Научная статья на тему 'Создание ресурсных центров как одно из решений проблемы современного рынка труда'

Создание ресурсных центров как одно из решений проблемы современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание ресурсных центров как одно из решений проблемы современного рынка труда»

Е. С. Джой

Челябинский государственный педагогический университет

СОЗДАНИЕ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ КАК ОДНО ИЗ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Переход от командно-административной к рыночной модели хозяйства поставил проблему формирования рынка труда. Как известно, рынок представляет собой экономическое пространство, где взаимодействуют продавцы и покупатели. В данном случае в качестве товара выступает труд, цена на который устанавливается под влиянием спроса и предложения. Спрос на труд предъявляют фирмы (работодатели), имеющие свободные рабочие места. Предложение труда идет от временно незанятых работников. Вследствие низкого спроса растет безработица. Уровень безработицы, ее динамика в разных странах существенно различаются.

Увеличение безработицы в 1990-х годах явилось прямым следствием экономического кризиса. Численность безработных выросла с 3,6 млн чел., в 1992 г. до 8,5 млн в 2000 г., а их доля в составе экономически активного населения — с 4,7 до 11,6%. В России не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике безработицы. Ее рост был медленным и постепенным», и лишь на шестом году рыночных реформ она перешагнула десятипроцентный рубеж, достигнув того уровня, который установился в большинстве других постсоциалистических стран уже после возобновления экономического роста (только Чехия и Румыния на протяжении большей части 1990-х годов демонстрировали более низкие показатели, чем Россия) [6 ,15].

Но стоило российской экономике вступить в фазу оживления, как показатели безработицы стремительно пошли вниз, уменьшившись более чем в полтора раза,— с максимальной отметки 14,6%, зафиксированной в начале 1999 г., до 7,5% в середине 2002 г. Таких темпов сокращения безработицы не знала ни одна другая переходная экономика [2].

С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишки рабочей силы. Так, за период 1991-1996 гг. предприятиями и организациями в нашей области было высвобождено в общей сложности свыше 125 тыс. человек.

В настоящее время уровень безработицы по Челябинской области равен 1,36%, в некоторых районах он достигает 8-11%. С целью поиска работы в центр занятости населения Челябинской области в январе—мае 2004 г. обратилось 54 416 чел., что на 11,3% больше, чем за данный период 2003 г.

В числе признанных безработными:

представители рабочих профессий — 58,7%

служащие — 23,4%;

впервые ищущие работу — 17,9%;

женщины — 59,8%;

выпускники — 6,2%;

высвобожденные работники — 12,9%.

Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем по области составляет 2,2 человека на одну вакансию, против 2,4 в прошлом году. На самом деле размеры безработицы значительно выше, поскольку данная цифра не учитывает так называемой скрытой безработицы. Речь идет о людях, которые не по своей воле работают неполную рабочую неделю, либо находятся в вынужденных отпусках. По оценкам специалистов масштабы такого рода безработицы в 3-5 раз превосходят официально зарегистрированную. Формально эти люди не считаются безработными, но их положение нередко хуже, чем у официальных безработных, так как заработная плата у них часто меньше пособия по безработице и выдается нерегулярно. Для характеристики ситуации в данном случае

хорошо подходит пословица «хорошо там, где нас нет». Дело в том, что все вакансии можно условно разделить на «плохие» и «хорошие» рабочие места. В качестве критериев оценки рабочего места можно взять такие, как уровень оплаты труда, перспективы продвижения по службе, наличие или отсутствие элементов творчества, степень престижности.

Рынок «хороших» мест, как правило, носит закрытый характер, и доступ к нему для большинства безработных ограничен. Он заполняется посредством конкурсного отбора по деловым качествам, путем продвижения по службе внутри организации и довольно часто по неписаным правилам: рекомендация, протекция, знакомство. В этом легко убедиться, если попытаться устроиться на работу в престижную организацию, например, в банк.

Рынок «плохих» рабочих мест имеет открытый характер, поскольку именно они освобождаются в первую очередь. Большинство вакансий, о которых предприятия дают сведения в службу занятости, относятся к этой категории рабочих мест. Например, на начало 1995 г. в областном центре занятости имелись сведения о 7000 вакантных мест. Анализ показал, что вакансий мало или вообще нет в отраслях, где уровень оплаты достаточно высок. Наоборот, там, где уровень оплаты низок, их много. Так, машиностроение, где оплата труда ниже среднего уровня, по количеству вакансий занимает лидирующее положение.

Среди безработных — 66% женщины. Около 40% безработных женщин имеют среднее специальное и высшее образование. Однако сам по себе высокий образовательный уровень не гарантирует стабильной занятости, если он не увязан с конкретными потребностями производства.

Ситуация на молодежном рынке труда еще более драматична. Доля молодежи, в составе безработных очень велика: каждый третий безработный — в возрасте до 30 лет. Свыше 10% от общего количества безработных — это выпускники различных типов учебных заведений: школ, вузов, техникумов. Цифры официальной статистики о доле молодежи в составе безработных занижены, поскольку не берут в расчет незанятых среди подростков, окончивших основную школу и отчисленных из учебных заведений. Дело в том, что служба занятости ставит на учет в качестве безработных лиц, достигших 16-летнего возраста. В то же время, в соответствии с законом РФ «Об образовании» требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному лицу, сохраняет силу по достижению им пятнадцатилетнего возраста. Сегодня сотни тысяч подростков не идут в 10 класс и довольно часто оказываются вне стен учебного заведения и вне производства. Размеры этой незанятости очень внушительны. В выступлении перед Государственной думой 14 июня 1994 г. министр образования РФ Е.В. Ткаченко назвал цифру — 1 млн человек. Более точную цифру назвать сложно, поскольку никто не ведет и не публикует подобную статистику.

Конкурентная способность этой части молодежи на рынке труда находится на самой низкой отметке из-за отсутствия профессиональной подготовки. Складывается ненормальная ситуация: общество отказывает в государственной поддержке значительной части молодежи именно тогда, когда она в ней больше всего нуждается.

К сожалению, острота этой проблемы до сих пор должным образом не осознана обществом и не нашла адекватного отражения в законодательных актах и правительственных документах. Растет нехватка квалифицированных кадров. Школы, по сути дела, поставляют на рынок труда все новых безработных. Ежегодно средние общеобразовательные школы заканчивают около 50 тыс. человек. В то же время во многих городах и районах области очень мало или вообще нет свободных рабочих мест. Наибольшее число вакансий было в Челябинске в 1954 г. В городах и районах, где уровень безработицы значительно выше среднего, картина иная. На 1 июля 2004 г., по данным областного

центра занятости, численность безработных составила 24 342 чел.; в Карабаше — 7,6%, в Нязепетровском районе — 10,95%, Кусинском районе — 8,93%, Катав-Ивановске — 10,42%, в Магнитогорске — 0,88%, в Миассе — 0,98%, в Челябинске — 0,84% (4417 чел.). Наименьший процент безработица составляет в Увельском, Кизильском, Со-сновском и Нагайбакском районах.

В этих условиях очень важно поддерживать тесные контакты между школами и центрами занятости населения, чтобы своевременно ориентировать выпускников на профессии, пользующиеся спросом, и давать информацию о профессиях, по которым есть избыток кадров. Работодатели часто предъявляют более высокие требования к уровню квалификации, чем тот уровень, который есть у работника. Необходима программа подготовки рабочих такого уровня и такой квалификации, при реализации которой центрам занятости не потребуется тратить деньги на переподготовку кадров. Становление конкурентной среды российской экономики, новые производственные и информационные технологии поставили задачу подготовки кадров рабочих более высокой квалификации, чем сейчас в основной массе выпускают наши ПТУ и профессиональные лицеи. В то время, когда рынку необходимы специалисты высокого 5-6 разряда, мы продолжаем готовить рабочих 3-го, а впоследствии центры занятости тратят деньги на их переобучение.

В настоящее время встает вопрос о рациональности затрат, осуществляемых центрами занятости на переподготовку специалистов.

Начальное и среднее профессиональное образование России в 2004-2005 гг. проходит важный этап регионализации. С 1 января 2005 г. в введение субъектов Российской Федерации перешло 94 % учреждений начального и 55 % учреждений среднего профессионального образования. В связи с этим и с учетом введения в старшей школе профильного обучения в ближайшие два года, начиная с 2006 г., предстоит разработать и ввести новые стандарты начального профессионального образования, которые должны:

- во-первых, больше времени предусматривать на практическую подготовку учащихся учреждений начального профессионального образования (НПО), обеспечив подготовку рабочих 4-5 разряда взамен сегодняшнего выпуска в основной массе рабочих 3-го разряда;

- во-вторых, сохранить общеобразовательную подготовку для пришедших учиться на базе 9 классов, но притом, что общеобразовательная программа для абсолютного большинства учащихся не будет соответствовать программе углубленного профильного обучения старшей ступени школы;

- в третьих, предусмотреть в учреждениях НПО возможность получения полного среднего образования для тех, кто хочет и способен освоить одновременно с профессиональной подготовкой также и общеобразовательную программу профильного обучения старшей ступени школы [1].

Одним из условий эффективности управления профессиональным образованием является привлечение необходимых ресурсов. Ключевым и на сегодняшний день нерешенным остается вопрос создания реальных экономических, налоговых механизмов стимулирования социального партнерства учреждений профессионального образования и предприятий различных форм собственности.

В связи с этим предстоит оценить возможности привлечения внебюджетных средств от платного образования в вузы техникумы и колледжи, проанализировать роль и масштабы негосударственного сектора высшего образования [5, 6].

Главное, на что нужно обратить внимание для определения перспективности профессии,— это соотношение спроса и предложения на рынке труда. Спрос существенно превышает предложения по таким профессиям, как газоэлектросварщик, каменщик, штукатур, маляр, слесарь механосборочных работ, оператор котельных установок и т.д. Спрос на такие профессии как бухгалтер, экономист уже насыщен, и, судя по соотношению

спроса и предложения, на сегодняшний день существует перепроизводство специалистов данных профессий.

На основании этих данных по существующим вакансиям специалисты областного центра занятости населения предложили перечень профессий, который может быть использован в качестве ориентира для профподготовки и профессиональной ориентации в настоящее время:

1) по заявкам действующих или вновь созданных предприятий:

газоэлектросварщик оператор котельных установок, каменщик, штукатур, маляр,

слесарь, механосборочных работ, токарь, продавец-кассир, товаровед, медсестра;

2) перспективные профессии:

банковский служащий, дизайнер, менеджер, налоговый инспектор, брокер, секретарь-референт.

3) для индивидуальной трудовой деятельности, форм надомного труда:

владелец частного предприятия, фермер, хозяйка усадьбы, гувернер, домашний парикмахер, вышивальщица, домашний кулинар, закройщица, мастер по изготовлению и ремонту мебели, мастер по ремонту машин, модистка головных уборов, обувщик, краснодеревщик, скорняк, художник по росписи эмали, фарфора, печник.

Таким образом, ситуация на рынке труда, как в целом по стране, так и в нашей области, складывается напряженно.

Тревожно, что уменьшение объемов производства в ряде отраслей не сопровождается созданием соответствующего количества новых рабочих мест в других отраслях. Возникает необходимость в разработке программ по улучшению инвестиционного климата, в противном случае не удастся предотвратить ускоренный рост безработицы со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями.

Перед регионами встают задачи реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования, оптимизации подготовки нужных для региона кадров. Эти меры необходимо осуществлять не только с позиций наличия или отсутствия ресурсов.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., а также Планом мероприятий Правительства РФ об обеспечении опережающего развития системы НПО такими целями определены управление качеством, доступностью и эффективностью профессионального образования. Основная идея реструктуризации сети учреждений НПО основывается на создании ресурсных центров. Идея реструктуризации состоит в том, что профессиональное образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. М.В. Никитин предлагает следующие понятия и основания для классификации ресурсов как объектов управления [6. С. 7]. Основание для классификации — сферы применения.

Классификация ресурсов как объектов управления:

Человеческие ресурсы. Профессиональная карьера. Квалификация персонала.

Собственность, имущество, способ реализации прав собственности.

Оборудование, инструмент, материалы, запасы, продукция.

Источники финансирования, капитал, инвестиции.

Технологии, инновации как товар.

Ценности, моральные, этические нормы профессиональной и корпоративной деятельности.

Информация. Связи. Маркетинг. Менеджмент некоммерческой организации.

Инфраструктура как обслуживание интересов.

Определения ведущих понятий:

- ресурсный центр (в широком смысле) — это форма объединения, интеграции и

концентрации ресурсов от различных собственников (правительства, работодателей, образовательных организаций, физических лиц). Ресурсный центр (отраслевой комплекс, центр коллективного пользования, базовый колледж, профессиональный лицей, учебное объединение и т.п.) создается собственником (учредителем) ресурсов на инициативной основе, как правило, на базе наиболее перспективного государственного учреждения профессионального образования, объединяя, присоединяя ресурсы других образовательных учреждений;

- ресурсный центр учреждения начального профессионального образования (в узком смысле) — создается на базе наиболее перспективного профессионального лицея (училища), имеющего опыт экспериментальной деятельности, целью деятельности которого является предоставление обновленной материальной базы для обучения учащихся других однопрофильных учреждений НПО и профильного обучения учащихся школ. Ресурсный центр создается за счет концентрации финансовых и материальных ресурсов из государственного источника без образования нового юридического лица;

- ресурсный центр как структурное подразделение учреждения начального профессионального образования — профильная организационная структура (учебный полигон, учебное хозяйство, мастерская, лаборатория, учебная фирма, филиал и др.) по концентрации ресурсов определенного вида.

Анализ современного состояния организационных структур позволяет сформулировать следующие базовые принципы создания и функционирования ресурсных центров профессионального образования:

а) концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собствен-ников-соучредителей для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и повышения качества рабочей силы;

б) сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам на основе выбора образовательной программы, вида профессиональной деятельности, способа обучения и механизма софинансирования образовательной потребности. Таким образом, обучение может происходить где и когда угодно потребителю;

в) корпоратизация управления ресурсным центром на основе овладения руководителями методами бизнес-менеджмента, которые стимулируют переход от директивных отношений к договорным;

г) непрерывность профессионального обучения на основе определения экономической и образовательной эффективности дополнительных образовательных программ, что впервые позволит объединить обучающихся различных возрастных групп, но изучающих один вид профессиональной деятельности.

По формам собственности ресурсные центры могут быть государственными, муниципальными, частными и иными. По отношению к прибыли ресурсный центр это некоммерческая образовательная организация. По своим размерам ресурсные центры группируются на крупные (более 1000 обучающихся), средние (500—1000 обучающихся), малые (20—500 обучающихся).

Доминирующие причины и тенденции создания ресурсных центров

Проведенный анализ позволил определить комплекс причин и доминирующие тенденции создания ресурсных центров:

а) моральный и физический износ учебно-лабораторного оборудования, инструмента, расходных материалов, отсутствие базы для подготовки высококвалифицированных кадров по освоению современных технологий;

б) состояние федерального, регионального и местного бюджетов не дают возможности провести полное переоснащение материально-технической базы действующей сети УНПО, а выделенные финансовые средства федерального бюджета на эти цели составили в пересчете на одно УНПО с 2001 по 2003 г.— 110 тыс. р.;

в) недостаточность собственных доходов УНПО от внебюджетной деятельности для

обновления оборудования (в пересчете на одно УНПО они составили 10,0 тыс. р.);

г) переход к новым технологиям и борьба за конкурентоспособность продукции мотивирует работодателей вкладывать значительные средства в обновление собственных основных фондов, что порождает и усиливает разрыв между потребностями современного производства в высококвалифицированных кадрах и реальными возможностями УНПО по их удовлетворению;

д) стимулирование реальных конкурентных отношений между уровнями профессионального образования (начального, среднего, высшего и дополнительного) за привлечение различных потоков и контингентов обучающихся, а следовательно, финансовых и материальных ресурсов: на основе принципа «деньги следуют за учеником». Кто заказчик кадров — тот и инвестор;

ж) отсутствие управленческих компетенций у руководителей учреждений профессионального образования, достаточных для выполнения менеджерских функций в условиях конкуренции за все виды ресурсов;

з) переход старшей общеобразовательной школы на профильное обучение, где ресурсные центры призваны предоставлять учащимися возможность выбора вида будущей профессиональной деятельности [6. С. 47].

Список литературы

1. Приказ Минобразования РФ от 15.09.99 г. №06.51.6/ин 17.06 «Об экономике образовательных учреждений НПО» (Правовая система «Гарант»).

2. Александрова Т.Л., Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и Германии. Екатеринбург, 1996.

3. Глазунов А. Т., Никитин М.В. Особенности организации внебюджетной деятельности в НПО: Регион, учебное заведение - Инновации в российском образовании. М., 2000.

4. Гринько В. С. Собственность, соучредительство, финансирование учебных заведений // Проф. образование. 1997. № 11. С. 13-15.

5. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: [ Сб. ст.]. М.: ОГИ: Либерал. миссия, 2003.

6. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Моногр. М.: АПО, 2001.

В.Р. Салыев

Уральский социально-экономический институт,

г. Челябинск

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

Анализируя данные Госкомстата за прошедший период, можно сказать, что 2003 г. был годом быстрого экономического роста. Сохранилось активное сальдо по всем основным макроэкономическим счетам России, существенно увеличилось внутреннее реальное накопление капитала, а рост охватил практически все регионы и сектора.

Официальные данные о структуре ВВП России озадачивают. Статистические данные Госкомстата показывают, что экономика России является постиндустриальной: объем производства услуг (60 %) превышает объем производства товаров (40 %). Более того, в этой ориентированной на услуги экономике преобладают рыночные услуги (50 %), превосходящие нерыночный (государственный) сектор (10 %) на большую величину, чем можно было бы судить на основании данных о занятости. Из-за этого, в свою оче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.