Научная статья на тему 'Подготовка професиональных кадров в условиях информатизации аграрного образования'

Подготовка професиональных кадров в условиях информатизации аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка професиональных кадров в условиях информатизации аграрного образования»

ПОДГОТОВКА ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Ловчикова, к.э.н., доц. Орловский государственный аграрный университет

Общепризнано, что конец ХХ и начало ХХ1 в. являются переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Это выражается в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований. Информатизация постепенно охватывает сельское хозяйство и социальную сферу.

Современная Россия, являющаяся одним из центров мировой науки и культуры, не является исключением. Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи; информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества; развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий; в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития; принят и реализуется ряд концептуальных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в наиболее важных областях деятельности человека, общества и государства.

Главным направлением государственной политики в области информатизации становится формирование единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам.

Тем не менее, трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно, но одновременно порождала бы такое разнообразие проблем.

Выделение информации как фактора производства свидетельствует о том месте, которое она стала занимать в процессе общественного воспроизводства в сферах производства, распределения, обмена и потребления созданных

товаров и услуг, а также в процессе становления и развития рыночных принципов и механизмов хозяйствования для установления постоянных хозяйственных связей между всеми участниками экономических отношений. Однако организация, качество и структура информации, степень ее использования отстает от современных требований на потребительском рынке, в том числе, и в системе АПК.

Аграрная наука и агропромышленное производство в целом представляют собой часть народно-хозяйственного комплекса, поэтому информатизация агронауки и агропромышленного производства должна реализовы-ваться с учетом политики формирования единого информационного пространства.

Формирование такой информационной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда на селе, а, следовательно, уровню квалификации кадров. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы аграрного образования.

В свою очередь цель информатизации аграрного образования нельзя рассматривать в отрыве от целей самого образования, которые изменяются по мере развития и усложнения научных знаний, накопления информации об окружающей нас среде. Если несколько десятилетий назад полученного в молодости образования работнику хватало практически на весь период его профессиональной деятельности, то в настоящее время, например, за срок подготовки специалиста в области агротехники и агро-технологий может кардинально измениться состав применяемого оборудования. Без учета этого и других обстоятельств невозможно определить цели, организовать процесс подготовки специалистов и обеспечить его требуемыми ресурсами.

Новые социально-экономические условия развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска иных адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности общества в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в настоящий момент времени утратили свою актуальность, и

стали заметно менее эффективными.

Острую проблему в современных условиях представляет снижение уровня доступности качественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставить далеко не все ВУЗы. Ведущие учебные заведения, обладающие высоким уровнем обеспеченности образовательными ресурсами, в подавляющем большинстве случаев концентрируются в крупных и, прежде всего, в столичных городах, где стоимость жизни значительно выше средней по стране. Таким образом, на пути к получению образования для многих граждан реально возникают труднопреодолимые финансовые барьеры.

В то же время нельзя не заметить того факта, что современный мир практически стал информационно единым благодаря повсеместному применению средств информационно-коммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности. Еще более широки масштабы применения компьютеров и коммуникационных сетей в повседневной жизни.

В этой связи предъявляются значительные требования к системе образования на всех его уровнях. Построение в Российской Федерации информационного общества ставит и перед системой аграрного образования задачу ее информатизации, предполагающей подготовку населения к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышения качества профессиональной подготовки кадров на основе широкого использования современных информационных технологий. Под последними в данном случае понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

В современных условиях аграрное образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение необходимым объемом учебной информации, а как развитие в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации. Изменение социальной практики и соответствующее изменение целей аграрного образования с неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией. Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами

поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. Образование, по сути, является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации. Конечная цель информатизации аграрного образования состоит в расширении и упрощении доступа населения к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении профессиональными кадрами разнообразных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности их подготовки.

Перспективная система аграрного образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизнедеятельности. В итоге аграрное образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности профессиональных кадров к жизни и труду в обществе ХХ1 века. С учетом того, что уже в настоящее время скорости преобразования технологий производства стали опережать темпы смены поколения, необходимо не только совершенствование и дополнительная подготовка, но и неоднократное освоение новых видов деятельности в течение трудовой жизни. Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру, освоение которой может в значительной степени реализоваться за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий.

Таким образом, радикальные изменения содержания аграрного образования, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации, сегодня ориентируются на выработку качественно новой модели подго-

товки профессиональных кадров к жизнедеятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно иных, необходимых для этих условий качеств и навыков.

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Дьячков, к.пед.н., доц. Вятской государственной сельскохозяйственной академии

В современных условиях дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без его информатизации, которая становится объективным условием модернизации аграрной экономики. Однако решить эту проблему можно только с такими кадрами, которые готовы к освоению новых информационных технологий. Значит, учить как раньше, по старинке, используя бумажные носители информации нельзя. Молодые люди, которые приходят на смену старшему поколению, уже не могут качественно усваивать новые знания без привлечения компьютерной техники, новых информационных технологий. А это требует разработки новых дидактических средств обучения, таких как электронные учебники, учебные пособия и электронные учебные курсы. Каждое из перечисленных средств, отличается как по содержательной части, так и по методической организации работы с ними.

Электронный учебник - это средство, которое полностью отвечает содержанию изучаемой дисциплины и поэтому при его создании требуется проведение большого комплекса работ, как при подготовке исходных материалов, так и при их обработке, систематизации и оформлении, что требует большого количества времени и сил. Однако новые информационные технологий обновляется очень быстро, поэтому пока электронный учебник создается, он успевает морально устареть и требует серьёзной переработки своего содержания.

Для упрощения процесса создания электронных ресурсов в последнее время всё чаще преподаватели вузов разрабатывают не учебник, а отдельные учебные пособия, которые раскрывают только основные темы или разделы учебной дисциплины. В результате уменьшается объем работ и как следствие уменьшается время их разработки.

Однако написание электронного пособия одним преподавателем - задача тоже достаточно трудоёмкая, поэтому над их созданием трудятся целые творческие коллективы. Кроме того, на практике каждый преподаватель читает не один курс, а несколько, поэтому ему необхо-

димо создавать несколько электронных ресурсов. Для решения этой проблемы мы предлагаем перейти от электронных учебников и пособий к созданию электронных учебных курсов (ЭУК), суть которых сводится к разработке такого ресурса, который охватывает несколько небольших тем или одну, максимум две большие темы. Как показала опытная проверка создание таких ЭУК по силам даже студентам, руководство которыми осуществляет преподаватели, в качестве научных руководителей. Об опыте создания и трудностях реализации ЭУК пойдет речь далее.

В качестве руководителей студенческих коллективов выступают два преподавателя: предметник и информатик, причем участие каждого из них зависит от этапа разработки учебного курса.

Разработка электронного учебного курса начинается с перечня тем по учебной дисциплине (составляется преподавателем-предметником), распределения их среди студентов на добровольной основе и создания шаблона-оболочки для ЭУК преподавателем-информа тиком.

Процесс разработки ЭУК включает несколько этапов.

1. Поиск информации по данной теме.

2. Анализ учебного материала по изучаемой теме.

3. Отбор и структурирование теоретических сведений в логические блоки.

4. Подбор иллюстративного материала, соответствующего содержанию изучаемого материала.

5. Разработка системы упражнений и заданий для самостоятельной работы студентов с целью формирования практических умений и навыков изучения данной темы.

6. Создание тестовых заданий по каждому разделу и итогового теста по всей теме.

7. Оформление разработанных материалов в виде текстового документа с помощью программы Microsoft Office Word 2007.

8. Преобразование текстового документа в набор Web-страниц с помощью программы Adobe Dreamweaver CS5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.