Научная статья на тему 'Создание конкурентных преимуществ в условиях несовершенного рынка'

Создание конкурентных преимуществ в условиях несовершенного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1503
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / THE MARKET / THE COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / THE FIRM STRATEGY / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Светлана Борисовна

Рассмотрены проблемы создания конкурентных преимуществ и концепции стратегического управления фирм в современных рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES IN CONDITIONS MODERN THE MARKET

Problems of creation of competitive advantages and the concept of strategic management of firms in modern market conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Создание конкурентных преимуществ в условиях несовершенного рынка»

4. Гранберг А.Г., Ершов Ю.С. Особенности докризисных сценариев социально-экономического развития РФ и ее регионов // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспи-цына. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. С. 204-206.

5. Гранберг А.Г., Суслов В.И. Изучение пространственного развития экономики в системе межрегиональных межотраслевых взаимосвязей // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. С. 29-38.

6. Зубаревич Н.В. Регионы и города России: сценарии - 2020 // РгоеЮогЛга. 2011. № 1-2. С. 57-71.

7. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый ин-т соц. политики, 2010. 160 с.

8. Клейнер Г.Б. Экономический рост в России: микроэкономические факторы и ограничения // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 3(20).

9. Николаева А.Б., Башмакова Е.П. Влияние особых экономических зон на процесс кластеризации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 3, № 24. С. 169-173.

10. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 51. Ст. 2732.

11. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. М.: Эслан, 2011. С. 177-196.

12. Портер М.Ю. Конкуренция. 2-е изд. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

13. Портер М.Ю. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

14. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / под ред. А.И. Трейвиша, С.С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 296 с.

15. Татаркин А.И., Романова О.А., Гребенкин А.В., Акбердина В.В. Экономико-технологическое развитие региональных промышленных систем: теория, методология, практика / под ред. А.И. Татаркина. М.: Наука, 2011. 353 с.

ДОРЖИЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, начальник научно-инновационного отдела, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований, Бурятский научный центр, Сибирское отделение Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (vv2006uu@yandex.ru).

DORZHIEVA VALENTINA VASILYEVNA - candidate of economics sciences, head of Scientific and Innovation Department, senior scientific worker of Regional Economic Studies Department, Buryat Scientific Centre, Sibirian Department of Russian Sciences Academy, Russia, Ulan-Ude.

УДК 330.341.4:334.7

С.Б. ЕГОРОВА

СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОГО РЫНКА

Ключевые слова: рынок, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия фирмы, конкурентная стратегия.

Рассмотрены проблемы создания конкурентных преимуществ и концепции стратегического управления фирм в современных рыночных условиях.

S.B. EGOROVA

CREATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES IN CONDITIONS MODERN THE MARKET

Key words: the market, the competitiveness, competitive advantages, the firm strategy, competitive strategy.

Problems of creation of competitive advantages and the concept of strategic management of firms in modern market conditions are considered.

В современной экономике конкуренция является цивилизованной, культурной формой борьбы за существование соперников в рыночном противоборстве, служит действенным способом раскрытия потенциала и регулирования рыночных отношений, так как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров ведут к увеличению и повышению качества товаров. В связи с этим на практике определяется конкурентоспособность товаров. Конкуренция обязывает товар быть конкурентоспособным.

Экономическая теория определяет конкурентоспособность товаров как их способность отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Это значит, что товар должен обладать определенной степенью притягательности для покупателя, т.е. обладать конкурентным преимуществом. Что, в свою очередь, подразумевает выполнение двух ключевых условий, первое - имеющееся положительное отличие данного товара должно быть значимым для покупателя; второе - положительное отличие данного товара от аналогичных товаров должно быть известно клиенту.

Условно инструменты, которые могут повлиять на выбор покупателя, можно разделить на три группы, это:

1) инструменты компаний - маркетинговые и рекламные инструменты, которые полностью контролируются и создаются либо фирмой производителем, либо фирмой-продавцом, например: реклама, брэнд, сопроводительные и послепродажные услуги и т.п.;

2) инструменты продавцов - полностью контролируются только продавцом, и от производителей и поставщиков почти не зависят, например: личностная и профессиональная эффективность продавца, его коммуникативность;

3) набор инструментов, которые совмещают деятельность и продавцов, и компаний и которые создают выгодную для фирмы разницу в сознании покупателя между её предложением и предложениями других фирм [3].

Чтобы овладеть этими инструментами и правилами, а также быть способными изменять их в своих интересах, фирме необходимо сформировать конкурентную стратегию и создать конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что фирма считает себя известной на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют никакой информации об этой компании.

Обычно процесс создания конкурентных преимуществ носит хаотичный и случайный характер. Удачные ходы определяются методом проб и ошибок. Фирме необходимо разработать свою конкурентную стратегию на основе всестороннего понимания современных рыночных отношений и правил конкурентной борьбы.

Ни одна компания не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Поэтому необходимо выработать такую стратегию, которая будет наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности компании и способствовать созданию её уникальности, положительного отличия от других фирм. Базовая стратегия конкуренции должна представлять основу конкурентного поведения фирмы на рынке, её позицию в обеспечении преимуществ над конкурентам. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия.

Стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 5 и более лет. При этом стратегия имеет шансы на успех в случае присвоения ей высшего приоритета в управлении компании, которому будут подчиняться все остальные: производственная, кадровая, экономическая политика и т.д. По существу, речь идет о новой идеологии в построении системы управления предприятием - идеологии постоянной ориентации на победу [2. С. 23].

Признанным лидером разработки конкурентного анализа является М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий [5]. Основная суть его стратегий заключается в том, что для успешного функционирования компании ей нужно каким-то образом выделяться на фоне конкурентов, чтобы не оказаться в глазах потребителей всем для всех, что как известно означает ничем ни для кого.

Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции, необходимо избавиться от вредных стереотипов. В первую очередь это относится к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Однако, как показывает практика, преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. К тому же бизнес с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика. Все эти данные предполагают необходимость оценки конкурентоспособности фирмы по реальным и потенциальным возможностям (рисунок).

Построение стратегии фирмы для достижения конкурентных преимуществ на основе оценки внутренних и внешних факторов может происходить в несколько этапов: на первом этапе происходит оценка текущего состояния и уровня конкурентоспособности фирмы; далее разрабатывается стратегии, направленная на обеспечение устойчивого развития фирмы и создание конкурентных преимуществ; на заключительном этапе разрабатываются тактические и оперативные решения.

Оценка конкурентоспособности фирмы

Внутренний потенциал Внешний потенциал

конкурентоспособности фирмы: конкурентоспособности фирмы:

- производственный потенциал - ресурсный потенциал

- маркетинговый потенциал - клиентский потенциал

- предпринимательский потенциал - национальная политика

- финансовый потенциал - региональная политика

- человеческий капитал

Оценка конкурентоспособности предприятия

Для многих мелких и средних предприятий смысл конкуренции сводится к тому, чтобы быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ в современной рыночной конкурентной экономике - верный путь к банкротству.

С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет компании отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.

Источники возникновения конкурентных преимуществ могут быть различными. Анализ и классификация позволили выделить базовые факторы конкурентных преимуществ: место возникновения, характер источника, уровень иерархии, сферу проявления.

Систематизировать конкурентные преимущества можно по признакам, указанным в таблице.

Критерии конкурентоспособности продукции

Потребительские свойства Экономические свойства Социальные свойства Экологические свойства

отражают потребительскую ценность (полезность): - качество; - ассортимент; - упаковка; - реклама отражают интересы покупателя и возможности товаропроизводителя (продавца): - цена; - уровень издержек отражают степень участия в обеспечении продовольственной и бытовой безопасности населения отражают степень экологической безопасности: - уровень загрязнения окружающей среды; - экологическая безопасность продукции

Одним из основных факторов конкурентоспособности предприятия является обеспечение соответствующего качества производимой им продукции. Именно параметры качества определяются из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности - из интересов и возможностей потребителя.

Уровень качества современной продукции задаётся техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности его следует сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции. Роль качества в конкуренции имеет тенденцию к росту, поэтому повышение качества продукции является важнейшим резервом создания конкурентного преимущества. Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

Постоянное стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, способствовало созданию новых общеорганизационных принципов непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса.

Постоянным контролем за качеством продукции, гибкостью производства отличается ОАО «САН ИнБев» - вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России. Новочебоксарский пивоваренный завод является российским подразделением лидирующего в мире пивоваренного концерна «Анхой-зер-Буш ИнБев», использующего самые передовые технологии и методики в производстве, маркетинге, логистике и менеджменте, который ставит своей целью стать лучшей пивоваренной компанией в мире. Для достижения цели на предприятии действуют российские ГОСТы продукции, внедрена система всеобщего управления качеством (TQM), ведется постоянное параллельное совершенствование трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов и уровня квалификации персонала, что позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса [4].

В базовых стандартах необходимо установить требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в компании, требования к системе управления ею, выполнение которых необходимо для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), т.е. реализуется системный подход к управлению качеством.

Системный подход к менеджменту качества побуждает компании анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Она даёт уверенность са-

мой компании и потребителям в её способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Таким образом, функциями конкурентного преимущества в улучшении рыночных позиций фирмы является совокупность ее организационно-управленческого, аналитического, финансового, трудового и научно-производственного потенциала, способного создавать, производить и реализовывать конечную продукцию. Это такие возможности предприятия, которые обеспечивают его устойчивые конкурентные позиции на рынке.

Литература

1. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции. М.: Союз, 2002. 192 с.

2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2007.

3. Вакуров А. Конкурентные преимущества: гипноз верзус правда? // ART OF SALES «Искусство продаж». 2008. № 1.

4. Котлер Ф., Триас де Б.Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. СПб.: Нева, 2004.

5. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость?: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.

6. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005.

7. САН ИнБев: официальный сайт компании. URL: http://www.suninbev.ru.

ЕГОРОВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - старший преподаватель кафедры финансов и учета, Филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары (sveta_egorova_10@mail.ru).

EGOROVA SVETLANA BORISOVNA - senior teacher of Finance and Account Chair, Branch of St. Petersburg State University of Engineering and Economics in Cheboksary, Russia, Cheboksary.

УДК 332.142

С.Ф. ЗЯБИРОВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРОБЛЕМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Ключевые слова: государственная политика, экономическая политика, дифференциация, перераспределение доходов, выравнивание.

Изучены условия социально-экономического развития регионов и проблемы, возникающие в этом процессе. Рассмотрены вопросы государственного управления региональной политикой на проблемных территориях, для чего обоснованы критерии и системы показателей оценки уровня экономического развития регионов.

S.F. ZYABIROVA THE STATE REGIONAL POLICY IN PROBLEM TERRITORIES Key words: state policy, economic policy, differentiation, redistribution of the income, alignment.

In article conditions of social and economic development of regions and the problems arising in this process are studied. In this regard problems of public administration of regional policy in problem territories for what criteria and systems of indicators of an assessment of level of economic development of regions are proved are considered.

Экономическую основу деятельности региональных органов власти составляют находящиеся в его собственности имущество, средства собственного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также его имущественные права.

Разные регионы отличаются: размерами экономической активности; географическими характеристиками и природными ресурсами; экономическими условиями, характеристиками и результатами деятельности агентов экономической активности; социальной организацией жизнедеятельности населения; политическими условиями эффективности деятельности органов местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.