ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2024. Т. 65. № 1
Научная статья УДК 340
В. А. Яковлева*
СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ
В РСФСР В КОНЦЕ 1920-х - НАЧАЛЕ 1930-х гг.
Аннотация. В статье рассматривается практическая реализация предложения Рабоче-крестьянской инспекции о создании товарищеских судов на фабрично-заводских предприятиях. Описаны причины, которые привели к появлению такого предложения, а также дискуссии, которые оно вызвало. Также приведены идеологические мотивы привлечения общественности к осуществлению правосудия (как выраженные непосредственно авторами данного предложения, так и распространенные в целом в советских управленческих кругах). Процесс создания товарищеских судов на фабрично-заводских предприятиях разделен на несколько этапов, каждый из которых имел свои особенности. Сначала товарищеские суды создавались в порядке эксперимента, поэтому их подсудность была крайне ограниченной, а список предприятий, на которых их было разрешено создать, согласовывался центральными органами власти. Однако впоследствии ввиду того, что такая форма осуществления правосудия оказалась результативной и была высоко оценена самими рабочими, товарищеские суды стали создаваться на всей территории РСФСР, а их компетенция была расширена. В процессе этого был также изменен подход к основному назначению товарищеских судов. Это изменение, наряду с другими факторами, предопределило успешность данной инициативы и длительный срок существования товарищеских судов.
Ключевые слова: РСФСР, Рабкрин, нэп, советская судебная система, товарищеские суды.
Для цитирования: Яковлева В. А. Создание производственно-товарищеских судов в РСФСР в конце 1920-х — начале 1930-х годов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2024. № 1. С. 45—58.
DOI: 10.55959/М8Ш130-0113-11-65-1-3
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. получили широкое распространение разнообразные формы привлечения общественности к
* Виктория Алексеевна Яковлева — аспирант кафедры истории государства и права, юридический факультет, МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия); у1к.уакоу1еуа@
inbox.ni _
© Яковлева В. А., 2024. К^Ш^И!
деятельности государственных структур. Обусловлено это было, во-первых, чисто практическими интересами, связанными с рационализацией государственного аппарата. Во-вторых, немалую роль сыграл и идеологический фактор. Во второй половине 1920-х гг., с точки зрения ряда представителей правящей партии, на повестку дня встал вопрос о постепенном «отмирании» государства. В связи с этим признавалось необходимым как можно активнее привлекать граждан к управленческой деятельности.
Тенденция к вовлечению трудящихся масс в управление государством ярко себя проявила в работе органов юстиции. В указанный период появилось несколько форм участия общественности в деятельности судебных и правоохранительных органов. Самой удачной из этих форм оказались товарищеские суды. Предложение об их создании было выдвинуто в 1927 г. советским контрольным органом — Рабоче-крестьянской инспекцией. Данная инициатива, хотя и имела своих противников, а реализация ее на начальном этапе была сопряжена с трудностями, в долгосрочной перспективе себя в целом оправдала. Товарищеские суды просуществовали длительное время — до начала 1990-х гг. Такая «живучесть» этого института и успешность его функционирования может также и на современном этапе вызвать практический интерес в свете поиска эффективных форм взаимодействия государства и общества. Поскольку становление системы названных судов приходится именно на конец 1920-х — начало 1930-х гг., данный период их истории следует подробно изучить и осветить.
Нельзя сказать, что созданию товарищеских судов в научной литературе уделено мало внимания. Имеется значительное число работ, в которых этот вопрос был бы в той или иной степени освещен. Однако при этом сам процесс учреждения системы товарищеских судов остается слабо исследованным.
Между тем этот процесс представляет интерес, поскольку отражает, во-первых, неоднозначное отношение и даже некоторое неприятие в целом этой идеи на начальном этапе, а также связанные с этим практические проблемы. Во-вторых, он показывает, как менялась первоначальная концепция товарищеских судов, как этот институт подстраивался под насущные практические задачи. В-третьих, он, думается, в некоторой степени объясняет успешность инициативы создания товарищеских судов в целом.
Учреждение товарищеских судов исследуется прежде всего в работах, посвященных истории советской судебной системы. В ряде диссертаций и монографий по данной тематике (как советского, так и современного периода) о создании товарищеских судов в конце 1920-х — начале 1930-х гг. говорится с той или иной
степенью подробности1. Однако изучение этого процесса в каждом случае остается недостаточно полным и подробным в основном из-за того, что авторы не привлекают материалы, связанные с деятельностью Рабоче-крестьянской инспекции — одного из основных инициаторов и «двигателей» создания товарищеских судов.
Факт создания системы товарищеских судов по инициативе Рабкрина отмечается в исследованиях, посвященных непосредственно Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Учреждение товарищеских судов показывается в контексте деятельности НК РКИ по совершенствованию органов юстиции во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. Однако, как правило, практические мероприятия, связанные с реализацией данной инициативы, а также возникшие в ходе проблемы и дискуссии, или не освещаются совсем, или освещаются без существенных подробностей2.
В настоящей статье описан процесс практической реализации инициативы РКИ по созданию товарищеских судов при фабрично-заводских предприятиях (с 1931 г. — производственно-товарищеских судов). Показаны связанные с этим процессом проблемы, а также некоторая эволюция самой идеи товарищеских судов по сравнению с тем, как их изначально задумывал Рабкрин. Последнее нашло вполне конкретное отражение в практической деятельности товарищеских судов.
Идея создания товарищеских судов была выдвинута в 1927 г. группой НК РКИ СССР по итогам обследования низовой судебно-следственной системы, которое проводили совместно НК РКИ РСФСР и СССР. В частности, дела, возникающие «на почве культурно-бытовых, отсталых форм жизни трудящихся», было предложено рассматривать в порядке товарищеского или третейского разбирательства3. Эта идея впервые нашла свое практическое воплощение в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоя-
1 См.: Вольдман Е.Я. Товарищеские суды на предприятиях, в учреждениях и организациях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1969; Кожевников М.В. История советского суда. М., 1948; Лёзов И.Л. Советский суд в 1917-1940 гг.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998; Факурдинова А.Г. Система квазисудебных институтов в советском обществе 1920-х гг.: Дис. ... канд. ист.. наук. Тамбов, 2020.
2 См.: Иконников С.Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК — РКИ в 1923-1934 гг. М., 1971; Морозов Л. Ф, Портнов В. П. Органы ЦКК — НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923-1934 гг.). М., 1964; Полянский П. Л. Вклад Рабкрина в разработку постановления «О карательной политике и состоянии мест заключения» 1928 года // Вестн. Моск. областного ун-та. Сер. Юриспруденция. 2021. № 4. С. 36-51; его же. Обследование Рабкрином судебно-следственной системы и создание товарищеских судов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2020. № 5. С. 20-36.
3 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. А-406. Оп. 1. Д. 750.Л. 47.
нии мест заключения». Данным постановлением НКЮ РСФСР предписывалось разработать положение о товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях4.
Практическим мотивом создания товарищеских судов было стремление освободить народные суды от рассмотрения незначительных дел5. Проблема перегруженности народного суда мелкими незначительными делами стояла остро и была поднята, в частности, при подготовке постановления о карательной политике. При обсуждении названного постановления в СНК М. С. Богуславский указывал, что из-за большого количества мелких дел (например, об оскорблениях) у судей просто не остается времени на детальное рассмотрение более серьезных и важных дел6.
Однако надо сказать, что, с точки зрения В. А. Радус-Зеньковича (непосредственного руководителя группы РКИ, выдвинувшей идею создания товарищеских судов), разгрузка народных судов вовсе не являлась основной задачей учреждаемых органов. Напротив, она выполнялась «лишь попутно, но не стояла и не стоит самоцелью». По его мнению, основным назначением товарищеских судов был подъем общего уровня культуры и самосознания рабочих, связанный с ломкой старых условий быта. Деятельность товарищеских судов рассматривалась «как органическая часть общей культурно-воспитательной работы»7.
Такой взгляд на товарищеские суды, хотя имел несколько идеализированный характер и был далек от насущных проблем, оказал вполне конкретное влияние на практическое воплощение идеи судов общественной самодеятельности. Первоначально эти суды создавались исходя именно из такого видения, что нашло отражение в их компетенции.
Имелись у рассматриваемой инициативы и обоснования идеологического характера. В учреждении судов общественной самодеятельности некоторые работники советского государственного аппарата видели подготовительный этап к отмиранию государства в целом. Так, резюмируя работу товарищеских судов в мае 1929 г., нарком юстиции Николай Михайлович Янсон указывал, что они должны стать новой формой организации общественности, «способствующей вовлечению широких масс в дело переустройства быта и постепенному отмиранию суда как органа государственной
4 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26.03.1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» // Еженедельник советской юстиции (ЕСЮ). 1928. № 14. С. 417-419.
5 ГАРФ. Ф. А-406. Оп. 1. Д. 750. Л. 47.
6 Там же. . Ф. Р-374. Оп. 28. Д. 4034. Л. 54-55.
7 Радус-Зенькович В. А. Необходимое дело (О товарищеских и третейских судах) // ЕСЮ. 1928. № 10. С. 289-290.
власти»8. Подобный взгляд на деятельность товарищеских судов был поддержан и участниками VI съезда прокурорских, судебных и следственных работников, проходившего в феврале 1929 г.9
Идея организации товарищеских судов не была встречена однозначно одобрительно. Так, ВЦСПС высказывался против на том основании, что профсоюзам, на которые предполагалось возложить непосредственное руководство созданием товарищеских судов, «по природе их деятельности не свойственны "судебные" функции, что принятие на себя ими "склочных" дополнительных функций подорвет в глазах рабочих авторитет профорганов». Кроме того, по мнению ВЦСПС, «товарищеские суды разовьют сутяжничество среди рабочих, вызовут потоки никчемных, пустяковых дел»10.
В какой-то момент против создания товарищеских судов выступил даже СНК РСФСР. В мае 1928 г. он обратился в Президиум ВЦИК с ходатайством об отмене пункта о товарищеских судах постановления «О карательной политике и состоянии мест заключения». Ходатайство это было тем не менее отклонено, и Президиум ВЦИК признал организацию товарищеских судов «в принципе целесообразной»11.
Против идеи создания товарищеских судов выступали и в печати. Среди доводов указывалось, что никто, кроме судей, не обладает необходимой квалификацией для правильного разрешения уголовных дел, пусть и незначительного характера12. Кроме того, организацию подобных судов общественной самодеятельности называли преждевременной, пока еще неприемлемой для регулирования бытовой жизни «миллионов культурно отсталых»13.
Неоднозначное отношение к идее организации товарищеских судов выразилось и в большом количестве нормативно-правовых актов, принятых по данному вопросу за короткое время. За период с 1928 по 1931 г. было принято четыре постановления, по-разному регулирующих деятельность товарищеских судов. Такая неустойчивость правовой основы объяснялась тем, что первые товарищеские суды были своего рода экспериментом, в успешности которого правительство уверено не было. Корректировки и уточнения вносились непосредственно в процессе и на основе итогов работы товарищеских судов.
8 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 68об.
9 Там же. Ф. А-353. Оп. 10. Д. 14. Л. 185.
10 Там же. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 68.
11 Там же. Ф. А-406. Оп. 7. Д. 405. Л. 5.
12 См.: Липкин С. Дела частного обвинения // ЕСЮ. 1927. № 29. С. 887-888.
13 Резников И. Ни «воды», ни «ребенка» // Труд. 1928. 16 марта.
Первое постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях»14 было принято 27 августа 1928 г. Согласно данному постановлению, подсудность товарищеских судов была крайне ограниченной: они могли рассматривать лишь дела об оскорблениях, нанесенных словесно или письменно. Сторонами могли выступать исключительно рабочие одного предприятия.
Такой узкий круг вопросов, отнесенных к компетенции товарищеских судов, объясняется, с одной стороны, неуверенностью законодателя в том, что товарищеские суды «приживутся» и эксперимент будет удачным. С другой стороны, ограниченность подсудности товарищеских судов исключительно бытовыми вопросами соответствовал замыслу В. А. Радус-Зеньковича. Товарищеские суды на данном этапе рассматривались в первую очередь как средство борьбы с пережитками старого быта.
Первые товарищеские суды предполагалось организовать на предприятиях, список которых должны были согласовать Нарко-мюст и ВЦСПС. Было принято решение создать товарищеские суды в Москве, Ленинграде и Иваново-Вознесенске (в каждом городе — на пяти предприятиях). Однако на практике благодаря активности самих рабочих товарищеских судов было создано больше: за год в трех указанных промышленных центрах было организовано 83 товарищеских суда15.
Поддержка трудящимися идеи организации товарищеских судов выразилась и в самовольном расширении их компетенции. Товарищеские суды фактически с начала работы стали принимать к рассмотрению дела, которые, строго говоря, были им неподсудны. Например, дела о мелких кражах на производстве или о нарушении общественного порядка в общежитии. Также товарищеские суды рассматривали дела в отношении лиц, работающих на разных предприятиях, но проживающих совместно — в одном общежитии, казарме и т. д.16. Товарищеские суды также принимали к рассмотрению по инициативе сторон споры с участием не только рабочих, но и членов их семей17.
Идея создания товарищеских судов нашла живой отклик и в руководстве органами юстиции. На VI съезде работников юстиции в феврале 1929 г. Н. М. Янсон выступил с горячей поддержкой идеи создания товарищеских судов и призывом уделить
14 СУ РСФСР. 1928. № 114. Ст. 707.
15 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 68об.
16 Там же. Л. 70.
17 См.: Карин А. Работа товарищеских судов // ЕСЮ. 1929. № 17. С. 379.
этой идее как можно больше внимания. Янсон сетовал, что дело организации товарищеских судов шло медленно, поскольку эту идею «не осознали в достаточной степени»18. Он выражал надежду, что съезд работников юстиции поспособствует преодолению «тупого равнодушия» к этому вопросу и сдвинет дело организации товарищеских судов с мертвой точки19.
Тем не менее такая поддержка со стороны наркома юстиции и трудящихся масс оказалась недостаточной. Развертывание работы товарищеских судов первое время шло медленно. К первому апреля 1929 г. во всех товарищеских судах Москвы было рассмотрено 169 дел (соответственно по 2-3 дела в месяц). Аналогично дело обстояло в Ленинграде. Н. М. Янсон в своем отчете о деятельности товарищеских судов в связи с этим указывал, что «приходится констатировать в общем незначительное количество дел, прошедших в товарищеских судах»20. При этом, однако, Янсон признал, что опыт работы товарищеских судов «вполне оправдал свое назначение»21.
Вероятно, причиной таких низких показателей работы товарищеских судов было продолжавшееся сопротивление ВЦСПС и его местных органов идее создания таких судов и отказ содействовать в этом процессе. На это указывали делегаты VI съезда работников юстиции (в частности, делегаты от Ленинградской области)22. Возможно также, дело было в чрезмерно ограниченной подсудности товарищеских судов.
Популярность товарищеских судов среди трудящихся и тенденция к расширению подсудности названных судов была учтена центральными органами власти. Вскоре, несмотря на все имевшиеся возражения и препятствия, были внесены соответствующие изменения в законодательство. В августе 1929 г. вместе с положительным отчетом Н. М. Янсона НКЮ представил в СНК проект нового положения о товарищеских судах. В указанном проекте к компетенции товарищеских судов были добавлены дела о клевете, нанесении побоев без телесных повреждений, мелких кражах и ряд других мелких бытовых дел. Кроме того, товарищеские суды могли рассматривать дела о нарушении трудовой дисциплины, но только в том случае, если такие дела передавались в товарищеский суд администрацией предприятия или с ее согласия23.
18 Доклад Народного Комиссара Юстиции РСФСР тов. Янсона // Там же. № 9-10. С. 198.
19 Там же. С. 199.
20 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 69об.
21 Там же. Л. 71об.
22 Там же. Ф. А-353. Оп. 10. Д. 14. Л. 185.
23 Там же. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 66 об.
Участниками споров, рассматриваемых в товарищеских судах, могли выступать как рабочие одного предприятия или разных предприятий одного района, так и члены семей рабочих24. Это было вполне логично как с точки зрения задачи разгрузки народных судов, так и с точки зрения удобства самих рабочих. Поэтому нельзя согласиться с А. Г. Факурдиновой, которая сочла причиной такого изменения подсудности «нечеткость выделения субъекта правонарушений, наследование традиций правопонима-ния, характерного для общинного мироустройства, когда члены семьи воспринимались «единым целым» с активно действующим субъектом»25.
Однако проект в том виде, в котором его предложил НКЮ, на данном этапе принят не был. Очевидно, в высших органах власти повсеместное распространение новой практики товарищеских судов было сочтено преждевременным. Поэтому постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, принятым 26 августа 1929 г., расширение компетенции товарищеских судов сперва производилось только в опытно-показательных округах: Армавирском в Северо-Кавказском крае, Челябинском в Уральской области и Курском в Центрально-Черноземной области. При этом круг дел, подсудных товарищеским судам в указанных округах, был точно таким, как в проекте НКЮ26.
Результат опыта оказался положительным, что было отражено в отчете, подготовленном НКЮ совместно с НК РКИ РСФСР в феврале 1930 г. Работа товарищеских судов была признана успешной, поэтому было сочтено целесообразным распространить этот опыт на всю территорию РСФСР. Одновременно, поскольку «в процессе проведенного опыта выявилась полная возможность дальнейшего упрощения деятельности органов юстиции, приближения их к населению», было предложено расширить компетенцию товарищеских судов. Например, к их подсудности предлагалось отнести дела о самоуправстве, если причиненный ущерб не превышал 50 руб., а также дела о легких телесных повреждениях, не причинивших вреда здоровью27.
Однако новое (второе) постановление, предписывавшее организовывать товарищеские суды уже на всей территории РСФСР и расширившее их компетенцию, было принято даже раньше, чем Рабкрин и Наркомюст представили свой отчет, — в декабре
24 Там же. Л. 67.
25 Факурдинова А. Г. Система квазисудебных институтов в советском обществе 1920-х гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2020. С. 50.
26 СУ РСФСР. 1929. № 67. Ст. 662.
27 ГАРФ. Ф. А-406. Оп. 11. Д. 1263. Л. 21.
1929 г. Перечень вопросов, относящихся к ведению товарищеских судов, был сформулирован аналогично постановлению об органах юстиции в опытно-показательных округах28.
Такая оперативность объясняется, вероятно, тем, что необходимость повсеместной организации и расширения компетенции товарищеских судов следовала из всей имевшейся практики работы товарищеских судов. Кроме того, на этом настаивал наркомат юстиции. При всем этом дожидаться положительного завершения эксперимента в опытно-показательных округах не было нужды. Поэтому вряд ли правильно придавать описанному выше отчету НКЮ и РКИ решающее значение в деле расширения сети товарищеских судов, как это делает П. Л. Полянский29. Более того, предложения Наркомюста и Рабкрина о еще большем увеличении подсудности товарищеских судов как раз-таки реализованы не были.
Из описанного выше вытекает, что, во-первых, несмотря на сопротивление организации товарищеских судов со стороны профсоюзов и дискуссии вокруг этого вопроса, целесообразность создания таких органов была подтверждена практикой и поддержана Наркомюстом. Поэтому развертывание сети товарищеских судов и расширение их компетенции, первоначально задуманное в порядке опыта, было одобрено и проведено законодательно даже до того, как результаты этого опыта официально были получены.
Во-вторых, основное назначение товарищеских судов пока оставалось в общем прежним: ломка старого быта и культурное перевоспитание рабочих. Несмотря на существенные изменения, общая концепция товарищеских судов была такой же, какую в самом начале предложил Рабкрин. Отнесение к компетенции товарищеских судов дел о нарушении трудовой дисциплины сопровождалось обязательным условием — согласием на то администрации предприятия. Кроме того, сам НКЮ, предлагая такое изменение, признавал, что целесообразность его может вызывать сомнения30.
Новый вектор работе товарищеских судов был дан летом
1930 г. на XVI съезде ВКП(б). В резолюции съезда о задачах профсоюзов последним предписывалось создавать товарищеские суды «в целях воздействия на лиц, нарушающих труддисциплину и срывающих социалистическое соревнование»31. В условиях
28 СУ РСФСР. 1930. № 4. Ст. 52.
29 См.: Полянский П. Л. Обследование Рабкрином судебно-следственной системы и создание товарищеских судов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2020. № 5. С. 27-28.
30 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 391. Л. 66об.
31 XVI съезд Всесоюзной Коммунистической Партии (б): Стеногр. отчет. М., 1930. С. 737.
форсированной индустриализации важность поддержания производственной дисциплины представляется обоснованной. Поэтому стремление использовать хорошо показавший себя на практике институт для поддержания трудовой дисциплины вполне понятно. Возможно также, имелся уже определенный положительный опыт рассмотрения товарищескими судами подобных дел. Поскольку дела о нарушении трудовой дисциплины, хотя и с ограничениями, товарищеские суды могли рассматривать и по положению 1929 г. Однако каких-либо данных об этом обнаружено не было.
В соответствии с полученным заданием президиум ВЦСПС утвердил 8 сентября 1930 г. третье положение о товарищеских судах. В данном положении впервые появилось наименование «производственно-товарищеские» суды. Положение не содержало конкретного перечня дел, подсудных производственно-товарищеским судам. Вместо этого были указаны их общие задачи, которые были связаны единственно с поддержанием производственной дисциплины32. Товарищеские суды, по замыслу ВЦСПС, вообще не должны были рассматривать «бытовые» дела, как изначально это задумывалось Рабкрином, а рассматривали исключительно дела «производственные».
Некоторое время параллельно существовало два типа товарищеских судов: организованные в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК 1929 г. и положением президиума ВЦСПС 1930 г. В том числе для устранения этой путаницы в 1931 г. было принято четвертое постановление ВЦИК и СНК о производственно-товарищеских судах на фабрично-заводских предприятиях33.
В новом постановлении нашли отражение взгляды на товарищеские суды как Рабкрина, так и ВЦСПС. Согласно данному постановлению, производственно-товарищеские суды учреждались «в целях наибольшего привлечения общественной самодеятельности широких масс рабочих и служащих на борьбу с нарушениями трудовой дисциплины» и «с подрывающими трудовую дисциплину пережитками старого быта». Таким образом, фокус внимания был перенесен с культурно-воспитательных моментов на борьбу за трудовую дисциплину.
Соответственно изменилась и компетенция товарищеских судов. В первую очередь они должны были рассматривать дела, касающиеся нормального функционирования производства: о нарушениях производственной дисциплины (опозданиях, прогулах
32 Труд. 1930. 9 сент.
33 СУ РСФСР. 1931. № 14. Ст. 160.
и т. д.), небрежном отношении к социалистическому имуществу, допущении брака продукции сверх допустимых норм. Прежние «бытовые» дела не исчезли из подсудности товарищеских судов, но их значение стало существенно меньше. Характерно также, что производственно-товарищеские суды предписывалось комплектовать только из рабочих-ударников.
Впоследствии подобное изменение в подходе к задачам товарищеских судов было поддержано и Рабоче-крестьянской инспекцией. В начале 1930-х гг. группой под руководством А. А. Сольца было проведено еще одно обследование судебных и следственно-прокурорских органов. В постановлении Президиума ЦКК ВКП(б) и НК РКИ СССР от 25 марта 1932 г. было признано целесообразным произвести дальнейшее расширение подсудности товарищеских судов, «ставя упор на более решительный поворот их лицом к производству при сохранении задач по борьбе с бытовыми пережитками»34.
Круг дел, которые могли рассматривать товарищеские суды и которые касались трудовой дисциплины, действительно был расширен. Инструкция ВЦСПС и Верховного суда СССР, принятая в 1934 г., относила к подсудности товарищеских судов значительно большее число проступков, связанных с процессом производства, чем соответствующее постановление 1931 г.35 Однако трудно сказать, оказала ли позиция РКИ влияние на развитие законодательства о товарищеских судах. Поскольку Рабкрин в 1934 г. был ликвидирован, можно предположить, что указанная инструкция принималась уже без учета его рекомендаций, а являлась отражением господствующей в общем в правящих кругах позиции.
* * *
По итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, инициатива Рабкрина по созданию товарищеских судов реализовывалась в несколько этапов и в ходе своей реализации претерпела определенные изменения. Первоначально товарищеские суды задумывались как часть общей культурно-воспитательной работы и должны были заниматься «бытовым» перевоспитанием трудящихся. Соответственно была сформулирована и их компетенция, включавшая незначительные проступки, нарушающие общественный порядок.
34 Советская юстиция. 1932. № 17-18. С. 10-11.
35 Инструкция ВЦСПС и Верховного суда СССР о работе производственных товарищеских судов на предприятиях, учреждениях, совхозах, МТС и МТМ. М., 1935. С. 3-5.
Впоследствии в силу объективных причин эта идея претерпела определенные изменения. Из органов по культурному воспитанию товарищеские суды превратились в органы, обеспечивающие поддержание трудовой дисциплины на производстве. После принятия в 1931 г. постановления о производственно-товарищеских судах, по свидетельству Ф. Нюриной, эти суды рассматривали преимущественно дела, связанные с поддержанием трудовой дисциплины36. Таким образом, проблема перевоспитания и подъема культурного уровня трудящихся отошла на второй план не только в законодательстве, но и на практике.
Во-вторых, идея создания товарищеских судов не всеми была поддержана и потому натолкнулась на трудности в процессе своей практической реализации. Так, против создания товарищеских судов выступал ВЦСПС. Отказ профсоюзов содействовать в этом процессе тормозил его на начальном этапе. Однако, даже несмотря на эти трудности, организация товарищеских судов шла достаточно активно даже в первое время.
Причиной этого, надо полагать, было то обстоятельство, что в создание и деятельность товарищеских судов с энтузиазмом включились сами рабочие. Товарищеские суды «прижились» и на практике с самого начала стали обрастать новыми, не предусмотренными законом функциями. Популярность данного института среди трудящихся масс и успешность его функционирования в том числе сделали возможным возложение на него новых задач, связанных с потребностями текущего момента. Кроме того, думается, такая поддержка товарищеских судов рабочими, среди прочего, обусловила и успешность инициативы в целом.
Таким образом, несмотря на своеобразное идеологическое обоснование, которое получила идея создания товарищеских судов первоначально, этот институт оказался полезным и с практической точки зрения. Поэтому они продолжили существовать, хотя и в несколько измененном виде, даже тогда, когда тезисы об «отмирании» государства стали уже неактуальными.
Список литературы
1. Иконников С. Н.Создание и деятельность объединенных органов ЦКК — РКИ в 1923-1934 гг. М., 1971.
2. Кожевников М. В. История советского суда. М., 1948.
3. Морозов Л. Ф., Портнов В. П. Органы ЦКК — НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923-1934 гг.). М., 1964.
36 См.: Нюрина Ф. Социалистическое самовоспитание масс и производственно-товарищеские суды // Советское государство и революция права. 1931. № 5-6. С. 144.
4. Полянский П. Л. Вклад Рабкрина в разработку постановления «О карательной политике и состоянии мест заключения» 1928 года // Вестн. Моск. областного ун-та. Сер. Юриспруденция. 2021. № 4. С. 36-51.
5. Полянский П. Л. Обследование Рабкрином судебно-следственной системы и создание товарищеских судов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2020. № 5. С. 20-36.
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования
19.12.2023; принята к публикации 01.04.2024.
Original article
Viktoria A. Yakovleva*
CREATION OF PRODUCTION-COMRADES' COURTS IN THE RSFSR IN THE LATE 1920s - EARLY 1930s
Abstract. The article discusses the practical implementation of the Workers' and Peasants' Inspectorate's proposal to set up community courts at factories. The reasons that led to this proposal and the discussions it provoked are described. The ideological motives (expressed by the authors of the proposal, as well as in general in the Soviet management circles) for involving the public in the administration of justice are also described. The process of establishing community courts at factories is divided into several stages, each with its own characteristics. At first, the community courts were established as an experiment, so their jurisdiction was very limited and the list of enterprises where they could be set up was agreed by the central authorities. However, later on, as this form of justice proved to be effective and was highly appreciated by the workers themselves, the community courts began to be established throughout the RSFSR, and their competence was extended. In the process, the basic purpose of the community courts was also changed. This change, among other factors, predetermined the success of this initiative and the long existence of the Comrades' courts.
Keywords: Soviet Russia, Rabkrin, NEP Soviet justice system, Comrades' courts.
For citation: Yakovleva, V.A. (2024). Creation of Production-Comrades' courts in the RSFSR in the late 1920s - early 1930s. Lomonosov Law Journal, 1, pp. 45-58 (in Russ.).
Bibliography
1. Ikonnikov, S.N. (1971). Creation and activities of the joint bodies of the Central Control Commission — RKIin 1923—1934. Moscow (in Russ.).
* Ph. D. Student of Department of History of State and Law, Faculty of Law, Lomonosov MSU (Moscow, Russia)
2. Kozhevnikov, M.V. (1948). History of the Soviet court. Moscow (in Russ.).
3. Morozov, L.F. and Portnov, V.P. (1964). Bodies of the Central Control Commission — NKRKI in the struggle to improve the Soviet state apparatus (1923—1934). Moscow (in Russ.).
4. Polyansky, P.L. (2021). Contribution of the Rabkrin to the development of the resolution "On punitive policy and the state of places of detention" of 1928. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence, 4, pp. 36—51 (in Russ.).
5. Polyansky, P.L. (2020). Rabkrin's examination of the judicial investigative system and the creation of comrades' courts. Lomonosov Law Journal, 5, pp. 20—36 (in Russ.).
The article was submitted 20.04.2023; approved 19.12.2023; accepted 01.04.2024.