Научная статья на тему 'Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857–1858 гг'

Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857–1858 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2596
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШПИЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА 1857 Г. / ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД / КОЛОКОЛЬНЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА / МАСТЕРОВЫЕ / THE SPIRE OF THE PETER AND PAUL FORTRESS / VOTKINSK PLANT / CHAPEL OF THE PETER AND PAUL FORTRESS / WORKMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Елена Александровна

Статья посвящена созданию в 1857 г. новой металлической конструкции шпиля колокольни Петропавловского собора, выполненной по проекту Д.И. Журавского. Выявленные архивные документы позволяют проследить историю изготовления и установки шпиля мастеровыми Воткинского железоделательного завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE SPIRE OF THE PETER AND PAUL FORTRESS IN VOTKINSK-KAMA PLANT IN 1857–18581

The article is devoted to the creation of a new metal construction – spire of the Peter and Paul Fortress by the project of D. Zhuravsky in 1857. Archival documents let trace the history of its creation and set-up by a workman of Votkinsk metal-producing plant.

Текст научной работы на тему «Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857–1858 гг»

Отечественная история

Е.А. Андреева

Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857-1858 гг

Статья посвящена созданию в 1857 г. новой металлической конструкции шпиля колокольни Петропавловского собора, выполненной по проекту Д.И. Журавского. Выявленные архивные документы позволяют проследить историю изготовления и установки шпиля мастеровыми Воткинского железоделательного завода. Ключевые слова: шпиль Петропавловского собора 1857 г., Воткинский завод, колокольня Петропавловского собора, мастеровые.

Санкт-Петербург неотделим от Петропавловской крепости, от стройной колокольни собора и взметнувшегося ввысь золоченого шпиля. Ее лаконичный силуэт стал символом северной столицы России. Ярко и точно об этом писал известный историк русского искусства И.Э. Грабарь: «Петропавловская колокольня для Петербурга то же, что башня

Св. Марка для Венеции, что собор для Страсбурга или Иван Великий для Москвы, отнимите их, и “лицо” города сразу изменится» [2, с. 64].

Своеобразие и историческая значимость этого выдающегося архитектурного памятника неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако история его создания столь многогранна, что и сегодня для нас остается много неизвестного. Например, не каждый знает, что существующий ныне шпиль возведен в 1858 г. из металла по проекту инженера Дмитрия Ивановича Журавского (1821-1891) вместо прежнего деревянного. Его сложную конструкцию изготовили, смонтировали и установили мастеровые Воткинского железоделательного завода.

История строительства Петропавловского собора, охватывающая более двух с половиной веков, связана с именами многих известных архитекторов. Автором проекта был Доменико Трезини. Закладка каменного собора состоялась в июне 1712 г. на месте стоявшей здесь с 1703 г. деревянной церкви. Строительные работы начались с возведения многоярусной колокольни, увенчанной деревянным шпилем, обитым медными позолоченными листами. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом. Сама идея возведения высокой колокольни принадлежала Петру Великому. Устремленный в небо шпиль император считал символом утверждения России на невских берегах. Видимый издалека, он служил также ориентиром при подъезде к Петербургу, а колокольня стала важнейшей архитектурной доминантой города.

Постройка и отделка собора затянулась до 1733 г. На фоне невысоких строений тогдашнего Петербурга храм в крепости смотрелся архитектурным чудом, хотя размеры здания были сравнительно небольшие: длина -61 м, ширина - 27,3 м, высота до карниза около 15 м. Остроконечный шпиль на каменной квадратной колокольне (10х10) поднимался на высоту более 100 м [9, с. 106].

Однако очень скоро выявились конструктивные недостатки шпиля -его деревянный остов постоянно нуждался в профилактике и ремонте. Особенно сильный урон ему наносила стихия. Поскольку Петропавловская колокольня была наивысшей точкой в Петербурге, то от ударов молнии часто возникали пожары. Одним из них в 1756 г. были сожжены шпиль и привезенные из Голландии часы с курантами. Осенью 1777 г. сильный ветер сломал всю скульптурную композицию, венчающую шпиль. По рисунку выдающегося зодчего А. Ринальди была изготовлена новая.

Необходимость в ремонте Петропавловского шпиля возникала неоднократно. Так, в 1830 г. крест с ангелом накренился. Исправить повреждения без сооружения лесов вызвался кровельщик-крестьянин Ярославской

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

губернии Петр Телушкин. При помощи только одной веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер.

В 60-е гг. XIX в. начались грандиозные работы по обновлению шпиля. В связи с этим профессору строительного искусства Николаевской инженерной академии Г.Е. Паукеру поручили сооружение металлических лесов для «осмотра поврежденной деревянной постройки колокольни». В мае 1856 г. шпиль осмотрели ведущие зодчие того времени: К.А. Тон, Р.А. Желязевич, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер. Авторитетная комиссия пришла к выводу, что «конструкция шпиля сделана из дерева превосходного качества, но пришла в ветхость, имеются значительные повреждения, подгнили стойки-балки основания. Ко всему прочему сама система устройства оного (шпиля. - Е.А.) была далеко не совершенна» [10]. Было решено перестроить шпиль таким образом, чтобы в случае ремонта не понадобилось сооружение дорогих и трудоемких железных лесов или вынужденное повторение подвига Телушкина. Всем этим требованиям могла соответствовать только металлическая конструкция, что и предложила комиссия.

В России металл как строительный материал начал применяться лишь с начала XIX в. в основном при строительстве наиболее значительных столичных сооружений: стропила Александринского театра, фермы над залами Зимнего дворца, восстановленного после пожара 1837 г., конструкции куполов Казанского и Исаакиевского соборов. Создание металлических стропил для шпиля стало новшеством не только для России, но и для мировой строительной практики.

Предложение об изготовлении новой конструкции шпиля одобрил император Александр II, он же поручил создание проекта Константину Андреевичу Тону - автору многих известных сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, вокзалов Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве.

Зодчий предложил два варианта решения задачи. Первый предусматривал увеличение каменной кладки колокольни почти на 17 м и создания на ее основе металлической конструкции из котельного железа. Второй - возведение шпиля почти целиком из кирпича, а сверху обшивка его «листами, вызолоченными через огонь по его способу, придуманному при покрытии куполов сооружаемого в Москве Храма Христа Спасителя» [8, д. 36, л. 129]. Однако первый вариант был оспорен инженерами-путейцами: увеличение веса колокольни могло привести к ее осадке и разрушению [12, с. 199]. Подвергся критике и второй вариант, т.к. возведение шпиля целиком из кирпича нарушило бы облик собора.

После был объявлен конкурс, и победил проект, предложенный талантливым инженером Департамента Путей сообщения Д.И. Журавским, который известен как основоположник теории расчета в машиностроении и один из создателей теории расчета балок на изгиб. Он участвовал в проектировании железных дорог между Петербургом и Москвой, конструировал мосты через Волгу, Оку, Волхов, Западную Двину. Журавский разработал семь вариантов конструкции при минимальной надстройке колокольни камнем. Шесть - в виде решетчатых усеченных восьмигранных пирамид и одну - в виде пустотелого сплошного конуса с горизонтальными ребрами, Выбран был один из решетчатых вариантов каркаса, выполненных из прокатных профилей таврового и лекального железа.

Несущий каркас шпиля состоит из восьми ребер, соединенных между собой. Железная конструкция, разбитая на ярусы, содержит 39 уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец. Основанием каркаса служит опорное массивное стальное кольцо, сваренное кузнечным способом. Оригинальная конструкция красноречиво характеризовала развитие русской строительной техники XIX в. Журавский писал: «Относительно стропил шпиля можно сказать, что система шпиля, составленная напо-добия железных маяков, сколько можно судить по обнародованными по настоящее время сочинениям, до сих пор не вычислена. Аналогичное исследование дало возможность уменьшить вес железа в стропилах на 1 400 пудов, сравнительно со стропилами Тона и вместе с тем при меньшем весе придать им гораздо большую крепость» [11].

Когда идея Д.И. Журавского воплотилась в чертежи, последовало решение императора изготовить железо в количестве 2 600 пудов на Воткинком заводе1, расположенном на Урале [3]. Собрать шпиль на месте, установить стропила и обшить их медью под золото, а также укрепить шар и ангела с крестом взялись петербургские подрядчики - купец Коротков и заводчик Э. Нобель. Основное количество необходимого железа рассчитывали получить с Воткинского завода, тогда крупнейшего в стране. Именно здесь появилась первая мартеновская печь. Уже с 1845 г. завод был в состоянии выделывать до 4 500 пудов железа в разнообразных видах и размерах, начиная от тонкой проволоки и часовой пружины до трехсотпудового якоря [7, с. 8]. Поэтому здесь нередко получали от казны заказы на сборку пароходов и барж, производство стали для сухопутной артиллерии и арсеналов, изготовление белой листовой жести для царских дворцов, а также поставку литой стали на Екатеринбургский монетный двор для чеканки монет [1].

1 Воткинский завод основан в 1769 г. графом П.И. Шуваловым. В 1763 г. перешел в Государственную казну.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

Но, пожалуй, самым важным заказом в дореволюционной истории завода было изготовление металла для шпиля Петропавловского собора.

С апреля 1857 г. один за другим идут из Петербурга письма Главнокомандующего Управления путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта К.В. Чевакина к горному начальнику завода А.А. Иоссе1 [1]. В них Чевакин осведомился о возможностях изготовления железа, цене, сроках доставки его в Петербург. К своему ответу начальник завода приложил чертеж и назначил цену - 2 руб. 50 коп. за пуд. Давая согласие, К.В. Чевакин указывает: «...необходимо, чтобы железо было самого лучшего качества, а чтобы болванка была подвержена строгому испытанию к браку» [6, л. 5-6].

Между заводом и Петербургом была достигнута договоренность: изготовить металл летом 1857 г., для того чтобы, как писали в донесениях, была возможность отправить железо в нынешнее судоходство пароходом до Твери для погрузки там на железную дорогу.

Но все же производство такого огромного количества металла в столь короткое время было делом трудноосуществимым. Хотя А.А. Иосса принимал всевозможные меры для успешного выполнения заказа, а рабочие не прекращали работу днем и ночью, и даже в христианские праздники, стало ясно, что сроки не будут выдержаны. Одна из причин этого была связана с крупными размерами железа, которые создавали настолько сильное сопротивление, что машины не выдерживая напора, ломались. Технологические трудности поставили под угрозу срыва не только сроки, но и вообще выполнение всего заказа. Лишь благодаря блестящей идее А.А. Иоссы удалось найти выход из создавшейся нелегкой ситуации: были отлиты чугунные шестерни и валики с прибавлением небольшого количества меди. Оказалось, что они очень прочны и можно было уже без поломок готовить железо для шпиля.

Однако проблема сроков выполнения заказа осталась, и завод отправляет прошение правительству с просьбой их пересмотреть. Согласие было получено. К первому февраля необходимое количество железа было изготовлено, но доставку его в Санкт-Петербург по причине плохого санного пути отложили до следующей навигации 1858 г.

1 Иосса Александр Андреевич (1811-1894). В 1848 г. после окончания горного училища в Петербурге и заграничной командировки был назначен управителем Камско-Воткинского завода. С 1855 г. становится его начальником (до него в 1837-1848 гг. эту должность занимал Илья Петрович Чайковский - отец великого композитора), в 1863 г. назначен главным начальником всех Уральских заводов, а в 1870 г. - директором горного совета и горного комитета в Петербурге.

Первоначальная задача воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу. Остальные работы должны были выполнить петербургские подрядчики. Цены, запрошенные ими, оказались настолько велики, что заводу разрешили не только изготовить и предварительно собрать шпиль, но и исполнить также его установку в Санкт-Петербурге.

Для приема, испытания железа и сборки частей шпиля на завод приехали из Санкт-Петербурга Д.И. Журавский и его помощник А.С. Рехнев-ский. Журавский провел ряд опытов, подтвердивших хорошее качество металла.

Работа воткинскими мастерами велась быстро и слаженно. За короткий срок в марте были поставлены ребра шпиля на высоту 14 саженей. Предварительная сборка и подготовка конструкции выполнялась на специальном помосте внутри цеха. Когда дошли до кровли, то ее разобрали и работу продолжили на улице. Для создания строгой вертикальности шпиля осуществляли контроль тяжелыми отвесами. Из архивных документов известно, что Журавский уехал в столицу, когда основные работы на заводе были закончены. Убедившись в высоком профессиональном уровне рабочих, он предложил послать в Санкт-Петербург от 20 до

25 человек опытных кузнецов и слесарей с необходимым ручным инструментом [6, л. 23].

Список их уточнялся не один раз. Из окончательного варианта становится ясно, что с кондуктором Девятовым послали в столицу 29 человек, из них 3 мастера, 4 кузнеца, 18 слесарей, 1 токарь и 2 плотника. Впервые назовем их имена: мастера - Григорий Ивуков, Степан Пестерев, Михайло Пирожков; кузнецы - Сергей Вицин, Михайло Стерхов, Сидор Макаров, Захар Колясников; слесари - Иван Шадрин, Михайло Потакин, Захар Белоглазов, Василий Зырянов, Афанасий Лещев, Михайло Астапов, Александр Светлаков, Иван Лаптев, Роман Жирихин, Захар Мокин, Степан Ерыпанов, Никита Тетерин, Андрей Бахирев, Александр Нельгин, Андрей Кириллов, Терентий Коновалов, Иван Бердников, Василий Зама-раев; токарь - Никита Гмизов; плотники - Яков Ложкин, Дмитрий Митю-ков; столяр - Григорий Бахирев [5].

После предварительной сборки и маркировки шпиль погрузили на заводскую баржу, исправленную «надлежащим образом», и отправили в длительное путешествие по рекам Каме и Волге до города Твери, а оттуда по железной дороге в Петербург. Из каждого крупного волжского города Девятов сообщал Иоссу о продвижении баржи: «Вверенный мне транспорт и команда в числе 29 человек прибыла 27 мая в город Тверь, все обстоит благополучно» [6, л. 5-7].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

В Петропавловской крепости велись подготовительные работы для установки шпиля. Но они затягивались из-за отсутствия доломитового камня, добываемого недалеко от Ревеля. Поэтому Журавский разумно распорядился занять прибывших воткинских рабочих изготовлением оконных рам в куполе Петропавловского собора.

Безусловно, возведение нового шпиля вызвало перестройку верхней части колокольни. Она несколько изменило свой архитектурный облик. Теперь силуэт шпиля и верхней части колокольни выглядел так: над куполом колокольни устроили фонарик из доломитового камня, над ним разместили металлический купол шпиля, выше его железный фонарик, покрытый листовой медью. Заканчивался шпиль высокой «иглой». Одновременно с перестройкой шпиля были исправлены и установлены часы. Эту работу поручили механикам московского часового цеха братьям Ивану и Николаю Бутенопам. Они починили гири, выправили ход часов и вместо английской музыки положили на куранты русские мелодии: «Боже, царя храни» и «Коль славен мой господь в Сионе». Также были заменены головы херувимов над углами карниза. Прежние фигуры, выполненные из дуба, утратили свой цвет. Новые поставили на том же месте, но сделали их из меди.

Сооружение железного шпиля повлекло проведение строительных работ во всем соборе. Был перестроен каменный фонарик купола церкви, поддерживающий ее маковку. Кладка его стен сильно повредилась «частыми действиями ветра». Фонарик над куполом выложили также из доломитового камня, а саму маковку поставили новую, с железными стропилами. Исправили стропила и в крыше собора, покрыв ее новым железом. В ходе работ устранили трещины в сводах церкви. Из цемента сделали базы колонн и пилястр, исправили штукатурку собора. Реставрационные работы были проведены и в интерьерах: возобновили живопись икон и позолоту иконостаса, вычистили люстры и добавили к ним утраченные хрустальные элементы.

30 июля воткинские рабочие приступили к установке шпиля, предварительно пригнав части стропил на земле. Его верхняя часть была собрана и поднята целиком. Вес металлического шпиля достигал почти 207 тонн. Работы по его установке велись в течение двух месяцев. 1 октября Девя-тов рапортует на завод об окончании работ, возложенных на воткинских рабочих [6, л. 82].

Железный каркас высотой 48,5 м покрыл медными позолоченными листами и устроил сверху наружную лестницу купец Коротков. Для этого из Монетного двора было отпущено 1500 пудов лучшего качества штыковой меди. Золочение листов проводилось гальвоническим, а не

традиционным для тех лет «через огонь» способом, применявшимся при покрытии куполов Исаакиевского собора, где в результате отравления ртутью пострадало около 60 рабочих.

Венчал купол, как и прежде, крест с фигурой ангела, выполненной по рисунку скульптора Р.К. Залемана, при этом изменилась фигура ангела (теперь он стоит) и механизм его вращения. Громоотвод на новом шпиле за 1000 рублей установил крестьянин Михайло Коротков. Внутри каркаса шпиля была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от которого на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка из скоб для восхождения к основанию креста.

26 ноября закончили все реставрационные работы в соборе, 30 ноября «с императорского разрешения собор осветили по установленному церковному чину» [4, л. 91].

После реконструкции высота шпиля увеличилась более чем на 10 м и колокольня достигла 122,5 м. В связи с этим можно отметить еще один аспект строительного гения Д.И. Журавского. Создавая проект, талантливый инженер тонко учел архитектурно-градостроительную ситуацию вокруг собора. К середине XIX в. в связи с ростом населения плотность застройки Петербурга, особенно его центральной части, значительно увеличилась как и этажность строений. Для того, чтобы Петропавловская колокольня со шпилем по-прежнему оставалось архитектурной доминантой на фоне уже многоэтажных зданий (но не превышающих по своим размерам высоту карниза Зимнего дворца), Журавский сознательно «удлинил» свой новый шпиль, сохраняя при этом общие пропорциональные соотношения колокольни с масштабом города.

Архивные документы донесли до нас немало имен людей, принимавших, в той или иной степени, участие в создании и установке шпиля. Среди них особое место занимают воткинские рабочие. От них требовалось большое умение, подлинное мастерство.

При сборке шпиля отличился природной смекалкой слесарь Иван Лаптев, который «был оставлен с разрешения господина Министра финансов в Санкт-петербурге для ознакомления в Хирургическом инструментальном заведении Министерства Внутренних Дел с починкой и изготовлением разных инструментов» [6, л. 11].

Все монтажные работы проводились в Петербурге под открытым небом в трудных погодных условиях - при сильном ветре и дожде, днем и ночью. Неслучайно один из слесарей Никита Терехин после окончания всех работ находился по болезни в госпитале Монетного двора, где он пробыл до 17 октября, уехав на две недели позднее, чем уехала из Санкт-Петербурга команда с Девятовым.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

Мастерство рабочих Воткинского завода было по заслугам оценено. После доклада К.В. Чевакина Императору о завершении работ в октябре 1858 г. вынесено царское повеление «за усердное выполнение высочайшего заказа по успешному изготовлению каркаса на заводе, сборке и установке его на колокольне Петропавловского собора горный кондуктор 1 класса Девятов за особое его все случае отличие произвести в коллежские регистраторы» [6, л. 89]. Мастерам Степану Пестереву и Михайлу Пирожкову пожаловали медали с подписью «За усердие» на Станиславской ленте в петлицу. Мастеру 1 статьи Григорию Ивукову, как имевшему уже медаль в петлице, дарована медаль для ношения на шее. Остальных 24 рабочих наградили «выдачею каждому по 15 рублей серебром». Не получили награду только Андрей Бахирев и Александр Нипягин (по ошибке переписчика). Исправить положение вызвался Девятов, обратившись к Иоссе с просьбой удостоить их той же наградой, какую получили прочие мастеровые. Воистину царский подарок был пожалован начальнику завода А.А. Иосса, который получил бриллиантовый перстень с «вензелем его Императорского Величия Именем».

В целом было отмечено, что «завод исполнил все работы в отличном виде и произвел сборку и установку остова на колокольне присланным для сего нарочно из завода мастеровыми и рабочими за цену несравненно низкую против требований местными заводчиками» [8, д. 41, л. 91]. Для сравнения возьмем такие цифры. Завод Огарева брался приготовить металлический остов за 37 тысяч 543 рубля, купцы братья Коротковы запросили 37 тысяч 196 рублей. Изготовление шпиля Камско-Воткин-ским заводом с доставкой и установкой обошлось в 28 тысяч 259 рублей. Из них на изготовление металла и сборку остова на заводе ушло 19 тысяч 248 рублей.

После окончания всех работ Петропавловский собор был передан строительной конторе Министерства императорского двора, составившей «Положение о техническом надзоре и содержании в исправности Петропавловского собора». Прочные и огнеустойчивые металлические конструкции шпиля не подвергались изменению после их установки. Они доказали надежность смелого и новаторского инженерного решения Д.И. Журавского, а также качество труда рабочих Воткинского железоделательного завода.

Библиографический список

1. Блинов М. Историко-статистические сведения о Боткинском заводе // Журнал Министерства Внутренних Дел. 1858. № 3-4. Ч. 2.

2. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1912. Т. 3.

3. Дело о командировании в музей Горного института кузнеца В. Сидусова для ремонта модели 1857 г. // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7096. Л. 10.

4. Дело о перестройке шпиля над колокольней Петропавловского в С.Петер-бургской крепости собора // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Ч. 5. Д. 40. Л. 91.

5. Дело о командировании мастеровых завода в Петербург для сбора шпиля колокольни Петропавловского собора // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7192. Л. 1-3.

6. Дело о приготовлении на заводе шпиля для Петропавловского собора в Петербурге // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7046.

7. Котляровский И. Описание Воткинского завода. СПб., 1858.

8. О перестройке шпиля над колокольней Петропавловского в С.Петербург-ской крепости собора // РГИА. Ф. 207. Оп. 3.

9. Пилявский В.И. Петропавловская крепость. Л., 1967.

10. По высочайшему повелению об освидетельствовании шпиля Петропавловского собора в С.Петербургской крепости и составления соображений к удержанию оного от падения. 1857 г. // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Д. 29. Л. 6.

11. По просьбе барона Унгера Штенберга о выдаче ему ссуды из казны 25 тысяч рублей на разработку открытой им каменоломни на мысе Карья Эстлянской губернии // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Д. 47. Л. 238.

12. Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1989.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.