Научная статья на тему 'Природные предпосылки возникновения и развития Ижевского и Воткинского заводов'

Природные предпосылки возникновения и развития Ижевского и Воткинского заводов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2110
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЖЕВСКИЙ И ВОТКИНСКИЙ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ / ИЖЕВСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / IZHEVSK AND VOTKINSK IRON-MAKING FACTORIES / IZHEVSK WAPONS PLANT / LANDSCAPE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кашин Алексей Александрович

Показана роль природных особенностей местности в формировании крупнейших предприятий на территории удмуртского Прикамья – Ижевского и Воткинского заводов. На ранних стадиях развития заводской промышленности (XVIII-XIX вв.) значение ландшафтных факторов было особенно велико. Природные особенности местности во многом определили территориально-отраслевую структуру экономики Удмуртии, а также рисунок расселения и транспортной сети территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural preconditions of origin and development of Izhevsk’s and Votkinsk’s plants

The article covers the role of the district's natural features in the formation of large-scale enterprises in the territories of the Udmurt Prokamye-Izhevsky and Votkinsky plants. The role of the landscape factors were extremely great at the beginning of industry development (in 18-19 centures). Natural characteristics of the territory defined greatly the structure of Udmurt economy and the pattern of settling and transport net of this area.

Текст научной работы на тему «Природные предпосылки возникновения и развития Ижевского и Воткинского заводов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Экологические проблемы и природопользование

УДК 94(470.51):911.2(045)

А.А. Кашин

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИЖЕВСКОГО И ВОТКИНСКОГО ЗАВОДОВ

Показана роль природных особенностей местности в формировании крупнейших предприятий на территории удмуртского Прикамья - Ижевского и Воткинского заводов. На ранних стадиях развития заводской промышленности (ХУШ-Х1Х вв.) значение ландшафтных факторов было особенно велико. Природные особенности местности во многом определили территориально-отраслевую структуру экономики Удмуртии, а также рисунок расселения и транспортной сети территории.

Ключевые слова: Ижевский и Воткинский железоделательные заводы, Ижевский оружейный завод, природные условия.

В основе возникновения каждого города лежит конкретная причина, благодаря которой поселение либо возникает, либо начинает быстро расти, вследствие чего возвышается над округой, превращаясь в крупный населенный пункт. В одних случаях города начинались с крепостей, бывших форпостами экспансии государства и присоединения новых земель. К таковым можно отнести, например, Саранск, Оренбург и Воронеж. В других случаях это были транспортные узлы на построенных железных дорогах либо морских коммуникациях. Классические примеры - Мурманск и Новосибирск. В третьих - промышленные поселения, заводы. К такому типу поселений относятся 4 из 6 городов Удмуртии: Ижевск, Воткинск, Можга и Камбарка. Само слово «завод», вынесенное в название, понимается не только как промышленное предприятие, но и как особый тип населенных пунктов, возникших вокруг таких предприятий.

Природные факторы всегда имели и имеют значение при размещении населенных пунктов и влияли на их эволюцию. Так, очевидно, что сверхкрупные города не возникают в экстремальных природных условиях, а сельские населенные пункты в России тем крупнее, чем более благоприятны почвенные и агроклиматические условия. В настоящее время с ростом технической оснащенности промышленности и развитием транспорта влияние природных факторов изменилось и они уже не всегда являются главными в размещении и эволюции населенных мест, но на стадии возникновения промышленности на территории Удмуртии они были определяющими. Многие из современных характерных особенностей городов и промышленности в них являются унаследованными, изначально предопределенными природными обстоятельствами.

Промышленное освоение Удмуртского Прикамья начинается в середине XVIII в. Так, в 1758 г. начинается строительство Воткинского, а в 1760 г. - Ижевского железоделательных заводов. Это послужило предпосылкой для возникновения в будущем и других отраслей промышленности, в первую очередь машиностроения. С этого момента на данной территории начинает меняться характер взаимоотношений человека с природой, да и весь уклад жизни. Уже к концу XVIII в. поселения Ижевского и Воткинского заводов становятся крупнейшими промышленными поселениями Вятской губернии. Разумеется, промышленность Прикамья не была ограничена указанными заводами, но именно они оказали решающее влияние на формирование территориально-отраслевой структуры экономики Удмуртии.

На первый взгляд само возникновение предприятий подобного профиля парадоксально на территории, не располагающей запасами собственных железных руд. Однако надо иметь в виду, что сырьем для производства железа была не руда, а чугун - материал, вполне транспортабельный и для того времени. Производили его на уральских заводах, входивших в состав Гороблагодатского горного округа - Кушвинском и Баранчинском [1].

Успешному развитию Ижевского и Воткинского заводов в большой степени способствовал на редкость удачный выбор места для их размещения. Реки Иж и Вотка, достаточно полноводные для создания крупнейших для своего времени водохранилищ и в то же время доступные для перекрытия при технологиях XVIII в. К тому же, в силу особенностей гидрографии, удобные для постройки пло-

2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

тин неширокие долины этих рек располагались достаточно близко от основной транспортной магистрали региона - р. Камы. Наконец, места для заводов были удачно выбраны вблизи ландшафтного рубежа - границы Вятского песчаного массива, к северу от которого располагались обширные леса (сырье для производства древесного угля), а к югу - свободные от песчаного покрова Можгинская и Са-рапульская возвышенности с глинистыми грунтами и относительно плодородными почвами и в силу этого с многочисленным населением (что обеспечивало трудовые и продовольственные ресурсы).

До постройки железных дорог транспортировка больших объемов груза могла осуществляться только водным путем. Кушвинский и Баранчинский заводы располагались соответственно на реках Кушва и Баранча, находящихся в бассейне Иртыша, но на небольшом расстоянии от р. Чусовой (приток Камы). Это позволяло преодолевать незначительное расстояние по водоразделу и подвозить чугун гужевым транспортом на пристани реки Чусовой и ее притоков. Малые реки выбирались для строительства заводов потому, что, во-первых, в отсутствии механизации труда запруживать более крупные реки в XVIII в. было невозможно. Кроме того, строительство плотин не практиковалось на судоходных реках, так как технологией строительства судоходных шлюзов инженеры того времени еще не владели, а в условиях, когда речной транспорт был основным, препятствия в виде плотин могли создать серьезные транспортные проблемы.

Таким образом, местоположение заводов объясняется нахождением вблизи крупной транзитной транспортной артерии - реки Камы, на достаточно полноводных несудоходных реках, на стыке крупных лесных массивов и густонаселенных районов с плодородными почвами. Микроположение Ижевского завода объясняется морфометрией долины Ижа в данном участке: расстояние между холмистым левым берегом и возвышенностью на правом низменном берегу, необходимой для плотины, оказалось меньше, чем в других местах по Ижу [2]. Учитывая сходный характер долины Вотки, можно предположить, что аналогичным образом было выбрано место для строительства Воткинского завода.

Подобная асимметрия рек Иж и Вотка (крутой левый берег и низменный, пологий правый) была сформирована в перигляциальных условиях плейстоцена. Повсеместно перигляциальная денудация с наибольшей интенсивностью проявилась на склонах, обращенных на север и восток, в связи с чем эти склоны нередко выположены до предельно минимальных углов 2-3° и на них сформировались особенно мощные делювиально-солифлюкционные шлейфы. Более сухие склоны южной и западной экспозиций сохранили большую крутизну. В результате многочисленные долины малых рек приобрели резко выраженную асимметрию склонов инсоляционного типа, реликты которой широко распространены в плейстоценовой перигляциальной зоне Евразии. Этот тип асимметрии склонов (с более пологими склонами северной и восточной экспозиций) соответствует южному варианту развивающейся в настоящее время асимметрии склонов долин области вечной мерзлоты Восточной Сибири [3].

Зависимость заводов Урала от подвоза сырья дополнялась зависимостью от вывоза готовой продукции - железа и изделий из него, что также можно было осуществлять только по рекам. Следовательно, в производственном цикле предприятий и обслуживающей их инфраструктуры (в первую очередь, транспортной) не могла не проявляться сезонность, которая во многом определяла и характер производства, и образ жизни мастеровых заводов и приписных крестьян. Сплав по р. Чусовой был возможен только в течение 2 недель, когда, во время весеннего половодья, из прудов, находящихся на ее притоках, синхронно начинался спуск воды. Уровень воды в Чусовой кратковременно поднимался, и это позволяло обеспечить сплав нескольких сотен барок. Сплав во многом носил стихийный характер, и из-за огромного скопления судов и значительной скорости течения, а также характера берегов реки (значительное число скалистых выходов и крутых поворотов) часть судов разбивалась, без чего не обходилась ни одна навигация. Если судно не успевало пройти по реке за определенное время, приходилось ждать следующей навигации (следующего года) [4]. Следовательно, периоду весеннего половодья предшествовал длительный этап подготовки, заключавшийся в транспортировке санным путем в течение всей зимы продукции заводов на пристани, строительство судов, их загрузка и аккумуляция дополнительных запасов воды в прудах, расположенных на притоках Чусовой. Таким образом, возможность создания единой производственной цепочки уральских и камских заводов была обусловлена в первую очередь ландшафтными условиями местности.

Деятельность камских заводов - Ижевского и Воткинского - находилась в зависимости от фаз режима рек. Период возможной транспортировки определялся навигацией на Каме, а она судоходна с апреля по ноябрь. Связь с камскими пристанями Устьречинская и Галево (для Воткинского завода) и Гольяны (для Ижевского завода) осуществлялась гужевым транспортом и преимущественно санным

путем, так как в другие сезоны года, кроме зимы, гужевые тракты были трудно проезжими. О масштабах гужевых перевозок в ту эпоху свидетельствует широкое распространение в Удмуртии «говорящей» фамилии Перевозчиковых (Перевощиковых), а также название села «Перевозное» вблизи Воткинска на Каме.

Таким образом, от момента возникновения до строительства железных дорог в Прикамье в самом конце XIX в. рисунок речной сети и сезонность режима рек во многом определяли и географию заводов, и характер их функционирования.

К середине XIX в. на Урале и в Прикамье работали более 150 заводов [5]. Однако не всем было суждено сохраниться до настоящего времени и стать основой формирования крупных населенных пунктов, таких как современные города Воткинск и Ижевск с численностью населения 99 и 627,7 тыс. человек соответственно (на 2010 г.) [6]. На наш взгляд, одной из причин роста заводов и появления новых отраслей стали природные (ландшафтные) условия и географическое положение заводов.

Первые два десятилетия XIX в. стали поворотными для Камских заводов. В 1806 г., в связи с объявленной Наполеоном континентальной блокадой, английская сталь перестала поступать в Россию, следовательно, возникла необходимость производства собственной стали. В короткие сроки наладить ее производство удалось русскому металлургу, изобретателю Семену Бадаеву (1778 - 1847), который начал опыты на Петербургском заводе хирургических инструментов, а с 1811 г. продолжил опыты на Воткинском заводе, где и началось промышленное производство стали в 1813 г. [7]. Зависимость страны от вынужденного импорта стали была преодолена. В 1830-х гг. Воткинский завод приступает к пудлинговому производству стали, бывшему на тот момент передовым. В 1870 г. одним из первых в стране Воткинский завод осваивает мартеновский способ плавки. Развитие собственной металлургической базы в сторону повышения качества привело к возможности развития отраслей машиностроения и металлообработки на собственных ресурсах. Так, в 1847 г. на Воткинском заводе начинается производство пароходов, а в 1868 г. - паровозов. Кроме того, воткинские мастеровые производили целый ряд видов продукции из своего металла. Из уникальных заказов можно отметить шпиль собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1857 - 58 гг.). А в конце XIX в., в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции - железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 г. Воткинский завод вышел на первое место в России [8].

С развитием машиностроения стало меняться транспортно-географическое положение Камских заводов, и в первую очередь Воткинского. В отсутствии судоходных рек и железных дорог вывозить габаритную тяжелую продукцию возможно было только в период половодья, когда ниже плотины пруда устанавливалась перемычка, а при спуске части воды образовывалось небольшое временное водохранилище. Русло Вотки было частично спрямлено, сооружены борта из бревен [9]. Это превращало реку с небольшим расходом воды (около 6 м3/с) в подобие канала, что позволяло судам оказываться на плаву, а работникам вручную транспортировать их до Сивы, которая при расходе воды около 30 м3/с, весной судоходна. Соответственно, появлялась возможность проводить суда до Камы.

Таким образом, в отношении количественного роста металлургического производства в России Ижевский и Воткинский заводы не сыграли заметной роли, но в деле усовершенствования металлургических процессов их значение по общему признанию бесспорно [1]. Одна из причин этого явления - удаленность от источников сырья и, в какой-то степени, вынужденность искать свое место на общероссийском рынке не через увеличение объемов производства, а путем глубокой переработки относительно небольшого количества металла. Дело в том, что полностью преодолеть транспортную разобщенность Камских заводов и Урала как поставщика чугуна удалось только в 1919 г., когда была достроена железнодорожная линия Сарапул - Екатеринбург, а до этого снабжение сырьем оставляло желать лучшего. К тому же оно во многом зависело от капризов погоды.

На Ижевском заводе в 1807 г. возникает оружейное производство. Как представляется, в его становлении главную роль сыграли ландшафтные факторы. Поиск места для строительства нового завода был вызван слишком высокой себестоимостью производства оружия на Тульском и Сестрорецком заводах. Масштабное производство требовало больших запасов лесных ресурсов, а вокруг Тулы и Сестрорецка леса были сведены десятилетиями эксплуатации. Кроме того, новый завод должен был опираться на собственную металлургическую базу. В этом случае удалось бы сократить транспортные издержки на доставку на завод топлива и металла. Кроме того, одной из установок при выборе места была удаленность завода от западных границ империи, исходя из военно-стратегических соображений. Поиском места для строительства завода занялся А.Ф. Дерябин (1770 - 1820),

2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

места для строительства завода занялся А.Ф. Дерябин (1770 - 1820), руководитель Департамента горных и соляных дел, один из крупнейших специалистов горнозаводского дела в России. Главным фактором, определившим Ижевский железоделательный завод в качестве базы для строительства оружейного завода, было то обстоятельство, что только Ижевский пруд из заводских прудов заводов-претендентов мог обеспечить работу сразу двух производств: железоделательного и оружейного [2]. Действительно, Ижевский пруд был тогда одним из крупнейших заводских прудов империи, а таковым его делали расход воды в реке Иж и объем воды в пруду, обусловленный морфометрией долины.

А.Ф. Дерябин нашел, что при Ижевском заводе имеется «достаточное количество воды для машин... лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных, удобность получения самых лучших металлов для оружия, без дальнейшей перевозки оных, обширность места, довольно плодородная округа» [10].

Стоит отметить, что именно возникновение оружейного производства обеспечило поселку при Ижевском заводе быстрый рост и последующее превращение его в один из крупнейших городов При-уралья. Для сравнения можно упомянуть: основным конкурентом Ижевского завода был Аннинский завод на реке Бабка в Пермской губернии. В настоящее время на месте завода располагается деревня Аннинск с населением 106 жителей (на 2002 г.) [11]. Изначально шансы на строительство завода были равны, более того, был издан указ о начале финансирования строительства завода на Бабке, на базе Аннинского завода [2]. Но в конечном итоге решение было изменено в пользу Ижевского завода.

Уже в первые десятилетия своего существования оружейный завод стал активно развиваться. Главный корпус завода, построенный в 1815 г., стал крупнейшим и первым в Российской империи каменным многоэтажным производственным зданием [12; 13]. Количество рабочих росло, увеличивалось и количество жителей в поселке при Ижевском заводе. По результатам первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., Вятская губерния оказалась на втором месте по численности населения с 3 031 тыс. жителей, уступив первенство лишь Киевской с населением 3 559 тыс. жителей [14]. При этом крупнейшим населенным пунктом был отнюдь не губернский центр и не центр какого-либо из 11 уездов, а поселение, имевшее на момент переписи статус сельского. Речь идет о селении Ижевского завода (село Ижевское, Ижево). На момент переписи в этом населенном пункте проживала 41 тыс. человек [15], что соответствовало размерам довольно крупного города. В селении Воткинского завода проживала 21 тыс. жителей [16]. По этому показателю оно делило 3-4-е места с уездным центром Сарапулом. В губернском центре Вятка насчитывалось 25 тыс. жителей [17]. Такая концентрация промышленности в отдельных населенных пунктах, вкрапленных в типично сельскохозяйственную территорию, на наш взгляд, также во многом определена ландшафтными особенностями местности. В силу транспортной изолированности от густонаселенных центральных районов страны на данной территории была невозможна филиализация производства, то есть явление, когда производство трудоемкой, технологически сложной продукции осуществляется постадийно на нескольких относительно небольших предприятиях, как, например, происходило на Тульском оружейном заводе, где в казенных фабриках велись только отдельные «машинные работы», а все остальное - на дому [12]. Это позволяет не создавать промышленные гиганты, вызывающие проблемы управленческого, социального (большое количество рабочих необходимо где-то размещать и чем-то кормить) и экологического (на стадии основания Ижевского оружейного завода, разумеется, такой термин не использовался, но в то время уже обращали внимание на отрицательные последствия территориальной концентрации большого количества людей и крупной промышленности) характера. Следовательно, ситуация, когда все стадии крупного производства осуществляются в одном месте, начиная от производства металла и заканчивая пристрелкой и клеймлением оружия, была в определенной степени вынужденной. Залесенная территория, ограниченная крупными трудно преодолимыми для дорожного строительства реками, с населяющими ее государственными крестьянами (в дореформенный период) и работавшими на ней государственными заводами, была малопривлекательна для частного капитала, а с началом эпохи железнодорожного строительства именно за счет привлечения частных инвестиций строились в основном железные дороги. Таким образом, приоритет государственных интересов и специфические ландшафтные особенности местности определили отставание во включении территории в транспортную сеть страны, а также сверхконцентрацию производства. Так, например, производство одного из самых массовых видов продукции Ижевского оружейного завода - трехлинейной винтовки системы Мосина - требовало более 2 тыс. деталей и около 4 тыс. переходов (технических операций) [2]. И все это производилось в одном производственном корпусе одного завода. И более поздние образцы продукции, в том числе всемирно известный автомат Ка-

лашникова, полностью производились в Ижевске, в том числе выплавка оружейной стали и производство комплектующих из дерева.

Еще одно из следствий территориальной оторванности от основных центров страны - формирование собственной научно-технической школы. Первые учебные заведения, принадлежавшие заводам, возникли еще в начале XIX в. при Дерябине. Так, заводская контора Воткинского завода в соответствии с «высочайшим проектом», утвержденным 13 июля 1806 г., постановила открыть в августе 1807 г. малую горную школу - первую в заводе [9]. В 1907 г. при заводе появилось среднее механо-техническое училище - более высокая образовательная ступень. Его появление было вызвано объективными обстоятельствами того исторического периода. Новое ХХ столетие начиналось в России бурным развитием капитализма. Выпускники столичных вузов уже не стремились на уральские заводы, а оседали в центральной части России, где высокими темпами шло техническое перевооружение в промышленности. Воткинскому заводу была нужна элита технической мысли, а она не желала жить в глуши, вдалеке от цивилизации, где темпы совершенствования производства явно тормозили. Казенные заводы экономили государственные деньги, и наоборот. Кадровый голод грозил серьезными проблемами, поэтому правительство пошло на эксперимент и разрешило некоторым заводам на Урале содержать за свой счет или оказывать необходимую помощь образовательным учреждениям любой формы собственности, обучающим инженерно-технические кадры из местного населения, «приросшего» к этим заводам [9].

В Ижевском заводе в 1807 г. А.Ф. Дерябиным были организованы и открыты начальные классы Главной горной школы. В 1827 г. была организована арсенальная школа для «оружейных детей». В нее принимали детей мастеровых, успешно окончивших начальные классы заводской школы. За 4 года обучения учащиеся этой школы становились квалифицированными оружейниками и обслуживали не только Ижевский арсенал, но и распределялись по другим арсеналам страны [18]. В 1870 г. открывается оружейная школа на 100 человек, а в 1875 г. с целью подготовки учащихся для поступления в оружейную школу была открыта Ижевская ремесленная школа по инициативе арендатора Ижевского завода А. Бильдерлинга, при непосредственной поддержке Л. Нобеля и Е. Андреева и содействии комиссии по техническому образованию Русского технического общества [19].

В 1930 г. было открыто высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ-комбинат) при Ижевских оружейном и сталеделательном заводах. Однако первая попытка создания высшего учебного заведения для подготовки технических кадров завершилась неудачей. Но в 1952 г. был основан Ижевский механический институт для обеспечения машиностроительных предприятий Ижевска собственными кадрами [19].

Таким образом, можно выделить несколько важных аспектов влияния природных условий на характер развития промышленности и опосредовано - на современный социально-экономический облик Удмуртского Прикамья:

1) само возникновение, территориальная привязка Ижевского и Воткинского железоделательных заводов (а следовательно, и будущих городов) именно на данном месте, другими словами, ландшафтная предопределенность мезо- и микроположения Ижевска и Воткинска;

2) возникновение машиностроения и развитие заводов и городов как крупных машиностроительных центров;

3) глубокая переработка сырья (уральский чугун) и производство относительно небольшого количества качественной стали, в том числе инструментальной и оружейной, возникновение собственных передовых технологий производства стали;

4) формирование одного из крупнейших в мире предприятий машиностроения - Ижевского оружейного завода;

5) возникновение крупнейших в своей губернии населенных пунктов - Ижевского и Воткин-ского заводов (как особых типов поселений);

6) формирование собственной научно-технической школы и соответствующей образовательной базы.

Разумеется, с развитием транспорта, совершенствованием технологий и коренным изменением образа жизни людей роль природных фактора уменьшилась, но важнейшие структурные черты экономики, общая конфигурация транспортной сети, планировочная организация населенных пунктов -все это несет отпечаток начального периода развития заводов, когда роль природной составляющей была решающей.

2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воткинский завод: общая историческая справка // Промышленная архитектура Урала XIX - начала XX вв. URL: http://aldebaran.usaaa.ru/Industrial_Urals/vot/vot.htm

2. Шумилов Е. Ф. Город на Иже. Ижевск: Удмуртия, 1990. 608 с.

3. Дедков А.П., Мозжерин В.И., Ступишин А.В., Трофимов А.М. Климатическая геоморфология денудационных равнин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1977. 224 с.

4. Иванов А.В. Хребет России. СПб.: Изд. группа «Азбука-классика», 2010. 272 с.

5. Иванов А.В. Уральские заводы // Берг-привилегии: интернет-журнал горнопромышленников России. 2010. №1(5). URL: http://www.berg-privileg.com/archive/detail.php?ro=60

6. Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 1: Численность и размещение населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm

7. Бадаев Семен Иванович // Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf7enc_biography

8. Шестаков А.В.: От листового железа до стратегических ракет // Независимая газета: электронная версия. URL: http://nvo.ng.ru/history/2004-04-16/5_rocket.html

9. Ясаков Г.К. Начало: исторические очерки. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. 212 с.

10. Александров А.А. Ижевский завод. Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957. 127 с.

11. Аннинск, Пермский район, деревня // Энциклопедия Пермского края: электронное издание. URL: http://enc.permkultura.ru/show0bject.do?object=1803757659&idParent0bject=

12. Ижевский оружейный завод // Оружейный портал. URL: http://guns.arsenalnoe.ru/rn/4126/izhewskiy_oruzhey-nyy_zawod.html

13. Символ города Ижевска // Информационный сайт по Ижевску и Удмуртской Республике. URL: http://iz-article.narod.ru/tauer.html

14. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Пространство, число наличного населения и плотность // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество».

URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus 1897_01.php

15. Население в Ижевске // Информационно-справочный портал г. Ижевска «Мой Ижевск». URL: http://www.myizh.ru/ cache/population.php

16. Воткинский или Камско-Воткинский казенный завод // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vseslova.com/brokgauz_efon4/page/votkinskiy_ili_kamsko-votkinskiy_kazennyiy_zavod.45136/

17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения губерний, уездов, городов Европейской части Российской Империи по возрасту // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_age_gub_97.php?reg=98

18. История Удмуртии: конец XV - начало XX века / под ред. К.И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 552 с.

19. Булдакова А.А. Основные этапы формирования системы подготовки оружейных кадров в Ижевске (по материалам архивных документов). URL: http://gasur.narod.ru/cdni/publications/2008/cht/06.htm

Поступила в редакцию 26.05.12

A.A. Kashin

Natural preconditions of origin and development of Izhevsk’s and Votkinsk’s plants

The article covers the role of the district's natural features in the formation of large-scale enterprises in the territories

of the Udmurt Prokamye-Izhevsky and Votkinsky plants. The role of the landscape factors were extremely great at the

beginning of industry development (in 18-19 centures). Natural characteristics of the territory defined greatly the

structure of Udmurt economy and the pattern of settling and transport net of this area.

Keywords: Izhevsk and Votkinsk iron-making factories, Izhevsk wapons plant, landscape characteristics.

Кашин Алексей Александрович, старший преподаватель Kashin A.A., senior lecturer

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

E-mail: kashin-assis@yandex.ru E-mail: kashin-assis@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.