РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ DEVELOPMENT OF THE TOURIST IHDUSTRY
Оригинальная статья Original article
УДК 338.4 DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-1
Бровцына В. С.1
2
Шабалина Н. В. Каширина Е. С. Зелинская А. Б.4
Создание и обустройство экотроп
как необходимое условие развития экологического туризма (пример Большой севастопольской тропы)
1 Государственное автономное учреждение Центр развития туризма города Севастополя, ул. Большая Морская, 22, Севастополь 299011, Россия
2 4
' Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва 119991, Россия
2 3
' Севастопольский государственный университет, Институт развития города, Корнилова наб., 1, Севастополь 299011, Россия
Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, ул. Героев Севастополя, 7, Севастополь 299001, Россия
1е-таИ: [email protected] 2в-таП: [email protected]
3е-тай: [email protected] 3огМ.о^ 0000-0002-8808-3255
4e-mail: [email protected]
Статья поступила 20 февраля 2021 г.; принята 15 марта 2021 г.; опубликована 31 марта 2021 г.
Аннотация. В статье рассматривается проблема научного обоснования создания и обустройства экотроп как необходимое условие развития экологического туризма на примере Большой севастопольской тропы (БСТ). Актуальность исследования связана с необходимостью разработки подходов к проектированию, обустройству экотроп, созданию объектов размещения, позволяющих сделать пребывание туристов на тропе доступным, безопасным и более продолжительным. Методы и материалы включали анализ литературных источников, полевые данные авторов и социологический опрос. Для обоснования целесообразности внедрения комплекса мер по благоустройству БСТ и строительству некапитальных объектов размещения в январе-феврале 2021 г. проведено социологическое исследование. В результате опроса 385 человек получена информация о популярности экологического туризма среди разных сегментов путешественников, популярности БСТ, комфортности экотропы для осуществления
пеших маршрутов и основных путях, позволяющих повысить продолжительность пребывания туристов на тропе. Определено, что экологический туризм является одним из приоритетных видов туризма в нашей стране. Международный и отечественный опыт развития экологического туризма демонстрирует, что он, преимущественно, развивается на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). К числу основных факторов, определяющих пространственное развитие экологического туризма в России, можно отнести: обеспеченность ООПТ; государственную поддержку данного направления туризма и рассмотрение его в региональных программах развития туризма как приоритетного; информационную поддержку маршрутов экологического туризма. Оценка совокупного воздействия этих факторов позволила определить регионы, где интегральный показатель развития экологического туризма имеет максимальные значения. Город Севастополь вошел в группу субъектов, где значения интегрального показателя достаточно высоки. Результаты социологических исследований, отечественный и международный опыт показали перспективность использовать в качестве объектов размещения на ООПТ глэмпинги - кэмпинги повышенной комфортности.
Ключевые слова: туризм; экотуризм; экотропы; инфраструктура туризма; Крымский полуостров; Севастополь
Для цитирования: Бровцына В. С., Шабалина Н. В., Каширина Е. С., Зелинская А. Б. Создание и обустройство экотроп как необходимое условие развития экологического туризма (пример Большой севастопольской тропы) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 7, № 1, 2021, с. 3-14, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-1
UDC 338.4
Valeria S. Brovtsyna1 Nataliya V. Shabalina2 Ekaterina S. Kashirina3 Alexandra B. Zelinskaya4
Creation and arrangement of eco-trails as a prerequisite
for the development of ecotourism
(using the example of the Great Sevastopol Trail)
1Center for Tourism Development of the City of Sevastopol, 22 Bolshaya Morskaya St., Sevastopol 299011, Russia
2 4
' Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia
2 3
, Sevastopol State University, Urban Development Institute, 1 Kornilov Embankment, Sevastopol 299011, Russia
Branch of M.V. Lomonosov Moscow State University in the city of Sevastopol, 7 Heroes of Sevastopol St., Sevastopol 299001, Russia
1e-mail: [email protected]
2e-mail: [email protected]
3e-mail: [email protected] 3orcid.org 0000-0002-8808-3255
4e-mail: [email protected]
Abstract. The paper discusses the problem of scientific substantiation of the creation and arrangement of eco-trails as a necessary condition for the development of ecological tourism on the example of the Great Sevastopol Trail (BST). The relevance of the study is associated with the need to develop approaches to the design, arrangement of eco-trails, the creation of accommodation facilities that make the stay of tourists on the trail affordable, safe and longer. Methods and materials included literature analysis, authors' field data, and a sociological survey. To substantiate the feasibility of introducing a set of measures for the improvement of BST and the construction of non-capital accommodation facilities in January-February 2021, a sociological study was carried out. As a result of the survey of 385 people, information was obtained on the popularity of ecological tourism among different segments of travelers, the popularity of BST, the comfort of the eco-trail for carrying out walking routes and the main paths that allow to increase the duration of tourists' stay on the trail. Conclusions: It was determined that ecological tourism was named one of the priority types of tourism in our country. International and domestic experience in the development of ecological tourism demonstrates that it mainly develops in specially protected natural areas. The main factors that determine the spatial development of ecological tourism in Russia include: the availability of protected areas; state support for this direction of tourism and its consideration in regional tourism development programs as a priority; information support of ecological tourism routes. Assessment of the cumulative impact of these factors made it possible to determine the regions where the integral indicator of the development of ecotourism has maximum values. The city of Sevastopol entered the group of subjects where the values of the integral index are quite high. The results of sociological research, domestic and international experience have shown the prospects of using glamping - campsites of increased comfort - as accommodation facilities in protected areas.
Key words: tourism; ecotourism; eco-trails; tourism infrastructure; Crimean peninsula; Sevastopol
For citation: Brovtsyna V. S., Shabalina N. V., Kashirina E. S., Zelinskaya A. B. (2021) Creation and arrangement of eco-trails as a prerequisite for the development of ecotourism (using the example of the Great Sevastopol Trail). Research Result. Business and Service Technologies, 7(1), 3-14, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-4-0-1
Введение. Экологический туризм -активно развивающееся направление туризма, подразумевающее отдых на природе в слабоизмененных, в том числе особо охраняемых природных территориях (ООПТ) с эстетическими, познавательными и природоохранными целями. Экоту-ристские поездки совершались и раньше, но рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался ростом спроса на них: на экотуры приходится около 8% (т. е. около 120 млн) мировых туристских поездок. Этому способствуют такие мировые тенденции, как рост туристских потоков в целом, урбанизация, рост благосостояния населения, интенсификация различных сфер жизни и ото-
рванность людей от природной среды, повышение экологической образованности, ценовая доступность экотуризма и т. д. (Кудрявцева, 2013; Donohoe, Needham, 2006). В последнее время к числу факторов, повышающих спрос на экотуристские маршруты, прибавилось изменение социального поведения людей во время отдыха, разобщенность и необходимость соблюдения требований санитарно-эпидемиологического характера в связи с пандемией КОВИД. По оценкам экспертов, в 2019 г. Российская Федерация заняла 14 место в рейтинге стран для путешествий по дикой природе, причем на долю экотуризма в стране приходится более 20% прибыли от
всего туристского рынка (Лапочкина и др., 2016). Маршруты экотуризма проходят, преимущественно, по территориям национальных парков и других ООПТ, где разрешен данный вид деятельности (Аигина и др., 2015). Актуальность данного исследования связана с необходимостью разработки подходов к проектированию, обустройству экотроп, созданию объектов размещения, позволяющих сделать пребывание туристов на тропе доступным, безопасным и более продолжительным. Современные подходы к созданию экотроп, строительству глэмпингов и иных некапитальных объектов размещения могут стать стимулом для популяризации и повышения спроса на экотуризм в регионах нашей страны. В качестве пилотной территории рассматривается проект Большой севастопольской тропы (г. Севастополь).
Цель исследования - изучить такой аспект экотуристской инфраструктуры, как создание и обустройство экотроп и его роль в развитии экологического туризма на примере Большой севастопольской тропы.
Материалы и методы исследования. Для изучения современного состояния экологического туризма в России использован комплекс методов, включающий анализ статистических данных и литературных источников, типологию, полевые наблюдения авторов.
Аналитическая база исследования опирается на данные Федеральной службы статистики Российской Федерации и опрос.
Полевые наблюдения авторов проведены на Большой севастопольской тропе в период 2015-2021 гг. В январе-феврале 2021 года проведено социологическое исследование, направленное на выявление спроса на экологический туризм, популярности экологических троп и, в частности, Большой севастопольской тропы, определение путей повышения комфортности и продолжительности пребывания на тропе за счет строительства объектов размещения и прочей туристской инфраструктуры. В опросе приняло участие 385 человек.
Для оценки уровня развития того или иного явления целесообразно применять интегральный показатель, связывающий несколько независимых количественных или качественных характеристик объекта в единое целое. Интегральный показатель уровня развития экологического туризма в субъектах Российской Федерации был определен на основе трех показателей:
1) доля площади ООПТ от площади региона;
2) приоритетность экологического туризма в региональной программе развития туризма;
3) наличие информации о маршрутах экологического туризма на сайтах ТИЦ, визит-центров и ее полнота. На основе метода балльной оценки значение каждого показателя было переведено в баллы со шкалой от 0 до 3.
Используя метод математической обработки данных, в результате суммарной оценки были получены 4 группы субъектов Российской Федерации в соответствии со значением интегрального показателя развития экологического туризма:
1 группа - низкое значение интегрального показателя (менее 3 баллов);
2 группа - среднее значение интегрального показателя (от 3 до 5 баллов);
3 группа - достаточно высокое значение интегрального показателя (от 5 до 6 баллов);
4 группа - высокое значение интегрального показателя (более 7 баллов).
Результаты исследования и их обсуждение. В Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. экологический туризм назван одним из приоритетных видов туризма в нашей стране (Стратегия развития, 2021). Согласно документу, «экологический туризм - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению» (ГОСТ Р 56642-2015). Основой для развития экологического туризма являются ООПТ (Miller, 1987).
Россия занимает одно из ведущих мест в мире по соотношению площади ООПТ и площади страны. В 2019 г. в стране насчитывалось 11,8 тыс. ООПТ федерального, регионального и местного значения общей площадью 238,8 млн га (14% площади государства). Доля ООПТ регионального и местного значения составила 97,5% от всего числа ООПТ. В структуре ООПТ федерального значения преобладают национальные парки - 63 объекта площадью 26,6 млн га (около 36% площади федеральных ООПТ). В структуре ООПТ регионального значения преобладают природные заказники, которые занимают 55,7 млн га (около 47% от площади ООПТ), в которых также разрешена рекреационная деятельность. Экологический туризм также может развиваться на территориях дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы. Пространственное распределение ООПТ по территории страны крайней неравномерное. Анализируя долю ООПТ от общей площади территории субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что наиболее высокие показатели характерны для Карачаево-Черкессии - 43%, Республики Саха (Якутия) - 41%, Республики Адыгея - 39%, Республики Ингушетия - 29%, г. Севастополя - 28%, Архангельской области - 28%, Кабардино-Балкарской Республики - 27%, Республики Алтай - 25%, Приморского края - 21% (Проект государственного доклада, 2021).
Министерство природных ресурсов и экологии рекомендовало ООПТ развивать экологический туризм на своей территории. При активном развитии экологического туризма ООПТ могут перейти на полную или частичную самоокупаемость. Приоритетность развития экологического туризма отражена в региональных программах развития туризма. Анализ программных документов показал, что в 21 из 85 регионов экологический туризм рассматривается как одно из ключевых направлений развития туристско-рекреационного комплекса.
Однако нет четкой зависимости между долей, приходящейся на ООПТ, по отношению к площади субъекта (т.е. территориальными ресурсами развития экотуризма) и его приоритетностью, отраженной в региональных программах развития. Так, из указанных выше 10 регионов только в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Алтай экологический туризм рассматривается как приоритетный. В Архангельской области, Приморском крае, г. Севастополе, Республиках Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкессии экологический туризм активно развивается, но его значение для субъектов пока не является первостепенным. Специальная политика, проводимая государством, является важным фактором развития экологического туризма.
По данным Росстата в 2019 г. ООПТ федерального значения посетили более 14 млн чел. (таблица).
Необходимо отметить, что сведений о количестве посетителей музеев, визит-центров и экологических троп по регионам России в официальных статистических источниках не представлено. Общее число туристских маршрутов на ООПТ федерального значения в 2019 г. составило 1773 ед. (в 2018 г. - 1667 ед.), из них водных маршрутов - 186, конных - 77, пеших -1148, прочих - 362. Максимальное число туристских маршрутов в 2019 г. зафиксировано в национальных парках - 988 ед.
Для анализа пространственного развития экологического туризма в регионах Российской Федерации проанализированы специализированные порталы (ТИЦ, визит-центров), предоставляющие информацию об экомаршрутах и экотропах. Анализ носил качественный характер. В результате исследования сформирована группа субъектов, где информационное обеспечение развития экологического туризма наиболее хорошо представлено. В эту группу вошли: Камчатский и Красноярский края, Кемеровская, Ленинградская, Нижегородская, Псковская, Сахалинская, Ульяновская области, Ненецкий автономный округ и Республика Бурятия.
Таблица
Сведения о количестве посетителей музеев, визит-центров, экологических троп на ООПТ федерального значения в 2019 г., чел.
Table
Information about the number of visitors to museums, visitor centers, and eco-trails in federal specially protected natural areas in 2019, persons
Наименование объекта
Всего человек, экспертная оценка
В том числе на территории
Национальных парков
Государственных природных заповедников
Музеи
Визит-центры Экотропы и маршруты
1646408 2138317 10926056
223581
1704266
4442375
602577 425622 958861
Интегральный показатель уровня развития экологического туризма в субъектах
Российской Федерации демонстрирует неоднородность территории (рисунок).
Рис. Типология российских регионов по значению интегрального показателя развития экологического туризма Fig. Typology of Russian regions according to the value of the integral indicator of the development of ecological tourism
Как видно, пространственный анализ развития экологического туризма на территории Российской Федерации показал, что в настоящее время 41 регион (около 50%) имеет предпосылки и развивает у себя экологический туризм. В число регионов с достаточно высоким значением интегрального показателя вошли Республика Крым и г. Севастополь.
Большая Севастопольская тропа (БСТ) как объект экологического туризма в г. Севастополь. Экологическая тропа -специально проложенная и оборудованная трасса в местах, где окружающая живая природа позволяет познакомиться с естественными природными явлениями и объектами, служит для воспитания экологического и природоохранного мышления (Оборин и др., 2010). Экологические тропы формируются с эколого-просветительской и природоохранной целью (Чижова, 2013; Чижова и др., 2018). Первые экологические тропы появились в начале прошлого века в США, а сейчас в стране существует система национальных троп, учрежденная специальным актом (The National Trails System Act, 2021). В Акте выделены три типа троп: национальные живописные тропы, национальные рекреационные тропы и связующие тропы. В 1978 г. после серии исследований была образована четвертая категория — национальная историческая тропа. Экологические тропы в нашей стране появились еще в советский период. В настоящее время развиваются проекты по благоустройству Большой Байкальской тропы, Большой Севастопольской тропы, экотроп в Кенозерском национальном парке, Ломоносовской тропы и т.д. В рамках данного исследования рассмотрен проект «Большая Севастопольская тропа», который был утвержден постановлением Правительства Севастополя от 30 октября 2015 года № 1023-ПП как перспективный маршрут активного туризма и включен в Государственную программу «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы». БСТ начинается в Балаклаве, проходит вдоль границ
Севастопольского региона через все его природные зоны до поселка Любимовка в устье Бельбекской долины (Каширина, Го-лубева, 2018). На тропе и в ее окрестностях можно увидеть более 200 достопримечательностей (Калиниченко, 2014; Ка-ширина и др., 2020). На всем протяжении БСТ установлены навигационные знаки и информационные стенды. Большое внимание уделено безопасности на маршруте: укреплено полотно тропы, созданы пешеходные мосты через реки, принимаются меры для сохранения экологической среды. Длина главного маршрута БСТ -117 км, а общая протяженность с учетом радиальных маршрутов более 250 км. Тропа состоит из 8 основных маршрутов и более 10 дополнительных (Бровцына и др., 2019). Проект обладает отличной навигацией не только за счет указательных столбов, но и благодаря создаю приложения, которое способно работать в офлайн-режиме. На сегодняшний день подобных приложений для активного/экологического туризма практически нет. Важно отметить, что данный проект улучшается из года в год, создаются новые навигационные столбы, мероприятия по продвижению, а также разрабатываются новые дополнительные маршруты. В рамках проекта разработан велосипедный маршрут длинной более 15 км.
В результате проведенного социологического исследования выявлено, что 54.5% респондентов посещали экотропы и ООПТ и хотели бы повторить свой опыт. 36.6% респондентов опыта путешествий по ООПТ и экотропам не имеют, но были бы заинтересованы в его получении. 79% респондентов рассматривают посещение экотроп как основную цель поездки. Из общего количества респондентов 41.3% посещали БСТ, еще у 51.4% БСТ вызывает интерес. Основными информационными источниками являются «сарафанное радио» (43.2%) и социальные сети (23.4%).
Подавляющее число респондентов путешествовало с друзьями/коллегами -50.8%, еще 31.5% составили семьи с деть-
ми, что свидетельствует о популярности экологического туризма среди одной из ключевых групп путешествующих лиц -семей. 91% респондентов отметил важность включения маршрутов по БСТ во внеурочную деятельность в школах г. Севастополя с целью знакомства с природными и культурными объектами, формирования экологического мировоззрения. Дальнейшее благоустройство БСП респонденты видят в развитии системы навигации, создании обзорных смотровых площадок, установке туалетов, информационных щитов. Нужно отметить, что средняя продолжительность пребывания на БСТ составила 3-5 часов у 58.3%, лишь 19.3% респондентов ответили, что их путешествие превысило 1 сутки (1 -2 дня). С точки зрения организации пребывания на БСТ большинство респондентов (62.3%) предпочитают путешествовать по проложенным экомаршрутам самостоятельно; 25.5% предпочитают находиться в составе экскурсионной группы; 11.4% предпочитают путешествовать по тропе самостоятельно при наличии аудиогида.
Таким образом, проведенное социологическое исследование демонстрирует наличие устойчивого спроса на маршруты экотуризма, посещение экотроп (в том числе БСТ), увеличения продолжительности пребывания на тропе путем организации объектов размещения, желания получить информационное сопровождение своего пребывания на экотропе.
Глэмпинг как инструмент повышения привлекательности Большой Севастопольской тропы. На территории БСТ расположены 4 турстоянки, что сегодня явно недостаточно. Проведенное социологическое исследование наглядно показало, что 85.7% респондентов хотели бы продлить свое пребывания на экотропе при наличии соответствующих комфортных средств размещения. Отсюда возникает необходимость в формировании мест стоянок с ночлегом для туристов. Согласно ФЗ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» строительство капи-
тельных объектов (гостиниц) на экотропах не разрешено. Однако, возможно строительство некапитальных объектов. Современные тенденции в спросе на услуги по размещению свидетельствуют, что большинство любителей отдыха на природе предпочитает сочетать простоту с комфортом. Глэмпинг - сочетание обычного кэм-пинга на природе с элементами комфорта. Данные объекты не оказывают большую нагрузку на территорию и могут быть сезонными, то есть их можно собирать и разбирать в зависимости от спроса/сезона. Глэмпинги популярны во всем миры, являются своеобразным трендом. Специалисты часто их называют «All inclusive на природе». Согласно экспертным оценкам, только во Франции количество глэмпингов в настоящее время достигло цифры 9000. В России за последние два года данное направление выросло с 60 до 120 единиц. Ежегодный рост глобального рынка глэмпингов оценивается в 12%. Данные объекты пользуются спросом среди туристов, так как это недорого, комфортно и экологично. В рамках развития проекта БСТ есть необходимость в улучшении туристских стоянок. Одна из наиболее перспективных территорий для глэмпинга и любимое место посетителей - турстоянка «Узунджа» в районе села Передовое.
Для реализации глэмпинга на территории БСТ была разработана бизнес-модель, включающая: потребительский сегмент, ценностные предложения, каналы продвижения и сбыта, способы взаимодействия с потребителями, источники доходов, ключевые ресурсы, ключевая деятельность, ключевые партнеры и издержки. Планируется, что на первом этапе глэм-пинг будет создан из 15-20 сафари-тентов. В одном тенте может размещаться от 2 до 4-5 человек, цена будет варьироваться от 2 тыс. руб. в сутки за тент до 4,5 тыс. руб. в сутки за тент в зависимости от сезона. Нужно отметить, что отпускная цена ночевки соответствует потребительским ожиданиям. Так, в результате социологического исследования было выявлено, что
34,3% респондентов готовы заплатить за 1 ночевку не более 1000 руб. на человека; 30.1% - не более 1500 руб. на человека, 14.3% - не более 2000 руб. на человека. Средняя стоимость комплекса из 15 тентов составляет 8 870 000 руб., себестоимость составляет 11 465 000 руб., точка безубыточности составляет 4 876 000 руб., а окупаемость составит 2-3 сезона. Практика эксплуатации глэмпингов в Российской Федерации показывает, что подобные проекты чаще всего окупаются даже после первого сезона. Для осуществления проекта создания глэмпинга необходимы: инвесторы, поддержка правительства города Севастополя, продвижение со стороны Центра развития по туризму города Севастополя и ТИЦ. Планируется, что они будут являться ключевыми партнерами. Реализация любого проекта не может обойтись без продвижения, канал продвижения и сбыта - социальные сети, ТИЦ, реклама в аэропорту в зале получения багажа и на трассе «Таврида». Для выстраивания тесных контактов с гостями планируется предоставление комплимента в виде вечернего чая из крымских трав. Программа лояльности будет включать в себя бонусную систему (по аналогии с авиакомпаниями). Для привлечения внимания новых клиентов планируются розыгрыши в соцсетях, таргетированная реклама. Предлагаемый к реализации проект является уникальным в г. Севастополе и Республике Крым.
Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Согласно Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. экологический туризм назван одним из приоритетных видов туризма в нашей стране. Помимо общемировых тенденции по увеличению туристских потоков, данный вид активного отдыха набирает популярность в силу своей специфики. Он обеспечивает тесный контакт человека с окружающей средой, повышает экологическую образованность, обеспечивает возможность пу-
тешествовать различным категориям потребителей в соответствии с их целями и платежеспособностью, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по организации отдыха в ситуации с пандемией КОВИД, способствует реализации целей устойчивого развития природы и общества;
2. Международный и отечественный опыт развития экологического туризма демонстрирует, что он, преимущественно, развивается на ООПТ;
3. К числу основных факторов, определяющих пространственное развитие экологического туризма в Российской Федерации, можно отнести: обеспеченность территории субъекта ООПТ; государственную поддержку данного направления туризма и рассмотрение его в региональных программах развития туризма как приоритетного; информационную поддержку маршрутов экологического туризма. Оценка совокупного воздействия этих факторов позволила определить регионы, где интегральный показатель развития экологического туризма имеет максимальные значения. Город Севастополь вошел в группу субъектов, где значения интегрального показателя достаточно высоки (от 5 до 6 баллов);
4. Большая Севастопольская тропа -проект развития экотуризма в Севастополе, который развивается с 2015 года. Количество посещений БСТ составило в 2019 г. 480 тыс. Эта цифра может быть увеличена за счет комплекса мер по благоустройству экотропы и формированию туристских стоянок, предоставляющих ночлег. Также меры по благоустройству могут улучшить качество отдыха на тропе и увеличить продолжительность пребывания туристов на ООПТ;
4. С целью обоснования целесообразности комплекса мер по благоустройству БСТ и строительству некапитальных объектов размещения в январе-феврале 2021 г. было проведено социологическое исследование. В результате опроса 385 человек была получена достоверная инфор-
мацию о популярности экологического туризма среди разных сегментов путешественников, популярности БСТ, комфортности экотропы для осуществления пеших маршрутов и основных путях, позволяющих повысить продолжительность пребывания туристов на тропе;
5. Результаты социологических исследований, отечественный и международный опыт показали перспективность использования в качестве объектов размещения на ООПТ глэмпингов - кэмпингов повышенной комфортности. Проведенные экономические расчеты показали, что комплекс из 15 тентов на 2 - 4 человек составит около 9 млн руб. при средней окупаемости проекта в течение 2 сезонов. Это позволит увеличить продолжительность пребывания туристов на маршруте до 3-5 дней, сделать доступным путешествия по БСТ неподготовленным и возрастным туристам, детям и их родителям.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.
Литература
Аигина Е.В., Тульская Н.И., Биленкина К.К. Особенности развития экотуризма на ООПТ России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. С. 379-393.
Бровцына В.С., Каширина Е.С., Прыгу-нова И.Л. Большая Севастопольская тропа ка проект регионального развития // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. Том 5 (71). № 1. 2019. С. 3-18.
Калиниченко А. В. Пространственная модель развития экотуризма в юго-западном Крыму // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2014. № 5. С. 62-66.
Каширина Е.С., Журавлева И.В., Шаба-лина Н.В. Тенденции развития туристского рынка г. Севастополя // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2020. Т. 6, № 72. С. 94-106.
Каширина Е.С., Голубева Е.И. Концепция организации системы рекреационного мониторинга на Большой севастопольской тропе // Системы контроля окружающей среды. 2018. Т. 34, № 4. С. 70-74.
Кудрявцева О. В., Ситкина К. С., Нико-норов С. М. Охраняемые природные территории в контексте устойчивого развития региона: экотуризм // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2013. № 2. С.72-102.
Лапочкина В.В., Косарева Н.В., Адашова Т.А. Экологический туризм в России: тенденции развития // Международный научно-исследовательский журнал. №5 (47). 2016. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.257
Оборин М.С., Непомнящий В.В. Разработка экологических троп в особо охраняемых природных территориях различных природных регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2010. №21 (92). С. 174-180.
Проект государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2019 г. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_do klady/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sosto yanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_ross iyskoy_federat2019/ (дата обращения: 30.01.2021).
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. URL: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Стратег ия%20развития%20туризма%20на%20период %20до%202035%20года.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
Чижова В. П. Благоустройство туристских маршрутов как способ поддержания их устойчивого состояния (на примере Забайкальского национального парка) // Российский журнал устойчивого туризма. 2013. № 6. С. 25-32.
Чижова В. П., Грязин И. В., Хилько К. Ю. Вопросы проектирования экологических троп для природных парков (на примере парка Ергаки, Западный Саян) // Географический вестник. 2018.№ 1. С. 138-144.
Donohoe H. M., Needham R. D. Ecotour-ism: The Evolving Contemporary Definition // Journal of Ecotourism, Vol.5. Issue 3. 2006. pp. 192-210.
Miller K. Planning national parks for ecodevelopment: Cases and methods from Latin America. Vol. I and Vol. II. Ann Arbor, MI: Uni-
versity of Michigan, School of Natural Resources, Center for Strategic Wildland Management Studies, 1987. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED309033 (дата обращения: 01.02.2021)
The national trails system act. URL: https://www.nps.gov/subjects/nationaltrailssystem /upload/National-Trails-System-Act-Amended-2019.pdf (дата обращения: 01.02.2021)
References
Aigina, E.V., Tulskaya, N.I. and Bilenkina, K.K. (2015), "Osobennosti razvitiya ekoturizma na OOPT Rossii [Features of the development of ecotourism in protected areas of Russia]", Modern studies of social problems (electronic scientific journal), 1, pp. 379-393.
Brovtsyna, V.S., Kashirina, E.S. and Pry-gunova, I.L. (2019), "Bol'shaya Sevastopol'skaya tropa kak proekt regional'nogo razvitiya [Great Sevastopol trail as a regional development project]", Scientific notes of the V.I. Vernadsky. Geography. Geology, Vol. 5 (71), No. 1, pp. 3-18.
Chizhova, V.P. (2013), "Blagoustrojstvo turistskih marshrutov kak sposob podderzhaniya ikh ustoichivogo sostoyaniya (na primere Za-bajkal'skogo natsional'nogo parka) [Improvement of tourist routes as a way to maintain their stable state (on the example of the Trans-Baikal National Park)]", Russian Journal of Sustainable Tourism, 6, pp. 25-32.
Chizhova, V.P., Gryazin, I.V. and Khilko, K.Yu. (2018), "Voprosy proektirovaniya ekologicheskih trop dlya prirodnyh parkov (na primere parka Ergaki, Zapadnyj Sayan) [Issues of designing ecological paths for natural parks (on the example of Ergaki Park, Western Sayan)]", Geographical Bulletin, 1, pp. 138-144.
Donohoe, H.M., Needham, R.D. (2006), "Ecotourism: The Evolving Contemporary Definition", Journal of Ecotourism, Vol.5, Issue 3, pp. 192-210.
Kalinichenko, A.V. (2014), "Prostranstven-naya model' razvitiya ekoturizma v yugo-zapadnom Krymu [Spatial model of ecotourism development in southwestern Crimea]", Bulletin of Moscow University. Series 5: Geography, 5, pp. 62-66.
Kashirina, E.S., Zhuravleva, I.V. and Sha-balina, N.V. (2020), "Tendencii razvitiya turistskogo rynka g. Sevastopolya [Trends in the development of the tourist market in Sevastopol]",
Scientific notes of Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology, Vol. 6, No. 72, pp.94-106.
Kashirina, E. S. and Golubeva, E. I. (2018), "Kontseptsiya organizatsii sistemy rekreatsion-nogo monitoringa na Bol'shoj sevastopol'skoj trope [The concept of organizing a recreational monitoring system on the Great Sevastopol Trail]", Environmental Control Systems, Vol. 34, No. 4, pp. 70-74.
Kudryavtseva, O.V., Sitkina, K.S. and Ni-konorov, S.M. (2013), "Okhranyaemye prirodnye territorii v kontekste ustojchivogo razvitiya re-giona: ekoturizm [Protected natural territories in the context of sustainable development of the region: ecotourism]", Bulletin of Moscow University. Series 6: Economics, 2, pp. 72-102.
Lapochkina, V.V., Kosareva, N.V. and Adashova, T.A. (2016), "Ekologicheskij turizm v Rossii: tendentsii razvitiya [Ecological tourism in Russia: development trends]", International research journal, 5 (47). DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.257.
Miller, K. (1987) "Planning national parks for ecodevelopment: Cases and methods from Latin America". Vol. I and Vol. II. Ann Arbor, MI: University of Michigan, School of Natural Resources, Center for Strategic Wildland Management Studies, [Online], available at: https://eric.ed.gov/?id=ED309033 (Accessed: 02.01.2021).
Oborin, M.S. and Nepomnyashchy, V.V. (2010), "Razrabotka ekologicheskih trop v osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriyah razlichnyh prirodnyh regionov [Development of ecological paths in specially protected natural areas of various natural regions]", Scientific Bulletin. Belgorod State University. Series: Natural Sciences, 1 (92), pp. 174-180.
Proekt gosudarstvennogo doklada o sos-toyanii i ob okhrane okruzhayushchej sredy v Rossijskoj Federatsii v 2019 g. [Draft state report on the state and protection of the environment in the Russian Federation in 2019], [Online], available at: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_do kla-
dy/proekt_gosudarstvennogo_doklada_o_sostoyan ii_i_ob_okhrane_okruzhayrosschey_i_ob_okhrane _okruzhayrosschey20sredy_fey19 (Accessed 02 January 2021).
Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federatsii na period do 2035 g. [The strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035], [Online], available at:
https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Strategy
%20development%20tourism%20on%20period% 20to%202035%20year.pdf (Accessed 02 January 2021).
The national trails system act, [Online], available at:
https://www.nps.gov/subjects/nationaltrailssystem /upload/National-Trails-System-Act-Amended-2019.pdf (Accessed 02 January 2021).
Данные об авторах
Бровцына Валерия Сергеевна, директор Государственного автономного учреждения Центр развития туризма города Севастополя Шабалина Наталия Владимировна, к.г.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра рекреационной географии и туризма географического факультета Севастопольский государственный университет, Институт развития города, Каширина Екатерина Сергеевна, к.г.н., доцент, руководитель образовательной программы, Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, кафедра геоэкологии и природопользования; Севастопольский государственный университет, Институт развития города
Зелинская Александра Борисовна, студентка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра рекреационной географии и туризма географического факультета
Information about the author Valeria S. Brovtsyna, Director, Center for Tourism Development of the City of Sevastopol Nataliya V. Shabalina, PhD, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Sevastopol State University, Urban Development Institute Ekaterina S. Kashirina, PhD, Associate Professor, Branch of Lomonosov Moscow State University in the city of Sevastopol, Faculty of Geography; Sevastopol State University, Urban Development Institute
Alexandra B. Zelinskaya, Student, Lomonosov Moscow State University, Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography