РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
(НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
С.И. Морозов,
губернатор, председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук progress-neva-gr@cubio.ru
В статье проанализировано содержание кластерной политики региона и описана методика определения кластеров, применяющаяся в Ульяновской области.
Ключевые слова: кластеры, инновации, регион, кластерная политика.
УДК 338.24 ББК 65.9
Конкурентоспособность региона как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью условий, включающих наличие в регионе конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, а также способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентных преимуществ. Создание кластеров в регионе является одним из эффективных механизмов повышения его конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития.
В современной хозяйственной практике промышленный кластер рассматривается как группа географически соседствующих и тесно взаимосвязанных компаний, действующих в определённой сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом [1, 2].
Процесс формирования промышленных кластеров не является стихийным. Чтобы кластеризация была эффективной и обеспечивала повышение конкурентоспособности региона, необходима разработка и реализация региональной кластерной политики, под которой мы понимаем систему государственных мер и механизмов поддержки, формирования и развития кластеров, способствующих повышению конкурентоспособности региона и предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.
Инновационная составляющая промышленной кластеризации является важнейшей с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предприятий, входящих в кластер, а также самого кластера и региона в целом.
Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера. Этот потенциал связан с географически близким расположением участников. Он расширяет доступ к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам. Это позволяет снижать транзакционные издержки и обеспечивать формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;
получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки [3].
На первом этапе формирования кластерной политики региона необходимо определить наличие потенциальных кластеров или объективных предпосылок для их формирования. Для этого могут использоваться следующие методы:
— использование коэффициентов локализации;
— использование межотраслевых балансов;
— анализ связей между компаниями и отраслями хозяйства;
— метод фокус-групп;
— метод экспертных оценок.
Наиболее распространенным методом выявления кластеров в регионе является метод, использующий коэффициенты локализации.
Под коэффициентом локализации (КЛ) понимается соотношение удельных весов занятости населения в определенных отраслях промышленности [2]. Например, удельный вес отрасли в совокупной численности занятых в регионе по отношению к удельному весу той же отрасли в общей численности занятых по стране в целом. Таким образом, КЛ, равный единице, означает, что данный регион имеет тот же удельный вес отрасли по показателю занятости, что и государство в целом. Коэффициент локализации, превышающий единицу (обычно, начиная с порогового значения 1,25), означает, что можно говорить о начале специализации региона на данной конкретной хозяйственной отрасли.
В качестве недостатка использования для определения кластеров показателей коэффициентов локализации следует отметить тот факт, что данный метод анализа является сугубо отраслевым и не позволяет судить о взаимосвязи и взаимозависимости различных отраслей и секторов экономики, а значит, он должен быть дополнен другими методами кластерного анализа. Одним из таких альтернативных методов является метод межотраслевых балансов, с помощью которого можно определить доминирование в регионе нескольких взаимосвязанных отраслей и выявить межотраслевые связи. Для этого используются так называемые матрицы межотраслевых потоков продукции.
В развитых зарубежных странах в основу методологии межотраслевых балансов часто кладутся матрицы инновационного взаимодействия, а не матрицы межотраслевых потоков продукции. Инновационные матрицы описывают потоки инноваций между их производителями и потребителями. Принципиальным преимуществом инновационных матриц является то, что они отражают действительную инновационную взаимозависимость и взаимодействие отраслей. Недостатком таких матриц являются высокие издержки по сбору информации и статистических данных, а также сложности с концептуальным обоснованием проводимых обследований [1,2].
Регионы используют и собственные подходы для выявления кластеров, в том числе основанные на показателях концентрации, масштабов производства, наличия производственных и технологических цепочек и так далее. В любом случае важно определить логику формирования компаний в единый кластер, что может происходить на базе производства общих товаров, использования похожих производственных процессов, общих цепочек добавленной стоимости, ключевых технологий, требований к уровню квалификации рабочей силы или близости к природным ресурсам.
Так, в Ульяновской области Российской Федерации в дополнение к описанным методикам для выявления кластеров используются три критерия: вклад в ВРП и уровень занятости; конкурентоспособность производимой кластером продукции (продукция кластера должна присутствовать на региональном, национальном и мировом рынках сбыта); темпы роста рынка сбыта (целевые рынки должны быть растущими и динамичными).
Итак, для того, чтобы быть конкурентоспособными современные промышленные кластеры должны обладать следующими свойствами:
— строиться на основе современной технической, транспортной, технологической и экономической инфраструктуры;
— объединять НИОКР, производство продукции и ее наиболее важные компоненты, а также продвижение и сбыт;
— иметь высокий инновационный потенциал;
— строиться на принципах государственно-частного партнерства;
— пользоваться поддержкой государства, реализующейся на основе эффективной кластерной политики, связанной со стратегическим планированием развития региона;
— обеспечивать положительный социальный эффект и, соответственно, социальную поддержку в регионе.
На первом этапе на основе статистических показателей рассчитываются количественные показатели, отражающие конкурентную способность отраслей в регионе и потенциал их кластеризации, в частности, коэффициент локализации промышленного производства, который показывает наличие у региона экономической специализации в рамках отдельных отраслей промышленности (табл. 1).
Те отрасли, где расчётные показатели больше единицы, можно выделить как отрасли рыночной специализации, где создание кластеров возможно и целесообразно. В табл.2 представлена оценка готовности к кластеризации рассмотренных выше отраслей, выполненная с учетом их текущего состояния и перспектив развития.
Рассмотрим потенциал формирования кластеров в промышленности Ульяновской области более подробно.
В результате анализа установлено, что в области имеются предпосылки к формированию трех полноценных кластеров в следующих отраслях промышленности: энергетика, самолетостроение, автомобилестроение
Энергетика
Энергетическая отрасль в полном объеме представлена в Ульяновской области, но ещё более важно то, что, наряду с ба-
зовой отраслью, в области также представлены поддерживающие и родственные отрасли, позволяющие говорить о наличии предпосылок для создания в регионе полноценного кластера. К поддерживающим отраслям относятся: подготовка кадров (прежде всего формирование на базе ОАО «ГНЦ НИИАР» — образовательного центра для специалистов и сотрудников атомных электростанций), научно-исследовательская, финансовая инфраструктура, а также производство электрооборудования, приборостроение, энергомашиностроение. В качестве родственных отраслей можно выделить атомную медицину, альтернативную энергетику, нанотехнологии, коммунальное хозяйство (очистка сточных вод) и т.д.
Ульяновская область производит 3,3 млрд кВт.ч. электроэнергии из 43 млрд кВт. ч., производимых в Приволжском Федеральном округе (ПФО) и занимает пятьдесят первое место по Российской Федерации и десятое из четырнадцати мест в ПФО. Тем не менее, объем производимой электроэнергии не покрывает существующие потребности (4 млрд кВт.ч.), что является сдерживающим фактором для развития экономики региона [4,5]. В связи с этим Правительством Ульяновской области совместно с ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» разрабатывается программа развития энергокомплекса города Ульяновска до 2012 года. Приоритетными задачами в этом направлении являются:
— создание собственных генерирующих мощностей;
— комплексная модернизация энергетических сетей с использованием современных инновационных разработок;
— развитие кадрового обеспечения энергетической отрасли;
— стимулирование снижения потребления энергии за счёт применения современных ресурсосберегающих технологий.
Самолетостроение
Ульяновская область занимает первое место в Российской Федерации по производству гражданских самолётов. В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов — ЗАО «Авиастар-СП». Предприятие способно выпускать более 50 самолётов в год. Оно производит грузоподъёмные самолёты — АН-124 «Руслан», ставшие гордостью российской авиации, а также среднемагистральные пассажирские самолёты ТУ-204.
Развитие кластера самолетостроения в Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках формируемого Правительством Российской Федерации кластера авиационной промышленности. В соответствии со стратегией Объединённой
Таблица 1
Коэффициенты локализации промышленного производства в Ульяновской области
Показатели Ульяновская область Российская Федерация Коэффициент локализации
сумма удельный вес сумма удельный вес
Производство транспортных средств и оборудования, млнруб. 29746,1 0,34 123364,1 0,072 4,7
Производство машин и оборудования 2755,584 0,04 622917,288 0,036 1,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3510 5,2 586500 4,2 1,24
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство 14974 0,17 1711281 0,10 1,7
Таблица 2
Оценка готовности отраслей к кластеризации в Ульяновской области
Виды экономической деятельности Потенциал содействия развитию экономики Ульяновской области Международная и региональная конкурентоспособность Объём необходимых инвестиций Готовность к кластеризации
Сельское хозяйство и переработка Привлекательный Низкая конкурентоспособность Значительный Низкая готовность
Атомная промышленность Очень привлекательный Высокая конкурентоспособность Значительный Высокая готовность
Авиастроение Привлекательный Высокая конкурентоспособность Значительный Высокая готовность
Машиностроение Привлекательный Средняя конкурентоспособность Значительный Средняя готовность
Производство строительных материалов Привлекательны Высокая региональная конкурентоспособность, низкий уровень международной конкурентоспособности Средний Низкая готовность
авиастроительной корпорации (ОАК) на базе ЗАО «Авиастар-СП» должен быть создан Центр специальной транспортной авиации.
Основная конкурентная борьба в сфере авиастроения после создания ОАК переносится на смежные отрасли, обеспечивающие производство самолётов, такие как приборостроение, станкостроение, двигателестроение, развитие конструкторских бюро, подготовка кадрового резерва и другие.
Кроме того, одним из ключевых факторов конкурентоспособности кластера является наличие современной системы продвижения и продаж конечной продукции в лице ОАК, предусматривающей возможность сертификации авиационной продукции по международным нормам и стандартам. В настоящее время на территории Ульяновской области реализуется проект «Строительство завода по сборке самолёта «Ес^е -500». Предпосылки проекта «Ес^е-500» — это «реактивный самолёт за один миллион долларов». Сумма необходимых инвестиций — 5 000 млн рублей.
В настоящее время в регионе практически сформировался авиастроительный кластер с центральной организацией — ЗАО «Авиастар-СП», которая активно участвует в разработке программ подготовки кадров для отрасли совместно с ведущими учреждениями профессионального образования и обладает уникальной научно-технической базой.
В Ульяновской области присутствуют крупные потребители продукции завода — ОАО «Волга-Днепр» и ОАО «Полёт», которые удерживают лидерские позиции в сфере грузовых авиаперевозок не только в России, но и во всём мире. Органы власти оказывают поддержку отечественному авиастроению, что гарантирует финансирование развития отрасли и защиту продукции авиапрома при вступлении в ВТО.
Для развития авиационного кластера в регионе созданы следующие предпосылки:
1. Начата модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса.
2. Создана система эффективного продвижения российской авиатехники на потенциальные рынки, привлечения необходимых для этого ресурсов и управления ими (ОАК).
3. Наличие заказа на производство самолётов ТУ-204/214.
4. Привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов.
5. Развитие системы продаж и финансирование этапов строительства самолётов.
6. Развитие системы послепродажного обслуживания самолетов.
7. Осуществление комплексного плана мероприятий по обеспечению подготовки и переподготовки инженерно-технического персонала и привлечению производственного персонала на предприятия авиационной промышленности.
8. Конкурентоспособность продукции ЗАО «Авиастар-СП» на мировом рынке.
9. Наличие в Ульяновской области авиаперевозчиков, являющихся потребителями продукции ЗАО «Авиастар-СП».
Автомобилестроение
Ведущую позицию в развитии автомобилестроения в Ульяновской области занимает ОАО «УАЗ». За год завод производит более 80 тыс. автомобилей. В настоящее время для изготовления автомобиля УАЗ необходимо 4200 комплектующих, из которых только 712 изделий (17%) делается на предприятиях Ульяновской области. Большинство производителей благодаря активной поддержке органов власти Ульяновской области в направлении привлечения инвестиций проводят модерниза-
цию и расширение производства совместно с иностранными компаниями.
Сложившаяся структура автомобильной промышленности в регионе представлена следующими крупными предприятиями:
ОАО «Автодеталь-Сервис». Для внутреннего и внешнего рынков ОАО «Автодеталь-Сервис» производит запасные части к автомобилям марки «УАЗ», «ГАЗ».
ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» — одно из крупнейших предприятий не только Ульяновской области, но и всего ПФО. Высокая степень автоматизации, механизации, прогрессивная технология позволяют выпускать 1400 наименований готовых изделий.
ООО «Симбирский завод стеклоподъёмников», специализирующееся на выпуске стеклоподъёмников и ряде других деталей для автомобилей отечественного производства «ВАЗ», «УАЗ», «ГАЗ», «ОКА».
ОАО «Ульяновский моторный завод» — предприятие машиностроительного комплекса, которое производит автомобильные двигатели различной модификации для семейства грузовых, пассажирских и многоцелевых автомобилей «ГАЗель» и «УАЗ» [5].
Прочие производители продукции автомобильной промышленности Ульяновской области представлены станкостроительными, приборостроительными и автомобилестроительными компаниями, а также производителями автокомпонентов.
В настоящее время в Ульяновской области имеются проблемы с инфраструктурой, необходимой для обеспечения работы кластера. В частности, слабо развита финансовая инфраструктура, а для развития производства необходимо широкое использование таких инструментов как кредитование и лизинг, что способствовало бы решению проблемы износа основных фондов.
Приоритетными задачами в области формирования полноценного автомобильного кластера в регионе и его развития являются:
— создание современной производственной инфраструктуры;
— предоставление возможности льготного присоединения к инфраструктуре;
— предоставление земельных участков организациям кластера;
— предоставление налоговых льгот предприятиям кластера;
— привлечение иностранных предприятий, лидеров по производству автокомпонентов к организации их производств в регионе.
Кроме того, необходимо привлечение малого и среднего бизнеса, который быстрее осуществляет внедрение инноваций и реагирует на изменения рынка. Развитие предпринимательства возможно за счёт включения в кластер элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации и трансфера технологий. Научно-техническая база региона позволяет ориентировать создаваемый кластер на разработку и внедрение инновационных технологий.
Формирование промышленных кластеров является важнейшим элементом инновационного сценария развития Ульяновской области, который рассматривается как приоритетный, так как его реализация позволит повысить эффективность экономики области, достичь требуемых темпов социально-экономического развития и более эффективно использовать и развивать имеющийся человеческий потенциал.
Литература
1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru/ ?id=791
2. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. http://politanaliz.ru/articles_695.html
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ, 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; п=113283.
4. Прогноз инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций на период до 2030 года. / Под ред. Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковца, А.И. Рудского. — М.: МИСК, 2008.
5. Экономика Ульяновской области. Официальный сайт Правительства Ульяновской области. http://ulgov.ru/goveconom