Научная статья на тему 'Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44. 03. 01 "педагогическое образование" (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода'

Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44. 03. 01 "педагогическое образование" (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манасытова Марианна Алексеевна, Макарова Татьяна Алексеевна

Статья посвящена проблеме повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения дошкольного образования в условиях взаимовыгодного сотрудничества образовательного кластера «Тиьик». Раскрыты понятия «компетентность», «конкурентоспособность» и «образовательный кластер». Показано, что одним из эффективных направлений повышения качества высшего образования является создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» на основе кластерного подхода. Определены организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов, в качестве которых выступают целевая установка на формирование компетентности и конкурентоспособности студентов; формирование у студентов потребности в компетентности и конкурентоспособности; привлечение работодателей в образовательный процесс вуза с целью повышения компетентности и конкурентоспособности будущих педагогов. Реализация указанных условий осуществляется в процессе реализации проекта образовательного кластера «Тиьик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манасытова Марианна Алексеевна, Макарова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44. 03. 01 "педагогическое образование" (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода»

Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44.03.01 «педагогическое образование» (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода

Манасытова Марианна Алексеевна

кандидат педагогических наук, кафедра психологии и педагогики, декан социально-педагогического факультета, ФГБОУ «Чу-рапчинский государственный институт физической культуры и спорта», manasytovam@mail.ru

Макарова Татьяна Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», Makarova-tatina@mail.ru

Статья посвящена проблеме повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения дошкольного образования в условиях взаимовыгодного сотрудничества образовательного кластера «Тиьик». Раскрыты понятия «компетентность», «конкурентоспособность» и «образовательный кластер». Показано, что одним из эффективных направлений повышения качества высшего образования является создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» на основе кластерного подхода. Определены организационно-педагогические условия подготовки будущих педагогов, в качестве которых выступают целевая установка на формирование компетентности и конкурентоспособности студентов; формирование у студентов потребности в компетентности и конкурентоспособности; привлечение работодателей в образовательный процесс вуза с целью повышения компетентности и конкурентоспособности будущих педагогов. Реализация указанных условий осуществляется в процессе реализации проекта образовательного кластера «Тиьик».

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентность, конкурентоспособность, образовательный кластер, дошкольное образование.

В связи с переходом на многоуровневую подготовку педагогических кадров особую актуальность приобретает проблема повышения качества высшего образования на основе реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование компетентности и конкурентоспособности будущих педагогов. Данное положение определяет качество образования на всех уровнях образования.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» - первое и единственное высшее учебное заведение по физической культуре и спорту, которое находится в сельской местности. Институт открыт в 1999 г. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.06.1999 № 351, по указу Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева № 672 от 3 февраля 1999 года. В 2014 году в институте открыт профиль «Дошкольное образование» по направлению 44.03.01. «Педагогическое образование». Сегодня 187 студентов повышают свое образование по заочной форме обучения, 65% студентов - педагоги-практики, имеющие специальное среднее педагогическое образование. Одной из первоочередных задач кафедры психологии и педагогики института в настоящее время является создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС». С целью повышения показателей эффективности вуза в системе подготовки будущих педагогов внедрена новая форма обучения -довузовская, вузовская и поствузовская на основе реализации кластерного подхода, который обеспечивает сотрудничество образовательных учреждений разных уровней.

Реализация эффективных условий, обеспечивающих конкурентоспособную и компетентную личность будущего педагога, требует раскрыть такие понятия как «компетентность», «конкурентоспособность» и «образовательный кластер». Понятия «компетенция» и «компетентность» являются сегодня одними из базовых педагогических категорий и объектом междисциплинарных исследований.

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящены научные исследования Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. Компетентность/компетенция - сложные, многокомпонентные, понятия, которые у разных ученых отличаются по содержанию, составу, семантической и логической структурам: компетентность раскрывается как характеристика личности; как целостное образование в структуре личности, как система свойств и регуляции личности; зачастую компетентность отождествляется со знаниями, умениями, навыками, опытом и способностями. Э.Ф. Зеер, разделяя понятия «компетентность» и «компетенции», считает, что компетенции - это интеграция умений, знаний, опыта с социально-профессиональной ситуацией, а знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности [3]. А.К. Маркова раскрывает компетентность педагога «как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [4, с. 31]. Определяя компетентность как многокомпонентную структуру А.К. Маркова в профессиональной компетентности педагога выделяет следующие компоненты: специ-ально-деятельностная компетентность; социальная, коммуникативная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность [4]. Согласно Л.М. Митиной, в структуре педагогической компетентности педагога выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения) [6]. О.С. Бобина, обобщая взгляды исследователей, определяет профессиональную компетентность педагога как «сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество педагога, образованное системой общих и специальных компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств, личностного опыта и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности» [1, с. 50].

Компетентностная парадигма высшего образования ориентирована на то, что ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством образовательных компетенций, нацеленных на усиление практической ориентации образования, на подготовку мобильного и конкурентоспо-Ц собного специалиста. Согласно В.Н. Мезинову, «ак-~ туальность формирования конкурентоспособности ч- учителя заключается в том, что развивающийся ры-® нок труда и «рынок личностей» предъявляют к лич-^ ности высокие требования [5, с. 31]. Аналогичную 2 точку зрения находим у Л.М. Митиной, которая счи-

тает, что «цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда» [7, с. 4]. Важность формирования конкурентоспособности будущих педагогов отражена в модели «Российское образование - 2020», в которой заявлено, что «интересы национального капитала (работодателей) -получить квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться» [8, с. 24]. Н.В. Тамарская подчеркивает, что конкурентоспособность будущего педагога определяется не столько профессиональными качествами, сколько совокупностью индивидуальных устойчивых свойств, способностей, черт характера, позволяющих продуктивно функционировать в педагогической деятельности и педагогическом общении [10].

Таким образом, перед системой высшего педагогического образования встают качественно новые задачи: совершенствование имеющихся направлений, форм и методов подготовки педагога, создание условий для формирования профессиональных и личностных компетенций, позволяющих педагогу быть конкурентоспособным. Эффективным условием деятельности вуза, обеспечивающим формирование компетентности и конкурентоспособности будущих педагогов, является реализация кластерного подхода. Кластер в педагогическом образовании определяется как совокупность территориально локализованных организаций, взаимодействующих на основе соглашений и участвующих в реализации научных, образовательных и инновационных целей подготовки специалистов образования [9]. Целью создания образовательных кластеров является консолидация усилий нескольких образовательных учреждений и интеграция их образовательных программ и совместных творческих проектов. Всех членов образовательного кластера объединяет одна цель -«разработка и реализация проекта» [2, с. 28]. С нашей точки зрения, формирование кластера способствует повышению результативности научно-практической деятельности, качественному удовлетворению потребностей в образовательной услуге, а также созданию условий для саморазвития и самоорганизации субъектов кластера.

В условиях вуза кафедрой психологии и педагогики создан образовательный кластер «Тиьик» («Взаимодействие») с 6 сельскими дошкольными образовательными учреждениями. Реализуется проект «Образовательный кластер «Тиьик» как сеть виртуальных мастерских (на примере внедрения ФГОС в сельских дошкольных учреждениях), который нацелен на внедрение ФГОС в сельских малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях.

Целью проекта стало создание сети виртуальных мастерских в сельских дошкольных образовательных учреждениях по внедрению ФГОС для повышения качества образования.

Задачи проекта:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- повышение компетентности и конкурентоспособности студентов ФГБОУ ВО «Чурапчинский институт физической культуры и спорта» заочного обучения по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль: «Дошкольное образование»).

Формирование компетентной и конкурентоспособной личности будущего педагога предполагает изменение форм, методов, педагогических условий профессиональной подготовки будущих педагогов. При этом основное внимание уделяем созданию трех основных условий:

- первое условие - это формирование компетентности и конкурентоспособности самих студентов, будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений;

- второе условие - формирование у студентов потребности в компетентности и конкурентоспособности;

- третье условие - привлечение работодателей в образовательный процесс вуза с целью повышения компетентности и конкурентоспособности студентов.

Результатом реализации заявленных условий в рамках проекта образовательного кластера «Тиьик» является повышение конкурентоспособности будущих педагогов, повышение степени удовлетворенности работодателей компетентностью выпускников вуза. Так, 65% студентов-заочников на сегодняшний день осуществляют свою профессиональную деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, участниках проекта.

С целью формирования компетентности и конкурентоспособности студентов-заочников в усло-

виях вуза проводятся курсы повышения квалификации по актуальным проблемам дошкольного образования с привлечением преподавателей вуза и педагогов дошкольных образовательных учреждений участников кластера. Только за последние два года во время сессии студентов-заочников проведены курсы повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений на базе вуза по следующим темам:

1. Фундаментальные курсы повышения квалификации по теме «Совместная деятельность детей и взрослых в условиях реализации ФГОС».

2. Проблемные курсы «Роль тьютора и игрома-стера в педагогическом процессе в условиях реализации ФГОС ДО».

3. Фундаментальные курсы «Методические аспекты образовательной деятельности музыкальных руководителей в условиях внедрения ФГОС».

4. Проблемные курсы «Методические аспекты образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях модернизации дошкольного образования».

5. Фундаментальные курсы «Методические аспекты образовательной деятельности музыкальных руководителей в условиях реализации ФГОС».

6. «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной площадке».

Данные курсы имеют практико-ориентированный характер, в которых помимо лекционного цикла, включены мастер-классы и лекции педагогов кластера «Тиьик» и работающих студентов, что демонстрирует взаимовыгодное сотрудничество членов кластера.

В рамках образовательной деятельности кластера «Тиьик» с целью формирования потребности в компетентности и конкурентоспособности студентов вуза применяются вариативные формы и методы педагогической работы в сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями: проводятся педагогические чтения, семинары, круглые столы, мастер-классы, научные конференции. Проведены Республиканские педагогические чтения «Совместная деятельность детей и взрослых в условиях реализации ФГОС», 4 региональная научная конференция молодых ученых «Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи», 2 всероссийская научная конференция «Физическая культура. Спорт, наука и образование», в котрых пприняли участие 82 студента вуза и 36 педагогов ДОУ, участников кластера.

За последние два года на базе 6 дошкольных образовательных учреждений, участников проекта, студенты проходят педагогическую практику. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, участники кластера, выступают в качестве экспертов в ходе педагогических чтений, научных конференций, в ходе аттестации курсовых и выпускных квалификационных работ. Выступая в качестве работодателей, руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений проводят профессиональные конкурсы, по итогам которых

оценивается компетентность студентов, оказывают содействие в трудоустройстве конкурентоспособных студентов. Таким образом, осуществляется мониторинг участия студентов-заочников в мероприятиях, проводимых ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС» и образовательного кластера «Тиьик».

Признавая эффективность такой работы, отметим, что проект стал победителем во Всероссийском конкурсе «Новаторство в образовании-2016» по номинации «Самый успешный проект - 2016» в области разработки и реализации стратегии развития образовательной организации и повышения качества образования (г Санкт Петербург), на котором 6 руководителей ДОУ награждены нагрудным знаком «Эффективный руководитель-2016». Проект имеет статус районной экспериментальной площадки, федеральной экспериментальной площадки ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС», является обладателем гранта ректора ФГБОУ ВО «ЧГИФКиС.

Таким образом, внедрение образовательного кластера «Тиьик», в котором реализованы заявленные педагогические условия, с одной стороны, обеспечивает повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения вуза, с другой - эффективную кадровую политику дошкольных образовательных учреждений региона.

Литература

1. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации (на примере образовательных организаций СПО): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Томск, 2015.- 259 с.

2. Деменчук П.Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования // Интеграция образования. - 2013. - № 14. - С.27-30.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд: «Знание», 1996. - 308 с.

5. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. -№7. - С.31- 34.

6. Митина Л. М. Психология профессионального становления учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. - 200 с.

7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: МОДЭК, 2003. -400 с.

8. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях/ под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина: Гос. ун-т.

- Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.

9. Соколова Е. И. Термин «Образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. - 2014.

- № 2 (6). - С.153-160.

10. Тамарская Н.В. Конкурентоспособность будущего педагога // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 118-121.

Creation of pedagogical conditions for increase in competence and competitiveness of students of a correspondence course in the "pedagogical education" direction 44.03.01 (a profile: preschool education) on the basis of cluster approach Manasytova M.A., Makarova T.A.

Churapchinsky state institute of physical culture and sport

The article is devoted to the problem of increasing the competence and competitiveness of students of distance learning of preschool education in the conditions of mutually beneficial cooperation of the educational cluster «Tiik». Discloses the notions «competence» and «competitiveness» and "education cluster". It is shown that one of the effective ways to improve the quality of higher education is the creation of pedagogical conditions to improve the competence and competitiveness of students of FSBEI HE «Chgifkis» on the basis of the cluster approach. The organizational and pedagogical conditions of training of future teachers, which are the target setting for the formation of competence and competitiveness of students; the formation of students ' needs for competence and competitiveness; involvement of employers in the educational process of the University in order to improve the competence and competitiveness of future teachers. The implementation of these conditions is carried out in the process of implementing the project of the educational cluster «Tiik». Key words: pedagogical education, competence, competitiveness,

educational cluster, preschool education. References

1. Bobina O. S. Improvement of professional competence of teachers in the educational organization (on the example of educational organizations SPO): dissertation ... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.08. - Tomsk, 2015. - 259 p.

2. Demenchuk P. Y. Educational cluster as an institutional system of

integration of education. - 2013. - № 14. - P. 27-30.

3. Zeer E.F. Psychology of professions. - M.: Academic Project;

Ekaterinburg: Business book, 2003. - 336 p.

4. Markova A.K. Psychology of professionalism. - M.: International

humanitarian Fund «Znanie», 1996. - 308 p.

5. Mezinov V. N. Formation of competitiveness of future teachers in

the process of pedagogical education / / Bulletin of Tomsk state pedagogical University. - 2008. - № 7. - P. 31 - 34.

6. Mitina L.M. Psychology of professional development of the teacher. - M.: Flinta: Moscow psychology-social Institute, 1998. - 200 p.

7. Mitina L.M. Psychology of competitive personality development:

educational and methodical manual. - 2nd ed., stereotype. -Moscow: MODEK, 2003. - 400 p.

8. Russian education - 2020: model of education for the economy

based on knowledge / under the editorship of Y. I. Kuzminov, I. D. Frumin: State. University - Higher school of Economics. - M.: Publishing House. the house of su HSE, 2008. - 39 p.

9. Sokolova E. I., the Term «Educational cluster» in the conceptual

field of modern pedagogy // lifelong education: the XXI century. - 2014. - № 2 (6). - P. 153-160.

10. Tamar N.V. Competitiveness of the future teacher / / Higher education in Russia. - 2004. - № 3. - P. 118-121.

CO ^

0

СЧ

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.