Научная статья на тему 'Интеграция компетентностного подхода в высшее профессиональное образование'

Интеграция компетентностного подхода в высшее профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTRUCTIONAL DESIGN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синкина Е. А.

Рассмотрена проблема интеграции компетентностного подхода в образование и формирования профессиональной компетентности студентов за счет общепрофессиональных дисциплин. Задача высшей школы состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE HIGHER PROFESSiONAL EDUCATION

The article considers the problem of integrating the competency approach to education and the formation of professional competence of students at the expense of the general professional disciplines. Role of higher education is to train highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Интеграция компетентностного подхода в высшее профессиональное образование»

_ВЕСТНИК ПНИПУ_

2014 Машиностроение, материаловедение Т. 16, № 3

УДК 378.14.015.62

Е.А. Синкина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рассмотрена проблема интеграции компетентностного подхода в образование и формирования профессиональной компетентности студентов за счет общепрофессиональных дисциплин. Задача высшей школы состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогическое проектирование, профессиональная деятельность, образовательный процесс, инновационные технологии.

Б.А. Sinkina

Perm National Research Polytechnic University

INTEGRATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article considers the problem of integrating the competency approach to education and the formation of professional competence of students at the expense of the general professional disciplines. Role of higher education is to train highly qualified specialists.

Keywords: professional competence, instructional design, professional activities, educational process, innovative technologies.

Основной задачей российского образования является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью и способных к профессиональному росту. Одной из основных проблем образования эксперты называют значительные трудности выпускника в применении теоретических знаний. Об этом же свидетельствуют итоги анкетирования студентов, которые первоочередной потребностью считают умение и способность решать практические проблемы. Наличие диплома об образовании не гарантирует занятости, выпускник вынужден переучи-

ваться, доучиваться на рабочем месте. Часто работодатели считают, что они сами лучше подготовят специалиста, чем специальные образовательные учреждения.

Это связано с тем, что в настоящее время обучение основано на следующем принципе: от студентов требуется воспринять и повторить заданные преподавателем образцы знаний. Использование исключительно данного метода обучения является недостаточным для подготовки современного высококвалифицированного специалиста.

Сегодня работодатель желает видеть молодого специалиста не только вооруженным набором знаний и умений, но и способным применять их в различных производственных ситуациях, ставить задачи, находить их оптимальное решение, нести ответственность за свою деятельность и действия членов команды, с которыми ему предстоит работать.

В последнее время появился широкий арсенал педагогических инноваций. Инновационная технология обучения способствует переходу к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной деятельности студентов. Внедрение инновационных технологий в образование не только позволяет студентам понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и вырабатывает умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать профессиональное и творческое мышление [1].

В последнее десятилетие произошла переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Компетентностный подход в образовании предполагает получение информации и профессиональных знаний не только от знания, но и, прежде всего, через деятельность. В результате образования должно сформироваться целостное социально-профессиональное качество (компетентность), позволяющее успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это личностное качество проявляется в решении стандартных и нестандартных задач в разнообразных социальных и профессиональных ситуациях.

Для внедрения в российскую систему образования компетентно-стного подхода необходимо наличие перспективных инновационных проектов, что предполагает:

- умение тесно увязывать теорию с практикой,

- компетентность в работе с информацией,

- владение навыками отбора информации,

- владение навыками выделения и структурирования информации.

На компетентностном подходе основаны образовательные стандарты нового поколения, а в основу организации учебного процесса заложено модульное обучение [2]. Каждый модуль представляет собой организационно-методическую структуру в виде набора междисциплинарных комплексов, представленных разделами из разных дисциплин, объединяемых общей темой. Каждый модуль обязательно предполагает выполнение студентами самостоятельной работы. Считается, что после освоения всех модулей обучающийся может занять свое место в сфере труда.

Перед образовательными учреждениями встают непростые задачи по осмыслению и реализации новых образовательных стандартов. Несомненно, возникнут трудности при составлении расписания, подборе и подготовке педагогических кадров, создании учебно-методических и контролирующих материалов.

Компетентностный подход предполагает, что обучающийся должен освоить и продемонстрировать знания, умения, тип поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, т.е. результаты, значимые для сферы труда, а это потребует создания новых форм контроля [3]. Если предположить, что контролирующим материалом могут стать ситуационные задачи, то они должны носить комплексный характер.

Образовательному учреждению следует решить, каким должен быть отбор содержания, какие следует применять технологии, методики, какими должны быть критерии оценки, какие мотивационные компоненты должны включаться для достижения поставленных целей. Важным является ориентация на формирование личности, умеющей прагматично оценивать свою социальную и профессиональную роль в этом мире.

К сожалению, не везде существуют четкие механизмы взаимодействия системы высшего профессионального образования и потенциальных работодателей. Часто оставляет желать лучшего материально-техническая база и учебно-методический уровень образовательных учреждений. Новые технологии, используемые на предприятиях, порой

не находят отражения в процессе подготовки студентов вузов. Нередко приходится встречаться с низкой мотивацией студентов к образовательной деятельности.

Проблема обеспечения содержательной целостности процесса обучения является ключевой в решении глобальной задачи непрерывности технического образования. Эта задача должна решаться на основе четкого определения роли каждой дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста, что, в свою очередь, позволит установить их реальную взаимосвязь и взаимозависимость. Как показывает анализ учебных планов и программ многих специальностей технического профиля, при построении учебных курсов различных циклов технической подготовки практически не реализуются принципы преемственности и системности, которые позволяли бы студентам осмыслить и усвоить постепенно и логично наращиваемый каркас знаний, укрепляющий и фиксирующий связи между предметами. В результате, преподавание учебных предметов ведется весьма автономно, без достаточного отслеживания системных связей как между циклами дисциплин, так и между дисциплинами одного цикла.

Компетентностный подход является основой подготовки специалистов, готовых эффективно работать в любой организации. Компе-тентностный подход должен быть связующим звеном между образовательным процессом и конкретными интересами работодателей. Специфика компетентностного образования заключается в приобретении опыта в ситуациях реальной жизни, при решении реальных проблем и задач, даже если это происходит в рамках учебного процесса.

Актуальным на данный момент является не многообразие узкоспециальных знаний и умений, а профессиональные компетенции и компетентности как способность эффективно действовать в разнообразных социальных и практических ситуациях.

Содержание образования необходимо представить как систему образовательных компетенций, которая интегрирует взаимосвязанные смысловые ориентации, умения и знания для эффективного решения значимых и актуальных проблем в профессиональных видах деятельности.

Приоритетными задачами становятся:

- повышение методологической культуры педагогов,

- устранение разрыва между теорией и практикой,

- использование в теории и практике современных технологий.

Основная цель современного образования - подготовка эрудированного специалиста, владеющего необходимой системой знаний и умений, обладающего большим запасом информации.

Современность предъявляет жесткие требования к системе образования, к качеству и уровню подготовки выпускников высших профессиональных школ. Компетентностный подход позволяет увидеть результат образовательного процесса с точки зрения запросов общества, рынка труда и конкретных ожиданий работодателя, который в современных условиях наряду с государством выступает в качестве социального заказчика.

Реализация компетентностного подхода всей системы образования должна проходить постепенно и плавно. Шаги в будущее следует делать, тщательно проанализировав опыт прошлого, взяв из него все лучшее.

Список литературы

1. Паначев В.Д. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 81 с.

2. Адольф В., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 158-161.

3. Синкина Е.А. Формирование профессиональных компетенций посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. - 2012. - Т. 14, № 3. - С. 109-113.

Получено 17.07.2014

Синкина Елена Александровна - старший преподаватель кафедры «Сварочное производство и технология конструкционных материалов» Пермского национального исследовательского политехнического университета; е-mail: [email protected]

Sinkina Elena Aleksandrovna - Assistant Professor, Department "Welding Production and Technology of Structural Materials", Perm National Research Polytechnic University; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.