Создание системы административных и налоговых судов... УДК 342.56
Евсикова Елена Витальевна
кандидат юридических наук Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И НАЛОГОВЫХ СУДОВ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье раскрываются проблемы создания в Российской Федерации системы административных судов как одного из основных направлений государственно-правового реформирования. Актуальность темы обусловлена тем, что создание правового государства связано с усовершенствованием судебной системы, что невозможно без проведения ряда реформ в соответствующих сферах жизнедеятельности государства. Развитие и укрепление судебной системы является одним из ключевых вопросов современной правовой реформы. Автор исследует действующее законодательство Российской Федерации в сфере судебной системы, основные принципы функционирования органов судебной власти, и приходит к выводу, что основные предпосылки для создания системы административных судов заложены в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме того, важнейшим шагом на пути к решению обозначенной проблемы является принятие 08.03.2015 г. Федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», что будет являться основой для дальнейшего совершенствования данной сферы правоотношений, хотя на сегодняшний день решена только «процессуальная» часть проблемы.
Также автор настаивает на необходимости создания в перспективе системы «налоговых судов», которые будут специализироваться на одной из самых сложных и конфликтных категорий административных дел.
Ключевые слова: судебная реформа; административное судопроизводство; административное дело; административный суд; налоговый суд.
В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) [7], Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления -так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение и закрепление прав и свобод человека. Актуальность темы обусловлена тем, что создание правового государства связано с усовершенствованием судебной системы, повышением правового уровня государственного управления, что, в свою очередь, невозможно без проведения ряда соответствующих реформ во всех важнейших сферах жизнедеятельности государства.
В то же время, развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, а также создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, является одним из ключевых вопросов современной правовой реформы наряду с другими проблемами и противоречиями, сложившимися в национальной судебной системе: дальнейшим рациональным развитием законодательства о судоустройстве, о судебной системе в целом, о разграничении полномочий и предметов ведения.
Следует отметить, что принимаемое законодательство не должно противоречить основным принципам, заложенным в Конституции РФ, и основополагающим международным принципам,
принимаемое законодательство должно иметь не декларативный (формальный) характер, обладать реальной юридической силой и действенным механизмом его реализации.
Так, на конституционном уровне закреплены основные принципы функционирования органов судебной власти, такие, как: осуществление правосудия только судом; осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; установление судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; независимость судей и подчинение только Конституции РФ и Федеральному закону; принятие судебного решения в соответствии с законом; гласность (открытость) судебного разбирательства; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; порядок назначения судей; равенство всех перед законом и судом и др. [7, ст. 118-128]. Таким образом, Конституция РФ закрепила за судами исключительное право на осуществление судебной власти.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 № 1-ФКЗ (далее - ФКЗ № 1-ФКЗ) установил исчерпывающий перечень судов. Так, в соответствии со ст. 4 ФКЗ № 1-ФКЗ, в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Федеральные суды представлены: Конституционным Судом Российской Федерации; Верховным Судом Российской Федерации; верховными судами ре-
© Евсикова Е.В., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015
211
спублик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными и специализированными судами, составляющими систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судьями субъектов Российской Федерации и специализированными арбитражными судами, составляющими систему федеральных арбитражных судов [12, ст. 4].
Следует отметить, что реформа судебной системы предполагает дифференциацию судебных процедур, что позволит рассматривать дела в судах более полно и компетентно. На основании этого все больше возникает дискуссий о создании системы специализированных судов, прежде всего, судов, рассматривающих дела, возникающие из административных и налоговых правоотношений.
Так, ст. 26 ФКЗ № 1-ФКЗ предусмотрено создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, которые учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом [12, ст. 26].
Кроме того, 5 февраля 2014 г. принят Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который является одним из ключевых нормативно-правовых актов в сфере реформирования судебной системы Российской Федерации. Так, ч. 4 ст. 2 данного закона закрепляет 13 категорий административных дел, которые Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции [8, ч. 4 ст. 2].
Таким образом, на законодательном уровне предусмотрена возможность создания в рамках судов общей юрисдикции административной юстиции, основная задача которой - утверждение верховенства права при рассмотрении судом дел, возникающих из административных правоотношений, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления.
Н.П. Заряева справедливо утверждает, что административное судопроизводство считается важнейшей формой защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законных интересов организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей, а административное правосудие - форма судебного нормоконтроля, осуществляемого в сфере административного нор-
мотворчества, которое направлено на обеспечение принципа законности в организации и функционировании исполнительных органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих [3, с. 3].
В то же время, необходимо выделить основные аспекты государственно-правового реформирования судебной системы, а именно: законотворческий аспект (разработка и принятие Федерального закона 08.03.2015 г. № 21-ФЗ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) [5] и ряда законов, которые вводят его в действие и развивают отдельные его положения); организационно-финансовый аспект (создание в системе судов общей юрисдикции налаженной и функционирующей системы административных судов и обеспечение их деятельности; обеспечение административных судов квалифицированными кадрами соответствующей специализации). Таким образом, своевременное решение этих вопросов помогло бы завершить законодательное оформление системы федеральных судов.
Следует отметить, что вопрос о необходимости введения отдельного порядка административного судопроизводства (поскольку оно имеет больше отличий, чем совпадений с гражданским судопроизводством) давно является актуальным и дискуссионным [10].
Кроме того, на протяжении последних десятилетий неоднократно возникал вопрос о построении системы административных судов. Так, провозгласив право на судебную защиту, законодатель должен был сразу озаботиться, во-первых, учреждением перечня специальных судебных инстанций, с помощью которых заявитель мог бы оперативно данное право реализовать, ибо у существующих судов, наряду с рассмотрением дел административных, масса других приоритетов, например дела уголовные, по которым люди годами содержатся под стражей [6].
Таким образом, с принятием КАС РФ законодатель заложил определенные основы и предпосылки для дальнейшего совершенствования данной сферы правоотношений, хотя на сегодняшний день решена только «процессуальная» часть проблемы. Так КАС РФ определяет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции. В силу чего вопрос о создании в России системы административных судов остается открытым.
В настоящее время (до 15.09.2015 г. - вступления в силу КАС РФ) дела, возникающие из административных, а также налоговых правоотношений, рассматриваются как судами общей юрисдикции в соответствии с подразделом III раздела II Гражданского процессуального кодекса Россий-
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015
Создание системы административных и налоговых судов..
ской Федерации [2] «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» (признан утратившим силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», который не вступил в силу [9], так и арбитражными судами (раздел III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» [1].
Таким образом, административные дела (дела, возникающие из административных, а также налоговых правоотношений), которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства, не имеют сегодня точного определения, полноценного законодательного регулирования и характеристики отдельных (особо значимых) категорий дел. Отсутствие в КАС РФ норм, регулирующих законодательное закрепление понятия «административное дело», которые присутствовали в Проекте КАС РФ [4], а именно: административное дело - это принятое к производству суда требование о разрешении правового спора между субъектами публичных правоотношений, а также материалы, относящиеся к этому спору; понятие «административное дело» не распространяется на дела об административных правонарушениях, не может признаваться надлежащим урегулированием указанных правоотношений.
Следует отметить, что создание системы административных судов обусловлено потребностью формирования в России системы эффективной судебной правовой защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц, и создание судебной власти в стране, соответствующей всем элементам стандарта современного правового государства.
Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», внесенному Верховным Судом Российской Федерации, необходимость учреждения в стране административной юстиции по осуществлению административного судопроизводства основана на ст. ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства, а Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. К категории административных относятся дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправ-
ления. Указанные категории дел, особенно о признании незаконными нормативно-правовых актов органов различных ветвей государственной власти (в том числе, издаваемых субъектами Российской Федерации), споры между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, жалобы о нарушениях избирательного законодательства, включая признание выборов недействительными, и некоторые другие, возникающие в сфере административно-правовых отношений, становятся все более актуальными [11].
В то же время, с каждым годом особую значимость приобретает такая категория административных дел, как дела, возникающие из налоговых правоотношений. Количество подобного рода дел постоянно возрастает. А правильное рассмотрение дел, возникающих из административных, а также налоговых правоотношений, в свете осуществляемой в Российской Федерации государственно-правовой реформы, становится приоритетом.
Вследствие особой сложности дел, вытекающих из административных, а также налоговых правоотношений, их рассмотрение и правильное разрешение требуют высокого профессионализма и специализации судей. Поэтому создание в судах общей юрисдикции административных коллегий и коллегий по делам, возникающим из налоговых правоотношений, на сегодня не является надлежащим разрешением указанной проблемы по урегулированию данного рода правоотношений.
Однако, поскольку основная масса указанных дел рассматривается судами общей юрисдикции до 15.09.2015 г. - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а после 15.09.2015 г. -административного судопроизводства, обеспечить такую специализацию судов по рассмотрению административных дел и дел, возникающих из налоговых правоотношений, чрезвычайно сложно.
Таким образом, сегодня, как никогда, вопрос о создании в Российской Федерации системы административных судов, а также коллегий (палат) административных судов по рассмотрению одной из наиболее проблемных категорий правоотношений в государстве - налоговых правоотношений, а в перспективе - судов, рассматривающих дела, возникающие из налоговых правоотношений, является наиболее актуальным и приоритетным при определении дальнейшей стратегии проведения государственно-правовых реформ. Назрела острая необходимость создания специализированного административного правосудия, а в перспективе -и налогового правосудия, которое должно стать одним из важнейших институтов правового государства, в основе которого лежит реальный правовой механизм разрешения правовых конфликтов, возникающих между публичной властью и физическим лицом, ориентированный на охрану и защиту прав и свобод последнего.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015
213
Библиографический список
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: по состоянию на 6 апреля 2015 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12127526/1/#block_1000. (дата обращения 20.06.2015)
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3: по состоянию на 6 апреля 2015 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12128809/1/#block_1100. (дата обращения 20.06.2015)
3. Заряева Н.П. Административное судопроизводство в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. -30 с.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: [проект федер. закона № 246960-6, вносится Президента Российской Федерации от 25.03.2013г. № Пр-660]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/ article/78/40/32/proekt-pervoe_chtenie.pdf. (дата обращения 18.06.2015)
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ: по состоянию на 11 марта 2015 г.]. Опубликовано: 11 марта 2015 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №6620. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2015/03/11/sudopr-dok.html. (дата обращения 20.06.2015)
6. Колоколов Н.А. Принятие КАС РФ - важнейший этап формирования административной юстиции в России. Дата размещения статьи: 01.06.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// отрасли-права.рф/article/7681 (дата обращения 18.06.2015).
7. Конституция Российской Федерации, принята референдумом 12.12.93. (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 22.07.2014). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.
referent.rU/1/2672. (дата обращения 20.06.2015)
8. О Верховном Суде Российской Федерации: [федер. конституц. закон: принят Гос. Думой 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ: по состоянию на 4 ноября 2014 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70583616/1/#block_100. (дата обращения 20.06.2015)
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ: по состоянию на 11 марта 2015 г. (не вступил в силу)]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70885164/#block_1612. (дата обращения 20.06.2015)
10. О проекте федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. Аналитический вестник: материалы расширенного заседания Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам 23 января 2008 г. Издание Совета Федерации.
11. О проекте Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.11.2000 № 824-Ш ГД (ред. от 22.11.2000). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.rU/1/41615. (дата обращения 20.06.2015)
12. О судебной системе Российской Федерации: [федер. конституц. закон: принят Гос. Думой 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ: по состоянию на 5 февраля 2014 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/10135300/1/#block_100. (дата обращения 20.06.2015)
13. Радченко В.И. Судебная реформа в Российской Федерации: Некоторые теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1999. - 80 с.
214
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015