Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ'

СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвенция / топика / топ / смысловая модель / invention / topic / top / meaningful model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красноперова Елена Владимировна

Статья посвящена процессу создания содержания публичного выступления с помощью смысловых моделей. Часть классического риторического канона, отвечающая за создание текста устного выступления, называется инвенцией. Инвенция предполагает разработку идеи и обеспечивает качество предметного содержания будущей речи. Разработка идеи происходит с помощью смысловых моделей или топов. Выбор топов осуществляется оратором с целью достижения оптимального результата, т.к. их использование должно привести к решению задач, поставленных оратором на этапе подготовки риторического текста. Смысловые модели (топы) – это многократно опробованные схемы, которые позволяют оратору получить желаемый результат. Это те рамки, в которые может вписаться нужное содержание. Используя топы, говорящий упорядочивает предметную область своего будущего выступления, обеспечивает глубину подачи материала и гарантирует понимание идеи выступления аудиторией. Работа опирается на методику субъектного и системно-функционального анализа. Материалом послужили интервью, размещенные на видеохостинге YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING THE CONTENT OF A PUBLIC SPEECH USING NOTIONAL MODELS

The article discusses the process of creating the content of a public speech which is made via notional models. The part of classical rhetoric canon, which deals with the content-creating for public speech, is called invention. Invention implies developing the idea and providing the quality of the content for the upcoming public speech. The idea development is based on notional models or tops. The choice of tops is made by a speaker to achieve the best results, as their use should lead to accomplishments of the objectives which are set at the stage of speech preparation. The notional models (tops) are multi-tested frames which allow a speaker to achieve desirable results. These are the frames which can adjust to the required content. By using tops, a speaker will constitute the subject area of their future speech, provide the depth of content of presentations, and facilitate understanding of the speech idea for the audience. The work is based on the methods of subjective and systemic-functional analysis. Interviews from YouTube video hosting serve as examples to be analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1359

УДК 808(045) Е.В. Красноперова

СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ

Статья посвящена процессу создания содержания публичного выступления с помощью смысловых моделей. Часть классического риторического канона, отвечающая за создание текста устного выступления, называется инвенцией. Инвенция предполагает разработку идеи и обеспечивает качество предметного содержания будущей речи. Разработка идеи происходит с помощью смысловых моделей или топов. Выбор топов осуществляется оратором с целью достижения оптимального результата, т.к. их использование должно привести к решению задач, поставленных оратором на этапе подготовки риторического текста. Смысловые модели (топы) - это многократно опробованные схемы, которые позволяют оратору получить желаемый результат. Это те рамки, в которые может вписаться нужное содержание. Используя топы, говорящий упорядочивает предметную область своего будущего выступления, обеспечивает глубину подачи материала и гарантирует понимание идеи выступления аудиторией. Работа опирается на методику субъектного и системно-функционального анализа. Материалом послужили интервью, размещенные на видеохостинге YouTube.

Ключевые слова: инвенция, топика, топ, смысловая модель.

DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-6-1359-1364

Во время подготовки к публичному выступлению перед каждым оратором стоит задача создания содержательного текста. Большинство выступающих интуитивно развёртывают тему, создавая текст будущего выступления. Однако необходимо составить речь таким образом, чтобы её содержание оставалось в памяти слушателей, чтобы речь воздействовала на них. По меткому замечанию Е.В. Клюева «Риторика - наука о речевой целесообразности, об осознанном речепроизводстве» [7, с. 4]. Осознанное речепроизводство обеспечивает один из разделов риторики, который называется инвенцией. Именно инвенция отвечает за «доброкачественность предметного содержания сообщения» [7, с. 11]. Инвенция предполагает разработку проблематики, которая напрямую связана с предметной областью речи. Инвенция есть искусство создания речи и предварительной систематизации материала. Инвенция тесно связана с миром вещей, именно она обеспечивает переход от неречевой стадии к речевой.

На определение вектора рассмотрения предмета речи влияет интерес. Интерес отождествляется с ощущением важности предмета речи для конкретной аудитории, для общества в целом. Интерес есть причина любого действия, совершаемого человеком. Интерес может быть общественным, групповым, индивидуальным. Именно интерес диктует потребность оратора в обращении к той или иной теме, кроме того, предмет речи должен попадать в поле внимания слушателей. Аудитория становится той средой, в которой может существовать предмет речи. На стадии рождения текста оратор стремится приспособить предмет его индивидуального интереса к предмету интереса аудитории, то есть оратор заботится о том, как сделать предмет речи актуальным для аудитории.

Риторическое учение, помогающее оратору работать над содержательной стороной речи, называется топикой. Название «топика» произошло от др.-греч. толю^ , что буквально обозначает «место», а в переносном значении - «тема», «аргумент». Создателем топики является Аристотель, который видел в ней возможность поиска способов убеждения относительно любой темы. Для разработки темы целесообразно использовать топы или, как говорили римляне, общие места. Риторические общие места помогают оратору развивать тему, систематизировать суждения, раскрывать аспекты, являющиеся значимыми с точки зрения установки будущей речи. Риторические общие места следует отделять от того, что обычно принято называть «общим местом». В бытовом сознании «общее место» - это всем известное выражение, банальная мысль, не требующая доказательств. Для ритора общее место - это способ изобретения речи, так как с его помощью оратор выявляет различные аспекты обсуждаемой темы. Риторические общие места являются основанием для выводов, которые позволяют оратору обосновать выдвинутый тезис. Стоит отметить, что, создавая речь, любой оратор непременно использует общие места, даже не осознавая этого. Дело в том, что общие риторические места - это категории, которыми мыслит любой человек, но их неосознанное использование часто приводит к тому, что оратор, не выполнив полноценно работу, не создав ту или иную модель, переходит к созданию другой. Таким образом, мысль

остаётся неоформленной до конца. Позднее создатель речи может вернуться к использованному общему месту и продолжить развитие мысли. Такой подход не позволяет глубоко и последовательно развернуть мысль и представить предмет речи полноценно, у слушателей не возникает целостного видения проблемы, мысли прерываются, отсутствует общая картина оговариваемого. Для того, чтобы речь получилась цельной и содержательной, необходимо не просто собрать все идеи, приходящие в голову, а последовательно рассмотреть все аспекты разрабатываемой темы. Суждения говорящего не всегда имеют оригинальный характер, важно, чтобы ритор опирался на здравый смысл и обыденные представления аудитории, что позволяет речь и позицию оратора сделать понятными слушателям.

Выбор топов осуществляется оратором с целью достижения оптимального результата, так как их использование должно привести к решению задач, поставленных на этапе подготовки риторического текста.

Аристотель отмечал, что топосы, или топы, являются общими «для рассуждения как о справедливости, так и о явлениях природы и общественной жизни, и о многих других, различных между собой предметов» [1, с. 13].

В классической риторике одно из первых мест занимает топ «определение», используемый для внесения ясности в рассуждение. Аристотель отмечал: «Определение есть речь, обозначающая суть бытия [вещи]» [2, с. 353]. Создавая текст, оратор должен позаботиться о том, чтобы и он, и слушатели воспринимали предмет речи в одном значении, не допуская различного толкования. Вполне возможно, что у аудитории или её части есть своё, иное понимание предмета речи, но тогда, когда вы представляете определение, вы извещаете аудиторию, в каком значении употребляется то или иное понятие.

Аристотель много внимания уделял определению. Он подчёркивал, что определение должно даваться должным образом, а это значит, что нужно использовать понятные слушателю выражения и избегать избыточности [2, с. 463].

Классическое определение предполагает называние ближайшего рода и специфических (видовых) отличий от других предметов того же рода, например: «Импрессионизм - направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника» [10, с. 248]. Риторическое определение может быть построено иначе. Например, у Л.Н. Толстого находим такое определение: «Искусство - одно из средств различения доброго от злого». Риторическое определение может быть образным, содержащим оценку, например: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его» (Ромен Роллан).

Н.Ф. Кошанский подчёркивал, что определение - «труднейший и полезнейший источник изобретения». Нередко определение может стать источником вдохновения, например: «Музыка - это благоуханный цветок благодетели» (Сюнь-Цзы), «Пока лучше, чем музыка, лекарства для души не придумали» (Жан Кокто). Образные определения, которые можно найти в сборниках афоризмов, будут яркими, запоминающимися, смелыми. Оратору не стоит избегать и создания собственных определений, они позволят найти новый, иногда неожиданный ракурс рассмотрения предмета речи. Определение может быть представлено и метафорой, и метонимией. Так, легендарный танцовщик и балетмейстер ХХ в. Константин Сергеев, директор знаменитого Вагановского училища (ныне это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), называл учебное заведение «Замок Спящей красавицы на берегу Лебединого озера», тем самым подчёркивая миссию учебного заведения - сохранение традиций русского балета. Г.А. Товстоногов, руководитель легендарного БДТ, давал такое определение: «Ритм - высота внутренней жизни», а, рассуждая о роли Г.А. Товстоногова в театре, С. Юрский подметил однажды: «Состояние главрежа - слушание времени».

К топу определение близко стоит топ «род и вид». Аристотель отмечал: «Род есть то, что сказывается в сути о многих и различных по виду [вещах]» [2, с. 354]. Оратор обращается к более общей категории, к которой относится предмет речи. Так, например, рассматривая такое понятие как консерватория, мы определяем, к какому роду оно относится. Поскольку консерватория - это высшее музыкальное учебное заведение, то ближайшее родовое понятие - «высшее учебное заведение», более высокая степень обобщения - «учебное заведение». Видовое понятие - музыкальное (учебное заведение). Есть и другие учебные заведения, например, театральное, художественное. В своём рассуждении оратор может использовать топ «род и вид» как для создания определения, так и для организации самой речи. Оратор может прибегнуть к изучению как родового понятия, к которому относится предмет речи, так и его видов, а при необходимости разновидностей предмета речи.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2023. Т. 33, вып. 6

Топ «имя» может стать ещё одним источником изобретения содержания речи. Он предполагает обращение к происхождению слова или к его смыслу. Так, если предметом речи является университет, можно обратиться к его значению и/или происхождению. Слово «университет» - от нем. Universität, которое в свою очередь произошло от лат. universitas, что обозначает «совокупность», «общность», поэтому университетом называют высшее учебное заведение, в котором идёт подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам.

Изобретение содержания речи можно осуществлять, если воспользоваться топом «целое и части». Используя этот топ, необходимо рассмотреть предмет речи как часть чего-то целого и рассуждать об этом целом, затем рассмотреть элементы, составляющие предмет речи, и, строя рассуждение, говорить о каждой части по отдельности. Данный топ целесообразно использовать, если предмет речи представляет собой некую структуру, например, если речь идёт о какой-либо организации, учреждении. Использование топа позволит показать важность объекта разговора в общей структуре и подчеркнуть значимость каждой части предмета речи. Денис Мацуев, отвечая на вопросы Линды Бахмане о воспитании юных музыкантов, говорит о командной работе всех людей, оказывающих поддержку ребёнку. Важны талант самого ученика, разумная позиция родителей, заинтересованность и талант педагогов, поддержка мэтров, государства и спонсоров [4].

Каждый предмет действительности характеризуется особым свойством, качеством, особой функцией и характерным действием, поэтому использование топа «свойства» предполагает описание признаков предмета речи, его важных функций, качеств, действий, характерных для предмета речи. Этот топ позволяет определить, что делает предмет речи особенным, не похожим на другие. Во время пресс-конференции, посвящённой юбилею Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, её ректор Н. Цис-каридзе, отвечая на вопрос о том, каким должен быть педагог, выделил качества, свойственные педагогам балетной школы. Н. Цискаридзе подчеркнул, что педагог должен являть собой пример беззаветного служения своему делу, быть всесторонне образованным, быть другом ученику, так как он заменяет ребёнку родителей [9].

Топ «сопоставление» предполагает выявление сходства или различия с другими предметами. Топ «сопоставление» для познания предмета речи ориентирован на поиск аналогии с другими предметами, при этом следует помнить, что один предмет познаётся через другой только при наличии общего признака. Например, в речи о роли учителя в жизни человека может быть использована такая аналогия: подобно тому, как мать ставит на крыло своих птенцов, хороший учитель приучает своих учеников к самостоятельности, оберегая их, вселяя уверенность в себя и обеспечивая безопасность.

Топ «сопоставление» позволяет осуществлять и поиск различного между оговариваемыми явлениями, предполагает противопоставление одного предмета речи другому, так как именно на контрасте легче понять, чем одно отличается от другого. Так, например, в передаче «Белая студия» с Дарьей Зла-топольской на телеканале «Культура» Сергей Юрский рассуждает о героях фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Жиглов и Груздев - такие противоположности. Жиглов полностью открыт и соответствен. То, что я чувствую, я и говорю. То, что у меня есть, я и делаю. А этот человек (Груздев) давно уже живёт, спрятав своё подлинное. Спрятав. И он не может его открыть. Это катастрофа, если он откроет. Он весь закрыт. И у него внешняя жизнь вообще кончается. Ему хочется вообще в броню влезть, чтобы спрятаться от этого ужаса, в котором он живёт. А Жиглов чувствует себя этим миром, который сейчас все сделает. И начинает себя чувствовать безошибочным: "Я не ошибаюсь. Я все вижу насквозь!" И вот именно тут-то он и не увидел насквозь. И оба они чувствуют, что им не сговориться. Это изначально катастрофическое знакомство. Не только потому, что один - следователь, а другой -подследственный, а потому, что они несовместимы» [11].

Топ «обстоятельства» указывает на место, время и условия, а значит, предполагает ответы на вопросы «где?», «когда?», «как?». Важную роль этот топ играет в повествовании. Владимир Мединский, оспаривая мнение американского историка, подвергшего сомнению роль М.В. Ломоносова в науке, последовательно рассматривает обстоятельства жизни русского учёного. Автор, пытаясь понять, какие обстоятельства способствовали формированию будущего учёного, рассказывает: «Михаил Васильевич Ломоносов сам называл себя Михайло, подчёркивая тем самым своё истинно русское народное происхождение. С Севера. Как писали в советских учебниках, «из архангельских поморов». Ну, на самом деле, «помор» - понятие не очень понятное, если подходить к этому с точки зрения этнической. Никаким помором, конечно, Ломоносов не был. Поморы - это просто рыбаки, которые жили по морю, это люди, объединённые неким единым бытом, образом жизни, сферой деятельности. В этом

отношении, конечно, можно сказать, что родившийся недалеко от селения Холмогоры в Архангельской губернии в семье государственного крестьянина Михаил Ломоносов, действительно, в этом смысле из помор. <.. .> Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич. Обращаю внимание: Василий Доро-феевич Ломоносов (крепостные крестьяне тогда не имели отчеств) владел большими угодьями пахотной земли <...>, владел рыбными промыслами, сам себя называл промышленником.». В. Мединский говорит об атмосфере мест, где родился и трудился в детстве М. Ломоносов: «Там жили бывшие новгородцы. Люди свободные, которые сами собой управляли и не знали крепостного права. В этих семьях трудолюбивых и свободных людей, - заключает исследователь, - могли появиться люди, подобные Ломоносову». Далее В. Мединский довольно подробно рассматривает существующие версии даты рождения учёного, обстоятельства, заставившие молодого человека отправиться в путь за знаниями, его вклад в развитие отечественной науки [3].

Топ «причина и следствие» помогают выявить причинно-следственные отношения между явлениями. В.Т. Спиваков, отвечая на вопросы журналистки, сказал: «Я вообще считал и считаю до сих пор, что для того, чтобы личность стала личностью, конечно, нужны три основных момента: наличие способностей у одного больше, у другого меньше, потом большие примеры и большие препятствия, потому что они закаляют, они дают возможность накапливать массу внутреннюю энергетическую и двигаться вперёд» [5]. В данном случае мы обнаруживаем веерную разновидность построения рассуждения, так как представлено несколько причин, которые способствуют становлению личности: это способности, примеры и испытания, выпадающие на долю человека. Может быть использовано и обратное композиционное построение, когда одна причина, вызовет целый «букет» следствий. Так, например, причина: человек - сильная личность; следствия: самостоятельно принимает решения, берёт на себя ответственность за других людей, развивается и идёт вперёд, увлекая за собой других. Возможно использование цепной композиционной модели текста. Её суть в том, что причина может вызвать следствие, а следствие в свою очередь становится причиной другого события, и эта цепочка может быть бесконечна.

Топ «пример» позволяет иллюстрировать мысль оратора. Примеры отбираются из жизненного опыта говорящего, это могут быть примеры из истории, из художественной литературы, из кинематографа и т. д. Примеры обеспечивают аргументированность, доказательность мысли. Чем тщательнее оратор подбирает примеры, тем более убедительной становится его речь. В рассуждении по высказыванию Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся» можно использовать пример Демосфена, который в возрасте 7 лет остался без отца. Чтобы вернуть себе наследство, Демосфен начинает судебные тяжбы с опекунами. Однако его ждало разочарование. Имея проблемы с речью, Демосфен не мог быть убедительным, выступая перед избалованной греческой публикой. Только большая работа и усердие позволили Демосфену преодолеть трудности и получить признание.

Топ «свидетельство» используется с целью придания весомости каждому сказанному слову. Это цитаты, пословицы и поговорки - они делают речь более убедительной. Если в речи по высказыванию Франсуа Мориака «Любить - значит видеть чудо, невидимое для других» будут использованы слова Уильяма Шекспира «Любовь смотрит не глазами, а сердцем», то данная цитата может выступить в качестве свидетельства, так как она не только повторяет тему Ф. Мориака, но подтверждает его мысль.

Инвенция помогает систематизировать собственные знания по поводу предмета речи, сопоставить их со знаниями других, определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем выступлении.

Не следует думать, что использование топов сделает содержание неинтересным, а речь формальной. Смысловые модели (топы) - это многократно опробованные схемы, которые приводят к желаемому результату. Это те рамки, в которые может вписаться нужное содержание. Используя топы, говорящий упорядочивает предметную область будущего выступления. Это не рецепт, не шаблон, а пример того, как можно создать интересный для слушателей текст. Это ориентир для оратора. Наполнить речь содержанием может думающий оратор, хорошо знающий предмет речи, понимающий интересы аудитории, заинтересованный в результате.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Риторика; Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 220 с.

2. Аристотель. Топика / Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 347-533.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2023. Т. 33, вып. 6

3. Владимир Мединский. Лекторий Достоевский. XVIII век. Рассказы из русской истории. Ломоносов. Просто гений. URL:https://www.youtube.com/watch?v=eHYD8I3V6ts (access date: 04.09.2023).

4. Денис Мацуев о сегодняшних реалиях, о своем характере, о Шопене, футболе и английской королеве. LB Production. URL: https://youtu.be/6qbAhTreoVQ?si=uQ20w9C04WF_bHmE (дата обращения: 28.08.2023).

5. Интервью с Владимиром Спиваковым / GuberniaTV. Хабаровск. 23 сент. 2013 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=LgtKmpB3Ah8 (дата обращения: 30.08.2023).

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ классик, 2002. 320 с.

7. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 272 с.

8. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показу-ющая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки. Полное собрание сочинений. Т.7. Труды по филологии. 1739-1758 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 89-379.

9. Николай Цискаридзе. 10 лет во главе Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Онлайн пресс-конференция Н.М. Цискаридзе, ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в пресс-центре ТАСС 4 октября 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=g4wMuGD1egU (дата обращения: 04.10.2023).

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. 921 с.

11. Сергей Юрский. «Белая студия». Телеканал «Культура». Ведущая - Дарья Златопольская. URL: https://youtu.be/nVHDlzEUJ3Y?si=L5z3QiEpqzrFOVux (дата обращения: 02.09.2023).

12. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение,1996. 416 с.

13. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.

14. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М.: Флинта: Наука, 2009. 431 с.

Поступила в редакцию 05.06.2023

Красноперова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка,

теоретической и прикладной лингвистики, русского языка как иностранного

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

E-mail: ekrasn@udm.ru

E.V. Krasnoperova

CREATING THE CONTENT OF A PUBLIC SPEECH USING NOTIONAL MODELS

DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-6-1359-1364

The article discusses the process of creating the content of a public speech which is made via notional models. The part of classical rhetoric canon, which deals with the content-creating for public speech, is called invention. Invention implies developing the idea and providing the quality of the content for the upcoming public speech. The idea development is based on notional models or tops. The choice of tops is made by a speaker to achieve the best results, as their use should lead to accomplishments of the objectives which are set at the stage of speech preparation. The notional models (tops) are multi-tested frames which allow a speaker to achieve desirable results. These are the frames which can adjust to the required content. By using tops, a speaker will constitute the subject area of their future speech, provide the depth of content of presentations, and facilitate understanding of the speech idea for the audience. The work is based on the methods of subjective and systemic-functional analysis. Interviews from YouTube video hosting serve as examples to be analyzed.

Keywords: invention, topic, top, meaningful model.

REFERENCES

1. Aristotle. Rititika. Poetika [Rhetoric. Poetics]. M. Labirint, 2000. 200 p. (In Russian).

2. Aristotle. Topika [Topics] / Aristotle. Sochineniya [Essays]. In 4 volumes,Vol.2 M: Mysl, 1978. Pp. 347-533. (In Russian).

3. Vladimir Medinskyi. Lektiriy Dostoevskiy. XVIII vek. Rasskazi iz russkoy istorii. Lomonosov. Prosto geniy [Lecture course. Dostoevsky. XVIII century. Stories from the Russian history. Lomonosov. Simply genius]. URL: https://youtu.be/eHYD8I3V6ts?si=bfVnoFXJEQh-gWuR (access date: 04.09.2023). (In Russian).

4. Denis Matsuev o segodnyashnih realiyah, o svoyom haraktere, o Shopene, o futbole i angliyskoy koroleve [about today's reality, and his own character, about Shopen, football and the English Queen. LB Production. URL: https://youtu.be/6qbAhTreoVQ?si=uQ20w9C04WF_bHmE (access date: 28.08.2023). (In Russian).

5. Intervyu s [Interview with] Vladimir Spivakov /Gubernia TV, Khabarovsk. September 23, 2013 URL: https://www.youtube.com/watch?v=LgtKmpB3Ah8 (access date: 30.08.2023). (In Russian).

6. Klyuev E.V. Rechevaya kommunikaciya [Speech communication]. M: RIPOL classic, 2002. 320p.

7. Klyuev E.V. Ritorika (Invenciya. Dispoziciya. Ilokuciya) [Rhetoric. (Invention. Disposition. Elocution)]. M: PRIOR publishing house, 2001. 272 p. (In Russian).

8. Lomonosov M.V. Kratkoye rukovodstvo k krasnorechiyu. Kniga pervaya, v kotoroy soderzitsya ritorika, pokazuyushaya obshie pravila oboego krasnoreciya, to est oratorii i poezii, sochinennaya v polzu lyubyashih slovest-niye nauki. Polnoye sobraniye sochineniy. T. 7. Trudi po filologii [Guidelines to rhetoric. Book one contains rhetoric, showing the rules of rhetoric and poetry, and which is written for those admiring humanities. Complete works]. Vol.7. Philology Works. 1739-1758 Moscow, Leningrad: USSR Academy of Science press, 1952. Pp. 89-379 (In Russian).

9. Nikolay Tsiskaridze. 10 let vo glave Akademii russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganova [10 years of managing A.Ya. Vaganova's Academy of the Russian ballet]. N.M. Tsiskaridze on-line press conference, the Rector of A.Ya. Vaganova's Academy of the Russian ballet, TASS press-center, October 4, 2023. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=g4wMuGD1egU (access data: 04.10.2023). (In Russian).

10. Ozhegov S.I. [Dictionary of the Russian Language] / Ed. N.Yu. Shvedova. M: Russkyi yazyk, 1990. 921p. (In Russian).

11. Sergey Yurskyi. "Belaya studiya". Telekanal "Kultura". ["White Studio". Culture TV] Channel. Daria Zlatopolskaya, TV presenter, interviewer. URL:https://youtu.be/nVHDlzEUJ3Y?si=L5z3QiEpqzrFOVux (access date: 02.09.2023). (In Russian).

12. Mikhalskaya A.K .Osnovi ritoriki:misl I slovo [Basics of Rhetoric : thought and word]. M.: Prosveshcheniye, 1996. 416p. (In Russian).

13. Khazagerov G.G., Lobanov I.B. Ritorika [Rhetoric]. Rostov on/D: Phoenix, 2004. 384p. (In Russian).

14. Khazagerov G.G. Ritiricheskiy slovar [Rhetoric thesaurus]. M.: Flinta: Nauka, 2009. 431p. (In Russian).

Received 05.06.2023

Krasnoperova E.V., Candidate of pedagogic sciences, Associate professor,

Department of the Russian Language, Theoretical and Applied Linguistics, Russian as a Foreign Language Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: ekrasn@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.