Научная статья на тему 'Создание и управление цепями поставок в птицеводстве'

Создание и управление цепями поставок в птицеводстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПТИЦЕВОДСТВО / ЛОГИСТИКА / ПОСТАВКИ / ПОСТАВЩИКИ / ЗАПАСЫ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЦЕПОЧКА ПОСТАВКИ / ПЕРЕВОЗЧИК / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдаенко А. А.

В статье рассматривается состав логистических систем в птицеводстве, обосновывается целесообразность использования концепции SCM птицеводческими предприятиями, выделены основные этапы реализации данной концепции, рассмотрены перспективные технологические и информационные решения призванные повысить эффективность птицеводческих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и управление цепями поставок в птицеводстве»

Создание и управление цепями поставок в птицеводстве

Гайдаенко Алексей Альбертович,

д.э.н., ФГБОУ ВО РГАЗУ

В статье рассматривается состав логистических систем в птицеводстве, обосновывается целесообразность использования концепции SCM птицеводческими предприятиями, выделены основные этапы реализации данной концепции, рассмотрены перспективные технологические и информационные решения призванные повысить эффективность птицеводческих предприятий.

Ключевые слова: птицеводство, логистика, поставки, поставщики, запасы, распределительные центры, цепочка поставки, перевозчик, имитационное моделирование.

да

о

CS

ю

Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

Предприятия птицеводческого комплекса представляют сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.

Одновременно с наращиванием отечественных птицеводческих ресурсов, необходимо совершенствовать управление товародвижением и его организационно-экономический механизм на российском рынке птицепродукции на основе применения новых логистических подходов.

Проблема эффективного управления поставками продукции, обеспечения торговыми и складскими площадями особенно актуальна, так как многие предприятия реализуют свою продукцию под различными брендами, которые им не принадлежат. Одно предприятие может работать с несколькими торговыми сетями, предъявляющими различные требования к упаковке, фасовке, маркировке, доставке и т.д.. Все это приводит к значительному росту логистических расходов. Одним из главных, если не основным, критерием конкурентоспособности становится скорость обработки заказа и осуществления поставки.

В отрасли птицеводства распределительную логистику можно трактовать как системную организацию продвижения произведенной продукции на рынок, основываясь на интеграции усилий предприятий - производителей птицеводческой продукции, коммерческих посредников, заготовительных организаций и других участников процесса их распределения и обмена с целью наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей населения птицеперерабатывающих комбинатов, с максимально возможной выгодой для птицеводства.

Услуги по комплексной логистике в настоящее время составляют до 15% себестоимости продукции предприятий.

Работа по организации логистических систем практически решена всеми птицеводческими предприятиями, однако эти системы работают не всегда эффективно и не обладают достаточной гибкостью. В настоящий момент необходимо активно заниматься интеграцией предприятий отрасли с предприятиями смежных отраслей и ритейла на принципах логистической концепции SCM (Supply Chain Management).

Концепция БОМ предполагает использование системного подхода и интегрированного планирования, а также управления всем потоком кормов, материалов, племенной и товарной продукции птицеводства различных направлений от поставщиков, через предприятия производителей товарной и племенной продукции, распределительные центры до конечных как индивидуальных, так и корпоративных потребителей продукции птицеводства, т.е. всей цепи поставок (ЦП).

В настоящее время рынок птицеводческой продукции становится все более конкурентным. Производители соперничают друг с другом, чтобы предоставить потребителям продукты самого высокого качества и удовлетворить все их требования, в таких условиях управление цепочкой поставок играет очень важную роль. Все компании в значительной степени зависят от эффективности процессов и их согласовангности в рамках цепочки поставок.

Основные преимущества управления цепочками поставок заключаются в следующем:

• создаются лучшие отношения с клиентами и их обслуживание;

• совершенствуются механизмы доставки товаров и услуг по требованию с минимальной задержкой;

• минимизируются складские и транспортные расходы;

• минимизируется прямые и косвенные затраты;

• появляется возможность поставлять свою продукцию в нужное место в нужное время, что позволяет использовать большее количесвто ритейлеров;

• совершенствуется система управление запасами, поддерживая успешное выполнение моделей запасов точно в срок;

• развивается взаимодействие партнеров с целью в минимизации отходов, снижении затрат и достижении эффективности в процессе цепочки поставок.

Каждое птицеводческое предприятие стремится своевременно удовлетворить спрос и максимально эффективно использовать ресурсы.

Рассмотрим основные цели управления цепочками поставок:

• партнеры по цепочкам поставок работают совместно на разных уровнях, чтобы максимизировать производительность ресурсов, создавать стандартизированные процессы, устранять дублирующиеся усилия и минимизировать уровни запасов.

• рынок требует качественную, но недорогую птицеводческую продукцию, но руководители цепочки поставок должны сосредоточиться на создании стоимости для своих клиентов. Пре-

вышение ожиданий покупателей на регулярной основе - лучший способ их удовлетворить.

Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, продавцы птицеводческой продукции должны использовать запасы как общий ресурс с производителем и использовать технологию распределенного управления заказами для выполнения заказов из оптимального узла в цепочке поставок.

Наконец, управление цепочкой поставок направлено на содействие финансовому успеху предприятия. Помимо всех вышеперечисленных моментов, оно направлено на то, чтобы побудить предприятия использовать цепочку поставок для улучшения дифференциации, увеличения продаж и выхода на новые рынки.

Управление цепочкой поставок - это процесс, используемый предприятиями для обеспечения эффективности и рентабельности их цепочки поставок. Цепочка поставок - это набор шагов, которые предприятие предпринимает для превращения сырья в конечный продукт.

Рассмотрим пять основных компонентов управления цепочкой поставок.

Начальная стадия процесса цепочки поставок - это стадия планирования. Нам необходимо разработать план или стратегию, чтобы решить, как продукты и услуги будут удовлетворять потребности клиентов. На этом этапе планирование должно быть сосредоточено главным образом на разработке стратегии, приносящей максимальную прибыль. Для управления всеми ресурсами, необходимыми для разработки новых продуктов, предприятие должно иметь четкую стратегию. Управление цепочкой поставок в основном фокусируется на разработке и планировании набора показателей.

После планирования следующий шаг включает разработку или поиск. На этом этапе мы в основном концентрируемся на построении прочных отношений с поставщиками кормов, оборудования, энергоресурсов необходимых для производства. Это включает в себя не только определение надежных поставщиков, но и определение различных методов планирования доставки, и оплаты продукта. Таким образом, на этом этапе менеджерам цепочки поставок необходимо построить набор процессов ценообразования, доставки и оплаты с поставщиками и создать условия для контроля и улучшения отношений. Наконец, менеджеры цепочки поставок могут объединить все эти процессы для обработки в единое целое. Эта обработка включает получение и проверку поставок, передачу их производственным предприятиям и авторизацию платежей поставщикам.

Третий шаг в процессе управления цепочкой поставок - производство и переработка. На этом этапе продукты разрабатываются, производят-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 5

М О

да

о

сч

m

OI

О Ш

m х

<

m о х

X

ся, тестируются, упаковываются и синхронизируются для доставки. Задача менеджера цепочки поставок состоит в том, чтобы запланировать все действия, необходимые для производства, тестирования, упаковки и подготовки к доставке. Этот этап считается метрической единицей цепочки поставок, где фирмы могут измерять уровень качества, объем производства и производительность труда.

Четвертый этап - этап доставки. Здесь готовая продукция доставляются заказчику в пункт назначения поставщиком. Этот этап является в основном этапом логистики, когда принимаются заказы клиентов и планируется доставка товаров. Стадию доставки часто называют логистикой, когда предприятия сотрудничают для получения заказов от клиентов, создают сеть складов, выбирают перевозчиков для доставки товаров клиентам и настраивают систему выставления счетов для приема платежей.

Последний этап управления цепочкой поставок называется возвращением. На данном этапе поврежденные, просроченные товары возвращаются поставщику заказчиком. Здесь компаниям необходимо иметь дело с запросами клиентов и отвечать на их жалобы и т. д. Этот этап часто является проблемным участком цепочки поставок для многих птицеводческих предприятий, сотрудничающих с мелким ритейлом, реже с сетями. Планировщики цепочки поставок должны создать и согласовать со всеми участниками цепочки алгоритм работы с данной категорией товаров, не допускающий необходимости его утилизации.

Необходимо отметить что наиболее сложным этапом является интеграция с розничной торговлей, в том случае если предприятие хочет контролировать всю цепь до конечного потребителя. Задача радикально упрощается при использовании крупных региональных распределительных центров, которые в состоянии эффективно работать практически со всеми товарными группами и обладающими информационными системами с высокой способностью их адаптации к специфике внешних ИС.

Реализация предлагаемой концепции даст возможность предприятиям отрасли гибко реагировать на изменение ситуации на рынке, своевременно вырабатывать и реализовывать в масштабе всей логистической системы согласованные тактические и стратегические решения, тем самым, повышая конкурентоспособность отечественной продукции на рынке.

В настоящее время созданы программные платформы для проектирования, оптимизации и анализа цепи поставок, которые достаточно просто адаптировать к применению на птицеводческих предприятиях. Разработчикам удалось совместить в одном программном продукте

аналитические методы оптимизации и методы имитационного моделирования, что позволяет пользователям комплексно анализировать несколько цепей поставок.

Имитационное моделирование позволяет более точно управлять рисками посредством включения в цепь различные, часто очень детализированные объекты, а так же тестировать любые проектируемые изменения в цепи до их внедрения с целью оценки их эффективности.

Типичные задачи которые решаются птицеводческими предприятиями с помощью имитационного моделирования следующие:

• принятие решений о модернизации, смене складов, о постройке собственных или аренде складов, их оптимальное местоположение;

• оптимизация затрат на транспорт (закупить транспорт, арендовать или комбинировать, в каком количестве);

• отслеживание взаимосвязей (влияние производства на цепочку поставок);

• тестирование логистической цепи под повышенной нагрузкой ( сезонность);

• работа с рисками (операционные риски и disruption risks);

• разработка расписаний работы склада, графиков инвентаризаций, которые не вызовут остановки работ;

• безопасное сокращение запасов;

• оптимизация распределения продукции по местам хранения;

• оптимизация работы транспорта, построение оптимальных маршрутов доставки;

• повышение уровня сервиса, сокращение сроков доставки, снижение издержек на транспортировку, хранение, сортировку.

Также необходимо отметить, что при выборе программного продукта необходимо учитывать совместимость с используемым предприятием программным обеспечением, хотя как правило современные платформы позволяют получать данные из Excel, текстовых документов или любых баз данных — 1С, Oracle, MS SQL, MySQL, PostgreSQL, MS Access.

В настоящее время активно развивается сенсорная логистика. Суть сенсорной логистики в создании сервиса для контроля всех звеньев цепи поставок в реальном времени. Другими словами клиент получает возможность контролировать груз от момента заказа до момента прибытия на склад, имеет возможность узнать, в правильном температурном режиме груз, верно ли проставленана упаковке маркировка и т.д.

Все большую популярность и доступность получают устройства смарт-сенсор, которые использует технологию высокочастотной маркировки и датчики температуры. Заказчики в случае отклонения от графика поставки, нарушения

температурного режима имеют возможность получать предупредительный сигнал в случае их нарушения, тем самым получая возможность минимизировать свои издержки.

Становится очевидным, что развиваться смогут те птицеводческие предприятия, которые будут готовы к внедрению современных информационных технологий в свои логистические системы.

С каждым годом технологии открывают партнерам и потребителям все больше информации о процессе производства, переработки хранения транспортировке готовой продукции. Такая открытость становиться новым конкурентным преимуществом наряду с традиционными.

В ближайшие пять лет логистика птицеводческой продукции станет более эффективной и быстрой благодаря ИТ и выходу в он-лайн.Не за горами то время когда все технологические и бизнес процессы начнут создаваться на основе Б1дйа1а.

Анализ показывает, что птицеводство готово к таким технологическим изменениям, для этого существуют все предпосылки. Пусть и не без труда, но открываются перспективы на азиатских рынках, на которых отечественная птицеводческая продукция имеет хорошую репутацию, но для успешной работы на них необходимо решить ряд сложных логистических задач.

Литература

1. ГайдаенкоА.А. Прогнозирование и стратегическое планирование в птицеводстве: Монография / А.А. Гайдаенко.- М.: Компания Спут-ник+, 2009.

2. Основы логистики в АПК. Учебник // Р.Г. Мумладзе, А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. -М.:Издательство Русайнс.- 2016.-328 с.

3. ГайдаенкоА.А., Гайдаенко О.В. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко.- М.: КноРус, 2016. - 17 п.л.

Creation and management of chains of deliveries in poultry

farming Gaydayenko A.A.

FGBOU VGAZU

In article the structure of logistics systems in poultry farming is considered, the expediency of use of the concept of SCM by the poultry-farming enterprises is proved, the main stages of implementation of this concept are allocated, the perspective technology and information solutions designed to increase efficiency of the poultry-farming enterprises are considered. Keywords: poultry farming, logistics, deliveries, suppliers, stocks, distribution centers, delivery chain, carrier, imitating modeling. References

1. Gaidaenko A.A. Prediction and strategic planning in the poultry industry: Monograph / А.А. Gaydayenko.- M .: Sputnik + Company, 2009.

2. Basics of logistics in agriculture. Textbook // R.G. Mumladze,

A.A. Gaidaenko, O.V. Gaydayenko. - M.: Publisher Rusains. 2016.-328 p.

3. Gaydaenko A.A., Gaydayenko O.V. Logistics: textbook / A.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gaidaenko, O.V. Gaydayenko.- M .: KnoRus, 2016. - 17 pp.

X X О го А С.

X

го m

о

4

5

с.

ю

2 о

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.