Научная статья на тему 'Создание индийского центра партии "Гадар" (1923-1928 гг. )'

Создание индийского центра партии "Гадар" (1923-1928 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ "ГАДАР" / "САНДЖИВАЛ ДАЛ" / "КИРТИ КИСАН САБХА" / КОМИНТЕРН / КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДИИ / "GADAR" PARTY / "SANJHIWAL DAL" / "KIRTI KISAN SABHA" / COMINTERN / COMMUNIST MOVEMENT IN INDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жирова Надежда Сергеевна

Рассмотрена малоизученная страница истории индийской партии «Гадар», а именно процесс создания и оформления ее центра в Индии. Отмечены трудности, вставшие перед членами партии на пути решения данной задачи: необходимость создания националистами прокоммунистической организации и фактическое отсутствие кадров для этого дела. Рассмотрены основные особенности первой попытки организации штаба в Индии («Сандживал Дал»): структура партии, ее цели, представления о будущем страны, направления деятельности. Охарактеризованы сложные отношения сикхов с Коминтерном в 1923-1925 гг., которые страдали из-за нежелания националистов отказаться от старых, в прошлом потерпевших неудачу, методов борьбы, главным из которых являлась попытка организации восстания в англо-индийской армии. Показан постепенный переход гадаровцев на новую идеологическую базу, начало их агитационной деятельности среди крестьян, рабочих и студенчества, а также отмечена роль генерального секретаря «Гадар» Сантока Сингха Дардео в этом процессе. Этот переход привел к реорганизации «Сандживал Дал» и созданию рабоче-крестьянской партии «Кирти кисан сабха». Проанализированы основные черты новой партии, ее отличия от своей предшественницы, а также ее положение относительно центральной организации партии «Гадар».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF “GADAR” PARTY HINDUSTAN CENTRE (1923-1928)

The insufficiently explored page in the history of the Hindustan “Gadar” Party is discussed, namely the process of creation of its center in India. The difficulties are marked that were faced by the members of the party in the way of solving the problem: the need to create a pro-communist organization by nationalists, and the factual absence of manpower for this case. The main features of the first attempts at organization the headquarter in India (“Sanjhiwal Dal”) are reviewed: structure of the party, its aims, vision for the future of the country, directions of activities. The complicated relations of Sikhs with the Comintern in 1923-1925, that suffered because of the reluctance of nationalists to abandon the old, failed in the past, methods of struggle, main of which was the attempt to organize a rebellion in the Anglo-Indian army are characterized. It is showed the gradual transition of gadarits on the new ideological base, the beginning of their agitate activities among peasants, workers and students, and the role of Santokh Singh Dhardeo, the general secretary of the “Gadar” Party, in this process. This transition had led to the reorganization of the “Sanjhiwal Dal” and the establishment of the “Kirti Kisan Sabha”. The main features of the new party, differences between it and its predecessor, as well as its position relative to the central organization the “Gadar” Party are analyzed.

Текст научной работы на тему «Создание индийского центра партии "Гадар" (1923-1928 гг. )»

УДК 329.15+94

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-161-166

СОЗДАНИЕ ИНДИЙСКОГО ЦЕНТРА ПАРТИИ «ГАДАР» (1923-1928 гг.)

© Надежда Сергеевна ЖИРОВА

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: nadezdalip@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрена малоизученная страница истории индийской партии «Гадар», а именно процесс создания и оформления ее центра в Индии. Отмечены трудности, вставшие перед членами партии на пути решения данной задачи: необходимость создания националистами прокоммунистической организации и фактическое отсутствие кадров для этого дела. Рассмотрены основные особенности первой попытки организации штаба в Индии («Сандживал Дал»): структура партии, ее цели, представления о будущем страны, направления деятельности. Охарактеризованы сложные отношения сикхов с Коминтерном в 1923-1925 гг., которые страдали из-за нежелания националистов отказаться от старых, в прошлом потерпевших неудачу, методов борьбы, главным из которых являлась попытка организации восстания в англо-индийской армии. Показан постепенный переход гадаровцев на новую идеологическую базу, начало их агитационной деятельности среди крестьян, рабочих и студенчества, а также отмечена роль генерального секретаря «Гадар» Сантока Сингха Дардео в этом процессе. Этот переход привел к реорганизации «Сандживал Дал» и созданию рабоче-крестьянской партии «Кирти кисан сабха». Проанализированы основные черты новой партии, ее отличия от своей предшественницы, а также ее положение относительно центральной организации - партии «Гадар».

Ключевые слова: партия «Гадар»; «Сандживал Дал»; «Кирти кисан сабха»; Коминтерн; коммунистическое движение в Индии

Одной из организаций, внесших свой вклад в национально-освободительное движение Индии в первой половине XX века, была партия «Гадар». Ее отличительной особенностью являлось то, что она возникла в США в среде индийской диаспоры и изначально действовала за пределами Индии. Первую попытку основать центр этой партии на своей родине ее члены предприняли в 1915 г., однако, она была пресечена британской полицией. Позднее, в начале 1920-х гг., руководство «Гадар» остро ощутило необходимость создать в Индии штаб своей организации и перенести основную деятельность в эту страну. Этим штабом стала «Кирти кисан сабха» («Рабоче-крестьянская партия»), которая окончательно сформировалась только к 1928 г. Создание этой организации было долгим и трудным процессом, который почти не раскрыт ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Благодаря привлечению архивных материалов (РГАСПИ) появилась возможность восполнить этот пробел как в истории «Кирти кисан сабха», так и партии «Гадар» в целом.

Большой вклад в дело создания индийского штаба «Гадар» внесли генеральный

секретарь партии Санток Сингх Дардео и его ближайший соратник Раттан Сингх Дабба, которые летом 1922 г. направились из США в Индию через Советскую Россию. Задача сикхов осложнялась тем, что ими в конце того же года были установлены тесные связи с Коммунистическим интернационалом (КИ). В рамках сотрудничества двух организаций лидеры «Гадар» обязывались организовать в Индии коммунистическую организацию [1, p. 63]. В результате возникла сложная ситуация: будущий индийский центр изначально националистической партии должен был идеологически отличаться от самой «Гадар».

В 1923 г. лидеры индийских националистов США прибыли в Кабул, где их ожидали другие члены партии «Гадар» — Удхам Сингх Касель и Гурмух Сингх Лалтон. Санток Сингх и Раттан Сингх рассказали им о своих планах и задачах, а также договорились о создании так называемой «Сандживал ассо-циации»1 в Пенджабе. При этом эмиссары из СССР отметили, что основание такого органа было согласовано с Коминтерном, и совет-

1 Согласно индийскому историку Б. Джошу, слово

"sanjhiwal" переводится с языка пенджаби как «коммунист» [1, p. 63п].

ская сторона дала обещание оказывать поддержку этой организации.

Однако гадаровцы столкнулись с серьезной проблемой: Санток Сингх - единственный, кто относительно хорошо разбирался в марксизме и принимал требования Коминтерна - был арестован в конце 1923 г. на пути в Индию и в ближайшие два года был полностью оторван от своих товарищей [2, р. 222]. Несмотря на то, что Раттан Сингх в 1924 г. перед своим возвращением в США провел в Индии серьезную подготовительную работу [3, с. 272], остальным сикхам пришлось действовать самостоятельно в меру своего понимания поставленной перед ними задачи.

«Сандживал Дал» возникла в первой половине 1924 г. в Амритсаре (Пенджаб), при этом большую помощь в ее создании оказал Обейдулла Синдхи, известный индийский революционер, долгое время тесно сотрудничавший с партией «Гадар»2. В июле 1924 г. Удхам Сингх Касель, назначенный своими однопартийцами представителем этой организации, доставил в Коминтерн письмо, где подробно описывались структура, цели и методы данного центра «Гадар» [4].

Пенджабский штаб индийских националистов возглавлялся коллегиальным органом — Руководящим советом, состоявшим из шести членов - секретарей. Совет должен был собираться раз в год и обладал «абсолютными полномочиями». Его решения вступали в силу только при общем согласии всех его членов.

Каждый секретарь Руководящего совета имел под своим контролем один из шести «департаментов», отвечавших за определенную деятельность партии: 1) пропаганда;

2) вербовка и учет членов организации;

3) сбор средств и террористическая деятельность; 4) сбор и хранение оружия и боеприпасов; 5) зарубежные связи; 6) внедрение членов партии в различные департаменты государственной службы [4].

Структура «Сандживал Дал» предполагала наличие местных отделений, которые возглавлялись «территориальными офицерами». Человек, занимавший эту должность, должен был находиться в контакте с Руково-

2 РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 495. Оп. 154. Д. 227. Л. 202.

дящим советом и неукоснительно выполнять его решения. «Территориальный офицер» единолично отвечал за свое отделение и его членов.

Свою деятельность партия разделяла на публичную и частную. Под публичной деятельностью гадаровцы понимали создание рабочих кружков при заводах и фабриках, крестьянских организаций, центров пропаганды (школы, библиотеки и т. д.), публикацию газет и листовок, а также проведение публичных мероприятий. К частной деятельности относилось распространение агитационных материалов, сбор денежных средств, внедрение членов партии в органы государственной службы и военные формирования и т. п.

Гадаровцы планировали уделять особое внимание работе с трудящимися, крестьянами и военными.

«Сандживал Дал» ставила перед собой следующие цели:

а) добиться возможности повышения уровня (интер)национального (само)уважения индийцев;

б) установить независимое правительство, осуществляемое коренным населением, освободив страну от бремени политического рабства, ликвидировав все существующие социальные, ментальные и экономические причины бесправия, обусловленные капитализмом и империализмом;

в) отменить все системы, создающие возможность для какой-либо эксплуатации человека человеком [4].

Более конкретно задачи гадаровцев раскрывались в документе, озаглавленном «Программа Индустан Сандживал Дал», который объявлял основной целью партии «создать Рабоче-Крестьянскую Федеративную Республику»3. В этой программе националисты описывали свое представление о будущем устройстве независимой Индии. Фактически они предлагали создание конфедерации, во главе которой должно было стоять Центральное правительство, решавшее вопросы внешней и оборонной политики. Остальные аспекты государственного управления передавались провинциям, которые, кроме прочего, были вправе установить свою религию, пользоваться своим языком и могли формировать местные органы управления

3 Там же. Оп. 68. Д. 179. Л. 10.

из национальных меньшинств. Программа отводила «Сандживал Дал» роль единственной политической организации страны, внутри которой должны были быть сформированы отдельные партии крестьян, рабочих и служащих, «которые будут проводить работу согласно доле каждой партии по указаниям» «Сандживал Дал»4. Вместе с этим га-даровцы обещали жителям Индии ряд социальных гарантий, в частности, бесплатные медицину и образование5.

Приведенные выше документы свидетельствуют, что гадаровцы оказались восприимчивы к новой для них идеологии (как минимум, успешно усвоили ряд нужных терминов). Однако фактически они продолжали оставаться во власти своих старых идей. В первый период существования партии (1913-1922 гг.) единственным средством достижения независимости своей страны члены «Гадар» считали организацию восстания в англо-индийской армии. Именно это, несмотря на провал нескольких таких попыток, совершенных в 1915 г., в 1924-1925 гг. являлось основной целью «Сандживал Дал».

Так, летом 1924 г. Удхам Сингх Касель докладывал Коминтерну как о наиболее крупном достижении своей организации, что гадаровцы в Индии вели работу в около 40 различных полках, расквартированных в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции [4]. Кроме этого, представитель «Сандживал Дал» привез в Москву список требований всего необходимого для начала вооруженного восстания в Индии. Данный перечень включал денежные средства в размере более 200 тысяч рупий, около 500 военных экспертов и инженеров для успешного ведения революции и около 50 тысяч солдат. Сикхи просили предоставить им к началу революции «полную военную амуницию для примерно 500 тысяч [бойцов] акали»6 и еще 10 тысяч револьверов в самое ближайшее время [4].

4 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 68. Д. 179. Л. 10.

5 Там же. Л. 11.

6 Здесь гадаровцы имели в виду членов «Бабар

акали» - боевое крыло сикхской организации «Акали

Дал», выступившей против колониального господства

британцев в Индии. Еще в США Санток Сингх вступил

в переписку с лидерами «Бабар акали», и они заверили руководителя гадаровцев в готовности сражаться вме-

сте с ними за свободу их родины [2, р. 219].

Важно отметить, что требования о предоставлении оружия сикхи начали предъявлять Коминтерну еще с 1923 г., что вызывало у деятелей последнего большое раздражение. Судя по отчетам о связях партии «Гадар» с КИ, коминтерновцы старались убедить новых союзников «на ближайший период... отказаться от идеи немедленного вооруженного выступления и перейти к организации политического массового движения», однако, гадаровцы «очень слабо реагировали на все. разговоры»7. В свою очередь, члены «Сандживал Дал» и афганского центра партии «Гадар», не получая желаемого от Коминтерна, начали всячески уклоняться от просьб, исходивших из Москвы. Немного позднее, когда гадаровцы смогли перестроить свою деятельность на новых началах, отношения относительно нормализовались, хотя этот период взаимного непонимания наложил тяжелый отпечаток на дальнейшее сотрудничество партии «Гадар» и Коминтерна.

Последнее упоминание о «Сандживал Дал» встречается в ноябре 1926 г., когда представители центрального штаба партии «Гадар» в США Санта Сингх и Притам Сингх предоставили в Крестинтерн отчет о деятельности своей организации в разных странах, в который входила информация и о работе индийского штаба партии. На тот момент число ее членов составляло 1000 человек, «из которых 500 являются «дже-тедар» — руководителями групп — в «Акали Дал», число членов которой достигает 300 тысяч»8. «Сандживал Дал» вела активную пропаганду как за увеличение количества своих членов, так и за освобождение политических заключенных. Кроме этого, организация продолжала вести пропаганду в индийских войсках и занималась издательской деятельностью .

Однако к моменту предоставления доклада Притам Сингха и Санты Сингха Кре-стинтерну в индийском центре «Гадар» уже произошли существенные изменения. В конце 1925 г. свободу получил Санток Сингх Дардео. Первым делом он отправился в Амритсар, где включился в работу «Сандживал Дал» и стал корректировать деятельность своих товарищей. Главным делом Сантока Сингха Дардео стало учреждение марксист-

7 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 68. Д. 191. Л. 2а-3.

8 РГАСПИ. Ф. 535. Оп. 2. Д. 66. Л. 65об.

9 Там же. Л. 66.

ского печатного органа - ежемесячника «Кирти» («Рабочий»), первый номер которого вышел в феврале 1926 г. Впоследствии члены индийского центра «Гадар» вспоминали, что эта газета оказала большое влияние на гадаровское движение в Индии и способствовала появлению в Пенджабе в 1926 г. рабоче-крестьянской партии, а сам Санток Сингх «был первым, кто начал руководить движением в духе марксизма-ленинизма»10.

В 1926-1927 гг. гадаровцы переключились на активную пропаганду среди крестьян, рабочих и студенчества. Первая крупная конференция их организации (которую к этому времени стали называть партия «Кирти») прошла в Хошиарпуре 6-7 октября 1927 г. под председательством Сохан Сингха Джоша. На этом мероприятии был принят ряд решений, среди которых одним из самых важных являлось принятие резолюции «об объединении всех крестьян и рабочих в единую организацию и начала общей борьбы за «хлеб» (то есть выдвижение экономических требований правительству)»11. Разумеется, главной объединяющей силой должна была стать партия «Кирти».

Видимо, первая конференция «Кирти» оценивалась руководством партии как весьма успешная, и свои публичные мероприятия гадаровцы стали проводить регулярно в разных городах Пенджаба. Ближайшая конференция прошла уже 17 октября 1927 г. в Лал-пуре [5, р. 238]. Однако официальной датой создания «Кирти кисан сабха» стало 12 апреля 1928 г. Тогда на площади Джаллианвала Багх в Амритсаре С.С. Джошем и Бхагом Сингхом Канадским было проведено совещание, на котором присутствовало более 60 человек из разных уголков Пенджаба. В номере «Кирти» от мая 1928 г. содержалась посвященная данному собранию заметка, согласно которой главными его достижениями стало учреждение «Кирти кисан сабха» («Рабоче-крестьянской партии»), а также избрание руководящего комитета, который возглавлял С.С. Джош в качестве генерального секретаря [6, р. 287].

Позднее был составлен устав обновленной партии. Руководство «Кирти кисан саб-ха» разделялось на две части - Генеральный комитет и Исполнительный комитет. Гене-

10 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 16. Д. 57а. Л. 74.

11 Там же. Оп. 68. Д. 206. Л. 4.

ральный комитет состоял из девяти человек, среди которых были председатель, генеральный секретарь и казначей12. Исполком состоял из пяти членов. Оба органа переизбирались раз в год.

Большое место в уставе уделялось задачам организации, среди которых были следующие.

«1. Организовать всеми возможными средствами рабочих и крестьян мира.

2. Стремиться свергнуть империализм, то есть капитализм во всем мире и, в частности, в Индии, и вести борьбу за улучшение положения рабочих и крестьян.

3. Вести агитацию за социализм... Воспитывать в молодежи свободный дух и бороться против религиозных предрассудков.

4. Предпринимать необходимые шаги против каждого. [кто] вредит партии, возбуждая религиозные антагонизмы.

5. Уничтожить все привилегии. дарованные кому бы то ни было на основе кастового или религиозного признака.

6. Наделить рабочих и крестьян землями... после национализации их.

7. Установить 8-часовой рабочий день и одинаковую оплату мужского и женского

труда»13.

Стать членом партии мог любой человек, независимо от касты и религии, кто верит в социализм, готов платить членский взнос в размере 1 шиллинга в месяц (с безработных плата не взималась), всячески поддерживать печатный орган партии и обходить стороной

14

религиозные споры .

Данный устав позднее был предоставлен Коминтерну. Он характеризует «Кирти кисан сабха» крайне обобщенно. Тем не менее документ демонстрирует определенные отличия реорганизованной партии от своей предшественницы «Сандживал Дал». Во-первых, в данном уставе исчезают упоминания об агитации в армии как отдельной важной форме работы, а во-вторых, главной целью партии четко провозглашается освобождение страны не только от британских колонизаторов, но и от капиталистов в целом, а также установление в Индии социалистического государства.

12 Там же. Оп. 68а. Д. 24. Л. 12-13.

13 Там же. Л. 12.

14 Там же.

Важно отметить, что в этом отношении «Кирти кисан сабха» идеологически заметно отходила от партии «Гадар». В связи с этим в Коминтерне два этих формирования чаще всего рассматривались как разные организации, хотя и тесно сотрудничавшие между собой. Однако британская разведка на протяжении всей истории партии «Кирти кисан» предпочитала воспринимать ее как индийский центр партии «Гадар» и неотъемлемую часть этой организации индийских эмигрантов. Сами гадаровцы не проводили строгого разграничения ни между «Кирти» и «Гадар», ни между членами этих партий.

Итак, формирование индийского центра партии «Гадар» было длительным процессом. Главная сложность заключалась в том, что, согласно договоренностям с Коминтерном, созданная организация должна была иметь прокоммунистическую ориентацию. Гадаровцы же, используя марксистскую терминологию, по сути, с большим трудом отходили от своих старых идей, что вызывало напряжение в отношениях между ними и ко-минтерновцами. Постепенно сикхи научились работать на новых идеологических основаниях, что привело к реорганизации «Сандживал Дал» и оформлению «Кирти ки-сан сабха». Данная организация действовала на протяжении многих лет, тесно сотрудничала с Коминтерном и являлась важным цен-

тром коммунистической активности в Пенджабе.

Список литературы

1. Josh B. Communist Movement in Punjab (192647). Lahore: Book Traders, 1979. 224 p.

2. Josh S.S. Hindustan Gadar Party: a Short History. New Delhi: People's Publishing House, 1978. Vol. 2. 355 p.

3. Девяткина Т.Ф., Егорова М.Н., Мельников А.М. Зарождение коммунистического движения в Индии: Очерки истории. М.: Наука, 1978. 336 с.

4. Singh V. Bhai Udham Singh's Letter to the Russian Socialist Federative Soviet Republic, July 1924 // Revolutionary Democracy. 2001. Vol. 7. No. 2. URL: http://www.revolutionarydemocra-cy.org/rdv7n2/busingh.htm (accessed 22.08.2017).

5. Singh B. The Anti-British Movement from Gadar Lehar to Kirti Kisan Lehar: 1913-1939: a Thesis ... of Doctor of Philosophy in History. Patiala: Punjabi University, 2011. 308 p.

6. Documents of the History of the Communist Party of India. 1928. Vol. 3-C / preface by D. Bose. New Delhi: People's Publishing House, 1982. 817 p.

Поступила в редакцию 18.09.2017 г. Отрецензирована 27.10.2017 г. Принята в печать 23.01.2018 г.

Информация об авторе

Жирова Надежда Сергеевна, соискатель, кафедра отечественной и всеобщей истории. Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация. E-mail: nadezdalip@yandex.ru

Для цитирования

Жирова Н.С. Создание индийского центра партии «Гадар» (1923-1928 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 161-166. Б01: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-161166.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-161-166

THE ESTABLISHMENT OF "GADAR" PARTY HINDUSTAN CENTRE (1923-1928)

Nadezhda Sergeevna ZHIROVA

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University 42 Lenin St., Lipetsk 398020, Russian Federation E-mail: nadezdalip@yandex.ru

Abstract. The insufficiently explored page in the history of the Hindustan "Gadar" Party is discussed, namely the process of creation of its center in India. The difficulties are marked that were faced by the members of the party in the way of solving the problem: the need to create a pro-communist organization by nationalists, and the factual absence of manpower for this case. The main features of the first attempts at organization the headquarter in India ("Sanjhiwal Dal") are reviewed: structure of the party, its aims, vision for the future of the country, directions of activities. The complicated relations of Sikhs with the Comintern in 1923-1925, that suffered because of the reluctance of nationalists to abandon the old, failed in the past, methods of struggle, main of which was the attempt to organize a rebellion in the Anglo-Indian army are characterized. It is showed the gradual transition of gadarits on the new ideological base, the beginning of their agitate activities among peasants, workers and students, and the role of Santokh Singh Dhardeo, the general secretary of the "Gadar" Party, in this process. This transition had led to the reorganization of the "Sanjhiwal Dal" and the establishment of the "Kirti Kisan Sabha". The main features of the new party, differences between it and its predecessor, as well as its position relative to the central organization - the "Gadar" Party are analyzed.

Keywords: "Gadar" Party; "Sanjhiwal Dal"; "Kirti Kisan Sabha"; Comintern; communist movement in India

References

1. Josh B. Communist Movement in Punjab (1926-47). Lahore, Book Traders Publ., 1979, 224 p.

2. Josh S.S. Hindustan Gadar Party: a Short History. New Delhi, People's Publishing House, 1978, vol. 2, 355 p.

3. Devyatkina T.F., Egorova M.N., Melnikov A.M. Zarozhdenie kommunisticheskogo dvizheniya v Indii: Ocherki istorii [The Emergence of the Communist Movement in India: History Essays]. Moscow, Nauka Publ., 1978, 336 p. (In Russian).

4. Singh V. Bhai Udham Singh's Letter to the Russian Socialist Federative Soviet Republic, July 1924. Revolutionary Democracy, 2001, vol. 7, no. 2. Available at: http://www.revolutionarydemocracy.org/rdv7n2/busingh.htm (accessed 22.08.2017).

5. Singh B. The Anti-British Movement from Gadar Lehar to Kirti Kisan Lehar: 1913-1939: Dr. hist. sci. diss. Patiala, Punjabi University Publ., 2011, 308 p.

6. Bose D. (preface). Documents of the History of the Communist Party of India. 1928. Vol. 3-C. New Delhi, People's Publishing House, 1982, 817 p.

Received 18 September 2017 Reviewed 27 October 2017 Accepted for press 23 January 2018

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhirova Nadezhda Sergeevna, Applicant, National and General History Department. Lipetsk State Pedagogical P. Se-menov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation. E-mail: nadezdalip@yandex.ru

For citation

Zhirova N.S. Sozdanie indiyskogo tsentra partii «Gadar» (1923-1928 gg.) [The establishment of "Gadar" Party Hindustan Centre (1923-1928)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 161-166. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-161-166. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.