Научная статья на тему 'Международное сообщество о гендерном равенстве'

Международное сообщество о гендерном равенстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / THE CONVENTION ON THE ELIMINATION OF ALL FORMS OF DISCRIMINATION AGAINST WOMEN / ПЛАТФОРМА ДЕЙСТВИЙ / THE PLATFORM FOR ACTION AND THE BEIJING DECLARATION / ПЕКИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / THE 4TH WORLD BEIJING CONFERENCE ON WOMEN / "ООН-ЖЕНЩИНЫ" / "UN WOMEN" / 4-Я ВСЕМИРНАЯ ПЕКИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН / BILL OF RIGHTS OF WOMEN / РАТИФИКАЦИЯ / RATIFICATION / БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЖЕНЩИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шведова Надежда Александровна

Завершается период, отведенный для реализации Целей развития тысячелетия на 2000-2015 гг., включающих и цель № 3 о достижении гендерного равенства. Результатам и перспективам развития человечества в контексте гендерного равенства посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international community on gender equality

The period for the implementation of the Millennium Development Goals (MDGs) for 2000-2015, including the Goal № 3 on gender equality consummation is coming to an end. The article is devoted to the results and prospects of humanity in the context of gender equality.

Текст научной работы на тему «Международное сообщество о гендерном равенстве»

СОВРЕМЕННОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ББК 60.524.4

Н. А. Шведова

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ

Билль о правах женщин

Роль и значение Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Конвенция), занявшей особое место и неслучайно получившей неформальное название Билля о правах женщин, трудно переоценить с точки зрения гендерного равенства. На протяжении последних 35 лет среди 7 ключевых международных договоров по правам человека Конвенция — международный документ, который в свое время был инициирован СССР, а Россия как правопреемница обязалась выполнять его — пользуется особым престижем. Многостороннюю Конвенцию (Convention on the elimination of all forms of discrimination against women, CEDAW) 7 июля 1980 г. от СССР подписала В. В. Николаева-Терешкова [6], первая женщина-космонавт на планете Земля. Это стало знаковым событием в истории страны. Конвенция была принята и открыта для подписания и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 г., вступила в силу 3 сентября 1981 г. в соответствии со статьей 27 (1), будучи открытой для подписания в штаб-квартире ООН 1 марта 1980 г.

Однако еще ранее, в 1945 г., в Сан-Франциско Устав ООН, в преамбуле которого говорится о необходимости вновь утвердить веру «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций», закрепил принцип гендерного равенства. Остальные международные документы — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, Конвенция о правах ребенка и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей — чрезвычайно важны, в совокупности они создают широкую международно-правовую базу для борьбы за права человека в универсальном своем проявлении.

© Шведова Н. А., 2014

Таким образом, уже ко второй половине ХХ в. международное сообщество, в течение полувека вырабатывающее согласие относительно гендерного равенства, пришло к признанию его как важного принципа современности и был провозглашен принцип равенства прав мужчин и женщин. Сегодня существует внушительный объем норм, стандартов и принципов, относящихся к проблемам гендерного равенства и справедливости, которые ООН отстаивает в мире.

Почему Конвенция занимает такое важное место в ряду себе подобных? Что делает ее исключительно важным документом в сфере утверждения ген-дерного равенства?

Ответ на поставленные вопросы кроется в понимании характерных черт данного международного документа: Конвенция (плюс Протокол к ней) всесторонне определяет права женщин и является основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации. Ратифицируя эту Конвенцию, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между мужчинами и женщинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами.

В настоящее время Конвенцию ратифицировали 187 стран из 194 государств — членов ООН. Всего 7 стран (США, Иран, Судан, Южный Судан, Сомали, Палау и Тонга) не ратифицировали ее [3]. Иными словами, немногие международные договоры получили столь широкое одобрение мирового сообщества, что, безусловно, свидетельствует о высоком уровне престижа, которым пользуется данный документ.

Конвенция охватывает исчерпывающий круг гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и возлагает юридические обязательства на государства, которые обязаны обеспечить защиту, продвижение и реализацию прав женщин.

Платформа действий

В сентябре 1995 г. в Китае под эгидой ООН состоялась 4-я Всемирная Пекинская конференция по положению женщин. В ней приняли участие 17 тыс. человек: 4995 официальных делегатов — представителей 189 государств, 3250 журналистов, 446 представителей структурных органов и программ Организации Объединенных Наций, представители 26 межправительственных организаций, более 4000 представителей неправительственных организаций. Они были разные, но объединенные общей целью: добиться гендерного равенства и расширения прав и возможностей для всех женщин во всем мире. (30 тыс. активистов приняли участие в параллельном Форуме неправительственных организаций, который проходил в это время в нескольких десятках километров от Пекина в небольшом городе Хуайжоу, собрав почти в два раза больше участников и почти в шесть раз больше самих делегатов от неправительственных женских организаций со всей планеты, и оказывал влияние на рядом проходившую конференцию.)

Две недели политических дебатов представителей 189 правительств завершились выработкой обязательств, которые носят исторический характер [11].

Были подготовлены «Пекинская декларация» и «Платформа действий», наиболее конструктивный план в современной истории для продвижения прав женщин. В этом соглашении положение женщин во власти и на уровне принятия решений признано одной из 12 важнейших проблемных областей [5]. Межпарламентским союзом было установлено, что женщины-политики уделяют значительно больше внимания социальной и правовой защите, а также улучшают доверие в обществе. Даже 20 лет спустя этот документ не теряет своей актуальности, «оставаясь мощным источником руководства и вдохновения», о чем свидетельствуют выделенные важнейшие проблемные области:

1) институциональные механизмы улучшения положения женщин;

2) женщины во власти и на уровне принятия решений;

3) женщины и экономика;

4) женщины и бедность;

5) насилие в отношении женщин;

6) права человека женщин;

7) женщины и здоровье;

8) женщины и вооруженные конфликты;

9) образование и профессиональная подготовка женщин;

10) женщины и средства массовой информации;

11) девочки;

12) женщины и окружающая среда.

Платформа ориентирована на «мир, в котором каждая женщина и девушка может осуществлять свои свободы и выбор и реализовать все свои права, например жить свободной от насилия, чтобы ходить в школу, чтобы участвовать в принятии решений и зарабатывать равную оплату за равный труд» [11], — справедливо подчеркивается в документе.

Пекинская конференция — это не одноразовое мероприятие или событие, а процесс, который раскрепостил политическую волю, связал и усилил активность женских движений в глобальном масштабе. Участницы и участники конференции отправились домой с большой надеждой и четким представлением о том, как достичь равенства и расширения возможностей.

Платформа действий — это документ, который служит основой для оказания помощи странам в разработке государственной политики, нацеленной на достижение гендерного равенства. Значительный прогресс в различных областях случился с тех пор. «Тем не менее результаты недостаточно хороши. Есть много несправедливости и неравенства, которые мы должны победить в политической, экономической и социальной сферах. Мы все еще видим серьезное неравенство в области участия женщин в процессе принятия решений» [1], — горько замечает Мишель Бачелет, нынешний президент Чили и первый исполнительный директор относительно новой структуры «ООН-Женщины» (2010).

Участие женщин в демократическом устройстве и управлении имеет основополагающее значение. Однако женщины по-прежнему не располагают равным представительством во властных структурах и руководстве — ни в высших эшелонах корпораций, ни в президентских кабинетах.

По данным Межпарламентского союза на 1 июня 2014 г., почти 22 % парламентариев составляют женщины [8], по сравнению с 11 %, задействованными

в то время, когда состоялась 4-я Всемирная Пекинская конференция по положению женщин [12]. Иными словами, за два десятилетия доля женщин-парламентариев выросла в 2 раза — по 0,5 % за каждый год. В 34 странах женщины составляют менее 10 % членов высшего законодательного органа страны. Эти неравенства более выражены в таких регионах, как Ближний Восток, Северная Африка и Азия.

Российская Федерация занимает 105-е место в мире (из 188 стран — участников рейтинга) после Гвинеи-Бисау, перед Румынией и Нигером, со своими 13,6 % в Государственной думе и 8 % в Совете Федерации. (Для сравнения. В странах Тихоокеанского региона, где самые низкие показатели, в верхней палате 38,6 % составляют женщины-депутаты, а в арабских странах — почти 8 %. США на 85-м месте после Словакии, перед Сан-Томе и Принсипи, — 18,3 % в палате представителей и 20 % в сенате. Канада — на 55-м месте после Казахстана, перед Лаосской НДР, — 25,1 % в палате общин и 39,6 % в сенате) [7].

Несмотря на то что женщины смогли проникнуть во многие области, если будут сохранены нынешние темпы перемен, то гендерный паритет в правительстве, парламентах случится лишь в XXII в. [12].

На политическом олимпе женщины все еще редкое явление: в январе 2014 г. было только девять женщин — глав государств и всего в 15 странах женщины замещали пост главы правительства, лишь 17 % государственных министров были женщины, большинство портфелей которых традиционно связаны с социальными секторами, что, несомненно, «отражает живучесть стереотипов в отношении роли женщин в обществе» [1], как справедливо подчеркивает М. Бачелет. Она делает логический вывод: «Поскольку женщины составляют 51 процент населения земного шара, эти цифры иллюстрируют, насколько женщины недопредставлены. Результатом является то, что законные требования и потребности, которые мы имеем как женщины, невидимы. Однако эта ситуация является не просто проблемой с точки зрения справедливости. Это представляет собой значительный недостаток в качестве наших демократий» [1].

Современная статистика о положении женщин в мире далека от радужной и вряд ли может вызвать ободряющий оптимизм: женщины зарабатывают меньше мужчин, чаще занимая некачественные малооплачиваемые рабочие места; треть женщин страдает от физического или сексуального насилия в течение своей жизни. К тому же несовершенство и пробелы в законодательстве о репродуктивных правах, изъяны в здравоохранении приводят к тому, что 800 женщин умирают во время родов каждый день [4].

Структура «ООН-Женщины»

2 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (A/64/L.56, параграф 49) приняла решение о создании специального подразделения в рамках ООН по гендерному равенству и развитию в интересах женщин. В резолюции сказано: «Генеральная Ассамблея постановляет создать настоящей резолюцией объединенную структуру — структуру Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин, которая будет именоваться "ООН-Женщины"» (UN Women) [9].

Перед подразделением поставлена цель ускорить прогресс в реализации интересов и потребностей женщин во всем мире. Поскольку государства — члены ООН выразили приверженность установлению международных стандартов для достижения гендерного равенства, они поддерживают данную структуру и ее деятельность.

Структура «ООН-Женщины» сотрудничает с правительствами и гражданским обществом для разработки законов, политики, программ и услуг, необходимых для реализации стандартов гендерного равенства и справедливости, которые подразумевают равноправное участие женщин во всех аспектах жизни, уделяя особое внимание пяти приоритетным направлениям:

— лидерство и уровень принятия решений;

— насилие в отношении женщин;

— миротворческий процесс и безопасность;

— расширение экономических прав женщин;

— принятие гендерного равенства в качестве центрального принципа в процессе планирования национального развития и бюджетирования.

На структуру «ООН-Женщины» также возложены координирующие функции в рамках системы ООН в деле продвижения гендерного равенства.

Генеральный секретарь Пан Ги Мун назвал это решение историческим, заявив, что оно должно привести к ускорению прогресса на пути к обеспечению равенства полов. По замыслу, наличие эффективной и консолидированной гендерной архитектуры должно создать более благоприятные условия для выполнения обязательств стран — членов ООН в соответствии с Пекинской Платформой действий, Целями развития тысячелетия. Кроме того, назначение на пост главы нового подразделения ООН Мишель Бачелет, бывшей в тот момент президентом Чили, в ранге заместителя Генерального секретаря свидетельствует о придании приоритетного значения данному направлению деятельности международной организации. (11 марта 2014 г. М. Бачелет вновь избрана президентом страны.)

Структура «ООН-Женщины» издала свой ежегодный доклад за 2013— 2014 гг., по поводу которого доктор Фумзиле Мламбо-Нгкука, заместитель Генерального секретаря ООН и нынешний исполнительный директор подразделения, заявила: «Этот ежегодный доклад демонстрирует прогресс и потенциал "ООН-Женщины". Я благодарю всех людей, которые работают рядом с нами. Вместе мы можем добиться равенства между мужчинами и женщинами в XXI веке» [5].

В 2013 г. структура «ООН-Женщины» оказала прямую поддержку программам в 96 странах. Крупнейшими областями оказания поддержки были искоренение насилия в отношении женщин (85 стран), лидерство и участие (71) и расширение экономических возможностей (67).

В докладе сказано: «Мы регистрируем уверенный рост вместе с нашими партнерами... Мы объединяем свои усилия для глобального движения за ген-дерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и девочек. Прямо сейчас у нас есть уникальная возможность добиться большего прогресса, так как международное сообщество работает над реализацией Целей развития тысячелетия, определением задач на период после 2015 года и анализирует

позитивные результаты, зафиксированные после 4-й Всемирной Пекинской конференции по положению женщин. Соглашение, достигнутое в 2014 г. Комиссией ООН по положению женщин, закладывает прочный фундамент для преобразующей повестки дня глобального развития, направленного на устранение структурного гендерного неравенства» [5].

Структура «ООН-Женщины» играет ведущую роль в продвижении и поддержке усовершенствования норм и стандартов на глобальном уровне, которые ускоряют реализацию гендерного равенства, предоставляет экспертные знания и аргументы в защиту критических проблем, осуществляет созыв основных заинтересованных сторон для обсуждений и взаимодействует с государствами — членами ООН для достижения консенсуса и выработки соглашений по новым обязательствам.

Благодаря поддержке «ООН-Женщины» на сессии Комиссии ООН по положению женщин в 2014 г., государства-члены впервые проанализировали работу сквозь призму интересов женщин и девочек в рамках реализации всех восьми Целей развития тысячелетия [10] и с учетом выявленных факторов, сдерживающих их достижение: неравноправных отношений между женщинами и мужчинами, бедности и дискриминационных законов, социальных норм и негативной практики. В результате было достигнуто согласие по поводу того, что такие вопросы, как насилие в отношении женщин и девочек, их непропорционально большая доля в неоплачиваемом труде по уходу, неравный доступ к достойному труду и производственным ресурсам и стойкие препятствия для реализации репродуктивных прав женщин, не получили надлежащего внимания.

В итоге Комиссия призвала государства-члены принять «преобразующий и комплексный подход к решению остающихся проблем». Она одобрила как самостоятельную долгосрочную цель гендерного равенства в повестке на период после 2015 г. и интеграцию гендерного равенства во все пункты повестки, также утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН. Соглашение, достигнутое в 2014 г. Комиссией ООН по положению женщин, закладывает прочный фундамент для преобразующей повестки дня глобального развития, направленного на устранение структурного гендерного неравенства.

Тем не менее, по мнению Организации Объединенных Наций, страны — члены ООН не уделяют надлежащего внимания поддержке женщин с целью помочь им стать более активными участницами экономической и политической жизни в своих странах. «Почти 20 лет спустя после Пекинской конференции о положении женщин и 15 лет после Встречи на высоком уровне по случаю следующего тысячелетия... все больше женщин занимают лидерские позиции. Однако ни одна страна мира не достигла полного равенства между женщинами и мужчинами, между девушками и юношами, и права женщин и девушек по-прежнему грубо нарушаются»» [11], — заявила глава структуры «ООН-Женщины». Ф. Мламбо-Нгкука справедливо подчеркнула: «Поддерживая равное представительство женщин на лидирующих позициях в установлении всеобщего мира, в жизни сообществ, в политике, бизнесе и религиозных организациях, мы построим более справедливый, бесконфликтный и надежный мир» [11].

Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2122, которая подчеркивает четкую связь между гендерным равенством и международным миром

и безопасностью. Тем самым подтверждается обязательство поставить женщин в центр всех усилий по урегулированию конфликтов и укреплению мира. Эту позицию давно отстаивает подразделение «ООН-Женщины».

Структура придает особое значение партнерским отношениям с организациями гражданского общества, в частности поддерживает уникальную сеть из 34 консультативных групп гражданского общества — от национального до глобального уровня.

Женский фонд ООН по вопросам гендерного равенства предоставляет гранты для правительств и организаций гражданского общества с целью продвижения экономических и политических прав женщин. К примеру, в 2013 г. фонд выдал 8,8 млн долл. США 69 действующим программам, оказав помощь 40 тыс. женщин. В общей сложности, с момента его запуска в 2009 г., Фонд предоставил 56,5 млн долл. США для 96 программ в 72 странах, охватив более 8 млн прямых бенефициаров.

Целевой фонд ООН по ликвидации насилия в отношении женщин поддерживает инновационные перспективные подходы к предотвращению насилия в отношении женщин и девочек и реагированию на него. Созданный Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г. и управляемый структурой «ООН-Женщины», в настоящее время он поддерживает 78 инициатив более чем в 70 странах и территориях с грантами на общую сумму 56,8 млн долл. США [11].

Таким образом, сегодня реальное положение женщин в мире требует к себе пристального внимания, поскольку прогресс на пути достижения гендер-ного равенства происходит слишком медленными темпами. Можно ли достичь устойчивого развития без соблюдения равенства полов? Какие международные инициативы обеспечивают женщинам обретение силы для реализации своих фундаментальных прав и свобод?

«Спустя 20 лет после Пекинской декларации и Платформы действий мы должны признать значительный прогресс, который стал возможным благодаря постоянству усилий международных организаций, государств и гражданского общества. Тем не менее мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами. Построение справедливого мира требует больше равенства и справедливости между мужчинами и женщинами. Как только мы превратим эту мечту в реальность, мы полностью выполним задачу, поставленную в Платформе действий» [1], — убедительно свидетельствует М. Бачелет.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в свою очередь подчеркивает: «Реализация прав человека и равенство — это не сон, это обязанность правительств, ООН и каждого человека <...> Мужчины и мальчики должны играть свою роль. Все мы окажемся в выигрыше, если женщины и девушки — ваши мамы, сестры, друзья и коллеги — смогут полностью раскрыть свой потенциал» [2].

Юбилейные празднования по случаю важнейших событий в истории становления и утверждения принципов гендерного равенства и справедливости, которые остро актуальны для настоящего момента, открывают новые возможности для возобновления связей, подпитки политической воли и мобилизации общественности для достижения гендерного равенства как условия и инструмента устойчивого развития.

Библиографический список

1. BacheletM. Once We Make This Dream a Reality... URL: http://beijing20.unwomen.org/ en/news-and-events/stories/2014/6/michelle-bachelet (дата обращения: 13.07.2014).

2. Ban Ki-moon. Secretary-General's Message for 2014. URL: http://www.un.org/en/ events/womensday/2014/sgmessage.shtml (дата обращения: 08.07.2014).

3. CEDAW at a Glance. URL: http://www.womenstreaty.org/index.php/about-cedaw/cedaw-at-a-glance (дата обращения: 21.07.2014).

4. The Beijing Platform for Action: Inspiration Then and Now. URL: http://beijing20. unwomen.org/en/about (дата обращения: 23.07.2014).

5. UN Women Annual Report, 2013—2014. URL: http://www.unwomen.org/~Zmedia/ 58ED9AE6A3B544149C9DEFA302CC9884.ashx (дата обращения: 26.07.2014).

6. URL: http://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%201249/volume-1249-I-20378-Other.pdf (дата обращения: 29.07.2014).

7. URL: http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm (дата обращения: 23.07.2014).

8. URL: http://www.ipu.org/wmn-e/world.htm (дата обращения: 23.07.2014).

9. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/64/L.56&referer=http://www. un.org/womenwatch/osagi/sta_creationUNWomen. html&Lang=R (дата обращения: 07.07.2014).

10. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 23.07.2014).

11. URL: http://www.unwomen.org/~/media/Headquarters/Attachments/Sections/News/ In%20Focus/RusIWD%20ED%20Message%20for%20International%20Womens%20Day %20pdf.pdf (дата обращения: 19.07.2014).

12. Women in Power and Decision-Making. URL: http://beijing20.unwomen.org/en/in-focus/ decision-making (дата обращения: 25.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.