Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ДИЗАЙН-ПРАВИЛ И АВТОРСКИХ ПРАВ'

СОЗДАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ДИЗАЙН-ПРАВИЛ И АВТОРСКИХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытые образовательные ресурсы / онлайн-платформы / массовые открытые онлайнкурсы / дизайн / интеллектуальная собственность / авторские и смежные права / open educational resources / online platforms / massive open online courses / design / intellectual property / copyright and related rights

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томина Елена Федоровна, Манохина Светлана Юрьевна

В сфере высшего образования используются открытые образовательные ресурсы. Целью данной статьи является исследование дизайн-правил и нормативно-правовых баз для разработки массовых открытых онлайн-курсов с помощью применения цифровых инструментов в образовании. Для исследования анализируются этапы написания массового открытого онлайн-курса – Massive open online courses, разработанного преподавателями университета для студентов с учетом наиболее оптимального, комфортного дизайна. Для осуществления образовательной деятельности, электронного обучения и дистанционных технологий обучения при реализации образовательных программ в сфере образования с использованием технологий электронного обучения и интерактивного участия посредством открытого доступа к сети Интернет необходимо использовать в качестве руководства законодательные акты. Массовый открытый онлайн-курс направлен на сопровождение профессиональной деятельности преподавателя, действуя по средствам методов и инструментов. Реализация курса обеспечивает возможности для активного диалога студента и преподавателя в смешанном формате. Результаты исследования предназначены для преподавателей вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников в области реализации массовых открытых онлайн-курсов в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томина Елена Федоровна, Манохина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN COMPLIANCE WITH DESIGN RULES AND COPYRIGHTS

Open educational resources are used in higher education. The purpose of this article is to explore the design rules and regulatory frameworks for the development of massive open online courses through the use of digital tools in education. For the study, the stages of writing a massive open online course, developed by university teachers for students, taking into account the most optimal, comfortable design, are analyzed. For the implementation of educational activities, e-learning and distance learning technologies when implementing educational programs in the field of education using e-learning technologies and interactive participation through open access to the Internet, it is necessary to use legislative acts as a guide. A massive open online course is aimed at supporting the professional activities of a teacher, using methods and tools. The implementation of the course provides opportunities for active dialogue between student and teacher in a mixed format. The results of the study are intended for university teachers and organizations that provide advanced training for teaching staff in the field of implementing massive open online courses in universities.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ДИЗАЙН-ПРАВИЛ И АВТОРСКИХ ПРАВ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-90 УДК 377(470.56)

Томина Е.Ф., Манохина С.Ю.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург Россия E-mail: teador17@mail.ru, syumanohina@yandex.ru

СОЗДАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ДИЗАЙН-ПРАВИЛ И АВТОРСКИХ ПРАВ

В сфере высшего образования используются открытые образовательные ресурсы. Целью данной статьи является исследование дизайн-правил и нормативно-правовых баз для разработки массовых открытых онлайн-курсов с помощью применения цифровых инструментов в образовании. Для исследования анализируются этапы написания массового открытого онлайн-курса - Massive open online courses, разработанного преподавателями университета для студентов с учетом наиболее оптимального, комфортного дизайна. Для осуществления образовательной деятельности, электронного обучения и дистанционных технологий обучения при реализации образовательных программ в сфере образования с использованием технологий электронного обучения и интерактивного участия посредством открытого доступа к сети Интернет необходимо использовать в качестве руководства законодательные акты. Массовый открытый онлайн-курс направлен на сопровождение профессиональной деятельности преподавателя, действуя по средствам методов и инструментов. Реализация курса обеспечивает возможности для активного диалога студента и преподавателя в смешанном формате. Результаты исследования предназначены для преподавателей вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников в области реализации массовых открытых онлайн-курсов в вузах.

Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, онлайн-платформы, массовые открытые онлайн-курсы, дизайн, интеллектуальная собственность, авторские и смежные права.

Tomina E.F., Manohina S.Yu.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: teador17@mail.ru, syumanohina@yandex.ru

CREATION OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN COMPLIANCE WITH DESIGN RULES AND COPYRIGHTS

Open educational resources are used in higher education. The purpose of this article is to explore the design rules and regulatory frameworks for the development of massive open online courses through the use of digital tools in education. For the study, the stages of writing a massive open online course, developed by university teachers for students, taking into account the most optimal, comfortable design, are analyzed. For the implementation of educational activities, e-learning and distance learning technologies when implementing educational programs in the field of education using e-learning technologies and interactive participation through open access to the Internet, it is necessary to use legislative acts as a guide. A massive open online course is aimed at supporting the professional activities of a teacher, using methods and tools. The implementation of the course provides opportunities for active dialogue between student and teacher in a mixed format. The results of the study are intended for university teachers and organizations that provide advanced training for teaching staff in the field of implementing massive open online courses in universities.

Key words: open educational resources, online platforms, massive open online courses, design, intellectual property, copyright and related rights.

Одной из главных задач современного образования России является концепция открытого образования, в том числе и разработка МООК, соблюдая авторские и смежные права и дизайн-правила.

В период пандемии коронавируса возникли трудности у многих преподавателей, как использовать информационные технологии в дистанционном обучении. Еще одной из причин была неподготовленность лекторов к применению информационных технологий. Появилась возможность у ведущих преподавателей повысить свой уровень методических компетенций в области онлайн-образования[4]. В основном

многие преподаватели стали записываться на повышение квалификации дистанционно, чтобы изучить аналогичные онлайн-курсы по своей дисциплине; просмотреть видеолекции; изучить оценочные средства.

Создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК), является одним из главных элементов открытого образования, в том числе это связано и с приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) [3], [8], [10], [12].

Деятельность СЦОС в Российской Федерации регулируется нормативно-правовыми актами разного уровня. На Федеральном уровне

основной базой являются Постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения министерств. На регионально уровне каждый субъект утверждает документы, которые способствуют развитию на местах цифровой среды. Немаловажным является и регулирование работы площадок и цифровой образовательной среды образовательной организации. Именно для этого разработаны планы, проекты и положения.

На платформах «Открытое образование», «Лекториум», «Универсариум»; размещен огромный потенциал онлайн-курсов, как для преподавателей, так и для студентов вузов РФ.

МООК доступен для изучения не только студентам данного вуза, но и посторонним, так как весь объём материала курса доступный, открытый, и бесплатный.

При создании МООК столкнулись не только с преимуществом использования, но и с недостатками: пока нет единого стандарта по образованию курса в смешанном формате; по оценке качества; как внедрять онлайн-курс в учебный процесс; каковы экономические и образовательные эффекты. Поэтому наблюдается отрицательная тенденция со стороны преподавателей относительно внедрения МООК в образовательный процесс.

Но изучив многие онлайн-курсы, остановились на смешанном формате. Обычно они состоят из лекционной и практической частей курса (то есть студенты смотрят видеолекции, размещенные на онлайн-платформе, или выполняют задания на практических занятиях), и то, и другое может быть предложено как в очном, так и онлайн форматах. Ведущий преподаватель делает акцент на самых сложных моментах курса, на что следует обратить внимание и отвечает на вопросы студентов и др.

Был разработан массовый открытый онлайн-курс по дисциплине «История», который имеет собственную дизайн-конструкцию обучения, направленную на достижение определенных результатов. МООК по дисциплине «История» был разбит на 8 недель, исходя из количества лекций, согласно учебному плану и рабочей программе по дисциплине «История (история России, всеобщая история)». Занятия проходили в смешанном формате. Для МООК характерна как строгая последовательность (курс состоит из модулей: размещается инструк-

ция по прохождению онлайн-курса, количество баллов за выполненное задание, форум, лекции в структурированном формате, видеолекции, презентации, глоссарий, вопросы для самоконтроля и тестовые задания (квизы), а в конце изучения МООК, студенты выполняли итоговый тест), так и контроль преподавателя: мониторинг промежуточного и итогового контроля. Все это позволяло студенту избежать той ситуации, когда они готовятся только непосредственно для сдачи итогового дифференцированного зачета.

Дисциплину, представленную в МООК, вели четыре преподавателя, у каждого были свои направления подготовки и специальности. Преподаватели консультировали при регистрации на МООК студентов на образовательной платформе mooped.net, но если у кого -то была учетная запись СЦОС РФ, можно было заходить через нее. На онлайн-курс было зарегистрировано 1367 студента разных направлений подготовки и специальности Оренбургского государственного университета.

Для создания видеолекции или презентации в МООК разрабатывался дизайн, необходимо было учитывать все элементы: текст, изображение, звук, видео, анимация, интерактивность, чтобы сложилось положительное впечатление аудитории. Дизайн для видеолекций и презентаций занимал одно из ключевых моментов в разработке МООК, чтобы было привлекательным и интересным для пользователя [15].

Чтобы сделать дизайн мультимедийных презентаций по-настоящему красивым, требовалась подготовка, и это затрагивало большое количество времени. Составляя план презентации, прикидывали оформление и количество слайдов. Заранее продумывали и подбирали картинки, это тоже относится и к видео и аудио файлам, и составляли тексты, согласно закону. Далее анализировали и планировали содержание материала. Рассчитывали время, которое потребуется для показа всех слайдов как в презентации так и видеолекции.

Соблюдали традиционные требования графического дизайна (размер шрифтов Arial, Calibri, Times new Roman, Verdana и Tahoma: для основного текста: не более 18-32пт, стандарт - 24пт; для заголовков использовали более «креативные» шрифты: Freestyle Script, Gigi, Monotype Corsiva не более 32-50пт, стандарт - 36пт; яркость и кон-

трастность фона; пропорции графического материала и текстового и др.), основанные на законах восприятия. Старались придерживаться правила, что 20% слайда должны быть свободными, но необходимо было контролировать количество этих элементов, чтобы не загромождать презентацию.

Текст искали в различных источниках: научных или исследовательских работах, литературы. Текст старались делать меньше, так как студенты не любят читать, одновременно слушая или наоборот. Его размещали, если все же несколько пунктов, то по ширине слайда, помня о фоне слайда, если текста мало, то вокруг портрета или картинки, но не на фоне картинки (текста не будет виден). В дизайне следует помнить и о контрасте: сочетание фона и контента, например голубое и красное. Избегали красного, зеленого и оранжевого цветов. Старались использовать не более трех цветов - для фона, для заголовков, и для текста.

В презентациях МООК большой объём текстовой информации заменялся диаграммами, схемами, рисунками, портретами, анимацией видеороликами или отрывками из фильмов или научных передач.

Что касается таблиц, то было название, шапка таблицы отличалась от основных данных, минимальное количество строк и столбцов, лучше представлять в виде графиков и диаграмм. С помощью диаграмм удобно сравнивать исторические процессы, статистику по нескольким параметрам. Даже если студент не захочет вникать в цифры, он поймет динамику. Можно также использовать график - где, данные отражаются в виде точек, соединенных линиями. Лучше использовать изображения из сети Интернет, где предоставленный материал достаточно хорошего качества и есть возможность скачать бесплатно без нарушения авторских прав.

Все графические элементы презентации так же должны были быть в одном стиле. Необходимо помнить, что дизайн презентации должен соответствовать ситуации. Например, если это тестовые задания или вопросы по теме, то картинки и анимация вообще не нужны, если только это не касается исторической карты или изображения памятника, яркость в умеренном количестве не помешает.

Конечно, использовать шаблон гораздо лучше, чем самому создавать некрасивый, не-

читабельный дизайн. Но нам хотелось выделить свое, что-то особенное.

При записи видеолекции поняли, что нельзя постоянно обращаться к слайдам, подчёркивать свою некомпетентность. Поворачиваться к публике боком или спиной, чтобы не возникали тени.

Отличным результатом для направления внимания являлось использование видеофрагментов, особенно с озвучкой. В зависимости от возраста и уровня подготовки студентов может наскучить голос лектора, но здесь фокус смещается, чтобы острота восприятия сохранялась. Использование видеоролика в презентации должно быть оправдано. Само видео должно быть хорошего качества и соответствовать целям и теме презентации.

Аудиосопровождение должно быть уместным и качественным. Нужно помнить, что включение в качестве фонового сопровождения музыки приводит к быстрой утомляемости, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения. Если нет необходимости звукового сопровождения презентации, то лучше его не использовать.

После создания презентации проводится её тестирование. Внимание следует уделить логике последовательности слайд-шоу, качеству изображений, аудио и видео, работе всех кнопок и гиперссылок, визуальному контенту. Нужно проверить орфографию. После просмотра всей презентации вносятся изменения и затем сохраненную презентацию можно использовать.

Однако, при разработке МООК, помимо разработки структуры и дизайна, можно столкнутся и с дилеммой правового и этического характера. Одной из важнейших задач МООК вовлечь и заинтересовать студентов данным курсом. Это касается разработки качественных видеолекций и презентаций согласно требованиям дизайна (содержание, структура, дизайнерские и технические характеристики). И корректности в рамках закона как использовать изображения, фото, портреты и исторические карты, видео и звуковые эффекты в своём курсе, чтобы сделать его понятнее и ярче для обучающихся.

Ничто так не оживляет образовательный процесс, как использование наглядных материалов, который должен находить отклик эмоционального содержания.

Многие не воспринимают того, что за тексты, музыку, фильмы, изображения, дизай-

нерские логотипы необходимо платить, ведь именно в современном обществе их можно легко скопировать или скачать из Интернета бесплатно. Само определение интеллектуальной собственности и использования этого понятия в нормативно-правовых документах способствует защите творчества и инноваций. Интеллектуальная собственность относится к нематериальным активам, созданным человеческим разумом. Эти активы могут иметь различную форму, однако это все результат труда. Поэтому то, что применимо ко всякому труду, применимо и к интеллектуальному труду: без продажи его результатов на нем невозможно заработать. Авторское право - важный аспект интеллектуальной собственности, который необходимо учитывать при разработке курса МООК. Авторское право защищает творческие произведения, такие как книги, музыку, фильмы и произведения искусства, созданные людьми.

Гражданский Кодекс (ГК) РФ и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают правила охраны творческого и интеллектуального труда в современном цифровом мире.

Фотографии, видео, аудиофайлы, иллюстрации (также открытки, схемы, демотиваторы и изображения) и отдельные виды текста считаются защищенными авторским правом материалами согласно статье (ст.) 1259 ГК РФ [14].

Авторами любых работ в силу ст. 1257 ГК РФ признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. В России существует презумпция авторства, то есть автором считается физическое лицо, имя которого указано рядом с произведением (до тех пор, пока кто-то не докажет обратное). Никакой специальной регистрации авторских прав не требуется.

Не существует так называемых «картинок или музыки из интернета», использование которых возможно без разрешения автора или правообладателя - у всего, что опубликовано в сети Интернет, по умолчанию есть свой автор, поскольку эти материалы и контент были кем-то и когда-то созданы. Планируете ли вы получить финансовую выгоду или нет, копирование, заимствование, отображение чужой работы является нарушением авторских прав. И это может повлечь за собой гражданскую, административную и даже уголовную ответственность [5].

Есть способы легально пользоваться чужими работами при создании учебных курсов и не нарушить авторские права.

Цитировать работы других авторов разрешается ст.1274 ГК РФ в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Но конечно объем цитирования должен быть разумен, в противном случае такое заимствование может быть расценено как нарушение авторских прав.

Верховный Суд РФ от 05.12.2003 по делу №78-Г03-77, Постановления Суда по интеллектуальным правам от 26.04.2016 №С01-216/2016, по делу А46-9716/2015, от 11.04.2016 №С01-131/2016, по делу №А40-69432/2015 понимает под цитированием включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора [1].

Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора - это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, взятой для размещения в онлайн-курсах, недостаточно чтобы не быть обвиненным в нарушении авторских прав. Этот метод часто распространен в сети Интернет, но недостаточен для соблюдения прав автора. Например, в ст.ст. 1229, 1233 ГК РФ указано, что при использовании чужих снимков вы всегда должны получать согласие автора и именно в письменном виде [14].

Никто не может присвоить авторство. Присвоение авторства - это плагиат. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», плагиат - это объявление себя автором чужого произведения, выпуск чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. Сами идеи и мысли не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), поэтому присвоение идей, принципов, содержащихся в произведении,

заимствование фактов как плагиат не засчи-тывается.

Именно поэтому законным способом обезопасить себя считается получение документа, выражающего согласие автора-создателя, который содержит условия использования объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения [5]. Но для образовательных организаций как и для преподавателей разработчиков курсов МООК это влечет за собой определенные сложности. Заключение такого рода договоров может занять много времени, по итогу в той или другой информации уже может отпасть необходимость. Но существуют объекты, использование которых является безопасным и простым.

Во-первых, можно воспользоваться контентом, который предоставляется по открытой лицензии. Она позволяет любому использовать произведение по своему усмотрению и неограниченное количество раз.

Во-вторых, воспользоваться объектом общественного достояния. Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора, а после смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а уже через 70 лет оно становится объектом общественного достояния [5]. И таким произведением можно свободно пользоваться без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ [14].

В-третьих, обратиться к фотобанкам, которые являются посредниками между авторами изображений и их покупателями. В фотобанках собрана большая коллекция легальных изображений, их услугами пользуются практически все издательские дома в мире. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без уплаты дополнительных лицензионных авторских отчислений.

В-четвертых, если требуется музыка к видео, можно воспользоваться бесплатными му-

зыкальными библиотеками. Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы предоставили публике лицензию на свою работу при жизни. Композиции распространяются совершенно бесплатно [5].

Сложнее всего работать с цитированием отрывков из видео. Допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя. Разрешено использование отрывков произведений, однако точный объем заимствования пока не определен, поэтому сложно сказать, какой продолжительности разрешено использовать заимствованные видео [1].

Можно использовать чужой контент, не нарушая авторских прав. Но необходимо быть осторожным. Даже если представлены условия открытой лицензии, нужно изучать правила его реализации. Приобрести авторские права на чужой контент нельзя, но можно купить лицензию на его использование в любое время.

Таким образом, Массовые открытые он-лайн-курсы используются в рамках смешанного обучения в образовательном процессе в ВУЗе, постоянно расширяется контингент студентов.

Эффективность, действенность и применимость МООК зависит от правильного планирования, дизайна видеолекций и презентаций, что создаст у обучающихся ощущение целостности, стильности и комфортности.

Применение МООК обогащает знания студентов, развивает внимание и память, скорость, влияние восприятия материалов и другие показатели.

Главное в МООК создать увлекательный учебный материал, который приведёт к кон -кретным результатам. А не ставить на массовое производство высококачественных учебных материалов без соблюдения процедуры дизайна-правил и авторского права.

Однако, неправильно подготовленная видеолекция или презентация в любой части модуля может негативно сказаться на достижении целей занятия.

09.08.2023

Список литературы:

1. Боштырева, А. Можно ли использовать сериалы/видео/аудио современных исполнителей для создания личных обучающих курсов? [Электронный ресурс] / А. Боштырева. - URL: https://zakon.rU/blog/2019/12/2/mozhno_li_ispolzovat_serialyvideoaudio_ sovremennyh_ispolnitelej_dlya_sozdaniya_lichnyh_obuchayuschih (дата обращения: 09.09.2023)

2. Быстрова, Т. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне [Текст] / Т. Быстрова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 159 с.

3. Гафуров, И. Р. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки [Текст] / И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин, Т.Б. Алишев // Высшее образование в России. - 2020. -№10. - С. 101-112.

4. Гончарук, Н.П. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий [Текст] / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова // Педагогика и психология образования. - 2020. - №2. - С. 83-92.

5. Как использовать чужой контент и не нарушить авторские права [Электронный ресурс]: n>RIS. - URL: https://nris.ru/blog/ kak-ispolzovat-chuzhoj-kontent-i-ne-narushit-avtorskie-prava/ (дата обращения: 09.09.2023).

6. Климов, В.П. Культурологические модели дизайна: интеграция, полиэмпиризм, полифония [Текст] / В. П. Климов. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 119 с.

7. Крук, Б.И. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов [Текст] / Б. И. Крук, О.Б. Журавлева. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2013. -168 с.

8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 09.09.2023)

9. Пресс, М. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя [Текст] / М. Пресс, Р. Купер. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 352 с.

10. Приоритетный проект «СЦОС в РФ» вышел на магистральный путь развития [ Электронный ресурс]. - URL: http://neorusedu. ru/news/prioritetnyj-proekt-stsos-v-rf-vyshel-na-magistralnyj-put-razvitiya (дата обращения: 09.09.2023).

11. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. -Москва: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

12. Современная цифровая образовательная среда (СЦОС) [Электронный ресурс]. - URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 09.09.2023).

13. Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (от 7 апреля 2009 г. №307, п.36.): установлен Постановлением Правительства Российской Федерации.

14. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ) [Электронный ресурс]. Сайт информационно-правового портала Гарант. - URL: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b/ (дата обращения: 09.09.2023).

15. Яцюк, О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама [Текст] / О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2001. - 432 с.

References:

1. Boshtyreva, A. (2019) Is it possible to use TV series/video/audio modern performers to create personal training courses? URL: https://zakon. m/blog/2019/12/2/mozhno_li_ispolzovat_serialyvideoaudio_sovremennyh_ispolnitelej_dlya_sozdaniya_lichnyh_obuchayuschih (date of access: 09.09.2023)

2. Bystrova, T. (2009) Philosophical problems of creativity in art and design. Ekaterinburg: USTU-UPI, 159 p.

3. Gafurov, I.R., Ibragimov, G.I., Kalimullin, A.M. and Alishev, T.B. (2020) Transformation of education in higher education during a pandemic: pain points. Higher education in Russia, No. 10, pp. 101-112.

4. Goncharuk, N.P. and Khromova, E.I. (2020) Intellectualization of professional pedagogical activities based on the integration of pedagogical and digital technologies. Pedagogy and psychology of education, No. 2, pp. 83-92.

5. How to use other people's content and not violate copyright. URL: https://nris.ru/blog/kak-ispolzovat-chuzhoj-kontent-i-ne-narushit-avtorskie-prava/ (date of access: 09.09.2023).

6. Klimov, V.P. (2013) Cultural models of design: integration, polyempiricism, polyphony. Ekaterinburg: Publishing house Ros. state prof.-ped. Univ., 119 p.

7. Kruk, B.I. and Zhuravleva, O.B. (2013) Fundamentals ofpedagogical design of distance courses. Moscow: Hotline - Telecom, 168 p.

8. Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation». URL: https://base.garant.ru/71677640/ (date of access: 09.09.2023)

9. Press, M. and Cooper, R. (2008) The power of design: The key to the consumer's heart. Minsk: Grevtsov Publisher, 352 p.

10. The priority project «SCOS in the Russian Federation» has entered the main path of development. URL: http://neorusedu.ru/news/prioritetnyj-proekt-stsos-v-rf-vyshel-na-magistralnyj-put-razvitiya (date of access: 09.09.2023).

11. Selevko, G.K. (2005) Pedagogical technologies based on information and communication tools. Moscow: Research Institute of School Technologies, 208 p.

12. Modern digital educational environment (SDES). URL: http://neorusedu.ru/ (date of access: 09.09.2023).

13. Technical regulations on the safety of products intended for children and adolescents (dated April 7, 2009 No. 307, paragraph 36): established by the Decree of the Government of the Russian Federation.

14. Part four of the Civil Code of the Russian Federation (dated December 18, 2006 No. 230-FZ). Website of the information and legal portal Garant. URL: https://base.garant.ru/10164072/7d7b9c31284350c257ca3649122f627b/ (date of access: 09.09.2023).

15. Yatsyuk, O.G. and Romanycheva, E.T. (2001) Computer technologies in design. Effective advertising [Text]. St. Petersburg: BHV-Petersburg, 432 p.

Сведения об авторах:

Томина Елена Федоровна, доцент кафедры истории Института социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20914, тел. (3532)372571 E-mail: teador17@mail.ru

Манохина Светлана Юрьевна старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии Института менеджмента, экономики и предпринимательства Оренбургского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственного университета.

460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 6304 E-mail: syumanohina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.