Научная статья на тему 'Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования'

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / PREPARATION OF QUALIFIED STAFF / МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MODELING OF FUTURE STUDENTS' PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна

В статье затрагивается проблема практического создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор рассматривает педагогический процесс как целостное явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны, и их реализация влияет на конечный результат: подготовку высокопрофессиональных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational conditions in the students’ professional competences formation at the vocational school

The article touches upon the problem of the practical creation of pedagogical conditions for the formation of students’ professional competence. The author considers a pedagogical process as a complete phenomenon which all components are closely interconnected and their realization influences the result training of highly professional specialists.

Текст научной работы на тему «Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

ББК 74.57 УДК 373.7 К891

Е. Н. Кузнецова Иркутск, Россия

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье затрагивается проблема практического создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся. Автор рассматривает педагогический процесс как целостное явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны, и их реализация влияет на конечный результат: подготовку высокопрофессиональных специалистов.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные компетенции, подготовка высококвалифицированных кадров, моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся

E. N. Kuznetsova Irkutsk, Russia

EDUCATIONAL CONDITIONS IN THE STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION AT THE VOCATIONAL SCHOOL

The article touches upon the problem of the practical creation of pedagogical conditions for the formation of students' professional competence. The author considers a pedagogical process as a complete phenomenon which all components are closely interconnected and their realization influences the result - training of highly professional specialists.

Key words: pedagogical conditions, professional competences, preparation of qualified staff, modeling of future students' professional activity

© Кузнецова Е. Н., 2014

С вступлением в силу нового «Закона об образовании в Российской Федерации» Ф3-273 и федеральных государственных образовательных стандартов педагогический процесс в системе профессионального образования, в основу которого положен компетентностный подход, претерпевает серьёзные преобразования.

Для формирования профессиональных компетенций обучающихся на качественно высоком уровне необходимо определиться, какие педагогические условия необходимо создать в образовательной организации для того, чтобы обеспечивать профессиональную подготовку студентов, соответствующую требованиям ФГОС и работодателей. По мнению Л. С. Выготского, едва ли не самым важным является заблаговременное «создание условий, необходимых для развития соответствующих качеств, несмотря на то что они ещё «не созрели» для самостоятельного функционирования».

В качестве условий в научно-педагогической литературе принято принимать обстоятельства и факторы, влияющие на процесс действительности. Таким образом, условия выступают в качестве факторов или обстоятельств, от которых зависит получение качественных результатов и эффективность функционирования педагогической системы [Синкина, 2012].

В современной дидактике условия выступают в качестве совокупности факторов, компонентов педагогического процесса, которые формируют успешность обучения. А педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на сознательное освоение обучающимися системы знаний и умений, формирование практического опыта.

В основе эффективного формирования профессиональной компетентности конкретного специалиста лежит целый комплекс педагогических условий, который должна определить сама образовательная организация. Существует

много вариаций организационно-педагогических условий, конкретный отбор которых определяется целями обучения.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования и опыт практической деятельности по реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения позволили выделить оптимальные педагогические условия, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов строительной отрасли в процессе их обучения. К ним относятся [Двуличанская, 2011]:

1) определение содержания образования, относящегося к вариативной составляющей; важно при этом, что отдаётся приоритет интересам работодателей, а не нуждам образовательной организации;

2) повышение уровня мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности: осознание личностного смысла получаемого образовании, формирование устойчивой мотивации к постоянному самосовершенствованию через реализацию расширенных, в особенности дополнительных профессиональных компетенций;

3) научное и учебно-методическое обеспечение образовательной программы с учётом требований работодателей;

4) моделирование будущей профессиональной деятельности выпускников, предусматривающей, что содержание профессиональной подготовки должно совершенствоваться и адаптироваться с учётом инноваций в технике, технологии, организации труда и т. п.;

5) формирование у студентов образовательной организации профессионального образования общих компетенций, освоение ими тех социальных навыков и практических умений которые обеспечивают психологическую устойчивость, формирование навыков планирования и развития карьеры, активность в поиске места работы, готовность к конкурентной борьбе за рабочее место.

Первое педагогическое условие - содержание образования - является самым важным компонентом педагогического процесса. Содержание

образования зафиксировано в документах - федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной программе. Через содержание образования реализуются цели, определённые заказчиками системы профессионального образования - государством, работодателями, обществом. В содержании отражаются актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Кроме того, содержание образования должно учитывать реальные условия педагогического процесса.

Определение содержания основных профессиональных образовательных программ предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков программ с работодателями, анализ требований работодателей к трудовым функциям современных работников. Информация об этих требованиях может быть получена при анализе двух составляющих: рынка труда в целом и потребностей конкретных кампаний в недостающих компетенциях своих работников. Такой анализ является основой для определения вариативной составляющей программы. Таким образом, качество содержания образовательных программ зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение сотрудничает с рынком труда.

Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования, по мнению исследователей, позволяет оптимизировать теоретическую и практическую составляющие профессионального обучения. При этом переосмысливается место и роль теоретических знаний в процессе освоения профессиональных компетенций, что в конечном итоге приводит к повышению интереса к обучению и обеспечивает второе педагогическое условие - повышение уровня мотивации студентов к профессиональной деятельности с акцентом на формирование мотивации к профессиональному росту [Анашкина, 2011].

Принцип модульного построения лежит в основе третьего необходимого педагогического условия - научного и учебно-методического обеспечения образовательной программы. Модуль понимается как совокупность теоретических и практических требований, выраженных в форме знаний,

умений, практического опыта, которыми должны овладеть обучающиеся по завершению обучения. Модуль является значимым для сферы труда, так как соответствует определенной функции (виду) трудовой деятельности.

Реализация модульно-компетентностного обучения в процессе проектирования образовательной программы предполагает разработку [Темняткина, 2011]:

1) структуры модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;

2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;

3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемого с учётом соответствующих принципов и механизмов.

В результате подобного проектирования образовательной программы в структуре модуля легко выделить этапы освоения профессиональной компетенции и спланировать оценивание результатов обучения. Учебное занятие при этом будет носить практический характер и позволять моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов в соответствии с особенностями профессии/специальности. Это отвечает другому педагогическому условию - моделированию профессиональной деятельности выпускников.

Важным является и то, что создание обозначенных педагогических условий способствует развитию самостоятельности, выражающейся в умении осуществлять самооценку и саморегуляцию. Это в свою очередь обеспечивает реализацию ещё одного выше обозначенного педагогического условия -формирование у студентов учреждения СПО общих компетенций.

Обучение в рамках модульного подхода, имеющее целью формирование компетенций, значительно отличается от традиционной системы образования,

в основе которой лежит репродуктивная методика, для которой ценным компонентом является знание. Программы, разработанные на основе модульно-компетентностной технологии обучения, предполагают значительные изменения и в методике обучения и общих подходах к организации учебного процесса в образовательной организации.

Во-первых, важное значение приобретает чёткое распределение ответственности всех задействованных в учебном процессе за реализацию модульных программ междисциплинарных курсов и видов практики - учебной и производственной. Принцип целостности данного подхода в обучении требует выстраивания строгой стратегии реализации образовательной программы.

Во-вторых, ориентация на конечный результат ставит перед преподавателем, мастером производственного обучения задачу по стимулированию активной позиции обучающегося. Самостоятельность и ответственность за результаты своего труда становятся важными элементами учения для самих обучающихся и для педагогов, активная позиция которых заключается в смене методов обучения. По единодушному мнению большинства исследователей преподаватель выступает в роли организатора учебного процесса, который работает на основе проблемного подхода, действуя, скорее, как тьютор (руководитель-помощник), чем как источник готовых знаний для студентов. Основу компетентностно ориентированных организационно-педагогических условий обучения должны составлять ''субъект-субъектные'' отношения между преподавателем и студентами [Фролова, 2006].

Педагогический процесс - это целостное педагогическое явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны. Поэтому важным для обеспечения процесса качественного профессионального обучения является создание комплекса организационно-педагогических условий, отвечающих требованиям модульно-компетентностного подхода. Только учитывая все условия, влияющие на формирование профессиональных компетенций обучающихся, возможно создать оптимальную модель организационно-педагогического

сопровождения процесса обучения, который обеспечит качество профессиональной подготовки будущих специалистов, соответствующее требованиям ФГОС и работодателей.

Библиографический список

1. Анашкина И. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СПО / И. В. Анашкина. Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011. 55 с.

2. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование. 2011. № 3. URL: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html. (дата обращения: 7.02.2014).

3. Синкина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза / Е. А. Синкина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2012. URL: http//vestnik.pstu.ru/ (дата обращения: 7.02.2014).

4. Темняткина О. В. Методика проектирования основной профессиональной образовательной программы ОУ НПО и СПО на основе ФГОС нового поколения: метод. рекомендации / О. В. Темняткина. Екатеринбург, 2011. 89 с.

5. Фролова Н. В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов управленческих специальностей / Н. В. Фролова // Педагогический вестник. 2006. № 3. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka i psichologiy/32 3/ (дата обращения: 7.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.