Научная статья на тему 'Коллекция ильтаханов с Селитренного городища'

Коллекция ильтаханов с Селитренного городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / GOLDEN HORDE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ISLAMIZATION / ОНГОН / ИЛЬТАХАН / БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА / СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ / САРАЙ / ILTAKHAN / ONGONE / SELITRENNOEHILLFORT / SARAY / BRONZESTATUETTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигарёв Е.М.

За пятидесятилетнюю историю изучения Селитренного городища (столица Улуса Джучи город Сарай (ал-Махруса, ал-Джедид) была сформирована многотысячная коллекция находок, характеризующих золотоордынскую культуру в ряде ее аспектов. Однако предметов, связанных с тюрко-монгольским кочевым миром, с этого памятника известно крайне небольшое количество. Строительство города приходится на время правления хана Узбека (1313-1341 гг.), при котором происходит большой приток мусульманского населения из Хорезма и Закавказья на Нижнюю Волгу. Активная политика по исламизации государства, и прежде всего нижневолжского ханского домена, не вызывает сомнений. Тем не менее на основании изучения отдельных предметов можно высказывать предположения о качестве и степени проникновения ислама у населения золотоордынских городов. Статья посвящена атрибуции серии археологических находок бронзовым человеческим фигуркам, найденным на Селитренном городище. Большинством исследователей эти фигурки считаются «ильтаханами» символами духов-покровителей и духов-помощников у ряда тюркских и монгольских народов. Подобные находки показывают, что несмотря на проводимую ханами политику исламизации государства, часть золотоордынского населения тюркского и монгольского происхождения продолжала исповедовать традиционные для себя религиозные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF ILTAKHAN FROM THE SELITRENNOEHILLFORT

For fifteen years of researching Selitrennoehillfort (city Saray (al-Machrusa, al-Jedyd), the capital of Ulus Djuchi) was assembled big collection of findings, characterizing civilization of Golden Horde as in some of themaspects. But knownextremely small quantitythings which connected with Turcoman-Mongolian nomadic world, from this place. The development of the city falls for a while of ruling khan Uzbek (1313-1341), during which was took place a big influx of Muslim population from the Khorezm and Transcaucasia to the Lower Volga. The policy of active islamization of nation and, at first, khan domain in the Lower Volga, is not questioned. Nevertheless, in base of research some thing, we can make assumption about quality and stage of Islam pervasion in Golden Horde cities. This study devoted to attribution series of archeological finds bronze human's statuettes, who was faund in the Selitrennoehillfort. Better part of researches guesses that statuettes is "Iltakhan" symbols of spirit-protector and spirit-assistant, who was esteemed Turcoman and Mongolian people. Similar finds indicate in despite activepolicyofislamization, the part of Turcoman and Mongolian population was adhered traditional religion.

Текст научной работы на тему «Коллекция ильтаханов с Селитренного городища»

Fischer-Hansen T., Poulsen B. From Artemis to Diana. The Goddess of Man and Beast. Copengagen, 2009. 585 p.

Themilis P. Artemis Orthea at Messene. The Epigraphically and archaeological evidence. Ancient Greek cult practice from the archaeological evidence: proceedings of the Fourth International Seminar on Ancient Greek Cult, organized by the Swedish Institute at Athens. 1994. P. 101-122.

Е. М. Пигарёв

Марийский госуларственный университет, г. Йошкар-Ола (Россия)

КОЛЛЕКЦИЯ ИЛЬТАХАНОВ С СЕЛИТРЕННОГО ГОРОДИЩА

За пятидесятилетнюю историю изучения Селитренного городища (столица Улуса Джучи город Сарай (ал-Махруса, ал-Джедид) была сформирована многотысячная коллекция находок, характеризующих золотоордынскую культуру в ряде ее аспектов. Однако предметов, связанных с тюрко-монгольским кочевым миром, с этого памятника известно крайне небольшое количество. Строительство города приходится на время правления хана Узбека (1313-1341 гг.), при котором происходит большой приток мусульманского населения из Хорезма и Закавказья на Нижнюю Волгу. Активная политика по исламизации государства, и прежде всего нижневолжского ханского домена, не вызывает сомнений. Тем не менее на основании изучения отдельных предметов можно высказывать предположения о качестве и степени проникновения ислама у населения золотоордынских городов.

Статья посвящена атрибуции серии археологических находок — бронзовым человеческим фигуркам, найденным на Селитренном городище. Большинством исследователей эти фигурки считаются «ильтаханами» — символами духов-покровителей и ду-хов-помощников у ряда тюркских и монгольских народов. Подобные находки показывают, что несмотря на проводимую ханами политику исламизации государства, часть золотоордынского населения тюркского и монгольского происхождения продолжала исповедовать традиционные для себя религиозные формы.

Ключевые слова: Золотая Орда, религия, исламизация, онгон, ильтахан, бронзовая фигурка, Селитренное городище, Сарай.

Е.М. Pigarev

Man State University, Yoshkar-Ola (Russia)

COLLECTION OF ILTAKHAN FROM THE SELITRENNOEHILLFORT

For fifteen years of researching Selitrennoehillfort (city Saray (al-Machrusa, al-Jedyd), the capital of Ulus Djuchi) was assembled big collection of findings, characterizing civilization of Golden Horde as in some of themaspects. But knownextremely small quantitythings which connected with Turcoman-Mongolian nomadic world, from this place. The development of the city falls for a while of ruling khan Uzbek (1313-1341), during which was took place a big influx of Muslim population from the Khorezm and Transcaucasia to the Lower Volga. The policy of active islamization of nation and, at first, khan domain in the Lower Volga, is not questioned. Nevertheless, in base of research some thing, we can make assumption about quality and stage of Islam pervasion in Golden Horde cities.

This study devoted to attribution series of archeological finds — bronze humans statuettes, who was faund in the Selitrennoehillfort. Better part of researches guesses that statuettes is "Iltakhan" — symbols of spirit-protector and spirit-assistant, who was esteemed Turcoman and Mongolian people. Similar finds indicate in despite activepolicyofislamization, the part of Turcoman and Mongolian population was adhered traditional religion.

Key words: Golden Horde, islamization, Iltakhan, Ongone, Selitrennoehillfort, Saray, religion, bronzestatuette.

Полвека назад в сборнике «Новое в советской археологии» была опубликована статья Г. А. Фёдорова-Давыдова, в которой были показаны все известные к тому времени на золотоордынских памятниках бронзовые человеческие фигурки [Фёдоров-Давыдов, 1965:275-277]. Всего им было представлено 17 фигурок с различных золотоордынских городищ и могильников. Селитренное городище в этой работе не указано, так как активные исследовательские работы Поволжской археологической экспедиции И А АН СССР здесь начались с 1967 г., а о находках в более раннее время известно не было.

Необходимо отметить, что в первые два десятилетия становления золотоордынской археологии исследования проводились в основном на таких памятниках, как Царевское и Водянское городища. Полученный в то время научный материал позволил решить ряд вопросов золотоордынской истории. Еще больший ряд проблемных вопросов был поставлен перед исследователями для решения их в будущем [Фёдоров-Давыдов, 1994: 209]. В 1980-2000-х гг. интенсивному археологическому изучению подверглись как давно известные, так и новые объекты эпохи Золотой Орды. К нашему времени накоплен большой объем информации, который, несмотря ни на что, не дает нам возможности «закрыть» ряд проблем. К одной из таких проблемных тем относится и религиозная ситуация в золотоордынских городах.

Общеизвестен факт принятия в Золотой Орде ислама и развитии общегосударственной культуры в мусульманской традиции. Этому способствовали как активный приток людских ресурсов из Средней Азии и Закавказья, так и сформированные тес-

ные культурно-экономические связи с государствами мусульманского Востока [Васильев, 2007: 8,31].

Однако золотоордынские города были многоэтничные; их населяли монголы, кипчаки, гузы, болгары, русские, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма. Поэтому часть золотоордынского населения исповедовала христианство, иудаизм, буддизм [Фёдоров-Давыдов, 1998: 28-39; Полубояринова, 1978; Васильев, 2007: 146]. Часть тюркского народонаселения оставалась вне мусульманского мира и была привержена родовым до-монотеистическим религиям [Бартольд, 1968: 99-100].

Подтверждением этому являются находки на золотоордынских городищах и селищах (в том числе и на Селитренном городище) предметов различных культов. Наша работа посвящена группе предметов, представляющих собой человеческие фигурки, вырезанные из тонких бронзовых листов. Все фигурки найдены за последнее десятилетие на территории золотоордынской столицы городе Сарай (Селитренное городище) сотрудниками экспедиции во время работы на памятнике или местными жителями (в основном чабанами). Часть этих находок (4 единицы) уже была нами опубликована [Пигарёв, 2011: 161-162], но появление новых столь интересных объектов также требует их публикации. К настоящему времени наша коллекция насчитывает десять единиц предметов разной степени сохранности, ниже дается их описание. Все фигурки вырезаны с помощью ножниц по металлу, достаточно аккуратно, без зазубрин; наличия шлифовки не наблюдается. Незначительные поперечные изгибы фигурок связаны в основном с воздействием на них внешних сил (копыта животных, колеса автотранспорта).

Описание коллекции. Фигурка 1 (рис. 1,1; 2,1). Найдена на южном склоне бугра «Усадебный» [Пигарёв, 2001: рис. 3,1]. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 1 мм. Черт лица и половых признаков не имеет. Размеры фигурки: высота — 106 мм; ширина в бедрах — 37 мм; ширина в плечах — 41 мм; диаметр головы — 30 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ4.

Фигурка 2 (рис. 1,2; 2,2). Найдена на вершине безымянного бугра, расположенного севернее соленого озера «Длинное». Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 0,75 мм. В древности утрачены голова, руки и одна из ног. Выражен мужской половой признак. Сохранившиеся размеры: высота — 73 мм; ширина в бедрах — 31 мм; ширина в плечах — 26 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 3 (рис. 1,3; 2,3). Найдена на южном склоне безымянного бугра, расположенного севернее соленого озера «Длинное». Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 0,5 мм. В древности утрачена стопа одной из ног. Черты лица переданы насечками и отверстием, четко обозначены плечи и выражена шея. Насечки выполнены острым инструментом, треугольным в сечении, отверстие пробито инструментом, круглым в сечении. Насечкой выражен женский половой признак. Размеры: высота — 76 мм; ширина в бедрах — 25 мм; ширина в плечах — 26 мм; диаметр головы — 24 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 4 (рис. 1,4; 2,4). Найдена на северо-западном склоне бугра «Красный». Представляет собой частично сохранившуюся фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 0,5 мм. Сохранилась лишь верхняя часть туловища с головой и од-

4 АГОИАМЗ - Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-запо-ведник.

ной из рук, большая часть изображения утрачена в древности. Голова вырезана грубо, в виде многоугольника. Черт лица и половых признаков не имеет. Сохранившиеся размеры: ширина головы — 18 мм; ширина в плечах — 26 мм; длина руки — 22 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 5 (рис. 1,5; 2,5). Найдена на безымянном бугре, расположенном северо-во-сточней Красного бугра. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 0,5 мм. В древности утрачены руки и ноги. Черты лица отсутствуют. Размеры: высота — 37 мм; диаметр головы — 22 мм; ширина в плечах — 26 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 6 (рис. 1,6; 2,6). Найдена на безымянном бугре, расположенном северо-во-сточней Красного бугра. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 1,5 мм. В древности утрачены ноги. Выражен мужской половой признак. Черты лица отсутствуют. Сохранившиеся размеры: высота — 50 мм; диаметр головы — 16 мм; ширина в плечах — 15 мм; ширина в бедрах — 16 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 7 (рис. 1,7; 2,7). Найдена на северном склоне бугра «Кучугуры». Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 0,5 мм. В древности утрачена нога. Половые признаки не выделены. Черты лица переданы сквозными насечками, четко обозначены плечи. Насечки выполнены острым инструментом. Сохранившиеся размеры: высота — 38 мм; диаметр головы — 13 мм; ширина в плечах — 22 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 8 (рис. 1,8; 2,8). Найдена на южном склоне бугра Малый Песчаный. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 1,5 мм. В древности утрачены руки. Черты лица (брови, глаза, нос, рот) переданы насечками. Женские половые признаки также переданы насечками. Сохранившиеся размеры: высота — 38 мм; диаметр головы — 18 мм; ширина в плечах — 21 мм; ширина в бедрах — 22 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 9 (рис. 1,9; 2,9). Найдена на юго-западном склоне безымянного бугра, находящегося в 3 км севернее села. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 1 мм. Выражен мужской половой признак. Черты лица отсутствуют. Сохранившиеся размеры: высота — 88 мм; диаметр головы — 23 мм; ширина в плечах — 31 мм; ширина в бедрах — 30 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Фигурка 10 (рис. 1,10; 2,10). Найдена на вершине безымянного бугра, находящегося в 3 км севернее села. Представляет собой фигурку человека, вырезанную из бронзового листа толщиной 1 мм. Половые признаки не выделены. Черты лица отсутствуют. В древности утрачены правая рука и левая нога. Сохранившиеся размеры: высота — 78 мм; диаметр головы — 30 мм; ширина в плечах — 48 мм; ширина в бедрах — 48 мм. Место хранения — фонды АГОИАМЗ.

Что такое ильтахан. Г. А. Фёдоров-Давыдов, один из первых обратившихся к этой теме, приходит к выводу, что эти фигурки — один из немногих элементов материальной культуры собственно монгольского кочевого населения. Герман Алексеевич подчеркивает, что фигурки человека встречаются только в памятниках золотоордынской эпохи, но при этом они имеют прямые аналогии в материалах современной этнографии народов Сибири [Фёдоров-Давыдов, 1965: 276].

Исследователь культуры сибирских народов С. В. Иванов отмечает, что онгона-ми у бурят назывались изображения духа. Если онгон воплощал дух предка, то на его

груди изображалась еще одна маленькая фигурка человека — его «ильтахан» [Иванов, 1954:714].

В средневековых письменных источниках есть также немало свидетельств о существовании у монголов различных идолов, сделанных «...по образу человеческому...» [Путешествия.., 1993: 259]. Гильом де Рубрук дает достаточно подробное их описание: «.. .И над головою господина бывает всегда изображение, как бы кукла или статуэтка из войлока, именуемая братом хозяина; другое похожее изображение находится над постелью госпожи и именуется братом госпожи; эти изображения прибиты к стене; а выше, среди них, находится еще одно изображение, маленькое и тонкое, являющееся, так сказать, сторожем всего дома» [Путешествия..., 1993: 81].

А. Г. Юрченко, рассматривая виды клятв, принятых в Монгольской империи, упоминает ритуал тюркской клятвы с медным идолом [Юрченко, 2013:73-77]. Им приводится описание тюркского обычая из анонимного персидского сочинения «Чудеса мира» (начало XIII в.), где цитируется сообщение из космографии Наджиба ал-Хамадани (XII в.): «Когда они дают клятву, то приносят медного идола, наполняют водой медную чашу, бросают в нее золотой слиток, приготовляют женские шаровары и говорят: «Да будет обесчещен тот, кто нарушит клятву!». Далее исследователь подчеркивает, что Наджиб ал-Ха-мадани заимствовал этот рассказ из «Книги городов» арабского географа Ибн ал-Факи-ха ал-Хамадани (начало X в.), где этот ритуал описывается следующим образом: «И когда тюрки хотят взять клятву с какого-нибудь мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола (выделено мной), затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску ...» [Юрченко, 2013: 74].

В свете исследуемого нами вопроса нам важна характеристика изделию, данная Ру-бруком — «маленькое и тонкое». Все известные к настоящему времени бронзовые человеческие фигурки имеют небольшие размеры и вырезаны из тонких бронзовых листов, что не дает возможности поставить между их рук миску, наполненную водой.

Развивая свою мысль о содержании ритуала тюркской клятвы, А. Г. Юрченко высказывает предположение, что металлические фигурки человека не были онгонами, а использовались как магические предметы для погружения в клятвенную воду. «Уродливость» фигурок, по мнению исследователя, выдает в них духов болезней, приносящих разного рода несчастья, что, видимо, должно было усилить клятвенный ритуал [Юрченко, 2013: 77].

На наш взгляд, связывать бронзовые человеческие фигурки напрямую только с ритуалом клятвы безосновательно. «Уродливость» фигурок — не что иное, как условность изображения и простота изготовления. Их частая встречаемость на золотоор-дынских поселениях (в том числе на Селитренном городище), одинаковость в способах изготовления говорит о сохранении у части городского тюркского населения традиционных родовых религий [Глухов, 2008: 311; Кочкина, Сташенков, 2005: 116; Масловский, 2004: 88]. В ритуалах этих религий бронзовые фигурки человека являлись ильта-ханами — вместилищем духов умерших предков. Ничто не мешало человеку во время принесения какой-либо клятвы использовать при этом ильтахан, т. е. клясться предком. Но это уже, видимо, являлось дополнительной его функцией, одной из основных их задач была помощь и защита.

Еще одно подтверждение этому мы можем увидеть при изучении костюмов сибирских шаманов, которые оформлялись рисунками, вышивками, металлическими подвесками, в том числе зооморфными и антропоморфными фигурками. Эти фигурки-подвески, знакомого нам вида и размера, символизировали духов-покровите-лей и духов-помощников [Басилов В. Н. Кафтан с хвостом, «корона» с рогами URL: http://costumer, narod. ru/text/sibir/shaman. Htm]. У разных тюркских и монгольских народов эти духи носили разные названия, но функция у них была схожая — защита семьи и рода.

Массовость находок бронзовых человеческих фигурок (ильтаханов) в золотоор-дынской столице показывает, что, несмотря на проводимую ханами политику ислами-зации государства, часть населения продолжала исповедовать традиционные для себя религиозные формы. Это же может свидетельствовать о том, что активной исламиза-ции подвергалась верхушка золотоордынского общества, а среди простонародья этот процесс шел медленнее.

Рис. 1. План-схема Селитренного городища с указанием мест находок

бронзовых фигурок

Рис. 2. Бронзовые человеческие фигурки — ильтаханы, найденные на территории Селитренного городища

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов // Сочинения. Т. V. М.: Наука, 1968. 720 с.

Басилов В. Н. Кафтан с хвостом, «корона» с рогами [Электронный ресурс]. URL: http://costumer. narod. ru/text/sibir/shaman. Htm/ (дата обращения 15.07.2016).

Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование. Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. 192 с.

Глухов А. А. Археологические исследования отряда «Полистан» в 2007 г. // Нижневолжский археологический вестник. 2008. Вып. 9. С. 310-311.

Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 838 с.

Кочкина А. Ф., Сташенков Д. А. Находки предметов религиозных культов на памятниках Самарской Луки // Краеведческие записки. Вып. XII. Самара, 2005. С. 107-117.

Масловский А. Н. Раскопки в г. Азове в 2002 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Вып. 19. Азов, 2004. С. 76-90.

Пигарёв Е. М. Отчет о разведках в Харабалинском районе Астраханской области в 2001 году // Архив АГОИАМЗ, HB 14565. 78 с.

Пигарёв Е.М. Бронзовые фигурки человека с Селитренного городища// РА. 2011. №2. С. 161-162.

Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М.: Наука, 1978. 136 с.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Бронзовые фигурки человека из средневековых памятников Поволжья // Новое в советской археологии. М., 1965. С. 275-277.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Наука, 1994. 232 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Религия и верования в городах Золотой Орды // Историческая археология. М., 1998. С. 28-39.

Юрченко А. Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб.: Евразия, 2013. 432 с.

REFERENCES

Bartol'd V. V. Raboty ро istorii i filologii tiurkskikh i mongol'skikh narodov. Sochineniia. Т. V. M.: Nauka, 1968. 720 p. (in Russian).

Basilov V. N. Kaftan s khvostom, "korona" s rogami [Elektronnyi resurs]. — URL: http://costumer. narod. ru/text/sibir/shaman. Htm (data obrashcheniia 15.07.2016) (in Russian).

Vasilev D. V. Islam v Zolotoi Orde: Istoriko-arkheologicheskoe issledovanie. Astrakhan: ID «Astrakhanskii universitet», 2007.192 p. (in Russian).

Glukhov A. A. Arkheologicheskie issledovaniia otriada "Giulistan" v 2007 g. Nizhnevolzhskii arkheologicheskii vestnik. no 9. Volgograd, 2008. P. 310-311. (in Russian).

Ivanov S. V. Materialу po izobrazitel'nomu iskusstvu narodov Sibiri XIX — nachala XX v. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1954. 838 p. (in Russian).

Kochkina A. F., Stashenkov D. A. Nakhodki predmetov religioznykh kul'tov na pamiatnikakh Samarskoi Luki. Kraevedcheskie zapiski. no XII. Samara, 2005. P. 107-117. (in Russian).

Maslovskii A. N. Raskopki v g.Azove v 2002 godu. Istoriko-arkheologicheskie issledovaniia vAzove i na Nizhnem Donuv 2002 g. no 19. Azov, 2004. P. 76-90. (in Russian).

Pigarev E. M. Otchet o razvedkakh v Kharabalinskom raione Astrakhanskoi oblasti v 2001 godu. Arkhiv AGOIAMZ, NV14565. 78 p. (in Russian).

Pigarev E. M. Bronzovye figurki cheloveka s Selitrennogo gorodishcha. Rusian archeology. 2011. №2. P. 161-162. (in Russian).

Poluboiarinova M. D. Russkie liudi v Zolotoi Orde. M.: Nauka, 1978.136 p. (in Russian).

Puteshestviia v vostochnye strany Piano Karpini i Gil'oma de Rubruka. Almaty, 1993. 248 p. (in Russian).

Fedorov-Davydov G. A. Bronzovye figurki cheloveka iz srednevekovykh pamiatnikov Povolzh'ia. Novoe v sovetskoi arkheologii. M, 1965. P. 275-277. (in Russian).

Fedorov-Davydov G. A. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ia. M., 1994. 232 p. (in Russian).

Fedorov-Davydov G. A. Religiia i verovaniia v gorodakh Zolotoi Ordy. Istoricheskaia arkheologiia. M., 1998. P. 28-39. (in Russian).

Iurchenko A. G. Elita Mongol'skoi imperii: vremiaprazdnikov, vremia kaznei. SPb.: Evraziia, 2013. 432 p. (in Russian).

Д. В. Шевченко

Институт МежАунаролного образования Хэйхэского университета, г. Хэйхэ (Китайская Наролная Республика)

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗООМОРФНОГО ОБРАЗА В РЕЛЬЕФЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ФЕОДОРА АНАКОПИЙСКОЙ КРЕПОСТИ (АБХАЗИЯ)5

Семантика раннехристианских образов представляет собой синкретический социокультурный феномен, состоящий из напластований различных мифологических паттернов и отдельных универсальных символов. Символический язык христианского искусства был способен транслировать основные идеи вероучения таким образом, что даже неграмотные адепты могли понимать их суть. Однако с течением времени этот язык стал частично забываться и превратился из символического кода в шифр. Данная работа посвящена проблеме идентификации образа зверя в рельефе храма Святого Феод opa в Анакопийской крепости (Абхазия). Принимая во внимание многочисленные детали изображения, можно предположить, что изначальная и общепринятая в научной литературе идентификация зверя в качестве льва является весьма спорной. Многие элементы в композиции, такие как лапы, форма ушей и глаз, линия груди и копыта указывают на образ кабана. Изображение животного расположено между двумя солярными символами, и учитывая иконографические, стилистические и мифологические аналогии, относящиеся, в том числе, к дохристианским культам, автор предпринимает попытку раскрыть общий смысл композиции.

5 Автор выражает благодарность Ольге Куртулмуш и Мехмеду Кесеси (Аванос, Турция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.