Психологические науки
УДК 159.9.072.5
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ЭЙДОС-А» НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНО-СИТУАТИВНОЙ АНТИЦИПАЦИИ
Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В 1993 году, одним из авторов настоящей статьи был разработан и создан психодиагностический рисуночный тест «Эйдос-А» на выявление уровня личностно-ситуативной антиципации. Первая публикация этой психодиагностической методики вышла в 1995 году. За те четверть века, которые использовался тест, тест неоднократно совершенствовался, был выявлен ряд особенностей этой методики и обоснован механизм её «измеряющей способности», базирующийся на механизме переработки информации у человека. Было выявлено, что тест измеряет, помимо личностно-ситуативной антиципации, некую «готовность» и «успешность» действий в экстремальных ситуациях, например, в бизнесе или в спорте.
Ключевые слова: психодиагностика, рисуночный тест, экстремальные ситуации, механизм переработки информации у человека.
PSYCHODIAGNOSTIC PICTURE TEST "EIDOS-A" ON DETERMINING THE LEVEL OF PERSONAL-SITUATIVE ANTICIPATION
Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
One of the authors of this article has developed and created the "Eidos-A" psychodiagnostic drawing test to identify the level of personal-situational anticipation in 1993. The first publication of this psychodiagnostic method took place in 1995. During the quarter of the century that the test was used, the test was repeatedly improved, a number of features of this technique were identified and the mechanism of its "measuring ability" based on the mechanism of human information processing was substantiated. It was revealed that the test measures, in addition to the personal-situational anticipation, a certain "readiness" and "successes" of actions in the extreme situations, for example, in business or in sports.
Keywords: psychodiagnostics, picture test, extreme situations, the mechanism of the human's information processing.
Известно, что механизм переработки информации у человека объясняется принципом сегментарной иннервации. Схемы взаимосвязей сегментов спинного мозга и движений были опубликованы русским врачом Николаем Бернштейном в книге «Основы биомеханики» еще в 1926 году [1]. Головной мозг контролирует двигательные (переднецентральная извилина - Gyrus centralis anterior) и чувствительные (постцентральная извилина - Gyrus centralis posterior) функции человека, в соответствии с так называемой схемой гомункулуса, предложенной Уайлдером Грейвсом Пенфилдом в 1959 году [4].
Многочисленные эксперименты в области синестезии, проведенные авторами настоящей работы, позволили выявить достаточно однозначные соответствия между этапами переработки информации, функциями организма, мышцами (движениями) и мысле-образами. Результатом этих экспериментов стало создание психодиагностического рисуночного теста «Эйдос-А» на выявление уровня личностно-ситуативной антиципации и его коррекция [2]. Изначально предполагалось, что тест должен измерять уровень
интуитивных способностей человека. В процессе апробации методики оказалось, что в ряде случаев, связанных с профессией человека, тест оказывался «нечувствительным» к профессиям не связанными с рисками различного уровня. Таким образом, была выявлена целевая группа тестируемых - это лица, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными ситуациями и рисками различного уровня (военнослужащие, спортсмены, бизнесмены и пр.). Здесь корреляция показателей теста с успешностью профессиональной деятельности оказалась не хуже 1=0,65.
В 2003 году были опубликованы сразу два теста: «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш [5] и «Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности)» В.Д. Менделевича [3]. Что позволило провести корреляции между шкалами нашего и указанных тестов. Соотнесение шкал тестов позволило уточнить ряд вопросов: целевую аудиторию теста и конкретизировать антиципационную способность.
К настоящему времени психодиагностический рисуночный тест «Эйдос-А» на выявление уровня личностно-ситуативной антиципации имеет следующий вид.
Стимульный материал, представленный на рисунке 1, состоит из двенадцати цветных пронумерованных рисунков.
Рисунок 1 - Стимульный материал психодиагностического рисуночного теста «Эйдос-А» на выявление уровня
личностно-ситуативной антиципации
Методика диагностики: испытуемому предлагается выбрать три наиболее понравившихся рисунка и назвать их номера. При выборе рисунков следует руководствоваться исключительно цвето-графическими предпочтениями, но ни в коем случае, не религиозными или культурологическими!
Ключ к выявлению прогностических способностей:
• Рисунки 9, 11, 6 (в порядке убывания) указывают на высокую степень развитости личностно-ситуативной антиципации.
• Рисунки 7, 8, 12, 4, (в порядке убывания) - на среднюю (нормальную) степень развитости Личностно-ситуативной антиципации.
• рисунки 3, 1, 2, 5, 10 (в порядке убывания) указывают на низкую степень развитости личностно-ситуативной антиципации.
Интерпретация данных тестирования: из указанных трех рисунков выбирают тот, который указывает на максимально близкое к высоким значениям.
Примечание: для математико-статистической обработки данных следует использовать следующую шкалу перевода номера рисунка в баллы, как это продемонстрировано в таблице 1.
Таблица 1 - Соответствие уровня личностно-ситуативной антиципации (в баллах) номеру рисунка ___
Уровень Высокий Средний Низкий
№ рис 9 11 6 7 8 12 4 3 1 2 5 10
Балл 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Многолетняя апробация этой психодиагностической методики, показала, что при практическом использовании этого теста надо помнить:
1. Психодиагностический рисуночный тест «Эйдос-А» на выявление уровня лич-ностно-ситуативной антиципации должен применяться в комплексе с другими методиками, с учетом возрастных, личностных, профессиональных и социальных особенностей респондента.
2. Тестирование и интерпретацию данных необходимо проводить только профессионально подготовленному психологу.
3. Всегда помнить об этике психолога.
4. Целевая группа тестируемых - это лица, профессиональная деятельность кото -рых связана с экстремальными ситуациями и рисками различного уровня (военнослужащие, спортсмены, бизнесмены и пр.). В случаях «мирных» профессий (или с лицами, у которых наблюдаются те или иные психические отклонения) тест дает большую погрешность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н.А. Общая биомеханика / Н.А. Бернштейн. - М. : Изд-во ВЦСПС, 1926. -
308 с.
2. Воронов, И.А. Внушение и гипноз в учебе, обороне и нападении / И.А. Воронов // Безопасность и жизнь, ГТК "Русское Видео". - 1995. - № 2-3. - С. 149-174.
3. Менделевич, В. Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) — экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам / В. Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
4. Пенфилд, В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфилд, Л. Робертс. - Л. : Медицина, 1964.
- 264 с.
5. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. -СПб. : Речь, 2003. - 352 с.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1926), General biomechanics, publishing house VCAPS, Moscow.
2. Voronov I.A. (1995), "Suggestion and hypnosis in school, defense and attack", Safety and Life, Russian Video State Concert Company, No. 2-3, pp. 149-174.
3. Mendelevich, V.D. (2003). "The test of anticipatory consistency (prognostic competence) - an experimental psychological method for assessing readiness for neurotic disorders", Social and clinical psychiatry, No. 1, pp. 35-40.
4. Penfield, W.G. and Roberts, L. (1964), Speech and brain mechanisms, Medicine, Leningrad.
5. Regush, L.A. (2003), Psychology of forecasting: success in knowledge of the future, Speech. St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.2019