Научная статья на тему 'Большая севастопольская тропа как проект комплексного регионального развития'

Большая севастопольская тропа как проект комплексного регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
370
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШАЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ТРОПА (БСТ) / ТУРИЗМ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕВАСТОПОЛЬ / GREAT SEVASTOPOL TRAIL (GST) / TOURISM / NATURAL RESOURCES / REGIONAL DEVELOPMENT / SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бровцына В. С., Каширина Е. С., Прыгунова И. Л.

В статье рассматривается проект активного туризма г. Севастополя Большая севастопольская тропа (БСТ) с точки зрения её вклада в региональное развитие. Рассмотрены природные условия и технические особенности маршрута БСТ по отдельным участкам. Проведена оценка транспортной доступности БСТ с точки зрения железнодорожных, авиационных, автомобильных и морских путей, а также маршрутов общественного транспорта. Проанализировано положения БСТ относительно гостиниц и других коллективных средств размещения туристов, а также предприятий питания. Выявлено, что в зоне тяготения БСТ проживает более 48 тыс. человек. По оценкам, общий турпоток на БСТ за год может достигать около 500 тыс. чел. (человеко-дней), что будет способствовать развитию смежных секторов обслуживания: гостиниц, кемпингов, предприятий питания, турфирм, организующих гидов и экскурсоводов. В целом, реализация проекта БСТ приведет к социально-экономическому развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT SEVASTOPOL TRAIL AS A PROJECT OF COMPLEX REGIONAL DEVELOPMENT

In the paper, the project of active tourism in the city of Sevastopol, the Great Sevastopol Trail (GST), from the point of view of its contribution to regional development, is considered. The natural conditions and technical features of the GST route for individual sections are considered. The route consists of 8 sections with length from 11 to 23 km, starts from the coast and crosses the mountain forest zone. Transport accessibility of the GST in terms of rail, air, road and sea routes, as well as public transport routes evaluated. The trail passes near municipal and interregional public transport routes. Simferopol airport, Sevastopol railway and bus stations, as well as Sevastopol Belbek airport are the main transport hubs in the region. The provisions of the GST regarding hotels and other collective accommodation facilities for tourists as well as catering enterprises have been analyzed. It was revealed that in the zone of the GST more than 48 thousand people live. It is proved that the GST forms a tourist flow at the regional level in Sevastopol. It is estimated that the total tourist flow on the GST for the year can reach about 500 thousand people (man-days), which will contribute to the development of related services sectors: hotels, campgrounds, food sector, travel agencies, organizing guides and tour guides. It is determined that the increase in tourist flow will help to attract investment in related sectors: hotels, food, transport, travel agencies and tour agencies, etc. The implementation of the GST project will contribute to the development of the labor market and the formation of new jobs in the region. The social orientation of the GST project and accessibility for local communities, schoolchildren, youth, older generations will attract interest and desire to develop and implement regional nature-oriented projects and preserve the unique nature of the Crimean Peninsula. The GST project, developing urban communities, stimulates the development of new for the region of Sevastopol and the regions of Russia nature-oriented technologies that require the development and implementation of special, wellcoordinated mechanisms of interaction between government-business-science-culture and education. In general, the implementation of the GST project will contribute to the socioeconomic development of the region.

Текст научной работы на тему «Большая севастопольская тропа как проект комплексного регионального развития»

РАЗДЕЛ 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 379.852

БОЛЬШАЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ТРОПА КАК ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Бровцына В.С.1, Каширина Е.С.2, Прыгунова И.Л.2

'ГАУ Центр развития туризма, Севастополь, Российская Федерация

Е-mail: [email protected]

2Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Российская Федерация

Е-mail: [email protected], [email protected]

В статье рассматривается проект активного туризма г. Севастополя Большая севастопольская тропа (БСТ) с точки зрения её вклада в региональное развитие. Рассмотрены природные условия и технические особенности маршрута БСТ по отдельным участкам. Проведена оценка транспортной доступности БСТ с точки зрения железнодорожных, авиационных, автомобильных и морских путей, а также маршрутов общественного транспорта. Проанализировано положения БСТ относительно гостиниц и других коллективных средств размещения туристов, а также предприятий питания. Выявлено, что в зоне тяготения БСТ проживает более 48 тыс. человек. По оценкам, общий турпоток на БСТ за год может достигать около 500 тыс. чел. (человеко-дней), что будет способствовать развитию смежных секторов обслуживания: гостиниц, кемпингов, предприятий питания, турфирм, организующих гидов и экскурсоводов. В целом, реализация проекта БСТ приведет к социально-экономическому развитию региона. Ключевые слова: Большая севастопольская тропа (БСТ), туризм, природные ресурсы, региональное развитие, Севастополь

ВВЕДЕНИЕ

Анализ современного состояния туризма в России показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Данные из Реестра туроператоров показывают увеличение интереса участников рынка к внутреннему туризму. Так, в период с 2010 по 2014 гг. отмечается снижение числа туроператоров по международному туризму, которое достигло 3 раз. Число операторов по международному въездному и выездному туризму с 2011 г. по 2014 г. снизилось на 40%. На фоне снижения операторов международного рынка отмечается рост операторов, специализирующихся на организации внутреннего туризма: рост операторов по внутреннему туризму составил 20%. Необходимо отметить, что максимальные темпы роста зафиксированы в 2013 г., что свидетельствуют о повышении интереса россиян к поездкам внутри страны. В 2014 г. спрос на

3

внутренние туристские направления вырос на рекордные 30% - до 41,5 млн. чел., а в 2018 г. -на 25%. В настоящее время, подобная межгодовая динамика сохраняется [1].

Внутренний турпоток неравномерно распределен по регионам РФ. Традиционно, лидерами по приему туристов являются Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Необходимо отметить популярность Севастополя среди российских туристов. Попадая в Крым, большинство из них организованно или не организованно стремится попасть в Севастополь. Российский турпоток в Севастополь и Крым в целом увеличивается [2]. Так, если за 2014 г. в Республику Крым прибыло 3,8 млн. пассажиров, то за 2015 г. в Крыму отдохнуло 4 млн. 598 тыс. туристов, а в 2018 г. - более 6 млн. что на 30% выше уровня прошлого года.

Таким образом, для удовлетворения потребностей возрастающего спроса необходимо развитие соответствующей запросам туристско-рекреационной инфраструктуры.

Севастополь в административных границах, - Большой Севастополь, вместе с сельской зоной, богат не только историко-культурным наследием(более 2500 лет), которое привлекает большое количество экскурсантов, но и уникальным природным наследием, не менее привлекательным для активных, природоориентированных туристов: научный туризм, краеведческий, спортивный, экстремальный, маршрутный по особоохраняемым природным территориям и другие; пешеходный, велосипедный, дайвинг, парапланеризм, альпинизм, скалолазание и другие; корпоративный, с друзьями, одиночный, с семьей, пленэрный с эстетическим уклоном, детский, для «серебряного возраста» и другие;циклы- однодневные, учебные, выходного дня, еженедельные, двухнедельные, отпускные.

Одним из вариантов удовлетворения такого многокомпонентного запроса и организацией возрастающего турпотока, является спроектированная и организованная тропиночная сеть по самым интересным и востребованным местам, маршрутам и видовым площадкам Большого Севастополя, для людей, предпочитающих активный природоориентированный отдых, позволяющий ознакомиться с многообразием и эстетикой ландшафтов Юго-Западного Крыма.

Большая севастопольская тропа (БСТ) - это проект призванный стать локомотивом в развитии туристской индустрии Севастополя и, как следствие, способствовать решению социальных и экономических задач региона, увеличению количества рабочих мест и доходов населения, повышению туристской и инвестиционной привлекательности региона, повышению его конкурентоспособности на рынке туруслуг Российской Федерации. Важнейшим аспектов реализации проекта является расширение туристского сезона, привлечение туристов в низкий сезон, а также стимулирование развития депрессивных районов города, - расширение возможностей для сельских жителей, фермеров и земледельцев, привлечение пенсионеров и молодежи, поддержка семейного и малого бизнеса, появление новых рабочих мест и развитие смежных отраслей и услуг, формирование новых брендов.

4

Цели исследования - анализ проекта Большой севастопольской тропы, как важного фактора регионального развития Севастопольского региона. В настоящее время, под активным туризмом понимаются приключенческие туры с регулируемыми (на выбор) физическими нагрузками в разнообразные, эстетически привлекательные природные или природно-антропогенные ландшафты с целью удовлетворения физических, духовных, эстетических потребностей человека, связанные с его развитием, - через получение новых впечатлений, ощущений, знаний,- неиссякаемым, уникальным источником которых является природная среда.

Наиболее активно в мире развивается экологический туризм, занимающий в доле отраслей экономики отдельных развитых стран от 10 до 20%, для развития которого в России есть все необходимые возможности и предпосылки. В Большом Севастополе также есть все предпосылки для его развития: природные и социально-экономические, которые позволяют региону занять лидирующие позиции в этом направлении среди других регионов.

Вместе с тем, развитие экологического и других направлений активного туризма в Большом Севастополе сталкивается с рядом проблем, среди которых необходимо выделить следующие:

- недостаток турпродуктов на рынке;

- недостаток профессиональных гидов;

- нет четкого определения экологического туризма, что позволяет приравнивать к нему любой отдых на лоне природы. Анализируя спектр предлагаемых услуг, можно сказать, что они не соответствуют критериям экологического туризма;

- отсутствие системы сертификации;

- отсутствие инфраструктуры и удобной навигации в лесной зоне;

- сезонность туристских потоков,

- отсутствие культуры отдыха на природе и другие.

Кроме того, территории перспективные для развития природоориентированных видов туризма одновременно привлекают инвесторов по другим экономическим проектам, которые окупаются значительно быстрее, чем экологический и активный туризм в целом, но, в последствии, как правило, приносят больше затрат на приведение окружающей среды в порядок. Однако, как показывает международный опыт в большинстве стран, в долгосрочной перспективе, экологический и активный туризм является более выгодным для государства и регионов долгосрочным вложением в природный и человеческий капитал, а также в его устойчивое развитие.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Севастопольский регион расположен на Юго-Западе Крымского полуострова, отличающегося природным разнообразием ландшафтов: сочетанием горных лесов, степных равнин и средиземноморского Южнобережья. Его общая площадь составляет 107,96 тыс. га, из них 21,6 тыс. га - акватория бухт и 86,4 тыс. га -территория. Общая протяженность границ - 258 км, из них 152 км - сухопутных и 106 км - морских. Территория города неоднородна в физико-географическом

5

отношении и делится на две части: юго-западную часть Главной гряды Крымских гор и западную оконечность Южного берега Крыма (ЮБК). Географическое положение обусловило наличие общих черт с природой Предгорья, Главной гряды и ЮБК.

Севастопольский регион расположен в зоне умеренного морского климата. В Предгорье представлен степной приморский тип климата. Над Южным берегом сформировался субсредиземноморский тип климата; для внутренних горных территорий Главной гряды характерны предгорный и горный лесные типы климата. Важов В.И. в границах Севастополя выделил 3 климатических района: Южнобережный, Гераклейский (предгорный) и Западный (предгорный) [3]. Температура воздуха в январе изменяется от 0°С (с. Орлиное) до +4°С (мыс Херсонес). Среднеиюльская температура воздуха колеблется от +18 °С до +22°С. Среднегодовое количество осадков над территорией Севастополя составляет от 355 мм на берегу Севастопольской бухты до 550 мм в с. Орлиное. Над городом преобладает ветер западных и северо-западных направлений [4].

Поверхностные воды представлены реками, озерами и искусственными водоемами. В регионе расположен бассейн одной из самых многоводных рек Крыма - Черной [5]. Также территорию Севастополя пересекают реки юго-западного Крыма - Бельбек и Кача. Озера региона небольшие по площади, пресные и соленые. Крупнейшим искусственным водоемом является Чернореченское водохранилище, созданное на реке Черная.

По геоботаническому районированию Крыма основная часть территории г. Севастополя входит в округ Горного Крыма, относящегося к Эвксинской провинции Средиземноморской ботанико-географической области. По классификации Н.И.Рубцова территория Большого Севастополя относится к юго-западному приморскому предгорному лесному и лесостепному районам.Основными типами растительности Севастопольского района являются: редколесья Junipereiaexcelsae и Pistacietamuticae; леса Pinetapityusae; леса Pinetapallasianae; леса Pmetakoehianae^; леса Quercetapubescentis, Carpinetaorientalis, горные луговые осочковые (Caricetahumilis) и возникшие на их месте злаковые (Festucetarupicolae, Bromopsidetacappadoccae) степи, луговые ковыльные степи (Stipefatirsae); настоящие ковыльные степи (Stipetaponticae), а также сельскохозяйственные земли [6, 7].

Природные условия региона разнообразны и привлекательны для развития природоориентированных видов туризма: экологического, пешеходного, водного, велосипедного и др. С целью развития туризма в городе Севастополе в 2015 г. был разработан проект Большой Севастопольской тропы (БСТ), маршрут которой (около 120 км) проложен по горно-лесной зоне от поселка Любимовка до Балаклавы [8]. Он проходит от устья реки Бельбек, пролегает по горам Внутренней и Главной гряды, достигает берега моря в районе Балаклавы и мыса Фиолент (рис. 1).

6

Рис. 1. Маршрут Большой севастопольской тропы.

Маршрут БСТ пересекает все ландшафты Севастополя:

I. Предгорная зона разнотравных степей, шибляковых зарослей, лесостепи и дубовых лесов, 1.А. Пояс приморский ингрессионно-бухтовый, абразионно-гравитационный и оползневой, 1.Б. Пояс шибляково-разнотравных степей и лесостепей на возвышенных аккумулятивных и денудационных равнинах и предгорья, 1.В. Пояс дубовых лесов с преобладанием пушистого дуба и шибляковых зарослей на возвышенных расчлененных денудационных равнинах предгорья.

7

II. Зона широколиственных и сосновых лесов северного макросклона гор: II А. Пояс дубовых и можжевелово-сосновых лесов межгорных котловин и эрозионного низкогорья. И.Б. Пояс дубовых и смешанных широколиственных лесов эрозионного среднегорья.

III. Зона горных лугов и горной лесостепи на закарстованных плато яйлы: Ш.А. - Пояс лесных и лугово-лесных плато

IV. Зона полусубтропических лесов Южного берега Крыма: ГУ.А Пояс фисташково-дубовых и можжевелово-сосновых лесов.

Природные объекты, обладающие привлекательностью для туристов, расположены на особо охраняемых природных территориях Севастополя, через которые проходит маршрут БСТ: природныеландшафтныезаказники «Байдарский», «Мыс Айя», «Ласпи», памятник природы «Заповедноеурочище «Скалы Ласпи». Дополнительные ветки маршрута проложены, в том числе, на территории природного заказника «Мыс Фиолент» [9].

Маршрут БСТ разделен на отдельные участки, протяженность которых составляет от 11 до 23 км (табл. 1).

Таблица 1.

Протяженность участков БСТ, км [8]

Любимовка - Горный ключ Горный ключ - 2-ой кордон 2 кордон -Гористое Гористое -Передовое Передовое - Узунджа Узунджа - Байдарские ворота Байдарские ворота -Ласпи Ласпи -Балаклава

14 11 14 13 13 23 11 18

Как видно из таблицы, маршрут тропы охватывает различные по проходимости и физическим нагрузкам участки. Он прохоложен по районам с разными природными условиями, пересекают природные и историко-культурные достопримечательности. Наиболее сложным является участок от турстоянки Узунджа до перевала Байдарские ворота - его протяженность составляет около 23 км при наборе высоты до 650 м. Необходимо отметить, что прохождение БСТ возможно как со стороны Балаклавы, так и со стороны Любимовки. Также, на БСТ можно попасть в других промежуточных точках, воспользовавшись дополнительными маршрутами.

Оборудование маршрута БСТ предполагает совершенствование имеющейся и создание новой инфраструктуры благоустройства. На маршруте БСТ создается санитарное (туалеты и мусорные баки), информационное (навигационные столбы, навигационные указатели, большие информационные стенды, стенды объектов туристического показа), инженерное (укрепление полотна тропы, родник (каптаж) и архитектурное (дождевые навесы, скамейки) оборудование [10].

Реализация проекта прямым или косвенным образом будет оказывать влияние на прилегающие территории. БСТ расположена в густонаселённом районе Крыма, что определяет зону тяготения маршрута (табл. 2).

8

Таблица 2.

Положения БСТ относительно населенных пунктов

Участок тропы Любимовка - Горный ключ Горный ключ - 2-ой кордон 2 кордон -Гористое Гористое -Передовое Передовое - Узунджа Узунджа - Байдарские ворота Байдарские ворота -Ласпи Ласпи -Балаклава

Пересе-кает Любимовка, Поворотное, Вавилово (ВИР), Дальнее Терновка Передовое Передовое Колхозное Колхозное Балакла-ва

Примы-кает Фруктовое Камышлы Новобобровское Россошанка Родниковское Орлиное, Кизиловое, Тыловое Тыловое

Тяготеет (до 10 км) Верхнесадовое Сахарная Головка Ходжа Сала Родное Широкое, Озерное Богатое ущелье Подгорное, Павловка, Орлиное Форос, Санаторное Гончарное. Резервное, Оборонное, Благоданое

Численность населения населенных пунктов 6623 / 744 / 2331 0 / 60 / 4146 1843 / 755 / 0 643 / 0 / 747 649 / 376 / 104 44 / 517 / 2590 0 / 2723 / 2073 21073 / 573 / 817

Всего 9698 4206 2598 1390 1129 3151 4796 22463

Маршрут БСТ пересекает 7 сельских населенных пунктов и заканчивается в урбанизированной зоне города - Балаклаве. Примыкают к маршруту еще 8 сельских населенных пунктов. В зону тяготения маршрута радиусом до 10 км попадают 15 сельских населенных пунктов, причем 4 из них расположены в соседнем субъекте: Бахчисарайском районе и городском округе ЯлтаРеспублики Крым. В целом, влияние маршрута будет сказываться на 30 сельских населенных пунктов, что будет способствовать их социально-экономическому развитию. Суммарная численность населения, проживающая в зоне тяготения БСТ, складывается из трех компонентов (рис. 2).

9

Рис. 2. Численность населения в зоне тяготения БСТ, чел.

Всего территориально с БСТ связаны населенные пункты с общей численностью населения 48209 человек, которые могут являться пользователями тропы, сотрудниками управляющей компании, а также предоставлять услуги приезжающим туристам.

Высокая плотность населенных пунктов в зоне тяготения БСТ определяет её высокую транспортную доступность [10]. Начинается и заканчивается маршрут в пределах населенных пунктов - поселка Любимовка и Балаклавы (Балаклавского района Севастополя). Более того, маршрут БСТ доступен для туристов, двигающихся от остановок общественного транспорта: автобусных, железнодорожных, т.к. он проходит возле муниципальных и межрегиональных маршрутов общественного транспорта. Основными транспортными узлами в регионе являются аэропорт Симферополь, железнодорожный и автовокзалы Севастополя, а также аэропорт Севастополя - Бельбек (табл. 3).

Таблица 3.

Расстояния от начала БСТ до основных транспортных узлов, км [11]

поселок Любимовка Балаклава

Аэропорт Симферополь 85 112

Аэропорт Бельбек (Севастополь) 5 20

Железнодорожный вокзал 35 20

Автовокзал 35 20

в т.ч. автостанция Северная 12

Наиболее близко к маршруту расположена автостанция Северная - на расстоянии 12 км. От автовокзала и железнодорожного вокзала до тропы необходимо проехать 20 км. Около 85 км необходимо проехать от аэропорта Симферополь до БСТ (рис. 3).

10

Рис. 3. Расстояние от БСТ до основных транспортных узлов, км.

Наибольшей транспортной доступностью характеризуются первые два участка тропы от пос. Любимовка до туристской стоянки Горный ключ. Здесь расположена трасса Севастополь-Симферополь, по которой проходят более 35 маршрутов общественного транспорта. Здесь же проходит железная дорога, соединяющая Севастополь и Симферополь. Через участок в урочище Ласпи проходит 9 маршрутов общественного транспорта. Для остальных участков БСТ характерна меньшая транспортная доступность [11]. Более того, общественный транспорт вс. Терновка, села Байдарской долины заканчивает ходить в 18-19 часов, что лимитирует турпоток.

Наличие возможности входа на БСТ с маршрутов общественного транспорта и, добравшись на личном автомобиле, формирует неорганизованный турпоток, который должен трансформироваться в частично регулируемый в условиях созданной инфраструктуры и навигации.

Проект БСТ тесно связан с развитием туристской инфраструктуры прилегающих территорий и всего субъекта в целом. Потребители услуг БСТ также являются потенциальными потребителями услуг объектов размещения туристов -гостиниц, туристских баз, кемпингов (палаточных лагерей). Положения БСТ относительно гостиниц и других коллективных средств размещения приведено в таблице 4.

11

Таблица 4.

Положения БСТ относительно гостиниц и других коллективных средств

размещения

Любимовка - Горный ключ ч « ы н - р о Г др - к ; к о йд йо р о- о и ; гч V Гористое -Передовое Передовое - Узунджа Узунджа - Байдарские ворота Байдарские ворота - Ласпи Ласпи -Балаклава

Любоморье Село Передовое Село Орлиное: Село ДОЛ

1500 мест - хостел - дом-усадьба Кизиловое СуперКидс

«Огород» - 30 семьи Радченко - 6 - гостевой

ДОЛ Радость мест номеров (15 мест) комплекс

- ДОЛ - парк-отель «Кизиловое»

Мини- «Атлантика» - «Байдары » - 19 - 12 номеров

гостиницы 280 мест номеров (50 мест) (30 мест)

п.Любимовка Село Озёрное - гостевой дом - коттедж -

- гостиница «Орлиное» - 8 4 номера (10

Но1е1С1иЬ0/егпое номеров (16 мест) мест)

- 8 номеров - усадьба «Белый - коттедж «У

(16мест) остров» - 7 номеров Петровича»

Село Широкое (29 мест) - 2 этажа (9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гостевой дом - кемпинг «Уют» - мест)

«Вилла Бланка» - 9 номеров (18 мест) - гостевой

16 мест - частный дом «На дом

Тенистой» - 30 мест «Уютный

Гостевой дом домик» - 8

«Лесотель» - 10 мест

мест

Село Подгорное

- комплекс отдыха

«Календы» - 12

номеров (27 мест)

- уют-отель «Бай-

дере» - 12 номеров

(24 места)

- гостевой дом

«Календия» - 5

номеров (10 мест)

- мини-гостиница

«Приют странника»

- 4 номера (12

человек)

Село

Родниковское

- хостел «Вместе» -

50 мест

12

Продолжение таблицы 4.

-база отдыха «Родниковое» - 14 номеров (24 места) Село Колхозное - мини-отель «Узунджа» - 6 номеров (16 мест) - ДОЛ «Горный» -248 мест Село Новобобровское - гостевой дом «Данира» - 4 номера (14 мест)

Вдоль БСТ одновременно могут быть размещены около 2000 человек без учета детских оздоровительных лагерей. Детские лагеря (ДОЛ Атлантика, Горный, Радость, СуперКидс), расположенные поблизости к БСТ, могут вместить более 1000 детей. Наибольшей ёмкостью обладают средства размещения вдоль участков Передовое- Узунджа - Байдарские ворота, а также прибрежный гостинично-рекреационный комплекс пос. Любимова.

Во время прохождения по тропе туристы могут организовать привалы. Маршрут БСТ предполагает создание 26 специальных зон для организации привалов для туристов. В дальнейшем зоны привалов могут быть оборудованы в качестве туристских стоянок. Кемпинги, используемые туристами на БСТ, могут быть представлены несколькими классами. Наиболее приемлемыми классами кемпингов с учетом требований охраны окружающей среды являются "аменажные". Аменажные кемпинги (от фр. термина terrainsamënagë - благоустроенный ландшафт) - это, как правило, кемпинги и кемпинг-парки в сельской местности, которая уже оборудована централизованными инженерно-техническими коммуникациями на центральных усадьбах. Однако размещение кемпингов на сельскохозяйственных угодьях, особенно на пашне, запрещено, поэтому они могут быть размещены в сельских населенных пунктах (Орлиное, Кизиловое, Передовое, Новобобровское, Родниковское, Тыловое, Россошанка, Гончарное Резервное и др.). Более того, необходимо отметить уже имеющиеся кемпинги, расположенные вблизи БСТ:

-эко-кэпм в с. Колхозное

- Уют в с. Орлиное

- кемпинг у озера Байдарской долины (в районе оз. Муловское).

Таким образом, кемпинги направлены на комфортное размещение туристов, использующих маршрут БСТ.

Дополняют инфраструктуру маршрута предприятия общественного питания, которые расположены в границах населенных пунктов, а также в рамках развития придорожной инфраструктуры (автозаправочные станции, автокафе и др.). В целом, в прилегающих к маршруту районах имеется около 35 заведений питания (табл. 5).

13

Таблица 5.

Положения БСТ относительно заведений питания

Любимовка - Горный ключ Горный ключ -2-ой кордон 2 кордон -Гористое Гористое -Передовое Передовое - Узунджа Узунджа - Байдарские ворота Байдарские ворота - Ласпи Ласпи -Балаклава

Любоморье С. Терновка - По Село Орлиное: Ресторан Кафе на

Кафе «Чебуречная» заказу в Кафе Орли, «Шалаш» пер.

курортного ДОЛ Чебуречная, Белый на пер. Ласпи,

поселка Атланти остров, Байдарский Байдарски кафе

Любимовка ка дворик еворота Хурма,

Село Подгорное Село Алие

По заказу в гост. Кизиловое

Календа - по

Село заказу в

Родниковское гост.

По заказу в

пансионате

Родниковское

Село Колхозное

По заказу в гост.

Узунджа

Село

Новобобровское

По заказу в гост.

Не менее 20 нет 1 1 Не менее 8 2 3

Территориальное распределение заведений общественного питания схоже с размещением объектов размещения: максимум в пос. Любимовка и на участках Передовое - Узунджа -Байдарские ворота и отсутствием инфраструктуры на участке Горный ключ - 2-ой кордон.

По экспертным оценкам, по всем участкам БСТ можно организовать туристский поток в размере до 480 тыс. человек (условных единиц «человеко-дней»). Из них примерно 40% - это туристы с ночевкой. Следует отметить, что такой турпоток возможно создать лишь при наличии эффективной системы продвижения и хорошо работающего онлайн-сервиса.

Помимо организации наиболее активных в передвижении туристов, приезжающих отдыхать в город с разными целями, БСТ продолжает развиваться и как площадка для местных туристских объединений школьников и молодежи города, артековцев, горожан. Уже можноотметить такие событийные мероприятия, которые явились удачным опытом продвижения бренда Большая севастопольская тропа в 2018 году, - историко-географические тематические квесты для школьников

14

и молодежи, семейного отдыха, посвященные средневековым событиям на территории Балаклавы, военно-исторические и патриотические квэсты, посвященные истории Великой Отечественной войны, партизанскому движению в Байдарской долине, Всероссийский фестиваль альпинизма для семейного познавательногоотдыха и другие, которые будут развиваться и развивать интерес и привлекать к активному отдыху горожан и гостей города.

Нельзя не отметить еще несколько интересных направлений, получивших развитие и тесно связанных с разработкой и организационными мероприятиями по продвижению идей БСТ, - во-первых, это постоянно расширяющееся волонтерское движение по продвижению тропы, в котором приняли и принимают активное участие студенты Севастопольского госуниверситета, Филиала Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе,городского центра развития туризма и краеведения для школьников и молодежи, Севастопольского детского дома творчества молодежи, колледжей города, и других; второе, -привлечение учительского и преподавательского сообщества к проведению «уроков на природе», учебных занятий и практик на основе опыта полевых учебных практик естественных факультетов университетов, практик учреждений системы дополнительного образования, спортивных и художественных объединений. Этот удачный опыт «учебных занятий и практик на природе» удачно реализует Филиал МГУ в Севастополе и Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова около двадцати лет в Балаклавском районе города и, безусловно, он также используется, как и в развитии, так и продвижении мероприятий БСТ. Уже имеющуюся инфраструктуру БСТ с большим удовольствием используют для семейного воскресного отдыха как горожане, так и их родственники и друзья, посещающие город в «низкий сезон» благодаря красочной навигации и насыщенным информационным аншлагам, приближенным к населенным пунктам. То есть, этот проект можно отнести к саморазвивающимся, доступным, так как он позволяет реализовать и местные инициативы разных городских сообществ.

Таким образом, тропа, с ее разнообразием: природным, историко-культурным, социально-экономическим, позволяет привлечь и удовлетворить интерес разных поколений путешественников и отдыхающих местных граждан разного возраста и интересов: к отечественной истории, биологии, экологии, географии, этнографии, экономике, краеведению, литературе, рисованию, гастрономии, физкультуре, физике, химии, математике, ОБЖ и другим, при условии активной поддержки региональными бизнессообществами, предпринимателями,

сельхозпроизводителями, специалистами в области малого гостиничного хозяйства, образовательными организациями и научными организациями, управляющими региональными структурами, которые бы могли насытить проект БСТ интересными и неповторимыми деталями и превратить его из регионального в общенациональный, а активные событийные мероприятия разной направленности развивали бы интерес к неповторимым особенностям природы, человека и хозяйства в нашем регионе и привлекали новых туристов и почитателей Крыма и Севастополя.

15

ВЫВОДЫ

1. Маршрут БСТ отличается разнообразием природных условий и насыщенностью природными достопримечательностями, особенно на территориях ООПТ.

2. Доказано, что БСТ формирует туристский поток на региональном уровне - в г. Севастополе. По оценкам полная реализация проекта позволит увеличить турпоток на 480 тыс. чел.

3. Определено, что увеличение турпотока будет способствовать привлечению инвестиций в смежные сектора: гостиницы, питание, транспорт, турфирмы и экскурсионные бюро и др.Реализация проекта создания БСТ будет способствовать развитию рынка труда и формированию новых рабочих мест в регионе.

4. Социальная направленность проекта БСТ и общедоступность для местных сообществ, школьников, молодежи, старших поколений будет привлекать интерес и желание развивать и реализовывать региональныеприродоориентированные проекты и сохранять уникальную природу Крымского полуострова.

5. Проект БСТ, развивая городские сообщества, стимулирует развитие новых для региона Севастополя и регионов России природоориентированных технологий, требующих разработки и реализации особых, слаженных механизмов взаимодействия власти-бизнеса-науки-культуры и образования.

Список литературы

1. Официальный сайт Ростуризма. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения 20.09.2018).

2. Город Севастополь в цифрах 2017 г. Симферополь: Крат.стат.сб./Крымстат, 2018. 149 с.

3. Важов В.И. Целебный климат. Симферополь: Таврия, 1983. 96 с.

4. Атлас. Автономная республика Крым. Киев - Симферополь: ТНУ им. В.И.Вернадского, Крымский научн. центр НАН и МОН Украины, Ин-т географии НАН Украины, Ин-т передовых технологий, 2003. 80 с.

5. Олиферов А.Н., Тимченко З.В. Реки и озера Крыма. Симферополь: Доля, 2005. 216 с.

6. Дидух Я.П. Растительный покров горного Крыма (структура, динамика, эволюция и охрана). К.: Наукова думка, 1992. 256 с.

7. Рубцов Н.И. Растительный мир Крыма: Научно-популярный очерк. Симферополь: Таврия, 1978. 128 с.

8. Большая севастопольская тропа на сайте Правительства Севастополя. URL: http://sevastopol.gov.ru/city/turizm/tour-list/bolshaya-sevastopolskaya-tropa.php (дата обращения 25.04.2018).

9. Каширина Е.С. Рекреационный мониторинг маршрута Большой севастопольской тропы // Экологическая, промышленная и энергетическая безопасность - 2017: сборник статей по материалам науч.-практ. конференции с межд. участием (11-15 сентября 2017 г.) / под. ред. Ю.А. Омельчук, Н.В. Ляминой, Г.В. Кучерик. СевГУ Севастополь, 2017. С. 601-605.

10. Большая севастопольская тропа. Официальный сайт проекта. URL: https://bst-sev.ru/ (дата обращения 20.09.2018).

11. Реестр муниципальных маршрутов города федерального значения Севастополя, Реестр смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем. URL: https://sevastopol.gov.ru/city/traffic-lines/ (дата обращения 20.06.2018).

16

THE GREAT SEVASTOPOL TRAIL AS A PROJECT OF COMPLEX REGIONAL DEVELOPMENT Brovtsyna V.S., KashirinaE.S, Prygunova I.L.

'GAU Center for Tourism Development, Sevastopol, Russian Federation E-mail: [email protected]

2Branch of M. V. Lomonosov Moscow State University in the city of Sevastopol, Sevastopol, Department of natural sciences, Faculty of Geography, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

In the paper, the project of active tourism in the city of Sevastopol, the Great Sevastopol Trail (GST), from the point of view of its contribution to regional development, is considered. The natural conditions and technical features of the GST route for individual sections are considered. The route consists of 8 sections with length from 11 to 23 km, starts from the coast and crosses the mountain forest zone.

Transport accessibility of the GST in terms of rail, air, road and sea routes, as well as public transport routes evaluated. The trail passes near municipal and interregional public transport routes. Simferopol airport, Sevastopol railway and bus stations, as well as Sevastopol - Belbek airport are the main transport hubs in the region. The provisions of the GST regarding hotels and other collective accommodation facilities for tourists as well as catering enterprises have been analyzed. It was revealed that in the zone of the GST more than 48 thousand people live.

It is proved that the GST forms a tourist flow at the regional level - in Sevastopol. It is estimated that the total tourist flow on the GST for the year can reach about 500 thousand people (man-days), which will contribute to the development of related services sectors: hotels, campgrounds, food sector, travel agencies, organizing guides and tour guides. It is determined that the increase in tourist flow will help to attract investment in related sectors: hotels, food, transport, travel agencies and tour agencies, etc. The implementation of the GST project will contribute to the development of the labor market and the formation of new jobs in the region.

The social orientation of the GST project and accessibility for local communities, schoolchildren, youth, older generations will attract interest and desire to develop and implement regional nature-oriented projects and preserve the unique nature of the Crimean Peninsula. The GST project, developing urban communities, stimulates the development of new for the region of Sevastopol and the regions of Russia nature-oriented technologies that require the development and implementation of special, well-coordinated mechanisms of interaction between government-business-science-culture and education. In general, the implementation of the GST project will contribute to the socioeconomic development of the region.

Keywords: Great Sevastopol Trail (GST), tourism, natural resources, regional development, Sevastopol

17

References

1. Oficialnyj sajt Rosturizma (Official website of the Federal tourism Agency). URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (accessed 20.09.2018) (in Russian).

2. Gorod Sevastopol v cifrah 2017 g (The city of Sevastopol in 2017 figures). Simferopol: Krat.stat.sb.Krymstat. 2018. 149 p. (in Russian).

3. Vazhov V.I. Celebnyj klimat (Healing climate.). Simferopol: Tavriya, 1983. 96 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Atlas Avtonomnaya respublika Krym (Atlas. Autonomous Republic of Crimea). Kiev, Simferopol, TNU im. V.I. Vernadskogo, Krymskijnauchncentr NAN i MON Ukrainy, In-t geografii NAN Ukrainy, In-t peredovyhtekhnologij. 2003. 80 p. (in Russian).

5. Oliferov A.N., Timchenko Z.V. Reki i ozera Kryma (Rivers and lakes of the Crimea). Simferopol: Dolya, 2005.216 p.

6. Diduh YA.P. Rastitelnyj pokrov gornogo Kryma: struktura, dinamika, ehvolyuciya i ohrana (Vegetation cover of the Crimean mountains (structure, dynamics, evolution, and protection).). K: Naukovadumka 1992.256 p. (in Russian).

7. Rubcov N.I. Rastitelnyj mir Kryma Nauchno-populyarnyj ocherk (The flora of the Crimea: the essay). Simferopol: Tavriya 1978. 128 p. (in Russian).

8. Bolshaya sevastopolskaya tropa na sajte Pravitelstva Sevastopolya (Great Sevastopol trail on the website of the government of Sevastopol). URL: http://sevastopol.gov.ru/city/turizm/tour-list/bolshaya-sevastopolskaya-tropa.php (accessed 25 04 2018) (in Russian).

9. Kashirina E.S. Rekreacionnyj monitoring marshruta Bolshoj sevastopolskoj tropy (Recreational monitoring of the Great Sevastopol trail route) Ekologicheskaya, promyshlennaya i ehnergeticheskaya bezopasnost - 2017: sbornik statej po materialam nauch. -prakt. konferencii s mezhd. uchastiem 11 15 sentyabrya 2017 g pod red YU.A. Omelchuk, N.V. Lyaminoj, G.V. Kucherik. SevGU, Sevastopol. 2017.pp. 601-605 (in Russian).

10. Bolshaya sevastopolskaya tropa. Oficialnyj sajt proekta (Great Sevastopol trail. Official website of the project). URL: https://bst-sev.ru/ (accessed 20.09.2018) (in Russian).

11. Reestr municipalnyh marshrutov goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya Reestrs mezhnyh mezhregionalnyh marshrutov regulyarnyh perevozok mezhdu Respublikoj Krym i gorodom federalnogo znacheniya Sevastopolem (The register of municipal routes of the city of Federal value of Sevastopol, the Register of the adjacent interregional routes of regular traffic between the Republic of Crimea and the city of Federal value Sevastopol). URL: https://sevastopol.gov.ru/city/traffic-lines/ (accessed 20.06.2018) (in Russian).

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.