Научная статья на тему 'Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона'

Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Е. А.

Рассматриваются конкурентные преимущества и недостатки промышленных кластеров Самарской области как внутренних точек роста валового внутреннего продукта региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTING UP INDUSTRIAL CLUSTERS AND INCREASING THE COMPETITIVE ABIBITY OF SAMARA REGION

The paper deals with competitive advantages and weaknesses of industrial clusters of Samara region as points of growth of the region's gross domestic product.

Текст научной работы на тему «Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона»

ББК У9(2Р-4С2М)0-18

СОЗДАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САМАРСКОГО РЕГИОНА

© 2006 Е. А. Савельева

Международный институт рынка, г. Самара

Рассматриваются конкурентные преимущества и недостатки промышленных кластеров Самарской области как внутренних точек роста валового внутреннего продукта региона.

В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Созданный с целью решения указанной проблемы Совет по национальной конкурентоспособности в качестве своей миссии определил: «Обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ РФ через увеличение конкурентоспособности ее регионов, муниципальных образований и предприятий на внутреннем и международном рынках с целью достижения постоянно растущего уровня жизни и процветания ее граждан». Реализация главной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Задачей Проекта является разработка плана конкретных действий для повышения конкурентоспособности ключевых секторов экономики регионов, в первую очередь, по-

средством создания и развития кластеров. Цель стратегии развития кластерных инициатив - идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособно -сти и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа ко -торой - конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено - конкурентоспособность регионов (рис. 1).

Самарская область активно участвует в процессе формирования кластерной экономики. Аспекты кластерного подхода учитывались в «Основных направлениях экономической и социальной политики Самарской области на 2004-2008 гг.» и Программе «Инновации - Производство - Рынок» на 2003-

2006 гг. Губернатор Самарской области отмечает возможность создания промышленных кластеров в таких динамично развивающихся отраслях, как химия и нефтехимия, машиностроение, автомобилестроение, аэрокосмический комплекс, пищевая промышленность, нефтедобыча, металлургия [1]. В то же время исследования Поволжского отделения Российской инженерной академии показали, что именно автомобилестроение, космический и авиационный секторы России относятся к отраслям-звездам [2]. Следовательно, эти направления имеют наибольший потенциал развития, особенно с учетом его ярко выраженного инновационного характера. Существование Поволжского автомобильного и Самарского космического кластеров призна-

но на самом высоком уровне. Невозможно отрицать и объективные предпосылки для создания авиационного промышленного кластера, формирование которого - вопрос самого ближайшего будущего.

Таким образом, Самарская область имеет как минимум три внутренние точки роста рынка, служащие базой для конкуренции эко -номики региона. Указанные кластеры можно определить как инновационные, причем наблюдается трансферт инноваций, как правило, в направлении «космический сектор -авиационный сектор - автомобилестроение».

В работах [3, 4] описана типовая структура кластера. Применив ее в промышленности, получим более развернутую кластерную структуру (рис. 2). Представленная структу-

Рис. 2. Структура промышленного кластера 151

ра должна быть способной к трансформации, наглядной, универсальной в применении, способствующей продвижению инноваций.

Координирующий центр является основным органом управления кластером. В его функции входит:

- разработка стратегических планов развития;

- обеспечение взаимодействия участников в рамках сферы влияния Центра;

- взаимодействие с органами власти. Применим предложенную структуру к

космическому кластеру Самарской области (рис. 3).

Конкурентные преимущества космического кластера представляют собой резуль-

Органы власти Самарской области

Координирующий центр

Т

тат присутствия в регионе Самарского государственного аэрокосмического университета, научно-исследовательских институтов, центров, конструкторских бюро, технопарков, венчурных компаний и фондов, активно ведущих инновационную деятельность. Важную роль играет наличие местных поставщиков материалов, оборудования, оснастки и инструмента, конкурентоспособных на российском и мировом уровнях.

Структуры авиационного и автомобильного кластеров будут аналогичными. Основные отличия сосредоточатся в блоках «ключевые товары» и «производство комплектующих» (рис. 4, 5).

Конкурентные преимущества авиационного кластера сосредоточены в областях подготовки квалифицированных кадров, научных исследованиях и инновациях, устойчивых позициях региональных поставщиков

Производство основных ко мплект ующ их

Планеры Авиационные двигатели Элементы авионики Материалы для планеров и авиадвигателей Подшипники Аэродромное оборудование Приборы управления двигателем и планером Авиационная арматура Г орюче-смазочные материалы^

Рис. 4. Элементы авиационного кластера Самарской области

Производство основных комплектующих

Автомобильные двигатели Кузова Стартеры Генераторы Резинотехнические изделия Автомобильные провода Элементы ходовой части Коробка передач Аккумуляторные батареи Система охлаждения двигателя Автомобильные сиденья Глушители Воздушные и масляные фильтры Отопители Пластмассовые детали и сборочные узлы Подшипники Горюче-смазочные материалы

оборудования и комплектующих на внешних рынках.

По мнению экспертов, к недостаткам космического и авиационного промышленных кластеров можно отнести слабую конкуренцию в поддерживающих отраслях на региональном рынке, что снижает скорость внедрения инноваций и модернизацию, вероятность приобретения нового опыта и появления новых участников. Важной особенностью данных кластеров является отсутствие спроса внутри региона, что обусловлено объективными причинами. Высокотехно-логичность продукции, единичность ее про-

изводства и, самое главное, высокая сто -имость исключают существование устойчивого внутреннего спроса, что не снижает конкурентоспособности кластеров в целом, с учетом наличия сформированных каналов сбыта на российском и мировом рынках.

В автомобильном кластере присутству -ет более широкий перечень поставщиков оборудования и комплектующих, сильнее региональная конкуренция между ними. Аналогичны конкурентные преимущества в областях подготовки специалистов, исследованиях и инновациях. Важным элементом конкурентоспособности этого промышленного

Оснастка Инструмент Ракетные двигатели Системы автоматического управления Материалы для корпусов и ракетных двигателей Элементы пусковых устройств Ракетная арматура Горюче-смазочные материалы

Агрегаты

двигателя

Ресурсы Услуги Инновации ^Металлообрабатывающее оборудование Подшипники

Оснастка Инструмент Планеры Авиадвигатели Элементы авионики Материалы для планеров и авиадвигателей Аэродромное оборудование Приборы управления Авиационная арматура Горюче-смазочные

Двигатели \ материалы

для малой

авиации

Оснастка Инструмент Автодвигатели Кузова Стартеры Г енераторы Резинотехнические изделия Автопровода Элементы ходовой части Коробка передач Аккумуляторы Системы охлаждения Автосидения Глушители Отопители Фильтры Автопластмасса Горюче-смазочные материалы

Автомобильный кластер

кластера является наличие устойчивого спроса на ключевые товары внутри региона. Тем не менее, низкая конкурентоспособность под -держивающих отраслей на мировом уровне обусловливает ее снижение и для ключевых товаров.

Общей негативной чертой для трех промышленных комплексов является отсутствие региональной конкуренции среди производителей ключевых товаров. В авиационном и космическом кластерах по одному ключевому предприятию: ОАО «Авиакор - Авиационный завод» и ГНП РКЦ «ЦСКБ - Прогресс», соответственно. В автомобильном кластере производителей ключевых товаров несколько: ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО СП «ОМ -АвтоВАЗ» и ЗАО «РосЛада», но их продукция находится в разных ценовых категориях и предназначена для разных потребительских сегментов рынка.

Результаты исследований структур рассматриваемых промышленных кластеров позволили выявить их пересечение (рис. 6).

В [3] отмечаются значительные дополнительные импульсы, сообщаемые развитию промышленных комплексов при их пересечении. В зоне пересечения сталкиваются различные идеи, опыт и технологии, характерные для разных кластеров, взаимодействие которых приводит к возникновению новых направлений бизнеса. Снижается барьер для

входа в бизнес, поскольку возможности такого вхождения обеспечиваются сразу по нескольким направлениям. Различие в познаниях обеспечивает дополнительный стимул инновациям.

Из рис. 6 следует, что тройное наложение структур наблюдается в областях производства специализированного оборудования, незначительного числа комплектующих, поставки ресурсов, предоставления услуг и инновационной деятельности. С учетом специфики рассматриваемых кластеров, наукоем-кости и технологичности входящих в них отраслей можно отметить, что развитие данных промышленных комплексов будет основано именно на инновационной составляющей.

Список литературы

1. http://old.samara.ru/paper/41/4946/ 88569/

2. Хасаев Р. Г., Михеев М. В., Уманский М. И. Кластер как современный инструмент повышения конкурентоспособности региона. Через партнерство - к будущему // Компас промышленной реструктуризации. - 2004. №1. - С. 20-25.

3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ.

- М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

4. Портер М. Конкурентные преимущества наций / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

SETTING UP INDUSTRIAL CLUSTERS AND INCREASING THE COMPETITIVE ABIBITY OF SAMARA REGION

© 2006 Ye. A. Savelievа

International Market Institute, Samara

The paper deals with competitive advantages and weaknesses of industrial clusters of Samara region as points of growth of the region’s gross domestic product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.