Научная статья на тему 'Создание и апробация психодиагностического теста "А-5 - пять видов антиципации у спортсменов"'

Создание и апробация психодиагностического теста "А-5 - пять видов антиципации у спортсменов" Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
371
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / АНТИЦИПАЦИЯ / ВИДЫ АНТИЦИПАЦИИ / СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / PSYCHODIAGNOSTICS / ANTICIPATION / TYPES OF ANTICIPATION / SPORTS / ATHLETES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Пантелеева Галина Владимировна

Современная классификация антиципационных способностей пространственная, ситуативная, темпоральная, и промежуточных: пространственно-ситуативная, темпорально-ситуативная принятых в спорте, не подкреплена психодиагностическим инструментарием. Разработка, создание и апробация теста «А5 пять видов антиципации у спортсменов» проводилось авторами настоящей статьи в течение 2018-2019 годов. Психодиагностическая методика представляет собой опросник, состоящий из 100 утверждений. На каждую антиципационную способность пространственную (S), пространственно-ситуативную (SE), ситуативную (E), темпорально-ситуативную (TE), темпоральную (T) по 20 утверждений. Утверждения, в указанной последовательности, по пять, следуют друг за другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Пантелеева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and testing of the psychodiagnostic test "A-5 - five types of anticipation among athletes"

Modern classification of the anticipatory abilities spatial, situational, temporal, and intermediate: spatial-situational, temporal-situational adopted in sports, is not supported by psycho-diagnostic tools. The development, creation and testing of the test "A-5 five types of anticipation in athletes" was conducted by the authors of this article during 2018-2019. The psychodiagnostic method is a questionnaire consisting of 100 statements. For each anticipatory ability spatial (S), spatial-event (SE), event (E), temporal-event (TE), temporal (T) 20 statements each. The assertions, in the sequence indicated, five by one, follow each other.

Текст научной работы на тему «Создание и апробация психодиагностического теста "А-5 - пять видов антиципации у спортсменов"»

Психологические науки

УДК 159.9.072.5

СОЗДАНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА «А-5 -ПЯТЬ ВИДОВ АНТИЦИПАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ»

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Современная классификация антиципационных способностей - пространственная, ситуативная, темпоральная, и промежуточных: пространственно-ситуативная, темпорально-ситуативная - принятых в спорте, не подкреплена психодиагностическим инструментарием. Разработка, создание и апробация теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов» проводилось авторами настоящей статьи в течение 2018-2019 годов. Психодиагностическая методика представляет собой опросник, состоящий из 100 утверждений. На каждую антиципационную способность - пространственную (S), пространственно-ситуативную (SE), ситуативную (E), темпорально-ситуативную (TE), темпоральную (T) - по 20 утверждений. Утверждения, в указанной последовательности, по пять, следуют друг за другом.

Ключевые слова: психодиагностика, антиципация, виды антиципации, спорт, спортсмены.

CREATION AND TESTING OF THE PSYCHODIAGNOSTIC TEST "A-5 - FIVE TYPES OF ANTICIPATION AMONG ATHLETES"

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

Modern classification of the anticipatory abilities - spatial, situational, temporal, and intermediate: spatial-situational, temporal-situational - adopted in sports, is not supported by psycho-diagnostic tools. The development, creation and testing of the test "A-5 - five types of anticipation in athletes" was conducted by the authors of this article during 2018-2019. The psychodiagnostic method is a questionnaire consisting of 100 statements. For each anticipatory ability - spatial (S), spatial-event (SE), event (E), temporal-event (TE), temporal (T) - 20 statements each. The assertions, in the sequence indicated, five by one, follow each other.

Keywords: psychodiagnostics, anticipation, types of anticipation, sports, athletes.

Научная проблема: Современная классификация антиципационных способностей -пространственная, ситуативная, темпоральная, и промежуточных: пространственно-ситуативная, темпорально-ситуативная - принятых в спорте, не подкреплена психодиагностическим инструментарием.

Создание и апробация теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов» проводилось в течение 2018-2019 годов на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта сотрудниками университета: доктором психологических наук, профессором И. А. Вороновым и кандидатом психологических наук Г.В. Пантелеевой.

Предпосылкой для создания настоящей психодиагностической методики стала классификация антиципационных способностей, предложенная Терри Макморрисом (McMorris T, 2004), который указал на три вида антиципации: пространственная, темпоральная и ситуационная (spatial, temporal and event). «Пространственная антиципация указывает, что индивид предчувствует, где произойдет действие. Темпоральная антиципация, конечно, указывает на выбор времени действия - когда оно произойдет. Ситуационная

антиципация устанавливает, что будет происходить. Предощущение может включать один или все эти факторы, в зависимости от ситуации» [3].

Существуют и иные классификации антиципационных способностей, но Т. Макмор-рис делал акцент именно на спорте. Он предложил классификацию, используемую в своей практике тренерами различных видов спорта. Исходя из этого авторы настоящей статьи остановили свой выбор на его классификации, но, учитывая, что помимо указанных «чистых» видов, должны существовать «смешанные» виды антиципации, а сама антиципация присуща всем видам биологических существ и формируется в разные периоды жизни, было решено дополнить указанную классификацию еще двумя видами: пространственно-ситуативной и ситуативно-темпоральной. В итоге была создана психодиагностическая методика А-5.

Психодиагностическая методика представляет собой опросник, состоящий из 100 утверждений (Перечень утверждений приведен ниже). На каждую антиципационную способность - пространственную (S), пространственно-ситуативную (SE), ситуативную (E), темпорально-ситуативную (TE), темпоральную (T) - по 20 утверждений. Утверждения, в указанной последовательности, по пять, следуют друг за другом.

Ответы: от 1 - полностью не согласен, до 5 - полностью согласен. При этом «обратные ответы» учитываются для утверждений №№: 3, 6, 16, 33, 34, 40, 41, 42, 46, 49, 53, 56, 57, 58, 64, 67, 68, 74, 75, 80, 93, 98.

Расчеты для каждой из пяти шкал проводятся по следующей формуле:

А= iMz^ (1)

Шестая шкала (А) - суммарная пяти шкал антиципации.

Такие расчеты были приняты для приведения шкал к системе 100-алльной оценки: суммарная от 0 до 100, а пять суммируемых шкал - от 0 до 20. Это призвано облегчить восприятие цифровых данных для пользователя, привычного, например, к процентным шкалам.

В первичной апробации методики приняло участие 165 тестируемых. В числе испытуемых: 114 мужчин (средний возраст 21,6 лет) и 51 женщина (средний возраст 23,9 лет); 88 представителей игровых (командных) видов спорта, 73 - единоборств и одиночных видов спорта; спортсменов уровня КМС и выше (до МСМК и ЗМС) - 64 атлета, 1 разряд и ниже - 101 человек.

При первичной апробации также учитывались данные тестирования этих же испытуемых по уже известным отечественным и зарубежным психодиагностическим методикам, тестирующих антиципационные и интуитивные способности:

• «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, состоящий из 20 пар стимуль-ных утверждений, относящихся скорее к временной антиципации [2].

• «Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности)» В.Д. Менделевича, состоящий из 81-го вопроса и четырех шкал: общая антиципация, лич-ностно-ситуативная антиципация, временная антиципация, пространственная антиципация [1].

• Психодиагностическая методика Rational-Experiential Inventory, состоящая из 40 вопросов (REI-40), известная в России, как «Опросник интуитивного стиля» Эпстайна (Epstein S.). REI-40 характеризуется четырьмя шкалами: рациональная способность, рациональная вовлеченность, опытная способность и опытная вовлеченность [4].

Обработка данных первичной апробации показала следующие результаты.

Корреляционный анализ выявил достоверные связи между всеми шкалами внутри теста и между всеми шкалами тестов В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш.

Более того, было определено, что шкала Т имеет наибольшую (из других шкал теста) степень связи с тестом Л. А. Регуш и шкалой временной антиципационной способности теста В. Д. Менделевича, что говорит о надежности указанной шкалы.

Шкала 8 - показала наибольшую (из других шкал теста) степень связи со шкалой пространственной антиципационной способности теста В. Д. Менделевича, что так же свидетельствует о надежности шкалы 8.

Сравнительный анализ проводился по различным группирующим переменным: пол, тип вида спорта (игровые, единоборства), уровень спортивного мастерства.

По шкалам А, 8, 8Е, Т статистически достоверных различий (по указанным группирующим переменным) получено не было. Другими словами, характеристики этих шкал распространяются на всех спортсменов.

Шкала Е оказалась чувствительной к различиям по полу. У мужчин этот показатель (ситуативная антиципация) статистически более высокий.

Шкала ТЕ (темпорально-ситуативная) выявила чувствительность к переменной «тип вида спорта» (игровые, единоборства) - у единоборцев этот тип антиципации статистически достоверно более высок.

Шкала ТЕ также выявила чувствительность к переменной «уровень спортивного мастерства» - у высоких уровней этот тип антиципации статистически достоверно более развит.

В результате сравнительного анализа и частотных характеристик выборок были выявлены нижние пороговые значения показателей по каждой шкале. Пороговые значения выявлялись по формуле:

Ь = М ± т - 28Б, (2)

где

М - Среднее значение,

т - Стандартная ошибка среднего значения,

8Б - Среднеквадратическое отклонение.

Учитывая различные показатели коэффициента эксцесса для различных выборок шкалы ТЕ, было решено привести значение нижнего порога для всех групп к единому значению, что не противоречит формуле (2). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Нижние пороговые значения шкал теста «А5 - пять видов антиципации у спортсменов»_

ШКАЛА M m SD Эксцесс L

А 56,9 0,6 7,1 42,6

8 12,5 0,2 2,3 7,8

8Е 11,6 0,2 2,3 7,0

Е - мужчины 10,8 0,1 1,4 8,0

Е - женщины 10,1 0,2 1,6 6,9

ТЕ - игровики 10,8 0,2 1,6 0,5 7,5

ТЕ - единоборцы 11,6 0,2 2,0 8,4 7,5

ТЕ - мастера 11,5 0,3 2,1 7,8 7,5

ТЕ - массовые разряды 10,9 0,2 1,6 0,8 7,5

Т 11,3 0,2 2,1 7,1

ПЕРЕЧЕНЬ УТВЕРЖДЕНИЙ ТЕСТА «А-5 - ПЯТЬ ВИДОВ АНТИЦИПАЦИИ У

СПОРТСМЕНОВ»

1 Я предпочитаю путешествовать по неизвестным мне местам

2 Я хорошо ориентируюсь на незнакомой местности

3 При начале нового дела, главное начать, а остальное корректировать в процессе работы

4 Перед началом нового дела я всегда взвешиваю все "за" и "против"

5 Перед началом новой работы я четко продумываю положительные последствия результата

6 У меня иногда кружится голова, когда я спускаюсь по ступенькам в подъезде

7 Я предпочитаю путешествовать в известные мне места

8 Мне нравятся фильмы про разведку

9 Завершая начатую работу, я всегда анализирую, как ее можно было бы сделать более оптимально

10 Перед началом новой работы я четко продумываю негативные последствия результата

11 Я люблю играть в дартс

12 Я думаю, мне бы понравилось заниматься теннисом на корте, если бы мое тело было в идеальной форме

13 Я с удовольствием играю в шахматы

14 Я всегда предпочитаю идти на риск в условиях неопределенности

15 Перед началом новой работы я четко осознаю, какие негативные последствия ждут, если не сделать эту работу

16 У меня иногда кружится голова, когда я стою на балконе последнего этажа высотного дома

17 Я думаю, мне бы понравилось скалолазание, если бы мое тело было в идеальной форме

18 Я очень не люблю необдуманный риск

19 Я согласен с утверждением "кто не рискует, тот не выигрывает"

20 Перед началом новой работы я четко осознаю, какие позитивные последствия ждут, если не сделать эту работу

21 Я думаю, мне бы понравилось заниматься стрельбой из лука

22 Я думаю, мне бы понравились бы экстремальные виды спорта, если бы мое тело было в идеальной форме

23 Преобладающее большинство окружающих меня людей полностью лишено аналитических способностей

24 Я часто размышляю о планах на будущее в своей жизни

25 Начиная новое дело, я обязательно консультируюсь с экспертом

26 Я люблю заниматься живописью / компьютерной ЭБ-графикой

27 Я хорошо чувствую в толпе людей с неадекватным поведением

28 Большинство окружающих меня людей ведут себя неадекватно

29 Если я продумал план действий, то убедить меня в его ошибочности практически невозможно

30 Я легко могу предугадать, как поступит мой знакомый в той или иной ситуации

31 Я легко жонглирую (жонглировал ранее) различными предметами, побрасывая и ловя их

32 Я редко в работе действую по шаблону, даже если он зарекомендовал себя в прошлом

33 Когда мне предлагают рискнуть за хорошее вознаграждение - я быстро соглашаюсь

34 Я часто опаздываю на работу (учебу), деловые или личные встречи из-за непредвиденных случайностей в пути

35 Я склонен анализировать свое прошлое, искать причины случившихся несчастий и многократно проигрывать в воображении, как следовало бы поступать ранее

36 Я часто спотыкаюсь при ходьбе

37 Я редко задумываюсь о последствиях своих действий и поведения

38 Я часто в работе действую по шаблону, который себя оправдал в прошлом

39 У меня очень хорошее чувство времени (с точностью до минуты)

40 Меня считают наивным и бесхитростным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак

41 Я часто бью посуду и роняю столовые приборы

42 Приступая к делу, я редко анализирую его негативные последствия

43 Я люблю смотреть футбол и/или хоккей по телевизору

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия

45 Меня отличает от многих пунктуальность

46 Я часто ударяюсь и ушибаюсь о расположенные на моем пути предметы

47 Была бы моя воля, я бы обязал окружающих застраховаться от нанесения ущерба здоровью или имуществу соседям, знакомым, попутчикам и пр., поскольку многие люди безалаберны и неосторожны

48 Я часто вижу "вещие" сны

49 Я прихожу на вокзал задолго до отправления поезда / отлета самолета и пр.

50 Для меня анекдоты редко бывают смешными, т.к. я заранее предполагаю развязку

51 Я всегда могу точно определить, перепрыгну ли я лужу (ручей, яму) или нет

52 Я считаю, что надо мыслить позитивно о будущих событиях и тогда всё будет хорошо

53 Меня часто обманывают

54 Я всегда беру в поездку лекарства.

55 Я считаю, что только эксперты - специалисты в своем деле - могут максимально точно прогнозировать результаты сложившейся ситуации

56 Я часто не могу точно рассчитать расстояние до окружающих предметов и либо не дотягивался до них, либо промахивался, ставя предметы мимо

57 Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем

58 Первое впечатление о человеке самое правильное

59 Я всегда беру в поездку нитки, иголку и ножницы

60 Я обычно чувствую, когда человек прав или ошибается, даже если я не могу объяснить, откуда я знаю.

61 Я думаю, мне бы понравилось играть на бильярде

62 Я легко (ловко) бью комаров и мух

63 Я думаю, мне бы понравилось заниматься борьбой (самбо, дзюдо и пр.), если бы мое тело было в идеальной форме

64 Я согласен с выражением: «не думай ни о чем, что может кончиться плохо»

65 Когда дело доходит до доверия людям, я обычно могу положиться на свои интуитивные чувства.

66 Если кто-либо бросает мне ключи (или иной мелкий предмет), я с легкостью их ловлю

67 Часто меня называют неуклюжим и неловким

68 Я всегда работаю на нескольких работах, чтобы в случае увольнения на одной работе не остаться без средств к существованию.

69 Я легко умею распределять равномерно полученную зарплату на весь месяц, чтобы не брать потом взаймы

70 Моего жизненного опыта вполне достаточно, чтобы планировать свою работу

71 Я умело и точно могу издалека забрасывать мяч в корзину или бумажки в урну

72 Я думаю, мне бы понравилось заниматься боксом, если бы мое тело было в идеальной форме

73 Я считаю, что страховать себя от внезапной смерти или болезни - это пустая трата денег

74 Предательство друзей для меня всегда - неожиданность

75 Я считаю, что жизнь ко мне беспощадна

76 Я думаю, мне бы понравилось заниматься спортивной/художественной гимнастикой, если бы мое тело было в идеальной форме

77 Я думаю, мне бы понравилось бы служить офицером в ВДВ или других "элитных" частях, если бы мое тело было в идеальной форме

78 Нередко я оказываюсь в выигрышном положении по сравнению с другими, потому что раньше их догадываюсь, что может произойти и упреждаю события

79 Я часто волнуюсь по поводу того, что может произойти что-то трагическое со мной или моими близкими

80 Другие мне кажутся счастливее меня

81 Я думаю, мне бы понравилось заниматься фигурным катанием, если бы мое тело было в идеальной форме

82 Иногда мои чувства обостряются, как у животного

83 Я часто бываю предупредительным, оказываю близким знаки внимания и выполняю их желания до того, как они успевают их выказать

84 Я доверяю своей интуиции

85 Думаю, мне понравилась бы работа библиотекаря

86 Я легко вдеваю нитку в иголку

87 Я думаю, мне бы понравился бы страйкбол, если бы мое тело было в идеальной форме

88 Я всегда "действую по ситуации" никогда не планируя наперед

89 Мне не нравятся ситуации, когда мне приходится полагаться только на интуицию.

90 Я верю, что сны всегда сбываются

91 Я думаю, мне бы понравилось заниматься вязанием или вышиванием

92 В опасной ситуации, угрожающей жизни, я часто принимаю правильные решения, и мое тело действует быстро и точно

93 Прогнозировать будущее - бесполезное дело

94 Мне не составляет труда распланировать свой путь и успеть прийти в назначенное место вовремя

95 Мне нравится посещать различные курсы по "бизнес-тренингу" и "личностного роста"

96 Мне нравится игра в боулинг (кегельбан)

97 Обо мне можно сказать, что я - человек склонный к риску

98 Я не думаю, что это хорошая идея - полагаться на свою интуицию для принятия важных решений.

99 Я часто заранее предчувствую ошибочность того или иного коллективного решения

100 Я люблю учиться и часто посещаю курсы повышения квалификации

Вывод: Первичная апробация теста «А-5 - пять видов антиципации у спортсменов» показала его достаточно высокую надежность и валидность в системе психодиагностики спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менделевич, В. Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам / В. Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. -№ 1. - С. 35-40.

2. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. -СПб. : Речь, 2003. - 352 с.

3. McMorris, T. Acquisition and Performance of Sports Skills / Terry McMorris. - West Sussex, England : John Wiley and Sons, Ltd. 2004. - 300 p.

4. Pacini, R. The relation of rational and experiential information processing styles to personality, basic beliefs, and the ratio-bias phenomenon / R. Pacini, S. Epstein // Journal of Personality and Social

Psychology. - 1999. - Vol. 76. - P. 972-987.

REFERENCES

1. Mendelevich, V.D. (2003), "The test of anticipatory consistency (prognostic competence) - an experimental psychological method for assessing readiness for neurotic disorders", Social and clinical psychiatry, No. 1, pp. 35-40.

2. Regush, L.A. (2003), Psychology of forecasting: success in knowledge of the future, Speech, St. Petersburg.

3. McMorris T. (2004), Acquisition and Performance of Sports Skills, John Wiley and Sons, Ltd, West Sussex, England.

4. Pacini, R. and Epstein, S. (1999), "The relation of rational and experiential information processing styles to personality, basic beliefs, and the ratio-bias phenomenon", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 76, pp. 972-987.

Контактная информация: woronoff1960@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2019

УДК 159.9

ВОСПРИЯТИЕ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Анна Васильевна Катасонова, кандидат психологических наук, доцент,

Марина Владимировна Яворская, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Аннотация

В статье рассмотрены особенности восприятия детей с расстройством аутистического спектра. Наиболее информативным и полностью адекватным методом исследования является нейропси-хологический метод, в результате которого возможен анализ особенностей мозговой организации психических функций, а также выявление первичного дефекта, лежащего в основе нарушений развития. Учитывая системное строение высших психических функций, не своевременное развитие одной функции приводит к искажению развития других. Проведенное эмпирическое исследование расширяет представления о специфических нарушениях развития ВПФ у детей с расстройством аутистического спектра. Выявленные факторы станут мишенью при разработки коррекционной программы.

Ключевые слова: восприятие, расстройство аутистического спектра (РАС), нейропсихологи-ческое исследование, высшие психические функции, пространственно-временные функции.

PERCEPTION AND SPACE-TIME PERCEPTIONS AMONG CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Anna Vasilievna Katasonova, the candidate of psychology, senior lecturer, Marina Vladimirovna Yavorskaya, the senior teacher, Pacific State Medical University, Vladivostok

Annotation

The characteristics of perception of the children with autism spectrum disorder are reviewed in the article. The most informative and completely adequate research method is neuropsychological method, due to which the results, the analysis of the specific traits of the brain organization of mental function and identification of primary defect, as a base of development disorder, get possible. Taking into account the systemic structure of higher mental functions, the underdevelopment of one of the functions leads to the distortion of the development of others. The conducted empirical study expands ideas about the specific disorders of the development of higher mental functions among the children with autism spectrum disorder. Revealed factors will become the target when correcting program designing.

Keywords: perception, autism spectrum disorder (ASD), higher mental functions, neuropsycholog-ical study, space-time representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.