Научная статья на тему 'Создание электронного хранилища материалов полевых экспедиций и практик: первые итоги реализации проекта'

Создание электронного хранилища материалов полевых экспедиций и практик: первые итоги реализации проекта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание электронного хранилища материалов полевых экспедиций и практик: первые итоги реализации проекта»

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2011. Вып. 4

И. И. Верняев, А. Г. Новожилов

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ХРАНИЛИЩА МАТЕРИАЛОВ ПОЛЕВЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ И ПРАКТИК: ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В 2011 г. началась реализация проекта, целью которого является создание электронного хранилища (архива) полевых материалов экспедиций и студенческих практик. Проект осуществляется при поддержке СПбГУ в рамках Мероприятия 3 «Проведение прикладных научных исследований в области образования» (проект № 0.39.150.2011).

Основная цель НИР — разработка информационной системы архивации материалов полевых практик и экспедиций и внедрение ее в учебный процесс. В настоящее время профессиональное сообщество предъявляет высокие требования к компетенции выпускников университета. Среди этих компетенций одна из основных — знания и навыки работы с современными электронными информационными системами. Мощным механизмом формирования этих знаний и навыков в период обучения может стать внедрение в систему подготовки учащихся информационной системы камеральной обработки и архивации материалов полевых экспедиций и практик.

В ходе экспедиционных практик учащиеся, отрабатывая навыки полевой работы, формируют, как правило, ценные и уникальные научные коллекции. Учащиеся должны с самого начала привыкать к тому, что недостаточно просто собрать, зафиксировать полевой материал, но необходимо качественно его обработать, заархивировать, включить в существующие системы хранения и тем самым сделать полноценным научным фактом, источником информации для обеспечения научного и учебно-научного процесса. При этом следует учитывать, что зачастую существует дефицит учебных часов, отводимых на практику, недостаток учебного времени для полноценной обработки и архивации учебных материалов. Решением может служить объединение в единой системе, с одной стороны, полевой практики и, с другой стороны, архивной, камеральной и музейной практик, практических занятий разного типа. Кроме того, возможно в рамках самой полевой практики уделять необходимое количество учебных часов камеральной обработке, описанию и архивации собираемых коллекций. При условии внедрения предлагаемой информационной системы эту работу можно начинать уже в «поле» — работа с информационной система будет доступна через Интернет. Далее эта работа может быть продолжена в камеральных условиях. Учащийся под руководством преподавателя может выполнять ее в учебном классе в рамках камеральных, архивных и иных практик и практических занятий или удаленно — в качестве самостоятельного учебного задания.

Важным следствием внедрения системы станет то, что полевые коллекции, собранные учащимися и преподавателями в ходе практик (экспедиций), будут доступны для использования в учебном процессе, они могут использоваться как информационная, источниковая база для новых учебных заданий, самостоятельного выполнения учащимися учебных и научных работ. Здесь важен и психологический эффект — ответственность учащихся к ходе практик и камеральных работ увеличится, если они будут знать, что их материалы включаются в информационную систему и станут доступными для использования в научном и образовательном процессе. Возникает эффект завершенности учебного задания, осуществленного в рамках разного типа практик.

Основные требования к разрабатываемой информационной системе архивации и использования материалов практик и экспедиций

Система должна:

1. Позволять обрабатывать и архивировать любые виды полевых материалов: текстовые, изобразительные, картографические, аудио-, фото-, видео- данные. Прежде всего это материалы качественных полевых исследований в рамках исторических дисциплин (этнографические, искусствоведческие, регионоведческие практики и экспедиции), филологии (фольклорно-этнографические практи-

© И. И. Верняев, А. Г. Новожилов, 2011

ки и экспедиции), географии и социологии (полевые исследования и практики в рамках социальной антропологии и др.).

2. Предоставлять возможность удаленного заполнения, редактирования и просмотра данных как во внутриуниверситетской сети, так и через сеть Интернет.

3. Обеспечивать многопользовательский режим.

4. Обеспечивать различные уровни доступа — от возможности неограниченного редактирования и просмотра до ограниченного просмотра отдельных сегментов данных.

5. Иметь относительно простой и интуитивно понятный интерфейс.

6. Обеспечивать широкие возможности многоаспектного поиска.

7. Обеспечивать возможность дальнейшего расширения, в частности, добавления новых классификаторов — для архивации материалов практик по разным учебным дисциплинам.

8. Обеспечивать возможность переноса данных в другие системы — например, в тематические электронные коллекции.

На первом этапе реализации НИР в соответствии с планом работ решались две задачи: 1) анализ содержания, структуры и организации хранения полевых материалов в ведущих организациях, проводящих полевые исследования в гуманитарной сфере (этнографические, регионоведческие, географические, фольклорно-этнографические, устно-исторические полевые экспедиции); 2) на основании изучения хранилищ полевых материалов и анализа существующих проблем в их организации разработка структуры информационной системы хранения полевых материалов практик и экспедиций гуманитарного профиля.

С целью решения первой задачи:

1) осуществлена командировка в Московский государственный университет для изучения архивного хранения полевых материалов на кафедре этнологии исторического факультета;

2) исследована структура и система хранения полевых материалов в архиве ведущего в России учреждения этнографического профиля — в Российском этнографическом музее (РЭМ);

3) исследована структура и система хранения полевых материалов на кафедре политической географии и региональной политики факультета географии и геоэкологии СПбГУ;

4) исследовано электронное хранение и представление полевых фольклорно-этнографических материалов в медиа-архиве филологического факультета;

5) проанализирована система организации хранения полевых материалов по этнографии, регио-новедению и устной истории на историческом факультете СПбГУ;

6) исследована организация хранения полевых материалов искусствоведческих и архитектурноисторических экспедиций и практик исторического факультета СПбГУ.

В большинстве исследованных хранилищ пока не созданы электронные информационные системы хранения полевых материалов экспедиций и практик гуманитарного профиля. Исключением является только информационная система фольклорного медиа-архива филологического факультета.

Наиболее систематичное хранение полевых материалов в изученных хранилищах осуществляется в Российском этнографическом музее (РЭМ). Хранение организовано в соответствии с требованиями архивного ведомства. Ведутся описи поступающих на хранение материалов. Поисковая система имеет вид «бумажной» картотеки собирателей. В карточке указываются сведения о фондообразова-теле, номера и название дел. В фотоархив РЭМ сдаются на хранение не все фотоизображения, а только те, которые возможно использовать для экспонирования. В РЭМ разрабатывается электронная система хранения, формируются классификаторы: географический, этнический, по собирателям, тематический. Однако эти работы пока не завершены. В разрабатываемой нами модели полевого архива опыт РЭМ полностью учтен.

На кафедре этнологии МГУ и кафедре политической географии и региональной политики СПбГУ полевые архивы находятся в менее систематизированном виде. Значительная часть материалов не архивирована и находится в руках сотрудников-собирателей этого материала. Единой системы учета и хранения и электронных систем не создано, но разрабатываются соответствующие планы. С сотрудниками кафедры этнологии МГУ проведено рабочее совещание, на котором скоординированы мнения о модели ИС полевого электронного архива, московские коллеги выразили большую заинтересованность в ведущихся в СПбГУ работах в этом направлении. Наработанный в МГУ опыт учтен в настоящем проекте.

На историческом факультете СПбГУ полевые материалы хранятся в полевом архиве, силами студентов создаются электронные версии всех видов материалов. Кроме того, создаются описи материалов, разрабатываются классификаторы. Полноценной электронной системы пока не создано.

В результате проведенного исследования выяснилось, что один из недостатков организации «физического» хранения, присущим различным хранилищам, — это отсутствие связей между материалами разного типа. Так, например, текстовые материалы той или иной экспедиции (тетради полевых записей) Российского этнографического музея попадают в полевой архив, а фотоматериалы той же экспедиции — в фототеку. Связи, существующие между текстовыми блоками и фотокадрами одной экспедиции, оказываются частично утраченными, поиск необходимого материала затруднен, единый по сути полевой фонд оказывается разобщенным. Подобная ситуация присуща и другим хранилищам полевого материала (эта задача в определенной мере решена только в информационной системе фольклорного архива факультета филологии СПбГУ). При разработке структуры электронного хранилища материалов практик и экспедиций этот недостаток существующих хранилищ учтен и устранен.

Системно работы по оцифровке полевых материалов и созданию информационных систем ведутся только на филологическом факультете СПбГУ (кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках, кафедра русской литературы). Информационная система состоит из трех баз данных: звуковой (интервью, фольклорные записи), текстовой (рукописные записи), фотоматериалов. Благодаря единой системе шифрования между материалами разного типа установлена корреляция. Создаваемая система специализирована для организации фольклорных данных. Для этого архива ключевым при описании материала и организации поиска является классификатор по жанрам фольклора. Работы ведутся в локальной сети, избранная часть материалов представлена на сайте (Ы:1р://^г«гге folk.ru).

На основании изученного опыта различных хранилищ разрабатывались структура и модель информационной системы. При этом разработчики ставили целью создание достаточно универсальной системы, ограничившись «верхним уровнем» описания и каталогизирования полевых материалов. При дальнейшей специализации информационной системы возможно дописывать соответствующие модули, вводить новые классификаторы для более глубокого учета и описания полевого материала в зависимости от особенностей той или иной дисциплины.

В результате исследования локальных архивов полевых материалов выявлена возможность их интеграции на уровне электронного хранилища. В качестве ядра информационной системы выбрана свободно распространяемая система управления контентом Drupal. Эта система достаточно широко используется и хорошо зарекомендовала себя в решении широкого круга задач. В ходе дальнейших работ потребуется разработать специализированные программные модули. ИС будет поддерживать многопользовательский доступ к материалам, многоуровневую фасетную классификацию, работать с различного типа мультимедиа информацией, такой как изображения, аудио и видео данные. Система Drupal предоставляет возможность удаленного заполнения, редактирования и просмотра данных как во внутриуниверситетской сети, так и через сеть Интернет; система обеспечивает многопользовательский режим; система обеспечивает различные уровни доступа; система должна обеспечивать широкие возможности многоаспектного поиска.

В проектируемой информационной системе нами выделены несколько категорий материала, образующих полевые коллекции: текстовые коллекции, коллекции аудиоматериала, коллекции фотоматериала, коллекции изобразительного материала (планы, чертежи, рисунки, картографические материалы), коллекции видео-материала, коллекции вещевого материала.

Каждая коллекция привязана к собирателю (сотруднику отряда), а собиратель в свою очередь — к «полевому отряду» (экспедиции), в рамках которых производился сбор коллекции. Соответственно в информационной системе ведется каталог «Полевые отряды» и каталог «Сотрудники отряда / собиратели». Отряд/экспедиция описывается в следующих полях — полное название отряда, сокращенное название отряда на латинице, период работы, место работы, руководитель, сотрудники отряда, исследуемые этнические группы, комментарии. Каждый сотрудник характеризуется в следующих полях: ФИО, дата рождения, пол, статус на момент полевых работ, комментарии.

Все единицы хранения, входящие в выделенные выше коллекции, описываются в ИС по примерно одинаковому набору полей с некоторыми вариациями по тем или иным коллекциям. Это «стандартный набор» составляют следующие поля:

1. Архивный номер единицы хранения: архивный номер генерируется автоматически по следующему формату — категория коллекции (текстовая, фото, видео и др.), сокращенное название отряда на латинице, год работ, фамилия сотрудника на латинице, порядковый номер единицы хранения в данной коллекции. Пример: РНОТО-№уе1-2005-1уапоу-231.

2. Полевой отряд (выбор соответствующей записи из списка прежде заполненного (пополненного) каталога полевых отрядов).

3. Сотрудник отряда/собиратель (выбор из предварительно заполненного списка сотрудников данного полевого отряда).

4. Место фиксации/сбора описываемой единицы хранения (административный район — выбор из списка; населенный пункт — здесь предусматривается возможность привязки к электронной карте).

5. Темы (присваивается тематический индекс из стандартного тематического классификатора — этнографического, искусствоведческого, фольклорного или др. — возможно одновременное использование нескольких тематических классификаторов, разработанных и принятых в разных дисциплинах, субдисциплинах и научных школах).

6. Ключевые слова (в отличие от выбора из стандартного тематического классификатора свободно присваиваются собирателем/архивариусом для более точной тематической характеристики описываемой единицы хранения).

7. Этническая группа (выбор из стандартного этнического классификатора, за основу может быть взят этнический классификатор Российского этнографического музея).

8. Файл — цифровой оригинал или цифровая копия единицы хранения (текстового документа, фотографии, аудиозаписи, видеозаписи, цифровой копии иных изображений). Название генерируется автоматически и совпадает с архивным номером единицы хранения.

9. Описание (как правило, запись из соответствующего полевого дневника-описи, характеризующая данную единицу хранения — аудиозапись, фото, видеофрагмент, изображение и др.

10. Место физического хранения единицы хранения (шкаф, полка, коробка).

11. Связь данной единицы хранения с другими материалами внутри той же коллекции или в других коллекциях этого же сотрудников отряда или других сотрудников — устанавливается ссылка на связанные материалы. Эта опция ИС дает возможность сохранить межколлекционные и внутрикол-лекционные связи между единицами хранения и тем самым обеспечить целостность всего материала, аккумулированного в ходе экспедиционных работ тем или иным сотрудником и/или полевым отрядом.

12. Комментарии.

Кроме указанного набора стандартных полей для всех категорий коллекций, для отдельных категорий вводятся специфические поля. Так, для описания текстового документа в текстовой коллекции дополнительно вводится поле «Тип текстового документа» (варианты: тетрадь полевых записей, копия архивного документа, полевой отчет и др.), для описания единицы хранения «Аудиозапись» соответствующей коллекции вводится ряд полей, характеризующих «Информанта» (ФИО, год рождения, место жительства, этническая принадлежность), вводится поле «Файл расшифровки» и др.

При необходимости для нужд тех или иных дисциплин, субдисциплин, научных коллективов система позволяет вводить новые категории коллекций полевого архива, например, отдельно вести коллекцию полевых интервью, коллекцию зафиксированных в поле произведений тех или иных фольклорных жанров, коллекцию GPS-материалов и др.

При проектировании системы разработана первичная версия стандартного классификатора ИС для описания коллекций полевого этнографического материала. При разработке классификатора учтен опыт ведущих этнографических учреждений. При адаптации системы к полевым данным иных гуманитарных дисциплин возможна разработка других классификаторов, модель системы допускает использование разных и нескольких классификаторов.

В разработанной модели ИС включены два варианта шеЬ-интерфейса: 1) шеЬ-интерфейс архивариуса; 2) шеЬ-интерфейс пользователя.

В ходе заполнения и редактирования ИС архивариус принимает полевые материалы на хранение, вносит их в базу данных ИС, соответственно маркируя их в электронном виде и физически архивными номерами.

Пользователю предоставлена возможность разнонаправленного поиска в базе данных архива по различным признакам и их сочетаниям.

Пользователь, например, может искать все материалы определенного отряда или того или иного собирателя, искать по тематическим индексам (этнографическим темам), по этническим группам, по ключевым словам. Можно сочетать запрашиваемые параметры. Разрабатывается также возможность поиска внутритекстовых материалов (текстовые документы, расшифровки интервью), загруженных в базу архива.

Предусматривается, что описание материалов в базе архива будет находиться в открытом доступе на шеЬ-сайте. Доступ к самим материалам — цифровым текстам, изображениям, видеофрагментам и др., будет предоставляться зарегистрированным пользователям по усмотрению разработчиков. Электронная система архива должна предоставлять его создателям возможность определять политику открытости архива и контролировать уровень и круг доступа к первичным материалам. Тут могут быть разные решения: от полной открытости архива до доступа только для сотрудников соответствующей исследовательской группы.

Таким образом, на первом этапе реализации проекта решены его основные задачи: проведен анализ ряда аналоговых (физических) архивов и при соответствующих ИС (при их наличии), выявлены основные проблемы и задачи, стоящие перед локальными архивными хранилищами, выбрана базовая платформа для информационной системы, осуществлено проектирование ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.