Научная статья на тему 'Создание событийного мероприятия как фактор развития общественного пространства (на примере муниципального образования «Янтарный городской округ»'

Создание событийного мероприятия как фактор развития общественного пространства (на примере муниципального образования «Янтарный городской округ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФЕСТИВАЛЬ / СОБЫТИЙНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ / СИНЕРГИЯ / PUBLIC SPACE / FESTIVAL / EVENT / YANTARNY URBAN DISTRICT / INTERACTION OF ACTORS / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баландова Ульяна, Сабурина Алена Александровна

Статья посвящена разработке событийного мероприятия для развития общественного пространства территории. Авторы анализируют туристско рекреационный потенциал муниципального образования «Янтарный городской округ». Предлагается инновационная идея развития общественного пространства. Авторы определяют основные субъекты участвующие в реализации проекта. Выявляется и анализируется синергетический эффект взаимодействия субъектов мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating an event as a factor in the development of public space (on the example of the municipal unit «Yantarny urban district»

The article is devoted to the development of activities for the development of public space of the territory. The authors analyze the tourist and recreational potential of the municipality «Yantarny urban district». An innovative idea of developing public space is proposition. The authors identify the main actors involved in the project. The synergistic effect of interaction between the subjects of the event is identify and analyze.

Текст научной работы на тему «Создание событийного мероприятия как фактор развития общественного пространства (на примере муниципального образования «Янтарный городской округ»»

Создание событийного мероприятия как фактор развития общественного пространства (на примере муниципального образования «Янтарный городской округ»

Creating an event as a factor in the development of public space (on the example of the municipal unit «Yantarny urban district»

Баландова У.А., Сабурина А.А.

U. Balandova, A. Saburina

Статья посвящена разработке событийного мероприятия для развития общественного пространства территории. Авторы анализируют туристско -рекреационный потенциал муниципального образования «Янтарный городской округ». Предлагается инновационная идея развития общественного пространства. Авторы определяют основные субъекты участвующие в реализации проекта. Выявляется и анализируется синергетический эффект взаимодействия субъектов мероприятия.

The article is devoted to the development of activities for the development of public space of the territory. The authors analyze the tourist and recreational potential of the municipality «Yantarny urban district». An innovative idea of developing public space is proposition. The authors identify the main actors involved in the project. The synergistic effect of interaction between the subjects of the event is identify and analyze.

Ключевые слова: общественное пространство, фестиваль, событийное мероприятие, Янтарный городской округ, взаимодействие субъектов, синергия.

Keywords: public space, festival, event, Yantarny urban district, interaction of actors, synergy.

Введение

Под общественным пространством понимают локализированную внутри муниципального образования урбанизированную территорию, сложившуюся благодаря историческим, культурным, социальным и прочим

факторам, элементами которой управляют в соответствии с определенными целями общественного пользования [1]

Т.е. общественное пространство - это территория, возникшая под воздействием исторических, культурных и социальных факторов и предназначенная для досуга населения этой территории и туристов, ее посещающих. Это и городские парки, и скверы, площади, и набережные и т.д. Общественное пространство не только помогает организовать досуг населения, но и служит местом притяжения туристов, т.е. повышает туристическую привлекательность территории. [2]

Анализ туристско-рекреационного потенциала МО «Янтарный городской округ»

Учитывая современную структуру производства валового муниципального продукта, а также градообразующую роль янтарного производства, все усилия в области экономики Янтарного сконцентрированы на формировании на территории округа янтарного кластера и обеспечении развития туристско-рекреационного комплекса, развитии и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на создании соответствующей производственной и социальной инфраструктуры. [3]

Экономику Янтарного составляют две основные сферы: янтарная и туристическая. По состоянию на 01.01.2019 года на территории МО «Янтарный городской округ» зарегистрировано 363 субъекта хозяйственной деятельности, из них 361 субъекты МСП [6].

Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства следующая [6]: -предоставление услуг - 35%; -янтарное производство - 30%; -торговля - 24%;

-строительство, производство - 12%. -гостиница, рестораны, кафе - 5%;

Основными промышленными объектами муниципального образования «Янтарный городской округ» являются [6]:

1. АО «Калининградский янтарный комбинат»

2. АО «Янтарный Ювелирпром»

Что касается туризма, то стратегия развития Янтарного городского округа определяет туризм в качестве одной из ведущих отраслей.

Широкие морские песчаные пляжи, протяженностью около шести километров, глубокое пресноводное озеро Янтарное, морская лагуна, являются самыми привлекательными объектами туризма на территории округа[6].

Развитие туристской отрасли неразрывно связано с развитием еще одной из ведущих отраслей развития округа - янтарной.

В настоящее время Янтарный представляет собой специализированный промышленный центр с рекреационными функциями [5, 6]. Территория округа входит в границы Приморской функциональной рекреационной зоны, и определена генеральным планом в качестве одного из основных урбанизированных районов преимущественного развития городских функций.

Однако уникальные особенности побережья Янтарного, комплекс памятников и объектов, представляющих историческую, научную и рекреационную ценность, создают здесь благоприятные условия для жизни, отдыха и туризма.

С 2008 года поэтапно проводится изменение функциональной специализации Янтарного - на рекреационную зону с промышленными функциями [6].

Поиск инновационной идеи общественного пространства и формирование принципов её реализации

Идея - Проведение в Янтарном городском округе фестиваля «Янтарных напитков», с созданием собственного бренда и сезонным

производством облепихового сока, включающий сбор и переработку облепихи, в изобилии растущей на территории округа.

Предполагается, что облепиховый напиток станет главным брендом фестиваля «Янтарных напитков» и одним из брендов Янтарного городского округа. Другие «съедобные» бренды будут определены независимым общественным жюри на конкурсной основе среди предприятий общественного питания, принимающих участие в данном фестивале.

Цель - создание дополнительного фактора привлекательности для туристов для Янтарного городского округа.

Глобальная задача фестиваля - выход на международный уровень. Представление и продвижение бренда «Янтарные напитки» на международных площадках. Представление своего края на международных мероприятиях, привлечение туристов и увеличение туристического потока в Янтарный городской округ.

Фестиваль «Янтарные напитки» объединит в себе и отразит визуальные - цветовые (во всём многообразии) ассоциации главного богатства края -янтаря, с вкусовыми - такими напитками как облепиховый и другие соки, сидр, мёд, медовуха, грушёвица, безалкогольное пиво и др.напитки, а также облепиховое мороженое.

Описание проекта Название проекта - Фестиваль «Янтарные напитки» Место проведения - Янтарный городской округ, посёлок Янтарный, Парковая площадь (площадь Янтарная) - 1 площадка; променад - пляж «Голубой флаг» (главный спуск) - 2 площадка.

Время проведения - в течение двух выходных дней в конец августа -начале сентября (в зависимости от погодных условий)

Кроме того, данное мероприятие подразумевает сезонное производство облепихового сока, включающее сбор и переработку облепихи. В сборе облепихи можно задействовать местных жителей, либо проводить конкурсы

и мастер - классы по сбору облепихи и приготовлению из нее напитков и блюд.

Таким образом, мероприятие включает в себя:

1. Музыкальную программу.

2. Выступления творческих и танцевальных коллективов.

3. Фаер - шоу.

4. Бармен - шоу.

5. Гастрономический конкурс среди предприятий общественного питания за право признания их блюд, десертов и напитков лучшими и включения победителей в «Янтарное меню» фестиваля.

6. Проведение разнообразных конкурсов (в том числе спортивных) среди гостей фестиваля с вручением призов - сертификатов от наших партнёров, (например, таких как «Беккер» или другие отели на территории муниципалитета) на бесплатное проживание в течение одних суток в отеле, весомая скидка на посещение кафе или ресторана, весомая скидка на экскурсию в «Музей Янтаря» и др.

7. Павильоны со стритфудом и напитками.

8. Арт - объекты (участие производителей со своими изделиями -скамьи, скульптуры и др., вписывающиеся в общий визуальный ряд мероприятия.)

9. Мастер- классы по работе с янтарём и создание простых изделий с ним - привлечение представителей от Янтарного комбината и иных предприятий, в том числе приглашение участников с Польши, с целью налаживания дружеских контактов и взаимного обмена опытом.

10. Мастер - классы по приготовлению блюд и напитков из облепихи:

• Напитки - облепиховый сок, сидр, мёд, медовуха, грушёвица, облепиховый сбитень, смузи, чай, безалкогольный пунш, морс из облепихи, безалкогольное пиво.

• Блюда - облепиховый кекс, мороженое из облепихи, мармелад, пастила, мусс из облепихи, варенье, джем из облепихи и др.

Субъекты, участвующие в реализации инновационного проекта:

1. Янтарный комбинат;

2. Музей Янтаря;

3. Индивидуальные предприниматели, связанные с обработкой и продажей янтаря;

4. Администрация муниципалитета;

5. Администрация соседних городов - Светлогорск, Зеленоградск;

6. Администрация Калининграда;

7. Муниципалитеты соседних стран - Польша, Литва;

8. Предприятия общественного питания;

9. Предприятия, производящие напитки (для создания на их базе сезонного производства «Янтарных напитков»);

10. Музыкальные коллективы (местные и из соседних муниципалитетов и стран);

11. Творческие и танцевальные коллективы;

12. ИП, связанные с производством Арт - объектов;

13. Спонсоры фестиваля.

Также для формирования бренда и его узнаваемости, в рекламных целях и для популяризации мероприятия был разработан логотип фестиваля.

Рис.1. Логотип фестиваля «Янтарные напитки»

Формы и технологии синергетического взаимодействия между участниками проекта

Синергетический эффект (взаимодействие) - образуется при сотрудничестве нескольких субъектов (объектов), и его результатом является не арифметическая сумма результатов, а качественно новое значение (в случае положительного эффекта наблюдается значительное превышение этой суммы) [4].

В первую очередь, необходимо выделить социальные, экономические и экологические эффекты, возникающие между субъектами проекта в ходе его реализации.

Социальный эффект:

- получение новых рабочих мест;

- создание дополнительной туристской инфраструктуры;

- увеличение туристского потока;

- реклама и для организаторов, и для участников фестиваля;

- улучшение качества жизни населения;

- обмен опытом в обработке янтаря с соседними странами;

- открытие новых точек питания на территории муниципалитета;

- организация досуга местных жителей и гостей муниципалитета;

- эффект просветительской деятельности для местного населения;

- популяризация здорового образа жизни среди населения, привлечение людей в ЗОЖ;

- представление своего края, его традиции и обычаев;

- создание дополнительной аттракции для туристов;

Экономический эффект:

- создание собственного производства напитков (сезонное);

- увеличение доходов муниципалитета за счет сдачи мест в аренду;

- увеличение доходов ИП, участвующих в фестивале;

- привлечение инвесторов для развития инфраструктуры туризма в муниципалитете;

Экологический эффект:

- обратить внимание на проблему загрязнение моря, выбросами из Янтарного комбината;

- воспитание у детей и молодежи понимания проблем экологии и желания решить эти проблемы, в перспективе: возможность для поиска решения данной проблемы.

Схемы взаимодействия субъектов реализации инновационного проекта

Синергетическое взаимодействие субъектов проекта необходимо представить в виде схем такого взаимодействия. Каждая схема описывает взаимодействие двух и более субъектов проекта.

Рис.2. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля - Янтарный комбинат.

Экономический эффект получение дополнительной прибыли, как для музея, так и для фестиваля;

предоставление скидки (20%) при помещении Музея Янтаря для посетителей фестиваля -- привлечение посетителей, как в музей, так и на фестиваль

Социальный эффект

\

увеличение посещаемости музея и фестиваля;

просветительская деятельность среди населения (знакомство с историей края, историей добычи янтаря и т.д.)

организация досуга местных жителей и гостей муниципалитета;

создние дополнительной аттракции для туристов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.3. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля - музей Янтаря.

Рис.4. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля -индивидуальные предприниматели, связанные с обработкой и продажей янтаря.

Социальный эффект создание новых рабочих мест; создание дополнительной инфраструктруы туризма; увеличение туристического потока; улучшения качества жизни населени организация досуга населения; просветельский эффект;

Экономический эффект увеличение доходов муниципалитета за счет сдачи мест в аренду и налогов

Рис.5. Взаимодействие субъектов администрация муниципалитета.

Экологический эффект привлечение внимания к проблеме выбросов от обработки янтаря в море и поиск решения данной проблемы; выделение дополнительных средств на поддержание чистоты муниципалитета

организаторы фестиваля

у

Экономический эффект увеличение доходов муниципалитета за счет сдачи мест в аренду, увеличение доходов предприятий общественного питания

Социальный эффект

открытие новых точек питания в Янтарном;

создание новых рабочих мест;

улучшение качества жизни населения; увеличение тур. потока;

создание дополнительной аттракции для туристов;

реклама для обоих субъектов; знакомство туристов и жителей с традиционными напитками и блюдами края;

организация досуга для гостей фестиваля

Рис. 6. Взаимодействие субъектов предприятия общественного питания.

организаторы фестиваля -

Социальный эффект получение новых рабочих мест;

к < Экономический эффект повышение доходов муниципалитетов; 1 у-^ Экологический эффект выделение дополнительных средств на очистку берегов и территории муниципалитетов

& 1 Ь, ь -я

Рис. 7. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля администрация муниципалитета - администрация соседних городов Светлогорск, Зеленоградом

Социальный эффект

организация досуга

местных жителей и гостей муниципалитета;

эффект просветительской деятельности для жителей, в частности детей и молодежи; популяризация ЗОЖ среди населения; создание дополнительтельногй аттракции для туристов;

развитие творческих, танцевальных и музыкальных коллективов, привлечение новых участников, популяризация

Экономический эффект получения доплнительных доходов для муниципалитета; поиск спонсоров для развития творческих и музыкальны: коллективов местоного уровня;

выделение средств на ремонт и создание объектов дл! творческих и

музыкальных коллективов

Рис.8. Взаимодействие субъектов организаторы администрация муниципалитета - музыкальные творческие и танцевальные коллективы.

фестиваля -коллективы -

Социальный эффект

создание собственного производства;

создание новых рабочих мест;

продвижение бренда на международный уровень;

продвижения Калининградской области, посредством организации международного фестиваля; обмен опытом с соседними странами организация досуга для местных жителей и гостей городов;

реклама и продвижения для спонсоров, предприятий питания

Экономический эффект получение дополнительного дохода

У

Рис. 9. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля -предприятия общественного питания - соседние страны - спонсоры

фестиваля.

Рис. 10. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля - ИП, связанные с производством арт - объектов и экологически чистой мебели.

Экономический эффект

получение прибыли;

увеличения поток инвестиции у муниципалитета

Социальный эффект

шаГход на международный уровень -представление^ /своего края;

обмен опытом с другими странами в области обработки\ янтаря;

создание новых рабочих мест;

продвижение и реклама для творческих и музыкальных коллективов;популяризация ЗОЖ;

улучшение инфраструктуры туризма; повышние качества жизни населения;

увеличение туристического потока; поиск спонсоров как для фестиваля, так и для развития тур.инфраструктуры и для творческих коллективов.

Экологический эфффект

выделение дополнительных средств на очистку берегов и территории муниципалитетов;

поиск решения проблем загрязнени отходами от обработки янтаря.

Рис. 11. Взаимодействие субъектов организаторы фестиваля -администрация муниципалитета - администрация Калининграда -муниципалитеты соседних стран - музыкальные коллективы -творческие и танцевальные коллективы - спонсоры.

Вывод

Событийное мероприятие является частью общественного пространства, которое не только помогает организовать досуг населения, но и служит местом притяжения туристов, то есть повышает туристическую привлекательность территории.

Формирование и развитие общественного пространства на территории муниципалитета органично вписывается в избранную администрацией стратегию развития данного округа.

Таким образом, проведение на территории «Янтарного городского округа» событийного мероприятия «Янтарные напитки», позволит получить ряд значимых социальных, экономических, экологических эффектов для её участников, что в целом окажет положительный эффект необходимый для дальнейшего динамичного развития муниципалитета и станет весомым шагом к достижению заявленной цели - поэтапному изменению функциональной специализации Янтарного - на рекреационную зону с промышленными функциями.

Литература

1. Королева Е. Н., Масько Д. Е. Создание общественных пространств - стратегический приоритет развития малых российских городов // Региональное развитие. 2014. №3-4.

2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: Учебное пособие для академического бакалавриата. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 223.

3. Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы./ Российские регионы: взгляд в будущее. — 2015. — Т. 2. № 4. — С. 99-109.

4. Скоробогатова Т. Н. Образование синергетического эффекта в туризме как результат функционирования логистических сервисных систем // Вестник экономической науки Украины. 2013. №1.

5. Официальный сайт муниципального образования «Янтарный городской округ» // Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Янтарный городской округ» «Развитие туризма» на 2015-2020 годы «№788 от 5.11.2015. URL: http://yantamy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1325:788-ot-5-11-2015-ob-utverzhdenii-munitsipalnoj-programmy-munitsipalnogo-

obrazovaniya-yantarnyj-gorodskoj-okrug-razvitie-turizma-na-2015-2020-gody& catid =87&Itemid=1018 (дата обращения 01.05.2019).

6. Паспорт муниципального образования «Янтарный городской округ» по состоянию на 01.01.2019 г. [Режим доступа] URL: http://yantarny.net/ (дата обращения 01.05.2019).

7. Экономическое, социально-культурное и экологическое влияние туризма на развитие региона. URL: https://helpiks.org/2-116520.html (дата обращения 01.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.