УДК 338.48(470); 314.334.55(470) й01: 10.12737/21830
ШАБАЛИНА Наталия Владимировна а ВАЛЬКОВА Татьяна Михайловна б ПРЫГУНОВА Ирина Леонидовна 6 КУДАКАЕВ Александр Янович г
а 6 г Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (Москва, РФ);
а кандидат географических наук, доцент; natshab@yandex.ru; 6 кандидат географических наук, доцент; valkovatm@yandex.ru; в Филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
в городе Севастополе (г. Севастополь, РФ); кандидат географических наук, доцент; irina_prygunova@mail.ru;
г инженер; manul@list.ru
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
Целесообразность развития сельского туризма в регионах России неоднократно обсуждалась на различных уровнях. Международный и отечественный опыт свидетельствуют, что решение задачи комплексного освоения туристско-рекреационного потенциала территорий, снижение проблемы сезонности посредством диверсификации туристских продуктов и услуг, стимулирование развития новых видов туризма может органично сочетаться с индивидуальным предпринимательством в области производства сельскохозяйственной продукции. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года и других программных документах сельский туризм рассматривает как одно из приоритетных направлений туристско-рекреационного комплекса. Перспективность развития сельского туризма в Большом Севастополе определяется наличием сельскохозяйственных территорий и инициативой фермеров; природным и культурным наследием, близостью крупных ООПТ и историко-культурных объектов; наличием сети необорудованных туристических маршрутов, известных и используемых местными и приезжими туристами ещё со времен Советского Союза; спросом на отдых в сельской местности; востребованностью винных и гастрономических туров. Риски становления сельского туризма в Большом Севастополе связаны с системными и отраслевыми проблемами, которые в соответствии с мировым опытом можно эффективно и последовательно устранять. Успешное функционирование данного вида туризма в странах Европы демонстрирует необходимость сочетания профильных видов землепользования с оказанием туристских услуг населению для обеспечения устойчивого развития общества.
Ключевые слова:
сельский туризм, устойчивое развитие сельских территорий, диверсификация хозяйственного комплекса Севастополя, интеграция в российское туристское пространство
Введение. На протяжении новейшего периода истории человеческой цивилизации политические, социально-экономические и туристско-рекреационные функции Крымского полуострова неоднократно менялись. Зарождение курортов Крыма относится к концу XIX в, когда начали использовать лечебные грязи Сакских озер, а Южный берег стал местом лечения людей с заболеваниями легких. Главная функция рекреационных учреждений Крыма заключалась в оздоровлении. Из-за сосредоточения основных рекреационных ресурсов в южной части полуострова именно здесь создавались туристско-рекреационные предприятия. Концентрация вокруг известных на тот момент и использующихся рекреационных ресурсов происходила с учётом модной для того времени близости к царской семье и двору, а также непосредственной близости к теплому морю, степенью освоенности территории и наличия дорог. До революции 1917 г. на территории Большого Севастополя своими целебными свойствами климата славилась Байдарская долина, окрестности Балаклавы. Традиции отдыхать в непосредственной близости к уже освоенным ресурсам Крыма, в т.ч. дворцам, паркам-памятникам садово-паркового искусства, расположенным в прибрежной зоне моря, сохранилась до сих пор. Относительно небольшие расстояния от Южного берега до внутренних районов полуострова позволяют туристам довольно быстро, в пределах 2-4 часов, перемещаться по всем известным и наиболее посещаемым историко-культурным объектам полуострова.
Иная функция была у г. Севастополя, долгое время остававшегося для туристских потоков «закрытым» городом. Статус Севастополя определялся наличием базы Черноморского флота. Хозяйственный комплекс был подчинён военным целям. Туризм в Юго-Западном Крыму, куда входит вся территория Большого Севастополя, развивался как часть сферы услуг, регион специализировался как район экскурсионного и пешеходного туризма, детского оздоровительного и неорганизо-
ванного отдыха и не предусматривал широкого развития средств размещения. Культурно-исторические объекты Севастополя свидетельствовали о военно-патриотических страницах истории города: российско-турецких войнах и обороне Севастополя, революции и гражданской войне, Великой Отечественной войне и т.д. До Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда город был разрушен до основания, здесь находился институт курортологии, который после войны был перенесен в г. Ялту. Таким образом, в бывшем СССР Крымский полуостров был всесоюзной здравницей, а Севастополь - всесоюзным форпостом и основной базой Черноморского флота.
Новейший этап истории Крыма - провозглашение 21 марта 2014 г. Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ образования в составе Российской Федерации двух новых субъектов: Республики Крым и г. Севастополь. Это предопределило начало трансформации туристско-рекреационной сферы: интеграция г.Севастополя и Республики Крым в российское туристское пространство наряду с качественно и структурно изменившимся туристским потоком. Трудности эффективного развития туристско-рекреационного комплекса Крымского федерального округа в целом и г. Севастополя в частности в 2014-2015 гг. были связаны со сложностью транспортной логистики, наличием проблем в энерго- и водоснабжении, экологическим состоянием пляжей, разрушенной курортно-медицинской базой, в целом низким качеством и недостатком необходимых средств размещения и туристских услуг.
Севастополь был одним из первых городов на постсоветском пространстве, для которого в конце 90-х гг. ХХ в. была разработана и принята Концепция устойчивого развития г. Севастополя, включавшая новое стратегическое направление развития - туризм, что было непривычным для города-героя. В период 2000-2003 гг. к европейской компании городов устойчивого развития, где туризм является одним из основных направлений развития,
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я.
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
наряду с Севастополем присоединились города Одесса, Николаев, Миргород, Сумы, Донецк1. Сегодня стратегической целью развития г. Севастополя является формирование современной туристской дестинации, туристские продукты и услуги которой будут соответствовать трем основным критериям: круг-логодичности, востребованности и конкурентоспособности. В этой связи видится целесообразным диверсификация туристско-рекреационного комплекса г. Севастополя за счёт проектирования новых туристских продуктов, в частности, на базе сельского туризма.
Особенность Севастополя в том, что он, по сути, является городом-регионом, имеющим городское поселение - г. Севастополь, сельскохозяйственную зону и города-спутники. Площадь Севастопольского региона составляет около 107,96 тыс.га, из которых городом (включая промышленные объекты и жилые кварталы) занято около 1/3, а остальные 2/3 приблизительно равномерно поделены между сельхозугодьями (35 тыс.га) и лесами (37 тыс.га). В 38 сельских населённых пунктах проживает около 8% населения Севастополя. Для Севастопольского региона характерны те же тенденции, что и для большинства субъектов Российской Федерации: отток и старение население, низкие заработные платы и т.д. Принятая Правительством г. Севастополя 27.11.2014 г. №511 Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 20152020 годы» и утвержденная Постановлением Правительства г. Севастополя 28.03.2016 г.
1 Деятельность институтов гражданского общества по реализации концепции устойчивого развития. URL: http://info-Nbrary.com.ua/libs/stattya/5482-dijalnist-institutiv-gromadjanskogo-suspilstva-schodo-reaNzatsiyi-kontseptsiyi-stalogo-rozvitku.html (Дата обращения: 28.09.2016).
2 Государственная программа №511 «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 20152020 годы». URL: http://base.garant.ru/70673746/ (Дата обращения: 10.07.2016).
№235-ПП Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016-2018 годы»3 направлены на обеспечение и поддержку благоприятных условий для развития агропромышленного сектора города, стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Международный и отечественный опыт свидетельствует, что решение задачи стимулирования индивидуального предпринимательства в области производства сельскохозяйственной продукции может органично сочетаться с развитием одного из приоритетных направлений туризма в Российской Федерации и Крымском федеральном округе - сельского (или аграрного) туризма, что указано в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года».
Обзор литературы и нормативно-правовой базы. Сельский туризм, развивающийся уже более полувека, только в последние десятилетия привлёк внимания научной общественности. Изучением сельского туризма занимались Г. Данн, В .Оперманн, И. Кна-уд, Г. Пейдж, Л. Робертс, Д. Холл, Д. Матей, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Н.С. Мироненко, А.Ю. Александрова, Н.А. Мозгунов и др. известные зарубежные и отечественные исследователи4 [11, 12, 13]. Большую роль в уточнении определения сельского туризма и выявлении факторов его развития внесла Европейская комиссия по региональному и сельскому развитию (EuroTer). Определение сельского туризма, данное
3 Постановление Правительства Севастополя от 28.03. 2016 г. № 235-ПП «Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016 - 2018 годы» / Официальный сайт Правительства Севастополя. URL: http://sevastopol.gov.ru/docs/253/13150/ (Дата обращения: 28.09.2016).
4 Department for food and rural affairs. Tourism statistic. URL: http://www.defra.gov.uk/statistics/rural/the-rural-economy/rural-tourism] (Дата обращения: 10.07.2016).
ЕигоТег более 20 лет назад, остается в силе: «Сельский туризм определен в общей экономике туризма как экономическое использование сельской местности, её природных ресурсов, культурного наследия, сельского обитания, местных традиций и местных продуктов через сертифицированную продукцию и услуги, иллюстрирующие региональную идентичность, соответствующие требованиям потребителей к проживанию, питанию, досугу, развлечениям. Сельский туризм поддерживает местное устойчивое развитие и отвечает требованиям отдыха современного общества...» [7].
В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»5 в разделе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» сказано: «Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в т.ч. питание, досуг, обслуживание и др.) берёт на себя принимающая семья. Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения».
Таким образом, концептуальное понимание сельского туризма базируется на следующих понятиях и принципах:
- ключевой ресурс развития данного вида туризма - сельская местность;
- функциональная направленность данного вида туризма предопределяет сочетание
5 Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 г. №941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http://base.garant.ru/70673746/ (Дата обращения: 10.07.2016).
рекреационных, познавательных, спортивных, оздоровительных и развлекательных занятий, базирующихся на максимально эффективном использовании туристско-рекреационного потенциала территории, и подразумевает сочетание сельского туризма со спортивным, экологическим, культурно-познавательным, этнографическим и другими видами туристско-рекреационной деятельности;
- формирование набора безопасных (сертифицированных), востребованных туристско-рекреационных услуг - услуг по размещению, питанию, досугу и др., характеризующихся региональной идентичностью;
- повышение предпринимательской активности населения, развитие частных сельских домов и семейного бизнеса, рост благосостояния населения за счёт поступлений от реализации туристских продуктов и услуг,
- устойчивый путь развития сельских территории посредством диверсификации хозяйственного комплекса, решения социальных и экономических проблем, сохранения самобытности и культурных традиций, народных промыслов.
В своем развитии сельский туризм прошёл несколько основных этапов: от хаотичного развития фермерских хозяйств, предоставляющих дополнительные услуги туристам с целью получения дохода, до формирования концепций и политических программ развития туризма на сельских территориях на принципах государственно-частного партнерства и экономических преференций.
Так, Н.А. Мозгунов [8] выделяет несколько эволюционных этапов и моделей развития сельского туризма, ключевая из которых - европейская модель развития сельского туризма, сформировавшаяся в странах-пионерах: Франции, Германии, Австрии, Италии, где развитие этого вида рекреации было обусловлено высоким уровнем урбанизации, стремлением к диверсификации экономики и рынка труда в сельской местности. В концепциях сельского туризма в указанных странах упор был сделан на рассредоточение турист-
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я.
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
ских потоков (отток туристов с побережья и из городов во внутренние экологически чистые районы), а также на максимально эффективное использование сельских территорий. Именно такой подход наиболее близок к современному пониманию задачи развития сельского туризма в г. Севастополе.
Исследуя развитие сельского туризма во Франции, Италии, Германии, можно выделить несколько его основных разновидностей [10]:
- отдых на ферме;
- отдых на сельском дворе;
- отдых на винодельческом дворе.
Например, в Германии существует 13
основных винодельческих регионов, где развитие сельского туризма гармонично сочетается с дегустационными залами. Германский винный путь или Немецкая винная дорога -Deutsche WeinstraGe - один из старейших туристских маршрутов в Германии, который проходит по винодельческому региону Пфальц. В Баварии действуют 5500 сельскохозяйственных семейных предприятий, годовой оборот которых составляет 31 млрд. евро (84 млн. ночевок), при этом не прекращается их основной деятельности [5]. Всего на долю сельского туризма в Германии приходится около 13% доходов данного сектора экономики (для сравнения, в России она не превышает 2%).
Рассматривая опыт Франции, можно отметить, что сельская местность занимает примерно 80% всей территории страны, 29% ночёвок французских и иностранных туристов приходится на средства размещения в сельской местности: в сельских домах, винодельческих хозяйствах, пансионах, виллах, бунгало и т.д. В соответствии с официальными данными, 7% французов в качестве основного вида отдыха называют сельский туризм. Развитие сельского туризма во Франции напрямую связано с гастрономическим туризмом (производством вина, сидора, домашнего сыра), а также со сбором плодовых и эфиромасленич-ных культур. Ещё одно интересное направление в развитии сельского туризма - зоотера-
пия [6].
Что касается опыта Польши, то в сельскохозяйственном секторе работает свыше 27% населения. Существенную роль в развитии туризма на селе выполнили различные формы обучения кадров в области организации и ведения этого вида бизнеса. Молодёжь, проживающая в сельских районах, со школьной скамьи получила мотивацию своего поведения, одновременно с новой профессией -техник сельского туризма [2].
Успех развития сельского туризма заключался в системности применяемых мер: активной позиции государства в поддержке развития сельских территорий (например, программа развития сельского туризма в Аквитании), популяризации сельского отдыха среди населения; внедрении отпускных чеков; экономические преференции. Так, во Франции ещё в 1959 г. был создан Национальный комитет, в дальнейшем преобразованный в Совет, по озеленению городов и сельских населенных пунктов. На государственном уровне была разработана программа, по которой сельские жители получали финансовую поддержку на ремонт и реставрацию домов в обмен на обязательства принимать туристов как минимум на 2 месяца в год в течение 10 лет. Благодаря сельскому туризму во Франции возродилось много деревень, восстановлены архитектурные памятника и дома [5, 6].
Большую роль в развитии сельского туризма сыграли профессиональные общественные организации, такие как EuroGites (Европейская федерация сельского зеленого туризма), GоtesdeFrance (Государственная федерация французских пансионов), FNFR (Национальная конфедерация сельских домашних хозяйств и развития сельских ассоциаций и анимации) и FNSMR (Национальной федерации спорта в сельской местности) и др. Во Франции сельское движение, включающее в себя более 2700 сельских домашних хозяйств и ассоциаций, 200 000 членов, 200 волонтёров, более 1000 аниматоров с полным рабочим днем, развивается
более 60 лет6.
Несколько иначе шло развитие сельского туризма в Восточной Европе. Отличия заключались в ограничении предоставляемых услуг и приоритетности ценовой политики. Сельские дома рассматривались как варианты дешёвого жилья. При этом значительное внимание уделялось вопросом стандартизации услуг. Так, на уровне Министерства туризма и спорта и сельского хозяйства Польши был принят «Стандарт качества услуг», который определял минимальный порог качества предоставляемых услуг в гостевых домов и фермах, занятых в приёме туристов, разработана и внедрена в предпринимательскую практику добровольная система категоризации сельских домов (обозначаются «Солнышком» и имеют 3 градации). Управлением этой системой занимается Польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства» как Национальная организация сельского туризма [5].
В европейских государствах, входивших в состав бывшего СССР, отдых в сельской местности стал активно развиваться во второй половине XX века в зонах влияния крупных городов и носил преимущественно характер «дачной» рекреации. Из бывших союзных республик наибольших успехов в развитии сельского туризма добились Беларусь и прибалтийские государства, где успешно реализуются государственные программы развития села, активно внедряется программа софи-нансирования (до 65%) проектов из бюджетов государства и ЕС.
Анализ европейского опыта позволил выявить основные факторы успешного развития сельского туризма:
- приоритетность в развитии внутреннего и въездного туризма;
- государственная поддержка сельского туризма в виде формирования соответствующего законодательства, подзаконных актов,
6 Официальный сайт Agence Française de l'Ingénierie Touristique. URL: http://www.sigles.net/sigle/afit-agence-francaise-de-l-ingenierie-touristique (Дата обращения: 05.07.2016).
федеральных целевых программ и т.д.;
- регулирование сельского туризма на региональном уровне, разработка системы экономических стимулов и механизмов;
- активизация «человеческого фактора» как основы развития (обучение персонала, поддержка инициативы «снизу» и др.);
- создание профессиональных общественных организаций, объединений, саморегулируемых организаций, поддерживающих развитие сельского туризма;
- информационная поддержка развития сельского туризма на региональном и национальном уровнях.
Важность развития сельского туризма в настоящее время приобретает особое значение на национальном и региональном уровнях. Правительство Российской Федерации ориентировано на развитие внутреннего и въездного туризма, о чём было заявлено на заседании Государственного Совета РФ 17 августа 2015 г. в г. Ялте. Приоритетность развития данного направления туристской деятельности подчеркнута в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, а также упомянута в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы»7. В 2012 г. при поддержке Ростуризма состоялся I Международный форум «Сельский туризм в России» (с. Новотырышкино Смоленского района Алтайского края, 6-9 июня 2012 г.). Ежегодно Ростуризм участвует в Международной агропромышленной выставке-ярмарке «Агрорусь». На официальном сайте Ростуриз-ма в сети Интернет в разделе «Календарь туристских событий в России» размещается информация о мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации, в т.ч. связанных с развитием сельского туризма.
Однако в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских терри-
7 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763 (Дата обращения: 05.07.2016).
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я. гстсппм
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе - С|ТлВ/Ой1 11/1
путь диверсификации туристско-рекреационного xix\/nu лЧНЫЙ
комплекса региона ЖУРНАЛ
торий на 2014-2017 годы и на период до 2020
8
года» слово «туризм» не встречается вовсе. Весной 2016 г. в Государственную Думу были внесены два законопроекта по развитию сельского туризма. Для сельскохозяйственной сферы планируется ввести преференции, касающиеся туризма. Для этого предлагается закрепить законодательным образом сельский туризм как один из видов деятельности предприятий и организаций в этой сфере. При этом до сих пор в Российской Федерации отсутствует единая Концепция и/или Программа развития сельского туризма. В некоторых регионах приняты местные программы и концепции развития сельского туризма, однако и там констатируется слабость правовой базы и в качестве важнейших мероприятий предлагается работа над законодательными инициативами. Лидерами в развитии сельского туризма являются Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Тамбовская, Московская области, республики Карелия и Чувашская, Алтайский край. В этих регионах раньше, чем в других, были разработаны и заработали механизмы региональной поддержки сельского туризма, в т.ч. приняты ведомственные целевые программы поддержки формирующегося сектора экономики.
В 2007 г. Постановлением кабинета министров Украины была утверждена «Государственная целевая программа развития украинского села до 2015 года», где упоминалось развитие сельского предпринимательства и туризма. В этом же году была принята Программа развития сельского и зеленого туризма на 2007-2010 гг. Автономной Республики Крым, но данные документы не распространялись на территорию г. Севастополь9. В настоящее время разрабатывается объединен-
Федеральная целевая программа «Устойчивое разви-
тие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». URL: http://docs.cntd.ru/ document/499034090 (Дата обращения: 05.07.2016).
Концепция развития сельского туризма в Крыму. Симферополь, 2010. URL: http://refdb.ru/look/ 1194885.html (Дата обращения: 05.07.2016).
ная схема территориального планирования Республики Крым и г. Севастополя, включающая формирование туристско-рекреационных кластеров (ТРК). Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.»10, в которую вошли мероприятия по созданию инфраструктуры для развития 11 ТРК: 6 на территории Республики Крым и 5 на территории г. Севастополя, включая ТРК «Зеленое ожерелье» (г. Севастополь) - центр зеленого, экологического туризма. Правительством г. Севастополя утверждена государственная программа «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы»11, которая включает в себя подпрограмму «Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера экологического туризма в сельской местности «Зелёное ожерелье». Целью подпрограммы является создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера туризма в сёлах. В апреле 2016 г. создана «Ассоциация фермеров и земледельцев «Севастополь», в уставе которой есть прямая ссылка на развитие сельского туризма. 5 июля 2016 г. Ассоциация вошла региональным подразделением в АККОР (Ассоциация крестьянских, фермерских хозяйств и кооперативов России) [3].
Таким образом, развитие сельского туризма в г. Севастополе должно опираться на положительные мировые практики, которые свидетельствуют о необходимости разработки
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. №790 об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». URL: http://base.garant.ru/70714732/ (Дата обращения: 05.07.2016).
1 Постановление Правительства Севастополя от 14.04.2016 г. №331-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31.08.2015 №837-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы». URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/sevastopol/723860 (Дата обращения: 05.07.2016).
8
9
комплекса мер по стимулирования туристских инициатив в сельской местности. Основой государственной поддержки развития сельского туризма должна стать нормативная база на национальном и региональном уровнях, а также единая Концепция развития сельского туризма в РФ.
Методология. Развитие сельского туризма в г. Севастополе предусматривает на первоначальных этапах:
- анализ современных туристских потоков с точки зрения их структуры, географии и меняющихся потребностей,
- оценку туристско-рекреационного потенциала развития сельского туризма в Севастополе и анализ его современного использования;
- анализ зарубежного опыта освоения сельскохозяйственных территорий с приоритетным развитием виноградарства и плодоводства, экстраполяцию результатом исследования на территорию Большого Севастополя;
- проведение SWOT-анализа развития сельского туризма в г. Севастополе;
- предварительные выводы и рекомендации по развитию сельского туризма в г. Севастополе.
Полученные результаты. В 2015-16 гг. преподавателями и студентами географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с преподавателями и студентами естественного факультета филиала МГУ в г. Севастополь проводились комплексные исследования по формированию портрета туриста, включающие социологические опросы отдыхающих, а также интервью экспертов. Если в 2013 г. российские туристы составляли чуть больше 50%, то в 2014 г. россияне составляли 90% всего туристского потока. С увеличением направлений авиаперевозок в 2015 г. расширилась география туристского потока в г. Севастополь, представленная не только традиционно превалирующими Москвой и Санкт-Петербургом, но и другими городами и регионами России: Екатеринбургом, Тюменью, Ижевском, Саратовом, Самарой, Мур-
манском, Адыгеей, Краснодарским краем, Тульской, Челябинской, Ростовской, Волгоградской, Ярославской, Тверской, Калужской, Липецкой, Калининградской областями, Ямало-Ненецким Автономным округом, Башкортостаном. Иностранные туристы представлены гражданами Швейцарии, Эстонии, Китая, Польши, Франции, Германии, Южной Кореи, Турции, Израиля и Великобритании.
Значительные изменения произошли в среднестатистическом портрете крымского туриста [4]:
- помолодел (более 50% туристов в возрасте до 30 лет);
- патриотически настроен (25% выбрали путешествие в г. Севастополь в связи с присоединением Крыма к России);
- имеет значительный объём свободного времени (50% респондентов прибыли в г. Севастополь на 2 и более недель);
- предпочитает пляжный, культурно-исторический и активный туризм (16% респондентов обозначили активный отдых в качестве приоритетного мотива поездки в г. Севастополь), стал более интересующимся, образованным (происходит постепенная переориентация с традиционного купально-пляжного отдыха на культурно-познавательный, историко-патриотический туризм, сельский, экологический, спортивный, деловой и др. виды туризма);
- социализирован (основной источник информации для 45% респондентов - туристские порталы и социальные сети);
- самостоятелен (75% респондентов самостоятельно организовывали себе отдых);
- экономичен (более 50% готовы потратить на отдых не более 30 тыс. руб.);
- предпочитает съёмное жилье (30%), в т.ч. в сельской местности.
Таким образом, помолодевший и энергичный современный турист нуждается в увеличении спектра туристских услуг, в т.ч. за счёт развития туристско-рекреационного потенциала сельских территорий. В структуре туристского потока преобладают жители крупных
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я.
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
мегаполисов, которым необходим тесный контакт с природой.
Туристско-рекреационный потенциал развития сельского туризма в г. Севастополе требует отдельных комплексных исследований. В настоящее время Министерством культуры Российской Федерации только внедряются туристско-рекреационные паспорта, которые должны лечь в основу туристско-рекреационных ГИС субъектов Российской Федерации. На основе туристско-рекреационной ГИС Большого Севастополя может быть разработана схема территориального туристско-рекреационного зонирования и выделены приоритетные территории развития сельского туризма.
Территория города г. Севастополь простирается от мыса Сарыч (крайняя южная точка европейской части России) до мыса Лукулл, включая обширную территорию Байдарской, Варнутской и Узунджинской долин, Гералей-ский полуостров, около 162 км побережий. Большой Севастополь (город в административных границах, город-регион) расположен практически во всех физико-географических районах Крыма: Южнобережное субсредиземноморье представлено от Балаклавских высот через мыс Айя и Ласпинский амфитеатр вплоть до Фороса, есть ландшафты, представляющие Южный и Северный макросклоны Главной гряды Крымских гор, Предгорье и степной пояс на севере региона (Северная сторона, район Качи, мыса Лукулл). Здесь находятся крупнейшее водохранилище на Крымском полуострове - Чернореченское, крупнейшие в Крыму государственные ландшафтные заказники «Байдарский» и «мыс Айя» и ещё 9 объектов, имеющих природоохранный статус, включая крупнейшие массивы высокоможжевеловых лесов и сосны Станкевича в Крыму, хорошо сохранившиеся фрагменты субсредиземноморских редколесий в районе с. Флотское и др. Около 30% территории суши и аквальных ландшафтов относятся к природному наследию города [3].
В сельских районах города занимаются
виноградарством и виноделием, плодоводством (яблоки, груши, сливы, кизил, алыча, инжир и др.), открытым и закрытым овощеводством, открытым и закрытым цветоводством (в т.ч. розоводством), эфиромасличным производством (лавандин, шалфеи, роза и др.), пчеловодством, ореховодством (грецкий, фундук) и др. направлениями. В частных хозяйствах выращивают скот молочно-мясного направления. На фермах представлены козы, овцы, птица (куры, утки, индюки, перепела, фазаны), а также экзотические для Крыма страусы. Сельские территории города поставляют продовольствие в города Севастополь и Ялту.
Регион многонациональный, поддерживаются национальные общества, ремесла, народное творчество, комфортный для человека климат, ландшафтное разнообразие, более 2,5 тыс. объектов историко-культурного наследия - все это свидетельствует о значительном туристско-рекреационном потенциале региона.
С кон. ХХ - нач. XXI вв. в связи с расформированием крупных хозяйств в регионе постепенно начал зарождаться сельский туризм как инициатива местных жителей, обслуживающих заезжих туристов, и адаптация крестьянских хозяйств при переходе к рыночной экономике. До 2014 г. сельские и другие виды туризма в г. Севастополе развивались в основном стихийно, без государственной поддержки. В настоящее время можно выделить несколько типов сельского туризма в г. Севастополе (по территориальной принадлежности и циклу туристско-рекреационных занятий):
- сельский туризм прибрежных зон с циклом пляжного отдыха, плодоводством и виноградарством, фермерские хозяйства на побережье или расположенные недалеко от побережья, мини-гостиницы, гостевые дома, дачные дома под сдачу, ведущие производство потребительской продукции на продажу (продукты питания, сувенирная продукция, в т.ч. с участием туристов в сельхозпроизводстве);
- сельский туризм горных и предгорных районов, межгорных котловин, не имеющих непосредственно выход к морю. Здесь виды и подвиды сельского туризма более разнообразны, дополняются элементами горного пешеходного и велотуризма, историко-культурного, этнографического, лечебно-оздоровительного, научного и других видов туризма в сочетании с производством местных национальных продуктов и блюд (встречаются ослиная, страусиная, фазанья, конная фермы со стилизованным национальным производством продуктов питания, рыбной ловлей, сбором дикоросов, сезонной охотой и др.).
В последние годы в г. Севастополе активно развивается винный туризм. Так, на базе компании «Золотая балка» планируется создание вино-туристического кластера г. Севастополя. Предполагается строительство современной шампанерии, включающей му-
V V Л
зейно-исторический комплекс, 3 дегустационных зала, винный бутик, ресторан и бар. Еженедельно в вино-туристическом кластере будут проводиться фестивали и выставки [9].
Применяя метод SWOT-анализ для выбора ключевых направлений развития сельского туризма в г. Севастополе, можно выделить следующие сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для развития данного вида туризма (табл. 1).
Таким образом, анализ основных факторов и условий развития сельского туризма в Большом Севастополе показал необходимость концептуальных разработок по созданию Дорожной карты развития сельского туризма в городе Севастополе.
Основные выводы и рекомендации. Проблемы развития сельскохозяйственных территорий и сельского хозяйства представляют собой трехуровневый комплекс взаимосвязанных проблем.
Системные проблемы. Процесс формирования системы многоукладного комплекса землепользования в России не закончен. Отсутствует нормативно-правовая база (законы и подзаконные акты, концепции и программ-
мы) развития сельских территорий и сельского туризма, в частности. Соответственно, развитие сельского туризма в г. Севастополе происходит стихийно, благодаря частным инициативам.
В этой связи предлагается:
- разработать Программу развития сельского туризма в г. Севастополе с учётом создания Единого кадастра земель Крыма и Севастополя с использованием ГИС-технологий;
- принять Закон о Туризме в г. Севастополе с учётом необходимости развития сельских территорий в туристско-рекреационных целях;
- обеспечить информационную доступность нормативно-правовой базы и научно-технической информации о землепользовании и землеустройстве;
- разработать экономические механизмы стимулирования развития сельских поселений;
- разработать территориальную схему ту-ристско-рекреационного зонирования г. Севастополя с выделением перспективных участков для развития сельского туризма с учетом экологической емкости природных комплексов Крыма и Севастополя, шельфовой зоны Черного и Азовского морей;
- популяризовать работу и отдых в сельской местности, привлекая школьников и студентов, горожан и гостей города через организацию фестивалей, профессиональных праздников, соревнований, историко-культурных мероприятий;
- проанализировать образовательную базу для подготовки кадров высшей и средней профессиональной подготовки и переподготовки на селе с учётом инновационных технологий сельскохозяйственного производства, кооперации, развития сельского, зеленого и экологического туризма на устойчивой основе.
Отраслевые проблемы. В настоящий момент проблемы развития туристско-рекреа-ционного комплекса г. Севастополя связаны с необходимостью интеграции в туристский рынок России, и, как следствие, отсутствием
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
Таблица 1 - SWOT-анализ сельского туризма в г. Севастополе
Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
1. Наличие сельскохозяйственных территорий 2. Высокий туристско-рекреационный потенциал для развития различных видов туризма (пляжный, культурно-познавательный, экологический, сельский, активный и т.д.) 3. Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения 4. Наличие общественных организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности 5. Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств 6. Наличие спроса и моды на новые направления туризма, включая винный и гастрономический 7. Наличие предпринимательских инициатив в развитии сельского и винного туризма 8. Заинтересованность региональных туристских администраций в развитии сельского туризма 1. Низкий уровень развития туристской инфраструктуры в сельской местности 2. Плохая транспортная доступность 3. Отсутствие нормативно-правовой базы развития сельского туризма на федеральном и региональном уровнях, несовершенство законодательства, связанное с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд 4. Отсутствие стандартов качества предоставляемых туристских услуг фермерскими хозяйствами 5. Отсутствие программы развития сельского туризма в Большом Севастополе и программ поддержки сельских территорий 6. Слабая система продвижения турпродуктов на региональном, национальном и международном туристских рынках и популяризация сельского туризма 7. Низкий уровень подготовки туристских кадров, отсутствие специальных образовательных программ для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма 8. Отсутствие разработанных механизмов государственно-частного партнерства для поддержки туристских проектов локального и регионального уровней 9. Отсутствие комплексных работ по определению рекреационной емкости и природных рисков развития сельского туризма
Возможности Угрозы
1. Рост доходов местного населения и регионов в целом 2. Создание дополнительных рабочих мест 3. Развитие малого предпринимательства на селе 4. Сокращение оттока населения из сельской местности 5. Оживление объектов социальной инфраструктуры села 6. Привлечение иностранных туристов 7. Снижение проблем туристской сезонности 8. Снижение рекреационной нагрузки на прибрежные территории 1. Растущая конкуренция среди туристских рынков других субъектов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья 2. Потеря туристов из европейских стран вследствие санкций в отношении России и Крыма 3. Рост цен на туристские услуги 4. Снижение спроса платежеспособного населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики 5. Ухудшение экологической обстановки 6. Потеря доли туристского рынка из-за низкого уровня сервиса на селе
необходимой квалификации персонала, четкого понимания потребностей современ- ного туриста, низкой предпринимательской инициативой, невысоким качеством предо- став-ляемых услуг.
Для решения этой проблемы предлагается:
- срочно перепрофилировать и обучить трудовые кадры, работающие в сельской местности, необходимым профессиям, в частности, организации и оказанию туристских услуг (в этой связи на базе Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополь при под-
держке региональных органов исполнительной власти в туризме считаем целесообразным создать Научно-образовательный центр по развитию туризма, с учётом потенциала г. Севастополя в части виноградарства и виноделия рассмотреть возможность подготовки кадров в области виноделия);
- разработать инициативные стандарты качества предоставления туристско-рекреа-ционных услуг сельскохозяйственными фермерскими предприятиями;
- сформировать Единый информационный центр поддержки развития сельского ту-
ризма с филиалами в сельских районах города для стимулирования развития именно сельского, зеленого и экологического туризма в Севастополе (в п. Любимовка, п. Орлиное, Балаклаве, Инкермане);
- оказывать целевую помощь и поддержку семьям и фермерским хозяйствам, развивающим сельский туризм в Крыму и Севастополе.
Проблемы развития предприятий сельского туризма. Требует совершенствова- ния система получения разрешительных документов на различные виды деятельности, необходимые для ведения сельского хозяйства и развития сельского туризма.
С учётом важности переходного периода видится целесообразным продлить срок переоформления разрешительных документов на землю и упростить саму процедуру. Отечественный и международный опыт развития сельского туризма показывает важность и эффективность членства в профессиональных общественных организациях и их роль в разви-
V п "
тии сельских территорий. В этой связи следует рассмотреть вопрос о работе подобных общественных организаций на принципах саморегулируемости, что будет способствовать повышению качества предоставляемых туристско-рекреационных услуг населению.
Список источников:
1. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. №6(17). С. 30-38.
2. Заричная А.А. Европейский опыт развития сельского туризма // Экономика Крыма. 2011. №4(37). С. 265-269.
3. Иванова Л.Н., Андреева Л.И. Проблемы и перспективы развития туризма на сельских территориях города Севастополя // Устойчивое развития сельских территорий и повышение эффективности агропромышленного производства Севастополя: сб. матер. I региональной науч.-практ. конф. Севастополь, 2015. С. 30-35.
4. Кружалин В.И., Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Тульская Н.И. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Крымского федерального округа // Вестник Национальной академии туризма. 2015. №4(36). С. 40-44.
5. Крутиков В.К., Федорова О.В., Гворыс В. Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта) // Российское предпринимательство. 2013. № 23 (245). С. 96-103.
6. Нуриахметова А.Ф. Развитие сельского туризма во Франции // Гуманитарные научные исследования. 2013. №2. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2341 (Дата обращения: 12.11.2015).
7. Сельский туризм: сб. материалов Межд. форума / под общ. ред. М.П. Щетинина. Барнаул: АЗБУКА, 2013. 346 с.
8. Мозгунов Н.А. Географические факторы развития сельского туризма в Центральной России. Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. М., 2010.
9. Резникова М. Экскурсия с бокалом // Экономика Крыма. №6941(73). 2015. URL: https://rg.ru/2016/04/07/reg-kfo/v-krymu-dlia-turistov-razrabotali-novye-vinnye-marshruty.html (Дата обращения: 17.07.2016).
10.Сельский туризм в России. Матер. III Межд. форума. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. 204 с.
11.Bartmann В. Promoting the Particular as a Niche Cultural Tourism Development Strategy in Small Jurisdictions, Progress in Tourism and Hospitality Research 1998 // Proceedings of the Eighth Australian Tourism and Hospitality Research Conference. Bureau of Tourism Research, 1998.
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я
Развитие сельского туризма в Большом Севастополе -путь диверсификации туристско-рекреационного комплекса региона
12. Calatrava Requena J. Análisis de la potencialidad del turismo rural como elemento generador de rentas complementarias en zonas de depresión socioeconómica: el caso de la Alpujarra granadina. Coloquio hispano-frances sobre espacios rurales. Madrid: Instituto de Estudios Agrarios, Pesqueros y Alimentarios, 1983.
13. Grolleau H. Commercialiser un tourisme rural de qualité // LEADER magazine. 1993. №4.
Natalia SHABALINA a Tatiana VALKOVA b Irina PRYGUNOVA c Alexander KUDAKAEV d
RURAL TOURISM DEVELOPMENT IN GREAT SEVASTOPOL AS A WAY OF DIVERSIFICATION TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX IN THE REGION
b d Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia); a PhD in Geographic sciences, Associate Professor;
e-mail: natshab@yandex.ru; b PhD in Geographic sciences, Associate Professor;
e-mail: valkovatm@yandex.ru; c Sevastopol MSU Campus (Sevastopol, Russia); PhD in Geographic sciences, Associate Professor, e-mail: irina_prygunova@mail.ru; d engineer; e-mail: manul@list.ru
Keywords:
rural tourism, sustainable development of rural areas,
diversification of the economic complex of Sevastopol, integration with the Russian tourism industry
The expedience of rural tourism development in Russia regions has been widely discussed at the different levels. According international and Russian experience the solution of the complex development of tourism resources of the territories, the reducing of the seasonality problem through diversification of tourist products, encouraging the development of new types of tourism can be combined with the self-employed agricultural production. Rural tourism in Russia is regarded by Tourism Development Strategy of the Russian Federation until 2020 and other government documents as one of the priorities of tourism and recreational complex. The development of rural tourism in Sevastopol Region is determined by the number of factors, among which are the availability of rural areas and the farmers' activity, natural and cultural heritage, the proximity of large protected areas and historical and cultural sites; the presence of non-equipped network of hiking trails, known and used by local and visiting tourists ever since the Soviet Union, demand for holidays in the countryside, need for wine and gastronomic tours traditions. Risks of rural tourism development in Sevastopol Region are associated with system and industry-specific problems that can be effectively eliminated by using the international experience. The European countries' experience in rural tourism demonstrates the necessity for combination of agricultural land usage with rendering tourist services for economic and social sustainable development.
References
1. Volkov S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law]. 2012. №6(17). Pp. 30-38.
2. Zarichnaja A.A. The European experience of rural tourism development // Ekonomika Kryma [Economy of Crimea]. 2011. №4(37). Pp. 265-269.
3. Ivanova L.N., Andreeva L.I. Problems and prospects of tourism development in rural areas of Sevastopol // Ustojchivoe razvitije sel'skih territorij i povyshenie effektivnosti agropromyshlennogo proizvodstva Sevastopolja [Sustainable development of rural areas and improving the efficiency of agricultural production of Sevastopol]: Coll. of mater. of the I regional scientific-practical. conf. Sevastopol, 2015. Pp. 30-35.
4. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Val'kova T.M., Tul'skaja N.I. Current state and development prospects of tourist and recreational complex in Crimean Federal District // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of National Tourism Academy]. 2015. №4(36). Pp. 40-44.
5. Krutikov V.K., Fedorova O.V., Gvorys V. Rural tourism development: Overcoming the braking inertia (analysis of domestic and foreign experience) // Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneur-ship]. 2013. №3(245). Pp. 96-103.
6. Nuriahmetova A.F. Rural tourism development in France // Gumanitarnye nauchnye issledovanija [Humanities research]. 2013. №2. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2341 (Accessed on 12.11.2015).
7. Rural tourism: Coll. of materials of the International Forum / under general ed. of M.P. Shchetinin. Barnaul: Azbuka, 2013. 346 p.
8. Mozgunov N.A. Geographical factors of rural tourism development in Central Russia. Geographical factors of rural tourism development in Central Russia. Moscow, 2010.
9. Reznikova M. Excursion with a glass // Ekonomika Kryma [Economy of Crimea]. 2015. №6941(73). URL: https://rg.ru/2016/04/07/reg-kfo/v-krymu-dlia-turistov-razrabotali-novye-vinnye-marshruty.html (Accessed on 17.07.2016).
10. Rural Tourism in Russia. Material of III Int. forum. Moscow FGBNU "Rosinformagroteh", 2014. 204 p.
11. Bartmann B. Promoting the Particular as a Niche Cultural Tourism Development Strategy in Small Jurisdictions, Progress in Tourism and Hospitality Research 1998 // Proceedings of the Eighth Australian Tourism and Hospitality Research Conference. Bureau of Tourism Research, 1998.
12. Calatrava Requena J. Análisis de la potencialidad del turismo rural como elemento generador de rentas complementarias en zonas de depresión socioeconómica: el caso de la Alpujarra granadina. Coloquio hispano-frances sobre espacios rurales. Madrid: Instituto de Estudios Agrarios, Pesqueros y Alimentarios, 1983.
13. Grolleau H. Commercialiser un tourisme rural de qualité // LEADER magazine. 1993. №4.
Шабалина Н.В., Валькова Т.М., Прыгунова И.Л., Кудакаев А.Я. Развитие сельского туризма в Большом Севастополе - путь диверсификации турист-ско-рекреационного комплекса региона // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 111-124. DOI: 10.12737/21830.
Shabalina N., Valkova T., Prygunova I., Kudakaev A.,
Rural tourism development in Great Sevastopol as a way of diversification tourist and recreational complex in the region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 111-124. DOI: 10.12737/21830.