Научная статья на тему 'Создание системы народного образования в городе Улале в 20-30-е гг. Xx в'

Создание системы народного образования в городе Улале в 20-30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / ТЕХНИКУМ / УЧИЛИЩЕ / ИНСТИТУТ / EDUCATIONAL SYSTEM / SCHOOL / TECHNICAL SCHOOL / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анкудинова Татьяна Валерьевна

На основе архивных источников и опубликованных материалов проанализировано становление системы народного образования. Показано создание учреждений сферы народного образования города Улалы в 20-30е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the West-Siberian data of 1920, Siberia was on the last place among regions RSFSR in literacy level. In 20-30th liquidation of illiteracy and semi-illiteracy among adults was the main target, and the general education of the growing generation, the expansion of professional and vocational education was also the basic directions in increasing population level. To the middle of 20th the network of stations aimed at liquidation of illiteracy and society cells «Down with illiteracy» has been organized in Siberia. In Ulala it has been organized in 1925. Within the limits of national education reorganization in the beginning of 20th all former missionary schools have been transformed into uniform school of I step, and already by the end of 30th gradually the united educational system including three types of schools, interconnected among themselves appears: primary (four years of training), post-primary (seven years) and middle-school (10 years). In 1922 in Ulala 3 schools were open, but in the late thirties 9 elementary schools already worked, one post primary and two middle-schools worked; numbering 117 teachers, and pupils numbering 3370 people. Training at schools was free; they paid only for books In 1938 the middle school № 6 was opened. The first release of school took place in June, 1941. In the conditions of socialist transformations and development of agriculture the region needed professional manpower. In the connection with this, in the end of 1930 a zootechnic school was opened. In 1928 in Ulala a pedagogical technical school the first specialized secondary education institution of Mountain Altai at which preparatory, school and preschool branches functioned. In February, 1937 Oirotsky pedagogical technical school was renamamed into Oirotsky pedagogical college. During the first decade of its existence it trained more than 200 teachers for elementary schools in internal department. Since 1934 to 1939 the special agricultural school at the National Commissariat of Agriculture of RSFSR, established to prepare experts of middle qualification for Tuva National Republic was one special educational institution in Oirot Republic. The school started to work since February, 1934 to October, 1939. Originally the pupils were trained on two specializations: zootechnic and veterinary science. Since 1935 the third branch in training experts agronomics was opened. Thus, in 20-30th years despite an acute shortage of financial assets and other factors including political character, a multilevel system of the national education was being accomplished, including primary, post primary, middle, specialized secondary education and higher educational training.

Текст научной работы на тему «Создание системы народного образования в городе Улале в 20-30-е гг. Xx в»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)« 18»

Т.В. Анкудинова

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ УЛАЛЕ В 20-30-Е гг. XX в.*

На основе архивных источников и опубликованных материалов проанализировано становление системы народного образования. Показано создание учреждений сферы народного образования города Улалы в 20-30- е гг. XX в.

Ключевые слова: система образования, школа, техникум, училище, институт.

Составным компонентом социальной инфраструктуры является народное образование. По данным Западно-Сибирского края за 1920 г., Сибирь по уровню грамотности находилась на последнем месте среди регионов РСФСР. В 2030-е гг. основными направлениями повышения образовательного уровня населения была ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослых, осуществление всеобуча подрастающего поколения, расширение системы профессионального и специального образования. К середине 20-х гг. в Сибирском крае была организована сеть пунктов по ликвидации неграмотности и ячеек общества «Долой неграмотность». В Улале оно было организовано в 1925 г. Грамотным считался человек, умеющий читать по слогам и подписывать свою фамилию на родном или русском языке. Грамотность городского населения (именно городского, так по всем документам ЗападноСибирского края проходила Улала) составляла в 1926 г. - 54,4 % (мужского - 62,5 %, женского -46,8 %). Перепись, проведенная в октябре 1928 г., выявила следующее: все население города Улала составляло 5899 чел., из них 3712 взрослых, 2187 детей, неграмотных насчитывалось 876, или 15,6 % от общего числа населения, население районов было на 24,9 % неграмотно [1. С. 698].

Преобразования, проводившиеся новым правительством, потребовали кардинальных преобразований всех сфер жизни, в том числе народного образования. В Улале в 1920-1930-е гг. существовали только миссионерские школы, которые осуществляли подготовку кадров. В связи с этим не обходимо было создавать новую систему образо-

вания, которая отвечала бы новым потребностям общества и включала бы в себя начальное, среднее и среднее профессиональное, высшее и высшее профессиональное образование.

В рамках реорганизации народного образования в начале 1920-х гг. все бывшие миссионерские школы были превращены в школы I ступени, и уже к концу 1930-х гг. постепенно сложилась единая система образования, включавшая три типа школ, взаимосвязанных между собой: начальные (четыре года обучения), неполные средние (семилетние) и средние (десятилетки). Если в 1922 г. в Улале действовали 3 школы (школа первой ступени, Заречная школа и школа при Улалинском детском доме), то в конце 1930-х гг. по городу уже работало 9 начальных школ, неполная средняя и две средние полные (в 1927 г. в Улале была открыта первая школа-девятилетка), со 117 учителями и 3370 учащимися [2. Л. 68]. Таким образом, школами было охвачено 98 % русских детей и 100 % алтайцев. Обучение в школах было бесплатное, плата взималась только за пользование учебниками. По решению горсовета Горкомхоз передавал все имеющиеся бывшие кулацкие дома под школы и дошкольные учреждения, проверив пригодность школьных помещений, также были открыты две специальные группы для умственно отсталых детей, для детей алтайцев была открыта специальная школа с обучением на их родном языке. В 1938 г. была открыта средняя школа-десятилетка № 6. Первый выпуск школы состоялся в июне 1941 г. [3. Л. 13].

В условиях социалистических преобразований и развития сельского хозяйства области требова-

* Работа выполнена в рамках единого государственного заказа (ЕЗН 1.4.10)

Создание системы народного образования в городе Улале в 20-30-е гг. XX в.

лись профессиональные кадры. Именно в связи с этим в конце 1930 г. в Улале был открыт зоовет-техникум. На зоотехническое отделение было зачислено 79 человек и на ветеринарное - 57 [6. Л. 123]. Это было первое в Горном Алтае среднее специальное учебное заведение, готовившее специалистов для сельского хозяйства. Первый выпуск окончивших зооветтехникум состоялся в 1933 г. В этом же году для более широкой подготовки представителей коренной национальности подготовительное отделение техникума было реорганизовано в национально-алтайское.

В 1928 г. в Улале начал работу педагогический техникум - первое среднее специальное учебное заведение Горного Алтая, при котором функционировали подготовительное, школьное и дошкольное отделения. На подготовительном отделении в течение года готовили алтайскую молодежь для поступления в техникум. Туда принимали преимущественно детей алтайской бедноты, батрачества, середнячества, в небольшом количестве принимались дети других национальностей, но с обязательным знанием алтайского языка. Первый набор составил 63 чел., работало одно отделение -школьное. Оно выпускало учителей начальных школ и воспитателей детских садов [6. Л. 128]. Комплектование техникума происходило учащимися школы II ступени. В 1931 г. состоялся первый выпуск педагогического техникума, школы области получили 20 учителей начальных классов. Для алтайцев, не знавших русского языка или слабо владевших им, с недостаточной подготовкой за семилетнюю школу было открыто дополнительное подготовительное отделение, после окончания которого учащиеся поступили на 1-й курс педагогического техникума. В этом же году при педагогическом техникуме начало работать заочное отделение. В феврале 1937 г. Ойротский педагогический техникум переименован в Ойротское педагогическое училище. За первое десятилетие своего существования он подготовил на очном отделении более 200 учителей для начальных школ.

С целью подготовки заведующих магазинов, председателей сельских потребительских обществ, счетоводов, продавцов и других работников торговли для области в Улале в 1930 г. был открыт трехгодичный учебно-курсовой комбинат кооперативного образования. Позже в 1933 г. он был преобразован в кооперативное училище [7. С. 207].

27 июля 1932 г. постановлением бюро обкома ВКП (б) начал свою деятельность рабочий фа-

культет - так назывались краткосрочные общеобразовательные учебные заведения в 1920-1930-х годах для взрослых (рабочих и крестьян), которые открывались при высших учебных заведениях для подготовки работающей молодежи к поступлению в вузы. Горно-Алтайский рабфак имел свои особенности: он не был подразделением вуза, в число учащихся принимали не только рабочих и крестьян, но и школьников, при нем было создано подготовительное отделение по программе 6-7-х классов. Сюда принимались исключительно дети алтайцев. С 1 октября 1932 г. он был переименован в Ойротский национальный педагогический рабфак, в связи с 10-летием образования Ойротской автономной области. В 1930-е гг. он являлся одним из основных средних учебных заведений в деле подготовки национальных кадров для области.

Еще одним средним специальным учебным заведением г. Ойрот-Туры была с 1934 по 1939 г. специальная сельскохозяйственная школа при Народном комиссариате земледелия РСФСР, созданная для подготовки специалистов средней квалификации для Тувинской Народной Республики [8. С. 152]. Школа начала работать с февраля 1934 г. и существовала до октября 1939 г. Первоначально учащиеся обучались 2 специальностям — зоотехнии и ветеринарии. С 1935 г. при спецшколе было открыто третье отделение - агрономическое. Практику учащиеся проходили в учхозе школы и на госгплемстанции в с. Кызыл-Озек. А в ноябре 1936 г. было организовано свое учебное опытное хозяйство. В 1937 г. состоялся первый выпуск школы. Народное хозяйство Тувы получило 42 специалиста средней квалификации. Статистика говорит о том, что за время существования спецшколы, с 1934 по 1939 г., в ней обучалось 550 чел. Деятельность спецсельхозшколы оставила заметный след в укреплении и расширении отношений между Горно-Алтайской автономной областью и Тувинской Народной Республикой.

В 1938 г. был образован педагогический кабинет (впоследствии институт усовершенствования учителей), который занимался обобщением передовых методов работы педагогов школ области, организовывал семинары в целях повышения их квалификации [9. Л. 85 ].

Особый интерес представляет специализированное профессиональное направление. С 1930 по 1941 г. в Ойрот-Туре работала Ойротская художественная школа, которая вошла в историю как первая художественная школа в Западной Сибири.

Т.В. Анкудинова

Ее основателями и педагогами были алтайские художники Г.И. Чорос-Гуркин и Н.И. Чевалков. В 1940 г. была предпринята попытка реорганизации школы в художественное училище с пятилетним сроком обучения, однако эти начинания были прерваны войной, а в 1941 г. школа была закрыта.

С установлением советской власти для подготовки руководящих партийных, советских и хозяйственных работников города и области в декабре 1923 г. в Улале была открыта советская партийная школа (СПШ) с пятимесячным сроком обучения. Она ежегодно пополняла ряды партийных работников. С 1924 по 1934 г. совпартшкола выпустила 250 чел. [4. Л. 147]. Она работала и в последующие годы. Кроме того, обком партии периодически проводил краткосрочные курсы подготовки и переподготовки кадров. В 1923 г. в Улале состоялись месячные курсы секретарей парткомов и исполкомов. На курсах летом 1924 г. обучалось 107 человек; работали курсы секретарей сельских Советов, секретарей первичных комсомольских ячеек [5. С. 327]. Подготовка работников низового партийного и советского руководства осуществлялась через систему курсов и семинаров.

Таким образом, в 1920-1930-е гг. в Улале, несмотря на острый недостаток финансов и другие факторы, в том числе и политического характера, постепенно складывается многоуровневая система народного образования, включающая в себя начальную ступень, среднее, среднее профессиональное, среднее специализированное и высшее профессиональное образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сибирский край. Статистический справочник. Новосибирск, 1930.

2. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. 59. Оп. 1. Д. 462.

3. КПДА РА. Ф. 36. Оп. 1. Д. 60.

4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 731.

5. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области / Под ред. Л.П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973.

6. КПДА РА. Ф. 55. Оп. 1. Д. 935.

7. Горно-Алтайский хронограф: годы, события, факты. Горно-Алтайск, 2003.

8. Белоусова Н.В. Подготовка кадров для народного хозяйства в Горно-Алтайской автономной области (1928-1941 гг.) / Горно-Алтайск. 70 лет: Материалы научно-практической конференции. 23-24 апреля Горно-Алтайск. Горно-Алтайск, 1998.

9. КПДА РА. Ф. 36. Оп. 1. Д. 331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.