Н. А. Шведова
СОЗДАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ КОАЛИЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ / РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
2005 год - знаменательный год, когда отмечается десятилетний юбилей четвертой Всемирной конференции женщин, состоявшейся в Пекине с 4 по 15 сентября 1995 года. Известно, что она проводилась под эгидой Организации Объединенных Наций.
В названии Конференции порядковый номер подскажет каждому, что три форума до этого события уже были проведены, первый из них состоялся в 1975 году в Мехико. Следовательно, еще один юбилей - 30-летняя годовщина первой Всемирной конференции ООН по проблемам женщин. Именно эти события были в фокусе 49-й сессии Комиссии по положению женщин ООН, состоявшейся в Нью-Йорке с 28 февраля по 11 марта 2005 года.
Собрав женщин со всех уголков планеты, Пекинская конференция стала самой крупной международной акцией ООН. В ней приняло участие 17 тыс. человек - 4995 официальных делегатов-представителей из 190 государств, 3250 журналистов, 446 представителей структурных органов и программ Организации Объединенных Наций. На конференции было представлено 26 межправительственных организаций, аккредитовано более 4000 представителей неправительственных организаций.
Пять женщин-лидеров: премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир, премьер-министр Бангладеш Бегум Халеда Зия Рахман, вице-президент Уганды Спезиоза Вандира Казибве, вице-президент Вьетнама Нгуен Тхи Бинь - выступили с речами на открытии конференции. Конференция получила правительственные послания Президента РФ Б. Ельцина, Президента Ганы Дж. Дж. Ролингса, премьер-министра Турции Тансу Чиллера, президента Филиппин Ф. В. Рамоса.
Наряду с «официальной» конференцией в нескольких десятках километров от Пекина, в небольшом городе Хуайжоу, был созван Форум неправительственных организаций, открывшийся ранее - 30 августа 1995 года, который закончил свою работу 8 сентября. Форум собрал почти в два раза больше участников и почти в шесть раз больше самих делегатов, т. е. 31 тыс. членов неправительственных женских организаций со всей планеты.
Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995) проходила под лозунгом «Равенство, мир и развитие» и поставила цели:
• сокращение масштабов нищеты среди женщин
• повышение уровня грамотности
• ликвидация насилия
• обеспечение равного участия женщин и мужчин в работе руководящих органов и в процессе принятия важных решений.
Были приняты документы:
• Пекинская Декларация
• Пекинская Платформа Действий.
В Платформе Действий говорится:
© Шведова Н. А., 2006
«Правительства и другие участники государственно-общественной жизни должны благоприятствовать активной и зримой политике, имеющей целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства между полами, во все политические стратегии и программы, анализируя в случае необходимости, до принятия любого решения, их возможные последствия соответственно для женщин и мужчин».
Таким образом, историческое значение события состоит в том, что правительства и государственные структуры признаны ответственными за реализацию Платформы Действий, что политика по достижению гендерного равенства должна разрабатываться при непосредственном участии НПО, что соблюдение документов обязательно для стран, подписавших Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларацию о ликвидации насилия в отношении женщин и другие документы. Грандиозный форум НПО продемонстрировал влияние международного женского движения. Опора на решения Пекинской конференции - хорошее подспорье в строительстве подлинного демократического общества, в основе которого лежат принципы и ценности, близкие мужской части населения, и приоритеты, традиционно связываемые с женщинами.
Мировое сообщество вынуждено было признать медленный прогресс в деле достижения гендерной справедливости путем строительства гендерного равенства. В конце прошлого столетия мировые лидеры определили ключевые цели и задачи в Декларации Тысячелетия, принятой на Саммите ООН (2000, сентябрь), в котором участвовало 147 глав государств и правительств. Новый документ, известный как «Цели Развития Тысячелетия», определил 8 целей, которые должны решить 18 задач, и предложил более 40 индикаторов для анализа и мониторинга ситуации. Одна из целей (цель № 3) - «Борьба с дискриминацией в отношении женщин и обеспечение гендерного равенства» появилась и в данном документе. Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «Если мы стремимся достичь Целей Тысячелетия к намеченной дате, 2015 году, нельзя терять времени. Лишь инвестируя в женщин мира, мы можем добиться этого».
Каково положение сегодня? Беглый взгляд (см. табл.) зафиксирует незначительные изменения в статусе женщин в мире. Именно женщины по-прежнему составляют большинство среди бедняков, они же ущемлены в реализации своих прав почти во всех сферах жизни.
Доля женщин в 1995 г. Доля женщин в 2005 г.
• 70 % - из 1 млрд 300 млн бедняков в мире • 2/3 всего рабочего времени • 1/10 всех зарабатываемых в мире средств • менее 1/10 всей собственности • 2/3 среди всех неграмотных • 14 % должностей адм. и упр. звена • 10 % мест в парламентах • 6 % мест в кабинетах министров Швеция - 50 % • 2/3 всей работы • 1/10 мировых ресурсов • 2/3 среди всех неграмотных • 15,6 % мест в парламентах, в среднем Арабские страны - 6 % страны Америки - 18,6 % страны Северной Европы - 39,7 %
Каково положение в России? Женщины отстранены от собственности и от политической власти. Мизерное представительство женщин на уровне принятия решения: они не представлены на высших государственных должностях в федеральных органах управления. Россия занимает 97-е место (между Камбоджой и Суданом) в мире по представительству в высшем законодательном органе страны:
• 13,5 % женщин в первой Государственной Думе (1993-1995)
• 9,7 % женщин во второй Государственной Думе (1996-1999)
• 7,6 % женщин в третьей Государственной Думе (1999-2003)
• 9,84 % женщин в четвертой Государственной Думе (2003-2007).
Иными словами, сегодня женщин в Государственной Думе меньше, чем было 10 лет назад.
Женщины составляют 71 % государственных служащих в стране, но на их долю приходится только 12 % высших руководящих должностей. Женщины в целом составляют от 3 до 10 % депутатов от политических партий в региональных законодательных собраниях1. При этом повторим ставшее уже трюизмом: в Российском Правительстве нет ни одной женщины, а на уровне принятия решения - лишь 1,3 % женщин. 17 министерств, существующих на федеральном уровне, возглавляются мужчинами, лишь 2 заместителя министров являются женщинами2.
Правительственные институты - господство мужчин. Остается большой гендерный разрыв в зарплате - 30-40 %. В российских семьях продолжают доминировать традиционные гендерные роли. А ведь демократия начинается дома! Женщины, перегруженные домашними обязанностями, - менее привлекательны на рынке труда.
Почему существует гендерная дисгармония? Что мешает гендерному равенству? Каковы факторы гендерной дисгармонии (иными словами, причины, основания)? Какие наиболее распространенные формы и методы сопротивления гендерному равенству и реализации политики интеграции гендерного измерения? Что типично для России?
Многие исследователи единодушны во мнении о том, что типичными для России являются следующие тенденции:
1) отсутствие политической и государственной воли по реализации целей гендерного равенства;
2) новые партии и блоки, реально располагающие властью в стране, не проявляют ни должного интереса, ни соответствующего внимания к этой проблеме;
3) слабость женского движения как следствие его узкой социальной базы, раздробленности и «элитарного характера» и отсутствия ярких женских лидеров;
4) отсутствие реального национального механизма по вопросам продвижения интересов женщин;
5) мизерное участие женщин в принятии решений;
6) наличие проблемы методов продвижения идеи равенства между полами;
7) широкое распространение сексистских предубеждений.
Среди типичных форм и методов сопротивления гендерному равенству наблюдаются, как правило, такие:
1) равнодушие, неприятие и активное противодействие идеям гендерного равенства. Так, весьма типичным представляется мнение, высказанное в интервью Татьяной Постернак, первым заместителем губернатора - руководителем аппарата администрации Тульской области, которая заявила: «Может быть, покажусь несовременной, но я не приветствую политику гендерного подхода вообще и в государственной службе в частности» (http : //www . owl.ru/content/ openpages/p56376.shtml);
2) формальное признание идей равенства (прежде всего для Запада, для международных доноров или перед выборами) вместо принятия конкретных мер;
3) отрицание наличия проблемы (часто в узком контексте утверждается, что конкретная деятельность или программа - не дискриминационные);
4) определение «актуальных» и «острых проблем и потребностей» женщин на основе нерепрезентативных и поверхностных суждений;
1 Цели развития тысячелетия в контексте России: от экономического роста к устойчивому социальному развитию, основанному на правах человека. М.: Информ-Знание, 2005. С. 10.
При Минздравсоцразвитии РФ по приказу № 339 от 16 мая 2005 г. создан Координационный совет по гендерным проблемам.
2 http://www.goverment.ru/government/)ffíciels/index.html?he_id=4
5) проволочки с принятием конкретных действий - вопрос кладется «под сукно» или приостанавливается до разработки и принятия более общих решений;
6) непризнание комплексного характера проблемы и вытеснение ее на периферию (в своего рода «гетто»);
7) ошибочная интерпретация стратегии интеграции гендерного подхода: фокус на гендерном равенстве как цели стратегии подменяется акцентом на процессе вовлечения женщин в программы и деятельность, где их вклад и участие незначительны;
8) видимость деятельности или предпочтение отдается символическим действиям;
9) номинальное участие женщин, при котором происходит назначение 1-2 женщин на высокие должности, преимущественно тех, для кого проблемы гендерного равенства не являются приоритетом.
Следует признать: в Российской Федерации сложилась острейшая кризисная гендерная ситуация, требующая принятия незамедлительных мер по ее разрешению.
Для преодоления препятствий необходимо вмешательство правительства и политическая активность масс. Нужны согласованные действия политического характера на национальном уровне, поддержанные международным сообществом.
При этом следует подчеркнуть: мировая практика показала, что силы свободного рынка не способны преодолеть барьеров на пути гендерного равенства; свободное развитие экономических и политических ресурсов, как правило, не обеспечивает такого равенства из-за сложившегося неравенства в структурах власти. Следовательно, государство призвано сыграть ключевую роль в сфере интеграции гендерного измерения во имя гендерного равенства.
Демократические силы (действующие женские организации) должны быть озабочены пропагандой идей Пекинской конференции, Целей Развития Тысячелетия и, конечно, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, поскольку они - хорошее подспорье в строительстве подлинного демократического общества, в котором заинтересованы и мужчины и женщины.
Прежде всего, как представляется, необходимо понять, кто является субъектами реализации гендерного подхода. Как показала мировая практика, к ним относятся:
1) политики, определяющие политические приоритеты и инициирующие программы;
2) государственные структуры;
3) национальный механизм;
4) научно-исследовательские работники и эксперты;
5) неправительственные организации и лоббистские группы, оказывающие влияние на политический процесс;
6) средства массовой информации, влияющие на общественное мнение и сознание;
7) международные институты, роль которых возрастает в плане поддержки, стимулирования и выдвижения новых идей.
Говоря о России, нельзя не отметить наличия негативных факторов, которые встают на пути строительства коалиции, а именно:
• почти отсутствие институциональных каналов связи государственных органов и общественных организаций
• распространенность и господство традиции, которая ставит гражданина / гражданку на «второе» место, а чиновника - на первое
• достаточно заметное сопротивление и нежелание заниматься вопросами гендерного равенства со стороны чиновников
• практически отсутствие инфраструктуры поддержки общественного движения, и особенно женского движения
• слабость гражданского общества в России.
Кроме того, в настоящее время складывается настораживающая, можно сказать «пугающая», обстановка, создаваемая политикой нынешней администрации Президента
В. В. Путина. С одной стороны, предпринимаются попытки создания гражданского общества сверху, а с другой - появляются законодательные инициативы, которые при их реализации неизбежно приведут к уничтожению многих НПО, что нанесет удар по кровеносной системе гражданского общества. Так, Людмила Алексеева (Московская Хельсинская группа) утверждает: «Задумка с общественной палатой, которая бы контролировала действия бюрократии, благая. Но поскольку создаваться этот орган, очевидно, будет по приглашению Кремля, то есть тех, кого надо контролировать, я думаю, в ее состав неудобные люди не попадут. Я могу привести единственный пример реального механизма общественного контроля за деятельностью силовых органов - это комитеты солдатских матерей. Они выросли снизу, туда люди приходят по зову сердца, а не по предложению сверху. И они добились, что военным приходится с матерями считаться».
Новый законопроект - «удавка» для гражданского общества России. Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ст. 2 - изменения в ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 3 - изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях»). Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года. По мнению многих представителей НКО и экспертов, законопроект представляет собой «беспрецедентный шаг по ужесточению государственного контроля общественной сферы и входит в противоречие с декларациями Президента страны о необходимости развивать гражданское общество в России». Наиболее чувствительным для российских НКО является норма законопроекта, согласно которой их финансово-хозяйственную деятельность можно будет проверять в любой момент, и если результаты проверки кого-то не устроят, то НКО можно будет закрыть. Представители неправительственных организаций стремятся воспрепятствовать его принятию Государственной Думой.
Как НПО могут участвовать в процессе обеспечения гендерного равенства? Форма, степень и результативность такого участия зависят от многих факторов, которые можно условно объединить в две группы - наличие и обладание соответствующими материальными, техническими и профессиональными ресурсами, а также глубиной и уровнем приверженности идее общественного служения. Например, многие НПО обладают обширной экспертизой в отдельных областях прав женщин (в частности, в области репродуктивных прав, политического участия, насилия на гендерной почве). НПО, работающие в субъектах Российской Федерации, обладают уникальной информацией о соблюдении прав женщин в конкретных регионах. Потенциал экспертов НПО достаточно высок. Вот пример результата работы НПО:
«В Вашей конференции принимали участие заместитель министра труда и социальной защиты Ставропольского края... которые после возвращения из Москвы организовали ряд мероприятий... Нам удалось привлечь внимание СМИ и добиться ответственной, глубокой проработки тем гендерного равенства со стороны журналистов СМИ.
Таким образом, конференция сыграла на улучшение процесса формирования общественного мнения в Ставропольском крае в отношении вопросов равенства полов, учета гендерных стандартов при планировании государственных программ и развития социального партнерства неправительственных объединений и государственных структур» (В. И. Иванников, директор филиала МГСУ, Ставрополь).
Почему возможна коалиция для обеспечения гендерного равенства? Она неизбежна, поскольку существуют взаимные интересы в партнерстве. Ниже таблица показывает важнейшие мотивации сторон.
Государственные структуры Общественные структуры (НПО)
1. Разделение бремени социальной ответственности 2. Мобилизация поддержки в обществе - 1. Стимулирование подготовки кадров для общественно-политического лидерства
«кислородная подушка»
3. Поддержание престижа власти как внутри страны, так и за рубежом
4. Проведение социально достаточной политики
5. Поддержание социальной стабильности в обществе_
2. Добровольческий потенциал усиливается
3. Установление партнерских отношений со структурами власти
4. Стимулирование проведения научно-исследовательских разработок и проектов_
Следует отметить позитивные признаки в этой сфере. Среди них:
1) создание Координационного совета по гендерным вопросам (май, 2005);
2) женское движение;
3) научно-исследовательские наработки (например, Женская информационная сеть http://www.rc.msu.ru/winet/ содержит сведения о 2248 участницах женского движения и списки 1500 ЖНПО, представляет 172 события в женском движении);
4) просветительская работа НКО;
5) поддержка международных фондов;
6) осуществление совместных проектов.
Таким образом, необходимы следующие предпосылки для создания коалиции по интеграции гендерного подхода:
• гендерная стратегия для Российской Федерации
• политическая воля и реальный настрой гендерно чувствительных политиков и государственных чиновников
• гендерное образование и просвещение
• наличие активной позиции НПО
• наличие организационных структур национального механизма.
Партнерство правительственных органов и НПО - залог прогресса в деле достижения гендерного равенства. Для этого необходимо осознать и научиться строить и поддерживать коалиции.