Научная статья на тему 'Создание проблемной ситуации при разграничении омонимичных грамматических форм как способ формирования речемыслительной деятельности учащихся'

Создание проблемной ситуации при разграничении омонимичных грамматических форм как способ формирования речемыслительной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АЛГОРИТМ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / VERBAL AND COGITATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LOGICAL THINKING / ALGORITHM OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаусова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной деятельности учащихся на уроке. Автор рассматривает понятия «речемыслительная деятельность», «коммуникативная компетенция», «развитие логического мышления», «создание алгоритма учебных действий» на примере методической разработки урока по разграничению отглагольных прилагательных и причастий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case studies as the result of distinguishing homonimic grammar forms and the means of students’ verbal and cogitative activity development

The article highlights the problem of students’ communicative activity development in class. The author focuses on such concepts as “verbal and cogitative activity”, “communicative competence”, “development of logical thinking”, “designing the algorithm of learning” as exemplified in the outline of the lesson on distinguishing verbal adjectives and participles.

Текст научной работы на тему «Создание проблемной ситуации при разграничении омонимичных грамматических форм как способ формирования речемыслительной деятельности учащихся»

УДК 371.321.2

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ РАЗГРАНИЧЕНИИ ОМОНИМИЧНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

CASE STUDIES AS THE RESULT OF DISTINGUISHING HOMONIMIC GRAMMAR FORMS AND THE MEANS OF STUDENTS' VERBAL AND COGITATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT

©2018

О.В. Чаусова O.V. Chausova

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной деятельности учащихся на уроке. Автор рассматривает понятия «речемыслительная деятельность», «коммуникативная компетенция», «развитие логического мышления», «создание алгоритма учебных действий» на примере методической разработки урока по разграничению отглагольных прилагательных и причастий.

Ключевые слова: речемыслительная деятельность; коммуникативная компетенция; логическое мышление; алгоритм учебных действий.

The article highlights the problem of students' communicative activity development in class. The author focuses on such concepts as "verbal and cogitative activity", "communicative competence", "development of logical thinking", "designing the algorithm of learning" as exemplified in the outline of the lesson on distinguishing verbal adjectives and participles.

Keywords: verbal and cogitative activity; communicative competence; logical thinking; algorithm of learning.

Одной из актуальных задач современного образования, наряду с формированием коммуникативной компетенции, является создание на уроке условий для развития мышления учащихся. Помнить об этой задаче необходимо при проектировании уроков русского языка, так как язык и отражает мышление, и выступает как средство общения. Педагог должен выстроить систему преподавания так, чтобы ученик научился самостоятельно мыслить и излагать свою точку зрения. При этом формирование данных умений необходимо предусмотреть при разработке системы учебной деятельности школьника, организовав учебный процесс таким образом, чтобы на уроках русского языка развитие способов речемыслительной деятельности было не спонтанным, а целенаправленным.

Мы понимаем речемыслительную деятельность как синтез процессов логиче-

ского освоения действительности и порождения речи. Необходимость речевого оформления мысли, на наш взгляд, возникает, с одной стороны, при непосредственном живом общении, с другой - при осознании невозможности решить поставленную задачу известными способами (осознании проблемы). Речемыслительную деятельность невозможно формировать посредством передачи «готовых» знаний, необходимо вовлекать учащихся в процесс получения новых знаний (когнитивный подход) путем перехода от известного к новому, обмена мнениями, выработки способов решения возникших проблем (метакогнитивный подход). Следовательно, на уроке необходимо создать учебную задачу, решение которой предполагало бы глубокое осмысление языкового явления и необходимость столкновения мнений, то есть обсуждения проблемы и передачи умозаключений.

Одними из тем, при изучении которых возможен переход учащихся на новый уровень познания, являются темы, посвященные разграничению омонимичных грамматических форм. Как правило, подобные сопоставления предполагают установление причинно-следственных связей, создание некоего алгоритма умственных действий. Следует отметить, что и речемыслительная деятельность всегда имеет причинно-следственный характер. В связи с этим, получив определенные сведения, некую сумму знаний по теме, школьники должны быть поставлены в условия необходимости соотнести полученные знания с уже имеющимися, выстроить логические связи между изучаемыми явлениями, то есть систематизировать материал.

Рассмотрим сказанное на примере разграничения отглагольных прилагательных и причастий. Надо сказать, что рассмотрение данной темы актуально не только для углубления знаний учащихся по морфологии, но и для формирования орфографических умений (правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких форм отглагольных прилагательных и причастий). Во многих учебниках и пособиях по русскому языку омонимия прилагательных и причастий заявлена декларативно. Содержательный подход к рассмотрению данного явления представлен в учебнике по русскому языку для 6 класса под редакцией А.Д. Шмелева (изд. «Вентана-Граф», 2017). См., например, упражнения 175:

Образуйте от данных глаголов отглагольные прилагательные и причастия. Подберите к ним существительные.

Образец: хвалить - хваленый отличник, хваленный всеми отличник.

Варить, солить, носить, ковать, косить, видеть, сеять.

При выполнении данного упражнения учащиеся должны обратить внимание на особенности функционирования орфографической нормы, то есть различать правописание полной формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- и однокоренных отглагольных

прилагательных с суффиксами -н- и -ен-. Отметим, что задание упражнения не предполагает создания алгоритма разграничения данных грамматических форм. Видимо, обратить внимание учащихся на способ работы с подобными языковыми явлениями должен учитель.

На наш взгляд, перед подобным упражнением ученикам необходимо дать задание следующего характера:

Прочитайте словосочетания. Определите, от какой видовой формы глагола образованы слова, отвечающие на вопрос какой? Есть ли у данных слов зависимое слово? Что влияет на правописание -ни -нн- в данных словах? Сделайте вывод(ы) о разграничении отглагольных прилагательных и причастий.

Груженые вагоны, разгруженные вагоны, груженные углем вагоны; вязаный свитер, связанный свитер, вязанный вручную свитер; кошеный газон, выкошенный луг, некошеная трава.

В процессе выполнения упражнения учащиеся размышляют следующим образом:

Груженые вагоны

1. Слово груженые образовано от бесприставочного глагола грузить.

2. Определим вид глагола: (что делать?) - грузить, это глагол несовершенного вида.

3. У данного слова нет зависимых слов, пишем -н-.

Разгруженные вагоны

1. Слово разгруженные образованы от глагола с приставкой раз- - разгрузить.

2. Определим вид глагола: (что сделать?) - разгрузить, это глагол совершенного вида.

3. У данного слова нет зависимых слов, но пишем -нн-.

Груженные углем вагоны

1. Слово груженные образовано от бесприставочного глагола грузить.

2. Определим вид глагола: (что делать?) - грузить, это глагол несовершенного вида.

Создание проблемной ситуации при разграничении омонимичных грамматических форм как способ формирования речемыслительной деятельности учащихся

3. При слове груженные есть зависимое слово: груженные (чем?) углем. Пишем -нн-.

Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся, необходимо предложить им сопоставить данные единицы, вспомнить грамматические признаки прилагательного и причастия. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на то, что причастие может допускать после себя зависимые слова: груженные (чем?) углем, обозначает признак, меняющийся во времени. Это один из признаков, позволяющих разграничивать отглагольное прилагательное и причастие. Решив вопрос об образовании данных слов от бесприставочных глаголов или глаголов с приставкой, выходим на другой признак разграничения омонимичных форм. При этом важно обратить внимание учащихся на то, что приставка не- не изменяет вида глагола и поэтому на правописание -н- и -нн-не влияет. В качестве дополнительного материала для ознакомления можно предложить список прилагательных, которые образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида (иногда с приставкой не-), но пишутся с -нн- (желанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, священный, нечаянный).

Использование такой методической логики будет способствовать, с одной стороны, закреплению проблемы в сознании ученика, с другой - систематизации имеющихся знаний. Также возникнет необходимость установить причинно-следственные связи, составить алгоритм работы с подобными внешне сходными явлениями и выразить свои мысли в устной или письменной форме, то есть необходимость обмена мнениями в процессе речемыслительной деятельности.

При помощи учителя или с опорой на учебную литературу ученики делают вывод: страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- надо отличать от однокоренных отглагольных прилагательных с суффиксами -н- и -ен-, например: разгруженные вагоны (причастие) -

груженые вагоны (прилагательное); связанный свитер (причастие) - вязаный свитер (прилагательное). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя должны прийти к умозаключению о том, что для разграничения причастия и отглагольного прилагательного необходимо:

1) определить вид глагола, от которого образовано слово, наличие/отсутствие у глагола приставки;

2) определить, есть ли у данного слова зависимые слова;

3) соотнести полученные наблюдения с правилом. Если данное слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида и не имеет при себе зависимых слов, то это отглагольное прилагательное, и пишем -н-. Если данное слово образовано от глагола совершенного вида с приставкой и/или имеет зависимые слова, то это причастие, и в нем пишем -нн-.

Теоретические сведения можно обобщить в следующей таблице:

Признаки Причастие Отглагольное прилагательное

Образовано от глагола сов. вида с приставкой (кроме не-) + -

Имеет зависимые слова + -

Вывод о правописании полных форм НН Н

Важным методическим требованием к такой работе является то, что в процессе учебной деятельности необходимо составить алгоритм решения поставленной задачи. Выполнение этого задания требует определения характера мыслительных операций и последовательности их выполнения, что будет содействовать регламентации и систематизации учебных знаний школьников и приучит их к анализу собственной мыслительной деятельности. В результате выполнения задания учащиеся самостоятельно (в группе или коллективно) четко обозначат шаги, обеспечивающие качественный результат работы по разграничению частей речи, обозначающих при-

знак (прилагательное, причастие). Использование алгоритма сделает высказывания (ответы) учащихся аргументированными, доказательными и будет способствовать формированию логически стройной речемысли-тельной деятельности школьников.

Таким образом, выполняя данное задание, ученик должен воспроизвести в памяти (и изложить вслух) известные ему теоретические сведения о прилагательном и причастии, актуализировать/создать алгоритм

разграничения данных частей речи, сформулировать определения данных языковых единиц (при необходимости). Следует подчеркнуть, что такая работа способствует активизации деятельности ученика на уроке, ставит его перед необходимостью высказывать свое мнение, аргументировать его. Приобретенные на уроке способы работы с изучаемым явлением будут востребованы учащимися в процессе применения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.