Научная статья на тему 'Создание Сетевого открытого университета СНГ: проблемы и перспективы'

Создание Сетевого открытого университета СНГ: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г. А.

Рассмотрены проблемы академической мобильности студентов и молодых ученых в рамках СНГ, рассматриваются возможности решения проблемы посредством создания сетевых образовательных структур, прежде всего Сетевого открытого университета СНГ, обозначены организационные, финансовые и др. проблемы реализации этого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of students and young scientists academic mobility in CIS are considered, opportunities of solving problem by means of creation of network educational structures, in particular the Network open university of the CIS, organizational, financial, etc. problems of realization of this project are considered in the item.

Текст научной работы на тему «Создание Сетевого открытого университета СНГ: проблемы и перспективы»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

СОЗДАНИЕ СЕТЕВОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА СНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕТИВЫ

Г.А. Краснова

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассмотрены проблемы академической мобильности студентов и молодых ученых в рамках СНГ, рассматриваются возможности решения проблемы посредством создания сетевых образовательных структур, прежде всего Сетевого открытого университета СНГ, обозначены организационные, финансовые и др. проблемы реализации этого проекта.

В последние годы ХХ в. и в первом десятилетии XXI в. вопросы академической мобильности студентов и молодых ученых считают самыми важными не только ведущие университеты стран мира, но и государственные органы управления образованием и даже правительства целого ряда стран. Пришло осознание того, что в информационную эпоху ведущими компетенциями специалиста становится знание иностранных языков, информационно-коммуникационных технологий, навыки межкультурной коммуникации вне зависимости от полученной специальности. В связи с этим опыт обучения в зарубежном вузе приобретает одно из ключевых значений. Необходимо отметить, что проблемы признания дипломов, сопоставимости степеней и званий, содержания учебных планов по-прежнему затрудняют развитие академической мобильности. Разные страны — участницы разных образовательных пространств, в том числе европейского, с разной степенью успеха решают эти проблемы. В нашей статье речь пойдет о странах Содружества Независимых Государств (СНГ).

По данным 2004 г. в вузах различных стран Содружества обучалось более 78 тысяч студентов, являющихся гражданами других стран СНГ [1]. Из числа студентов других стран, обучающихся в российских вузах, граждане Казахстана составляли почти половину студентов, Беларуси, Узбекистана, Украины — 8—14%, из других стран — по 3%. В вузах Азербайджана и Армении студентами из стран Содружества в основном являются граждане Грузии и России, в Беларуси — из России (77%), Литвы (7%), Украины (6%), в вузах Казахстана граждане России составляют 49%, Туркменистана — 11%, Узбекистана — 31%, в вузах Кыргызстана обучаются в основном граждане Узбекистана (73%) и Казахстана (20%),

в вузах Молдовы — преимущественно граждане Украины (72%) и России (24%), в вузах Таджикистана — в основном граждане Узбекистана (45%), Туркменистана (30%), в вузах Украины — граждане России (65%), а также Молдовы и Туркменистана (соответственно 20% и 15%). К сожалению, в настоящее время полной статистики по данному вопросу нет. Но даже приведенные статистические данные свидетельствуют о недостаточном развитии академической мобильности на территории стран Содружества.

На наш взгляд, развитию академической мобильности в рамках СНГ могут способствовать сетевые образовательные структуры. Прежде всего мы имеем в виду проект по созданию Сетевого открытого университета СНГ, инициированный в 2008 г. Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Исполнитель — Российский университет дружбы народов.

Предполагается, что в Сетевой открытый университет СНГ войдут ведущие университеты стран — участниц СНГ, которые согласуют учебные планы по востребованным специальностям и направлениям, договорятся об условиях приема на обучение, промежуточной и итоговой аттестациях, организации учебного процесса. Таким образом, будет создано «миниобразовательное» пространство СНГ, а студенты получат возможность обучаться в любом вузе, входящем в сетевой университет без каких-либо проблем, а также перемещаться из вуза в вуз. В дальнейшем опыт сетевого университета можно будет распространить на всю территорию государств — участников СНГ.

Одним из основных вопросов, который необходимо решать в рамках Сетевого открытого университета СНГ, на наш взгляд, является вопрос финансирования академической мобильности, т.е. выделения грантов стипендий обучающимся. Разный уровень экономического развития стран Содружества, платежеспособности потенциальных студентов ни для кого не секрет. В Европе на развитие академической мобильности внутри Европы направлена программа Erasmus.

По нашему мнению, создание аналога программы Erasmus на территории СНГ жизненно необходимо с учетом того, что сама идея реализации семестровых обучений студентов в вузах — членах сети невозможна без дополнительной финансовой поддержки, рассчитанной на субсидирование оплаты проживания, питания, дополнительных расходов на приобретение учебной литературы, авиаперелета, медицинской страховки и т.д.).

Проект «Создание Сетевого открытого университета СНГ» создается с целью разработки и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ.

Основная цель проекта состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств — участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатских диссертаций.

Подпроект 1: Разработка магистерских программ

Магистерские программы представляют собой интегрированные курсы, организуемые участниками проекта (консорциумом университетов различных стран Содружества). Планируется создание авторских магистерских программ по гуманитарным, экономическим и юридическим направлениям подготовки. Согласование механизмов «включенного обучения», а так же процедуры выдачи документов об образовании. Количество условно-зачетных единиц (кредитов) в магистратуре — 120 единиц, обучение продолжительностью от 2 лет по очной форме и 2,5 года — по заочной. Формы обучения: очная по схеме 1 + 1 (1 год в своем вузе, 1 год в вузе-партнере; совместная защита; выдача двух дипломов) или заочная по схеме 1 + 1,5 (1 год в вузе-партнере, 1,5 года в своем вузе; совместная защита; выдача двух дипломов).

Подпроект 2: Прием и обучение по магистерским программам (в рамках консорциума по разработанным магистерским программам)

Общие критерии приема и экзаменов. Студенты поступают на тот или иной курс обучения по единым правилам приема, в соответствии с единой процедурой подачи документов и общим порядком отбора студентов. Экзамены, сданные в одном из учебных заведений консорциума, автоматически признаются другими учебными заведениями консорциума.

Интеграция образовательных программ. Реализуется совместно разработанная магистерская программа (учебный план). Университетами — членами консорциума Сетевого университета СНГ признаются учебные курсы, пройденные в вузе — партнере консорциума.

Присвоение двойных степеней. По окончании курса обучения выдается два диплома.

Мобильность. Предполагается обучение не менее чем в двух учебных заведениях — участниках консорциума (по схеме 1 год + 1 год) Возможно семестровое обучение, однако в этом случае второй диплом не выдается.

Финансирование академической мобильности магистров осуществляется за счет средств международных фондов, добровольных взносов от предпринимательских структур, общественных организаций, бюджетных и внебюджетных средств вузов-партнеров, средств, полученных за обучение.

В течение срока обучения не допускаются кардинальные изменения в учебный план по магистерской программе.

Подпроект 3: Двойное руководство диссертационными исследованиями

Аспирант (соискатель) проходит обучение, а также осуществляет научно-исследовательскую работу под совместным руководством представителей вузов-партнеров. Оба научных руководителя обязуются полностью выполнять свои обязанности по отношению к аспиранту (соискателю). Предварительный срок, предусмотренный для обучения и проведения научно-исследовательской работы аспирантом (соискателем) составляет три года.

Аспирант (соискатель) проходит обучение и осуществляет научно-исследовательскую работу попеременно в обоих учебных заведениях, в соответствии с графиком, подписанным обоими научными руководителями в соответствии со следующими правилами:

— в каждой стране защита темы, депонирования, основного содержания работы, а также воспроизведения текста диссертационного исследования осуществляется согласно действующему законодательству;

— защита темы диссертационного исследования, равно как его публикации и использования, а также защита результатов, полученных в ходе исследования, попадает под действующее законодательство и осуществляется в соответствии с процедурами, установленными в каждой стране, участвующей в данном соглашении по двойному руководству диссертационными исследованиями.

После защиты диссертации вузы-партнеры могут выдать соискателю единый диплом кандидата (доктора) наук, или диплом кандидата (доктора) наук, выдаваемый каждым вузом-партнером.

Как в первом, так и во втором случае диплом (дипломы) кандидата наук выдается только уполномоченными академическими инстанциями после соответствующего предложения жюри по результатам защиты диссертации и после представления протокола защиты и отчета по защите диссертации, подписанного всеми членами жюри. Дипломы, полученные в рамках настоящих норм и правил, признаются в странах вузов-партнеров.

Сетевой открытый университет СНГ планируется создать на правах консорциума, который подразумевает равноправное партнерство университетов из стран Содружества.

Члены консорциума — ведущие университеты государств — участников СНГ, российско-славянские университеты, высшие учебные заведения, являющихся базовыми организациями по направлениям сотрудничества, в соответствии с решениями Совета Глав Правительств государств — участников СНГ.

Вузам, желающим стать членом консорциума Сетевого открытого университета СНГ, предлагается подписать «Декларацию о сотрудничестве ведущих вузов государств — участников СНГ по созданию Сетевого открытого университета СНГ (СУ СНГ)».

ДЕКЛАРАЦИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ПО СОЗДАНИЮ СЕТЕВОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА СНГ (СУ СНГ)

Рассматривая установившееся между государствами — участниками СНГ сотрудничество в области образования, науки и культуры, и академические обмены в качестве одного из эффективных средств сближения и укрепления дружбы народов, опираясь на исторически сложившиеся традиции взаимообогащения культуры народов, стремясь содействовать дальнейшему развитию двусторонних гуманитарных и культурных связей, вузы государств — участников СНГ поддерживают идею создания Сетевого открытого университета СНГ, а также выражают готовность принять всестороннее участие в его создании и обязуются:

1) соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для совместного создания и дальнейшего функционирования Сетевого открытого университета СНГ, далее именуемый Университетом;

2) признать основными следующие задачи Университета:

— подготовка магистров и аспирантов по гуманитарным, экономическим и юридическим направлениям из числа граждан государств — участников СНГ,

— развитие академической мобильности магистров и аспирантов на территории государств — участников СНГ,

— реализация вузами государств — участников СНГ совместных магистерских программ,

— проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями,

— содействие сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств — участников СНГ, межкультурному диалогу в студенческом кампусе;

3) осуществлять финансовое обеспечение деятельности Университета за счет средств международных фондов, добровольных взносов от предпринимательских структур, общественных организаций, бюджетных и внебюджетных средств Сторон, средств, полученных за обучение, на условиях, определенных Сторонами;

4) принять активное участие в формировании Координационного совета, который будет обеспечивать координацию деятельности Университета. В состав Координационного совета входит по одному представителю от каждого вуза. Руководство Координационным советом осуществляется ректором Российского университета дружбы народов. Регламент работы Координационного Совета утверждается ректором Российского университета дружбы народов;

5) направлять в рабочие группы и иные совещательные органы ученых и специалистов для реализации основных задач, поставленные перед Университетом;

6) устанавливать контрольные цифры приема студентов в Университет совместным решением Сторон.

Безусловно, реализация такого масштабного проекта невозможна без поддержки заинтересованных министерств и ведомств, без политической воли руководства государств. Вместе с тем на уровне межвузовского сотрудничества проект, несомненно, жизнеспособен и вызывает огромный интерес.

CREATION OF THE NETWORK OPEN UNIVERSITY OF THE CIS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

G.A. Krasnova

Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaja str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

Problems of students and young scientists academic mobility in CIS are considered, opportunities of solving problem by means of creation of network educational structures, in particular the Network open university of the CIS, organizational, financial, etc. problems of realization of this project are considered in the item.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.