Научная статья на тему 'Создание и развитие нового направления высшего профессионального образования «Инноватика»'

Создание и развитие нового направления высшего профессионального образования «Инноватика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туккель Иосиф Львович

В статье коротко даются основные вехи и результаты формирования, становления и развития направления высшего профессионального образования «Инноватика» с момента его зарождения в1998 году по настоящее времяI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туккель Иосиф Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic marks and results of formation, formation and development of a direction of the higher vocational training of "Innovatika" from the moment of its origin в1998 are shortly given to year on the present

Текст научной работы на тему «Создание и развитие нового направления высшего профессионального образования «Инноватика»»

УДК 681.3.06

И.Л. Туккель

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИННОВАТИКА»

Мировая тенденция современного развития - переход экономик ведущих стран от четвертого, индустриального, технологического уклада через пятый - постиндустриальный, - к шестому технологическому укладу, основанному на широком вовлечении знаний в социально-экономическую практику. В целом в формирующемся технологическом укладе преобладающими становятся информационно-коммуникационные и высокие технологии, экономика становится экономикой знаний, позволяющая вести бизнес «со скоростью мысли». Для инструментальной вооруженности такой экономики на первый план выходит сис-темология генерации знаний, система управления инновационной экономикой и стратегия развития основного актива инновационной экономики - человеческого потенциала.

Образование определяет положение как государства в современном мире, так и человека в обществе, оно является определяющим фактором развития социально-экономических систем. Образовательная сфера формирует инвестиционную привлекательность страны, создает базу для технологического прорыва и технологического лидерства, обеспечивая стабильность и независимость национальной внутренней и внешней политики, переход от сырьевых источников дохода к воспроизводимым интеллектуальным ресурсам. В ближайшем будущем технологии high-tech будут уступать место технологиям high-hume - технологиям управления предпочтениями, социальными стандартами, восприятием нововведений, формированием ожиданий.

Основу экономики знаний составляет единый взаимоувязанный национальный комплекс «промышленность - инновации - наука - обра-

зование». Как следствие, в новых условиях изменяется роль университетов. Университеты должны быть готовы к следованию принципу «LLL - life-long learning, образование через всю жизнь», они призваны инициировать разработку и реализацию программ повышения квалификации, уникальных образовательных программ в соответствии с новыми потребностями общества, выполняя важнейшую функцию поставщиков образовательных услуг и притока новых знаний для бизнеса, а также воспроизводства интеллектуального капитала.

В настоящее время рынок образовательных услуг, прежде всего, в сфере высшего профессионального образования (ВПО), характеризуют следующие основные признаки:

- глобализация во всех сферах деятельности;

- рост численности обучаемых при усилении дифференциации образовательных программ;

- новые требования к персоналу со стороны работодателей (в первую очередь, требования к уровю стартовых компетенций выпускников вуза);

- информационная революция в образовательных технологиях (возможности электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения, облегчение доступа к информационным ресурсам, появление эффективных обучающих программ-симуляторов и др.).

Радикальные инновации происходят в содержании образования, которое должно переориентироваться на постиндустриальную научную парадигму и реалии XXI века; на междисциплинарную подготовку и креативную педагогику; на развитие способности находить оригинальные эффективные решения в нестан-

дартных ситуациях, результативно трудиться в условиях неопределенности; воспринимать и реализовывать инновации во всех сферах общественного производства. Целесообразным становится такое построение системы обучения, чтобы функционально она обеспечивала и сопровождала специалиста на всех этапах его профессионального жизненного цикла (ЬЬЬ): от общетеоретической и начальной профессиональной подготовки - через адаптацию к профессиональной среде - к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию. Этот подход нашел свое воплощение в программах нового направления ВПО «Инновати-ка»1, становление и развитие которого стало важным элементом стратегии развития страны, направленной на модернизацию экономики России, обеспечения экономического роста на инновационной основе, построения эффективной национальной инновационной системы.

Первые исследования и первые крупные проекты по формированию в новейшей России инновационных структур и систем проходили в начале 1990-х годов. Именно тогда по инициативе ученых и специалистов высшей школы Правительством России была принята Федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» (Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 322 и от 14 декабря 1995 г. № 1207). Реализация программы (1994 -1998 гг.) выявила среди прочих проблем развития отечественных производств острую нехватку специалистов, профессионально подготовленных для работы в инновационной сфере.

Для исследований и поиска решений указанной проблемы в университетах начали создаваться кафедры и/или институты инноватики (так, например, в 1999 году был создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства; одним из первых в 1997 г. был создан Институт инноватики (ныне факультет инноватики) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; с 1993 г. в Государственном университете управления работает кафедра инновационного менеджмента),

:Приказом Минобразования России от 17.05.99 № 1312 ему был присвоен код 553800. С 2005 года, согласно новому классификатору, направлению «Инноватика» присвоен код 220600, а с 2010 года - код 222000.

призванные стать научными и методическими центрами по развитию науки и образования для инновационной сферы деятельности. В конце 1990-х была выполнена научно-методическая работа по обоснованию открытия направления высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку кадров для инновационной сферы. Итогом этой разработки стал эксперимент по пилотной реализации предложенного нового направления высшего профессионального образования «Инноватика», бакалавриат (приказы Минобразования России от 17.05.99 № 1312 и от 25 сентября 2003 года № 3676).

Дальнейшим результатом этой работы стало открытие подготовки дипломированных специалистов и специальности «Управление инновациями», а также магистратуры по направлению «Инноватика» (приказы Министерства образования Российской Федерации от 15.10.2002 № 3594 и от 25.09.2003 № 3658).

В период 1998 - 2003 гг. был накоплен уникальный в системе российского ВПО опыт формирования и научно-методического обеспечения подготовки бакалавров по направлению «Инноватика». Одновременно проходила активная отработка учебно-методических материалов данного образовательного направления в части содержания и технологий образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов для инновационной сферы деятельности. В частности, основные учебные материалы прошли апробацию в рамках динамично развивавшейся Президентской программы подготовки управленческих кадров и других образовательных программ повышения квалификации специалистов и преподавателей. Первый выпуск слушателей программы профессиональной переподготовки «Руководитель инновационных проектов» состоялся в 1999 г., первый выпуск бакалавров по направлению «Инноватика» - в июне 2003 г., специалистов - через год, в 2004, и магистров - в 2005. В это же время при Учебно-методическом объединении по университетскому политехническому образованию на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета был создан Учебно-методический совет по направлению «Ин-новатика» и Учебно-методическая комиссия по специальности «Управление инновациями».

Главный отличительный признак направления ВПО «Инноватика» состоит в его междис-циплинарности, которая обеспечивается за счет сбалансированного сочетания дисциплин различных областей знаний - естественнонаучных, технических, экономических и управленческих, что привело к существенному обновлению в содержании практик, исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ. Особенности базовой подготовки выпускников программ данного образовательного направления и специфика организации учебного процесса определяются государственными образовательными стандартами направления высшего профессионального образования «Инноватика» (бакалавры, специалисты, магистры).

Исходя из специфики инновационной деятельности, в качестве основных образовательных технологий для подготовки и переподготовки специалистов широко используются активные и интерактивные методы обучения, направленные на развитие профессиональных компетенций. Основные образовательные программы по направлению «Инноватика» обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, базирующуюся на принципах проектной организации обучения.

С 2004 года начинается период распространения разработанного и прошедшего апробацию научного и учебно - методического обеспечения в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами второго поколения по направлению «Инно-ватика» и по специальности «Управление инновациями» на основе широкого включения в практику отечественных университетов соответствующих новых программ высшего профессионального образования. Динамика этого процесса подтверждает его успешность: если в 1999 г. образовательная программа реализовы-валась лишь в 1 университете, в 2003 г. численность вузов, готовивших специалистов в области инноватики, достигала 6, в 2006 г. - 25, а в 2009 г. - 47. На сегодняшний день - их более 60 (в связи с новыми правилами лицензирования, принятыми Минобрнауки РФ в 2010 году, количество университетов получающих лицензии вышло из под оперативного учета Учебно-методическими объединениями).

Расширению масштаба подготовки и пере-

подготовки специалистов для инновационной сферы способствовало также решение Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России о включении в рабочие учебные планы учебной дисциплины «Управление инновациями» и утверждение примерной программы этой дисциплины директором Департамента И.И. Калиной 10 октября 2006 года.

Развитие направления ВПО 222000 - Инно-ватика определялось следующими основными нормативными документами:

- Федеральная целевая программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» (постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1994 № 322 и от 04.12.1995 № 1207);

- Указ Президента Российской Федерации от 23.07.1997 № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1997 № 1164 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 09.09.2006 № 985 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах»;

- Приказ ректора СПбГТУ от 21.03.1997 № 125 «О создание института инноватики в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1999 № 1312 «Об эксперименте в Санкт-Петербургском государственном техническом университете по подготовке бакалавров по направлению «Инновати-ка»»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 2173-р «О создании образовательного учреждения высшего профессионального образования - Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства на

базе Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе Минобразования России»;

- Приказ Минобразования России, Миннауки России, Минэкономики России от 13.03.2000 № 755/53/51 «О создании образовательного учреждения высшего профессионального образования - Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.10.2002 № 3594 «Об эксперименте по созданию нового направления подготовки дипломированных специалистов «Инноватика» и специальности «Управление инновациями»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2003 № 3676 «О создании направления подготовки бакалавров «Инноватика»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2003 № 3658 «О новом направлении подготовки бакалавров и магистров»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.07.2005 № 197 «О направлениях подготовки (специальностей) высшего профессионального образования»;

- Письмо департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России ректорам образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25.12.2006 №03-2972 «О включении в рабочие учебные планы учебной дисциплины «Управление инновациями»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (ФГОС магистры) от 16.12.2009 N 15632 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222000 Инноватика (квалифика-ция(степень) "магистр")»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 97 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222000 Инноватика (квалификация (степень) "бакалавр")».

Специалисты по управлению инновационными процессами должны решать важную, общественно-значимую задачу: именно они призваны обеспечивать связь науки и производства, теории и практики, и тем самым способствовать росту социально-экономического потенциала страны.

Ролевые функции специалистов и менеджеров инновационной сферы имеют различия как среди непосредственных участников инновационного процесса (руководитель инновационного проекта, риск-менеджер инноваций, специалист по коммерциализации нововведений и др.), так и среди работников инфраструктурной поддержки инновационной деятельности (руководитель технопарка и иных инфраструктурных элементов инновационной сферы, консультант-правовед в инновационной сфере, патентовед и др.). Однако, несмотря на разнообразие ролевых функций, а также широту и разнообразие видов и форм инноваций инновационная деятельность имеет вполне конкретные и общие функции, основанные на единых базовых знаниях и навыках, но при этом существенно отличается от традиционной производственной и хозяйственной деятельности. Отсутствие специальной подготовки в данной сфере приводит не только к снижению полезного эффекта инноваций, но нередко делает невозможной реализацию процесса освоения новшеств.

Как уже отмечалось, в 1998 - 1999 годах была выполнена научно-методическая работа по обоснованию нового направления высшего профессионального образования - подготовка кадрового обеспечения инновационной сферы. Заявка на открытие направления была поддержана Минэкономики России, администрациями регионов и университетами. Итогом этой разработки стало открытие в экспериментальном порядке направления «Инноватика» (бакалавриат) - приказ Минобразования России от 17.05.1999 № 1312. Основным содержанием эксперимента стала отработка в ходе обучения научно-методического и учебно-

методического обеспечения и подготовка пилотных групп обучающихся. Масштаб эксперимента был расширен за счет организации профессиональной переподготовки дипломированных специалистов в рамках Президентской программы подготовки управленческих

кадров для организаций народного хозяйства РФ (подготовка руководителей инновационных проектов).

350 -1 ЗОЕ) -260 -200 ■ 150 ■ 100 ■ 50 -0 -

, 324>

"312 322 303 315

/ \>{Г270

Уга

шмшш

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Студен™, обучающиеся о^о (бюджет) - 1393 чел.

I_I Студенты обучающиеся очно (контракт) - 990 чел.

г ^ Студенты, обучающиеся заочно (бюджет) - 665 чел. * Студенты, всего - 3073 чел

Рис.1. Базовая подготовка по направлению ВПО «Инноватика»

80 60 40 20 0

Всего - 213 чел.

10

60

50 __50

ЗпПП

¿9". Д? ^ ^

^ ч? ^ <Г С <£> ^ а?

Рис.2. Количество преподавателей прошедших повышение квалификации

4000 3000 2000 1000

всего - 12704 чел.

25 25 24 20 20 250

О I —,—,

3500

»» | 2500

II ВЫ

сл о т- (VI со ^ ЬОШ СО (Л О

отоооооооооот-0100000000000 *-<ММ(МСЧ{Ч1С\|<Ч N (VI (М N

Рис.3. Количество специалистов прошедших повышение квалификации

200 150 100 50

о

180

| Всего - 1154 чел. ш_^ т

90 95 ■ 90 в 90 п

: I ■ I и 111111

Рис.4. Количество специалистов прошедших профессиональную переподготовку

1933 2000 2001 2002 2003 2001 2005 2006 2007 2003 2003 2010 Рис.5. Число университетов, ведущих подготовку по направлению ВПО «Инноватика»

Одновременно проводились и научно-практические исследования, результаты которых оказали эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации в части обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов в области инновационной деятельности.

В частности, к ним относятся:

- исследование проблем развития инновационной активности, создания инфраструктуры инновационной деятельности и малого предпринимательства;

- разработка концепций межвузовских инновационных научно-технических программ Минобразования России;

- исследование проблем создания межрегиональных учебно-научно-инновационных университетских комплексов в системе Минобразования России;

- исследование технологии и средств развития творческих способностей специалистов;

- исследование роли высшей школы России в формировании отечественной национальной инновационной системы;

- исследование и разработка концептуальных основ проектирования корпоративной инновационной системы высшей школы как важнейшего элемента национальной инновационной системы России;

- разработка концепции создания и развития инновационных интегрированных структур на базе российских вузов.

Одним из важных практических результатов этих исследований было создание Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства -РГУИТП (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 2173-р).

Итоги эксперимента по подготовке бакалавров по направлению «Инноватика» были доложены на заседании Межведомственного экспертного совета по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Своим решением от 07.07.2003 совет одобрил результаты эксперимента и рекомендовал расширить его масштабы.

Вузами-участниками эксперимента были определены: Государственный университет управления, Москва; Московский государственный университет путей сообщения; Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, Москва; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Уральский государственный технический университет; Нижегородский государственный технический университет.

Начиная с этого момента, эксперимент охватил подготовку по направлению «Инноватика» бакалавров, специалистов и магистров. С учетом введения в состав эксперимента отработку научно-методического и учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а также программ аспирантуры и докторантуры, можно утверждать, что в период 1999 - 2005 гг. был экспериментально отработан весь диапазон программ непрерывного образования.

К основным научно-методическим и учебно-методическим результатам эксперимента следует отнести:

- утверждены Государственный образовательный стандарт и примерный учебный план по направлению 553800 - «Инноватика» (бакалавриат);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- утверждены «Временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов по направлению 658200 - «Инноватика», специальность 073500 - «Управление инновациями», примерный учебный план и программы дисциплин, федеральный компонент;

- утверждены программы дисциплин учебного плана подготовки магистров, федеральный компонент;

- подготовлены учебные пособия и учебные материалы, обеспечивающие практически

весь спектр дисциплин федерального компонента образовательного стандарта.

За это время в университетах - участниках эксперимента защищено по данной тематике 10 докторских и не менее 20 кандидатских диссертации.

Разработанный состав научной, учебной и учебно-методической документации оказался достаточным для оперативного развертывания подготовки по направлению в других вузах России.

В частности, в 2003 - 2004 гг. по заказу НФПК в рамках Инновационного проекта развития образования и дальнейшими усилиями всех университетов, ведущих подготовку по направлению ВПО «Инноватика», были разработаны учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия по подавляющему большинству дисциплин учебного плана образовательной программы направления ВПО «Инноватика».

В настоящее время данные разработки широко используются в учебном процессе российских вузов, открывших образовательные программы по направлению ВПО «Инновати-ка».

Динамика развития нового направления ВПО «Инноватика» в числах приведена на рис. 1 - 4 (построены по полным данным СПбГПУ).

Динамика роста численности таких вузов приведена на рис. 5 (на 15.04.2011 их не менее 60 и располагаются они на территории не менее 21 субъекта РФ), а общая численность обучающихся по направлению ВПО «Инноватика» составляет не менее 3000 (без учета обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

По объективным прогнозам количество вузов по направлениям ВПО «Инноватика» будет продолжать увеличиваться. Это свидетельствует о том, что на сегодняшний день найден путь решения задачи подготовки специалистов для инновационной сферы: сформированы новое направление высшего профессионального образования «Инноватика» (бакалавриат и магистратура) и новая специальность «Управление инновациями». В рамках этого же направления вузы реализуют программы дополнительного и поствузовского образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.).

Однако для того, чтобы получить количественное решение указанной проблемы кадрового обеспечения инновационной сферы (напомним, это 30 - 40 тыс. человек) на найденном пути необходимо выйти на иные численные показатели. Во-первых, это касается количества обучающихся по программам ВПО и дополнительного образования по указанному направлению подготовки. Во-вторых, - это касается числа университетов, открывающих подготовку по этому направлению, дальнейшее совершенствование содержания и поиск технологий, обеспечивающих качество учебного процесса при росте количества обучающихся. И, в-третьих, направление «Инноватика» будет развиваться также за счет дальнейшего введения отраслевых и предметных специализаций, для которых создаются учебно-методические материалы и электронные образовательные ресурсы.

С учетом сегодняшнего количества обучающихся и количества университетов, ведущих подготовку по направлениям ВПО «Инно-ватика» можно предположить, что через 2 - 3 года будет обеспечиваться выпуск 10 тыс. специалистов инновационной сферы, прошедших в год подготовку разного уровня. Такой результат даст 25 - 30% нижней оценки требуемого количества специалистов, способных профессионально обеспечивать развитие инно-

вационной сферы. Расширение номенклатуры предметных и отраслевых специализаций открывает дополнительные возможности решения задачи подготовки специалистов в необходимом для инновационной сферы России количестве, в том числе - за счет развития программ дополнительного образования (в рамках концепции ЬЬЬ).

По-прежнему актуально ставить задачу подготовки научных работников, исследователей, способных развивать теорию управления инновационными процессами, развивать инно-ватику как науку и методологию инновационной деятельности, обеспечивать научные основы и формировать теоретические основания подготовки специалистов-практиков. Безусловного внимания заслуживает идея формирования новой научной специальности, в рамках которой проводились бы диссертационные исследования по теории и практике инновационной деятельности.

Необходимо также отметить, что к настоящему времени в университетах, академических институтах и бизнес-сообществе сложился круг ученых - исследователей и разработчиков - компетенции, научные и практические результаты которых позволят обеспечивать научное руководство и научное консультирование диссертационных исследований, а также проводить их профессиональную экспертизу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.