания Сообщества сербских муниципалитетов.

Принимая во внимание патовое состояние данной проблемы, вопрос об образовании сербской автономии в Косово в ближайшее время, скорее всего, продолжит находиться в замороженном состоянии, оставаясь одним из основных препятствий для нормализации диалога Белграда и Приштины.

Библиография • References

Бисерко С. Гегемонистские националистические матрицы прошлого и будущее Балкан // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 2. С. 84-100. [Biserko S. Gegemonistskie nacionalisticheskie matricy proshlogo i budushchee

Balkan // Aktual'nye problemy Evropy. 2021. № 2. S. 84-100] Еремич В. Россия и Сербия: восемь веков истории // Международная жизнь //

URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=7592 [Eremich V. Rossiya i Serbiya: vosem' vekov istorii // Mezhdunarodnaya zhizn' // URL:

http://interaffairs.ru/read.php?item=7592] Если что-то понадобится, Россия всегда рядом. Министр обороны Сербии Александр Вулин - о военном сотрудничестве с Москвой, ситуации в Косово и антироссийской истерии // Известия // URL: https://iz.ru/730060/dmitrii-laru-aleksei-zabrodin/esli-chto-ponadobitsia-rossiia-vsegda-riadom [Esli chto-to ponadobitsya, Rossiya vsegda ryadom. Ministr oborony Serbii Aleksandr Vulin - o voennom sotrudnichestve s Moskvoj, situacii v Kosovo i antirossijskoj isterii // Izvestiya // URL: https://iz.ru/730060/dmitrii-laru-aleksei-zabrodin/ esli-chto-ponadobitsia-rossiia-vsegda-riado] Кандель П. Е. Албанский вопрос сегодня // Научно-аналитический вестник

Института Европы РАН. 2021. № 3. С. 77-83. [Kandel' P. E. Albanskij vopros segodnya // Nauchno-analiticheskij vestnik

Instituta Evropy RAN. 2021. № 3. S. 77-83] Нормализация по-американски. Сербия и Косово подписали соглашение об экономическом сотрудничестве // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4482472 [Normalizaciya po-amerikanski. Serbiya i Kosovo podpisali soglashenie ob ekonomicheskom sotrudnichestve // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4482472]

Пивоваренко А. А. К вопросу о внешней политике Сербии на юго-западном

направлении // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 1. С. 162-175. [Pivovarenko A. A. K voprosu o vneshnej politike Serbii na yugo-zapadnom napravle-

nii // Mezhdunarodnaya analitika. 2021. T. 12. № 1. S. 162-175] Пономарева Е. Г. Албанский фактор дестабилизации Западных Балкан: Сценарный подход // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2. С. 99-124. [Ponomareva E. G. Albanskij faktor destabilizacii Zapadnyh Balkan: Scenarnyj

podhod // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2018. № 2. S. 99-124] Премьер Косова: Приштина не будет препятствовать голосованию сербов на выборах 3 апреля // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 14121533?

[Prem'er Kosova: Prishtina ne budet prepyatstvovat' golosovaniyu serbov na vyborah

3 aprelya // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14121533?] Толвайшис Л. Л. Проблема создания Сообщества сербских муниципалитетов в Косово и Метохии в контексте этнополитической напряженности на Балканах // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ. Сб. науч. трудов. Иркутск, 2021. С. 80-86. [Tolvajshis L. L. Problema sozdaniya Soobshchestva serbskih municipalitetov v Kosovo i Metohii v kontekste etnopoliticheskoj napryazhennosti na Balkanah // Global'nye i regional'nye vozdejstviya v sisteme sovremennyh obshchestv. Sb. nauch. trudov. Irkutsk, 2021. S. 80-86]

Щербак И. Н. Западные Балканы в стратегии Бвросоюза // Научно-

аналитический вестник Института Бвропы РАН. 2021. № 3. С. 41-47. [SHCHerbak I. N. Zapadnye Balkany v strategii Evrosoyuza // Nauchno-analltichesklj

vestnlk Instituta Evropy RAN. 2021. № 3. S. 41-47] Энтина E. Г. Международный фактор во внутриполитических трансформациях в «албанском мире» Косово // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 1. С. 112-131.

[Entina E. G. Mezhdunarodnyj faktor vo vnutripoliticheskih transformaciyah v «albanskom mire» Kosovo // Mezhdunarodnaya analitika. 2021. T. 12. № 1. S. 112-131]

Энтина E. Г., Пивоваренко А. А., Сучков М. А. США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы: рабочая тетрадь № 53/2019 // Российский совет по международным делам (РСМД) // URL: https://rus-siancouncil.ru/papers/USA-Balkans-WP53Ru.pdf?ysclid=l1lt99biqy [Entina E. G., Pivovarenko A. A., Suchkov M. A. SSHA na Balkanah: evolyuciya prisu-tstviya, prioritety, perspektivy: rabochaya tetrad' № 53/2019 // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD) // URL: https://russiancouncil.ru/papers/ USA-Balkans-WP53Ru.pdf?ysclid=l1lt99biqy] Бриселски споразум. Тачка 1 // Влада Републике Срби|е // URL: https://www.

srbija.gov.rs/cinjenice/283757 Извештaj о напретку у дщалогу Београда и Приштине // Канцеларща за Косово и Метохи|у. Април 2015. године // URL: http://www.kim.gov.rs/doc/Finalnl%20 Izvestaj%20KKiM%20april%202015%20srp.pdf Извештaj о напретку у дщалогу Београда и Приштине // Канцеларща за Косово и Метохщу и Канцеларща на координационе послове у преговарачком процесу са привременим институцщама самоуправе у Приштини. Jун 2020. године // URL: http://www.kim.gov.rs/doc/pregovaracki-proces/Sestomesecni%20 izvestaj%20o%20dijalogu%20jun%202020.pdf Durlc: Beograd je ispunio sve, Pristina se jos ceka // N1 // URL: https://rs.n1info.

com/vesti/a50896-djuric-beograd-je-ispunio-sve-ceka-se-pristina/ Etnlcki motivisanl incidenti na Kosovu i Metohlji, 2021. // Канцеларща за Косово

и Метохщу // URL: https://www.kim.gov.rs/lat/incidenti-kim.php EU-facilitated Dialogue: Federica Mogherini held a meeting with Presidents Vucic and Thaçi // EEAS // URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-Homepage/42002/node/42002_en Kurti protiv ZSG: Nece biti formirana monoetnlcka zajednlca na Kosovu i Metohlji // RTV // URL: https://www.rtv.rs/sr_lat/politika/kurti-protiv-zso-nece-biti-formi-rana-monoetnlcka-zajednlca-na-kosovu-i-metohlji_1244552.html Mitrovic D. Uklanjanje predrasuda в Dragojlovic N., Sretenovic S. i Dukanovic D., уред-ници, Spoljna politika Srbije // Strategije i dokumenta, Evropskl pokret u Srbiji, Beograd, 2010. Str.: 42. Mrkic I. Rusija nam vazna zbog Kosova // URL: http://www.b92.net/info/vesti/index.

php?yyyy=2012&mm=10&dd=11&nav_category=11&nav_id=650789 Nacionalni sastav stanovnistva SFR Jugoslavije. Knjiga 1. Podaci po naseljima i opstinama // URL: https://pod2.stat.gov.rs/GbjavljenePubllkacije/G1981/Pdf/ G19814001.pdf

Popis stanovnistva na Kosovu - 2021. godine // KoSSEV // URL: https://kossev.info/ popis-stanovnistva-na-kosovu-2021-godine/

Russia resists 'pressure' to impose sanctions on Russia // URL: https://www. euractiv.com/section/politics/short_news/serbia-resists-pressure-to-impose-sanctions-ont-russia/ Smqjlovié L Kljucni zadatak Hila bice da Srbija prizna Kosovo // URL: http://tanjug.

rs/full-view.aspx?izb=690498 Srpska lista osvojila svih deset srpskih mandata u Skupstini Kosova // N1 // URL: https://rs.n1info.com/vesti/srpska-lista-ubedljivo-vodi-u-svim-srpskim-sredina-ma-na-kosovu/

Tekst sporazumâ nazvanih "Ekonomska normalizacija" // Vreme // URL: https:// www.vreme.com/projekat/tekst-sporazuma-nazvanih-ekonomska-normal-izacija/

Vucic nakon pregovora s Kurtijem: Apsolutno se ni o cemu nismo dogovorili // Aljazeera// URL: https://balkans.aljazeera.net/news/balkan/2021/6/15/danas-u-briselu-pregovori-srbije-i-kosova

Статья поступила в редакцию 16 мая 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.