Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3
УДК 327
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320217783 Павел КАНДЕЛЬ
АЛБАНСКИЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ
Аннотация. Статья посвящена трём взаимосвязанным сюжетам: прошедшим парламентским выборам в Албании, ситуации в сопредельном Косово и возобновившемся диалоге Приштины и Белграда. Проанализирован ход избирательной кампании и результаты выборов. Уточнены сложившиеся представления об особенностях электоральной географии Албании. Дана оценка паналбанской риторике ведущих политиков в Тиране и Приштине: она активно используется для повышения политического рейтинга и как подходящий инструмент, чтобы шантажировать Брюссель, но каждый из тех, кто к ней прибегает, не готов уступить лидерство сопернику. Автор также прогнозирует перспективы переговоров Сербии и Косово, полагая, что нельзя ожидать серьёзного результата до президентских выборов в Сербии в 2022 г.
Ключевые слова: Албания, парламентские выборы, Социалистическая партия, Демократическая партия, Э. Рама, И. Мета, А. Курти, диалог Приштины и Белграда.
Очередные парламентские выборы в Албании 25 апреля 2021 г. по многим причинам имели для страны особое значение. Проведение голосования без обычных скандалов и обвинений в фальсификациях, признание их легитимными как международными наблюдателями, так и оппозицией, являлось одним из условий, выставленных ЕС для начала предвступитель-ных переговоров с Албанией. Стоит напомнить, что итоги предыдущих выборов в парламент 25 июня 2017 г. оппозиция признала лишь под давлением США и ЕС. Однако с февраля 2019 г. она покинула законодательный орган и перешла к массовым и довольно агрессивным уличным протестам. Обвиняя власть в коррупции, связях с наркомафией и махинациях при голосовании, Демократическая партия (ДП) требовала отставки социалистического правительства Э. Рамы и досрочных выборов. По тем же причинам она отказалась участвовать и в местных выборах 30 июня 2019 г., несмотря на все увещевания из Вашингтона и Брюсселя. Президент И. Мета, хотя и был в своё время избран голосами депутатов-социалистов, разошёлся с ними уже в ходе кампании 2017 г. Тогда ранее входившее в правительство Социалистическое движение за интеграцию (СДИ) выступило самостоятельно, а затем присоединилось к ДП в уличных протестах. Глава государства попытался было перенести дату местных выборов на осень, но это ему не удалось, а социалисты в отместку начали процедуру отстранения его от власти. В результате на муниципальных выборах правящая Социалистическая партия (СП) выступала в одиночестве. Явка составила лишь 22,9%, но СП смогла заполучить 57 мест мэров (из 61), что дало ей немаловажное преимущество и на нынешних парламентских выборах. Важным шагом, открывшим к ним дорогу, стали согласованные с оппозицией и принятые (опять-таки под нажимом США и ЕС) 5 июня 1920 г. изменения в избирательном кодексе, что поз© Кандель Павел Ефимович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4333-4276 Статья поступила в редакцию: 25.06.2021.
волило преодолеть политический кризис. В разгар его ни Конституционный, ни Верховный суд не функционировали. Без договорённости власти и оппозиции не было возможности пополнить их состав. В 2020 г. благодаря усилиям президента эта проблема была решена.
Избрание албанского парламента в 2021 г. проходило на фоне прошедших незадолго до этого аналогичных выборов у соседей (Косово, Черногория, Болгария). Во всех трёх случаях победа досталась оппозиции, хотя находившиеся у власти продолжительное время патрон-клиентелистские режимы с авторитарными наклонностями казались непоколебимыми. Всё это внушало ДП надежды, что поднявшаяся волна обновления политической сцены дойдёт и до Албании. Подобные ожидания более всего вдохновлялись примером сопредельного и также населённого преимущественно албанцами Косово. Там антисистемное движение «Самоопределение» в ходе двух внеочередных выборов в 2019-2021 гг. нанесло сокрушительное поражение партиям, которые предшествующие 20 лет олицетворяли власть1. Его лидер А. Курти, не скрывающий своих паналбанских стремлений, став премьером, попытался вмешаться в предвыборную кампанию у соседей. Он приехал в Албанию, чтобы поддержать своих сторонников по ту сторону границы, и даже проголосовал.
Результаты выборов
Между тем итоги выборов развеяли все надежды сторонников перемен2. Правящая с 2013 г. Социалистическая партия (СП) получила 48,68% голосов и 74 места (из 140) в законодательном органе, достаточных для формирования собственного кабинета без обременительных союзов. По сравнению с 2017 г. уровень поддержки социалистов и количество их депутатов не изменились. Её традиционная соперница Демократическая партия смогла набрать 39,43%, что дало ей 59 мандатов (+16). Социалистическое движение за интеграцию, некогда основанное нынешним президентом И. Мета, которое возглавила его супруга М. Кримади, понесло тяжёлые потери: 6,81% голосов и лишь 4 парламентских кресла (вместо 19). 2,25% голосов и 3 места достались давно уже пребывающей на обочине политической сцены Социал-демократической партии (прежде 1). Албанские выдвиженцы А. Курти, в поддержку которых высказалось менее 1% избирателей, не сумели провести в парламент ни одного своего кандидата - очень показательный тест степени актуальности паналбанских настроений среди избирателей Албании.
Голосование внесло определённые поправки в устоявшиеся представления об особенностях электоральной географии страны. Считается, что Социалистическая партия располагает сильными позициями на юге, где преобладающей субэтнической группой являются тоски - южные албанцы, а электоральной базой демократов служат геги - северные албанцы3. Две субэтнические группы говорят на разных диалектах, имеют и другие отличительные черты, и их отношения не лишены соперничества, имеющего среди прочего и политический оттенок. Прошедшие выборы лишь отчасти подтвердили принятое разделение: Демократическая партия действительно имела заметное преимущество в трёх северных округах - традиционном бастионе демократов (Кукес, Шкодер и Лежа), хотя и там за социалистов проголосовало от 28 до 38% избирателей. Но уже в Дибре и Дурресе (также на севере) два соперника шли почти вровень. В то же время Социалистическая партия зримо превосходила конкурентов в столице и всех остальных округах южнее, но и демократы получали там 30-40% голосов.
1 Подробнее см.: Кандель П.Е. Внеочередные парламентские выборы в Косово // Научно-аналитический вест-
ник ИЕ РАН. 2021. №1. С. 134-141. DOI: 10.15211/vestnikieran12021134141
3 Zgjedhjet рёг Kuvend 25 prill 2021. URL: http://kqz.gov.al/ (дата обращения 12.06.2021).
3 Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. М.; СПб.: Институт славяноведения, 2015. С. 13-14.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3
Албанские проблемы в международном контексте
Обвинения оппозиции не были голословными. После прихода к власти в 2013 г. лидера социалистов Э. Рамы Албания снискала стойкую международную репутацию «европейского центра по производству марихуаны», наркотрафик которой оценивается примерно в 4 млрд евро в год. В криминальную деятельность оказались вовлечены многочисленные чиновники и ближайшие соратники премьера, в том числе два министра внутренних дел, несколько градоначальников. Соответственно, наркомафия за политическое покровительство и полицейское содействие оказывала важные встречные услуги власти, скупая в её пользу голоса на выборах и терроризируя противников. Подобные обвинения оппозиция подкрепляла публикацией прослушек телефонных разговоров криминальных боссов с их пособниками из государственного аппарата. Схожую картину рисовали и внешние источники: Европол, госдепартамент США и ООН1.
При этом по официальной статистике около 1,6 млн граждан Албании - одного из беднейших европейских государств, уже проживают за границей; по данным Евростата, с 2002 по 2017 гг. 330 тыс. из них получили гражданство одной из стран ЕС , а известное социологическое агентство Gallup в 2018 г. установило, что 60% албанцев готовы эмигрировать3. Но всё это не помешало Э. Раме и его Социалистической партии в очередной раз победить, и вряд ли только за счёт использования незаконных методов. Такой вывод правомерно сделать, глядя на результаты соперников: с одной стороны, Демократическая партия добилась довольно скромных показателей даже на севере - в регионе своего традиционного доминирования, с другой - она заметно увеличила своё представительство в парламенте (на 19 мандатов). Поэтому она решилась оспаривать итоги лишь на нескольких участках, но воздержалась от обычных для неё агрессивных уличных протестов.
Предвыборные политические баталии развёртывались на фоне бедствий, житейски более значимых для населения: сначала разрушительного землетрясения 26 ноября 2019 г., затем начала пандемии. В этих условиях Э. Раме повезло получить масштабную финансовую помощь, в первую очередь со стороны ЕС, что стало его сильным козырем в предвыборном раскладе. Участники международной донорской конференции в Брюсселе 17 февраля 2020 г. собрали 1,15 млрд евро, в числе которых взнос Евросоюза в размере 400 млн евро, предназначенных на восстановление после катастрофы4. 31 марта 2021 г. Европейская комиссия выделила 90 млн евро макрофинансовой помощи Албании, чтобы смягчить социально-экономические последствия пандемии. Политические условия выделения всего пакета помощи в размере 180 млн евро включают: укрепление государственных финансов и устойчивости финансового сектора, улучшение управления, борьбу с коррупцией и усиление социальной защиты5.
Немаловажно и то, что ни Брюссель, ни Вашингтон, весьма рьяно поддерживающие ту сторону внутреннего конфликта, которая пользуется их благосклонностью в случае «цвет-
1 2021 elections in Albania. Facadization of Tirana and cannabization of Albania. Ifimes. URL: https://www.ifimes.org/ en/researches/2021-elections-in-albania-facadization-of-tirana-and-cannabization-of-albaniafasadizimi-i-tiranes-dhe-kanabizimi-i-shqiperise/4762? (дата обращения12.06.2021).
2 Нова српска политичка мисао. Хроника. 27.12.2018. Еуростат: У периоду од 2002. до 2017. године 330.000 гра^ана Албанще добило државланство у нещ од земала ЕУ. URL: http://www.nspm.rs/hronika/eurostat-u-periodu-od-2002.-pa-do-2017.-godine-330.000-gradjana-albanije-dobilo-drzavljanstvo-u-nekoj-od-zemalja-eu.html (дата обращения 12.06.2021).
Galup: Vecina Albanaca bi da napusti svoju zemlju. Тащуг. 12.12.2018. URL: http://www.tanjug.rs/Category.aspx?kat=3 (дата обращения 12.06.2021).
4 Албания получит более €1 млрд для восстановления после землетрясения. ТАСС. 17.02.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7781923 (дата обращения 12.06.2021).
5 L'UE a approuvé une aide macrofinancière à huit pays tiers voisins. URL: https://agenceurope.eu/fr/bulletin/article/12545/12 (дата обращения 12.06.2021).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №3
ных революций», во время «бесцветных» (происходящих без санкции внешних патронов), воздерживаются от активности. Они и на этот раз не сочли нужным содействовать низвержению нынешнего руководителя Албании, видимо, полагая его привычным меньшим злом. Президент даже обвинил американского посла, что тот вмешивается во внутренние дела в интересах социалистов1. Словно в ответ США демонстративно ввели санкции против Сали Бе-риши (долгие годы лидера ДП, экс-президента и бывшего премьера), обвинив его в коррупции и запретив ему въезд в страну2. Европейская комиссия уже после выборов подтвердила, что Албания выполнила поставленные ей условия, и призвала начать с ней предвступитель-ные переговоры3, признав тем самым результат голосования.
Подобная позиция США и ЕС, у которых достаточно полное представление о том, что в действительности представляет собой правление Э. Рамы, может показаться странной. Но она имеет свои объяснения: у них нет иллюзий и насчёт его противников, которые к тому же в ходе кризиса успели неоднократно доказать свою малую управляемость. В отличие от них Э. Рама продемонстрировал необходимую гибкость. Прежде он охотно прибегал к «велико-албанской» риторике. Но после выборов дал интервью, в котором попытался предстать политиком «европейского кругозора» и высказался в поддержку «балканского мини-Шенгена», вызывающего противоречивую реакцию других его возможных участников4. С А. Курти и с экс-премьером Косово Р. Харадинаем - конкурентами в смысле использования идеи «Великой Албании» - у него откровенно конфликтные отношения. Правомерно предположить, что скорейшая реализация данной идеи вряд ли станет его приоритетом. Выборы показали, что и у граждан Албании есть заботы поважнее.
Косово
После триумфальной победы на повторных внеочередных парламентских выборах 14 февраля 2021 г. (58 мандатов из 120), А. Курти сформировал правительство, где однозначно доминировало его движение «Самоопределение». Для большей стабильности и демонстрации своего мультикультурализма он слегка «разбавил» его состав представителями национальных меньшинств (их в косовском парламенте 10 из числа босняков и различных цыганских общин + 10 сербов), которые охотно примыкают к любой власти, руководствуясь собственными интересами. Новый премьер включил в него даже двух представителей «Сербского списка», контролируемого Белградом, хотя ранее категорически не допускал такой возможности. Вдохновлённый победой, он решил не ограничиваться исполнительной властью и поставить своих сторонников и на пост президента, и во главе законодательного органа. Хотя задача была не простой, учитывая число депутатов, на поддержку которых он мог рассчитывать, ему удалось добиться цели. Деморализованные поражением основные соперники - традиционные партии не рискнули его заблокировать (что привело бы к новым, третьим внеочередным выборам). В результате 22 марта 2021 г. спикером парламента стал верный соратник премьера Г. Конюфки (получив 69 голосов), а 4 апреля его союзница В. Османи (в третьем туре 71 го-
1 Илир Мета: Амерички амбасадор у Тирани подржава Раму, можда и лобира за Србщу. Нова српска политичка мисао. 25.04.2021. URL:_http://www.nspm.rs/hronika/iljir-meta-americki-ambasador-u-tirani-podrzava-ramu-mozda-i-2obira-za-srbiju.html (дата обращения 12.06.2021).
2 США ввели санкции против экс-президента Албании. ТАСС. 19.05.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11413759 (дата обращения 12.06.2021).
EK: Albanija ispunila zahteve Saveta EU, zelimo pregovore i sa Severnom Makedonijom. URL:https://www.kosovo-online.com/vesti/region/ek-albanija-ispunila-zahteve-saveta-eu-zelimo-pregovore-i-sa-severnom-makedonijom-7-5 (дата обращения 12.06.2021).
4 Rama: Velika Albanija je nonsens, Srbi i Albanci treba da se ugledaju na Nemce i Francuze. URL: https://www.kosov o-online.com/intervjui/rama-velika-albanija-je-nonsens-srbi-i-albanci-treba-da-se-ugledaju-na-nemce-i-francuze (дата обращения 12.06.2021).
лосом) была избрана на пост президента. Возникла невиданная в Косово концентрация власти в руках одной политической силы, что вряд ли будет способствовать развитию демократии.
Между тем внешних покровителей более всего заботил внешнеполитический курс нового лидера и его явно выраженная неохота спешить к переговорам с Белградом, чего напористо добивались Брюссель и Вашингтон. Вскоре после выборов в письме по поводу юбилея косовской независимости государственный секретарь США Э. Блинкен отметил, что всестороннее соглашение, цель которого - взаимное признание Сербии и Косово, требует от обеих сторон гибкости и готовности к компромиссу1. В том же духе неоднократно высказывались и специальный посланник ЕС на Балканах М. Лайчак, и Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель. В ответ в Приштине лишь поднимали ставки, щедро делясь с общественностью соображениями, которые явно не приближали решения.
Для лидера Косово с его приходом должен начаться «новый равноправный диалог», который не может быть продолжением того, о чём договорились его предшественники, а единственная его задача - взаимное признание, что на этом этапе заведомо исключено для президента Сербии. Исходным требованием Белграда является создание Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ), что Приштина обязалась сделать по Брюссельскому соглашению 2013 г., но до сих пор так и не выполнила. Для А. Курти в принципе неприемлемо образование какого-либо моноэтнического сообщества (в том числе и сербского) на территории Косово, как противоречащего духу и букве его конституции, хотя в устах поборника Великой Албании подобные заявления звучат особенно комично2. Отягчающим обстоятельством стали и публично озвученные новыми руководителями намерения обвинить Сербию в геноциде в Косово перед Международным судом и потребовать от неё финансовых компенсаций.
Отвечая косовскому премьеру, американский посол в Приштине Ф. Коснет поделился своим мнением, что история началась не с приходом правительства А. Курти и страны должны исполнять ранее подписанные соглашения, а Косово взяло на себя обязательство сформировать ССМ. Дипломат язвительно отозвался о привычке косоваров к тому, что международное сообщество вкачивает сюда много денег, но так не будет длиться вечно3.
Премьер Косово уже имел печальный опыт, когда нежелание считаться с запросом Вашингтона быстро привело к падению его первого кабинета. Поэтому 15 июня он отправился в Брюссель на встречу с президентом Сербии А. Вучичем вроде бы для возобновления «диалога» на высшем уровне в присутствии Ж. Борреля и М. Лайчака, но имея собственный умысел. Разговор, как и следовало ожидать при подобных расхождениях, не задался. На пресс-конференции по её итогам А. Курти сообщил, что собеседники не смогли прийти к согласию даже о повестке. По его словам, им было выдвинуто четыре предложения: первое касалось соглашения о зоне свободной торговли (СЕГТЛ), второе - незамедлительного подписания договора о ненападении, третье - взаимного признания и тождественного решения вопроса о на-
1 Ентони Блинкен: Постизаае свеобухватног споразума усредсре^еног на уза]амно признаке Србще и Косова захтева флексибилност и спремност на компромис. Нова српска политичка мисао. 17.02.2021. URL: http://www.nspm.rs/hronika/entoni-blinken-postizanje-sveobuhvatnog-sporazuma-beograda-i-pristine-zahteva-od-svih-strana-da-pokazu-fleksibilnost-i-spremnost-na-kompromis.html (дата обращения 25.06.2021).
2 Албин Курти амбасадору САД у Приштини: Удружеае на етничщ основи не може проЬи ни у смислу духа, ни слова Устава Косова. Нова српска политичка мисао. 17.06.2021. URL: http://www.nspm.rs/hronika/aljbin-kurti-ambasadoru-sad-u-pristini-udruzenje-na-etnickoj-osnovi-ne-moze-proci-ni-u-smislu-duha-ni-slova-ustava-kosova.html (дата обращения 25.06.2021).
Филип Коснет: Косово има обавезу да пошту|е ранще преузете споразуме и формира За]едницу српских опш-тина, ]ер исторща нще почела даном формирааа владе Албина Куртща. Нова српска политичка мисао. 17.06. 2021. URL: http://www.nspm.rs/hronika/filip-kosnet-kosovo-ima-obavezu-da-postuje-ranije-preuzete-sporazume-i-formira-zaj ednicu-srpskih-opstina-j er-istorij a-nije-pocela-danom-formiranj a-vlade-aljbina-kurtij a. html (дата обращения 25.06.2021).
циональных меньшинствах (подобно национальным советам босняков и албанцев в Сербии). При обсуждении вопроса о без вести пропавших во время военных действий в Косово он потребовал отставки руководителя соответствующей комиссии правительства Сербии В. Одало-вича. По первому вопросу он не получил ответа, а остальные были отвергнуты1. Со своей стороны, А. Вучич предположил, что его собеседник намеревался не договариваться, а лишь спровоцировать сербскую сторону на срыв переговоров2. Поэтому единственным результатом стало обещание продолжить диалог в июле.
Между тем в 2022 г. Сербии предстоят выборы президента, и давать своей оппозиции такой козырь как признание независимости Косово, в чём его постоянно подозревают и обвиняют, он пока определённо не готов. Обе стороны настроены на то, чтобы выиграть время. Следовательно, бессмысленно ожидать серьёзного продвижения в урегулировании застарелого конфликта, сколь бы того не добивались Вашингтон и Брюссель.
* * *
Очередные парламентские выборы в Албании 25 апреля 2021 г., в отличие от соседних Косово, Черногории и Болгарии, позволили удержать власть правящей 13 лет Социалистической партии и премьеру Э. Раме. Более того, их признали легитимными США и ЕС, что формально дало Албании право начать переговоры о вступлении в Евросоюз, несмотря на громкие и обоснованные обвинения режима со стороны оппозиции в коррупции и связях с наркомафией. Покровители Албании не питают иллюзий и насчёт его противников, которые к тому же в ходе политического кризиса успели неоднократно доказать свою малую управляемость. На их фоне Э. Рама продемонстрировал необходимую гибкость и вовремя сменил «паналбанскую» риторику на «проевропейскую». В Косово новому премьеру А. Курти удалось сконцентрировать всю власть в руках одной политической силы - его движения «Самоопределение», что сделало и прежде неподатливого партнёра ещё более трудным собеседником для всех. В итоге возобновившийся по настоянию Вашингтона и Брюсселя «диалог» принес лишь один плод - обещание его продолжить. И по крайней мере до президентских выборов в Сербии в 2022 г. трудно ожидать какого-либо серьёзного сдвига.
Список литературы
Албанский фактор кризиса на Балканах. М.: ИНИОН РАН, 2004.
Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М.: Наука, 2006.
Искендеров П.А. Республика Албания // Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец ХХ - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологи-ческий справочник / отв. ред. К.В. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 11-34.
Искендеров П.А. Республика Косово // Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец ХХ - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологи-ческий справочник / отв. ред. К.В. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 456-466.
1 Курти после састанка са ВучиЬем у Бриселу: Изнео сам четири предлога, ме^у щима ]е и обострано признаке Косова и Србще, надам се да Ье ВучиЬ озбилно да размисли о аиховом прихватаау. Нова српска политичка мисао. 15.06.2021. URL: http://www.nspm.rs/hronika/kurti-posle-sastanka-sa-vucicem-u-briselu-izneo-sam-cetiri-pred loga-medju-kojima-je-i-obostrano-priznanje-kosova-i-srbije-nadam-se-da-ce-vucic-ozbiljno-da-razmisli-o-njihovom-prihvatanju.html (дата обращения 25.06.2021).
ВучиЬ у Скупштини поднео «извешта] о дщалогу Београда и Приштине»: Ище време за превелика очекивааа или очекивааа ща нису у складу са реалношЬу; Бро] Срба щи живе на КиМ нще веЬи од 95.000; Ище нам потребан замрзнут конфликт. Нова српска политичка мисао. 22.06.2021. URL: http://www.nspm.rs/hronika/pocela-posebna-sednica-skupstine-srbije-vucic-podnosi-izvestaj-o-dijalogu-beograda-i-pristine.html (дата обращения 25.06.2021).
Искендеров П.А. Сербия, Черногория и Албанский вопрос в начале XX века. СПб.: Але-тейя, 2015.
Фукуяма Ф. Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. М., 2019.
References
Banks, M. (1996). Anthropological Constructions of Ethnicity: An Introductory Guide. London: Routledge.
Fukuyama, F. (2019). Identichnost'. Stremlenie k priznaniyu i politika nepriyatiya. [Identity. The demand for dignity and the politics of resentment.] Moscow. (In Russian).
Gus'kova, E.Yu. (ed.) (2004). Albanskii faktor krizisa na Balkanakh [Albanian factor of the crisis in the Balkans]. Moscow: INION RAN. (In Russian).
Iskenderov, P.A. (2015). Respublika Albania [Republic of Albania]. In: Nikiforov K.V. (ed.) Central'naya i Yugo-Vostochnaya Evropa. Konec ХХ - nachalo XXI vv. Aspekty obshchestvenno-politicheskogo razvitiya. Istoriko-politologicheskij spravochnik. [Central and South-Eastern Europe. Late XX - early XXI centuries. Aspects of socio-political development. Historical and political science reference book]. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya. P. 11-34. (In Russian).
Iskenderov, P.A. (2015). Respublika Kosovo [Republic of Kosovo]. In: Nikiforov K.V. (ed.) Central'naya i Yugo-Vostochnaya Evropa. Konec XX - nachalo XXI vv. Aspekty obshchestvenno-politicheskogo razvitiya. Istoriko-politologicheskij spravochnik. [Central and South-Eastern Europe. Late XX - early XXI centuries. Aspects of socio-political development. Historical and political science reference book]. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya. P. 456-466. (In Russian).
Iskenderov, P.A. (2015). Serbiya, Chernogoriya i Albanskii vopros v nachale XX veka [Serbia, Montenegro and the Albanian question at the beginning of the 20th century]. Saint-Petersburg: Al-eteiya. (In Russian).
Ivanova, Yu.V. (2006). Albantsy i ikh sosedi [Albanians and their neighbors]. Moscow: Nauka. (In Russian).
Vickers, M. (1995). The Albanians. A Modern History. London, New York.
Albanian Question Today
Author. Pavel Kandel, Candidate of Science (History), Leading Researcher Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Email: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4333-4276
Abstract. The paper deals with three interrelated topics: the recent parliamentary elections in Albania, the current situation in neighboring Kosovo, and the renewed dialogue between Pristina and Belgrade. It contains the analysis of the run-up to the election and its result along with the longstanding assumptions regarding the specificities of Albania's electoral geography. It also assesses the pan-Albanian rhetoric of the leading politicians in Tirana and Pristina which is actively exploited for political strengthening and used as a right means for blackmailing Brussels. Nonetheless, whoever resorts to it looks upon other as rivals and is not ready to give up leadership in the implementation of the national ideal. The author also speculates about the prospects for the future negotiations between Serbia and Kosovo, believing that a serious result cannot be expected until the presidential elections 2022 in Serbia.
Key words: Albania, parliamentary elections, Socialist party, Democratic party, E. Rama, I. Meta, A. Kurti, dialogue between Pristina and Belgrade.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320217783