Научная статья на тему 'Образовательные программы прикладного бакалавриата для подготовки управленческих кадров информатизации образования'

Образовательные программы прикладного бакалавриата для подготовки управленческих кадров информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR OF APPLIED / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ADMINISTRATIVE STAFF / ИННОВАТИКА / INNOVATIONS / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалов Сергей Робертович

Проблема подготовки управленческих кадров информатизации образования уже много лет является предметом активного интереса педагогического сообщества. В последнее время на этом фоне актуализировалась также и задача создания нормативно организационных документов для их подготовки в рамках прикладного бакалавриата. В статье рассмотрена структура образовательных программ направлений «Инноватика» и «Менеджмент»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удалов Сергей Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAMS FOR BACHELOR OF APPLIED MANAGEMENT TRAINING EDUCATION INFORMATIZATION

Problem management training education informatization has long been a subject of intense interest in the education community. Recently, on this background actualized also the task of creating normative organizational documents for their preparation under the applied baccalaureate. The article describes the structure of the educational programs of directions "Innovation" and "Management."

Текст научной работы на тему «Образовательные программы прикладного бакалавриата для подготовки управленческих кадров информатизации образования»

УДК 378.004© С. Р. Удалов

С. Р. Удалов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема подготовки управленческих кадров информатизации образования уже много лет является предметом активного интереса педагогического сообщества. В последнее время на этом фоне актуализировалась также и задача создания нормативно-организационных документов для их подготовки в рамках прикладного бакалавриата. В статье рассмотрена структура образовательных программ направлений «Инноватика» и «Менеджмент».

Ключевые слова: информатизация, прикладной бакалавриат, управленческие кадры, инноватика, менеджмент.

Понятие «прикладной бакалавриат» было введено в 2009 году. Приказом Министерства образования и науки №423 от 16 октября 2009 года были определены «Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата». В основу этого уровня образования были положены образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. Задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности [1]. Квалификация «прикладной бакалавр» является образовательной квалификацией, присваиваемой выпускнику, успешно закончившему образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата (программу прикладного бакалавриата), обладающего компетенциями по решению технологических и других практико-ориентированных задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к эффективной профессиональной деятельности сразу после окончания вуза.

Согласно перечня направлений подготовки, в которых предусматривается подготовка по программам прикладного бакалавриата по состоянию на 19.07.2013 года, пунктом 24 значится «Инноватика», а пунктом 40 «Менеджмент» [3].

Рассмотрим подробнее подготовку по направлению «Инноватика».

Целью образовательной программы при-

кладного бакалавриата по направлению подготовки «Инноватика» (профиль «Управление инновациями и проектами информатизации в системе образования») является развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания теоретической и практической профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность выпускника решать практи-ко-ориентированные задачи инновационного развития системы образования на региональном уровне.

Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Инно-ватика» [4] является инновационное развитие страны, регионов, территорий, отраслей и предприятий народного хозяйства, в том числе:

• процессы инновационных преобразований;

• инфраструктура инновационной деятельности;

• информационное и технологическое обеспечение инновационной деятельности;

• нормативно-правовое и финансовое обеспечение инновационной деятельности;

• инновационное предпринимательство.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Инноватика» являются:

• корпоративные, региональные и межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, федеральные и международные инновационные проекты и программы;

• инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;

• инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;

• инновационные проекты развития территорий;

• проекты и процессы прогнозирования инновационного развития и адаптации производственно-хозяйственных систем к новшествам;

• проекты и процессы освоения и использования новых продуктов и новых услуг, новых технологий, новых видов ресурсов, новых форм и методов организации производства и управления, новых рынков и их возможных сочетаний; проекты коммерциализации новаций;

• инструментальное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;

• формирование и научно-техническое развитие инновационных предприятий малого бизнеса.

Специалист с такой подготовкой очень нужен региональной системе образования, т.к. может заниматься производственно-

технологической, организационно-

управленческой и проектно-конструкторской деятельностью в сфере информатизации.

Бакалавр-инноватик сферы образования может решать следующие профессиональные задачи в области производственно-технологической деятельности:

• разработка и организация производства инновационного информационного продукта;

• планирование и контроль процесса реализации проектов информатизации образования;

• распределение и контроль использования технологических и информационных ресурсов;

• организация пусконаладочных работ и приемосдаточных испытаний информационных продуктов и систем для сферы образования;

• выполнение работ по проектам информатизации образования в соответствии с требованиями по качеству нового информационного продукта;

• проведение технологического аудита информационных образовательных систем.

В области организационно-

управленческой деятельности бакалавр-инноватик может решать следующие задачи:

• подготовка информационных материалов об инновационной образовательной организации и ее продуктах, технологии;

• организация производства и продвижение продукта проекта информатизации образования, его сопровождение и сервис;

• формирование баз данных и разработка документации;

• выполнение мероприятий по продвижению нового информационного продукта на рынок;

• выполнение мероприятий по охране и защите интеллектуальной собственности;

• подготовка материалов к аттестации и сертификации новой информационной продукции;

• разработка материалов к переговорам с партнерами по инновационной деятельности,

• работа с партнерами и потребителями.

В области проектно-конструкторской деятельности бакалавром-инноватиком могут решаться следующие задачи:

• разработка технико-экономического обоснования проектов информатизации образования;

• обоснование и расчет структуры и технологии изготовления информационного продукта проектов;

• выполнение структурного и системного моделирования жизненного цикла проектов информатизации образования;

• разработка и внедрение систем качества;

• разработка, внедрение и сопровождение информационного обеспечения и систем управления проектами информатизации образования;

• адаптация и внедрение программных комплексов (пакетов прикладных программ) управления проектами;

• моделирование и оптимизация процессов реализации инноваций.

Бакалавр-инноватик должен обладать следующими профессиональными компетенциями в сфере информатизации образования:

в области производственно-

технологической деятельности:

• способностью использовать инструментальные средства (в том числе пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проектам информатизации образования;

• способностью использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности;

• использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектами информатизации образования;

• способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности;

• способностью обосновывать принятие технического решения при разработке проектов информатизации образования, выбирать технические средства и технологии;

• способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда;

в области организационно-управленческой деятельности:

• способностью анализировать проекты (инновации) информатизации образования как объекты управления;

• способностью определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проектов информатизации образования;

• способностью организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проектам информатизации образования и нормированию труда;

• способностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов;

• способностью к работе в коллективе; организации работы малых коллективов (команды) исполнителей;

в области проектно-

конструкторской деятельности:

• способностью разрабатывать проекты реализации инноваций, формулировать техническое задание, использовать средства автоматизации при проектировании и подготовке производства, составлять комплект документов по проектам информатизации образования;

• способностью использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов;

• способностью разрабатывать компьютерные модели исследуемых процессов и систем;

• способностью применять методы анализа вариантов проектных, конструкторских и технологических решений для выбора оптимального.

Структура теоретической подготовки прикладного бакалавриата по направлению «Инно-ватика» в профессиональном цикле дисциплин предусматривает базовую и вариативную части. К базовой части относятся следующие учебные дисциплины:

• системный анализ и принятие решений;

• алгоритмы решения нестандартных

задач;

• промышленные технологии и инновации;

• безопасность жизнедеятельности;

• метрология, стандартизация и сертификация;

• теоретическая инноватика;

• экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности;

• управление инновационной деятельностью;

• маркетинг в инновационной деятельности;

• управление инновационными проектами;

• технологии нововведений.

В вариативную часть могут быть включены следующие дисциплины:

• инфраструктура информатизации;

• типовые задачи информатизации образования;

• образовательные технологии и информатизация;

• логистика;

• инвариантные технологии проектов информатизации образования;

• правовое обеспечение инновационной деятельности;

• управление инновационными программами;

• управление персоналом;

• стратегический менеджмент в инновационных образовательных организациях;

• управление качеством.

В результате изучения цикла теоретических дисциплин будущий бакалавр-инноватик должен знать:

• системный подход;

• принципы организации и структуры сложных систем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• методы анализа и оптимизации;

• методы и технологии принятия решений в условиях неопределенности;

• систему и стандарты конструкторской, технической и программной документации;

• методы, принципы и инструментарий теории решения нестандартных задач, законы эволюции сложных систем, принципы функционального моделирования технических систем и типовые методы их совершенствования;

• основные термины и определения технологических инноваций, организационные технологии проектирования информационных систем, нормативную базу проектирования;

• технологии автоматизированного управления объектами, основы компьютеризированного управления технологическим оборудованием, технологи диагностики, пуско-наладки и испытаний информационных систем;

• основы физиологии труда, негативные факторы техносферы и воздействие их на человека, принципы обеспечения безопасного функционирования и автоматизированных и роботизированных производств, правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью;

• философские, исторические, социально-психологические и правовые аспекты инновационной деятельности, принципы математического моделирования объектов инновационной деятельности и управления ими, математические модели экономики страны, отрасли, региона, модели научно-технического прогресса, модели распространения инноваций, методы статистических исследований и оценки рисков инновационного проекта;

• принципы управления инновационными процессами, организации и управления инновациями;

• общие принципы и особенности маркетинга в инновационной сфере;

• теорию, методы и инструментарий управления проектами;

• технологии реализации инноваций;

• экономику инновационного проекта;

• элементы инфраструктуры информатизации, состав и взаимосвязи федеральной инфраструктуры информатизации системы образования;

• теоретические основы в области управления и обеспечения качества продукции, вопросы разработки и внедрения систем качества продукции, отечественные системы управления качеством продукции, зарубежный опыт;

• нормативные документы по правовым и методическим вопросам в области качества;

• основы сертификации продукции, систем качества и производства, международные стандарты ИСО серии 9000 и Европейские стандарты EN 45000 и их особенности;

• основные теории стратегического менеджмента;

• теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов

обеспечения конкурентного преимущества инновационной образовательной организации;

• содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

• основные положения логистики,

• формы и методов логистического управления;

• задачи и стадии разработки и внедрения нового информационного продукта;

• понятия информационной технологии, технологического процесса, взаимосвязь техники и технологии, науки и технологии, виды информационной технологий, современные перспективные информационные технологии.

В результате изучения цикла теоретических дисциплин будущий бакалавр-инноватик должен уметь:

• выполнить анализ потенциала инновации;

• разработать график реализации проекта информатизации;

• оценить затраты на реализацию проекта;

• разработать и провести презентацию проекта информатизации;

• выбрать информационную технологию реализации инновации;

• использовать стандарты и другие нормативные документы по обеспечению качества выполняемых работ;

• провести сравнительную оценку вариантов реализации инновации;

• устанавливать в образовательной организации факторы и движущие силы инновационной деятельности;

• использовать инфраструктуру информатизации для осуществления эффективной инновационной деятельности;

• разрабатывать систему управления качеством продукции;

• применять нормативно-правовую документацию и международные стандарты в области качества;

• разрабатывать стратегию развития инновационной образовательной организации;

• формировать систему стимулов, рассчитывать и анализировать показатели информационно-технологического развития;

• прогнозировать социально-экономические последствия внедрения информационных технологий, рост уровня информационной культуры и квалификации педагогических кадров.

В результате изучения цикла теоретических дисциплин будущий бакалавр-инноватик

должен владеть:

• методами анализа привлекательности и экономической эффективности проектов информатизации образования;

• методами разработки графика проекта информатизации;

• инструментальными средствами моделирования проекта информатизации и решения типовых задач анализа и оптимизации;

• инструментальными средствами управления проектом информатизации на всех этапах его жизненного цикла;

• навыками расчета показателей общей эффективности проектов информатизации;

• навыками оценки нематериальных активов;

• навыками определения уровня устойчивости и чувствительности проектов информатизации;

• навыками формирования состава и взаимосвязей инфраструктуры информатизации;

• терминологией в области управления качеством продукции;

• различными методами и современными принципами управления качеством продукции;

• методами планирования разработки и внедрения нового информационного продукта.

Структура практической подготовки прикладного бакалавриата по направлению «Инно-ватика» предусматривает учебные и производственные практики. В результате практической подготовки бакалавр-инноватик должен уметь:

• определять необходимые размеры и сроки поставок;

• обосновывать необходимые формы закупок;

• использовать методы прогнозирования информационно-технологического развития образовательной организации;

• разрабатывать бизнес-план проекта информатизации;

• использовать средства Интернета, ин-транета в профессиональной деятельности;

• рассчитывать и проводить анализ показателей использования ресурсов образовательной организации;

• управлять материально-техническим обеспечением проекта информатизации;

• разрабатывать технические задания с технико-экономическим обоснованием принимаемых решений, с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, уровня информатизации и требований безопасности жизнедеятельности.

В результате практической подготовки ба-калавр-инноватик должен владеть:

• принципами и методами управления поставками;

• навыками оценки перспектив информационно-технологического развития;

• навыками планирования времени, затрат, создания структуры работ плана проекта информатизации;

• навыками работы в Интернете, интра-

нете;

• навыками формирования инновационных структур образовательных организаций;

• методами расчета показателей эффективности деятельности образовательной организации, образовательной программы, образовательных ресурсов;

• навыками управления затратами проекта информатизации, бюджетирования проекта;

• методами калькуляции затрат;

• навыками организации образовательного процесса и эффективной работы педагогического коллектива на основе инновационных технологий и прогрессивных методов управления.

Библиографический список

1. Письмо Минобрнауки России от 03.06.2013 №05-650 «О реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. - 2012. - 31 декабря.

3. Перечень направлений подготовки, реализующих подготовку учащихся по программам прикладного бакалавриата по состоянию на 19.07.2013 г. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikl%20bak/fgospk.pdf (дата обращения: 25.02.2014 г.).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 222000 Инноватика (квалификация (степень) «Бакалавр»). -URL: http:// http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/21/20111115155529.pdf (дата обращения: 25.02.2014 г.).

EDUCATIONAL PROGRAMS FOR BACHELOR OF APPLIED MANAGEMENT TRAINING

EDUCATION INFORMATIZATION

Sergey R. Udalov,

professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. Problem management training education informatization has long been a subject of intense interest in the education community. Recently, on this background actualized also the task of creating normative organizational documents for their preparation under the applied baccalaureate. The article describes the structure of the educational programs of directions "Innovation" and "Management." Keywords: informatization, bachelor of applied, administrative staff, innovations, management.

Сведения об авторе:

Удалов Сергей Робертович - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания информатики Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail:

Статья поступила в редакцию 30.09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.