Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОГО ДИЗАЙНА'

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод портфолио / мультимедийные технологии / креативные технологии / экспозиционная среда / дизайн-проектирование / коммуникативный дизайн / визуализация / portfolio method / multimedia technologies / creative technologies / exhibition environment / design planning / communication design / visualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Хабибова, Е.А. Хижняк, Д.С. Матюнина

В статье рассматриваются возможности использования метода портфолио в ходе работы над проектной задачей в дизайн-практике. Исследователи утверждают, что создание портфолио в ходе учебного процесса приводит к развитию креативности обучающихся. С одной стороны, портфолио позволяет организовать этапы осуществления сбора информации, с другой стороны, активирует творческое мышление и элемент рефлексии на всём протяжении работы над тем или иным творческим проектом. Следовательно, метод портфолио обладает большим образовательным потенциалом. Он способствует реализации успешной коммуникации между студентом и педагогом, а также студентов между собой и дизайн-сообществом. В статье уточняются оптимальные формы использования современных методов создания и реализации творческих идей в ходе создания мультимедийного портфолио. Обозначены основные принципы планирования дизайн-проекта с учетом современных мультимедийных технологий. На основе анализа процесса проектирования в коммуникативном дизайне авторами даются рекомендации по использованию различных техник креативности, способствующих созданию творческого портфолио обучающихся по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A MULTIMEDIA PORTFOLIO AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVITY IN STUDENTS WHO MAJOR IN COMMUNICATION DESIGN

The article discusses ways of using the portfolio method by a designer and the specifics of its creation while working on a design task in design practice. Researchers state that building portfolios during the learning process contributes to the development of creative thinking. Firstly, a portfolio allows one to organize stages of collecting information; secondly, it activates creative thinking and an element of reflection throughout the work on a particular creative project. Therefore, the portfolio method has great educational potential. This method allows for successful communication between student and teacher, as well as between students and the rest of the design community. The article specifies the optimal modern methods of creating and implementing creative ideas in the process of building a multimedia portfolio. The basic principles of design project planning are outlined taking into account the modern multimedia technologies. Based on analysis of the design process in communication design, the authors give recommendations on the use of various creativity techniques which will aid the students in this field developing a creative portfolio.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОГО ДИЗАЙНА»

людей с особыми потребностями и для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. В совместной работе детей и взрослых над сценарием мультфильма, изображением персонажей, их анимацией и озвучанием «дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребёнку» [там же].

Творческий подход к вовлечению в экологичную среду библиотек разнообразных по информационным запросам читателей и нечитателей, приверженцев книг и информационных ресурсов, самостоятельных в своём выборе и находящихся под патронажем взрослых, присущ и вновь появившимся программам по изучению феномена информации. Так, в последние годы в таких программах, в том числе в формате общероссийских акций, внимание привлечено к историческим формам документирования («Книга из глины», «Свитки древнего Египта» и пр.) Изучение истории письменности не игнорирует примет современного рынка информации, вводя темы стихосушек, леттеринга, фактчекинга. Подобные программы в игровой форме знакомят аудиторию библиотек с формами борьбы за экологию информационного пространства против информационного смога, информационного шума, искажающих информацию и её восприятие.

Библиографический список

Изучение библиотечного подхода к экологическому просвещению показывает, что на отбор его содержания оказывают влияние общенаучные тенденции развития экологического знания, активизирующие безбарьерное сочетание естественно-научного, природоохранительного и информационного (культурологического) подходов к интерпретации задач экологии. Социум признает за библиотеками успехи в организации экологического просвещения, отмечает разнообразие форм воплощения и выдвигает новые требования, связанные с формированием безопасной среды для потребителя информации. Современная библиотека должна не только предоставлять информацию, но и формировать навыки её интерпретации.

Развитие экологической проблематики в библиотечной деятельности обогащает преподавание в вузах культуры краеведческой библиографии и способствует созданию интегративного курса, освещающего проблемы экологии информации. Введение новой учебной дисциплины потребует дальнейшей работы над экологической проблематикой библиотечно-информационного пространства, обращения к анализу содержания, в том числе производственных процессов, связанных с профессиональной экспертизой качества библиотечных фондов.

1. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

2. Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ. Владимир, 2018. Available at: http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_ kraev_pub.pdf

3. Лещинская В.В., Рыбальский Н.Г Эколого-просветительская деятельность библиотек. Природно-ресурсные ведомости. 2017; № 10-11: 7

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Available at: https: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/78b773a28f3ad19eb234697b20ab1d48c09f748a/

5. Экологический раздел сайта ГПНТБ России. Available at: https://ecology.gpntb.ru/

6. Библиографические базы данных собственной генерации ГПНТБ СО РАН. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/o-biblioteke/osnovnye-strukturnye-podrazdeleniya/otdel-nauchnoj-bibliografii/informacionno-bibliograficheskaya-produkciya/bibliograficheskie-bazy-dannyx-sobstvennoj-generacii/

7. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад. Москва: Минприроды России, 2019.

8. Критерии оценки деятельности детской библиотеки по экологическому воспитанию, просвещению, образованию читателей и созданию экологичной среды в библиотеке. Available at: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_contentSview=articleSid=594:-l-rScatid=127:2012-02-19-16-58-32SItemid=213

9. Устюгова Е.Н. Экология культуры: грани проблемы ВестниксПбГУ. 2013; № 3: 64-69.

10. Басов С.А. Публичная библиотека в России: исторические уроки, проблемы и решения, достижения и надежды: обзор материалов Информационный бюллетень РБА. 2017; № 81: 11-23.

11. Фридман М. Роль библиотек и информации в устойчивом развитии общества: экология информации Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса Симферополь, 2007. Available at: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/39.pdf

12. Парахонский А.П. Формирование информационного общества и развитие информационной экологии Педагогика и современность. 2014; 3: № 20-28.

13. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108808/6fca9c26908d9ea57af1348f34c9630d15533d16/

14. ВебЛандия: лучшие сайты для детей. Available at: https://rgdb.ru/megaproekty/veblandiya-luchshie-sajty-dlya-detej

References

1. Ob ohrane okruzhayuschej sredy: federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

2. Rukovodstvo po kraevedcheskoj deyatel'nosti obschedostupnyh (publichnyh) bibliotek RF. Vladimir, 2018. Available at: http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk_kraev_pub.pdf

3. Leschinskaya V.V., Rybal'skij N.G. 'Ekologo-prosvetitel'skaya deyatel'nost' bibliotek. Prirodno-resursnye vedomosti. 2017; № 10-11: 7

4. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ. Available at: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _61798/78b773a28f3ad19eb234697b20ab1d48c09f748a/

5. 'Ekologicheskijrazdelsajta GPNTB Rossii. Available at: https://ecology.gpntb.ru/

6. Bibliograficheskie bazy dannyh sobstvennoj generacii GPNTB SO RAN. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/o-biblioteke/osnovnye-strukturnye-podrazdeleniya/otdel-nauchnoj-bibliografii/informacionno-bibliograficheskaya-produkciya/bibliograficheskie-bazy-dannyx-sobstvennoj-generacii/

7. O sostoyanii i ob ohrane okruzhayuschej sredy Rossijskoj Federacii v 2018 godu: gosudarstvennyj doklad. Moskva: Minprirody Rossii, 2019.

8. Kriterii ocenki deyatel'nosti detskoj biblioteki po 'ekologicheskomu vospitaniyu, prosvescheniyu, obrazovaniyu chitatelej i sozdaniyu 'ekologichnoj sredy v biblioteke. Available at: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_contentSview=articleSid=594:-l-rScatid=127:2012-02-19-16-58-32SItemid=213

9. Ustyugova E.N. 'Ekologiya kul'tury: grani problemy VestnikSPbGU. 2013; № 3: 64-69.

10. Basov S.A. Publichnaya biblioteka v Rossii: istoricheskie uroki, problemy i resheniya, dostizheniya i nadezhdy: obzor materialov Informacionnyjbyulleten'RBA. 2017; № 81: 11-23.

11. Fridman M. Rol' bibliotek i informacii v ustojchivom razvitii obschestva: 'ekologiya informacii Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa Simferopol', 2007. Available at: https://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/39.pdf

12. Parahonskij A.P. Formirovanie informacionnogo obschestva i razvitie informacionnoj 'ekologii Pedagogika isovremennost'. 2014; 3: № 20-28.

13. O zaschite detej ot informacii, prichinyayuschej vred ih zdorov'yu i razvitiyu: federal'nyj zakon ot 29.12.2010 N 436-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_108808/6fca9c26908d9ea57af1348f34c9630d15533d16/

14. VebLandiya: luchshie sajty dlya detej. Available at: https://rgdb.ru/megaproekty/veblandiya-luchshie-sajty-dlya-detej

Статья поступила в редакцию 20.02.24

УДК 747.012

Khabibova A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: alevtina.khabibova@gmail.com

Khizhnyak E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: alias.07@mail.ru

Matyunina D.S., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: matuninads@mgpu.ru

BUILDING A MULTIMEDIA PORTFOLIO AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVITY IN STUDENTS WHO MAJOR IN COMMUNICATION DESIGN. The

article discusses ways of using the portfolio method by a designer and the specifics of its creation while working on a design task in design practice. Researchers state that building portfolios during the learning process contributes to the development of creative thinking. Firstly, a portfolio allows one to organize stages of collecting information; secondly, it activates creative thinking and an element of reflection throughout the work on a particular creative project. Therefore, the portfolio method has great educational potential. This method allows for successful communication between student and teacher, as well as between students and the rest of the design community. The article specifies the optimal modern methods of creating and implementing creative ideas in the process of building a multimedia portfolio. The basic principles of design project planning are outlined taking into account the modern multimedia technologies. Based on analysis of the design process in communication design, the authors give recommendations on the use of various creativity techniques which will aid the students in this field developing a creative portfolio.

Key words: portfolio method, multimedia technologies, creative technologies, exhibition environment, design planning, communication design, visualization

А.С. Хабибова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: alevtina.khabibova@gmail.com

Е.А. Хижняк, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: alias.07@mail.ru

Д.С. Матюнина, канд. иск. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: matuninads@mgpu.ru

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОГО ДИЗАЙНА

В статье рассматриваются возможности использования метода портфолио в ходе работы над проектной задачей в дизайн-практике. Исследователи утверждают, что создание портфолио в ходе учебного процесса приводит к развитию креативности обучающихся. С одной стороны, портфолио позволяет организовать этапы осуществления сбора информации, с другой стороны, активирует творческое мышление и элемент рефлексии на всём протяжении работы над тем или иным творческим проектом. Следовательно, метод портфолио обладает большим образовательным потенциалом. Он способствует реализации успешной коммуникации между студентом и педагогом, а также студентов между собой и дизайн-сообществом. В статье уточняются оптимальные формы использования современных методов создания и реализации творческих идей в ходе создания мультимедийного портфолио. Обозначены основные принципы планирования дизайн-проекта с учетом современных мультимедийных технологий. На основе анализа процесса проектирования в коммуникативном дизайне авторами даются рекомендации по использованию различных техник креативности, способствующих созданию творческого портфолио обучающихся по данному направлению.

Ключевые слова: метод портфолио, мультимедийные технологии, креативные технологии, экспозиционная среда, дизайн-проектирование, коммуникативный дизайн, визуализация

Актуальность данного исследования заключается в том, что в решении задач развития креативности обучающихся и стимулирования в них умения ответственно подходить к результатам своей учебно-творческой деятельности важная роль принадлежит методике создания портфолио на всех этапах проектной деятельности в коммуникативном дизайне.

Целью исследования является уточнение условий освоения обучающимися навыков работы с различными инструментами креативного проектирования, способствующих созданию мультимедийного портфолио, и описание использования методик, направленных на раскрытие особенностей влияния специальных средств и приемов методического воздействия в ходе проектной деятельности обучающихся.

В статье рассматриваются новые подходы к процессу обучения, ориентированного на проектирование портфолио, складывающиеся в целостный подход, направленный на развитие креативности обучающихся в рамках подготовки на отделениях коммуникативного дизайна.

Объектом данного исследования стала учебно-творческая деятельность обучающихся в магистратуре по направлению «Коммуникативный дизайн».

Предметом исследования является развивающий эффект специально организованного методического воздействия, направленного на развитие креативности в процессе проектной деятельности, включающей создание мультимедийного портфолио.

Методы исследования, описанные в данной статье, объединили две группы: теоретический анализ проведенных ранее научных исследований и эмпирические методы, включающие анализ результатов деятельности проектно-твор-ческой деятельности обучающихся (тесты, анкетирование, анализ созданных портфолио, наблюдение, опрос, обобщение).

Для практического осуществления экспериментального исследования мы поставили перед собой задачу поиска, уточнения и отбора приёмов и методов, способствующих развитию креативности в процессе создания мультимедийного портфолио. В течение нескольких лет осуществлялись фиксация результатов проектной деятельности обучающихся в магистратуре по направлению «Коммуникативный дизайн» и наблюдение за их профессиональным ростом по завершении образовательного этапа. Исследователи были включены и как наблюдатели, и как преподаватели дисциплин коммуникативного дизайна. В рамках обучения процесс наблюдения был направлен на изучение следующих показателей развития креативности:

- умение творчески подходить к сбору информации относительно объекта проектирования;

- умение дифференцировать и анализировать собранную информацию по видам и уровням мультимедийных средств;

- умение выстраивать закономерности между отдельными элементами творческого поиска в области дизайн-проектирования, в том числе мультимедийных видео с учетом различных средств выразительности (изображение, звук, динамика);

- проявление навыков осуществления рефлексии, включая рефлексию визуальную;

- способность генерации различных идей и вариантов решения творческих задач;

- навыки убедительной демонстрации хода и результатов своей творческой деятельности.

Научная новизна заключается в том, что нами было выдвинуто предположение, что для развития креативности обучающихся целесообразно с первых же дней обучения в магистратуре познакомить студентов с использованием такой образовательной технологии, как метод портфолио, и обучить их оптимальному использованию этого метода в ходе учебно-творческой работы над созданием мультимедийного варианта демонстрации результатов.

Обращаясь к истории изучения проектирования в области дизайна, следует в первую очередь отметить, что креативный акт как акт создания нового

рассматривается не только с позиции нового для самого творца, но и с позиции значимости продукта креативной деятельности для общества. Дизайн выступает как деятельность с высокой социальной ответственностью [1, с. 102]. В этой связи стоит привести исследование Михайи Чиксентмихайи, который считает, что креативность заключается во взаимосвязях внутри системы, состоящей из трёх частей:

1) домен (тематическое поле креативного акта);

2) личность (тот, кто превращает объём знаний в новые идеи);

3) эксперты (сообщество, которое исполняет оценивающую роль) [2].

Учебные дисциплины, преподаваемые в рамках подготовки специалистов

в области коммуникативного дизайна, основаны на том, что обучение строится на принципе усложнения учебных задач и умножения требований, которым должен отвечать обучающийся, выполняющий дизайн-разработку. В то же время краткосрочность реального контактного учебного времени, отведенного на учебу в курсе магистратуры, накладывает отпечаток на качество учебно-творческих работ Поэтому в самом начале обучения перед преподавателем встает ряд вопросов:

1. Как проследить прогресс в формировании профессиональных компетенций обучающихся?

2. С чем приходит студент (с позиции компетентностного подхода), с чем выходит по окончании вуза?

3. Как он осуществляет рефлексию?

4. Как происходит процесс творческого поиска?

Одним из методов, позволяющих дать ответы на эти вопросы, является уже хорошо зарекомендовавший себя в образовательной практике метод портфолио, который широко описан в трудах российских и зарубежных исследователей (Г В. Селевко, Е.В. Григоренко, О.П Смолянинова, Т. Г Новикова, И.П Юдина, А.И. Артюхина, Н.Н. Гоппе, В.А. Девисилов, И.В. Путилова и др.). Большинство авторов в своих трудах рассматривают портфолио как оценочное средство достижений в процессе обучения (Г.В. Селевко, О.П Смолянинова (2009), В.Ю. Переверзев и С.А. Синельников (2008)), другие показывают роль портфолио с точки зрения психолого-педагогических аспектов (В.К. Загвоздкин). Портфо-лио как педагогическую технологию и метод проектов подробно охарактеризовал В.А. Девисилов, обозначив коммуникативную направленность веб-портфолио [3]. Следует отметить, что проблема развития креативности студентов дизайнеров в процессе работы над мультимедийным портфолио малоизучена, что требует рассмотрения.

Мультимедийное портфолио студента - это современное средство обучения, представляющее собой целостное единство текстовой, графической и анимационной информации, а также видео- и звуковой.

По мнению Бент Б. Андерсен и Кати ван ден Бринк, «суть метода заключается в том, что в течение определенного периода обучающиеся собирают и систематизируют все выполненные работы» [4]. Основываясь на положениях этих исследователей, мы выделили следующие характеристики, необходимые для разработки студентами своего мультимедийного портфолио:

1. Множественность источников. Это, прежде всего, «собственные работы (..., от контрольных работ до фотографий, чертежей, текстов, расчетов, анимации, мультимедийных презентаций, персональных страниц в Интернете, видео- и звукозаписей)» [4, с. 47].

2. Динамичность. Данные для портфолио собираются в течение определенного времени и включают не только итоговые, но и промежуточные варианты работ.

3. Ясность. Перед студентами должна стоять чёткая цель проектно-твор-ческого задания, задачи её реализации и то, какой результат от них ожидают в итоге.

4. Интегрированность. Умение собирать разный по характеру материал (информацию) независимо, к примеру, текст это или графическая анимация, в единую целостную композицию мультимедийного портфолио.

5. Авторство. Этот пункт предполагает самостоятельность выбора материала. «Оценка методом портфолио требует ответственности и самооценки, поскольку студенты сами решают, какие материалы включать в портфолио...» [4, с. 47].

«Многоцелевое назначение. Хорошо спроектированная система оценки методом портфолио способна отразить не только развитие обучаемых, но и эффективность влияния преподавателей на учебный процесс. Портфолио также может служить средством коммуникации для всех членов групп, что позволяет им учиться друг у друга» [4, с. 47].

Основной целью экспериментальной работы стало развитие у магистров коммуникативного дизайна креативности на всех этапах выполнения разнообразных дизайн-проектов, результаты которых нацелены на создание авторского портфолио. В связи с тем, что магистры коммуникативного дизайна активно изучают на практических занятиях специальных дисциплин анимацию и мультимедиа, нами был выбран, в частности, интерактивный метод создания мультимедийного портфолио. Такой выбор был обусловлен современными требованиями кдемонстрации д изайн-концепций.Сейчас уженедостаточно статического р еше-ния и краткого описания хода работы. Требования усложняются обязательным внлюеенчем в псртфоииоонаапикеских эсементнв.тто спотобсевует болееик-тивному восприятию человеком новой информации. Об этом говорит и Т.О. Га-Неидаян.оивтрвдая,чтд«зтанвипием сналоговохицифоопых медитдоктикна потребность в мультимедийных и интерактивных коммуникациях. А глобальная сетьДнтернепзезтолила поптоценнаираявнттоя тлеемедтйныакоиеотвам «новых медиа»» [5, с. 232]. Проанализировав работы исследователей, мы пришли к вывоиу, что создыниофуанттмед иНноис паетф олио затрагивает максимальное количество областей творческой реализации обучающегося. При этом все его составляющие объединяются единой идеей, выраженной в сценарии (рис. 1).

Рис. 1. Схематическое изображение одного модуля мультимедийного портфолио обучающегося

При составлении экспериментальной программы мы опирались на четкую сер-кдуат унеОногопооцесса в рамках проектирования в коммуникативном дизайне. Программа работы над любой учебно-творческой разработкой представляет собой неизменную последовательность выполнения следующих этапов:

1. Постановка задач. Знакомство с планом работ, целями, задачами и критериями е^С фн

2. РазвертьыенсафоеоФа.Сене^инидей.^алнз и о^ска иде°. Оформление проектного предложения.

3. Радрьботдоероекте. Вьн^г^^^нисхксовС^ссеж^ен^^ гроцеаст^-боты. Выбор наиболее удачного варианта композиционного решения. Итоговая пpдгeзтa«иякpаaтивнoеканчeпLфни исиoтьеoоaниеьдо^ее^^енн^сс^^дсттее зуализации.

4.ЭФФ- зтвelншeшялиеоma.Опaлйзесиниpооктнгaпl"йофийоcкы■oким-плекса, включающего в себя ряд элементов разработки в целостном кейсе.

5. Рефлексия проСланнойработы. Kwlлeшвнoаoеcшы^ание птаев-тов. Презентация работ и их коллективный просмотр с участием приглашенных РазмeщоииейpoeктoнпифpoнoНcоeенйоисe тейаь нс^^Ц^лт.

Мы исходили из того, что на каждом из указанных выше этапов обучающийся не просто должен елыдрватл алгорномудизайн-оазааЛанви , а чоoeонватщeя на конечный результат, предполагающий включение творческого проекта в свое

Рассмотрим данные этапы в рамках реализации нашего экспериментального обученоя. Бесспоншыаметйдоаназвийнякдеалинности стод-чеовчоисео этапах их профессионального роста является изучение опыта отечественных и знре^^н^ык Больн^?^ ^о^л^о^ости ндз^^^с^з^^ься с отнгина^ьными

креативными проектными решениями в области дизайна в современных услови-нтeенeожаeвнcoмСnteresBфЩЭндвaай ВеГ|тпсе и ОпНЫе, где есть возможность составить собственные обширные коллекции произведе-нтй ьи«ФФa,втом числе графического и коммуникативного. В связи с этим мы включили этап поиска аналогов и вдохновения в метод портфолио. После разработки креативного брифа стйденыннбвно пдедуожено сайрваьсвню колло^ит вдохновляющих проеилв н тейсынрдадолвтоууссылвамйcoлчнвyeсчикaжий

преподавателями. Также студенты были ориентированы на включение анимиро-ванных и интерактивных элементов графики в отдельную подборку.

Вторым заданием в этом блоке стало коллективное обсуждение отобранных проектов дизайнеров с выявлением сильных сторон как в самой творческой идее, так и в её реализации, а также в подаче, если речь идёт о кейсе. На этом этапе, на наш взгляд, было целесообразно познакомить обучающихся с методом свободных ассоциаций для развития дивергентного мышления (Э.П. Торренс), а также латерального мышления, предложенного Э. Боно (Шесть шляп мышления»), с целью развития у них креативности. «Методика позволяет смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, разделяет мыслительный процесс на основные этапы, практически совпадающие с основными фазами творческого процесса: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку» [6; 7].

Филеева Н.Д. указывает, что «анализ стилистических особенностей выбранных визуальных материалов по заданной теме проекта даёт правильное применение этих элементов и приближает дизайн-проект к успешному графи-чеекамурешению»[8]. Важнымдляетудентавявляетея знакомство с историей стилей, их взаимодействием и использованием в современном графическом дизайне. Дляэтойдепиоказмосьцепесообрдзно иепаль зовать интерактивные тесты, позволяющие отработать навык определения стилей в дизайне и закрепить енатич вэоай ебеееев. Чобста с тестаочтадке позвдляет обучающимся увидеть нелинейность в обучении коммуникативному дизайну, возможность выхода за пределыкарот-еооднеСобразовдтетьной ттхролоние. Параллельно проходило изучение типографических систем и их стилистических особенностей в технике ручного коллажа.

Работа с креативным брифом и техническим заданием шло параллельно с описанными выше этапами. Знакомство с техникой креативности - mind map -на этапе предпроектного анализа также имеет большую практическую пользу. Высокая результативность техники mind map обусловлена тем, что студенты коммуникативного дизайна свои понятия и ассоциативные идеи начинают легко структурировать и визуализировать в различных техниках.

Для осуществления первого этапа мы использовали оба способа - создание ментальной карты в среде программного обеспечения Miro, Milanote и аналоговый способ работы на бумаге. Все материалы сохранялись в портфолио студента. Также с помощью указанных программ прорабатывался анализ целевой аудитории и мудборды. Отдельно хотелось бы сказать о значении ведения бумажного блокнота для создания коллажей и визуальных конспектов. Данный носитель позволяет осуществлять переключение студентов в ходе комбинирования цифровых и аналоговых средств выразительности.

Второй этап работы над проектом связан с этапом генерации идей и оформлением идеи в виде концепции. На этом этапе мы использовали технику креативности «мозговой штурм». Во время проведения сессии мозгового штурма предполагается широкое включение всех студентов в коллективное творчество, что, на наш взгляд, имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Зачастую именно во время таких сессий возникает эффект синергии, возрастает доверие и сплоченность внутри группы. Так как в рамках учебного проекта слож-оо сдолсто сьссйдсокйотогошеупла пеыыаждолу пдее кту, целесообразно провести такую сессию на какой-либо общей теме, не связанной с заданием семестра. Как правило, в данной роли может успешно выступить тема для текущего на данный момент конкурса графического дизайна. Самое главное в таком проекте - показать студентам альтернативный способ работы над проектом большой командой, а не только индивидуально. В современной дизайн-среде большая чсссьпроектов выподныечтякесандади дикайтеоов, будь то сайт, разработка игрсили гфоетфовдныеСдвдснга.Для атого иооользуются общие пространства, такие как Figm^, Miro и другие. Умение работать в команде - это одна из еажоых пртесссионелтныч гдмветенщий диз^не., которая требует легкости и коммуникабельности. Она способствует развитию так называемых «мягких» на-выккв (^ч^р^е^^н^с^го свeызaйсcтд.Дсччот теечьлав^ативности запрещает критику на этапе генерации идей, тем самым позволяя студентам раскрепоститься и наттроиттчя невворчество.

В процессе работы над авторским проектом в рамках дисциплины, решая постсвпевныеепи и зодсои, студенксомоатчстельнд придумывает ряд идей, основываясь на предпроектном анализе и креативном брифе. На этом этапе важно почапать еТуыоющидвя непбеодимждь по исковой стадии, в связи с чем в ходе использования метода портфолио студентам рекомендуется фиксировать свои тторченкие поиекчттчкымж грасеочоспимч срддотонми и с помощью компьютерных программ, при этом сохранять все поисковые эскизы и зарисовки, а также основные характеристики новых идей. Все данные целесообразно собирать в презентации и загружать их в отдельно созданную папку на ресурсе, к которо-мутмтюе дост уп кaлеpeпoдaзетелз. та в и одоофеепчи ки. Подача разрозненных элементов и их организация в цельную композицию или последовательную кон-еектиюможетеыеь орущего^^ в paмвы<ьpoавоирования анимированной, мультимедийной презентации. В связи с этим целесообразно на втором этапе гювчaпoмзть студеьтев с oтoOечпocтрм и созрачоя муеьтимедийной презентации. Сценарий такой презентации может сподвигнуть студента к разработке дополнительных элементов для наиболее полного раскрытия и подачи своей креативной идеи. Так, статичные элементы айдентики могут обогатиться анимированными оатгор напыыФTйтяo вымчфо рмыычидм.Чо мчтьию а второв статьи, знакомство стдаечтовызлометчами тцетарныгоч^^^тат^га и моптажа - довольно ответствен-

ный и сложныйэтап. Здесьвншо обратить внимание обучающихсяна развитие следующих умений и навыков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- жыпвьежиесоижнчионнитптижлементов макета и иерархии в композиции; исследование различных видов сценариев в подаче серии графических ком-поз и^йитвимиро ввннрмьонсение;

н тижвиииенапыков снжиаэвтеаскндропок;

- умение осуществлять подбор различных медиа в ходе прохождения вснх этанов куеативаогопрренкировчьпя;

- создание цельного продукта из разрозненных элементов посредством придтпия им стиликтическогоединства;

В результате выполнения творческих заданий, к концу семестра магистры, стрем яаь^/^ос^к^н^би^юпс^пиа вленно^якирчис ко^ели.рмиюрцелимкимплэ кс к^(^мепи^|^,чеЧ;^^инр;чбло^(^Т^(^олиттРчИя^аиб;с) таиже аскоппе нвырнтоеств фoимемчонтвюоюирнчкпочзтптчLжи.Hлчaвалшуощем этапeкa>lе^ырчтyчею-йсим^вя тазтищает cрoчебэтЫчoлио му учебному проекту на платформе

Behance. Сценарий итогового портфолио с демонстрацией серии выполненных п роектов может выглядеть следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Схематическое изображение сценария комплексного портфолио обучающегося за один семестр: 1 - вводные титры, 2 - перечень проектов, 3 - пpаекрMк1,4-Пнеe кт пын,б- зеlюlщии теаоные ткпры, 6ш призьвкат-стсии

Библиографический список

Coнпaбит-иеoчр портфолио, рефлексия проделанной работы реализуется на всех этапах. На последнем этапе проектирования осуществляется коллективный просмотр работ в виде портфолио и их обсуждение с участием приглашенных специалистов.

к- я рэ^ним ризультатов педагогического воздействия в конце формирую-щегтикип ^ь^т осуществлен анализ достигнутых результатов. Проведе-

но итоговое анкетирование, тестирование и опрос. В ходе исследования нам уда-иoрьпчскмeеPоьнбчлст венное увеличение разнообразия творческих проявлений студентов, отражающихся в высоком уровне их портфолио. У большинства сту-де нтнв ужск конщи-пв ого года обучения появилось портфолио, в котором были представлены работы, отличающиеся креативностью, цветовым и стилистиче-лкомкриствомхудсжественной формы, оригинальностью композиции. Каждый стрденсн тeвeрpчгoел принял участие в разного рода профессиональных кон-кyрбaч..нlиннвleнoитфoлио у 35% магистров в группе пополнились дипломами и сертификатами победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов в области графического дизайна, у остальных 65% - сертификатами и грамотами участника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание мультимедийного портфолио в ходе обучения дизайнеров может стать одним из важных элементов их профессиональной подготовки. Приобретение опыта решения практических задач с использованием всех инструментов мультимедийных технологий способствует оптимальному развитию профессиональных навыков обучающихся, а систематическое использование различных техник креативности помогает студентам грамотно и целостно выстраивать профессиональную траекторию собственного развития. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективном использовании метода мультимедийного портфолио в профессиональном обучении дизайнеров. Перспективу дальнейших исследований по выбранной тематике может составлять изучение психологии восприятия динамических анимационных элементов современного человека и в первую очередь дизайнера, являющегося представите-лчмннд ycчбPи,нльпющ его на оценку и эволюцию проявления креативности в создаваемых дизайн-проектах.

Проблемы дизайна. Москва: Союз дизайнеров России, 2003.

Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. Москва: Карьера Пресс, 2015.

Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. Высшее о ниесегодня.2009;№2:29-34. Availableat:http://metodisty.ru/download_file/43843.pdf

Бент А.Б., Бринк К. ван ден Мультимедиа в образовании: Multimedia in education: специализированный учебный курс. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям вобразовании:Обучение-сервис,2005.

Габриелян Т.О. Медийный аспект современного коммуникативного дизайна. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ

им.С.Г. Строганова.2019;№3-2: 223-234.

Боно Э. Управление мышлением. Минск: Попурри, 2010.

Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners. Handbook of research on teaching. New York - London, 1986: 630-647.

Филеева Н.Д. Методика эффективной работы над созданием креативного дизайн-проекта. Available at: https://pandia.ru/text/80/083/33181.php

References

1. Problemy dizajna. Moskva: Soyuz dizajnerov Rossii, 2003.

2. ChiksentmihajiM. Kreativnost'.Potok i psihologiyaotkrytijiizobretenij.Moskva:Kar'eraPress,2015.

3. Devisilov V. A. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya motivacii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie segodnya. 2009;№2:29-34. Availableat:http://metodisty.ru/downloadjle/43843.pdf

4. Bent A.B., Brink K. van den Multimedia v obrazovanii: Multimedia in education: specializirovannyj uchebnyj kurs. Moskva: Institut YuNESKO po informacionnym tehnologiyam v obrazovanii:0buchenie-servis,2005.

5. Gabrielyan T.O. Medijnyj aspekt sovremennogo kommunikativnogo dizajna. Dekorativnoe iskusstvo ipredmetno-prostranstvennaya sreda. VestnikRGHPU im. S.G. Stroganova. 2019;№3-2:223-234.

6. Bono 'E. Upravleniemyshleniem. Minsk: Popurri, 2010.

7. Torrance E.P. Teachingcreativeandgiftedlearners. Handbookofresearchonteaching. New York-London,1986: 630-647.

8. Fileeva N.D. Metodika 'effektivnojraboty nad sozdaniem kreativnogo dizajn-proekta. Available at: https://pandia.ru/text/80/083/33181.php

Статья поступила в редакцию 16.02.24

УДК 378.4

Shishlova E.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogical Culture and Management In Education, Moscow State Institute of International

Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia), E-mail: katerina.shishlova@mail.ru

SELF-EFFICACY OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL MODERNIZATION OF EDUCATION. The article examines the category of self-efficacy, reflecting the sociocultural trends of modern society and education. Insufficient understanding of this phenomenon in the sphere of professional activity of a university teacher determined the relevance of the research topic. The purpose of the article is to substantiate self-efficacy as a significant factor in successful professional activity. The objectives of the study are to clarify the content specifics and indicators of self-efficacy in the context of realizing the human potential of a teacher, and to determine the motivational and need-based sphere of this phenomenon. The use of cognitive-personal and emotional-personal methodological approaches as complementary allowed establishing a correlation between the categories of personal self-efficacy and human potential, which constituted the scientific novelty of the study. As a result of the work, the interpretation of teacher self-efficacy as a personality trait that allows one to realize subjective potential in professionally significant activities is substantiated. This definition reflects the fundamental difference between the teaching profession, in which professional and personal properties are closely interconnected. Taking into account the above, the existing interpretation of the components of self-efficacy has been supplemented and clarified. The author concludes that differentiation of the concepts of human potential and competence as part of a teacher's self-efficacy makes it possible to reveal the motivational and need-based sphere of this phenomenon, to substantiate its cognitive, emotional and activity indicators. The need to identify and create special conditions in an educational organization that promote personal self-realization in the teaching profession is identified as promising areas of research.

Key words: teacher's self-efficacy, human potential, need for self-actualization, self-realization in profession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.