Проблемы образования
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ю.А. ГОРОХОВА,
заместитель директора Вологодского филиала МУБиНТ по информационным системам в обучении
Информационно-компьютерные технологии все глубже проникают во все сферы деятельности общества, предоставляя новые, более эффективные, возможности для обработки всех видов информации, и являются сегодня главной инфраструктурой, способствующей росту экономики. Информационно-компьютерные технологии дают людям возможность, избавившись от рутинной работы, генерировать новые идеи и претворять их в жизнь.
Очевидно, что становление информационного общества уже влечет за собой радикальные изменения в сфере производства и в сфере бизнеса. Современным выпускникам предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в обществе, где решающую роль играют информация и умение ориентироваться в ней.
Как отмечено в концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, «лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров» [1]. Это свидетельство того, что профессиональное образование не успевает в содержательном плане следовать за быстро изменяющимися технологиями, налицо проблема — устранение разрыва между требованиями, которые предъявляет к специалисту современное информационное общество, постоянно развивающиеся информационные технологии, и его информационно-компьютерной подготовкой.
Высшая школа, решая конкретную задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование информационно-компьютерной готовности специалиста, являющейся неотъемлемым компонентом общей профессиональной готовности выпускника вуза, которая является критерием результативности высшего образования.
Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования содержания и методов информационно-компьютерной подготовки студентов экономических специальностей высших учебных заведений в связи с быстрым развитием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их широким использованием в организации процесса обучения и профессиональной деятельности.
Цель исследования состоит в разработке модели информационно-компьютерной готовности студента экономической специальности и методики формирования ее базового компонента на занятиях по информатике на основе электронного курса, разработанного в единой информационной образовательной среде.
Особенности экономической информации, отображающей социально-экономические процессы, такие как отражение актов производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей, цикличность и обратимость информации, отражение в юридически оформленных документах, предопределили возможность широкого примене-
ния информационно-компьютерных технологий в экономике и соответственно большой потенциальный объем информационно-компьютерной деятельности экономистов.
Социальный заказ на специалиста в области экономики предъявляет требования к знаниям и умениям выпускника экономического вуза в области информационных технологий:
— работать на персональном компьютере — ПК (автоматизированном рабочем месте — АРМ, рабочей станции и т. п.) в условиях «электронного офиса», интегрированной информационной системы, электронной почты, в глобальных и локальных телекоммуникационных сетях;
— совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте (автоматизацию управленческих задач) с использованием новейших технологических и программных средств [2].
Рассматривая деятельность квалифицированного специалиста в области экономики в современных условиях, Е. Л. Федотова выделяет следующие требования к информационно-компьютерным умениям будущего специалиста:
— способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для компетентного выполнения профессиональных задач;
— способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
— готовность к саморазвитию и самообразованию в сфере ИКТ, необходимым для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональной деятельности [3].
Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо формирование определенного уровня информационно-компьютерной готовности будущего специалиста.
В своем исследовании под информационно-компьютерной готовностью специалиста понимаем целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности, находящее отражение в интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сферах личности.
Кардинальные изменения в политической, социальной, культурной, экономической и информационной жизни страны обусловили появление принципиально новой образовательной парадиг-
мы. В данном контексте важнейшей задачей современного образования является рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационно-компьютерных технологий и средств, позволяющих радикально повысить эффективность и качество подготовки специалиста [4].
В формирование информационно-компьютерной готовности вносят свой вклад как информационные дисциплины, так и спецдисциплины, формирующие знания специальных методов и правил формирования, обработки, представления профессионально важной информации, без которых невозможно освоить и компетентно использовать профессионально-ориентированные информационно-компьютерные технологии, поэтому информационно-компьютерная готовность имеет ядро — базовую готовность и надстроечную часть — специальную готовность [5].
Соответствие результатов подготовки специалистов тем требованиям, которые предъявляются сферой их профессиональной деятельности, ее современным и прогнозируемым состоянием, а также обеспечение конкурентоспособности являются основным критерием готовности выпускника вуза. Поэтому в основу выделения компонентов информационно-компьютерной готовности были положены параметры личности из обобщенной модели деятельности Е. Э. Смирновой (знания, умения и навыки, индивидуально-типические параметры личности, установки, ценностные ориентации, мировоззрение), наполнение компонентов определяли на основании анализа информационно-компьютерной деятельности специалистов с экономическим образованием [6].
Анализ исследований, посвященных изучению готовности обучаемого к профессиональной деятельности, а в частности анализ элементов, которые включают в модель готовности студентов к профессиональной деятельности М. И. Дьяченко и Л. Л. Кандыбович [7], позволил нам представить модель готовности специалиста экономического профиля к применению информационных технологий состоящей из трех структурных компонентов: операционального, интеллектуального и побуждающего (см. рисунок).
Операциональный компонент включает знания, умения и навыки, способы действий и поведения, необходимые для решения профессиональных задач с помощью информационно-компьютерных технологий. Содержание данного компонента определили, проанализировав государственные
г
I группа: репродуктивное использование ИКТ
1 г
II группа: умения использовать универсальные ИКТ для решения профессиональных задач в новых ситуациях.
III группа: 33 предметную о( спецдисципли! г Ш, входящие в масть
IV группа: 33 профессиональ ориентированн у /И работы с но ыми ИКТ
Модель готовности специалистов экономического профиля к применению информационных технологий
образовательные стандарты высшего образования по экономическим специальностям.
Операциональный компонент является своеобразным ядром готовности к осуществлению профессионального использования ИКТ. Достаточно полно данный компонент характеризуется в работе Е.А. Ковалевой, которая в его состав включает четыре группы элементов [8].
Интеллектуальный компонент отвечает за сте-пень сформированное™ познавательных умений, а также соответствующего профессии экономиста типа мышления: логического, алгоритмического, системного.
Побуждающий компонент информационно-компьютерной готовности со стоит из э лементов, являющихся регуляторами активности человека.
Ориентировочная часть формируется, когда человек целенаправленно или неосознанно получает определенную информацию о содержании деятельности, задачах и функциях профессионала данной сферы и условиях ее осуществления, что находит дальнейшее отражение в степени осмысления предстоящей деятельности, сосредоточенности на ней. О степени сформированности данного компонента
можго судить по представлениям личности о предстояще й деятельности, по насущной потребности и способности получать и осмысливать профессионально значимую инфор мацию.
Ориентировочный компонент оказывает влияние на мотивационный компонент, заключающийся в положительном отношении к информационно-компьютерной деятельности, образующим своеобразное ядро готовности к ее осуществлению. Направл енность мотивов определяет способ включения личности в объективно существующую действительность, стиль поведения, придает личностную окраску и направленность готовности к осуществлению деятельности [9].
Одной из форм проявления отношения к деятельности является интерес, в данном случае это интерес к информационно-компьютерным технологиям как средству профессиональной деятельности. Интерес выступает как эмоционально окрашенная направленность внимания и действий студента на приобретение теоретических и практических знаний, умений и навыков использования информационно-компьютерных технологий для решения профессиональных задач. В состав побуж-
дающего компонента мы также включили твердое убеждение специалиста в том, что в ситуации наступившей всеобщей информатизации профессиональная деятельность эффективна, результативна, а в скором времени будет единственно возможна только на основе внедрения информационно-компьютерных технологий.
Эмоционально-волевой компонент отвечает за самоконтроль, самомобилизацию, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей. Оценочный обеспечивает самооценку своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам.
При этом все компоненты, обусловливающие готовность будущего специалиста к применению информационных технологий, имеют тесную двустороннюю связь. Так, например, целевые установки, ценностные ориентации и интерес, входящие в побуждающий компонент, создают основу для успешного усвоения теоретических знаний и овладения умениями (операциональный компонент). И, наоборот, в процессе приобретения новых знаний и навыков у студентов формируется установка на определенное отношение к будущей профессии и к роли ИКТ в ней, появляется интерес к осваиваемой деятельности, растет убеждение в ее необходимости для будущей профессии. Успешно решая профессиональные задачи с помощью информационно-компьютерных технологий, студент имеет возможность убедиться в эффективности и необходимости их применения, формируются убеждения.
В процессе приобретения знаний формируется профессиональный тип мышления, познавательные навыки способствуют глубине и качеству приобретаемых знаний.
Развитое алгоритмическое мышление в значительной мере определяет динамику освоения инструментальных средств информационно-компьютерных технологий и их использование, а системное мышление обеспечивает постановку задачи, построение информационно-логической модели предметной области, что само по себе является творческой задачей. Таким образом, становление интеллектуального компонента влияет на развитие операционального компонента.
И, наоборот, развертывая операциональный компонент решением творческих задач информационно-логического моделирования с последующей реализацией компьютерной модели, мы фор-
мируем у студента навыки системного мышления и развиваем алгоритмическое мышление.
Оценочный элемент побуждающего компонента позволяет контролировать ориентацию и видение своего места в профессии.
Выделенные компоненты не исчерпывают всех аспектов информационно-компьютерной готовности будущего профессионала, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески использовать информационно-компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Формирование информационно-компьютерной готовности необходимо начинать с формирования базовой готовности на занятиях по информатике, поскольку она позволяет студентам использовать универсальные информационно-компьютерные технологии при изучении других дисциплин в качестве инструмента для решения самых разнообразных содержательных задач, а также оказывает воздействие на формирование интеллектуального и побуждающего компонента. Способствует развитию аналитических, проективных, рефлексивных умений за счет овладения системно-информационным подходом, формирования алгоритмического и операционного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных решений, что прежде всего определяется спецификой работы за компьютером, требующей анализа результатов своей деятельности.
Для решения задачи формирования базовой информационно-компьютерной готовности необходим инструмент, который способствовал бы развитию всех выделенных компонентов. Таким инструментом является электронный учебный курс по дисциплине «Информатика», разработанный в соответствии с основными дидактическими принципами, с требованиями современной парадигмы образования и размещенный в единой информационной образовательной среде вуза, доступной через сеть Интернет.
Тщательно проработанное содержание курса отвечает за формирование операционального компонента, который включает в себя знания, умения и навыки работы с программными средствами системного назначения, с универсальным программным обеспечением, навыки сетевого общения и поиска информации в сети Интернет, знание наиболее общих возможностей вычислительной техники, видов современных информационных технологий и направления их развития.
Одной из основных задач теоретического блока является воздействие на ориентировочный элемент
интеллектуального компонента и побуждающий компонент. На этапе изучения теоретических тем курса у студентов должно сформироваться представление о месте и роли технологий в современном обществе, в их будущей профессиональной деятельности и твердое убеждение в том, что в ситуации наступившей всеобщей информатизации профессиональная деятельность эффективна, результативна, а в скором времени будет единственно возможна только на основе внедрения информационно-компьютерных технологий. Должны быть заложены основы формирования профессионального мышления путем развития логического, алгоритмического и системного мышления при решении задач, затрагивающих виды представления, измерение информации, системы счисления, основы алгоритмизации.
Положительное отношение к изучению ИКТ, устойчивый и глубокий интерес, проявляющийся в стремлении осваивать новые информационные технологии, формируется на протяжении изучения всех тем курса. На это направлено использование разнообразных элементов, входящих в состав электронного учебного курса.
Структура электронного учебного курса (ЭУК) дает студенту возможность изучать теоретический материал по дисциплине с помощью предложенных ресурсов различного формата и имеет в своем распоряжении рекомендации по поиску и получению дополнительных знаний. Индивидуализируется временной промежуток изучения тех или иных тематических модулей, глубина их освоения, порядок прохождения отдельных элементов. Кроме того, ЭУК предлагают некоторую оправданную избыточность материала с целью возможности выбора наиболее удобного для восприятия формата данных в зависимости от особенностей восприятия и ведущей модальности каждого. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень их начальной подготовки, интересы, потребности.
Самостоятельная работа с учебным курсом формирует познавательные навыки, которые заключаются в умении работать с различными формами представления информации, осуществлять поиск и отбор профессионально значимой информации, использовать средства сетевого общения для обмена опытом с коллегами и получения консультаций.
Каждый студент включается в практическую деятельность, учится ставить, формализовать и решать профессиональные задачи, получая при
этом своевременные консультации от преподавателя. Практические задания построены таким образом, что не дают готовых запрограммированных решений, а заставляют креативно мыслить, находить нестандартное применение полученных знаний в реальной профессиональной ситуации. Эти активные методы дают возможность обучаться в действии, учиться применять свои знания на практике, развивая алгоритмическое мышление и закладывая основы системного мышления.
Вовлеченный в групповую работу, студент становится членом учебного содружества, участвует в совместном создании контента, обмене опытом, знаниями, учится переживать успехи и неудачи товарищей, приобретает социально значимые коммуникационные умения.
Следовательно, создается индивидуальная образовательная среда каждого участника учебного процесса, где он может добывать знания в индивидуальном темпе, выбирать уровень глубины изучения тех или иных вопросов, формировать пор-тфолио своих работ. В своей индивидуальной образовательной среде он, с одной стороны, является полноправным хозяином, с другой стороны, имеет постоянную поддержку преподавателя, играющего роль не транслятора знаний, а путеводителя.
Таким образом, для формирования базовой информационно-компьютерной готовности студента, которая является перовой ступенью в формировании готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, необходимо уделять равномерное внимание формированию всех выделенных компонентов. Только будучи сформированными на достаточно высоком уровне в совокупности, они дают высокий результат подготовки высококлассного конкурентоспособного специалиста, способного эффективно работать в условиях современного информационного общества, так как информационно-компьютерная готовность является существенным компонентом профессиональной готовности будущего экономиста.
Для решения этой задачи необходимо целенаправленное планомерное внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, состоящих из разработанного и проверенного инструментария на основе информационно-коммуникационных технологий, отвечающего дидактическим принципам открытого образования во всех звеньях и направлениях подготовки специалистов для современной экономики в высших учебных заведениях.
Список литературы
1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 3 — 4. 322 с.
2. Экономическая информатика / Под ред. П. В. Конюховского и Д. Н. Колесова. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.: ил.
3. Федотова Е. Л. Формирование готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности: В области юриспруденции: Дис.... канд. пед. Наук. Москва, 2005. 230 с.
4. Благов М. П. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2004. 152 с.
5. Иноземцева Ж. В. Методика организации информационно-технологической подготовки экономиста-менеджера. Дис. канд. пед наук. Тамбов, 1999. 219 с.
6. Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалистов с высшим образованием. Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1977. 136 с.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебн. пособие для вузов. Минск.: Изд-во. БГУ, 1981. 383 с.
8. Ковалева Е. А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Челябинск, 2001 182 с. РГБ ОД, 61:02-13/134-Х.
9. Краснянская Т. М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: Дис...канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. 161 с
10. Кинелев В. Г. Образование в информационном обществе XXI века. Доклад на VII Конференции министров образования государств — участников СНГ: Развитие систем высшего образования и интеграция высшей школы в мировое образовательное пространство; информатизация образовательных систем государств — участников СНГ. 29 мая 2002 г., г. Алматы. URL:http://ito.edu.ra/2002/egida.html.