Научная статья на тему 'Создание интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной деятельности'

Создание интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / УЧЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимакова Л.А., Серебренникова И.В.

В статье поднимаются вопросы формирования интегрированной учетно-экономической системы, включающей: организационную основу, подсистемы финансового, управленческого и налогового учета, планово-экономическую информацию, анализ и определение зон риска, обеспечивающую информацией руководителей на предварительной стадии строительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной деятельности»

Создание интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии

строительной деятельности

Creation of integrated internal accountable - economical system aimed at information support of preliminary stage of Building activities.

Л.А.ЗИМАКОВА

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета

E-mail: zimakova@bsu.edu.ru Белгородский государственный национальный исследовательский университет

И.В.СЕРЕБРЕННИКОВА аспирантка E-mail: irina_serebro@,list. ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация: В статье поднимаются вопросы формирования интегрированной учетно-экономической системы, включающей: организационную основу, подсистемы финансового, управленческого и налогового учета, планово-экономическую информацию, анализ и определение зон риска, обеспечивающую информацией руководителей на предварительной стадии строительной деятельности.

Ключевые слова: интеграция, учетно-экономические системы, учет, информация, строительство

Zimakova L.A.

The doctor of economics, the assistant professor of chair «Accounting» The National Research University Belgorod State University

Serebrennikova I. V. The post-graduate student, The National Research University Belgorod State University

Abstract: The article shows formation of integrated accountable - economical system which provides with the information on the preliminary stage of Building activities , and which includes organizational basis, financial, administrative and tax registration subsets, economic planning, analysis and risk envelope's definition.

Keywords: integrated , accountable - economical system , accounting, information, construction

Учетно-экономическая система современного предприятия -это информационная система, включающая хранилище интегрированных внешних и внутренних данных, обрабатываемых по определенному алгоритму и представляемых в отчетах различной формы. Развитие информационных технологий способствуют расширению функций

бухгалтерского учета, что создает основу для увеличения емкости его информационного поля.

Динамичное развитие строительной отрасли и активная конкурентная борьба в данной сфере бизнеса свидетельствует о необходимости формирования комплексной информационной базы, как основы управления эффективной деятельностью организации. Все более важное значение в современных условиях приобретает возможность оценки финансовых результатов на предварительной стадии, то есть на этапе планирования заключения договора на проведение строительных работ. А так как на предварительной стадии важны не только учетные данные, но и экономические расчеты, то целесообразно формировать именно учетно-экономическую систему.

Развитость инфраструктуры бизнеса, его постоянные интеграционные процессы и активная диверсификация, позволяют выделить несколько типов строительных организаций: малые, средние, крупные, корпоративные объединения, транснациональные корпорации.

По статистическим данным на конец 2011г в Белгородской области насчитывалось 2805 организаций, специализирующихся на строительстве, из них 2673 организаций относятся к субъектам малого предпринимательства, 70 - к средним, 62 организации - к крупным (с численностью более 100 человек). 7 организаций (их крупных) - это компании с иностранными инвестициями. В 2012г число малых предприятий в сфере строительства выросло на 25,7 % и составило 3361[ 6].

Учитывая, что каждый тип строительных организаций имеет целый комплекс отличий возникает необходимость в разработке модели создания интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной деятельности(таблица 1).

Таблица 1

Модель формирования интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной

деятельности

Структурные составляющие Малые Средние Крупные К в о и орпорати ные бъединен я Транснациона льные корпорации

Организационная составляющая Организация строительств а Подрядный способ строительства, ограниченное количество видов строительной деятельности Инвестиционно-строительная деятельность, договора генподряда и субподряд, все виды строительных работ; подрядный, хозяйственный и смешанный способ строительства

Основа интеграции Организационная структура Организацион ная и производствен ная структура Бизнес- О процессы и с гехнологическ г ие схемы с )рганизационная труктура, бизнес-[роцессы, технологические хемы

Принципы Своевременность, многофункциональность, динамичность, интеграция всех видов учета и контроля, комплексность, транспарентность

Подсистема финансового учета Программны й продукт 1С Предприятие: Упрощенная система налогообложения Управление небольшим предприятием, Экономические расчеты в программе Excel, "Гранд-смета» 1С Управление строительной организацией Галактика ERP SAP R3

План счетов Двухзначная кодировка счетов, неразвитая аналитика, используется голько счет 20 Четырехзначн ая кодировка, трехуровневая аналитика, используются все счета учета затрат Многозначная кодировка счетов, пятиуровневая аналитика. Многозначная кодировка счетов, многоуровневая аналитика, используются дополнительные счета для ведения учета затрат

Отчетность Упрощенная финансовая отчетность Стандартная финансовая отчетность Консолиди рованная Отчетность на основе МСФО

Подсистема управленческого учета Организацио нный аспект Дополнительная аналитика: по направлениям деятельности, проектам, видам расходов и доходов, договорам, участкам, предварительные расчеты Дополнительная аналитика, подсистема бюджетирования интегрированная с подсистемой финансового учета Выделяются счета управленческого учета (30-39), контроллинговые счета, интегрированные с данными финансового учета, система бюджетирования

Метод учета затрат Котловой или позаказный Позаказный метод с элементами нормативного метода АВС метод, система «точно в срок», «таргет-костинг»

Подсистема налогового учета Упрощенная система налогообложения Упрощенная или общая система налогообложен ия Общая система (С НДС) Различные системы налогообложения

Превалирование налогового законодательства Интеграция налогового и финансового учета

МСФО Возможна интеграция с управленческим учетом В части уточнения положенийПБУ Обязательное применение

Планово- жономическая шформация Сметные расчеты Операционное планирование

Анализ Неформализованные методические подходы Традиционные методы анализа

Определение зон Устойчивая зона, нейтральная зона, критическая зона, зона риска

Основными задачами предварительной стадии являются оценка реальных возможностей строительной организации и изыскание резервов увеличения объема оказываемых услуг при максимально возможном использовании производственных мощностей и всех ресурсов. Для выявления внутрихозяйственных резервов и разработки мероприятий по их освоению, необходимо исходить из возможностей проведения строительных работ хозяйствующим субъектом и открытых видов деятельности.

Малые и средние строительные организации имеют низкий уровень накопленного собственного капитала, поэтому осуществляют только строительную деятельность, заключают субподрядные договора, осуществляют ограниченное количество видов строительных работ. И как следствие -это основной способ проведения работ- подрядный.

Крупные строительные организации имеют многомиллионный собственный капитал, поэтому они могут осуществлять инвестиционно-строительную деятельность, заключать договора генподряда, выполнять практически все виды строительных работ.

Интеграция учетных данных может быть основана на организационной структуре, производственной структуре, бизнес-процессах организации, технологической схеме.

Использование крупными организациями и корпоративными строительными объединениями для интеграции бизнес-процессов создает основу для применения АВС метода, что позволяет более четко выстраивать взаимосвязи между процессами и потребляемыми ресурсами.

В основу формируемой учетно-экономической системы должны быть положены принципы функционирования: своевременность,

многофункциональность, динамичность, интеграция учета и контроля, комплексность, транспарентность информации на уровне разработанных методик и методических рекомендаций.

Подсистема финансового учета имеет важнейшее значение с точки зрения получения исходных данных для проведения анализа возможностей организации выполнить тот или иной строительный заказ.

Важной составляющей финансового учета является программный продукт, используемый для ведения учета, так как именно он определяет возможность создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов; поддерживать различные протоколы обмена; поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами; разрабатывать собственные решения.

Самым распространенным программным продуктом сегодня является программы фирмы « 1С». Малые предприятия, выбирают для себя упрощенную систему налогообложения и приобретают программу 1С «Упрощенная система налогообложения», она ориентирована на внесение данных вручную и не включает в себя специализированный блок планирования и экономических расчетов. Для составления смет используют программу Excel, «Гранд-смета» или же пользуются услугами сторонних организаций. Основная проблема при этом состоит в том, что данные бухгалтерского учета могут быть не сопоставимыми с данными сметы.

Крупные строительные организации и корпоративные объединения используют программный комплекс: 1С: «Управление строительной организацией», который предполагает возможность применения в многопрофильных корпорациях со строительной, производственной и торговой деятельностью. В него входят приложения, позволяющие интегрировать данные сметных расчетов и данные бухгалтерского учета, что особенно важно на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности.

Крупные транснациональные корпорации используют программный комплекс SAP R3, который относится к конфигурируемым программным системам и состоит из набора прикладных модулей, поддерживающих различные бизнес-процессы компании и интегрированных между собой в масштабе реального времени. Важными блоками при сборе информации на предварительной стадии является блок управление проектами, производственное планирование, отраслевые решения. Использование данных блоков в комплексе позволяет получать прозрачную интегрируемую

в учетную систему информацию. Форму отчетов определяются по требованию заказчика.

Программный комплекс Галактика «Управление строительством» используется строительными организациями, входящими в корпоративные объединениям, и предназначен для комплексного управления компанией строительной сферы и полностью учитывает специфику бизнес-процессов строительной деятельности.

В подсистеме финансового учета сосредоточена информация:

- о наличии внеоборотных активов, необходимых для проведения работ, материалов и инвентаря, что необходимо для оценки возможности выполнения работ;

- о финансовом состоянии, что важно для оценки финансовых возможностей при заключении договоров (определении обеспечения и т.п.).

Нельзя не учесть и информацию, формируемую на забалансовых счетах, так как малые и средние хозяйствующие субъекты не имеют в собственности достаточно основных средств, а используют часто арендованные, что и находит отражение на забалансовых счетах.

Субъекты малого предпринимательства организуют финансовый учет и составляют финансовую отчетность по упрощенной схеме, что создает большие проблемы как при подготовке документов, обосновывающих возможность проведения определенных строительных работ. План счетов малых предприятий ограничивается двухзначной кодировкой, неразвитой аналитиков и использованием только счета 20 «Основное производство» для ведения учета затрат. Для данных организаций свойственны: небольшая численность, низкая обеспеченность основными средствами, нестабильность финансового положения. Следовательно, при оценке возможности выполнения заказа особое значение приобретает информация о реальном наличии собственных и арендованных основных средств. Но финансовая отчетность, составляемая субъектами малого предпринимательства (обязательна только с 2013г), не отражает реальную информацию в

достаточном объеме, что затрудняет объективную оценку возможностей и перспектив выполнения заказа.

Средние по размерам строительные организации ведут финансовый учет в стандартных программах, чаще всего в программе 1 С «Предприятие», поэтому они ведут полноценный финансовый учет, с выделением трехуровневой аналитики, четырех-значной кодировки счетов. Составляют полноценную финансовую отчетность, данные, предоставляемые в некоммерческие объединения (СРО) и на конкурсы, являются проверяемыми и соответствуют показателям финансовой отчетности. Данные организации могут объективно оценивать финансовое состояние, обеспеченность основными средствами и инвентарем для выполнения заказов.

Корпоративные объединения, включают несколько юридических лиц, осуществляющих разные виды деятельности. Очень часто, в таких объединениях, выделяются организации, владеющие специализированной строительной техникой, которую они сдают в аренду другим организациям объединения. В таких организациях используют специализированные программные продукты, позволяющие выделить пять уровней аналитики, что создает основу для дифференцированной оценки возможностей выполнения заказа и обеспечения всеми видами ресурсов (финансовыми, трудовыми и материальными). Детализированная в рамках структурированного рабочего плана счетов информация, сгруппированная по определенным направлениям, является основой для использования в процессе планирования и возможна для применения инструментов бухгалтерского инжиниринга.

Консолидированная отчетность и отчетность на основе МСФО раскрывает все основные результаты и аспекты деятельности хозяйствующих субъектов. На ее основе можно проследить не только эффективность работы, но и надежность организации как возможного контрагента, как застройщика и т.п. Ведь строительство это одна из отраслей с длительным циклом производства.

Подсистема управленческого учета.

При выборе подходов к организации управленческого учета и метода учета затрат следует руководствоваться задачами, поставленными перед управленческим учетом затрат в данной организации, а именно -возможностью группировки затрат по объектам учета, уровнем контроля за затратами и управления себестоимостью.

Необходимо отметить, что для принятия решений руководителям малых и средних строительных организаций может быть достаточно информации финансового учета и данных планово-экономичексого отдела. Так как при принятии решений на предварительной стадии они исходят из интересов только своей организации и обозримой информации, сформированной в аналитических отчетах финансового учета, достаточно для принятия решения о выполнении заказа. Но в этом случае, данные финансового учета должны быть достаточно хорошо детализированы и структурированы. Для целей управления необходимы данные по направлениям деятельности, проектам, видам расходов и доходов, договорам, участкам (вплоть до отдельного корпуса) и их руководителям и т. д. При проведении предварительных расчетов используют ограниченное количество простых по форме управленческих отчетов, формируемых отдельными подразделениями вручную или с использованием программы Excel.

Средние строительные организации должны ориентироваться на применение позаказного метода с элементами нормативного метода учета затрат, что предполагает формирование плановой стоимости проводимых работ. Для крупные организации целесообразно интегрировать подсистему бюджетирования с подсистемой финансового учета, что позволяет вести многоуровневый, поэтапный, детализированный контроль на всех стадиях, включая предварительную.

Налоговый учет.

Анализ организации налогового учета в субъектах малого предпринимательства показывает превалирование налогового учета над всеми остальными. Малые строительные организации находятся на упрощенной системе налогообложения, что, с одной стороны, создает для

них преимущества выражающееся в сокращении налоговой нагрузки, с другой стороны, качество информации, аккумулируемой в информационно-аналитической системе, снижается, что создает некоторые проблемы при принятии управленческих решений. Проводимый налоговый анализ для таких организаций очень прост и заключается в расчете налогооблагаемой базы и поиске законных и не совсем законных способов ее уменьшения. Если ранее строительные организации выбирали упрощенную систему налогообложения исходя из доходов, то проверки пенсионного фонда, участившиеся в последнее время, создают условия для перехода на уплату налога «доходы минус расходы», так как именно корректировка расходов позволяет снижать налогооблагаемую базу.

С крупными строительными организациями все сложнее, так как они выступают в качестве генподрядчиков, то им целесообразно находиться на общей системе налогообложения и являться плательщиками НДС. Определение объекта налогообложения НДС при проведении строительно-монтажных работ имеет целый ряд особенностей, важнейшей из которых является начисление НДС по строительно-монтажным работам, выполненным собственными силами. При этом следует учитывать, что в соответствии с п.10 ст.167 НК РФ, в целях налогообложения НДС, моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является: последнее число каждого налогового периода (Налоговым периодом по НДС признается квартал в соответствии со ст.163 НК РФ)[2]. И как следствие организациям, плательщикам НДС, целесообразно вступать во взаимоотношения также с плательщиками НДС.

В состав корпоративных объединений и транснациональных корпораций входят организации с различными системами налогообложения, территориально удаленные друг от друга.

Нечеткость некоторых положений, сформированных в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», в части трактовки договоров подряда, делают необходимым обращение к МСФО. МСФО 11(IAS) «Договоры на строительство» определяет, учет каких именно договоров

регламентируется данным стандартом, в нем отмечено, что для целей настоящего стандарта договоры на строительство включают: договоры о предоставлении услуг, непосредственно связанных со строительством объекта, например услуг по управлению проектом и услуг архитекторов; и договоры на разрушение и восстановление объектов и восстановление окружающей среды после сноса объектов[3].

В строительстве используется сметное нормирование. До выполнения строительных работ составляется проект, который кроме технической документации содержит экономическую часть - смету, которая представляет собой расчёт стоимости строительства объекта на основе установленных норм с использованием коэффициентов удорожания. Но ни для кого не секрет, что нормы, определенные в нормативной базе не соответствуют современным требованиям. Зачастую фактические затраты существенно отличаются от норм, так как они могут меняться в зависимости от место положения объекта, от используемой техники и т.д. Поэтому планово-экономическая информация является важнейшей составляющей формируемой системы.

Анализ -это составляющая на предварительном этапе, в рамках которого дается не только оценка, но и вскрываются внутренние резервы хозяйствующего субъекта. При проведении анализа субъекты малого предпринимательства все чаще используют неформализованные методические подходы.

На основе сформированной учетно-экономической информации определяются зоны, в которую может попасть предполагаемый заказ: устойчивая зона, нейтральная зона, критическая зона, зона риска. Исходя из зоны риска, руководитель принимает решение о выполнении заказа и о возможности использовать, вскрытые в процессе анализа резервы.

Разработанная модель формирования интегрированной внутренней учетно-экономической системы, направленной на информационное обеспечение предварительной стадии строительной деятельности, представлен в разрезе малых, средних крупных строительных организаций,

корпоративных объединений и транснациональных корпораций, позволяет выработать подходы к аккумулированию информации в подсистемах финансового, управленческого, налогового учета, МСФО, с использованием планово-экономической информации, определять направления анализа, исходя из специфических особенностей хозяйствующих субъектов и объединений, на основе организационной составляющей и определить зоны риска принимаемых решений на преддоговорной стадии в рамках текущих управленческих решений.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 26.01.96 г. № 14-ФЗ. (в ред. ФЗ РФ от 14.12.2013 года). [Электронны й ресурс-Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.00 г. № 117-ФЗ. (в ред. ФЗ РФ от 02.01.2014 года). - (Кодексы Российской Федерации) [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/nalog2/

3. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации ( утверждено приказом Минфина РФ №106 от 18.07.2012г) [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/08/106n_ot_18.0 7.12.PDF

4. Дружиловская Т. Ю. Применение в учете и отчетности требовании МСФО (IAS) 37 // Бухгалтерский учет. - №5. - 2012. - С.77.

5. Лермонтов Ю.М. Гражданско-правовая характеристика договоров строительного подряда // Бухгалтер и закон. - № 9 (117). - 2012. - С.43.

6. Белгородская область в цифрах -2011. Краткий статистический сборник:Белгородоблстат,2011-293с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.