Н. А. Шведова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: НОВЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ
Введение
Современное мировое сообщество столкнулось с терроризмом, военными конфликтами, которые заставляют задуматься о зыбкости мироустройства и миропорядка,
о том, что мир обречен на выбор: либо с эволюцией будет покончено, либо необходимо искать новую философию сосуществования.
Новая философия — это партнерство. Представляется поэтому, что настал тот самый момент, когда утверждение в жизненной практике этики взаимоотношений, основанной на принципе гуманизма и гуманности, как никогда востребует концепцию гендерного равенства и гармонии.
В чем состоит цель развития? Она заключается в обеспечении справедливости и подъеме качества жизни. Этот принцип, выработанный мировым сообществом и закрепленный в международных документах, есть суть устойчивого развития на земле. Заметим, что ставка делается именно на развитие человеческого потенциала. Раскрепощение личности, ее творческих возможностей и вложения в человеческий капитал — вот инструмент достижения цели устойчивого развития.
Можно ли добиться прогресса, не осознав необходимости учета интересов обоих полов — женщин и мужчин — в обществе? Ведь влияние и реакция на одни и те же социально ориентированные реформы могут оказаться различными и социально несправедливыми по половому признаку. Ответ очевиден: ни справедливость, ни подъем качества жизни невозможны без раскрепощения личности и ее творческого потенциала. Г ендерная стратегия в конечном итоге служит этим целям.
Гендерная стратегия — это планирование развития человеческого потенциала для анализа основных тенденций развития социальной политики и стратегического планирования, т. е. гендерная стратегия — это превентивное долгосрочное планирование, нацеленное на сбалансированное социальное развитие ради повышения качества жизни народа.
Гендерная стратегия:
• выражает интересы прогрессивных слоев общества;
• опирается на объективные законы исторического процесса;
• предполагает последовательную демократизацию власти путем вовлечения в управление женщин и мужчин;
• предполагает нахождение взаимоприемлемых решений, учитывающих гендерные интересы общества;
• предполагает недопущение «силовых» методов для разрешения конфликтов.
На первый взгляд может показаться, что равенство полов не является приоритетом в условиях, когда своего решения ждут более срочные проблемы. На самом деле, проблема равенства — это базисный вопрос, вопрос о том, какое общество мы строим? Следовательно, равенство полов — это интерес всего общества, интерес всего государства, если, конечно, намерения построить цивилизованное нормальное человеческое общество и государство искренние. Как справедливо отметила Риан Айслер, писательница и общественная деятельница: «Матрица гендерных отношений
глубочайшим образом воздействует на все наши институты... на направление культурной эволюции». Вот почему мир нуждается в новых подходах, в торжестве и развитии
© Шведова Н. А., 2006
накопленного культурного и духовного наследия, работающего на сохранение и развитие личности.
Неравномерность развития мира — это и источник противоречий и объективный фактор роста значимости и роли международного сообщества и созданных им институтов в условиях глобализации. Поскольку глобализацию как объективную эволюцию не остановить, следует совместными усилиями направить ее в конструктивное гуманное русло.
Для создания нового мира необходимо поддержать новую философию мира и сфокусировать свою энергию на том, чтобы отречься от «модели доминирования», которая означает насилие против человека и которая должна стать абсолютно неприемлемой как недопустимая норма человеческих взаимоотношений. В этой связи особую актуальность приобретает мысль Р. Айслер из знаменитой работы «Чаша и клинок»: «В условиях современного уровня технологического развития маниакальное стремление авторитаризма завоевывать и угнетать по отношению к людям может положить конец процессу эволюции, и в первый раз в истории человеческого рода модель партнерства может оказаться единственным условием выживания».
Новая философия существования есть — это партнерство и достижение гендерного равенства и справедливости как объективной основы демократии. Само по себе оно не появится — только через каждодневную кропотливую работу можно рассчитывать на позитивные сдвиги в этом направлении. А гражданское общество — тому порука. И женщинам как субъектам истории, которые во всю мощь еще не возвысили свои голоса в защиту этой новой философии, надлежит использовать с предельной ответственностью свой могучий потенциал. Именно женщины должны восстать против войны как средства разрешения конфликтной ситуации в третьем тысячелетии! Поэтому надо требовать:
• объявить войну — вне закона, что станет залогом достижения национальной и глобальной безопасности;
• смены национальных приоритетов в пользу социальных программ;
• реальной политической воли в достижении гендерного паритета власти.
Чтобы не угодить в прошлое, следует созидать цивилизованное настоящее.
Позиция мирового сообщества
За последнее десятилетие мировое сообщество все больше осознает и подчеркивает неразрывную связь между целью достижения гендерного равенства и осуществлением других назревших глобальных задач в мире, в частности цели устойчивого развития.
В «Декларации Тысячелетия», которая была принята на встрече на высшем уровне странами — членами ООН в сентябре 2000 года, прямо сказано, что продвижение гендерного равенства — существенное условие для сокращения бедности и голода и условие развития.
Этот принцип закреплен в международных документах, которые поддержаны Россией в том числе. В частности, вышеупомянутый документ (известный как «Цели Развития Тысячелетия»), одобренный на Саммите Тысячелетия 147 главами государств и правительств, стал повесткой дня для мирового сообщества. В нем определены 8 целей по конкретным областям развития. Цель № 3 — это борьба с дискриминацией в отношении женщин и обеспечение гендерного равенства. Причем приоритетной задачей является сокращение вдвое к 2015 году по всему миру числа людей, живущих в бедности. Известно: бедность имеет «женское лицо».
Нет сомнения в том, что за последние полстолетия женщины во всем мире добились заметных успехов в достижении равенства и справедливости в рамках семьи и государства. Эволюция человеческой цивилизации, международное экономическое развитие и преобразования на рынке труда объективно подрывают основы традиционного общества, что дало трещины в фундаменте патриархатного контроля. Однако положение
(статус) женщин в разных странах мира варьируется в зависимости от многих факторов — социально-политического устройства и формы правления, культурных традиций и религии, сельскохозяйственных систем и технологического прогресса.
Расширение и рост женских организаций и сетей в национальном и интернациональном масштабах способствовали пробуждению самосознания женщин и их адекватной самооценке в отношении своих прав — прав человека. Женское движение в мире стало самым значительным социальным движением ХХ века. Благодаря процессам глобализации, в частности связанными с ней быстрыми темпами усовершенствования коммуникаций и средств связи, для женских неправительственных организаций стало возможным почти мгновенно получать информацию и знакомиться с новыми идеями даже из отдаленных уголков планеты.
Международное сотрудничество, обмен опытом и взаимодействия в солидарных действиях способствовали ускорению становления глобального женского движения, которое приобретало все больший общественно-политический вес и влияние, постепенно добиваясь включения в повестку дня мирового сообщества приоритетных задач, нацеленных на достижение гендерного равенства и справедливости через преобразование гендерных отношений, а также положения женщин.
Очевидно, что не может быть единственного и всеобъемлющего инструмента достижения гендерного равенства в каждой отдельно взятой стране, и прежде всего в сфере улучшения статуса женской социально-половой группы как наиболее социально уязвимой. Однако, как учит история и доказывает политический опыт успешных цивилизованных, с точки зрения соблюдения гендерного паритета, стран, наличие хорошо организованного женского движения, способного артикулировать интересы женского населения страны и трансформировать их в политические курсы — объективно необходимая предпосылка для того, чтобы голос женщин был услышан. Состоялась целая серия конференций ООН по положению женщин, что предоставило возможность встретиться вместе представительницам всего женского сообщества планеты.
Современное положение
На международном уровне преобладающее большинство правительств стран мира, в первую очередь стран — членов ООН, выразили приверженность идеалу достижения гендерного равенства, что нашло отражение в целом ряде документов, включая и широко известную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинскую Платформу Действий (1995 г.), документ, одобренный на 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Женщины 2000: Гендерное равенство, развитие и мир для 21 века», состоявшейся в июне 2000 года в Нью-Йорке. Существующая международная юридическая база включает и целый ряд конвенций МОТ, которые вдохновляют на действия в этом направлении. Приверженность цели гендерного равенства была подтверждена вновь на многих международных конференциях и встречах на высшем уровне, включая «Декларацию Тысячелетия».
В частности, исполнительный директор ЮНИФЕМ — Нулин Хайзер, отмечая значительный успех в создании позитивного климата для достижения цели гендерного равенства, подчеркнул в своем заявлении по поводу празднования женского дня 8 Марта 2006 года, что 181 страна ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, более 120 стран одобрили национальные планы действий по достижению гендерного равенства1. Страны, переживающие конфликты,
1 В соответствии с Пекинской Платформой Действий 1995 года правительство определило пять основных приоритетов в отношении улучшения положения женщин в Российской Федерации. К ним относятся: участие женщин в процессе принятия решений, женщины и экономика, права человека-женщины, женщины и охрана здоровья и ликвидация насилия в отношении женщин. Принят второй Национальный план действий по улучшению положения женщин на 2001—2005 годы.
выходя из кризиса, стремятся инкорпорировать в свои конституции положения о гендерном равенстве, в то же время другие страны принимают законы и вырабатывают политику, нацеленную на усиление позиций женского населения во всех сферах жизни, а именно: доступ к здравоохранению, образованию, рынку труда.
Женщины увеличивают свое представительство на уровне принятия решений: в 2006 году впервые в Африке (Либерия) на пост президента была избрана женщина — Элен Джонсон Серлиф, а Мишель Вачелет стала первой женщиной-президентом в Чили.
В настоящее время в мире, по сравнению с 2000 годом, в два раза больше женщин, обладающих властью в сфере экономики, среди них: 20 министров финансов, 10 министров экономики, экономического планирования или развития, 11 министров (или секретарей), в компетенцию которых входят проблемы бюджетов, налогов, аудита, инвестиций и доходов.
Однако все это не меняет кардинально сложившуюся кризисную ситуацию в мире, которая характеризуется значительными гендерными диспропорциями и гендерной несправедливостью практически во всех областях жизнедеятельности.
В условиях глобализации все больше и больше женщин выходят на рынок труда. Вместо того чтобы ощутить на себе позитивные результаты возможностей, которые предоставляет глобализация, женщины, по сравнению с мужчинами, чаще и дольше сталкиваются с такими проблемами, как: отсутствие постоянной оплачиваемой работы и вовлеченность в неформальный сектор экономики, рынок труда которого не обеспечивает им финансовой стабильности и безопасности, лишая социальных пособий. Вот почему около 300 млн женщин в мире зарабатывают меньше, чем 1 доллар в день, что составляет 60 % работающих людей, которые все еще живут в бедности2.
Однако лишь незначительные изменения в статусе женщин в мире произошли за прошедшее десятилетие. Как и прежде женщины составляют большинство среди бедняков, их права нарушаются почти во всех сферах жизни.
Не случайно мировые лидеры, определив ключевые цели и задачи в Декларации Тысячелетия, гендерное равенство включают не только как специально выделенную цель, но наряду с этим предписывают интегрировать ее во все остальные — бедность и голод, образование, детскую смертность, здоровое материнство, СПИД/ВИЧ, малярию и другие заболевания, окружающую среду и устойчивое и глобальное партнерство для развития.
В марте 2005 года состоялась встреча в рамках ООН, посвященная обзору выполнения задач, поставленных 4-й Всемирной женской конференцией «Пекин+10» (Пекин, 1995), на которой Пекинская Платформа Действий была вновь подтверждена. В международном сообществе отмечается, что сегодня мир столкнулся с критическим моментом в борьбе за гендерное равенство. Первая цель «Целей Развития Тысячелетия»
— достижение гендерного паритета в начальном и среднем образовании к 2005 году, к сожалению, не была достигнута, что рассматривается как настораживающее предупреждение о необходимости принятия серьезных мер по достижению всех намеченных целей к 2015 году. Так, в заявлении исполнительного директора ЮНИФЕМ прямо сказано: «Чтобы изменить жизнь женщин, женщинам надо взять власть в свои собственные руки»3.
Между тем сама ООН подвергается критике за отсутствие последовательных шагов в реализации принципов гендерного равенства. Посол Финляндии в ООН обратила внимание на недостаточное соблюдение принципов женского и мужского равноправия в этой организации: «Принципы женского и мужского равноправия даже в Организации Объединенных Наций находятся не на высоте. Среди послов в ООН только восемь женщин, при том что в ООН входит 191 страна», — заявила Раси, выступая 15 сентября
2 Statement by Noeleen Heyzer, Executive Director of UNIFEM, on the occasion of International Women’s Day, 8 March 2006.
3 Statement by Noeleen Heyzer, Executive Director of UNIFEM, on the occasion of International Women’s Day, 8 March 2006.
2004 года на 10-й юбилейной конференции Северного форума «Равные права и возможности для мужчин и женщин» (г. Турку, Финляндия). На конференции обсуждались вопросы женского и мужского равноправия, в частности насилие в отношении женщин, карьера, семейная жизнь, власть и влияние на принятие решений4. 14 марта 2006 года Коалиция международных женских организаций направила письмо Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, в котором глава международной организации обвиняется в дискриминации женщин. В письме утверждается, что Кофи Аннан сознательно не назначает на ключевые посты ООН представительниц прекрасного пола: по данным за 2005 год, женщины занимали 26 % руководящих должностей в ООН, что на 3 % меньше, чем в 2004 году5.
Другой центр международного сообщества — Европейский Союз, серьезно озабочен проблемами гендерного равенства. Здесь принята новая система, которая получила название «Дорожная карта к равенству мужчин и женщин — 2006—2010», состоящая из 21 мероприятия, обнародованная Европейской Комиссией 3 марта 2006 года, накануне Международного женского дня. До 1 января 2007 года должен начать работу новый Европейский институт гендерного равенства. Бюджет института на период до 2013 года составляет 52 млн евро6. Конкретный характер «дорожной карты» нацелен на амбициозную задачу — ликвидировать гендерное неравенство за предстоящую пятилетку.
В Стокгольме (Швеция) 8—9 июня 2006 года проходила 6-я Европейская конференция министров по вопросам равенства между мужчинами и женщинами «Права человека и экономические проблемы в Европе — гендерное равенство». В ходе встречи предлагалось обсудить пути обеспечения активного участия женщин в экономической жизни и их вовлеченность в процесс принятия решений, что, в конечном счете, должно способствовать улучшению социально-экономического положения семей и экономики в целом.
В мероприятии приняли участие представители правительств, министры и заместители министров государств — членов Совета Европы, отвечающие за вопросы равноправия, делегации Комитета министров Совета Европы, Парламентской Ассамблеи и Конгресса местных и региональных властей Европы, а также председатели ряда руководящих комитетов Совета Европы. В качестве наблюдателей были приглашены Ватикан, Канада, Мексика, США, Япония, ряд межправительственных и неправительственных организаций. Резолюция «Достижение гендерного равенства: вызов для прав человека и условие экономического развития», включающая «Стратегию по достижению гендерного равенства», и принятие плана действий «Достижение гендерного равенства во всех сферах общества»7 призваны еще раз обратить внимание правительств на необходимость решения остро кризисных задач.
Выступая на этой конференции, заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, как представитель страны, председательствующей в Комитете министров Совета Европы, призвал государства — члены Совета Европы обеспечить условия для равноправия мужчин и женщин. Он напомнил, что Россия выступила с обращением к странам — членам СЕ «принять обязательства по поощрению сбалансированного участия женщин и мужчин в принятии решений, имеющих политическое и общественное значение»8. По его словам, распределение полномочий и ответственности между женщинами и мужчинами, в особенности доступ к экономическим ресурсам, остаются весьма несбалансированными.
4 http://www.owl.ru/content/news/worldwide/p54825.shtml
5 http://www . owl.ru/content/news/worldwide-2006/p59093. shtml
6 http://www . owl.ru/content/news/worldwide-2006/p59114. shtml
7 Основной акцент сделан на выполнении решений третьего саммита СЕ (Варшава, 16—17 мая 2005 г.). http://www.epochtimes.com.Ua/ru/articles/view/2/1008.html
8 http://www . mezhdunarodnik.ru/news/text-2891 .Ыш!
Кроме того, он подчеркнул: «Комитет министров крайне обеспокоен масштабами проблемы, связанной с насилием в отношении женщин, прежде всего насилием в семье, а
~ 9
также ростом и распространением торговли женщинами и сексуальной эксплуатации»9. Целевая группа Комитета министров СЕ подготовила «конструктивную и крайне подробную» схему кампании Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин, в том числе и бытовым насилием. Кампанию планируется начать в Страсбурге в ноябре текущего года (2006 г.).
Мировой опыт, как, впрочем, и здравый смысл, подсказывает, что только там комфортное государство, где «больше демократии», где паритет женщин и мужчин в семье и вне дома — в большой политике, которая и существует, в конце концов, для того, чтобы была успешной «малая политика» в семье. Поэтому приход женщин во власть — объективная историческая неизбежность, как приход в дом компьютера или часов в свое время, если речь идет о строительстве демократического государства и демократического общества.
Представительная демократия означает следующее:
• наличие равных прав и возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от их пола;
• паритетное представительство женщин в выборных и назначенных позициях власти — дело справедливости и равенства;
• женщины привносят новые элементы в политическую культуру вообще, поскольку инициируют гендерную озабоченность;
• женщины выдвигают законодательные инициативы, которые близки их интересам, т. е. происходит трансформация женских интересов в политические курсы, вопросы ставятся на повестку дня парламентов;
• женщины-политики служат «ролевой моделью» для других женщин, молодежи и детей, поскольку своей судьбой вдохновляют других, способствуют разрушению старых, косных традиций и стереотипов, касающихся предназначения полов в обществе;
• происходит облегчение доступа женщин через женщин к парламенту, что способствует ликвидации определенных препятствий на пути женщин в парламент.
Чтобы пропасть между мужчиной и женщиной не увеличивалась, надо возводить мосты прежде всего взаимным вниманием и справедливостью — это называется гендерным подходом, т. е. учетом интересов и женщин, и мужчин. Шарлотта Перкинс Гилман, американская писательница, справедливо отмечала: «Честное соревнование полов развивает лучшие качества мужчины»'
От гендерного равенства и справедливости выиграют и женщины и мужчины, а значит, и общество и государство, национальная безопасность будет укреплена. Несправедливо и расточительно с точки зрения интересов государства такое положение вещей, при котором колоссальный потенциал женщин, их опыт не используются на благо страны, на благо всех членов общества: невозможно достичь подлинной демократии, исключив большую часть населения из активного жизнестроительства.
Прежде всего необходимо увеличение представительства женщин на уровне принятия решений, как это справедливо подчеркнуто в международных документах. Использование системы квот для увеличения женского представительства на выборных должностях — метод количественного скачка женщин в политику. Многие рассматривают систему квот как многообещающую с точки зрения увеличения женского представительства, в частности в высшем законодательном собрании. В то же самое время система квот поднимает ряд серьезных проблем и в некоторых случаях вызывает сильное сопротивление.
9 Там же.
Главная идея квот состоит в том, чтобы привлекать женщин к политическим позициям и обеспечить их включенность в политическую жизнь — это полностью согласуется с международными документами.
Данные свидетельствуют о том, что в мире 192 государства входят в ООН, из них в 182 странах имеется парламент, а в 173 — женщины представлены в парламенте. (В 9 парламентах стран нет ни одной женщины-депутата). При этом в 83 странах используются квоты, кроме того еще в 15 уже приступили к их применению или предложены подобные меры.
Таким образом, в 98 странах или в большей половине стран — членов ООН (почти 52 %) используется та или иная форма (тип) квотирования.
Но, как справедливо заметила в свое время Биргитта Дахл, спикер парламента Швеции, «одной лишь системой квот не решишь проблему женского представительства. Политические партии, образовательная система, НПО, профсоюзы, церковь — все должны нести ответственность в рамках своих организаций за систематическое содействие участию женщин, снизу доверху. Это потребует времени. Это не случится за ночь, или через год или пять лет; это потребует одно или два поколения для реализации существенной перемены».
Однако задача системы квот состоит в том, чтобы женщины составляли по меньшей мере «критическое меньшинство» — от 30 до 40 %. Иными словами, применение системы квотирования нацелено на то, чтобы женщины заняли определенное число или процент мест в органах или партийных списках кандидатов на выборные должности — в парламенте, комитете или в правительстве. В сложившихся условиях ограниченного доступа женщин как социально-половой общности к различным ресурсам, необходимым для реализации политической деятельности, система квот означает, что бремя набора возлагается не на индивида — женщину, а на тех, кто контролирует процесс подбора политических кадров. Особенно это важно при пропорциональной (или по партийным спискам) избирательной системе.
О женском движении
Перед женским сообществом стоит объективная задача расширения своего взгляда: ощутить себя частью единого целого, где все взаимосвязано и жизненно важна каждая деталь, добиться гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Строго говоря, это не только, и не столько, женская, сколько мужская проблема, поскольку женщины уже обладают колоссальным опытом «двойной смены», а мужчины, в руках которых оказались все рычаги власти, все больше за собой закрепляли ее, игнорируя дом и семью. Общество неизбежно загонет себя в тупик, если будет настаивать на том, что «дом» («семья») — прерогатива женщин, а внешний общественно-политический мир — «хозяйство» мужчин, где очевидна дискриминация по признаку пола.
Дискриминация по признаку пола — бумеранг для каждого и каждой, а в целом — классический пример гола, который общество пошлет в собственные ворота. Однако гендерный диспаритет во всех сферах в России — острейшая проблема. Общественные движения — важнейший механизм гражданского общества, его кровеносная система.
Женское движение не является в этом смысле исключением, подъем и усиление его политической роли в значительной степени обусловлено неспособностью традиционных партийно-политических институтов своевременно и трезво оценить новые реалии, которые связаны с эволюцией социально-экономической ситуации и развитием общественного сознания.
Женское движение формирует иные ценности в структуре массового сознания, заполняя новое политическое пространство. Современное женское движение — относительно молодое явление: неоднозначна его общественно-политическая практика,
различны цели, масштабы и социальный состав, отношения с другими политическими силами, несхожи конкретные контексты политических ситуаций. При этом женское движение растет и набирает опыт, преодолевая всяческие препятствия на своем пути, осознавая свою главную задачу как образовательно-просветительскую деятельность, которая должна помочь женщинам обрести себя, а обществу в целом понять, что только гендерная гармония — путь к цивилизованному и комфортному обществу и государству. Мужская, меньшая половина российского общества с неохотой привыкает к проявлениям активности женщин, к их стремлениям быть представленными во власти.
Существует объективная заинтересованность широкого круга женщин в переменах в стране, учитывающих их интересы и интересы их семей. Гендерное равенство наряду с правами человека — основополагающий принцип демократии. Это означает необходимость включения в предвыборные платформы кандидатов на высшие государственные посты женских вопросов и требований; озабоченность партий проблемой привлечения женщин в свои ряды, их продвижением по лестнице партийной иерархии и выдвижением на высокие государственные должности.
Необходимо осознать самое главное: условия жизни женщин и мужчин значительно отличаются друг от друга, в определенной степени в силу репродуктивной функции женщин. Равенство полов — это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека. Вопрос не в наличии этих отличий, а в том, что они не должны негативно отражаться на условиях жизни женщин и мужчин, вести к дискриминации, но, напротив, соответствующим образом учитываться, что должно выражаться в равном распределении экономических, социальных и политических возможностей.
Принцип равенства включает в себя и право на различия, которое предполагает учет отличительных черт, характерных для женщин и мужчин, связанных с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, этнической группе, расе, их политическими взглядами, религией или сексуальной ориентацией.
Новые тенденции
На практике во многих странах задача достижения гендерного равенства в значительной степени рассматривается как женская проблема. При этом наблюдается и растущий интерес правительств и международного сообщества к роли мужчин и мальчиков в продвижении цели гендерного равенства. Это связано с осознанием того, что гендерные перекосы, гендерная асимметрия — это диагноз всему обществу. Постановка вопроса о значимости и необходимости усиления внимания к тому, что мужчины и мальчики могут играть критическую роль в достижении гендерного равенства, относительно нова и в рамках ООН, которая не уделяла должного внимания их роли в реализации задачи достижения гендерного равенства. Перенос акцента с проблем женщин на гендерные взаимоотношения позволил усилить внимание к вопросам значимости роли мужчин.
Впервые в рамках ООН Комиссия по положению женщин на своей 48-й сессии (март 2004 г.) специально акцентирует внимание на роли мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства. В процессе подготовки к вышеуказанной сессии Отдел по продвижению женщин Департамента по экономическим и социальным проблемам ООН в сотрудничестве с Объединенной программой ООН по проблемам ВИЧ/СПИД, Программой развития ООН, а также Международной организацией труда (МОТ) организовали встречу экспертов в Бразилии 21—24 октября 2003 года10, по результатам которой в январе 2004 года издан доклад «Роль мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства». В нем были выделены 5 групп проблем:
• социализация и образование;
10 http: //www ^п . org/womenwatch/daw2
• работа и экономика;
• сексуальность, здоровье и СПИД/ВИЧ;
• семья, домашняя работа и баланс работы и семейной жизни;
• гендерное насилие.
Доклад содержит заявление о принципах, на которых должна строиться гендерная политика с учетом роли мужчин и мальчиков в деле продвижения гендерного равенства, и определены ключевые субъекты реализации такой политики. Эксперты одобрили рекомендации, адресованные правительствам, международным организациям, включая ООН, частному сектору, в том числе работодателям, профсоюзам, гражданскому обществу, религиозным организациям, НКО, вооруженным силам и полиции, исследовательским институтам, муниципальным органам и средствам массовой информации. Многие идеи данного доклада послужили базой для выводов и самой 48-й сессии Комиссии по положению женщин, отразивших взгляд мирового сообщества на данную проблему.
Необходимо отметить, что и ранее в Пекинской Декларации, в частности, правительства выражали свою твердую приверженность идее о необходимости вовлечения мужчин во все мероприятия, программы и проекты, нацеленные на гендерное равенство (пар. 25). В Декларации подчеркнуто, что равное распределение ответственности и гармоничные партнерские отношения между мужчинами и женщинами являются значимыми для их благополучия и благосостояния их семей, для консолидации демократии (пар. 15). А в Пекинской Платформе Действий сказано:
«Равенство между женщинами и мужчинами является делом прав человека и условием социальной справедливости, а также необходимой и фундаментальной предпосылкой для равенства, развития и мира. Трансформированные отношения на базе равенства между женщинами и мужчинами являются условием для устойчивого развития, нацеленного на человека» (пар. 1).
В Платформе также подчеркнут принцип разделенной власти и ответственности между женщинами и мужчинами дома, на рабочем месте и в более широком национальном и международном сообществе (пар. 1). В ней определенно говорится о том, что гендерное равенство может быть достигнуто только при условии совместной работы мужчин и женщин в партнерских отношениях (пар. 3), что принцип равенства женщин и мужчин должен быть интегрирован в процесс социализации (пар. 40). Специальные рекомендации предлагаются в отношении гармонизации работы и семейных обязанностей для мужчин и женщин (пар. 179). В частности, предлагается стремиться к справедливому разделению семейных обязанностей и уходу за детьми между мужчинами и женщинами (пар. 107 c), для чего необходимо обеспечивать программы образования и способствовать тому, чтобы мужчины брали свои обязательства по предотвращению ВИЧ/СПИД и других заболеваний, передающихся половым путем (пар. 108 e).
Пекинская Платформа Действий признает также, что процесс принятия решений требует партнерства между женщинами и мужчинами на всех уровнях, мужчины и мальчики должны быть вовлечены в активные действия, и их надо поощрять во всех усилиях по достижению целей, намеченных Платформой (пар. 58).
Необходимо упомянуть и итоговый документ 23-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принятый в 2000 году, который определил специфические препятствия на пути решения проблем в кризисных областях, выделенных Пекинской Платформой Действий. Среди них: живучие гендерные стереотипы, которые способствуют
закреплению гендерных ролей в семье и на работе мужчин и женщин, что приводит к неэффективному разделению обязанностей со стороны мужчин по оказанию ухода за членами семьи и ведению домашнего хозяйства (пар. 21); неравные властные отношения между женщинами и мужчинами, в которых женщины не имеют власти настаивать на безопасной и ответственной сексуальной практике, нехватка общения и понимания между мужчинами и женщинами по вопросам потребностей женского здоровья (пар. 12).
Последующие сессии Комиссии по положению женщин также поднимали вопрос о необходимости уделять внимание роли мужчин и мальчиков в деле достижения гендерного баланса в обществе. Так, в документах 40-й сессии Комиссии по положению женщин (1996 г.) говорится о разделении между женщинами и мужчинами семейных и родительских обязанностей (уход за детьми, инвалидами и иждивенцами). Отмечалось, что большее участие мужчин в семейных делах, включая работу по дому и уходу за детьми и другими домочадцами, может внести свой вклад в благополучие детей, женщин и самих мужчин (пар. 5).
Вопрос о повышении роли мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства поднимался и на других межправительственных встречах. В Программе действий, одобренной в сентябре 1994 года на международной Конференции по населению и развитию, например, говорилось:
«Специальные усилия должны быть предприняты, чтобы подчеркнуть разделенные с мужчинами обязанности и способствовать активному вовлечению мужчин в ответственное родительство, сексуальное и репродуктивное поведение, включая планирование семьи, принатальное здоровье матери и ребенка, предупреждение болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ; предотвращение нежелаемой и высокого риска беременности; совместный контроль и вклад в доход семьи, образование детей, здоровье и питание, признание и поддержка равной ценности детей обоих полов. Мужские обязанности в семейной жизни должны быть включены в образование детей с самого раннего детства. Особенный акцент должен быть сделан на предотвращение насилия в отношении женщин и детей».
Программа действий Всемирного саммита по социальному развитию, принятая в Копенгагене в марте 1995 года, подчеркнула необходимость установления равного партнерства между мужчинами и женщинами и полного вовлечения мужчин в семейную жизнь (пар. 7). Она также указала на острую потребность в более широком признании работы и занятости при гибком рабочем графике для мужчин и женщин (пар. 47), в поощрении мужчин принимать активное участие во всех сферах семейной жизни и домашних обязанностях, включая воспитание детей и работу по дому (пар. 56 e).
В документе «Согласованные выводы о производственной занятости и устойчивых средствах к существованию» (The agreed conclusions on productive employment and sustainable livelihoods), одобренном на 36-й сессии Комиссии по социальному развитию в 1997 году, было заявлено, что необходимо осуществлять такую политику в сфере занятости, которая создавала бы реальные возможности для трудящихся сочетать успешно свои семейные и служебные обязанности, а также способствовать тому, чтобы более справедливо распределялась между мужчинами и женщинами оплаченная занятость и неоплачиваемая работа по уходу за детьми или родственниками путем расширения сети детских учреждений и установления гибких режимов работы (пар. 24 d).
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по населению и развитию, состоявшаяся в Нью-Йорке летом 1999 года, подчеркнула, что все лидеры на всех уровнях также, как родители и просветители, должны способствовать продвижению позитивной мужской роли-модели, что облегчит мальчикам становиться гендерно чувствительными взрослыми и даст возможность мужчинам поддерживать, способствовать, продвигать и уважать женское сексуальное и репродуктивное здоровье и репродуктивные права. Исследования должны быть предприняты по проблемам мужской сексуальности, мужественности и репродуктивного поведения мужчин (пар. 50).
В одобренной и ратифицированной Конвенции МОТ о «Равных возможностях и равном обращении мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями»11 сказано о том, что правительства стран — членов МОТ признали проблемы работников с семейными обязанностями как составную часть более широкого комплекса вопросов,
11 The Convention was adopted in 1981 and entered into force in 1983. In November 2003, 34 countries had ratified the Convention.
касающихся семьи и общества. Правительства также подчеркнули важность равных возможностей для мужчин и женщин — работников с семейными обязанностями12.
Встреча группы экспертов по теме «Роль мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства» представляет собой часть подготовки Отдела по продвижению женщин Департамента по экономическим и социальным делам к 48-й сессии Комиссии по положению женщин в марте 2004 года. Доклад, появившийся в результате этой встречи — вклад в углубление международного понимания темы продвижения гендерного равенства.
Многие научные конференции состоялись, и быстро растет число международных публикаций по широкому кругу проблем, связанных с гендерной гармонией, гендерной идентификацией и гендерным равенством и справедливостью. Существует большой объем проведенных исследований о мужской гендерной идентификации, практиках, мужественности, социальных отношениях. В общественных дискуссиях поднимается также и вопрос об ущемлении мужчин, их социального статуса. На основе результатов психологических исследований Йоуко Хуттунен, финский специалист, классифицировал отцов на четыре разных типа: «отсутствующий отец» (т. е. отсутствующий прежде всего в психологическом плане, он может присутствовать физически, но почти не связан с отцовством); традиционный отец «старых времен», который заботится о своей семье как руководитель; помогающий отец, который имеет сильные эмоциональные связи со своими детьми и принимает участие в домашних работах при главной ответственности матери; «новый отец» как развивающийся тип мужчины (new father), который берет на себя ответственность за свою семью и имеет обязательства перед ней, разделяя одинаковую ответственность за домашние работы, по уходу за детьми и воспитание. Он признает, что домашняя работа может быть альтернативой заработка, т. е. мужчина может отсутствовать в трудовой жизни и быть так наз. домашним отцом.
Традиционная «правильная» модель мужчины связана с его работой и успехом как кормильца семьи: мужчина должен работать без устали и усталости, делать карьеру, зарабатывая деньги, по возможности иметь успех и в семье. Но, главное, кормить ее. Сознательно или подсознательно мужчины следуют данной модели, она руководит ими. Их поведение подвластно ей, и тем самым ограничивается ряд возможностей для ролевых моделей поведения мужчин. По этой модели мужчина оценивается и женщиной. Как правило, логическим продолжением этой модели являются «отсутствующий» и «традиционный» отец, который заботится о своей семье как руководитель-кормилец. Отцовство для таких мужчин означает лишь принадлежность к семье. Такие отцы ни при каких условиях не идут на жертвы в своих занятиях или планах по карьере ради семьи. Традиционные модели отцовства сохраняются в нашем обществе, более того, они активно поддерживаются и насаждаются.
Однако мир меняется, появляются и другие востребованные модели поведения мужчин в семье13. Не стоит ожидать, что изменение произойдет само по себе. Главной задачей в работе, связанной с равноправием мужчин, должно быть расширение возможностей для реализации ими мужского начала. Финский исследователь Йоуни Кемпе справедливо замечает: «Наряду с традиционной моделью необходимо иметь альтернативные и равноправные модели для жизни мужчины, в которых принимаются во внимание различные жизненные ситуации и периоды жизни мужчины от колыбели до могилы. Изменения должны происходить таким образом, чтобы мужчины дали возможность себе и другим мужчинам осуществить
12 Система социальной поддержки родителей в Швеции — родительское страхование было введено в Швеции в 1974 году и предоставило право оплаченного отпуска по уходу за ребенком (размеры отпуска постепенно увеличивались) как отцам, так и матерям, с правом возвращения на ту же или на равнозначную должность на своем рабочем месте. http://www.owl.ru/content/news/worldwide-2005/p58363. shtml
13 В России пока трудно встретить мужчину с успешной карьерой (согласно традиционному критерию), который оставил бы ее, чтобы посвятить себя полностью семье, или остался бы дома, чтобы ухаживать за больным близким. Если Вам известно такое, будьте уверены: это знак в изменении традиционного мира ценностей мужчин.
равноправные, разнообразные, присущие только себе типы мужества, которые не попирают права других».
Есть и другие типы отцов — например, «помогающий» отец. Такой отец хоть искренне и заинтересован в своих детях и эмоционально близок им, помогает по домашнему хозяйству, однако основная тяжесть бремени семейных забот лежит на матери, работает она или нет — не имеет значения. Такой отец не понимает полностью, что он как отец должен делать и каким образом ему соединить отцовство со своей работой, занятиями и мужеством в традиционном его понимании.
Есть и «новый тип отца» (пока развивающийся тип мужчины), который берет на себя ответственность за свою семью и имеет обязательства перед ней. Он считает «нормальным» (при необходимости) стать и «домашним» отцом, т. е. домашняя работа может быть для него альтернативой заработка. Парадоксально, что изменение роли отцовства порождается как ростом наемного труда (женская занятость), так и его ослаблением (массовая безработица).
Как справедливо отмечают многие исследователи, да и обыденная практика это подтверждает, жизнь с детьми не может не оставлять свои следы в мире ценностей мужчины: опыт отца делает мужчин цельными людьми, близкая эмоциональная взаимосвязь с ребенком дает возможность мужчине испытать богатую палитру чувств и прикоснуться к более содержательной жизни. Вот почему важно расширять понятие о мужчине в качестве традиционного кормильца семьи в направлении более многостороннего образа отцовства.
Необходимо преодолевать противопоставление отцовства и материнства. Ведь материнство, за исключением рождения и кормления грудью, не включает в себя никаких других забот, которые мужчина не мог бы или не был бы в состоянии выполнить.
Если оба родителя принимают участие в уходе за домом и детьми, то можно считать, что это способствует равенству так же, как и в трудовой деятельности, когда мужчина пользуется своим правом на родительский отпуск и на отпуск по уходу за детьми или длительный отпуск за свой счет.
Поддержка мужчинами гендерного равенства разнообразна, включая интеллектуальную и общественную защиту, организационные и политические альянсы, кампании (например, кампания «Белая лента»14) и различные образовательные программы для молодых мужчин.
Наблюдается рост числа касающихся работы с мужчинами и мальчиками различных проектов и программ, осуществляемых международными организациями и небольшими группами на местах. В условиях такого устройства общества, когда женщины оказываются жертвами дискриминации по признаку пола, а мужчины как группа населения «по определению» обладают преференциями и привилегиями во всех сферах жизни, тем не менее, некоторые из мужчин не могут воспользоваться привилегированным положением. Жизнь показывает, что мужчины имеют доминирующее представительство на высших экономических, политических, военных и общественных постах в качестве руководителей и политиков. Однако социальные язвы — алкоголизм, преступность, самоубийства, болезни, связанные с образом жизни, и, наконец, продолжительность жизни, короткая по сравнению не только с другими цивилизованными странами, но и со средней продолжительностью жизни женщин в России — сферы, где тоже доминируют мужчины.
Эксперты склонны искать причину в самой мужской культуре, когда отношения между мужчинами строятся иерархически, как по отношению к женщинам, так и к другим мужчинам. С точки зрения мужской культуры важными определителями социальных
14 http://www.whiteribbon.ca/11
Общественная акция «Белая лента» состоялась и в России в 2005 году в Алтайском крае, ее руководителями стали краевая общественная организация «Мужской разговор» и краевой кризисный центр для мужчин. Акция прошла в Барнауле, Рубцовске, Бийске, Славгороде. В ее проведении приняли участие около 300 человек. http://www.owl.ru/content/news/vestnik-2005/ р58353^Ыт!
отношений становятся конкурентность и успех. Мужчин научили «одобрять» себя лишь тогда, когда они преуспевают лучше, чем другие. Очевидно, что в этом случае представление каждого мужчины о себе будет осуществлено извне в контексте постоянного сравнения с другими мужчинами или образами мужчин, созданными культурой: с определенными идеальными нормами мужского начала. В рамках такого подхода мужчина без власти, работы и семьи не является «настоящим» мужчиной или, по крайней мере, не совсем соответствует принятому общественному идеалу.
Поскольку мужественность необходимо постоянно проявлять, находя каналы для демонстрации, то при отсутствии работы и власти свое мужское начало необходимо суметь показать иным способом. «Неразумные» поступки и демонстрационное поведение
— знаки непрерывающегося процесса становления мужского начала, во время которого мужчина защищает и строит свою мужественность. Алкоголь часто играет в жизни ущемленных мужчин роль инструмента независимости. Опьянение является средством проявления и демонстрации мужественности: возможность напиться становится символом мужского права на самоопределение. Кроме того, алкоголь для мужчины может также быть способом выхода за рамки предписывающих «норм мужественности» традиционного общества. Группа товарищей обычно становится для мужчин-маргиналов единственной защитной сетью. Так как обычно другие социальные сети (семья, родственники или товарищи по работе) почти полностью отсутствуют, зависимость ущемленных мужчин от группы товарищей получает больший вес.
В интеллектуальном плане группы общих интересов означают для человека, испытывающего чувство одиночества или страдающего от несправедливого обращения, наличие поддержки и одобрения. Группа товарищей предлагает, помимо поддержки, также и возможность показать мужество. Очевидно, что нормы мужественности обостряют социальные проблемы мужчин: мужское начало связывает их действия, так как для многих важно подчеркнуть свою мужественность. Поэтому более глубокое понимание мужского начала может иметь социально-политическое значение при обсуждении неблагополучия и в стремлениях развивать методы, с помощью которых можно было бы выйти из заколдованного круга ущемления мужчин, или даже предотвращать его.
В то время как существует много примеров мужской поддержки гендерного равенства, следует подчеркнуть, что наблюдается значительное сопротивление ему. Такое сопротивление основано на нежелании мужчин отказаться от патриархатных дивидендов, которые достаются мужской социально-половой группе благодаря «узаконенному» (на уровне обыденного сознания общества, распространенности гендерных стереотипов и предрассудков и т. д.) гендерному неравенству, включая материальные выгоды и власть. Мужчины как группа получают формальные преимущества, такие, как более высокие доходы и неформальные выгоды, включая уход и домашнее обслуживание — услуги от женщин в семье. Если социальные дефиниции мужественности означают быть «кормильцем и защитником», то в таком случае мужчины могут противиться женскому профессиональному росту, потому что это (в силу распространенных гендерных предрассудков) воспринимается ими как посягательство на их значимость, влияние и власть, на которые они нацелены. Это идеология патриархата.
Во многих частях света существует идеология, оправдывающая мужское превосходство на почве религии, биологии, культурных традиций или организационной миссии, например в военном деле. Эта идеология не исчезнет сразу с провозглашением идей гендерного равенства. Общества, где формально «курсируют» цели гендерного равенства, как, например, в России, могут серьезно противостоять реализации такой цели, демонстрируя хорошую степень «адаптации» к изменяющимся социальным условиям путем оживления и появления новых форм, которые по своей сути являются типично патриархатными гендерными устоями.
Выводы
Международное сообщество начало артикулировать важность и значение ролей мужчин и мальчиков в создании гендерного равенства, пользу и выгоду от которого получают и мужчины и женщины. Вовлечение мужчин и мальчиков в решение этой задачи является критическим именно в данное время, поскольку наблюдается рост рискованных условий жизни, с которыми сталкивается все большее число населения в мире: ухудшение соотношения полов в некоторых частях мира, глобальная перестройка экономики, оказывающая различные формы воздействия, ВИЧ/СПИД пандемия. Формирование доминантной и насильственной мужественности в конфликтных зонах создает экстремальные формы гендерного угнетения и давления. Активное вовлечение мужчин и мальчиков в создание климата гендерного равенства — критичный ресурс в строительстве и поддержании мира и ликвидации конфликтов.
Эти глобальные изменения влияют на наиболее уязвимые сегменты населения планеты — главным образом женщин и детей, касаясь большого числа маргинализированных мужчин. Гендерное равенство требует активной приверженности мужчин и партнерства между женщинами и мужчинами.
В то время как различные политические движения и партии обратили внимание на вопросы гендерного равенства и включили их в повестку международных и национальных форумов, проблема активного вовлечения мужчин и мальчиков в достижение гендерного равенства была поднята относительно недавно. Разумное обоснование для вовлечения мужчин и мальчиков в гендерное равенство является многогранным, оно должно развиваться и расширяться по мере реализации целей и возникновения различных гендерных и социальных договоренностей в мире. Мужчины и мальчики должны быть включены в рамки стратегии, политики и программ по гендерному равенству.
Такая идеология гегемонии, как патриархат, угнетает обе стороны — и мужчин и женщин. Патриархатная идеология сковывает человеческие способности мужчин к развитию себя как личности. Подавляя т. наз. «женские чувства», мальчики и мужчины теряют доступ к одному из самых важных инструментов, ведущих людей по жизненному пути: не испытывая чувств, невозможно понять, что в действительности происходит.
Все больше получает признание точка зрения о том, что акцент на роли мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства принесет пользу всем: это может эффективно способствовать достижению прав человека, благоприятствовать демократии, искоренению бедности, установлению экономической справедливости и другим целям развития. Исследования насилия, личного и коллективного, показывают устойчивую и стойкую тенденцию к прочной взаимосвязи насилия в отношении мужчин как группы с доминантно нацеленной мужественностью в иерархической гендерной системе. Достижение гендерного равенства не сможет полностью положить конец насилию, которое имеет множество корней. Однако движение к нему — важнейший шаг в направлении сокращения насилия. Для мужчин, которые являются жертвами многих форм персонального и институционального насилия, прежде всего от рук других мужчин, ненасильственный мир наиболее выгоден.
Особенно акцент делается на том, что внимание, направленное на мужчин и мальчиков, способно внести существенный вклад в борьбу со СПИД/ВИЧ заболеваниями. Более того, признается, что без активного вовлечения мужчин и мальчиков трудно, если не невозможно, добиться международных целей относительно ВИЧ/СПИД. В результате, во многих странах и регионах развернута работа в этом направлении: проводятся широкомасштабные научно-практические исследования, разрабатываются проекты, программы и осуществляются меры по защите и вовлечению мальчиков и мужчин в дело продвижения гендерного равенства.
Гендерные нормы действительно меняются со временем, однако часто представляются как традиция или природное различие. Социальные и культурные ожидания, которые определяют соответствующее поведение (например, в работе, одежде,
речи, манерах) для женщин и мужчин как определенных групп, тесно связаны с гендерными стереотипами. Признано, что лучшее понимание гендерных ролей и отношений увеличивает возможности для эффективных мер и действий по преодолению неравенства.
Движение в направлении гендерного равенства требует смены сознания, которое зиждется на идеологии патриархата, на сознание, построенное на многообразии и взаимности. Значительный сегмент мужского населения должен быть убежден, что его преимущество от современного гендерного порядка менее ценно, чем многие об этом думают — или оно обходится слишком дорого обществу. Перестройка и сдвиги в глобальной экономической окружающей среде создали предпосылки, которые заставили мужчин вновь обдумать свои роли и позиции в существующих экономических структурах и открыли уникальные возможности для новых диалогов между мужчинами и женщинами.
Движение к гендерному равенству не означает потери мужественности. Это означает, что мужчины как группа будут включены в более широкий, богатый культурный опыт. Другая ключевая потенциальная выгода для мужчин от гендерного равенства — жизнь в мире, в котором неравенства всех видов отвергаются. Пришло время для привлечения мужчин и мальчиков в дело достижения гендерного равенства. Очень важно познать и расширить мужские способности для реализации целей гуманизма и гендерной справедливости. Существует множество позитивных тенденций в этом направлении, и многие мужчины поддерживают их.