ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)
УДК 37
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
© Надежда Мишина, Зилия Явгильдина
CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENTS OF SOCIAL INTERACTIONS AS CONDITIONS FOR PROMOTING ART AND PROJECT ACTIVITIES OF LEARNERS IN CHILDREN'S ART SCHOOLS
Nadezhda Mishina, Zilia Yavgildina
Art and project activities are a significant component of education in modern educational institutions, which work under the pre-professional supplementary programs of general education. However, their realization is unsystematic and inefficient. The need for a theoretical and practical solution to this contradiction identifies our research problem, i.e. what are the pedagogical conditions for promoting artistic and design activities of pupils in children's art schools? Having analyzed the works by N. V. Matyash, N. Y. Pahomova, E. S. Polat and others, we conclude that the creation of educational environments of social interactions is a significant component of education along with the development of the artistic and methodological basis for art and project activities as well as the target design of preparatory work. According to the research hypothesis, art and project activities are effective if we: 1) determine and scientifically substantiate the requirements for the creation of educational environments of social interactions in children's art schools; 2) develop a structural model of educational environments of social interactions in children's art schools. The novelty of the research lies in the fact that the authors are the first to identify and scientifically substantiate the requirements for the creation of educational environments of social interactions in children's art schools and develop the structure of educational environments of social interactions viewed as an extensive network of internal and external relations of subjects ('teacher - learner', 'learner - learner', 'teacher - parents', 'CSA - social partners'). The research uses the following methods: a review of pedagogical, psychological, and art literature; analysis and synthesis; simulation. As a result, the article scientifically substantiates the advantages of creating educational environments of social interactions as conditions for the implementation of art and project activities in children's art schools, which foster learners' professional self-determination and creative self-expression.
Keywords: art education, educational environments, art and project activities, social interaction, children's art school.
Художественно-проектная деятельность занимает высокое положение в образовательном процессе современных образовательных учреждений, реализующих предпрофессиональные дополнительные общеобразовательные программы. Вместе с тем она используется педагогами несистематично и неэффективно. Необходимость поиска теоретико-практического решения указанного противоречия позволяет определить проблему исследования: каковы педагогические условия реализации художественно-проектной деятельности учащихся детской школы искусств? В ходе анализа научных трудов исследователей Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат и др. нами обнаружено, что, наряду с необходимостью разработки художественно-методической основы использования художественно-проектной деятельности, целевого конструирования подготовительной работы, важным условием выступает создание образовательной среды социального взаимодействия, которое в полной мере раскрывается в рамках данной статьи. Гипотеза исследования - художественно-проектная деятельность будет организована наиболее эффективно, если: 1) выявить и научно обосновать требования к созданию образовательной среды социального взаимодействия в детской школе искусств; 2) разработать структурную модель образовательной среды социального взаимодействия в детской школе искусств. Новизна заключается в том, что в исследовании авторы впервые выявили и научно обосновали требования к созданию образовательной среды социального взаимодействия в детской школе искусств, разработали структуру образовательной среды социального взаимодействия, представляющую собой разветвленную сеть внутренних и внешних от-
ношений субъектов («педагог - ученик», «ученик - ученик», «педагог - родители», «ДШИ - социальные партнеры»). В исследовании использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы; методы анализа и синтеза; моделирование. В данной статье научно обоснованы преимущества создания образовательной среды социального взаимодействия как условия реализации художественно-проектной деятельности учащихся детской школы искусств, которая направлена на профессиональное самоопределение и творческое самовыражение учащихся.
Ключевые слова: художественное образование, образовательная среда, художественно -проектная деятельность, социальное взаимодействие, детская школа искусств.
На сегодняшний день художественно-проектная деятельность занимает высокое положение в образовательном процессе современных детских школ искусств, так как формирует потребность и готовность учащихся к восприятию и самостоятельному получению новых знаний, развивает их личностные качества, обучает воплощению своих идей в материальной, эстетичной форме (Н. В. Матяш, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.). Кроме того, она обладает интегративным и поэтапным характером, обеспечивает связь обучения с жизнью и способствует повышению качества и уровня образовательной подготовки. Тем не менее на практике наблюдается пассивное, несистемное использование данного вида деятельности, так как не разработаны педагогические условия ее реализации в детской школе искусств.
Наряду с необходимостью разработки художественно-методической основы использования художественно-проектной деятельности, целевого конструирования подготовительной работы, обеспечения учебного процесса информационно-исследовательскими ресурсами, важным условием выступает создание образовательной среды социального взаимодействия.
Как известно, в каждом образовательном учреждении создается среда, которая отражает его цель и задачи, современные тенденции развития отечественного и мирового образования. Такая среда традиционно называется образовательной. Вопросами конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания занимались отечественные исследователи О. С. Газман, С. Д. Дерябо, М. В. Кларин, В. А. Левин, С. В. Тарасов, И. Д. Фрумин, И. Г. Шендрик, В. А. Ясвин и др. Понятие «образовательная среда» определяется ими по-разному. Психологи С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин считают, что образовательной средой называется совокупность как позитивных, так и негативных влияний, условий и возможностей обучения, воспитания и развития личности, содержащихся в социальном пространственно-предметном окружении [Ясвин, с. 28].
Другой исследователь в области психологии С. В. Тарасов считает, что образовательная среда
может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. Он также выделяет уровни образовательной среды: 1) глобальный (мировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобальные информационные сети); 2) региональный (страна, регион, образовательная политика, культура, система образования, образ жизни в соответствии с национальными и социальными нормами, традициями, средства массовой информации); 3) локальный (образовательное учреждение, творческое объединение, семья, ближайшее окружение человека) [Тарасов].
Исследователи дают характеристику четырех типов образовательной среды. К первому типу относится «догматическая» образовательная среда, характеризуемая наличием жестких традиций и авторитета учителя, дисциплины учащихся. Второй тип «безмятежного потребления» отличается доброжелательным отношением к воспитанникам, отсутствием необходимой требовательности. В рамках образовательной среды третьего типа - «внешний лоск и карьера» - формируются конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. Образовательная среда четвертого типа отличается творческим характером и определяется как «идейная» образовательная среда, воспитывающая личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир.
Анализируя типологию образовательной среды, исследователи полагают, что она может базироваться на соотношении таких параметров, как «свобода - зависимость» и «активность -пассивность». «Догматическая» среда характеризуется зависимостью и пассивностью; «безмятежная» - пассивностью и свободой; «карьерная» - активностью и зависимостью; «идейная» -свободой и активностью [Тарасов, с. 29].
В рамках нашего исследования мы создаем образовательную среду, относящуюся к четвер-
тому типу, которая рассматривается нами на локальном уровне в рамках детской школы искусств.
Следует заметить, что на сегодняшний день образовательная среда учреждения дополнительного образования и ее влияние на воспитанников активно изучается исследователями Г. В. Буковской, М. С. Денисовой, А. Н. Захлебным, И. Д. Зверевым, О. Е. Лебедевым, Е. В. Козловой, А. И. Щетинской, Л. Н. Ходуновой и др.
В работах данных исследователей выявлены основные свойства образовательной среды учреждений дополнительного образования:
- обладает богатыми потенциальными возможностями для личностного развития, которые реализуются в меру активности самих субъектов в процессе их взаимодействия со средой;
- способствует формированию, мотивации, развитию личности, созданию ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении личностного достоинства;
- строится на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, самоопределения подростков.
Исследование различных подходов и теорий позволяет утверждать, что образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как ресурс своей совместной деятельности, и между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.
В детской школе искусств сегодня необходимо создавать образовательную среду социального взаимодействия, которая способствует системной реализации художественно-проектной деятельности. Такая образовательная среда должна удовлетворять следующим требованиям:
- наличие отношений сотрудничества;
- гарантия самовыражения учащихся подросткового возраста и удовлетворения их познавательных потребностей;
- включение подростков в социально-творческие и общественные процессы.
Далее более подробно рассмотрим выделенные требования.
Теоретические аспекты проблемы сотрудничества в рамках образовательного процесса раскрыты в работах Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинского, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.
Создание отношений сотрудничества представляет собой гуманистическую идею совмест-
ной развивающей деятельности, основанную на взаимопонимании, взаимопроникновении, коллективном анализе хода и результатов этой деятельности.
В психолого-педагогической литературе сотрудничество как форма взаимодействия субъектов процесса обучения характеризуется такими показателями, как пространственно-временное соприсутствие, единство целей деятельности, организация и управление деятельностью всех субъектов, разделение функций, действий, операций между субъектами, наличие позитивных межличностных отношений [Зимняя].
В контексте достижения оптимальных результатов художественно-проектной деятельности и предпрофессионального роста взаимодействующих в ней субъектов важным является создание отношений сотрудничества, во-первых, между педагогом и учащимися, во-вторых, между учащимися, в-третьих, между педагогом и родителями учащихся.
Сотрудничество между педагогом и учеником может быть организовано в том случае, если преподаватель способен увидеть в обучаемом активно действующего субъекта его деятельности и построить собственную педагогическую деятельность, стимулирующую извне внутреннюю активность обучаемого, направленную на «выращивание себя» как субъекта деятельности [Давыдов], [Эльконин].
В контексте повышения эффективности реализации художественно-проектной деятельности сотрудничество должно быть ориентировано не на репродуктивно-подражательную деятельность по передаче учителем знаний, умений и навыков обучаемым, а на совместный поиск новых способов, средств и условий действий и взаимодействий по достижению определенных целей. Другими словами, необходимо создать психологический контакт, основанный на эмоциональном сопереживании, проявлении искреннего и подлинного уважения субъектов процесса обучения друг к другу. Для грамотной организации отношений сотрудничества с учащимися педагогу необходимо:
1) становиться примером для подражания, найти источник творчества в самом себе и самому демонстрировать творческий стиль деятельности;
2) требовать от учащихся дисциплины, послушания, доверия педагогу, что способствует воспитанию личности идеалосообразной [Сериков, с. 53];
3) принуждать трудиться, не сдаваться, верить в свои силы, что станет стимулом дальнейшего развития и саморазвития;
4) прогнозировать познавательную деятельность самообучения учащегося и предвидеть все то, что может и будет выполнять ученик, создавая благоприятные условия для прочного усвоения знаний, умений, навыков, опыта реализуемой деятельности;
5) организовывать художественно-проектную деятельность по ее алгоритмам, предвидя получаемые знания от элементарных до более сложных, позволять ученикам демонстрировать свои знания, умения, навыки;
6) поощрять разумный риск и поиск, и не наказывать за совершаемые ошибки, а, напротив, объяснять, почему результат оказался неудовлетворительным, показывать альтернативные способы решения проблемы, приводящие к успеху или улучшению результата; позволяя учащимся рисковать и даже поощряя их в этом, педагог может помочь раскрытию их потенциала;
7) одобрять новые идеи, в основе которых лежит собственный образ мыслей ученика, способность идти дальше увиденного и прочитанного;
8) позволять ученикам рефлексировать свои действия, результаты художественно-проектной деятельности, что приведет к преобразованию самой личности учащихся и формированию у нее различных структур умственных, нравственных сторон;
9) содействовать созданию отношений сотрудничества между учащимися.
Последнее из ряда выдвинутых требований к педагогу, как показал процесс и результаты нашего исследования, является важным для эффективного решения рассматриваемой проблемы. Организация и реализация отношений сотрудничества между учащимися позволяет им не только лучше усваивать материал, но у них более активно формируются положительная мотивация к учебе, активизируется эмоциональная сфера, уменьшаются трудности, связанные с дисциплиной на занятиях, меняется характер взаимоотношений между учениками-сверстниками, возрастает сплоченность коллектива в целом, основанная на взаимопомощи и взаимоуважении, происходит социализация личности учащегося, формируются важнейшие социальные умения и навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей на основе этического партнерства и др.
Важную роль в росте личности подростка в условиях детской школы искусств оказывает создание отношений сотрудничества между педагогом и родителями учащихся. Как показывает опыт, осознание родителями того, что ученик посещает школу, а не кружок или секцию, имеет
значительное влияние на отношение учащихся к занятиям в данной школе, на посещаемость, ответственность к подготовке к занятиям, выполнению домашних заданий. В нормативных документах и федеральных государственных требованиях указывается, что родитель обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на фестивалях, выставках, участие в проектах школы - обязательное условие успешности обучения детей.
Исходя из личного опыта, мы убеждаемся, что эффективным является проведение выставок учебных и творческих работ учащихся, на которые приглашаются родители и другие гости. На данных выставках создается педагогами художественно-просветительская творческая атмосфера, содержащая следующие компоненты:
- определенный маршрут продвижения по экспозиции, включающей различные тематические зоны;
- объяснительно-иллюстративный ряд, раскрывающий особенности используемых учащимися на занятиях техник и технологий и творческой работы над той или иной темой;
- индивидуальные экспресс-беседы с родителями, в рамках которых обсуждаются вопросы успеваемости, дисциплины, мотивации;
- экспромт-задание, которое должно быть выполнено ребятами совместно с родителями с целью создания соответствующей теме выставки художественной инсталляции.
Активное взаимодействие с родителями обеспечивает социальную активность участников образовательного процесса.
Таким образом, создание отношений сотрудничества между педагогом и учащимися, учащимися между собой и между педагогом и родителями учеников гарантирует самовыражение подростков.
Еще одним требованием к созданию образовательной среды социального взаимодействия выступает включение подростков в социально-творческие и общественные процессы. Данное требование будет реализовано, если организовать социальное взаимодействие с партнерами, или, другими словами, социальное партнерство. В данном случае мы опираемся на Межведомственную программу развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, в которой указано, что модернизация структуры и содержания программ сферы дополнительного образования детей возможна при
развитии социального партнерства с предприятиями, компаниями и крупными корпорациями, осуществляющими заказы на конкретные образовательные программы допрофессионального образования и профессиональной ориентации старшеклассников [Межведомственная программа, с. 6].
Как известно, художественно-проектная деятельность предполагает не только теоретическое, но и практическое знакомство учащихся с особенностями, спецификой, преимуществами и трудностями той профессии, основы которой осваиваются в стенах детской школы искусств. Преподаватель не обязан обладать специальными компетенциями в области профессии архитектора, дизайнера, живописца и графика, однако ему необходимо уметь налаживать взаимодействие с социально-культурно-досуговыми общностями профессионалов или сверстников, занимающихся соответствующим видом деятельности.
Партнерские отношения необходимы со средними и высшими учебными заведениями, с другими школами дополнительного образования и общеобразовательными школами, музеями, средствами массовой информации. Обеспечение взаимодействия учащихся детской школы искусств с различными социальными партнерами является одной из приоритетных задач системы воспитания, направленной на оказание помощи подросткам в процессе их социализации, освоения социокультурного опыта, профессионального самоопределения.
Создание социальных партнерских отношений с другими школами и музеями может позволить мобилизовать и сконцентрировать материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы для реализации более масштабных художественных проектов, а также для их внедрения, распространения и методического обеспечения, для оптимизации и развития кадрового потенциала и пр. Кроме этого, такое сотрудничество может способствовать духовно-нравственному, эстетическому, гражданскому, патриотическому воспитанию подростков, их активному вовлечению в различные формы работы, такие как организация и проведение исследовательских конференций учащихся, лектории, круглые столы, открытие и проведение выставки и т. д.
Большое влияние на подростков оказывает взаимодействие со средствами массовой информации - телевидение, радио, печать. Развитие техники, средств массовой информации позволяет подросткам познакомиться с различными направлениями и видами проектов, художественной и социокультурной деятельности. Такое
взаимодействие может быть реализовано в различных формах: создание подростками банка данных видеотек, фотоматериалов; издание материалов художественно-эстетического и проектного направления в печати; участие учеников с педагогом в мультимедийных, телекоммуникационных проектах и т.д.
Итак, образовательная среда социального взаимодействия представляет собой разветвленную сеть внутренних и внешних отношений субъектов и их сотрудничества. Основными здесь выступают взаимосвязанные линии «педагог - ученик», «ученик - ученик», «педагог - родители», «ДШИ - социальные партнеры», что отражено в следующей схеме.
СОТРУДНИЧЕСТ «ПЕДАГО! '-УЧЕНИК;
МЧШММЫШ (ТЩ (ЩЫЛШОП) ргщшдейстгш дЙЯ"
сотрудннчЕстао
«ДШН-СОЦНАЛЬНЫ
партнёры»
Схема. Образовательная среда социального взаимодействия в детской школе искусств (ДШИ)
Таким образом, создание образовательной среды социального взаимодействия выступает важным условием реализации художественно-проектной деятельности учащихся детской школы искусств, обеспечивающим включение учащихся в общественно и социально значимые проекты, направленные на оказание им помощи в процессе социализации, освоения социокультурного опыта, профессионального самоопределения. Такая образовательная среда должна удовлетворять следующим требованиям:
- наличие отношений сотрудничества;
- гарантия самовыражения учащихся подросткового возраста и удовлетворения их познавательных потребностей;
- включение подростков в социально-творческие и общественные процессы.
Список литературы
Давыдов В. В. Формирование развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996. 544 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года // Dopedu.ru: Образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. 2016. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/ 263/megvedomst-programma.pdf (дата обращения: 21.01.2016)
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
Тарасов С. В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Речь, 2001. 235 с.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в школьном возрасте // Вопросы психологического обучения и воспитания: тезисы докладов на конференции. Киев: издательство НИИ психологии УССР, 1961. С. 201-277.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
References
Davydov, V. V. (1996). Formirovanie razviva-yushhego obucheniya [The Formation of Developmental Education]. 544 p. Moscow, Prosveshhenie. (In Russian)
E'l'konin, D. B. (1961). Psixologicheskie voprosy formirovaniya uchebnoj deyatel'nosti v shkol'nom voz-raste [Psychological Issues of the Development of Learning Activities at School Age]. Voprosy psixologicheskogo obucheniya i vospitaniya: tezisy dokladov na konferencii
Мишина Надежда Валентиновна,
аспирант,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. tccm09@yandex.ru
Явгильдина Зилия Мухтаровна,
доктор педагогических наук, профессор,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. zilia.javgi@gmail.com
[The Issues of Psychological Education: Abstracts of Conference Presentations]. Pp. 201-277. Kiev: iz-datel'stvo NII psixologii USSR. (In Russian)
Mezhvedomstvennaya programma razvitiya dopol-nitel'nogo obrazovaniya detej v Rossijskoj Federacii do 2020 goda [The Interdepartmental Programme for the Development of Supplementary Education of Children in the Russian Federation till 2020]. Dopedu.ru: Obra-zovanie: informacionnyj portal sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Education: the informational portal of a systemic supplementary education of children]. 2016. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/ megve-domst-programma.pdf (accessed: 21.01.2016). (In Russian)
Serikov, V. V. (1999). Obrazovanie i lichnost' [Education and Personality]. Teoriya i praktika proektiro-vaniya pedagogicheskix system [Theory and Practice of Pedagogical Systems Design]. 272 p. Moscow, Logos. (In Russian)
Tarasov, S.V. (2001). Shkol'nik v sovremennoj obra-zovatel'noj srede [Schoolchildren in a Modern Educational Environment ]. 235 p. St. Petersburg, Rech'. (In Russian)
Yasvin, V. A. (2001). Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: from Modeling to Design ]. 365 p. Moscow, Smysl. (In Russian)
Zimnyaya, I. A. (2000). Pedagogicheskaya psixologi-ya [Pedagogical Psychology]. Uchebnik dlya vuzov. 384 p. Moscow, Logos. (In Russian)
The article was submitted on 29.01.2016 Поступила в редакцию 29.01.2016
Mishina Nadezhda Valentinovna,
graduate student,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.
tccm09@yandex.ru
Yavgildina Zilia Mukhtarovna,
Doctor of Pedagogy, Professor,
Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. zilia.javgi@gmail.com