УДК 631.173
СОЗДАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ КООПЕРАТИВОВ ДЛЯ БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
Е. В. ВОРОНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и технологии ремонта машин E-mail: e_voronov@list.ru Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
В статье отмечается, что последние два десятилетия машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве постоянно сокращается. Старая техника не всегда может обеспечить качественную работу в отведенные агротехнические сроки, а современная высокопроизводительная техника имеется далеко не во всех хозяйствах. Зарубежный опыт показывает, что совместное использование техники играет важную роль в сельскохозяйственном производстве. Предлагается организовывать сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы.
Ключевые слова: сельское хозяйство, машинно-тракторный парк, износ, машинно-технологическая станция, кооператив.
Современное сельскохозяйственное производство невозможно без использования механизации процессов. При возделывании различных сельскохозяйственных культур необходимы высокопроизводительные тракторы, автомобили, сельскохозяйственная техника.
В настоящее время в целом по стране, и в частности по Нижегородской обл., количественный состав средств механизации постоянно уменьшается. Причины сокращения машинно-тракторного парка самые разные:
— изменение подходов государства к сельскому хозяйству;
— низкий уровень развития тракторостроения;
— огромный дефицит денежных средств у сельхозтоваропроизводителей и др.
В настоящее время машинно-тракторный парк (МТП) сократился настолько, что потери отнесоб-людения агротехнических сроков, низкого качества выполняемых работ, наличия непрофессиональных механизаторов могут достигать в отдельных случаях 80%.
Уменьшение машинно-тракторного парка (табл. 1) идет по всем направлениям. Оно не сглаживается приобретением более высокопроизводительной техники отечественного или импортного производства.
Анализ данных табл. 1 показывает, что с 1991 г., который по многим показателям был пиковым в сельском хозяйстве нашей страны, ситуация по количественному составу машинно-тракторного парка стремительно меняется в худшую сторону. Так, число тракторов за анализируемый период уменьшилось почти в 4 раза, грузовых автомобилей — в 3 раза. Такая же тенденция прослеживается и в отношении остального парка машин.
Количество ежегодно приобретаемой техники меньше списанной (табл. 2). Если в советские времена государство обеспечивало поставку сельскохозяйственной техники даже в избыточном количестве, то в настоящее время хозяйства
Таблица 2
Таблица 1
Наличие техники в сельскохозяйственных организациях Нижегородской обл. в 1991—2010гг., ед.
Вид техники 1991 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Тракторы 30 455 14 361 13 378 12 753 11425 10 448 9 476 8 912 8 893 8 427
Грузовые автомобили 18 856 11 993 10 847 9 660 8 664 7 649 6 596 5 649 5 737 5 302
Зерноуборочные комбайны 7 179 3 589 3 493 3 361 3 134 2 791 2 509 2 292 2 199 2 155
Кормоуборочные комбайны 2 367 1 130 1 077 986 910 849 767 707 715 677
Плуги 11 040 5 084 4 751 4 576 4 075 3 805 3 325 3 041 2 910 2 829
Культиваторы 12 467 4 459 4 221 3 854 3 647 3 297 2 888 2 847 2 753 2 605
Сеялки 9 757 4 143 4 001 3 865 3 568 3 281 2 930 2 739 2 635 2 484
Косилки 5 366 2 346 2 325 2 197 2 044 1 873 1 686 1 490 1 510 1455
Пресс-подборщики 2 152 1 400 1280 1265 1214 1 167 1 050 1 026 1 014 1 006
Динамика количества приобретенной и списанной техники в сельскохозяйственных организациях Нижегородской обл. в 2002—2009гг., ед
Наименование 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Тракторы, приобретено 150 151 212 362 254 402 517 264
Тракторы, списано 1133 787 991 670 724 814 576 475
Грузовые автомобили, приобретено 47 71 95 177 122 210 234 126
Грузовые автомобили, списано 1193 476 562 596 592 607 342 298
Зерноуборочные комбайны, приобретено 89 85 128 250 194 175 173 139
Зерноуборочные комбайны, списано 185 188 318 297 259 277 191 142
Кормоуборочные комбайны, приобретено 35 27 49 48 64 55 83 34
Зерноуборочные комбайны, списано 88 78 98 55 95 79 48 45
Плуги, приобретено 48 47 65 118 68 82 79 38
Плуги, списано 381 228 262 194 233 270 144 110
Культиваторы, приобретено 50 41 111 229 168 158 169 46
Культиваторы, списано 318 261 254 290 237 253 142 131
Сеялки, приобретено 57 53 121 261 173 160 179 45
Сеялки, списано 199 199 270 274 243 268 160 161
Косилки, приобретено 50 50 82 77 107 72 82 37
Косилки,списано 71 129 151 124 127 174 80 78
Пресс-подборщики, приобретено 53 71 65 69 69 60 66 27
Пресс-подборщики, списано 173 105 69 58 77 79 44 25
приобретают технику самостоятельно по очень высоким ценам, во многих сельскохозяйственных организациях новых тракторов и комбайнов нет уже многие годы.
За рассматриваемый период количество списанной техники в два и более раз превосходит число приобретаемой. Дефицит тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники непосредственным образом указывает на ее рациональное использование в пространстве и времени. Ситуация сложилась так, что в разных хозяйствах имеется нехватка разной техники. Где-то требуется большее количество колесных тракторов, а где-то, наоборот, гусеничных. В одних хозяйствах дефицит зерноуборочных комбайнов, в других — кормоуборочных.
Все это говорит о том, что в сложившихся условиях сельскохозяйственным организациям необходимо объединяться для наиболее эффективного ведения механизированных работ.
В странах Западной Европы и США основу сельскохозяйственного производства составляют семейные фермы. Фермеры приобретают весь набор машин, необходимый для механизированного и автоматизированного производства сельскохозяйственной продукции.
Производительность многих современных машин такова, что их необходимая сезонная загрузка превышает размеры не только мелких, но и средних ферм. В то же время их цены измеряются десятками и сотнями тысяч долларов и имеют тенденцию к росту, увеличивая (через амортизацию) себестоимость продукции. Все это вынуждает фермеров искать пути повышения загрузки машин (тем самым снижая удельные амортизационные отчисления себестоимости единицы продукции) через совместное их использование.
Рядом живущие фермеры договариваются о создании машинного ринга. Они сообщают друг другу о том, какие у них на фермах имеются не
полностью загруженные машины и в какое время они могли бы выполнять на них работы для других. Каждый из фермеров — членов машинного ринга нанимает коллег, и те на своих машинах выполняют необходимую работу. Возникает как бы круговая помощь (отсюда и название «ринг» — круг, кольцо). Более точное согласование сроков и контроль за выполнением работ осуществляются через диспетчерскую машинного ринга.
Целесообразность такого варианта организации использования техники, особенно дорогой, высокопроизводительной, специализированной, очевидна. Фермерам—членам машинного ринга уже не обязательно иметь полный набор техники, это экономит финансовые средства, снижает амортизационные отчисления и себестоимость продукции.
В Швеции аналогичная организационная форма совместного использования техники получила название «машинные списки». Организация и сущность работы те же, что и в машинных рингах. В них участвуют примерно 25 % шведских фермеров.
Во Франции объединяются в кружки по обмену техникой. Юридической формой такого объединения является ассоциация, которая не преследует цели получения прибыли. Ее юридический статус определяется специальным законом. Небольшие взносы фермеров и комиссионные взносы в размере 1—2% от суммы оплаты стоимости использования машины расходуются на компенсацию информационно-организационных затрат.
Выгоды такого сотрудничества очевидны. Одни фермеры получают возможность быстро найти недостающую машину для непродолжительной работы. Другие, напротив, могут сдать в прокат временно не нужную в собственном хозяйстве технику и сократить тем самым затраты на ее приобретение и содержание.
Товарищества по совместному использованию техники (машинные кружки) получили распространение в Австрии, где 176 товариществ объединили 64,5 тыс. фермеров. В Бразилии имеется 550 товариществ с более чем 10 тыс. членов. В Люксембурге объединенные в товарищества крестьяне обрабатывают 87 % сельскохозяйственных земель.
Подобные машинные товарищества по обмену техникой получили широкое распространение во многих других странах Западной Европы и в Японии.
Важнейшим отличием и преимуществом межфермерской кооперации при использовании сельскохозяйственной техники в зарубежных странах является ее некоммерческий характер.
Главная цель объединения — улучшение использования машин. Экономическая заинтересованность при этом определяется ростом доходов фермера от основного производства. Главными преимуществами совместного использования техники являются снижение потребности в машинах и затрат на ее приобретение и эксплуатацию, сокращение сроков проведения работ.
Как показал опыт, дая отечественного сельскохозяйственного производства одними из наиболее приемлемых объединений подобного типа являются машинно-технологические станции (МТС), хотя основная часть их еще находится на стадии становления и обустройства. Приемы, методы и показатели работы машинно-технологических станций представляютис-ключительный интерес и могут быть положены в основу нового направления технического перевооружения современного сельскохозяйственного производства.
Машинно-технологические станции — это предприятия, созданные для технической и организационной помощи предприятиям (постановление Правительства РФ от 04.02.1997 № 127 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных производителей»), К функциональным обязанностям станций относятся:
— техническое обслуживание и ремонт сельхозтехники;
— выполнение сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка, внесение удобрений, погру-зочно-разгрузочные работы, агромелиоративные и другие работы);
— первичная переработка сельхозпродуктов и их хранение.
Объективная необходимость создания предприятий типа МТС возникает там, где производители сельскохозяйственной продукции бывают не в состоянии самостоятельно справиться со всем объемом как полевых работ, так и работ по обслуживаю соответствующей техники.
Система МТС доказала свою целесообразность исторически. Созданная в период коллективизации сельского хозяйства, она успешно функционирова-ладо 1958 г. и сыграларешающую роль в развитии сельского хозяйства страны, в том числе при освоении целинных земель. Концентрация техники, кадров механизаторов и специалистов в системе МТС позволила существенно повысить эффективность машиноиспользования и на этой основе поднять производство сельхозпродукции.
В настоящее время имеется необходимость освоить передовой опыт развития и улучшения про-
изводственно-технологическои деятельности МТС ряда регионов России: Белгородской, Калужской, Ростовской, Воронежской, Новосибирской обл., Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Краснодарского и Ставропольского краев.
Наиболее перспективными, какпоказал опытмногихрегионов, являются МТС двух моделей:
— в составе агропромышленных предприятий (агрофирм, агрокомбинатов и т.п.), выполняющих полный цикл производства продукции;
— на подряде, выполняющие работы по заказам сельскохозяйственных товаропроизводителей и подкрепленные реальной экономической поддержкой со стороны регионального бюджета.
С точки зрения автора, каждая из моделей имеет право на существование. Поскольку в Нижегородской обл. практически отсутствует современный опыт функционирования МТС, целесообразно создавать их в форме сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива.
По мнению автора, одной из моделей МТС может стать кооператив, структура которого раскрыта на рисунке. Согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» членами сельскохозяйственного потребительского кооператива могут стать как юридические, так и (или) физические лица. Предполагается оформлять членство в кооперативе у сельскохозяйственных организаций за единицу, а фермерам и подсобным личным хозяйствам — согласно условному количествучеловек.
Очередность выполняемых работ, если таковая имеется, следует проводить согласно объему паевого вклада, но не более установленного общим собранием временного отрезка.
Оценку проводимых сельскохозяйственных работ следует проводить между членами кооператива согласно нормативам, установленным общим собранием. Например
С = К - Н - Н - А,
Ч ГСМ в '
где С — стоимость одного часа работы на тракторе; К — коэффициент, учитывающий сложность выполняемой работы;
Ягсм — норма расхода горюче-смазочных материалов при выполнении данного вида работ на тракторе данной марки;
Модель сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива на районном уровне
Нв — норма выработки выполняемой операции на тракторе данной марки; А — остаточный ресурс трактора согласно срокам амортизации.
Стоимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту используемой в кооперативе техники предлагаем выполнять пропорционально нормативам по регламентированным работам с учетом часовой тарифной ставки, принятой на общем собрании, с учетом коэффициентов сложности выполняемых работ.
Все нормативы и внутрикооперативные выплаты должны быть четко прописаны в уставе сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива.
Учитывая то, что доход кооператива в целом дробится по членам кооператива, в уставе необходимо прописать стратегию развития, которая была бы направлена на техническую модернизацию производства сельскохозяйственной продукции, а также ремонтных предприятий.
Предложенная модель кооператива позволяет решать производственные вопросы сообща, использовать частную технику на различных предприятиях, а значит — более рационально вести сельскохозяйственное производство.
Список литературы
1. Герасимов В. С. Основные факторы, влияющие на эффективную работу машинно-технологических станций в современных технологических условиях // Машинно-технологическая станция. 2010. № 4.
2. Наличие тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей в Нижегородской области на 1 января 2010 года: статистический бюллетень. Н. Новгород. 2010.