Научная статья на тему 'Создание электронных учебных курсов один из путей информатизации аграрного образования'

Создание электронных учебных курсов один из путей информатизации аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание электронных учебных курсов один из путей информатизации аграрного образования»

Таким образом, радикальные изменения содержания аграрного образования, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации, сегодня ориентируются на выработку качественно новой модели подго-

товки профессиональных кадров к жизнедеятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно иных, необходимых для этих условий качеств и навыков.

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Дьячков, к.пед.н., доц. Вятской государственной сельскохозяйственной академии

В современных условиях дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без его информатизации, которая становится объективным условием модернизации аграрной экономики. Однако решить эту проблему можно только с такими кадрами, которые готовы к освоению новых информационных технологий. Значит, учить как раньше, по старинке, используя бумажные носители информации нельзя. Молодые люди, которые приходят на смену старшему поколению, уже не могут качественно усваивать новые знания без привлечения компьютерной техники, новых информационных технологий. А это требует разработки новых дидактических средств обучения, таких как электронные учебники, учебные пособия и электронные учебные курсы. Каждое из перечисленных средств, отличается как по содержательной части, так и по методической организации работы с ними.

Электронный учебник - это средство, которое полностью отвечает содержанию изучаемой дисциплины и поэтому при его создании требуется проведение большого комплекса работ, как при подготовке исходных материалов, так и при их обработке, систематизации и оформлении, что требует большого количества времени и сил. Однако новые информационные технологий обновляется очень быстро, поэтому пока электронный учебник создается, он успевает морально устареть и требует серьёзной переработки своего содержания.

Для упрощения процесса создания электронных ресурсов в последнее время всё чаще преподаватели вузов разрабатывают не учебник, а отдельные учебные пособия, которые раскрывают только основные темы или разделы учебной дисциплины. В результате уменьшается объем работ и как следствие уменьшается время их разработки.

Однако написание электронного пособия одним преподавателем - задача тоже достаточно трудоёмкая, поэтому над их созданием трудятся целые творческие коллективы. Кроме того, на практике каждый преподаватель читает не один курс, а несколько, поэтому ему необхо-

димо создавать несколько электронных ресурсов. Для решения этой проблемы мы предлагаем перейти от электронных учебников и пособий к созданию электронных учебных курсов (ЭУК), суть которых сводится к разработке такого ресурса, который охватывает несколько небольших тем или одну, максимум две большие темы. Как показала опытная проверка создание таких ЭУК по силам даже студентам, руководство которыми осуществляет преподаватели, в качестве научных руководителей. Об опыте создания и трудностях реализации ЭУК пойдет речь далее.

В качестве руководителей студенческих коллективов выступают два преподавателя: предметник и информатик, причем участие каждого из них зависит от этапа разработки учебного курса.

Разработка электронного учебного курса начинается с перечня тем по учебной дисциплине (составляется преподавателем-предметником), распределения их среди студентов на добровольной основе и создания шаблона-оболочки для ЭУК преподавателем-информа тиком.

Процесс разработки ЭУК включает несколько этапов.

1. Поиск информации по данной теме.

2. Анализ учебного материала по изучаемой теме.

3. Отбор и структурирование теоретических сведений в логические блоки.

4. Подбор иллюстративного материала, соответствующего содержанию изучаемого материала.

5. Разработка системы упражнений и заданий для самостоятельной работы студентов с целью формирования практических умений и навыков изучения данной темы.

6. Создание тестовых заданий по каждому разделу и итогового теста по всей теме.

7. Оформление разработанных материалов в виде текстового документа с помощью программы Microsoft Office Word 2007.

8. Преобразование текстового документа в набор Web-страниц с помощью программы Adobe Dreamweaver CS5.

9. Форматирование Web-страниц с целью придания им книжного удобного оформления.

10. Отладка исходного кода.

11. Экспериментальная проверка и устранение замечаний.

Все этапы распределяются между преподавателями следующим образом: этапы с 1 по 7 работает преподаватель-предметник и непосредственно руководит студентами; этапы с 8 по 10 преподаватель-Информатик. На последнем этапе в создании ЭУК принимают участие оба преподавателя.

Самыми сложными и трудоёмкими (как показывает опыт разработки ЭУК) являются четвертый, пятый, шестой, девятый и десятый этапы. На первых двух этапах материал найти не очень сложно, т.к. он есть и в Интернете или у преподавателя-предметника, поэтому студенту необходимо этот материал обработать, набрать на персональном компьютере (если он в рукописном варианте), или вместе с преподавателем отсортировать и систематизировать. Как правило, этот материал или плохо проиллюстрирован, или количество иллюстраций «зашкаливает» (к сожалению, мы столкнулись с тем, что по большинству предметов преобладает первый вариант). Поэтому подбор иллюстраций становится проблемой номер один, т.к. чем больше наглядность текстового материала (в этом нам пришлось убедиться при экспериментальной проверке различных вариантов ЭУК), тем лучше студенты усваивают учебный материал. Поэтому при создании курсов мы стремимся, к максимальному применению наглядного материала (в идеале после каждого абзаца желательно показать картинку, фотографию, рисунок).

Выполнение пятого и шестого этапов для студентов осложняется тем, что они не в состоянии на начальном этапе изучения дисциплины предусмотреть и самостоятельно разработать упражнения и самостоятельные задания, поэтому помощь преподавателя-предметника здесь очень нужна. Правда наши студенты находили по многим дисциплинам в Интернете оригинальные идеи в открытом доступе и разрабатывали по ним интересные задания и алгоритмы их решения. Помимо упражнений, в которых прописаны все действия обучаемых, в ЭУК обязательно должны быть включены самостоятельные работы, причем задания в них должны быть похожи на задания в упражнениях. Это позволяет использовать ЭУК как средство обучения студентов, и как средство контроля уровня сформированности практических умений и навыков, в решении данного класса задач. Конечно не каждый студент, создающий

ЭУК в состоянии выполнить эту работу качественно и на хорошем уровне, но стремится к этому и главным побудителем к выполнению это й работы должен стать преподаватель-предметник, который вовремя подскажет, поможет словом и делом.

Перед разработкой тестовых заданий студентов необходимо проинструктировать, какие требования предъявляются к тестам в ЭУК. В итоговом тесте должно быть пятьдесят тестовых заданий, причем они должны быть составлены как повествовательные предложения четырёх типов: 1) один правильный ответ и три неправильных; 2) два, три, четыре правильных ответа и три неправильных; 3) задание на упорядочение ответов, т.е. расстановка их в нужном порядке; 4) задание на соответствие содержит не более трёх вопросов и четырёх ответов, из которых три правильных и только один неправильный. Количество заданий первого типа должно быть 50% (25 заданий) от общего объема в тесте; второго типа - 30% (15 заданий); третьего и четвертого типов должно быть 20% (10 заданий), которые студент распределяет по своему усмотрению. Тестовые задания для итогового теста выбираются из тестов по разделам, которые могут содержать пять или десять тестовых заданий.

Для качественного проведения седьмого и восьмого этапов преподавателю-Информатику необходимо иметь перечень требований к оформлению ЭУК в виде текстового документа и четкий алгоритм перевода этого документа в Web-страницы. Все эти требования необходимо довести до всех разработчиков и проводить приёмку готовых ЭУК, строго проверяя их на соответствие этим требованиям. В нашем вузе для этого были организованы практические занятия консультации силами студентов-старшекурсников, создавших свои ЭУК, в виде обмена опытом с новичками.

Девятый и десятый этапы выполняются под руководством только преподавателя-Информатика, который принимает эстафету от преподавателя-предметника и консультируется с ним по вопросам о наиболее оптимальном представлении информации для студентов. В частности, при разработке ЭУК по философии для одного преподавателя подошел наш стандартный шаблон Web-страниц, а для другого пришлось этот шаблон переделывать в соответствии с его требованиями. Для придания нашим ЭУК формы, приближенной к бумажному книжному варианту мы разработали свою технологию редактирования стандартных представлений Web-страниц: 1) на каждой странице в верхней части размещены пять кнопок выбора

режима работы с ЭУК («Теория», «Практика», «Самостоятельная работа», «Тесты», «Помощь»), в нижней части три основных кнопки: «Вперёд», «Назад», «Вверх» и дополнительная кнопка «Ответы» в режиме самостоятельные работы. Каждый абзац начинается с «Красной строки». Все заголовки, пронумерованы одиночными цифрами без знаков препинания в начале и в конце и размещаются по центру страницы, подзаголовки, названия пунктов и подпунктов начинаются с красной строки и выравниваются по левому краю, сам текст выравнивается по ширине листа. Между абзацами никаких интервалов не допускается, т.е. текст идет не как в Интернете, а как в книге. Все рисунки и таблицы располагаются по центру и снабжаются заголовками, размещёнными по центру.

После создания ЭУК проводится экспериментальная проверка созданного ЭУК и доработка замечаний. Этот этап для разработчиков самый ответственный и требует хорошего владения, как учебным материалом, так и технологией редактирования ЭУК.

В заключение хочется высказать несколько предложений для преподавателей, которые хотят создать свой электронный учебный курс. Не стоит бояться трудностей, которые могут возникнуть при их подготовке. Больше доверять студентам-единомышленникам, которые получают самое ценное - опыт создания Web-страниц, чтобы применить его для разработки электронных учебных курсов по другим учебным дисциплинам.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ

КАДРАМИ

И.А. Семаева, науч. сотр. Всероссийского НИИ организации производства, труда и

управления в сельском хозяйстве

Проблемы формирования высоко результативной комплексной системы обеспечения аграрной отрасли квалифицированными кадрами, пути их перераспределения и оценка эффективности труда остаются на сегодняшний день предметом поиска в интересах повышения доходности сельскохозяйственного производства, развития сельских территорий и усиления продовольственной безопасности страны.

Задачи, которые согласно мировым хозяйственным тенденциям развития, ставит современная экономика перед аграрнопромыш-ленным комплексом сегодня нельзя решить без внедрения и активного использования информационных технологий.

Очевидна прямая зависимость между ростом экономического благосостояния общества и высоким уровнем информатизации как производственных, так и социальных процессов. Переход к высокотехнологичной экономике путем модернизации, в том числе в сфере АПК, обязывает к внимательному изучению опыта высокоразвитых стран.

Так, передовой пример по эффективному внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) демонстрируют государства авангарда. Швеция, Люксембург, Южная Корея, Дания, Нидерланды, Исландия, Швейцария, Япония, Норвегия, Великобритания составляют десятку мировых

лидеров в Рейтинге1 159 стран мира по уровню развития ИКТ. Согласно этому исследованию, проведенному International Telecommunication Union (ITU) [413], в 2008 г. Россия спустилась на 2 позиции и заняла только 48 место.

Модернизация, как двигатель технологических, социальных, экономических преобразований, вносит новые характеристики и в трудовую сферу. Прогрессивные подходы требуют высококвалифицированных специалистов, способствуют дифференциации труда (углублению специализации, гибкой системе оплаты труда, стимулированию и др.) и вместе с тем диверсификации персонала, повышения его мобильности.

Система обеспечения аграрной отрасли, прежде всего, инновационно-ориентированными руководителями и специалистами представляет собой сложную многоаспектную структуру, эффективность действия которой обуславливается сочетанием множества факторов и условий. Ее фундаментом должен служить действенный организационный механизм, который обязан регулировать основные отношения по спросу и предложению труда, его качеству, устранять стандартные системные проблемы и др.

Исходя из оценки масштабов комплекса

1Исследования International Telecommunication Union (ITU) - Международного союза электросвязи (МСЭ) -специализированное учреждение ООН. По состоянию на 09.2010 г. в МСЭ входит 192 страны. Источник: http://www.itu.int/en/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.