Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРИРОДНО- ЛАНДШАФТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ" - ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ'

СОЗДАНИЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРИРОДНО- ЛАНДШАФТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ" - ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРИРОДНО- ЛАНДШАФТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ" - ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ»

Писатели Заказанья. Эта часть экспозиции рассказывает об известных народных писателях Г.Баширове, Г.Ахунове, М.Магдееве, деятелях литературы и искусства, родившихся в Заказанье. Интерактивная часть экспозиции - импровизированный книжный развал - позволяет посетителям познакомиться с литературными произведениями классиков татарской литературы и современных писателей Арска.

Сабантуй. Национальный праздник Сабантуй впервые представлен в музейной экспозиции. Посредством экспонирования атрибутов праздника, ярких костюмов, фотографий посетителей музея знакомят с историей «праздника плуга», распространенным в Республике Татарстан с незапамятных времен.

В ходе оборудования музея мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, это проблема определения времени образования Арска. Сведения о его образовании весьма противоречивы, по разным источникам они датируются от второй половины IX - до середины XIII века. Проведенные в Арске и двух пригородных селах археологические исследования, по-моему, еще не поставили точку в этом вопросе. На официальном сайте Арского муниципального района в интернете выложена следующая информация «Арск основан по преданию ханом Батыем в XIII веке». Почему в Госсовете РТ при создании сайта предпочли эту версию образования Арска, мне абсолютно непонятно, ведь она противоречит целому ряду исторических источников. Требуют разрешения и другие противоречия в освещении истории развития Заказанья в средневековый период.

Общеизвестно, что Арский район уникален по своему вкладу в литературное наследие народа. Родоначальник современной татарской литературы Г.Тукай, народные писатели Г.Ахунов, Г.Баши-ров, М.Магдеев рождены на Арской земле. Им предшествовали известные булгаро-татарские просветители Аман Хуж;а, Юныс бине Иванай эл-Кэчеви, Юныс Орыви, Габдессэлам Урай, Габде-насыйр Курсави, Яхья эл-Болгари, Шэмсетдин Кышкари, ШиЬабетдин Мэр^ани, и многие другие. Поэтому, занимаясь сбором экспонатов для оборудования музея, мы были готовы к поступлению в фонд литературных источников. Однако мы не могли и предположить наличия такого количества книг и рукописей в сельских и школьных музеях и у населения. Проблема заключается в том, что они написаны арабской вязью и на арабском языке. Считаю крайне необходимым организовать ряд этнографических и лингвистических экспедиций в Арский район, ведь расхожее высказывание «рукописи не горят» - не более чем красивые слова. Горят, и еще как горят, а еще уничтожаются атмосферным воздействием и временем.

Среди этих рукописей и книг, вполне вероятно, наряду с исламской литературой могут быть и уникальные философские и научные трактаты, принадлежащие перу одного из великих булгаро-татарских просветителей, или вывезенных ими с книжных развалов Бухары и Самарканда.

Ряд источников свидетельствует о том, что под Арском находится пещера, в народе получившая название «Пугачевской». Считаю весьма сомнительным, что Е.Пугачеву при осаде и штурме Арска потребовалось рыть подземный ход, тем более таких размеров, ведь, по утверждению очевидцев, по нему вполне может проехать лошадь, впряженная в телегу, а ее протяженность, по разным сведениям, от полутора до трех-четырех километров. Более вероятно предположить, что она относится к периоду существования Казанского ханства, когда Арск был крепостью - северозападным форпостом государства. Считаю необходимым обследование этой пещеры, однако, это не представляется возможным без участия специалистов - спелеологов.

Низаметдинов Илхам Борханович, кандидат педагогических наук, директор Арского историко -этнографического музея «Казан арты»; kazan.arty@tatar.ru.

Е.М. Пигарёв

Создание историко-археологического природно-ландшафтного музея-заповедника «Великая Степь» -возможность сохранения материальной и духовной средневековой культуры народов Нижнего Поволжья

В 1924 году в журнале «Новый Восток» Ф.В. Баллодом в статье «Культура Золотой Орды», наверное, впервые в отечественной историографии был поставлен вопрос об отношении российской науки к истории Золотой Орды. Им приведен длинный список выдержек из средневековых письменных источников, где говорится о дикости и варварстве «малокультурных скотоводов».

«...Головорезы, людоеды, звероловы, кочевники-скотоводы; могла ли вообще быть какая-нибудь культура у народов Батыя, у Золотой Орды?! Прошло семьсот лет со дня появления на территории Восточной Европы татар, а мы остались под впечатлением пылающих развалин, убитых воинов и плачущих матерей и жен. Остались под впечатлением рассказа летописца, насельника пострадавшей страны или города, описаний монаха-проповедника, плохо понимающего народ, чью культуру приходилось наблюдать. .Нас не смущает, что приведенные показания летописца противоречат друг другу, ... Совершенно очевидно, что в тех показаниях, которые приведены выше, есть что-то недосказанное, какая-то неясность или неточность. И строить свои суждения на подобном материале современному историку Золотой Орды, естественно, нельзя» [1, с. 336-337].

Предостережение ученого, к сожалению, на долгие годы осталось без внимания, что позволило сформировать в обществе устойчивое невосприятие существования культуры и цивилизованности народов, населявших Великую Степь.

Многолетние археологические исследования на территории бывшего Улуса Джучи, в общем, и в Нижнем Поволжье, в частности, показали большое количество городов и поселений золотоор-дынского времени, изобилующих остатками жилой, общественной и производственной архитектуры; высокотехнологичных изделий из керамики и металлов. Все это свидетельствует о сложившемся здесь в XIII-XIV вв. высококультурном многоэтничном и многоконфессиональном государстве.

На территории Харабалинского района Астраханской области находятся три объекта историко-культурного наследия, два из которых - Селитренное городище и Хошеутовский Хурул - являются памятниками федерального значения.

Селитренное городище является остатками столицы Золотой Орды (XIII-XV вв.) города Сарай (Сарай аль-Махруса, Сарай аль-Джедид, Сарай Бату) - одного из крупнейших городов средневековой Евразии. Охранная зона памятника 2061,5 га. Селитренное городище является памятником археологии федерального значения и считается, по праву, одним из крупнейших археологических объектов Российской Федерации.

Комплекс мавзолеев у пос. Лапас (Ак-Сарай) является некрополем золотоордынских ханов и сарайской аристократии (XIV-XV вв.). Охранная зона памятника 197 га.

Хошеутовский Хурул - буддийский храм, памятник архитектуры XIX в. Построен в 1818 г. на средства владельца Хошеутовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии Сербеджаба Тюменя в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г.

Обилие исторических и природных объектов на территории одного Харабалинского района дало возможность специалистам Астраханского музея-заповедника разработать Инвестиционный проект по созданию и комплексному развитию (музеефикации) историко-археологического и при-родно-ландшафтного музея-заповедника «Великая Степь» - филиала ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

«Город Сарай - один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. В нем тринадцать мечетей для соборной службы. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как то монголы., асы., кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их». Таким увидел Сарай арабский путешественник Ибн-Батута в 30-х гг. XIV века [2, с. 306].

Развалины золотоордынской столицы издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. Целый ряд ученых оставил описание городища: И.П. Фальк, П.С. Паллас, И. Потоцкий, М.С. Рыбушкин, И. Шеньян, А.В. Терещенко, Н.П. Загоскин, А.А. Спицын.

Впервые по-настоящему научные раскопки городища были проведены в 1922 г. Ф.В. Балло-дом, который снял его план, условно разбил город на семь районов, дав им социальную характеристику, провел классификацию находок.

С 1965 г. Селитренное городище исследуется Поволжской археологической экспедицией ИА РАН, руководство которой осуществлялось А.П. Смирновым, Г.А. Федоровым-Давыдовым, В.В. Дворниченко. За десятилетия изучения города в руки ученых попала богатейшая археологическая информация, с помощью которой было изменено распространенное ранее представление об улусе Джучи как о кочевом государстве с малочисленными и слаборазвитыми городами. К настоящему времени на городище изучено более 30000 м2 его территории. Интенсивные работы экспедиций позволили реконструировать цивилизацию Золотой Орды, представляющей собой симбиоз двух миров - городской культуры и степной стихии кочевников. В процессе раскопок были раскрыты многочисленные жилища рядовых горожан, усадьбы и дворцовые конструкции золотоор-

дынской аристократии, погребальные и производственные сооружения, бани и культовые постройки. В ГИМе, Эрмитаже, Астраханском музее-заповеднике хранятся многочисленные коллекции предметов - керамические сосуды, изделия из металлов, стекла и кости - найденные во время раскопок, показывающие всю многогранность материальной культуры Золотой Орды.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. Селитренное городище было признано памятником археологии государственного значения. Была определена охранная зона городища и зона регулируемой застройки, разработаны режимы ее использования, гарантирующие сохранность памятника от воздействия хозяйственной деятельности человека. В 2002 г. был составлен Паспорт памятника, в котором утверждена новая, значительно увеличившаяся, охранная зона (2061,5 га).

В 1969 г. впервые принимается решение о музеефикации Селитренного городища. В 2003 г. в целях дальнейшего изучения и сохранения памятника началось создание музея «Селитренное городище», являющегося филиалом ОГУК «Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника» (АГОИАМЗ). Это позволило не только увеличить масштабы исследовательских работ на городище, но и более продуманно подойти к проблеме сохранения памятника, как объекта историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2007 г. Селитренное городище выиграло конкурс «Восьмое чудо света», проходивший в Астраханской области. В честь этого события именем «Сарай Бату» была названа звезда в созвездии Весов.

В 40 км южнее Селитренного городища у пос. Лапас находится еще один крупный памятник золотоордынской эпохи. Здесь на берегу реки Большой Ашулук обнаружены небольшой поселок строителей и гончаров и расположенный в степи золотоордынский некрополь. В ходе работ Поволжской археологической экспедиции были зафиксированы остатки 14 памятников средневековой погребальной архитектуры [3, с. 428]. Пять крупных мавзолеев образуют две аллеи, к которым примыкают сооружения более мелких размеров. Современные исследователи считают, что в четырех крупнейших мавзолеях Лапаса погребены четыре хана-мусульманина: Берке (1257-1267), Узбек (1312-1341), Джанибек (1341-1357), Бердибек (1357-1359).

Местоположение некрополя отмечено на итальянской карте 1367 года братьев Пицигани с латинской надписью «Гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки» [4, рис. 17].

Сведения об этом некрополе имеются в «Книге путешествия» турецкого дипломата Эвлии Челеби, посетившего Нижнее Поволжье в 1665-1666 гг. Им приводятся следующие сведения:

1. Из раздела «По поводу нашего подъема вверх по реке Волге»:

«Затем, после Астрахани, на расстоянии дневного перехода по берегу Волги находится стоянка Бештепе - пять высоких гор правильной формы. Их верхняя часть - искусственная, это насыпные горы, наподобие трех священных гор, находящихся в Египте в окрестностях Гизы. Каждая из упомянутых пяти гор видна с расстояния трех дневных переходов» [5, с. 134-135].

2. Из раздела «О причине разрушения города Сарая»:

«И на высоком пороге каждой гробницы, на каменных плитах могил, отчетливым почерком написано: возраст и годы жизни обладателя могилы, его добрые дела и прекрасные свойства, перечислено все, чем он в своей жизни владел, что совершил, каким человеком был. То редкостные памятники удивительного народа» [5, с. 143].

Анализ исторических событий, происходивших в XIV веке на территории Золотой Орды, и нумизматического материала, полученного в ходе исследований памятника, позволяют с большой степенью уверенности связать образование некрополя (и центрального (№ 1) мавзолея) с именем хана Узбека, утвердившего в Золотой Орде ислам государственной религией.

Хошеутовский хурул - буддийский храм, памятник архитектуры XIX в. Построен в 1818 г. на средства владельца Хошеутовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии Сербеджаба Тюменя в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г. Авторами проекта выступили Батур-Убуши Тюмень и буддийский священнослужитель Гаван Джимбе. Храм был построен вблизи Тюменевки - родового поместья рода Тюменей, на месте старого деревянного хурула. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Храмовый комплекс объединял четыре хурула: Ики хурул (собственно Хошеутовский хурул), Большой Манлы, Большой Докшадын, Малый Цацан. В начале XX в. в хуруле было 35 монахов. В 1867 и 1907 гг. были проведены реконструкции храмового комплекса. В 1926 г. в Хошеутовском хуруле было 17 гелюн-гов и 14 манджи. В 30-е годы XX в. богослужения в хуруле были приостановлены, здание было

передано детскому саду, позднее хурул становится школой и зернохранилищем. В 60-е годы XX в. были снесены галереи и малые башни хурула. Решением исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года Хошеутовский хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного значения. В декабре 1995 года Хошеу-товскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.

Хошеутовский хурул - старейший в Европе буддийский каменный храм (буддийский храм в Санкт-Петербурге построен в 1910 г.), памятник победы русского и калмыцкого народов в Отечественной войне 1812 г., единственный сохранившийся монастырский комплекс буддийской культуры приволжских калмыков. Все это предопределяет особую концепцию создания музейного комплекса и особый режим работы данного музея.

Концепция музейного комплекса должна соответствовать традициям и основным категориям буддийской культуры приволжских калмыков, исторической роли калмыков в судьбе России, символичности данного объекта. Основой существования музейного комплекса представляется форма «музей-храм» - тем самым не будут ущемлены права верующих-буддистов Республики Калмыкия и Астраханской области и будет сохранен памятник истории и культуры.

Цели, преследуемые проектом:

- создание особо охраняемой территории - Историко-археологического и природно-ландшафт-ного музея-заповедника «Великая Степь», в состав которого будут входить: Селитренное городище (остатки столицы Золотой Орды города Сарай ал-Махруса, XIII-XIV вв.); Ханский некрополь у пос. Лапас (XIV-XV вв.); Хошеутовский хурул (XIX в.);

- научное изучение объектов, входящих в состав музея-заповедника «Великая Степь»;

- обеспечение сохранности наследия материальной и духовной культуры средневекового государства Улус Джучи;

- развитие туристической инфраструктуры на территории музея-заповедника «Великая Степь».

Задачи, поставленные перед разработчиками проекта:

- археологическое изучение, реставрация и музеефикация архитектурных объектов Селитрен-ного городища и Ханского некрополя у пос. Лапас;

- строительство зданий музеев на Селитренном городище и Ханском некрополе у пос. Лапас, оформление их экспозиций; оформление экспозиции музея-храма в Хошеутовском хуруле;

- издание научной и научно-популярной литературы.

Реализация данного проекта приведет к созданию на территории Харабалинского района Астраханской области еще одного крупного в Российской Федерации музейного, научного и туристического центра, что будет не только благотворно влиять на сохранение археологического наследия, но и станет основой для экономического развития территории.

Список источников и литературы

1. Баллод Ф.В. Культура Золотой Орды // Новый Восток. М., 1924. № 6.

2. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб., 1884.

3. Пигарёв Е.М. Ханский некрополь у села Лапас Астраханской области // Донские древности. Выпуск 10 / Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы IV Международной конференции, посвященной памяти профессора МГУ Г.А. Федорова-Давыдова (30 сентября - 3 октября 2008 года). Азов, 2009.

4. Чекалин Ф.Ф. Саратовское Поволжье в XIV веке по картам того времени и археологическим данным // Труды Саратовской ученой комиссии. Саратов, 1889. Т.2. Вып. I.

5. Эвлия Челеби. Книга Путешествия. /Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века./ Перевод и комментарии. Вып.2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979.

Пигарёв Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» (АГОИАМЗ), заведующий музеем «Селитренное городище» - филиалом АГОИАМЗ; pigarev@saray-al-mahrusa.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.