Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ – ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР'

СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ – ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
республика / независимость / суверенитет / содружество / делегация / соглашение / договор / устав / граница / неприкосновенность / территория / целостность / конфликт / столкновение / безопасность / политика / экономика / документ / правительство / совет / национальные / пограничные войска / цивилизационная форма / юридическая основа / система / миграция / контрабанда / преступление / republic / independence / sovereignty / commonwealth / delegation / agreement / treaty / charter / border / inviolability / territory / integrity / conflict / conflict / security / politics / economy / document / government / council / national / border guards / civilization form / legal basis / system / migration / smuggling / crime

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамытова А.Т.

в данной статье рассматриваются вопросы новых межгосударственных отношений после распада Советского Союза и образования новых независимых государств, которые 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате подписали протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В Соглашении подчеркнуто, что «договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества». Заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. Соглашение определяло перечень основных направлений совместной деятельности, которую государства намерены осуществлять через общие координирующие институты. Эти политические решения прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. С образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы юридического, политического и экономического размежевания бывших союзных республик. Создание Содружества и его деятельность обеспечили появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, способствовали выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мамытова А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES – IS THE BASIS FOR THE LEGAL REGISTRATION OF THE STATE BORDERS OF THE FORMER SOVIET REPUBLICS OF THE USSR

This paper examines the new inter-state relations after the collapse of the Soviet Union and the emergence of new independent states which, on December 21, 1991 in Alma-Ata signed an agreement establishing the Commonwealth of Independent States (CIS). The Agreement stressed that “the contracting parties recognize and respect each other's territorial integrity and the inviolability of the existing borders within the Commonwealth”. They declared guarantees of their openness and freedom of movement for citizens. The Agreement set out a list of the main areas of joint activities that States intended to carry out through common coordinating institutions. These political decisions interrupted the process of the chaotic collapse of the USSR and prevented the release of its destructive energy. With the formation of the CIS, the features of a peaceful and civilized form of the legal, political and economic demarcation of the former Union Republics began to clearly manifest themselves. The creation of the Commonwealth and its activities have ensured favorable conditions for the emergence and strengthening of new sovereign states and encouraged each of them to choose its own model of political development, socio-economic reforms and state structure.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ – ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР»

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Мамытова А. Т.

кандидат юридических наук, докторант Института Государства и права Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек.

mamytovaaida@gmail. сот

СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - ОСНОВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ БЫВШИХ

СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы новых межгосударственных отношений после распада Советского Союза и образования новых независимых государств, которые 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате подписали протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В Соглашении подчеркнуто, что «договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества». Заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. Соглашение определяло перечень основных направлений совместной деятельности, которую государства намерены осуществлять через общие координирующие институты.

Эти политические решения прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. С образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы юридического, политического и экономического размежевания бывших союзных республик. Создание Содружества и его деятельность обеспечили появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, способствовали выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства.

Ключевые слова: республика, независимость, суверенитет, содружество, делегация, соглашение, договор, устав, граница, неприкосновенность, территория, целостность, конфликт, столкновение, безопасность, политика, экономика, документ, правительство, совет, национальные, пограничные войска, цивилизационная форма, юридическая основа, система, миграция, контрабанда, преступление

Содружество Независимых Государств приняло на себя важнейшую историческую миссию формирования основы для новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.

8 декабря 1991 г. главы трех республик - Белоруссии, России и Украины - подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (CHГ).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате делегации Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины подписали Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств. 3 декабря 1993 г. к Соглашению присоединилась Грузия.

В Соглашении подчеркнуто, что «договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества». Заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. Соглашение определяло перечень основных направлений совместной деятельности, которую государства намерены осуществлять через общие координирующие институты.

Эти политические решения прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. С образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы юридического, политического и экономического размежевания бывших союзных республик. Создание Содружества и его деятельность обеспечили появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, и их границ, способствовали выбору каждым из них собственной юридического, политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства.

С целью поддержания безопасности государств-участников СНГ, обеспечения надежной охраны границ бывшего СССР главы государств СНГ 30 декабря 1991 г. приняли Соглашение о Вооруженных силах и Пограничных войсках.

Проблемы пограничной безопасности государств-участников СНГ на начальном этапе развития Содружества приобрели первостепенное значение:

- во-первых, границы вновь образованных государств после распада СССР, не были юридически оформлены в более острой форме границы были непосредственно связаны с вопросами обеспечения территориальной целостности и суверенитета каждого государства Содружества;

- во-вторых, границы оказались концентрированным выражением всей суммы угроз, затрагивающих интересы стран Содружества в политической, экономической, пограничной, военной, социальной, международной и иных сферах.

Именно на границах государств-участников СНГ сконцентрированы такие угрозы, как международный терроризм и экстремизм, наркобизнес, незаконное перемещение оружия, боеприпасов, радиоактивных, отравляющих и психотропных веществ, огромные миграционные потоки и многое другое.

Учитывая необходимость реализации взаимоприемлемых решений в интересах охраны государственных границ, а также недопущения вооруженных столкновений между вновь образованными государствами по вопросам государственных границ, главы государств СНГ 20 марта 1992 г. в г. Киеве подписали Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств-участников СНГ. В нем определялось, что Совет глав государств СНГ является высшим координирующим органом Содружества Независимых Государств по вопросам охраны границ и морских экономических зон государств участников Содружества, а Совет глав правительств СНГ координирует меры по обеспечению охраны границ и морских экономических зон. В нем отмечалось, что государства-участники Содружества в целях своей безопасности обязуются «не предпринимать на государственных границах и в морских экономических зонах действий, наносящих ущерб политическим, экономическим и иным интересам других государств-участников Содружества. Установление и изменение режима государственных границ осуществляется по взаимной договоренности с сопредельными государствами с учетом интересов государств-участников СНГ» 1 . Соглашение не подписали Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Туркменистан и Украина.

Исходя из необходимости согласованного решения практических вопросов охраны государственных границ, координации деятельности пограничных войск государств-участников СНГ, главы государств Содружества приняли решение о создании Объединенного командования Пограничных войск и утвердили Положение о нем.

На заседании Совета глав государств СНГ 15мая 1992 г. в г. Ташкенте был принят пакет нормативных документов по пограничным вопросам. Именно в Ташкенте главы государств СНГ подписали пакет документов, который завершил создание первичной базы

1 Соглашение б охране государственных границ и морских экономических зон государств-участников СНГ от 20 марта 1992 г. (г. Киев).

строительства вооруженных сил и пограничных войск государств-участников СНГ. Однако продекларированное создание системы коллективной безопасности объединенных вооруженных сил и пограничных войск воплотить в жизнь не удалось.

Каждое в отдельности государство СНГ приняло решение о создании собственных вооруженных сил, пограничных войск и других правоохранительных структур.

Совет глав правительств СНГ 26 июня 1992 г. в г. Минске рассмотрел ряд вопросов по экономической, военной и пограничной тематике. Данные соглашения дополнили пакет документов начального, или, как еще его называют, переходного этапа, этапа деятельности Объединенного командования Пограничных войск и строительства национальных пограничных ведомств государств-участников СНГ.

Новый этап развития пограничного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств начался с подписания 6 июля 1992 года Советом глав государств СНГ в г. Москве Решения об образовании Совета командующих Пограничными войсками. Исходя из необходимости координации и взаимодействия Пограничных войск, Совет глав государств решил:

1. Создать Совет командующих Пограничными войсками, упразднив Объединенное командование Пограничных войск.

2. Поручить Совету глав правительств Содружества «рассмотреть на очередном заседании Совета вопросы, связанные со структурой, численностью и обеспечением деятельности постоянного рабочего органа Совета командующих Пограничными войсками»1.

Решение подписали главы всех государств СНГ, кроме Азербайджанской Республики, делегация которой отсутствовала на этом заседании.

Сразу же после принятия этого Решения по поручению Совета глав государств СНГ 16 июля 1992 г. в г. Ташкенте состоялось первое заседание Совета командующих Пограничными войсками.

К этому времени еще не во всех государствах были созданы национальные пограничные войска. Поэтому на первой встрече руководителей пограничных ведомств государств СНГ участвовали командующие Восточным и Среднеазиатским пограничными округами и их заместители, которые представляли создаваемые в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане национальные погранвойска.

На повестку дня Совета командующих был внесен один документ - Соглашение о Координационном комитете, рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками. В процессе его рассмотрения представитель Пограничных войск Российской Федерации предложил изменить название рабочего органа СКПВ. В дискуссии члены Совета командующих согласовали текст самого Соглашения и выработали общую позицию по названию рабочего органа - Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками.

На втором заседании Совета командующих Пограничными войсками, которое состоялось 15 сентября 1992 г. в г. Москве, были рассмотрены вопросы деятельности СКПВ и его рабочего органа - Координационной службы.

На этом заседании Совет командующих Пограничными войсками впервые рассмотрел проект документа о сотрудничестве государств-участников Содружества в охране внешних границ, поскольку выявившиеся к этому времени проблемы существенно осложняли политическую и экономическую обстановку в государствах Содружества.

Причинами тревожного положения на внешних границах являлись:

1 Решение совета глав государств СНГ об образовании Совета командующих Пограничными войсками от 6 июля 1992 г. (г. Москва).

- крайне сложная обстановка, сохранявшаяся на таджикско-афганской границе;

- слабое взаимодействие между пограничными войсками и иными ведомствами государств-участников Содружества, а также недостаточно отработанные согласованность и взаимодействие между ними внутри государств;

- расхищение национальных богатств, активизация разведывательно-подрывной деятельности, территориальные притязания, криминальный оборот оружия и наркотиков, возрастающий поток контрабанды и незаконной миграции.

Все это требовало от Совета командующих принятия согласованных мер по усилению охраны внешних границ государств-участников Содружества.

Совет командующих утвердил Регламент Совета командующих Пограничными войсками, рассмотрел кадровые вопросы.

К октябрю 1992 г. в основном закончилось формирование пограничных войск во всех государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

Самостоятельно охраняли внешние границы Содружества на участках своих государств Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан и Украина.

В Республике Армения, Грузии, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан на основании двусторонних соглашений границы охраняли группы российских пограничных войск.

Внешние границы Туркменистана охранялись совместно пограничными войсками России и Туркменистана.

На заседании Совета глав государств СНГ 9 октября 1992 г. в г. Бишкеке было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. Воздержались от подписания указанного документа Республика Молдова, Туркменистан, Украина. В данном Соглашении отмечалось, что, будучи заинтересованными в обеспечении стабильного положения на внешних границах государств-участников СНГ и выражая решимость и впредь обеспечивать неприкосновенность и нерушимость границ, главы государств СНГ пришли к согласию о том, что каждая из сторон осуществляет надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешней границе своего государства.

На этом же заседании главы правительств подписали Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников.

В тот же день Совет глав правительств СНГ также подписал Соглашение о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками, в нем была утверждена структура и численность Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками. На данном заседании было принято Решение о Председателе Координационной службы Совета командующих и Положение о нем.

Указанные документы не подписали Грузия, Республика Молдова, Туркменистан и Украина (Грузия присоединилась к ним 24 декабря 1993 г).

Очередное заседание Совета командующих Пограничными войсками прошло 18 декабря 1992 г. в г. Москве.

К этому времени резко обострилась обстановка на таджикско-афганском участке границы. С информацией по этому вопросу выступил член СКПВ - командующий Пограничными войсками Российской Федерации генерал-полковник В.И. Шляхтин.

Продолжающееся обострение обстановки на внешних границах государств-участников Содружества потребовало дополнительного освещения событий, происходящих на границе, и в этих целях прежде всего необходимо было воссоздать систему информационного обеспечения охраны внешних границ. Члены Совета командующих определили перечень вопросов информационного обмена. 22 января 1993 г. на совместном

заседании Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ было подписано Решение об Уставе СНГ. В статье 31 Устава отмечено: «Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на продолжающий рост контрабанды и криминального оборота оружия и боеприпасов, наркотиков и прекурсоров, поток незаконной миграции и торговля людьми потребовал от Совета командующих (совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами) приступить к разработке нормативной правовой базы для создания системы обеспечения пограничной безопасности государств-участников СНГ. Заметным событием в создании правового поля деятельности пограничных войск государств-участников Содружества и обеспечения безопасности на внешних границах государств-участников СНГ стало подписание Соглашения о Положении о Совете командующих Пограничными войсками. Соглашение подписали девять государств, Азербайджанская Республика, Республика Молдова и Украина от его подписания воздержались. За тридцатилетний период деятельности Совета командующих в указанное Положение был внесен ряд изменений и дополнений - Решения СГГ СНГ от 21 октября 1994 г., от 28 марта 1997 г. и от 28 ноября 2006 г.

Положением о Совете командующих Пограничными войсками определен его правовой статус: «Совет командующих является головным (координирующим) органом Совета глав государств СНГ по вопросам координации взаимодействия пограничных ведомств государств-участников СНГ в сфере обеспечения согласованной пограничной политики на внешних границах государств-участников СНГ 1 и правовое положение должностных лиц: «Членами Совета командующих по должности являются командующие пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств, подписавших Решение Совета глав государств СНГ о создании Совета командующих Пограничными войсками, а также Председатель Координационной службы Совета командующих с правом совещательного голоса»2.

Основными целями деятельности Совета командующих Положение определило:

- согласование усилий по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ и собственных решений, а также положений Устава Содружества Независимых Государств, касающихся пограничных вопросов;

- координацию усилий пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них с учетом интересов всех государств-участников СНГ.

Для выработки концептуальных подходов к преобразованиям столь важной составляющей жизнедеятельности каждого государства-участника СНГ необходимо было свести в единую систему согласованной пограничной политики усилия всех высших государственных структур, парламентов, правительств, министерств и ведомств, участвующих в обеспечении национальной, в том числе и пограничной безопасности государств.

Проявляя все более высокую заинтересованность в улучшении ситуации на внешних границах государств-участников Содружества, главы государств-участников Содружества 24 декабря 1993 г. в г. Ашгабате на очередном саммите рассмотрели ряд новых документов по пограничным вопросам.

Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан подписали Меморандум о сотрудничестве в охране внешних границ. Лидеры данных государств заявили, что в силу сложившейся ситуации и в условиях открытости границ между ними охрана внешних

1 Соглашение о положении Совета командующих Пограничными войсками от 22 января 1993 г. (г. Москва).

2 Соглашение о положении Совета командующих Пограничными войсками от 22 января 1993 г. (г. Москва).

60

рубежей является их общим делом и должна осуществляться согласованными совместными усилиями. В этой связи главы государств, исходя из сложившейся ситуации на таджикско-афганской границе, подписали Решение о дополнительных мерах по стабилизации обстановки на участке Государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном.

В тот же день главы государств СНГ приняли Решение о председательствовании в уставных органах СНГ, определявшее порядок председательства представителями одного государства-участника СНГ в течение шести месяцев. Так, с 1 января по 30 июня 1994 г. такое право было предоставлено Российской Федерации. По такому же принципу определялось председательствование в Совете командующих Пограничными войсками. Таким образом, в соответствии с указанным Решением первым Председателем Совета командующих Пограничными войсками был избран заместитель министра безопасности Российской Федерации - Главнокомандующий Пограничными войсками генерал- полковник А.И. Николаев.

Выражая серьезную обеспокоенность и подчеркивая важность проблем, связанных с укреплением мира и безопасности на территориях государств-участников Содружества, главы государств СНГ приняли документы «О соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ»1, «О реализации Меморандума глав государств-участников Содружества от 24 декабря 1993 года о сотрудничестве по охране внешних государственных границ2, а также «О внесении изменений в Соглашение Совета глав правительств Содружества о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками»3.

21 октября 1994 г. в г. Москве на своем очередном саммите главы государств СНГ рассмотрели вопросы дальнейшего интеграционного развития Содружества Независимых Государств. Совету командующих и другим органам Содружества предоставлялось право принимать окончательные решения по всем вопросам, входящим в их компетенцию.

В целях объединения усилий пограничных ведомств в сфере охраны внешних границ государств-участников СНГ необходимо было вести линию на практическое закрепление интеграционных процессов в их деятельности, к созданию и поддержанию на внешних границах режима, способствующего укреплению статуса Содружества в целом и защите жизненно важных интересов каждого из государств-участников СНГ. Особое значение при этом приобретала согласованность действий государств-участников СНГ, предпринимаемых на межгосударственном уровне. В этой связи Совет командующих представил, а главы государств приняли Концепцию охраны границ и Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество4.

Данная Концепция включила в себя основы согласованной пограничной политики, взаимные обязательства по пограничным вопросам и порядок их реализации. Государства-участники СНГ в указанных документах выработали основные направления сотрудничества и обязались осуществлять его по вопросам охраны внешних границ.

С первых дней своей деятельности Совет командующих ведет планомерную работу по созданию нормативной правовой базы сотрудничества в пограничной сфере и содействует

1 Декларация «О соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 г. (г. Москва).

2 Декларация «О реализации Меморандума глав государств-участников СНГ от 24 декабря 1993 г. о сотрудничестве по охране внешних государственных границ» от 15 апреля 1994 г. (г. Москва).

3 Решение глав правительств СНГ «О внесении изменений в Соглашении Совета глав правительств СНГ о постоянном рабочем органе Совета командующих пограничными войсками» от 15 апреля 1994 г.

4 Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество» от 26 мая 1995 г. (г. Москва).

61

сближению (гармонизации) национального законодательства государств- участников Содружества, касающегося внешних границ и их охраны.

Подготовлено и внесено на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ более 75 документов международно-правового характера по пограничным вопросам.

Проведено 57 заседаний СКПВ, на которых рассмотрено и принято более 900 нормативно-правовых актов практически по всем направлениям деятельности Совета командующих. В том числе вышеуказанные юридические документы:

Декларация о принципах установления и поддержания, а внешних границ государств-участников СНГ;

Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах;

Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств-государствами, не входящими в Содружество;

Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны границ государств-участников Содружества Независимых Государств;

Соглашение о сотрудничестве пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах научно- исследовательской деятельности;

Соглашение о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств;

Соглашение об организации санаторно-курортного лечения и организованного отдыха военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала пограничных войск государств-участников СНГ.

Положение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории стран СНГ.

Положение об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств-участников СНГ по оказанию помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах.

Первостепенными среди документов Совета командующих Пограничными войсками, разработанных и принятых за эти годы, можно назвать Концепцию согласованной пограничной политики государств- участников СНГ от 26 августа 2005 г.

Практическое взаимодействие, осуществляемое в рамках СКПВ, позволило своевременно вырабатывать и принимать пограничными ведомствами скоординированные меры по обеспечению защиты национальных интересов на внешних границах государств-участников Содружества на угрожаемых направлениях.

С 2004 г. пограничные ведомства во взаимодействии с правоохранительными, таможенными и миграционными службами в рамках СКПВ планировали и проводили совместные специальные пограничные операции по противодействию проникновению через границы государств-участников СНГ с территории Афганистана оружия, боеприпасов, наркотических средств и незаконных мигрантов, а также совместные оперативно-профилактические мероприятия по пресечению браконьерской деятельности и охране водных биоресурсов в акваториях Черного, Азовского и Каспийского морей. Результаты проведенных операций, в которых участвовали Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина, способствовали существенному снижению уровня угроз безопасности не только этих государств, но и Содружества в целом.

С 2007 г. по настоящее время расширены зоны и участники проведения совместных пограничных операций по обеспечению безопасности государств-участников СНГ в Восточно-Европейском и Центрально-Азиатском регионах.

Организована работа по установлению сотрудничества с международными организациями, такими, как Агентство по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах Европейского союза, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.

В условиях, когда стало совершенно очевидным, что в современном мире проблема обеспечения стабильности и безопасности выходит за рамки интересов отдельных стран, для государств-участников СНГ, имеющих значительные по протяженности внешние границы, их надежная охрана стала иметь непреходящее значение. Сегодня настало время переводить дело в практическую плотность, прорабатывать конкретные совместные программы планы по их реализации.

Совет командующих Пограничными войсками вступает, а новый этап своей деятельности. Главы государств СНГ26 августа 2016 г. утвердили Концепцию согласованной пограничной политики государств-участников СНГ. Реализация указанной Концепции позволит поднять на более высокий уровень пограничное сотрудничество и сыграет важную роль в обеспечении безопасности внешних границ государств-участников Содружества, станет базой для плодотворной совместной деятельности государственных структур стран СНГ в пограничной сфере.

В целях обеспечения пограничной безопасности и реализации согласованной пограничной политики государств-участников СНГ признано целесообразным основными (приоритетными) направлениями деятельности Совета командующих считать:

- согласование усилий пограничных и иных ведомств в противодействии новым вызовам и угрозам на внешних границах государств-участников СНГ;

- дальнейшее расширение зон и участников проведения совместных специальных пограничных операций и оперативно- профилактических мероприятий;

- разработку дополнительных мер по сближению и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения пограничной безопасности;

- развитие информационного обмена в интересах обеспечения надежной охраны внешних границ государств-участников СНГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в создании Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников СН;

- повышение уровня технической оснащенности пограничных ведомств и обустройство внешних границ государств-участников СНГ;

- разработку реального механизма выполнения принятых решений в сфере пограничной безопасности, ключевыми принципами которого должны стать принципы добровольности и обязательности, контроля и отчетности;

- развитие взаимодействия пограничных ведомств государств-участников СНГ с международными организациями в сфере пограничной безопасности;

- активизацию сотрудничества пограничных ведомств государств-участников СНГ в сфере науки, культуры, спорта и ветеранского движения.

Уникальное сотрудничество стран СНГ в сфере пограничной безопасности, начавшееся пятнадцать лет назад, подтвердило свою жизнеспособность. Деятельность Совета командующих стала реальностью международных отношений, новой формой пограничных взаимосвязей, фактором стабильности на внешних границах государств-участников СНГ.

Как известно, после вывода российских погранвойск охрана и оборона внешней границы СНГ полностью легла на плечи вновь созданного пограничного ведомства республики.

Сегодня кыргызским стражам границы помогает Оперативная пограничная группа ФСБ России. Важнейшие составляющие ее деятельности - содействие в становлении национальных погранвойск, участие в разработке мероприятий по охране южных рубежей СНГ, переподготовке кыргызских пограничников.

До момента создания Пограничной службы Кыргызской Республики, в 1999 г. одной из составляющих которой является Главное управление пограничного контроля Службы национальной безопасности страны, охрана границы на китайском участке и пограничный контроль осуществлялись российскими пограничниками. К 1999 г. по всей территории СНГ образовывались собственные национальные пограничные структуры, и создание Пограничной службы Кыргызской Республики стало своевременным серьезным политическим решением.

28 мая 1999 г. тогдашний Президент Республики А. Акаев подписал Указ «0 Пограничной службе Кыргызской Республики». Этим важным политическим документом, основываясь на законах «О Государственной границе Кыргызской Республики», «О Пограничной службе Кыргызской Республики», глава государства постановил создать Пограничную службу в составе военного управления пограничной охраны Министерства троны и Главного управления пограничного контроля Министерства национальной безопасности (с января 2001 г. - Служба национальной безопасности) Кыргызской Республики. Первое решало задачи охраны, и ты госграницы, на второе возлагалось осуществление пограничного контроля в пунктах пропуска.

С подписанием 17 июля 1999 г. Соглашения между правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации «О порядке приема участков кыргызско-китайской границы, охраняемых ФПС Российской Федерации» кыргызские пограничники получили юридические основание для охраны границы.

К моменту приема под охрану китайского участка формирование частей и соединений Главного управления страничной охраны Министерства обороны Кыргызской Республики было практически завершено пограничной службы Российской Федерации передала своим коллегам все недвижимое и часть движимого имущества, в том числе вооружение и военную технику, 33 военных городка со всей инфраструктурой. До начала передачи функций охраны границы ФПС России взяла на себя заботу о подготовке и переподготовке национальных офицерских кадров и других специалистов.

К сожалению, ситуация в пограничной сфере подвержена быстрым изменениям. На государственной границе и приграничной территории Кыргызской Республики сформировалась принципиально новая система угроз безопасности с военной и невоенной составляющими.

В рамках Межпарламентской Ассамблей СНГ и в тесном сотрудничестве с парламентариями, членами постоянной комиссии по обороне и безопасности МПА, Совет командующих принял активное участие в разработке проектов рекомендательных законодательных актов «О Государственной границе», «О Пограничных войсках» и др.

Принятие указанных документов способствовало совершенствованию и взаимному обогащению законодательной и нормативно-правовой деятельности государств- участников СНГ в пограничной сфере, гармоничному развитию нормативно-правовой базы пограничных ведомств и становлению правовой основы их сотрудничества, а также цивилизационному поиску и формированию юридических оснований делимитации государственных границ бывших союзных республик СССР.

CREATION OF A COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES - IS THE BASIS FOR THE LEGAL REGISTRATION OF THE STATE BORDERS OF THE FORMER

SOVIET REPUBLICS OF THE USSR

Mamytova A. T.

Candidate of Legal Sciences, doctoral student at the institute of State and Law of the National Academy of Sciences of the Sciences of the Kyrgyz Republic mamytovaaida@gmail. com

Abstract: This paper examines the new inter-state relations after the collapse of the Soviet Union and the emergence of new independent states which, on December 21, 1991 in Alma-Ata signed an agreement establishing the Commonwealth of Independent States (CIS).

The Agreement stressed that "the contracting parties recognize and respect each other's territorial integrity and the inviolability of the existing borders within the Commonwealth". They declared guarantees of their openness and freedom of movement for citizens. The Agreement set out a list of the main areas of joint activities that States intended to carry out through common coordinating institutions.

These political decisions interrupted the process of the chaotic collapse of the USSR and prevented the release of its destructive energy. With the formation of the CIS, the features of a peaceful and civilized form of the legal, political and economic demarcation of the former Union Republics began to clearly manifest themselves. The creation of the Commonwealth and its activities have ensured favorable conditions for the emergence and strengthening of new sovereign states and encouraged each of them to choose its own model of political development, socio-economic reforms and state structure.

Key words: republic, independence, sovereignty, commonwealth, delegation, agreement, treaty, charter, border, inviolability, territory, integrity, conflict, conflict, security, politics, economy, document, government, council, national, border guards, civilization form, legal basis, system, migration, smuggling, crime

Для цитирования: Мамытова А.Т. Создание Содружества Независимых Государств - основа юридического оформления государственных границ бывших союзных республик СССР// Архонт, 2023. № 6(39). С. 56-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.