По перспективе Развитие:
Цели Показатели 2006 г. прогноз 2015 г. (по min-варианту) 2030 г. (по min-варианту)
1. Поддержание социальной стабильности на железнодорожном транспорте 1.1 Соотношение уровня оплаты труда работников на железнодорожном транспорте общего пользования с общероссийским, раз X X X
1.2 показатель средней текучести кадров за период
1.3 оценка компетентности и повышения квалификации сотрудников
1.4 повышение удовлетворенности сотрудников
1.5 число внедренных рацпредложений и изобретений сотрудников компании
В заключении хотелось бы отметить, что финансовые показатели деятельности компании остаются по-прежнему важными в понимании курса движения компании, поскольку оценивают экономические последствия принятых стратегических решений, их также необходимо ввести в созданную систему.
По перспективе Финансы:
Использованная литература:
1) Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 320 с.
2) Гершун Андрей, Горский Микаэл. Технологии сбаланси-
Наименование показателей Значения показателей, млрд. рублей
2006 г., прогноз 2007 I'. прогн 03 2007 г. прогноз 2008 г. прогн 03 2009 I'. прогн 03 2010 г. прогноз
I квартал II квартал
Прибыль (убыток) от продаж X X X X X X X
Прибыль от перевозок -всего в т.ч. X X X X X X X
прибыль от грузовых перевозок X X X X X X X
прибыль (убыток) от пассажирских перевозок X X X X X X X
Прибыль от ПВД X X X X X X X
Чистая прибыль X X X X X X X
Таким образом, общие критерии разработки сбалансированной системы показателей исследованы в работах Каплана Р. и Нортона Д., а ССП на железнодорожном транспорте разработана по специфическим критериям, таким как повышение безопасности движения и снижение энергозатрат.
рованного управления. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 416 с., ил.
3) Информационно-аналитический сборник к железнодорожному съезду «Развитие 2030» 24-25 октября 2007 г.
4) www.rzd.ru
СОЗДАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ КОМПАНИЙ НА СЕТИ ДОРОГ КОМПАНИИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
К.В. Ясненко аспирант МИИТ
В Российской Федерации с ее обширной территорией основу транспортной системы выполняет железнодорожный транспорт, который является естественной монополией в области предоставления услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и занимает монопольное положение на рынке предоставления услуг локомотивной тяги. Главные цели деятельности Компании ОАО «Российские железные дороги» -обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, ока-
зываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Кроме того, перед ОАО «РЖД» стоят следующие обозначенные государством задачи:
• повышение инвестиционной привлекательности и стоимости активов ОАО «РЖД»;
• повышение эффективности деятельности всех подразделений Компании;
• повышение качества и стабильное предложение предостав-
ляемых услуг по всей стране на основе унифицированных тарифов;
• развитие конкуренции на железнодорожном транспорте.
Но нельзя забывать и про проводимую реформу железнодорожного транспорта. В частности Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривается выведение из состава ОАО «Российские железные дороги» структурных подразделений, занимающихся пригородными пассажирскими перевозками. Ключевыми целями создания которых являются:
• достижение максимальной эффективности функционирования пригородного пассажирского комплекса на основе объединения в едином центре оперативно-производственных и финансово-экономических функций управления;
• качественное обеспечение платежеспособного спроса населения в пассажирских перевозках при повышении доходности за предоставляемые услуги;
• выведение пригородных перевозок на безубыточный уровень;
• составление баланса пригородных перевозок для обеспечения прозрачности этого самостоятельного вида деятельности;
• более тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам утверждения тарифов и выделения бюджетных средств на развитие.
Ежегодно в пригородном сообщении перевозится около 1,2 млрд.пассажиров. Однако, осуществляя пригородные перевозки, компания несет колоссальную социальную нагрузку, перевозя пассажиров по тарифам, ниже себестоимости, что приводит их убыточности (в 2005 году убытки составляли свыше 20 млрд.рублей). Именно убыточность пассажирских перевозок сдерживает реализацию программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. В настоящее время около 33% подвижного состава, используемого для организации пригородных пассажирских перевозок, эксплуатируется свыше нормативного срока службы — более 28 лет. Суммарные финансовые затраты на полное обновление парка пригородного подвижного состава в среднесрочной перспективе до 2010 года достигает 55 млрд.рублей. Учитывая социальный характер пригородных перевозок, ОАО «РЖД» не сможет решить данную проблему самостоятельно. Наиболее эффективным механизмом решения данного вопроса является создание совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний.
Касаемо выбора организационно-правовой формы при создании пригородных пассажирских компаний, то предпочтительней, на мой взгляд, является открытое акционерное общество. Более того, при участии субъектов Российской Федерации в создании компании эта форма является единственной.
В отличие от других организационно-правовых форм (обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, товариществ и т.д.), уставный капитал открытого акционерного общества поделен на определенное число акций, каждая из которых дает ее владельцу (акционеру) равный объем прав (при равном количестве акций акционеры имеют равные голоса, т.е. равные возможности влиять на деятельность общества).
Немаловажным достоинством открытого акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовыми формами является то, что учредители, внося свое имущество в уставный капитал, передают его тем самым в собственность общества.
Создание компании в форме товарищества или общества с ограниченной ответственностью позволяет учредителям выйти из общества и забрать свою долю в уставном капитале, что дестабилизирует деятельность организации.
Этот принцип построения пригородной пассажирской компании гарантирует устойчивость его финансовой и производственной базы (уставного капитала) и независимость от смены акционеров.
Кроме того, особенностью при создании пригородных компаний должно является то, что они не должны наделяется в первые годы своего функционирования имущественным комплексом, а для осуществления своей деятельности должны арендовать пассажирские обустройства и электропоезда у Компании «Российские железные дороги». Это необходимо, как с точки зрения гарантированного обеспечения безопасности движения,
так и с точки зрения экономической безопасности, когда в случае банкротства, имущество останется в ОАО «РЖД», то есть исключаются финансовый и имущественный риски.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации размер уставного капитала открытого акционерного общества должен быть не менее 1000 кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества (1100 руб. на 01.04.07). Кроме того, законом установлено, что доля субъектов Федерации в создаваемых акционерных обществах не может быть меньше чем 25% плюс 1 акция (блокирующий пакет). В этом случае максимальный размер пакета акций, принадлежащих ОАО «РЖД», при условии вхождения в акционерное общество одного Субъекта Федерации, будет не более чем 75% минус 1 акции. Однако при вхождении двух субъектов Российской Федерации распределение акций будет:
ОАО «РЖД» - 50% минус 2 акции
Субъект Российской Федерации 1 -25% плюс 1 акция
Субъект Российской Федерации 2 -25% плюс 1 акция
Такое распределение долей в уставном капитале не позволит ни одному из акционеров владеть контрольным пакетом, а для принятия решений, определяющих основные направления деятельности Компании, потребуется только согласованное решение любых двух акционеров. В то же время каждый акционер будет иметь возможность блокировать существенные решения, связанные с деятельностью компании, так как они принимаются большинством голосов в три четверти (к таким вопросам относятся внесение изменений и дополнений в устав; реорганизация Пригородной компании; определение количества, номинальной стоимости, категории объявленных акций и прав, предоставленных этими акциями; приобретение компанией размещенных акций).
Пассажирская пригородная компания будет арендовать устройства, здания и сооружения существующего пригородного пассажирского комплекса:
- пассажирские платформы по остановочным пунктам и станциям, специализированные для посадки-высадки пригородных пассажиров;
- кассы, пригородные вокзалы, навесы, переходы, площади в полосе отвода железных дорог, станций и остановочных пунктов;
- отдельные вокзальные помещения, специализированные для обслуживания пригородных пассажиров;
- помещения (арендуемые или в собственности), в которых будет располагаться административно-управленческий аппарат, отделы статистики и маркетинговых исследований.
В соответствии с Федеральным законом от 04.07.2003 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, повышенное внимание субъекта Федерации к пригородным перевозкам подчеркивает их социальную и экономическую значимость для развития и функционирования всей инфраструктуры региона, показывает необходимость развития пригородного комплекса в требуемых направлениях, демонстрирует потребность в субсидировании пригородных перевозок. Участие субъектов РФ в управлении пригородным пассажирским комплексом через долевое присутствие в компании позволит сделать более прозрачной и управляемой тарифную политику, управлять процессом назначения и отмены пригородных поездов, определяя их социальную значимость, определять более обоснованную величину дотирования или субсидирования пригородных перевозок.
Основная деятельность, которой будет заниматься пригородная пассажирская компания:
- удовлетворение потребностей населения субъекта Федерации в пригородных перевозках, повышение качества перевозок;
- сокращение и ликвидация перекрестного субсидирова-
ния пригородных перевозок, повышение их уровня рентабельности;
- развитие дополнительных сфер деятельности, связанных с организацией перевозок и предоставлением услуг;
- повышение эффективности взаимодействия пригородной компании с Правительством субъекта Федерации, привлечение бюджетных средств в развитие и функционирование пригородного пассажирского комплекса;
- совершенствование тарифной политики.
Необходимо отметить, что главной задачей пригородных пассажирских компаний является обеспечение необходимого объёма пассажирских перевозок, выполнение социального заказа, совершенствование текущих и создание новых транспортных услуг в пригородном пассажирском комплексе
При создании пригородных компаний между ОАО «РЖД» и ОАО «Пригородная пассажирская компания», как вариант, должно быть следующее разделение выполняемых ими функций. ОАО «РЖД»:
- разрабатывает графики движения поездов на железнодорожных линиях с прокладкой в них ниток пригородных поездов, предложенных и согласованных с отделом расписаний пригородной компании;
- осуществляет диспетчерское управление и обеспечение перевозочного процесса в пригородном сообщении;
- обеспечивает эксплуатацию арендованного пригородной компанией парка поездов своими локомотивными бригадами;
- выдает в рейс пригородные поезда в технически исправном состоянии и удовлетворяющие требованиям санитарных норм и правил с соблюдением температурного режима в зимнее время года согласно утвержденному графику движения поездов;
- осуществляет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, передаваемого в аренду пригородной компании, поддерживает его в надлежащем санитарно гигиеническом состоянии;
- при наличии пригородных перевозок на локомотивной тяге, осуществляет маневровую работу по подаче-уборке составов пригородных поездов на приемоотправочные пути и выдачу поездных локомотивов под эти поезда;
ОАО «Пригородная пассажирская компания»:
- осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении по железной дороге в пределах субъекта Федерации;
- несет расходы по эксплуатации пригородных поездов, техническому и косметическому ремонту, оплачивает расходные материалы;
- производит обследование пассажиропотоков, корректирует существующие расписания движения пригородных поездов и принимает решения о назначении-отмене пригородных поездов, проводит согласования графиков движения, назначение-отмену поездов с графистами ОАО «РЖД»;
- производит проверку содержания вагонов электропоездов в надлежащем санитарно-техническом состоянии и, в случае необходимости, предъявляет требования по замене электропоездов, не удовлетворяющих санитарно-техническим нормам;
- осуществляет продажу билетов в пригородных кассах на остановочных пунктах и разъездными билетными кассирами в поездах, контроль оплаты проезда пригородными пассажирами, планирование и организацию работы билетных касс, разъездных кассиров, контроллеров-ревизоров;
- информирует пассажиров о расписании движения пригородных поездов, изменениях в расписании, правилах проезда пассажиров в пригородных поездах средствами визуальной информации и по громкоговорящей связи;
- формирует предложения в ОАО «РЖД» по открытию и закрытию остановочных пунктов и осуществляет дальнейшее согласование;
- подает предложения о корректировке действующих тарифов в органы исполнительной власти субъектов РФ;
- развивает сферу дополнительных услуг пассажирам на вокзалах и в пригородных поездах;
- рассматривает все жалобы пассажиров и, в случае необходимости, направляет их в адрес ОАО «РЖД» для дополнительного разбирательства;
- развивает материально-техническую базу пассажирского хозяйства, переданную в аренду.
При создании пригородных пассажирских компаний возмож-
но проявление производственных, коммерческих, финансовых рисков и рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные (технологические) риски связаны с различными нарушениями в производственном (технологическом) процессе или в процессе поставок ресурсов (подвижного состава, электроэнергии, топлива, технических средств, сырья, материалов, комплектующих изделий). Мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль за ходом производственного процесса и усиления влияния на поставщиков путём диверсификации и дублирования поставщиков.
Коммерческие риски связаны с реализацией транспортных услуг населению (снижение объемов пригородных перевозок, снижение платёжеспособного населения, появление новых конкурентов или новых услуг у конкурентов и т.п.).
Мерами снижения коммерческих рисков могут быть:
- систематическое изучение (мониторинг) конъюнктуры рынка транспортных услуг (отслеживание изменений в критериальных оценках потребителей транспортных услуг, в соответствии с которыми они выбирают тот или иной способ сообщения);
- гибкая тарифная политика;
- формирование общественного мнения и фирменного стиля;
- реклама и т.д.
Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр. Они могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента в компании, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (внезапные изменения законодательства, забастовки, природные катаклизмы, и т.п.).
Одними из наиболее устойчивых, к такого рода рискам являются предприятия, осуществляющие реализацию социального заказа на перевозки и имеющие обязательства перед органами государственной власти, каковой и является «Пригородная пассажирская компания».
В ряде случаев для снижения общего влияния рисков на эффективность предприятия целесообразно предусмотреть коммерческое страхование по действующим системам (страхование имущества, рисков, заложенных в коммерческих контрактах на заключаемые сделки, и пр.).
Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их прогнозировать и, по возможности, рассчитать. Ниже приведёны наиболее вероятные потенциальные риски для «пригородной пассажирской компании».
Для уменьшения влияния рисков необходимо выработать стратегию выбора приоритетов основной деятельности компании, т.е. установить основные направления работы компании, которые дадут наиболее высокие результаты.
Создание пригородной компании преследует цель удовлетворения потребностей жителей конкретного субъекта Российской Федерации в пригородных перевозках, увеличения рентабельности (уменьшение убыточности), улучшения перевозок пассажиров, качества обслуживания в поездах. В процессе функционирования пригородной компании, скорей всего, появится потребность в программах модернизации и развития инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, оборудования и подвижного состава, включающие в себя:
- оборудование вагонов поездов видеокамерами слежения;
- обновление подвижного состава на отдельных пригородных участках;
- приобретение рельсовых автобусов для малодеятельных неэлектрифицированных пригородных участков;
- реконструкция и ремонт существующих остановочных пунктов.
Инициаторами реализации программ могут быть все учредители компании или каждый в отдельности.
Для снижения эксплуатационных расходов пригородная пассажирская компания может финансировать программы, направленные на реализацию ресурсосберегающих технологий, повышения доходности перевозок, информатизации перевозочного процесса (автоматизации планирования, организации, контроля,
Потенциальные риски пригородной пассажирской компании
Потенциальные риски Наиболее вероятные негативные события Меры предупреждения (и устранения последствий) негативных событий
Производственные (технологические) Отсутствие (или недостаток) подвижного состава, необходимого для организации перевозок Резервирование подвижного состава, планирование приобретения нового подвижного состава
Сложности организации движения в дневной период в связи с проведением технологических «окон» по ремонту и обслуживанию устройств и сооружений Согласование ниток графика со службой движения железной дороги, сдвижка «окон» на другое время, заключение соглашений о мерах ответственности за нарушение продолжительности «окон» и нарушения графика движения
Коммерческие Ответные меры конкурентов, способствующие повышению привлекательности автомобильного транспорта: снижение стоимости проезда, изменение расписания движения, увеличение частоты движения Проведение повторных обследований и анкетирования пассажиров, повторное изучение критериальных оценок пассажиров, реклама в областных печатных изданиях, телевидении, радио, программы поддержки ж.-д. транспорта органами региональной власти
Финансовые Снижение платёжеспособного спроса вследствие инфляционных процессов, роста розничных цен на товары первой необходимости в регионе, задержка в сроках перечисления средств за проезд пассажиров, имеющих право на бесплатный или льготный проезд на пригородных электропоездах Учитывая социальную значимость перевозок целесообразно заключение договора с органами региональной власти на поддержку железнодорожных перевозок при возникновении финансового кризиса в регионе
Чрезвычайные ситуации Природные катаклизмы, стихийные бедствия, пожары, крушения, аварии (в т.ч. на ж.-д. переездах) и т.д. Профилактическая работа по предупреждению нарушений безопасности движения (в т. ч. на переездах), обучение персонала порядку действий при возникновении чрезвычайных ситуаций
отчета и управления). При разработке программ в первую очередь следует обратить внимание на:
- повышенные эксплуатационные расходы у обращающегося подвижного состава с истекшим сроком службы (который требует увеличенного объема текущих ремонтов);
- увеличенные расходы на малодеятельных участках, связанные со значительными затратами на эксплуатацию дизель-поездов;
- низкую степень автоматизации учетно-отчетной системы предприятий.
Правительство субъекта Российской Федерации должно непосредственно участвовать в развитии пригородных перевозок в области, напрямую воздействующих на экономическое благополучие региона и по мере необходимости поддерживать проекты о назначении дополнительных остановок пригородных поездов или сооружении дополнительных остановочных пунктов. Данные программы могут финансироваться из регионального или областного бюджетов.
Создание пригородных пассажирских в системе реформ, проводимых ОАО «РЖД» направлено на повышение инвестиционной привлекательности компании в целом, создание внутриотраслевой конкурентной среды, которая должна стимулировать инновационное развитие отрасли и повысить эффективность инвестиционных процессов за счет увеличения объемов инвестиционных ресурсов и рационализации их структуры, как по источникам формирования, так и направлениям использования. Кроме того, создание пригородных пассажирских компаний будет способствовать введению государственного социального заказа на пригородные пассажирские перевозки, разработке методики и ставок экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров в пригородном сообщении, обеспечение возме-
щения субъектом Российской Федерации выпадающих доходов. С экономической позиции создание пригородных компаний позволит самостоятельно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами, генерирующихся от всех видов операционной и инвестиционной деятельности, направлять их на развитие пригородных перевозок, в том числе и на организацию движения скоростных комфортабельных электропоездов (особо востребованных в условиях постоянно растущего спроса на пригородные перевозки в крупных городах).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России от реформы к реформе. - М.: Транспорт, 2001. -335с.
2. Бурносов Н.М., Васина Л.И., Галахов В.И. и др., Под ред. Дугина Г.С. Железнодорожный транспорт и реформы (Зарубежный опыт, проблемы и перспективы глазами российских железнодорожников). - М.: ЗАО ИНТИЛ РАН, 2002. - 118 с.
3. Лисицын А.Л., Богданов В.М., Писаревский Г.Е. и др., Под ред. Мазо Л.А. Пути повышения эффективности функционирования железных дорог на транспортном рынке России. - М.: Интекст, 2000. - 240 с.
4. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития/ Учебник. - М: «Издательство «Экономика», 2006. -415 с.
5. Иловайский Н.Д., Киселёв А.Н. Сервис на транспорте (железнодорожном). - М.: Маршрут, 2003. - 585 с.