Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность учителя и общественного деятеля Алексея Ивановича ляпустина (1884-1955)'

Культурно-просветительская деятельность учителя и общественного деятеля Алексея Ивановича ляпустина (1884-1955) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
575
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / TEACHER / MUSEUM / EXCURSION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Евгений Александрович

В статье представлены и проанализированы сведения о жизни и просветительской деятельности А.И. Ляпустина, благодаря усилиям которого была развернута активная культурная жизнь в Каменском уезде Томской губернии. В должности заведующего отделом народного образования Каменского уезда Алтайской губернии он внес вклад в развитие сети культурных и образовательных учреждений, музейного и экскурсионного дела. Работая учителем русского языка и литературы училища в г. Томске, Ляпустин уделял повышенное внимание развитию творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity of the teacher and public figure A.I. Lyapustin (1884-1955)

The paper analyzes the enlightening activity of the teacher Alexey Ivanovich Lyapustin. Thanks to the efforts of Alexei Ivanovich was launched active cultural life in the Kamensk district of Tomsk province. Being on a post of the head of the Department of public education of the Kamensky district of the Altai province, Alexey Ivanovich made a significant contribution to the expansion of the network of cultural and educational institutions, museum and tour of the case. Working as a teacher of Russian language and literature in school, Alexey Ivanovich paid great attention to the formation of creative abilities of students.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность учителя и общественного деятеля Алексея Ивановича ляпустина (1884-1955)»

2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)

УДК: 902:378.4:069(571.15)

Е.А. Нестеров

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА ЛЯПУСТИНА (1884-1955)

В статье представлены и проанализированы сведения о жизни и просветительской деятельности А.И. Ляпустина, благодаря усилиям которого была развернута активная культурная жизнь в Каменском уезде Томской губернии. В должности заведующего отделом народного образования Каменского уезда Алтайской губернии он внес вклад в развитие сети культурных и образовательных учреждений, музейного и экскурсионного дела. Работая учителем русского языка и литературы училища в г. Томске, Ляпустин уделял повышенное внимание развитию творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: учитель, музей, экскурсия, просвещение.

Есть люди, чья жизнь и творческая деятельность изучаются представителями различных наук - истории отечественной культуры, музееведения, экономики, медицины, психологии, педагогики. К их числу относятся Алексей Иванович и его супруга Вера Степановна Ляпустины. Они были передовыми, людьми дореволюционной России, стремились просветить народ, облегчить ему тяжелую жизнь.

Алексей Иванович Ляпустин родился 24 марта 1884 г. в селе Ляпустино Котельнического уезда Вятской губернии в семье малоземельного крестьянина. Семья состояла из 12 человек: отец, мать, 5 братьев и 5 сестер. Алексей был младшим сыном. После смерти матери в 1890 г. отец вторично не женился и один воспитывал детей. Ввиду малоземелья братья Ляпустины сезонно ходили на заработки: на кирпичный завод, были матросами на рыболовецких судах.

С раннего возраста у Алексея появилось желание учиться грамоте. В 1894 г. он первым из семьи поступил в церковно-приходскую школу, которую закончил в 1897 г. Затем последовала учеба в учительской школе. Крестьянскому сыну трудно было поступить сюда и получить звание учителя. Тем не менее учился Ляпустин отлично. В должности учителя он работал до 1907 г. Трудные условия жизни вынудили его уехать в Сибирь. Сначала он работал грузчиком и извозчиком в Барнауле, а 13 ноября 1907 г. получил назначение в школу села Кривое Каменского уезда Томской губернии.

В первое время обучал детей в частном доме. Сам оборудовал класс мебелью. Одновременно ходил по домам вместе с учениками и по подписному листу просил крестьян дать денег на постройку здания для школы. Ездил в Томск и Бердск, где обращался к состоятельным демократически настроенным лицам, прося внести пожертвования на школу. Видя энтузиазм учителя, кривинские крестьяне отдали ему собранные на постройку церкви деньги [1. С. 3].

В 1910 г. в село приехала молодая учительница Вера Степановна Ушакова. Она была дочерью священника из Красноярска. Закончила епархиальное училище в Томске. Первое время учительствовала в с. Велижанка Каменского же уезда. Став женой Алексея Ивановича, Вера Степановна помогала мужу во всех благих начинаниях. Горячо принялись молодые учителя Ляпусти-ны за работу, отдавая все силы и знания детям и помогая крестьянам улучшать их жизнь. Школа стала настоящим культурно-просветительским центром села и уезда [1. С. 4].

Необходимо отметить, что еще в 1870—1880-е гг. начинают проводить экскурсии для учащихся школ различных ступеней [2. С. 29; 3. С. 762]. Сначала естественно-научные, а затем исторические, литературные, художественные экскурсии становятся частью преподавания отдельных школьных дисциплин, одним из методов школьного обучения [2. С. 30]. Один из теоретиков экскурсионного дела Н.А. Гейнике в статье 1923 г. «Культурноисторические экскурсии» отмечал, что такие экскурсии позволяют передовым людям отечественного общества связать школу и жизнь и ввести принцип наглядности в образовательные программы [2. С. 30].

Активными сторонниками экскурсионного метода в обучении выступили учителя Ляпустины. В кривинской начальной школе преподавание естественно-научных дисциплин обязательно включало демонстрацию опытов, наблюдение за природными явлениями. Кроме того, школьниками под руководством молодых учителей велось активное систематическое пополнение школьной библиотеки. По воскресным дням устраивались чтения классической отечественной литературы, во время которых Алексей Иванович просил ребят самих попробовать писать стихи [4. С. 4]. Среди наиболее талантливых учеников оказался будущий сибирский писатель, критик, публицист Савва Елизарович Кожевников (1903—1962), главный редактор журнала «Сибирские огни», выходившего в Новосибирске, автор научной монографии «Горький и Сибирь» [5. С. 178].

Учителя Ляпустины вели широкую культурно-просветительскую работу и среди местного населения. Крестьяне посещали школу и приглашали учителей к себе, беседовали о семейных делах. Учителя давали им полезные советы, как воспитывать детей, как улучшить жизнь. В селе Кривое под руководством учителей Ляпустиных работал и драматический кружок [4. С. 5]. По инициативе А. И. Ляпустина кривинские крестьяне закрыли в селе казенную винную лавку. Под его же руководством были организованы артельный маслодельный завод, потребительское общество, кредитное товарищество. В начале XX в. в сельской местности по-прежнему не хватало медицинских работников. Вера Степановна, пользуясь «Справочником врача» и имея некоторые медикаменты, лечила больных.

При кривинской школе было создано показательное крестьянское хозяйство, которое включало пасеку, теплый скотный двор, оборудованный по книге ученого А.П. Юрмалиата «Спутник по молочному хозяйству и скотоводству», изданной в Санкт-Петербурге в 1909 г. Третье издание этой книги академик прислал в 1924 г. Ляпустину в подарок. Крестьяне Кривого и близлежащих сел приезжали к Алексею Ивановичу познакомиться с его нововведениями в сельском хозяйстве. А.И. Ляпустин активно вовлекал крестьян в

кооперацию. Он руководил работой кредитного товарищества, привлекая своих учеников для обучения счетному делу. Эти меры были прогрессивным явлением: они приучали крестьян к новым формам хозяйствования. Интересен тот факт, что будущий сибирский писатель Савва Кожевников на первый полученный им в кредитном товариществе заработок купил полное собрание сочинений Мамина-Сибиряка.

В годы Столыпинской аграрной реформы (1906-1911 гг.) А.И. Ляпустин проводил работу по организации библиотек-читален в сельской местности, выписывал необходимые книги по сельскому хозяйству, читал лекции на сельскохозяйственные темы, приглашая на свои выступления уездных агрономов.

Он был избран населением села Кривое делегатом 4-го съезда Каменского Совдепа (29 декабря 1917 г. - 6 января 1918 г.). В феврале 1918 г., с установлением в городе Камне советской власти, А.И. Ляпустин был переведен из Кривого в Камень на должность заведующего уездным отделом народного образования (УОНО). В.С. Ляпустина стала работать учительницей в приютской школе.

Во время работы заведующим Каменским УОНО А.И. Ляпустин проводил большую работу по постройке школьных зданий, расширению школьной сети уезда, вовлечению крестьянских детей в школу, организации школьных библиотек и мастерских. В своей образовательной деятельности Он продолжал использовать и развивать экскурсионный метод. Интенсивное развитие экскурсионного движения в России после революции объясняется активной деятельностью выдающихся отечественных экскурсионистов, которые писали и издавали свои труды по экскурсионному делу, это И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков, А.В. Бакушинский [2. С. 33; 3. С. 762]. Разработанный отечественными представителями экскурсионной школы метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного восприятия, превалировании показа над рассказом (значение словесного комментария), моторности (передвижение по определенному маршруту), а также тематичности. Большая роль отводилась экскурсоводу, его профессиональному мастерству, умению активизировать экскурсантов [3. С. 762]. Возможно, Алексей Иванович изучал некоторые работы указанных выше авторов, тем более что многие из теоретиков экскурсионного дела начали публиковаться еще до 1917 г. Под его руководством были проведены две экскурсии с учащимися в Барнаул в 1918 г., где экскурсанты знакомились с особенностями работы парового двигателя, и в Томск в 1924 г. с целью знакомства с памятниками деревянного зодчества.

А. И. Ляпустин внес вклад и в развитие музейного дела на Алтае. Скрываясь от колчаковцев осенью 1918 г., А. И. Ляпустин вместе с другими учителями из Каменского отдела народного образования случайно обнаружили возле с. Аллак местонахождение костей животных мамонтовой фауны. Находки были спрятаны. Сам Ляпустин устроился работать учителем в горном с. Сен-телек. После освобождения г. Камня в ноябре 1919 г. А.И. Ляпустин вернулся в него. В «Известиях Каменского уездного революционного комитета» 24 января 1920 г. было напечатано следующее: «Возвратился с Алтая известный Каменскому уезду деятель по народному образованию А.И. Ляпустин...

Желаем дорогому товарищу успехов на любимом поприще». А.И. Ляпустин возобновил работу в Каменском УОНО, вступил в РКП (б) [6. С. 5]. По его инициативе местонахождение костей древних животных было отмечено доской с указанием даты открытия. Кроме того, был составлен акт о находках и отправлена телеграмма в Алтайский подотдел Российского географического общества в Барнаул. Палеонтологические материалы, собранные учителями, послужили стимулом для организации музея в г. Камне. А. И. Ляпустин сам составил этикетаж для будущей музейной экспозиции [7. С. 173-174].

В сентябре 1925 г. Ляпустин был командирован в Ойротскую область в г. Улала (ныне Горно-Алтайск) для подъема национальной экономики. Он проводил значительную работу среди алтайского населения, призывал к переходу крестьян от единоличного хозяйства к коллективному [6. С. 5]. Достигнутые благодаря Октябрьской социалистической революции демократические свободы содействовали развитию идей духовного преображения личности средствами информационного воздействия. Творцами культурного ландшафта активно выступали кооперативы, культурно-просветительская деятельность которых была ориентирована на сельскую местность. Благодаря отчислениям и ассигнованиям на культурно-просветительские цели стали создаваться кружки самообразования и библиотеки [8. С. 104]. Культурнопросветительская деятельность Ляпустина заключалась в установлении культурного шефства города над деревней через печать, т. е. создание сети сельских библиотек во главе с областной центральной библиотекой как регулирующим органом снабжения книгами и журналами. «Если читатель не идет к книге, то пусть книга пойдет к читателю», - говорил А.И. Ляпустин [9. С. 10]. Он выступал за регулярное продвижение книг, газет, журналов в сельскую местность. Как отмечает Э.А. Белекова в своем диссертационном исследовании «История музейного дела в Республике Алтай (1918-2009 гг.)», культурное развитие Ойротской автономной области (так тогда называлась Республика Алтай) проходило в 1920-1930-е гг. в чрезвычайно трудных условиях: стояли проблемы ликвидации хозяйственного кризиса, неграмотности среди взрослого населения, подготовки и введения всеобщего начального обучения детей и т.д. [10. С. 16-17]. Культурно-просветительская и экономическая деятельность А. И. Ляпустина успешно вписывалась в общие задачи, стоящие перед руководством Ойротской автономной области.

В 1930 г. по семейным обстоятельствам Ляпустин выехал в Томск, где вскоре был назначен директором геолого-разведочного техникума. В 1933 г. по ходатайству Ойротского обкома партии он был вновь командирован в Ойротскую область и стал директором рабфака. За период с 1933 по 1937 г. помимо рабфака работал в областном земельном отделе, в горсовете, в зоовет-техникуме [11. С. 4]. В газете «Красная Ойротия» за 2 октября 1937 г. в статье второго секретаря обкома ВКП (б) Ойротской автономной области Н.И. Енчинова «Ойротия - цветущая социалистическая область» отмечено, что за годы советского времени в Ойротии была сформирована сеть культурно-просветительских учреждений: избы-читальни, киноустановки, клубы, библиотеки, дома культуры, театр, музей [12. С. 2]. Вклад А.И. Ляпустина в создание сети несомненен.

В октябре 1937 г. А.И. Ляпустин вместе со второй женой Анфисой Яковлевной Артемьевой переехал в Томск, где в 1942 г. окончил литературный факультет Томского пединститута, а позднее — вечерний университет марксизма-ленинизма. Он обратился в отдел народного образования с просьбой дать ему общественную работу по ликбезу и вскоре был назначен бригадиром группы культармейцев. В 1951 г. поступил учителем русского языка и литературы в ремесленное училище № 2. Учебная нагрузка составляла 4 часа в неделю, но много времени и сил занимала общественная работа. Он вел кружок по истории партии с мастерами училища, редактировал статьи в стенгазеты, руководил работой литературного кружка. Следует отметить, что члены кружка вели переписку с писателем М. А. Шолоховым. Руководя работой литературного кружка, стремился развивать творческие способности учеников. Лучшие работы направлял в газеты «Молодой ленинец» и «Красное знамя» К учебным занятиям и общественной работе относился с большой ответственностью. Секретарь парторганизации училища И.Ф. Красильников писал: «Я знал Алексея Ивановича Ляпустина с 1951 по 1955 г. Я работал в то время помощником директора по культурно-воспитательной работе и был избран секретарем партийной организации. И считаю, что встретил на своем пути твердого единомышленника, настоящего учителя и воспитателя молодежи». Как учитель А.И. Ляпустин не ограничивался требованиями образовательной программы и материалами учебников, использовал дополнительный материал из периодической печати, уделял особое внимание наглядным методам обучения [11. С. 4].

В 1966 г. в с. Кривое Панкрушихинского района Алтайского края благодарные жители поставили памятник с мемориальной надписью: «Учителям-революционерам, основателям школы в селе Кривое за культурно-просветительскую работу с населением». Кривинской школе было присвоено имя Веры Степановны Ляпустиной. Семья Ляпустиных долгое время поддерживала связь со школой, живя в Томске. Продолжая традиции основателей школы А.И. и В.С. Ляпустиных, учителя и школьники Кривинской средней общеобразовательной школы создали школьный музей «Русская изба».

Таким образом, А. И. Ляпустин в своей педагогической практике использовал активные методы и формы, стимулирующие развитие познавательной мотивации, интеллектуальный и духовный рост учащихся. Внедряемый им экскурсионный метод позволял закреплять теоретические знания зрительным восприятием наглядных материалов. Расширение образовательной среды за рамки учебной аудитории содействовало формированию у учащихся культурного кругозора, способности ориентироваться в социокультурных процессах. Он стремился к осознанию обществом необходимости сохранения, в том числе и музейными средствами, историко-культурного наследия, обладающего огромным научно-познавательным значением. Организованное им показательное крестьянское хозяйство содействовало распространению в крестьянской среде прогрессивных и экологически безопасных форм ведения сельского хозяйства, в определенной мере снижая степень социальной напряженности.

Литература

1. Максимова Г. Это был партийный человек // Алтайская правда. 1966. 29 окт.

2. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 224 с.

3. Коссова И.М. Экскурсионное дело // Большая российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. М., 2009. С. 762.

4. Брейгин Г. Односельчане // Комсомольская правда. 1967. 27 авг.

5. Мальцева Т.В. Кожевников Савва Елизарович // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул, 1996. Т. 2. С. 178.

6. Ляпустин А.И. Книгу в массы // Ойротия. 1929. 24 янв.

7. Зенухина Т.Н. М.А. Круковский и Каменский краеведческий музей // Краеведческие записки. Барнаул, 2003. Вып. 5. С. 173-174.

8. История библиотечного дела на Алтае. Барнаул, 2007. 275 с.

9. Ляпустин А.И. Печать в массы // Ойротия. 1929. 5 мая.

10. Белекова Э.А. История музейного дела в Республике Алтай (1918-2009 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2010. 22 с.

11. Артемьева-Ляпустина А.Я. Он был настоящим учителем // Подшипник. 1989. № 45.

С. 4.

12. Енчинов Н.И. Ойротия - цветущая социалистическая область // Красная Ойротия. 1937. 2 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.